Циркуляр о кухаркиных детях чему способствовал
Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»: ошибка, стоившая страны
История России знает тысячи указов, сотни законов, десятки манифестов, но попробуйте вспомнить ещё хотя бы один «циркуляр», который удостоился бы упоминания в учебниках. А между тем, составленный министром просвещения Деляновым документ называют сейчас одним из важнейших за всё правление Александра III. Такова сила пропаганды, причём не царской, а революционной.
История появления документа
На самом деле, Делянов совершенно не собирался ограничиваться принятием внутренней бумажки с сомнительной юридической силой, которой и является любой циркуляр. Иван Давыдович предлагал императору проект полновесного закона о запрете приёма в гимназии детей из любых сословий, кроме купечества, духовенства и дворянства.
Любопытно, что при Александре II Делянов слыл вполне либеральным сановником, был заместителем министра просвещения при разработке прежнего Университетского устава, затем преобразовал Императорскую публичную библиотеку. Его назначение на пост министра в 1882 году выглядело не сворачиванием, а продолжением прежней линии правительства на демократизацию образования.
Делянов, Иван Давыдович (1818-1897)
Однако, как и многие чиновники, Иван Давыдович с годами проявил самый живучий в этой среде недостаток – приспособленчество.
Попутно же в стране открывались промышленные, ремесленные и даже химико-технические училища. Так что «кухаркиных детей» вовсе не вычёркивали из системы образования, а, напротив, предоставляли возможность получить профессию, более соответствующую не только положению в обществе, но и духу времени.
Императорское Московское Техническое Училище. Химическая лаборатория. 1899 год.
Кроме того, циркуляр не предписывал исключать студентов из гимназий на основании их происхождения, да и не содержал строгого запрета на приём новых учеников из низших сословий. В документе есть оговорка «за исключением одарённых гениальными способностями». Для таких детей была особая квота, причём их не только принимали в гимназии, но и обучали в этих платных учебных заведениях за казённый счёт.
Перевернуть с ног на голову
Однако все эти подробности не интересовали «пламенных борцов с режимом». Как документ просочился в либеральную печать не вполне понятно, но его тут же возвели в ранг определяющего государственную политику в области образования и окрестили «секретным», хотя циркуляры ни министерства просвещения, ни других учреждений и прежде никогда не публиковались.
Последним обстоятельством, вероятно, объясняется и тон, в котором написан документ. Именно пренебрежительное перечисление «кучеров, поваров и мелких лавочников» так возмутило оппозицию. Между тем, если бы версию готовили для печати, формулировки наверняка были бы аккуратнее.
На государство тут же начали нападать: мол, делят людей на первый и второй сорт, ограничивают свободу и т.п. Именно в прессе документ окрестили циркуляром «о кухаркиных детях» (что интересно, они-то в перечислении как раз и не упоминались). Всячески раздувая значение этой бумажки, оппозиция настраивала народ против царя и правительства. Неслучайно позже Ленин в своём хрестоматийном выражении доверит управление государством именно кухарке.
При этом неумолимая статистика говорит, что на самом деле за время правления Александра III доля представителей высших сословий в университетах сократилась с 75% до 52%, в мужских гимназиях на 1898 год составила 57%, а в женских и вовсе чуть больше 51%.
Иными словами, циркуляр Делянова никак не затормозил процесс получения образования «кухаркиными детьми», зато с лёгкой руки оппозиционеров серьёзно подпортил имидж правительства и действительно приблизил падение империи. Министр просвещения заблуждался: настоящую угрозу стране несли не те, кто стремился поступить в гимназию, а те, кто давно закончил университет, и использовал полученные знания, чтобы манипулировать низами.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Циркуляр о кухаркиных детях» и крушение империи
«Циркуляром о кухаркиных детях» 130 лет назад возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи, но не это возмущение привело к революции, а некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.
1 июля 1887 г., в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования». Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал, тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. В истории России этот документ утвердился, как « Циркуляр о кухаркиных детях».
Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение общественности вызывал вот этот фрагмент:
«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Можно видеть, что о «кухаркиных детях» здесь речи нет, однако социальная дискриминация прослеживается. Получалось, что, если ты родился в бедной семье кучера, лакея, повара или прачки, тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом детям не следует, и стремиться к образованию им не положено.
Сейчас пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.
Действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, показывающих, что правительство работает именно в этом направлении. В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. — реальными техническими училищами. В 1888 г. повсеместно учреждаются промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Реформа среднего технического образования в России шла долго и муторно, почти полвека.
Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии, есть же и другие заведения, есть выбор, иди куда хочешь. В ремесленном училище и сам выучишься, и государству польза будет.
Устный счет в школе в 1895 г.
Однако на самом деле прорыва не случилось, и эти реформаторские шаги в техническом образовании не принесли настоящей пользы государству.
Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».
Золотые слова, и сказаны вовремя — похоже, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы воспитать «мастеров». Должна была заработать система образования, дающая государству «гениев»- генераторов идей, и грамотных «исполнителей», «мастеров», занимающихся непосредственно производством. Ждали, что система будет работать, но система почему-то не работала, не смотря на то, что есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила. Дело в том, что страну поразил первый кризис индустриализации, при котором обнаружилась нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.
Циркуляр о «кухаркиных детях», призванный сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию, к той самой сфере обучения, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих ясно ставить задачи производства перед рабочими, свободно излагать свои мысли, то есть работать с людьми. За тринадцать лет действия циркуляра о «кухаркиных детях», отказывающего в среднем образовании большой социальной группе населения, привёл к ощутимому дефициту грамотных управленческих кадров на производстве.
На социальную дискриминацию откликнулись «народники», отправившиеся «в народ», в сёлах возникали частные деревенские школы, воскресные школы для взрослых и детей, устраивали воскресные чтения, ради просвещения селян. Недовольство социальной дискриминации росло и в городах, его поддерживали и направляли в нужное русло революционеры разных политических направлений. Протестные устремления общества сформулировал В.И. Ленин в тезисах: « Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». Требовали этого не только большевики, сколько сама экономическая жизнь и ежедневное, будничное малое и среднее производство.
Циркуляр «О кухаркиных детях»
Циркуляр о кухаркиных детях (Доклад о сокращении гимназического образования) был издан 18 июня 1887 года министром просвещения Деляновым. Документ являлся продолжением контрреформ Александра 3. Циркуляр не был официальным законодательным актом. Это была инструкция, предназначенная исключительно для руководителей учебных заведений, и которая исключительно благодаря случайности стала известна широким массам. По традиции того времени любое решение министерств адаптировалось под губернию и публиковалось в газете. Касалось это исключительно общедоступных распоряжений. Одесский генерал-губернатор по неизвестной причине опубликовал в «Одесских ведомостях» текст Доклада и дал его комментарии.
Руководители гимназий и прогимназий должны понимать, что принимать на учебу можно исключительно тех, кто обладает необходимыми характеристиками в попечительстве домашнем. В результате кратчайшие сроки гимназии избавятся от таких студентов как дети кучеров, лакеев, лавочников и других им равных. Исключение могут составлять только гениальные люди. Остальным нужно объяснять, что высшее образование для них не является необходимым, и что они должны поступать в не такие престижные учебные заведения ведь образование для них не важно.
Выдержка из циркуляра о кухаркиных детях
Суть циркуляра
Выше приведен фрагмент циркуляра, который вызывал наибольшие противоречия в народе. Как видно из фрагмента, в самом документе нет ни слова именно детях кухарок., но подобные формулировки использовались Сокольским при публикации в «Одесском вестнике».
Доклад был продолжением теории официальной народности и строился на принципах самодержавия, православия и народа. Обучение сводилось прежде всего к поддержке самодержавия, когда главное учебных заведений было не столько дать знания, сколько привить студентам патриотизм.
Реакция населения
Циркуляр о кухаркиных детях 1887 года после публикации его в Одесских ведомостях был негативно воспринят обществом и всеми его кругами. Однако, критика циркуляра у либералов и консерваторов значительно отличалась:
Несмотря на то что циркуляр действовал всего 13 лет и не был полностью реализован из-за гласности, этот доклад активно обсуждаются и сегодня. Во многом это связано с трактовкой этого исторического документа в эпоху СССР. Циркуляр активно использовался советскими историками для демонстрации факта, что в Российской Империи существовал четкий классовый принцип, когда низшие слои не обладали никакими привилегиями. В результате даже в эпоху СССР возникла такая поговорка, что страной должна уметь управлять даже кухарка. Это был прямой отсылка циркуляру 1887 года.
Основная причина критики доклада в эпоху правления Александра 3 заключалась в том, что циркуляр противоречил положению закона от 30 июля 1871 года, согласно которому в России не существовало сословного принципа комплектования учебных заведений. Поэтому теоретически высшее образование мог получить любой человек.
Историческое значение
Очень важно отметить, что историческое значение рассматриваемого циркуляра не является таким однозначным, как об этом принято говорить. Правительство, безусловно, стремилось изменить сословный состав ВУЗов, однако из-за возникшей огласки добиться этого не удалось. В итоге циркуляр о кухаркиных детях свелся к следующим последствиям и изменениям в системе образования России конца 19 века:
Удивительно, что циркуляр, который никогда не был официальным законом Российской Империи, и просуществовавший всего 13 лет (отменен в 1900 году), обсуждается уже более столетия. Как говорилось выше, во многом это связано с интерпретацией этого доклада в эпоху СССР. Мы не будем рассматривать правильность этой трапеции, а приведем только одну статистическую выкладку. В 1897 году в гимназиях была проведена перепись, согласно которой доля дворян среди всех студентов составляла всего 22,8%.
Как «Циркуляр о кухаркиных детях» привёл к крушению империи
«Циркуляром о кухаркиных детях» 130 лет назад возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи, но не это возмущение привело к революции, а некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.
1 июля 1887 г., в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования». Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал, тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. В истории России этот документ утвердился, как «Циркуляр о кухаркиных детях».
Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение общественности вызывал вот этот фрагмент:
«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
«Нужны профессионалы»
Можно видеть, что о «кухаркиных детях» здесь речи нет, однако социальная дискриминация прослеживается. Получалось, что, если ты родился в бедной семье кучера, лакея, повара или прачки, тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом детям не следует, и стремиться к образованию им не положено.
Сейчас пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.
Действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, показывающих, что правительство работает именно в этом направлении. В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. — реальными техническими училищами. В 1888 г. повсеместно учреждаются промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Реформа среднего технического образования в России шла долго и муторно, почти полвека.
Через год после циркуляра о «кухаркиных детях», реальные училища стали полноценными учебными заведениями. В 1888 г. завершилась многоступенчатая реформа, которая наконец-то снабдила Российскую империю средними учебными заведениями технического профиля, их выпускники получили право поступать в университет. Правда, только на физико-математический или медицинский факультет.
Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии, есть же и другие заведения, есть выбор, иди куда хочешь. В ремесленном училище и сам выучишься, и государству польза будет.
Устный счет в школе в 1895 г.
Кризис управления
Однако на самом деле прорыва не случилось, и эти реформаторские шаги в техническом образовании не принесли настоящей пользы государству.
Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».
Золотые слова, и сказаны вовремя — похоже, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы воспитать «мастеров». Должна была заработать система образования, дающая государству «гениев»- генераторов идей, и грамотных «исполнителей», «мастеров», занимающихся непосредственно производством. Ждали, что система будет работать, но система почему-то не работала, не смотря на то, что есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила. Дело в том, что страну поразил первый кризис индустриализации, при котором обнаружилась нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.
Циркуляр о «кухаркиных детях», призванный сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию, к той самой сфере обучения, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих ясно ставить задачи производства перед рабочими, свободно излагать свои мысли, то есть работать с людьми. За тринадцать лет действия циркуляра о «кухаркиных детях», отказывающего в среднем образовании большой социальной группе населения, привёл к ощутимому дефициту грамотных управленческих кадров на производстве.
На социальную дискриминацию откликнулись «народники», отправившиеся «в народ», в сёлах возникали частные деревенские школы, воскресные школы для взрослых и детей, устраивали воскресные чтения, ради просвещения селян. Недовольство социальной дискриминации росло и в городах, его поддерживали и направляли в нужное русло революционеры разных политических направлений. Протестные устремления общества сформулировал В.И. Ленин в тезисах: «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». Требовали этого не только большевики, сколько сама экономическая жизнь и ежедневное, будничное малое и среднее производство.
Кухаркины дети. Самый циничный закон Российской империи
30 июня 1887 года увидел свет один из самых мерзких нормативных актов Российской империи, а именно циркуляр «О сокращении гимназического образования», печально известный как «Закон о кухаркиных детях».
Создателем циркуляра был консервативный министр просвещения Делянов, за спиной которого угадывалось жаркое дыхание Александра III, уже успевшего прославиться «ананасным манифестом», в котором он перечеркнул большинство демократических начинаний своего покойного папеньки.
Новый циркуляр рекомендовал принимать в гимназию
«только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».
Под ручательством подразумевался достаточный денежный доход родителей и определенное социальное положение. Дальше циркуляр откровенно объяснял причины таких нововведений:
«при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии (подготовительной) освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве что одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
Проще говоря, детям из низших сословий в гимназии были не рады, даже если родители наскребали достаточно денег для их обучения.
Почему такое особое внимание к гимназии? Дело в том, что именно она давала качественное гуманитарное образование и право поступать в университет — то есть была крутым социальным лифтом. Гимназическая программа была трудна, только для первого класса требовалось подготовка современного третьеклассника и занятия с репетитором.
В программе обучения было много гуманитарных дисциплин, глубокое изучение современных иностранных, и, главное, классических мертвых языков: древнегреческого и латыни. Гимназия готовила будущих управленцев, потенциальных профессоров, расширяла кругозор.
Потому правительство посчитало, что мужичью такое элитарное образование ни к чему. Для них оставались народные и приходские школы, реальные и коммерческие училища, после которых можно было стать каким-нибудь мелким конторщиком или, например инженером-путейцем, но лезть в сферу управления, юриспруденцию или вещать с кафедры перед студентам – извините, рылом не вышли.
Сам император лично оставил свою резолюцию на судебном показании крестьянки, сообщавшей, что ее сын хочет учиться: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!».
Множеству таких «мужиков» эта резолюция сломала жизнь, хотя случались и счастливые истории. Каждый читатель знаком с человеком, сумевшим обойти позорный циркуляр – это наш знаменитый детский поэт, лингвист и переводчик Корней Чуковский, который на момент принятия закона был простым одесским парнишкой, сыном прачки Колей Корнейчуковым. Мальчик был исключен из гимназии и вынужден был пробивать себе дорогу, пробуя себя в журналистике и самостоятельно изучая по книгам английский язык.
Циркуляр не имел силы закона, обязательного к исполнению, он только настоятельно рекомендовал определенную стратегию поведения, угодную власти, и развязывал руки гимназическому начальству, которое получило законную возможность не принимать в гимназии и выгонять оттуда «неблагонадежных» детей. Кроме того, после циркуляра был закрыт прием в прогимназию, и если дети из состоятельных семей могли спокойно готовиться к поступлению с репетитором, то у «кухаркиных» детей такой возможности не было, а уровня обычной народной школы для этого было недостаточно.
Н. П. Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895. Редкий случай школы для народа, где неравнодушные преподаватели применяли творческий подход и учили детей крестьян решать сложные задачи
Чиновникам, написавшим этот закон не было дела до сыновей обслуги, а интересам страны, входящей в новый век и требующим притока свежей крови и интеллектуалов из народа они предпочли старое доброе «запретить и не пущать». Возможно, так они защищались от конкуренции молодых голодных, играя на царском страхе. А может, действительно считали, что вечное консервирование темного болота народной безграмотности способствует сохранению государства. В любом случае решение было глупым — как раз условные прачки и лакеи не особо интересовались революцией, их желание пропихнуть детей в гимназию носило чисто практический характер — дать детям «чистую» профессию.
Эффект был обратным: циркуляр вызвал ропот в просвещенной среде и стихийные протесты, а многих думающих людей он навсегда оттолкнул от желания сотрудничать с правительством и повернул в сторону революции.