Цитатный план рассказа что это

Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов.

Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что это

У цитатного же имеется несколько особенностей:

Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.

Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что это

Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

пропущенные слова заменяются многоточием.

Пример готового цитатного плана

Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что это

В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:

«Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».

«Была не была, сделаю, как она велела».

«…приковали Степана на … цепь…».

«Ну, … пойдём смотреть моё приданое».

«…я человек рабочий, простой».

«Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».

«Сперва вольную пиши, потом стараться буду. ».

«Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».

«… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».

«А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».

Источник

Цитатный план

Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что это Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что это

Всего получено оценок: 437.

Всего получено оценок: 437.

В школьной практике часто составляют планы или цитатные планы. В чем их различия, что такое цитатный план – об этом вы узнаете в данной статье.

Понятие

Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения.

Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении.

Собственные мысли и рассуждения по поводу происходящего в произведении отсутствуют.

Зачем нужен цитатный план

С помощью цитатного плана можно передать краткое содержание произведения. Помимо этого, с помощью цитат можно раскрыть авторский язык, следовательно, и авторское отношение к описываемому.

Цитатный план подразумевает прямое цитирование текста, фрагменты которого наиболее точно и ярко выражают основную мысль всего произведения или отдельного эпизода.

Отсутствие мыслей пишущего цитатный план по поводу описываемого в произведении позволяет передать краткое содержание без прикрас, не выражая собственного отношения к действиям героев и происходящему в целом.

Как составить цитатный план

Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.

Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что этоРис. 1. Составление цитатного плана

Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.

В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.

Чаще всего используются словосочетания и предложения.

Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что это

Что мы узнали?

Цитатный план – это план произведения, оформленный в виде цитат из самого произведения. Рассуждения человека, составляющего цитатный план, отсутствуют, наблюдается констатация фактов и действий, которые происходили в произведении. С помощью цитатного плана передается краткое содержание, а также авторский язык и авторское отношение. Цитаты, расположенные в той последовательности, в которой они встречаются в оригинальном произведении, помогают выразить основную мысль произведения. Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста.

Источник

Что это — цитатный план? Это залог самостоятельного сочинения!

Зачем нужен цитатный план

С помощью цитатного плана можно передать краткое содержание произведения. Помимо этого, с помощью цитат можно раскрыть авторский язык, следовательно, и авторское отношение к описываемому.

Цитатный план подразумевает прямое цитирование текста, фрагменты которого наиболее точно и ярко выражают основную мысль всего произведения или отдельного эпизода.

Отсутствие мыслей пишущего цитатный план по поводу описываемого в произведении позволяет передать краткое содержание без прикрас, не выражая собственного отношения к действиям героев и происходящему в целом.

Цитатный план характеристики одного героя из рассказа Максима Горького детство

Как составить цитатный план

Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.

Рис. 1. Составление цитатного плана

Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.

В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.

Чаще всего используются словосочетания и предложения.

Главный герой рассказа

Мальчишка стремится оправдать доверие матери, отправившей его в рай. Парнишка отличился знаниями уже в деревне. Он хотел читать и уже начинал ощущать в себе возможности сочинительства: «…в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя”. Ученик воспитан в традициях русского народа. Он уважает и немножко побаивается учителя. Ребенку невдомек, что педагог может бескорыстно помочь, для него это люди из другого более сложного взрослого мира. Голодный парнишка каменеет в квартире Лидии Михайловны: «…И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать”.

Самсон Вырин образ в повести “Станционный смотритель”

От страха у мальчишки пропадали все чувства, даже самый трудно скрываемый – голод: “Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит”.

Что мы узнали?

Цитатный план – это план произведения, оформленный в виде цитат из самого произведения. Рассуждения человека, составляющего цитатный план, отсутствуют, наблюдается констатация фактов и действий, которые происходили в произведении. С помощью цитатного плана передается краткое содержание, а также авторский язык и авторское отношение. Цитаты, расположенные в той последовательности, в которой они встречаются в оригинальном произведении, помогают выразить основную мысль произведения. Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста.

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

III. Заключение (60-70 слов)

Горький, Краткое содержание На дне, План

План

1. Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Кос­тылев — содержатели ночлежки; Наталья, сестра Васили­сы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при смерти; Настя, проститутка; Актер и Сатин, картеж­ники, пьяницы; Бубнов, Барон, странник Лука и другие.

2. Васька Пепел — любовник Василисы, влюблен в Наталью, ее сестру. Из ревности Василиса бьет сестру нещадно. В ночлежке появляется Лука, странник.

3. Лука жалеет людей, вселяет в них надежду через «правед­ную ложь». Многие под его влиянием начинают изменяться.

5. Василиса ошпаривает кипятком ноги Наталье. В создавшей­ся сумятице убивают Костылева. Наталья проклинает и се­стру, и Пепла. Лука бесследно исчезает.

Краткое содержание

Акт 1

Герои пьесы — обитатели ночлежки. Это мрачный подвал, внеш­не похожий на пещеру. Вдоль стен выстроены нары, дополняют убранство большой стол, табурет и две скамьи. Все это некраше­ное, грязное. У самовара хлопочет Квашня, у стола — Барон, жующий черный хлеб, и Настя. Она читает растрепанную книгу.

Слышно, как кашляет больная Анна. На нарах Бубнов выкраивает шапку. Не скрывая издевки, Барон спорит с Настей, которая пы­тается доказать, что она свободная женщина и не пойдет замуж. К их разговору присоединяется Клещ, вспыхивает ссора. Анна просит их остановиться, дав ей перед смертью покоя. Квашня не может без жалости смотреть на ее муки. Проснувшийся Сатин выясняет, кто его вчера бил. Бубнов ему рассказывает, что это произошло во время карточной игры. Никому не хочется наво­дить порядок в помещении ночлежки, обитатели начинают спо­рить по этому поводу. Жалуясь на то, как ему вредно дышать пылью, с печи спускается Актер. Он говорит, что его «организм отравлен алкоголем». Сатин бормочет что-то непонятное. Это час­то с ним происходит. Из-за любви к редко произносимым словам он слывет образованным человеком. К ним он пристрастился, ког­да в детстве служил на телеграфе, читал много книг. Актер, под­держивая разговор, говорит, что «…образование — чепуха, глав­ное — талант». Он тоже пускается в воспоминания. В прошлом он играл могильщика в «Гамлете» Шекспира, знал многих талантли­вых артистов. Сочувствуя Анне, Актер выводит ее в сени поды­шать свежим воздухом, в дверях он встречает Костылева, подо­зрительно осматривающего ночлежку в поисках жены. Слышно, как он напевает «что-то божественное». Придравшись к Клещу, Коростылев укоряет его, что тот занимает слишком много места, и хорошо бы ему побольше платить за проживание. Так же он ставит в вину Клещу то, что это он во многом поспособствовал болезни Анны.

Акт 2

В помещении ночлежки собралось большинство ее обитателей. Идет карточная игра. Звучит заунывное негромкое пение. По- прежнему страдающая Анна жалуется Луке, что даже на том свете ей не будет покоя.

Добрый старик пытается уговорить ее смириться с судьбой, произносит слова утешения. Он уверяет ее, что в жизни ее ниче­го хорошего не ждет, а после смерти она попадет в рай. Ко всем обитателям ночлежки Лука относится с участием, для всех нахо­дится доброе слово. Он утешает Актера, который сетует на то, что утратил свои способности, даже стихи читать не в состоя­нии, забывает текст. Кается он, что пропил свой талант. Лука говорит ему о возможности лечиться от пьянства в больнице, а пока самому воздерживаться. Пепла он уговаривает уехать в Си­бирь, на что тот отвечает, что у него есть возможность попасть туда за казенный счет. Пепел возмущен известием, что Василиса из ревности избила Наташу, грозится донести на нее в полицию. Костылевы незаконно занимаются скупкой краденого. Васили­са, желая избавиться от своего мужа, пытается уговорить Пеп­ла, освободить ее от мужа. Она обещает, отказавшись от Своих притязаний к Пеплу, сосватать ему Наташу и дать денег. Лука, слышавший их разговор, не советует ему связываться с Васи­лисой.

Желая, по совету Луки, отправиться на лечение, пьяный Актер расспрашивает, где найти тот город, в котором его бес­платно вылечат. На что, следуя своей привычке выражаться непо­нятными для окружающих словами, Сатин говорит ему: «Фата- Моргана! Наврал тебе старик: ничего нет! Нет городов, нет лю­дей… ничего нет!»

Акт 3

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Он собирается начать но­вую жизнь, в которой смог бы уважать себя, перестать воровать и найти работу. Он верит, что Наташа поможет ему стать другим: «…ты девица строгая… хорошая… надежный человек…». Наташа в сомнении… «когда любят — плохого в любимом не видят… а я нижу…». Лука ее уговаривает согласиться, советуя только почаще говорить ему, что он хороший человек.

Слышна ссора… Костылевы издеваются над Наташей. За нее вступается привлеченный криками Пепел. В пылу драки Василий убивает Костылева. Он долго не верит в случившееся, потом же, в отчаянии, пеняет Василисе: «…она этого хотела… Она меня под­говаривала мужа убить… подговаривала. » Наташа, как бы про­зрев, приходит к выводу, что они были в сговоре.

Акт 4

Выясняется, что «во время суматохи», пропал Лука. Обитате­ли ночлежки вспоминают его добрым словом. «Любопытный», «жалостливый», «закон душе имел»… — так отзываются о нем. Сатин говорит, что хотя и врал он, но из жалости. А ложь нужна тем, кто слаб душой. «Одних она поддерживает, другие — при­крываются ею…». «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» В разговоре выясняется, что Наташа уже «вышла из больницы и пропала! Нигде ее нет…». Пеплу гро­зит каторга, а «Василиса — вывернется! Она — хитрая». Вспыхи­вает ссора. Настя в отчаянии говорит, что ей все опротивело, «вся жизнь… все люди. ». Будь ее воля — «всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!». Актер, в подавлен­ном настроении, произносит монологи из пьес, цитирует стихи, в которых говорится о смерти, могильной яме, о предстоящем уходе. Постепенно он все больше мрачнеет. Сатин пытается всех помирить, выпив, он всегда становится добрым, его тянет на «ум­ные» разговоры. Он говорит, что человек волен жить, как хочет… он — «свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Это звучит гордо! Че-ло-век!». И не надо его унижать жалостью, «уважать надо!». Появляются остальные… Ус­тало переговариваясь, разбредаются по ночлежке. Только Буб­нов, Алешка и еще некоторые никак не успокоятся. Возбужден­ные вином, они собираются петь всю ночь. Запевают: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит… А в тюрьме моей темно-о!» Бубнов вбегает с известием, что на пустыре «…Актер… удавился!», Потрясен­ные, все замолкают. И только Сатин негромко произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

Горький, Краткое содержание На дне, План

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

Цитатный план » Пути исканий Андрея Болконского» по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Пути исканий Андрея Болконского

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было скучно.»(1-1- 3)

«Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…» (1-1-3)

« …Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.» (1-1- 3)

«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было. Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» (1-1-6)

«Никогда, никогда не женись, мой друг;…Женись стариком, никуда не годным.. А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам….Моя жена …- прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! …Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» (1-1-6)

« Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно было выразить понятием – сила воли.

…Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё-таки выражалось сознание своего превосходства.

— Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…» (1-1-6)

«- Ты всем хорош, Андрей, но у тебя есть какая-то гордость мысли,- сказала княжна…,- и это большой грех. Разве возможно судить об отце?» (1-1-25)

Цитатный план рассказа что это. Смотреть фото Цитатный план рассказа что это. Смотреть картинку Цитатный план рассказа что это. Картинка про Цитатный план рассказа что это. Фото Цитатный план рассказа что это

«-За что вы меня благодарите?/ Князь Андрей отцу/

— За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!….Скажи ты ему /Кутузову/, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. …Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…- Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал:- А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» (1-1-25)

«Несмотря на то, что ещё не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.

В штабе Кутузова между товарищами-сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (1-2-3)

«Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. …Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придётся ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова. Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.» (1-2-3)

«…мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела» (1-2-3)

«И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. …Диспозиция следующего сражения делается им одним Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… …но ежели я хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, сто одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую».(1-3-12)

«И всё-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане» (1-3-12)

«- Ребята, вперёд! – крикнул он детски-пронзительно.

«Вот оно! – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него. …Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову….

«Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются, — подумал он и упал на спину. …Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» (1-3-16)

«Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и узнал нынче? – было первою его мыслью. – И страдания этого я не знал также, — подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?» (1-3-19)

…Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим бесконечным небом с бегущими по нём облаками. …он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал его теперь. (1-3-19)

…Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему. …Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.(1-3-19)

« Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо – составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим, безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. …Князь Андрей, в числе других безнадёжных раненых, был сдан на попечение жителей.» (1-3-19)

В Богучарове:« Его/Пьера/ поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мёртвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и весёлого блеска.…Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро неприличны.» (2-2-11)

«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь» (2-2-11)

«-После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду.» (2-2-11)

«Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне.

…он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу.

Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком.» (2-3-1)

«Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных компаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений» ( 2-3-1)

« Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, моло-дые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» (2-3-1)

«И опять она /Наташа/! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе своё состояние, тотчас же заснул» ( 2-3-2)

« Нет, жизнь не кончена в 31 год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтоб все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» (2-3-3)

« …общий голос о нём всех, кто знал его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нём прежнего притворства, гордости и насмешливости и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нём заговорили, им интересовались, и все желали его видеть.» (2-3-5)

«Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашёл этот идеал вполне разумного и добродетельного человека» (2-3-6)

«Неприятно поражало князя Андрея ещё слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском. …Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума.» (2-3-6)

«Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно.

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцевать и выбрал Наташу, потому что на неё указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза;…он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих» (2-3-16)

«Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с её удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке.

«Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моею женой», — сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на неё. Она подошла прежде к кузине.» (2-3-17)

«…так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий. Ему и в голову не приходило, что он влюблён в Ростову; он не думал о ней; он только воображал её себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми её радостями открыта мне?» — говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. …«Мне надо пользоваться своею свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, — говорил он сам себе. – Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мёртвым хоронить мёртвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым,» — думал он. (2-3-19)

« Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично, как прежде, было серьёзнее и сильнее» (2-3-23)

« …я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.» ( 2-5-21)

« На другой день на смотру государь спросил у князя Андрея, где он желает служить, и князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии.» (3-1-11)

« …Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

-От того чувства, которое есть во мне, в нём, — он/ князь Андрей/ указал на Тимохина, — а каждом солдате. …Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть…

…Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить.» ( 3-2-25)

Бородино: « Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были.

Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.

В госпитале: «Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку /Анатолю/ наполнили его счастливое сердце. (3-2-37)

) «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» (3-2-37)

« — Я вас люблю,- сказал князь Андрей.

— Простите меня за то, что я сде…лала, чуть слышно, прерывистым шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.

— Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой её лицо так, чтоб он мог глядеть в её глаза.» ( 3-3-32)

« Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию».

Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся.

С этого дня началось для князя Андрея» вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни.»(4-1-16)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *