Цицерон считал что рабство

Отношение Цицерона к рабству

[6]Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается.

Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что между людьми никакого различия нет, что человек — «гражданин всего мира, как бы единого града» и т. д. Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и политической жизни. Считая управление государством сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что «сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой». Он советовал изучать науки о государстве и праве как «такие науки, которые могут сделать нас полезными государству», усматривая в этом служении государству «самую славную задачу мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность».

Характеристика государственного деятеля

Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».

[7]Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».

В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить в государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за их дела «назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство».

Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.

Истинный закон по Цицерону

Естественное право

Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем».

Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона».

Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания.

Естественное право, согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.

Формулировка законов

[8]Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов, противоречащих справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н. э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялись неограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», по словам

Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками».

Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон придавал введению к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель такой преамбулы — укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений.

Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом».

Ряд важных положений о правовой регламентации государственной деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным. В общем, виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».

Заключение

В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как естественное международное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.

Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.

В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.

Список использованных источников и литературы:

2. Политико-философские трактаты Цицерона. «О государстве», «О законах», «Тускуланские беседы» – Русский гуманитарный Интернет университет

5. Всемирная история в иллюстрациях. М., 1994 г.

6. Всемирный энциклопедический словарь. Главный ред. Адамчик М.В. Минск, 2004 г. – 1640 стр.

[1] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск, 2004 г. – С. 1527 – 1528.

[2] Кузищин В.И. История древнего Рима. М.: 1994 г. – 366 с.

[3] Всемирная история. Элинистический и Римский периоды / Под ред.А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. Москва, 1999 г. – С. 422

[4] Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты. / Перевод М.И. Рижский. Москва, 1985 г. – 256 с.

[5] Всемирная история. Элинистический и Римский периоды / Под ред.А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. Москва, 1999 г. – С. 520.

[6] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск, 2004 г. – С. 1525.

[7] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск, 2004 г. – С. 1521.

[8] Кузищин В.И. История древнего Рима. М.: 1994 г. – 366 с

Источник

Онлайн тесты на тему «Римское прав- бесплатные ответы Синергия»

Цицерон считал что рабство. Смотреть фото Цицерон считал что рабство. Смотреть картинку Цицерон считал что рабство. Картинка про Цицерон считал что рабство. Фото Цицерон считал что рабство

3. Свободный арендатор земли – это …
колон

5. Договор – это …
соглашение двух или более лиц об установлении какого-либо обязательства

7. Деляция (Delatio) – это …
открытие наследства

8. … является одним из видов договора
Контракт

9. В содержание права собственности включается право …
распоряжения+
владения+
приобретения
пользования+

10. Цицерон считал, что рабство …
справедливо, ибо это обусловлено самой природой+
полезно, ибо у бесчестных людей отнята возможность совершать беззакония+
несправедливо, ибо люди должны быть свободны и равны

12. Исковая давность – это …, в течение которого лицо может предъявить иск и иметь право на защиту
максимальный срок

15. Негаторный иск – это иск об устранении нарушений прав…
собственника, не связанных с лишением владения

21. К способам установления сервитута относится …
залог
желание предполагаемого субъекта сервитута
судебное решение+
договор+

23. Цель составления завещания состояла в возможности передачи …
имущества

24. Источником возникновения обязательств является …
договор

25. …- один из видов залога
Пигнус+

27. Ограничение правоспособности римских граждан происходило при.
утрате свободы+
приобретении свободы
утрате гражданства+
приобретении гражданства
умалении гражданской чести+

28. Определение сфер публичного и частного права было разработано…
Цицероном

2. К первоначальным способам приобретения права собственности относится …
новация
смешение+
ротация
спецификация+

3. Causa – это …
правовая цель обязательственных отношений

5. Существует … форма завещания по наследству
публичная

6. … является субъектом обязательственных отношений
Кредитор

9. Ульпиан разделил право на …
публичное и частное

13. Основным способом защиты прав собственников являлась …
защита особыми средствами претора

14. Римский гражданин в древнем риме эпохи республики – …
квирит

15. Владение – это …
реальное обладание вещью с намерением относиться к вещи как к своей

16. Цель экзекуторного иска какое-либо право
исполнить

1. Контракты бывают
обыкновенными
реальными+
вербальными+
нереальными
2. Первоначально юридической деятельностью в древнем риме занимались …
понтифики

3. К первоначальным способам приобретения права собственности относится …
спецификация

7. Цель деклараторного иска – …
установить наличие или отсутствие какого-либо права

Иск, построенный на принципе добросовестности, именовался …
actio bonae fidei+
actio stricti iuris
actio in rem
actiones in personam

Частная натурализация допускалась путем …
адопции+
адъюдикации
адрогации

Исковая давность …
могла прерываться и приостанавливаться+
не могла ни прерываться, ни приостанавливаться
могла прерываться
не могла прерываться
не могла приостанавливаться
могла приостанавливаться

Источник

Политико-правовые учения в древнем Риме. Цицерон и Сенека.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.)– знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах».

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), блестящий древнеримский оратор, адвокат, политический деятель, создал труды «О государстве», «О законах», «Об обязательствах»

Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ у Цицерона – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе.

В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется все же договором.

Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства – охрана собственности.

В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Вместе с тем, социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.

Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления а-ля Полибий.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Это, так сказать, терпимые формы. Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии.

Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны быть объединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Лучшим примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику, плод многовековой государственной эволюции.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию, демократию – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.

Луций Анней Сенека (3-65 гг)Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. Раб, согласно Сенеке, – человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Не отвергая само рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом. В духе воззрений древнегреческих стоиков Сенека считал судьбу причиной всех причин. Люди не в силах изменить мировых отношений, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы. В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе – государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума. Вселенная, согласно Сенеке, – естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей. Этически наиболее ценным и безусловным, согласно концепции Сенеки, является «большое государство». Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы» как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе – и случайной принадлежности к тому или иному «малому государству»), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ.

Источник

Учение Цицерона о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах. Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков.

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства. В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. В своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке» и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.

Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.).

Источник

К вопросу об источниках рабства в Риме в I в. до н. э. (по данным Цицерона)

В дан­ной ста­тье рас­смат­ри­ва­ют­ся источ­ни­ки раб­ства, насколь­ко мож­но их рас­крыть по мате­ри­а­лам Цице­ро­на. Вопрос об источ­ни­ках раб­ства неод­но­крат­но был пред­ме­том иссле­до­ва­ния, одна­ко, до сих пор во взглядах исто­ри­ков есть извест­ные с. 64 рас­хож­де­ния. Источ­ни­ки раб­ства дав­но опре­де­ле­ны, но спор­ным оста­ет­ся вопрос об удель­ном весе каж­до­го из них. Какой источ­ник раб­ства — вой­на или внут­рен­нее раб­ство — явля­ет­ся глав­ным в до н. э., до насто­я­ще­го вре­ме­ни оста­ет­ся дис­кус­си­он­ным.

Поход Цице­ро­на был рядо­вым пред­при­я­ти­ем, не тре­бо­вав­шим спе­ци­аль­но­го пере­чис­ле­ния воен­ной добы­чи, но, как вся­кий победо­нос­ный поход, он уве­ли­чи­вал чис­ло рабов в Риме.

Хотя сведе­ния Цице­ро­на о войне как источ­ни­ке раб­ства и еди­нич­ны, но они вполне доста­точ­ны для того, чтобы сде­лать с. 67 вывод о боль­шой роли вой­ны в попол­не­нии армии рим­ских рабов.

Несо­мнен­но, есте­ствен­ное вос­про­из­вод­ство рабов име­ло место в Риме. В соб­ст­вен­ном доме неко­то­рые рабо­вла­дель­цы даже пред­по­чи­та­ли домо­ро­щен­ных рабов, счи­тая их более послуш­ны­ми и пре­дан­ны­ми. Одна­ко насколь­ко мог быть этот источ­ник мас­со­вым в до н. э.? Если учесть толь­ко основ­ные вой­ны, кото­рые вел Рим при жиз­ни Цице­ро­на (Мит­ри­да­то­вы вой­ны и заво­е­ва­ние Гал­лии), мож­но ска­зать, что Рим в тече­ние ряда лет полу­чал рабов за счет вой­ны. В этих усло­ви­ях вряд ли было выгод­но выра­щи­вать рабов не толь­ко для домаш­них услуг, но и для широ­ко­го исполь­зо­ва­ния их в хозяй­стве.

Пора­бо­ще­ние сво­бод­ных неграж­дан тоже было неза­кон­ным, но, види­мо, не все­гда им уда­ва­лось отсто­ять свои пра­ва перед рим­ски­ми судья­ми.

У Цице­ро­на мно­го сведе­ний о тор­гов­ле раба­ми, захва­те чужих рабов в мир­ное и воен­ное вре­мя, но посколь­ку это про­стое пере­ме­ще­ние рабов из одних рук в дру­гие, а не источ­ник раб­ства, мате­ри­а­лы Цице­ро­на по дан­ным вопро­сам в ста­тье не рас­смат­ри­ва­ют­ся.

Срав­ни­вая дан­ные Цице­ро­на с дру­ги­ми источ­ни­ка­ми, мож­но прий­ти к выво­ду, что внеш­ние источ­ни­ки раб­ства были основ­ны­ми для Рима до н. э.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *