Цицит что это у евреев
Что такое цицит?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет, т. е. с возраста Бар-мицвы — совершеннолетия — обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» — и «талит катан» — «малый талит».
Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться: перед вами — еврей.
Кисти цицит представляют собой плетенные узелками концы нитей, прикрепленных к краям прямоугольных полотнищ, одно из которых — талит катан, малый талит — надевают под рубашку или пиджак, а второй — талит гадоль, большой талит накидывают на плечи во время молитвы.
Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».
Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению. И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.
На протяжении всего светлого дня носят талит катан с цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают сразу после утреннего омовения рук.
Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой: 116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).
При надевании надо произнести специальную браху (благословение) «аль мицват цицит», которая приведена во всех сидурах — еврейских молитвенниках. До этого надо проверить, все ли нити и узлы целы.
Во время утренней молитвы — молитвы Шахарит — еврей покрыт в талит гадоль, на котором тоже есть нити цицит. Перед накидыванием произносят другую браху — «леитатеф бацицит».
При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) браха не произносится.
Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.
Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».
Иудаизм для почемучек — цицит
11.06.2004
Редактировать статью
«И сказал Г-сподь Моше так:
Говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежд своих для поколений своих (…) чтобы видели это и помнили вы все заповеди Г-спода и исполняли их, и не высматривали вослед сердцу вашему и глазам вашим, за которыми вы блудно следуете. (…) Я — Г-сподь, Б-г ваш, Который вывел вас из земли Мицраима, чтобы быть для вас Б-гом».
Topa, Бемидбар, 15:37–41
«Тора предписывает привязывать к углам одежды, имеющей форму четырехугольника, особые кисти из шерстяных ниток, называемые цицит. В наше время вышло из обыкновения носить такую одежду, но чтобы исполнить эту заповедь Торы, мы носим т. н. “малый талит”, а перед молитвой “Шахарит” облачаемся в “большой талит”».
Кицур шулхан арух, законы цицит
Еврей весь день ходит, надев цицит, и вспоминает о заповедях.
(Мидраш раба, Бемидбар, 18)
В Торе говорится: «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей».
Талмуд анализирует текст: наименьшее количество ниток в кисти — две; в Торе сказано «кисти», во множественном числе, а минимум множественного числа — два. Из слова «кисти» мы учим о четырех нитях (2х2).
Почему на первом отрезке принято делать 7 витков, на втором — 8, на третьем — 11, а на четвертом — 13?
Пять узелков — напоминание о пяти книгах Торы.
(Шулхан Арух, Орах хаим, 24:1)
Сумма количества витков (39) соответствует гематрии ивритских слов «Б-г один».
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 8)
Это приводит человека в состояние, когда он не чувствует высокомерия, а испытывает богобоязненность.
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 8)
Потому что молитва — это время разговора с Б-гом, а талит приводит к ощущению трепета пред Небесами. И посему неверно поступают те, кто во время молитвы откидывает талит с головы назад, на плечи. О таких сказано: «Меня [Б-га, — Й.Х. ] же бросил себе за спину». Подтверждение этой идеи можно найти в
книге «Зоhар», в главе «Бемидбар».
(Баэр hейтев, Орах хаим, 8:3)
В еврейском мире принято, что мальчик начинает носить цицит с трехлетнего возраста. Взрослея, он все больше и больше чувствует сладость заповеди, сопровождающую его с детства. Растет мальчик — «растет» и заповедь. Потому и Тора назвала кисти «гдилим», что это слово созвучно с слову «гделим» («растущие»).
(Традиция, восходящая к рабби Цви hа-Коhену из Риманова)
Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (в Мидраше, — Й.Х. ), что Б-г являлся евреям в виде кантора, обернувшегося в талит. В книге пророка Даниеля говорится: «одежда Его бела, как снег».
(Атэрэт зкеним, 9)
Говорят мудрецы, что заслуга за исполнение заповеди цицит равна заслуге за исполнение всех заповедей вместе взятых, ибо сказано «чтобы видели это и помнили вы все заповеди». Значит, заповедь цицит, приводящая к исполнению всех остальных заповедей, приравнивается по значимости ко всем остальным.
Кроме того, цицит — заповедь более постоянная, нежели тфиллин. Заповедь цицит исполняют ежедневно, а тфиллин не исполняют в Шаббат и праздники, установленные Торой.
(Левуш, 25:1)
Цицит. Гид для новичков
от Рабби Шрага Симмонс 21 Av 5777 – 13.08.2017, 14:18 5.7k Просмотры 0 Голоса
Что такое цицит?
«Вы должны разместить кисти нитей по углам ваших одежд»!
Благословение на цицит
При надевании цицит надо произнести специальную браху аль мицват цицит , которая приведена во всех сидурах
Говори сынам Исраэйля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит края (одежды) синюю нить. И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Богу вашему (Книга Бемидбар, Шлах, 15:38-40)
Голубая нить в циците
Обратим внимание, когда в Торе сказано «Добавьте к этому 8 нитей и 5 узлов на каждом углу» … а также «Вы увидите это и вспомните все заповеди» — давайте немного углубимся в смысл стиха: если на каждом углу есть восемь нитей, почему Тора использует единственную форму «это»?
Слово «это» относится к одной-единственной синей нити на каждой кисти, предписанной Торой. Синий цвет похож на море, подобен ясному голубому небу, под цвет Божьего «небесного престола».
Таким образом, у цицита есть голубая нить, которая оберегает нас и помогает защититься от искушения. Тора говорит нам:
Талмуд рассказывает о человеке, который был весьма похотлив и сильно зависел от опасного порока, вплоть до того что он был готов потратить любую сумму денег, чтобы удовлетворить свою похоть.
Однажды в момент путешествия по миру, едва он вознамерился заняться прелюбодеянием, его цицит «ударил развратника по лицу». Комментаторы объясняют, что цицит ударил его не в буквальном смысле, а иносказательно — четырьмя кистями на углах одежды, выступающими в качестве свидетелей против него.
Нити цицита
И, поскольку красота цицит в том, чтобы все позвонки (отрезки между узлами, обмотанные шамашем ) были одной длины, то, делая первый позвонок, в котором обмоток меньше всего, следует немного отдалить один виток от другого, а на втором позвонке чуть-чуть приблизить их. И так же следует поступить с третьим и четвертым позвонками. Каждая секция узлов и намоток должна составлять примерно один дюйм (2,5 см) — всего 4 дюйма узлов и обмоток и 8 дюймов свободно висящих нитей.
Отверстие на каждом углу должно находиться примерно в двух сантиметрах от края, Тора заповедовала, чтобы оно находилось на «углу» одежды. Если на углах образовались разрывы, их обычно можно отремонтировать. Нити должны быть сделаны либо из шерсти, либо из того же материала, из которого изготовлена одежда. Каждая нить фактически состоит из двух нитей, скрученных вместе, и должна быть развернута. Поэтому следует покупать цицит только под надлежащим раввинским надзором.
Почему нити обмотаны 7, 8, 11 и 13 узлами?
Семь представляет собой совершенство физического мира, созданного за семь дней.
Восемь — это количество трансцендентности, которая выходит за пределы природы.
Порванные нити цицита. Что делать, если одна или несколько нитей рвутся?
Наш обычай состоит в том, что каждая нитка, когда она вставлена впервые, должна быть длиной 24-28,8 см. Если после этого нитка повреждена или разрезана, то:
Как узнать, являются ли эти два конца от одной и той же нити?
Во-первых, при первоначальной привязке узлов к кистям цицит следует убедиться, что два конца любой нити всегда находятся на противоположных сторонах узла. Таким образом, в случае разрыва двух ниток нужно:
Если две разорванные нити находятся на одной стороне узла, можно полагать, что они от двух разных нитей. Это все еще кошерно, даже если две нити повреждены до обмоток. Если две разорванные нити находятся на противоположных сторонах, то одной из разорванных нитей потребуется достаточная длина, которую можно было бы связать», примерно на длину галстука, минимально (4- 4,8 см).
Если есть три разорванные нити, то этой длины — 4, 8 см — недостаточно. Скорее, понадобится полная длина нити, так как нам потребуется как минимум две целые нити, и есть опасение, что эти три конца могут быть от трех разных ниток, при одной полной и неразорванной нити.
И если после того, как он привязал кисти цицит к отверстию, дальше положенного отстоящему от края, он подрезал отверстие, чтобы узел приблизился к краю на нужное расстояние — талит также не кошерный, ибо сказано: «Сделай — то есть сделай от начала до конца, а не переделай что-то уже сделанное».
Одежда
Сегодня, поскольку четырехугольная одежда не так распространена, мы не обязаны носить одежду с четырьмя углами, дабы выполнить эту важную мицву.
Для этого создаются два вида одежды: талит катан (маленькая накидка, молитвенное покрывало) и талит гадоль (большая накидка, молитвенное покрывало).
Талит катан
Талит катан обычно состоит из простой белой прямоугольной одежды с отверстием в центре для головы. Для взрослых это должна быть длина не менее 18 дюймов с каждой стороны (т. е. 18 х 36 см в развернутом виде). Талит катан носится на протяжении всего дня под обычной рубашкой. Его нельзя оставлять на ночь.
Талит гадоль
Ткань обычно имеет черные, белые или синие полосы. В идеале она должна быть сделана из чистой шерсти. Талит носится на плечах, с двумя углами впереди и двумя — сзади. Обычный размер талита — 1 х 1.5 метра, возможны и другие размеры. Минимальная величина талита — размер, достаточный для того, чтобы покрыть ребенка, уже научившегося ходить ( Шульхан арух , Орах Хаим. 16:1).
Сразу же после прочтения благословения, талит гадоль накидывают таким образом, чтобы покрыть им также и голову, а все его четыре угла перебрасывают через левое плечо (движением, называемым «ишмаэлевым окутыванием» — атифат ишме‘элим ), после чего талит опускают на плечи, так что его углы свободно свисают по бокам.
Впоследствии талит может быть оставлен только на плечах. Некоторые люди покрывают им голову во время утренних молитв, дабы как можно больше сосредоточиться на молитве и усилить в душе, благодаря окутыванию, ощущение близости Бога.
После того, как утренняя молитва завершена, талит гадоль убирается на место.
Женщины и цицит
Цицит также привязан ко времени молитв, ибо заповедь исполняется только в дневное время (подразумевается в стихе «вы увидите это», что исключает лицезрение цицит ночью). Как и в случае с большинством повелительных «временных» заповедей, они наложены только на мужчин. (Смотрите тему «Исполнение женщинами мицвот » более подробно на нашем сайте).
Синяя (голубая) нить
Тора говорит, что из четырех нитей в каждой кисти на углу одна должна быть (תכלת ) « тхелет ». Тхелет — это и цвет, и голубой краситель, сделанный из крови морского моллюска ( хилазон ), найденного на северном побережье Израиля.
Почему мы не используем голубую (синюю) нить сегодня?
Этот голубой краситель был очень дорогим, сама, уже описанная нами улитка появлялась раз в 70 лет, по этой причине такая краска ( тхелет) стоила очень дорого,
В наше время, коль скоро секрет изготовления краски тхелет на более чем 1500 лет был утерян, многие евреи носят кисти цицит неокрашенными, что не противоречит исполнению заповеди, так как тхелет — отдельная заповедь.
В конце XX века предприняты международные попытки восстановить технологию окраски голубых нитей. Было высказано предположение, что краска тхелет представляет собой особую, голубоватую разновидность пурпура, родственную цвету индиго. В то же время надёжно реконструировать тхелет не удаётся, так как технология позволяет получать различные оттенки, а какой из них, в точности, соответствует требуемому, не совсем ясно.
Наконец, давайте закончим шуткой:
Шломи решил попробовать воспользоваться новой китайской химчисткой в городе. Он привез свой талит для очистки. Когда пришло время забрать его, он был ошеломлен, увидев счет в 105 долларов.
«Почему так много?!» — воскликнул Шломи.
«Пять долларов, чтобы очистить одежду, — сказал мужчина, — и 100 долларов, чтобы распутать все эти узлы!».
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report
цицит
Цицит — слово аккадского (см. Аккад) происхождения — первоначально обозначало часть ткацкого станка. В библейском иврите цицит — кисть, служащая для украшения ткани (I Ц. 6:18), иногда этим словом обозначают пучок, в том числе например, прядь волос, чуб (Иех. 8:3). Цицит на одежде еврея имеют ритуальное значение. О заповеди ношения цицит говорится в книге Числа (15:38–41). Из библейского текста следует, что цицит нужно поместить на «четырех концах» всякого платья. В древности одежды изготовлялись из одного куска домотканого материала (см. Одежда. Библейская эпоха), и по краям этого одеяния помещали цицит. В каждом пучке нитей следовало поместить нить, окрашенную тхелет (см. Крашение): «И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их. » (Чис. 15:39).
Как свидетельствуют дошедшие до нас изображения, в частности ханаанские, на Древнем Востоке было принято края одежды вельмож и царей украшать кистями (на аккадском языке — сисикту). Возможно, ношение цицит должно было символизировать новоприобретенную свободу и независимость вышедших из египетского рабства израильтян.
В Талмуде превозносят того, кто верен заповеди цицит: «Тот, кто исполняет заповедь ношения цицит, подобен тому, кто приветствует Шхину» (ТИ., Бр. 1:2, 3а; см. Шхина); «. У кого тфилла на голове, тфилла на руке, цицит на одежде, мезуза на дверном косяке, тот защищен от прегрешения» (Мен. 43б; см. Тфиллин, Мезуза). Цицит посвящен специальный трактат Цицит, относящийся к группе так называемых малых трактатов (см. Талмуд).
Законоучители спорили о том, нужно ли носить цицит на всех видах платья, ко всякому ли четырехугольному изделию из ткани (например, к одеялу) следует привязывать цицит или только к одежде, которую действительно носят (Мен. 43б, Шаб. 25б). Решено было прикреплять цицит только к одежде. Человек не обязан специально шить себе такое платье, чтобы к нему следовало привязывать цицит. Только в том случае, если у него уже есть четырехугольная одежда, он должен обзаводиться цицит (Мен. 42б).
Устный Закон (Циц. 1:3) указывает, что цицит должны быть видны из-под платья. Школа Шаммая предписывала, чтобы цицит виднелись из-под одежды на четыре пальца, школа Хиллела — на три пальца. В каждом из углов одежды проделывают отверстия, через которые продевают кисти из четырех нитей, складывают их вдвое и сплетают; одну из нитей — шаммаш (`служка`) — принято оставлять намного длиннее, чем остальные, ею связывают оставшиеся семь нитей. В каждой общине приняты свои способы связывания нитей, форма и количество узлов. Распространен способ вязания цицит из десяти узлов и 39 петель. Нити цицит, как правило, делают из шерсти.
Среди бытовых предметов воинов Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание), найденных археологами, были цицит и куски шерстяных тканей, окрашенных тхелет. В Евангелии рассказывается о рвении фарисеев в исполнении заповеди цицит и о том, что кисти на их одеждах были чрезвычайной длины (Мат. 23:5).
С течением времени формы одежды изменились, и платье, изготовленное из одного четырехугольного куска ткани, стало редкостью. Заповедь ношения цицит приобрела только ритуальное значение. В новое время, как правило, цицит украшают только молитвенный таллит. Среди строго соблюдающих традицию евреев возникло обыкновение не расставаться с цицит в течение всего дня, а в некоторых хасидских (см. Хасидизм) общинах и ночью, для этого используют таллит катан (см. Таллит), который носят под верхним платьем, часто, согласно талмудическому постановлению, выпуская цицит наружу. Цицит с древних времен служат отличительным признаком соблюдающего традицию еврея. По цицит евреи уже в талмудическую эпоху отличали друг друга в нееврейской среде (Та‘ан. 22а).
Мальчиков принято приучать носить цицит с раннего возраста (Сук. 42а). Женщины не обязаны носить цицит (ТИ., Бр. 3:3–6б).
Заповедь упоминается в тексте молитвы Шма. Существует обычай во время чтения этой молитвы держать цицит в правой руке и трижды целовать их.
Библейское установление (Чис. 15:38) вплетать в цицит нить, окрашенную тхелет, в новое время не выполняется, поскольку утерян секрет этого способа крашения. В конце 1880-х гг. радзинский цаддик раввин Г. Х. Лейнер (1839–91, см. Избица-Радзынь), решив, что ему удалось восстановить традицию изготовления тхелет из выделяемой каракатицей чернильной жидкости, ввел среди радзинских хасидов ношение цицит с голубой нитью. Вскоре за ними последовала также часть брацлавских хасидов (см. Нахман из Брацлава). Среди галахических авторитетов по этому поводу развернулась дискуссия, и, хотя в поддержку предложенного способа восстановления крашения выступил раввин А. И. Шлезингер, большинство отвергло найденное раввином Лейнером решение. В 1914 г. раввин И. Герцог в докторской диссертации на тему идентификации тхелет пришел к выводу, что раввин Лейнер ошибся, взяв каракатицу за основу изготовления голубой краски, и предложил использовать два вида моллюсков для изготовления тхелет, однако не смог осуществить это на практике. В 1970-х гг. израильский химик О. Эльснер разработал технологию получения тхелет из средиземноморского моллюска Murex trunculus, которого еще в 1858 г. французский зоолог А. де Лаказ Дютьер определил как исходный материал для изготовления голубой краски народами Древнего Востока, в том числе и евреями.
Талит
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Талит — накидка с кистями цицит [↑]
Талит — особая четырехугольная накидка, к углам которой прикреплены нити цицит. В талит облачаются во время утренней молитвы. Как правило, талит представляет собой прямоугольный кусок белой материи (чаще всего из шерсти) с несколькими вытканными по сторонам полосами.
Другое название талита — «талит гадоль» (большой талит), в отличие от т.н. «талита катан» (малого талита). Талит катан, как правило, надевают под рубашку или пиджак и носят в течение дня, а талит гадоль накидывают на плечи поверх пиджака, как во время утренней молитвы Шахарит, так и в некоторых других случаях, связанных с исполнением заповедей (например, во время обрезания в талит облачается отец ребенка).
Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться — перед вами еврей.
Заповедь Торы [↑]
Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».
Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению.
И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.
Как сказано выше, на протяжении всего светового дня носят талит катан с кистями цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают после утреннего омовения рук.
О некоторых деталях заповеди [↑]
Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой: 116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).
При надевании талит гадоль надо произнести специальное благословение «леитатеф бацицит», которое приведено во всех сидурах.
Во время утренней молитвы еврей молится, покрывшись в талит гадоль, на котором есть нити цицит. При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) благословение не произносится.
Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.
Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».
Как укутываться в талит [↑]
Сказано в Торе (Дварим 22:13): «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей, которой ты покрываешься».
Существует спор между ришоним (ранними комментаторами) о том, что означает слово «покрываешься». По мнению Баал а-Итур, достаточно просто: талит должен покрывать тело, как обычная одежда, которую носят люди — иногда покрывая голову, иногда не покрывая. Но изначально желательно, чтобы он покрывал голову.
Шулхан Арух (8:2) говорит, что алаха (закон) установлена в соответствии с этим мнением.
Однако Гаоним утверждают, что необходимо полностью укутать голову и большую часть тела. Так носили свою одежду арабы (ишмаэлим), потому такой способ укутывания в талит получил название «итуф ишмаэлим». И хотя сегодня арабы тоже не носят так свою одежду, достаточно того, что во времена мудрецов существовал такой способ (Респонсы Мааршам ч. 4:5). С давнего времени в подавляющем большинстве еврейских общин распространился обычай укутываться талитом, используя «итуф ишмаэлим».
Аризаль (При Эц Хаим, Шаар Цицит 1) утверждает, что очень важно покрываться именно таким образом. Его мнение приводит Маген Авраам (8:2), с этим согласен и автор Мишны Бруры (8:4).
Поэтому изначально после произнесения благословения поступают следующим образом: покрывают голову талитом до уровня глаз или до уровня рта, затем собирают спереди все четыре края талита вместе и закидывают их назад, на левое плечо. И стоят так в течение времени, которое необходимо, чтобы пройти 4 амы (приблизительно два метра). При этом необходимо, чтобы большая часть тела оставалась покрытой. Затем возвращают талит в обычное положение, чтобы он покрывал голову так, чтобы был немного виден тфилин, и два конца талита были спереди, а два сзади — чтобы человек был «окружен» заповедями.
Радваз (ч. 4:571) приводит слова рава Саадьи Гаона, который объясняет обычай закидывать концы талита на левую сторону: это делается, чтобы побороть йецер а-ра (злое начало), которое в сердце, как сказано: «…и не будете следовать сердцу вашему…» (Бемидбар 15:39).
Полосы на талите [↑]
Шулхан Арух (9:11) говорит, что кисти должны быть такого же цвета, как сам талит. Рамо добавляет, что обычай ашкеназим — делать кисти цицит белого цвета, даже если сам талит другого цвета. Сегодня обычай — делать и талит белого цвета.
Автор Лэкет Йошар (стр.12) сообщает, что его учитель, автор Трумат а-Дэшен делал светло-голубую полосу на талите в память о цвете тхелет.
Отсюда пошел ашкеназский обычай делать полосы на талите. Этот обычай приводят При Мегадим(Эшель Авраам 9:6) и Мишна Брура (9:16).
В наше время стало принято делать полосы черного цвета.
Обычай сфарадим — чтобы талит оставался полностью белым, без полос.