Цивилизационный подход что это
Цивилизационный подход
Смотреть что такое «Цивилизационный подход» в других словарях:
Цивилизационный подход — комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и права их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность.… … Элементарные начала общей теории права
Цивилизационный подход — (рассмотрение в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры) в характеристике общества состоит в признании существования в мире различных цивилизаций. Каждая из цивилизаций уникальна, но содержит в себе… … Социологический словарь Socium
Цивилизационный подход — геополитика, преодолевающая ограниченность географического и экономического детерменизма, исходящая из множества состояний многомерного коммуникационного пространства. См. цивилизационная геополитика … Геоэкономический словарь-справочник
Цивилизационный подход в политологии — базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динамику развития. Соответственно цивилизационный подход требует при изучении политической… … Политология. Словарь.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ (цивилизационный подход) — направление в философии истории, рассматривающее историю как сосуществование различных, внутренне целостных типов цивилизации. Каждая такая цивилизация развивается по собственным более или менее уникальным законам, имеет собственные источники… … Современный философский словарь
Цивилизационный, формационный и геополитический подходы — Цивилизационный подход обращает внимание на устойчивость культурных кодов и архетипов, свойственных цивилизациям. Формационный подход связан с установками и ожиданиями нового витка прогресса, качественного нового этапа общественно развития. В… … Геоэкономический словарь-справочник
Периодизация истории — Периодизация истории особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в… … Википедия
ЦИВИЛИЗАЦИЯ — (от лат. civilis гражданский, государственный) одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. подобна … Философская энциклопедия
Цивилизация — Запрос «Цивилизация» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Цивилизации … Википедия
Типы государства — Типология государств это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует… … Википедия
Материализм или идеализм? Два подхода к изучению истории. (Конспект 1).
Это первая статья из цикла история. Как говорилось ранее, изучать историю России нужно системно и последовательно. Либо так, либо лучше вообще не изучать. В данном блоге я планирую изложить события русской истории от древних времён до наших дней.
1. Подходы к изучению истории;
2. Общая характкристика и особенности истории России.
Согласно данному подходу, исторический процесс рассматривается как постоянно сменяющие друг друга цивилизации. Под цивилизацией понимается «сообщество людей, объединённых основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющие устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». (доктор исторических наук МГУ им. М. В. Ломоносова Л. И Семенниковой).
Представители цивилизационного подхода: Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, Р. Оуэн, О. Шпенглер и другие.
Н. Данилевский говорил о культурно-исторических типах, в которых собраны и обобщены особенности религиозного и национального самосознания. («Россия и Европа», 1869).
Типы цивилизаций по Данилевскому:
Египетская, древнесемитская (ассирийско-вавилоно-финикийская), китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), германо-романская (европейская). Не каждый народ способен создать цивилизацию. Важнейшей предпосылкой возникновения цивилизации является политическая независимость. Славянская цивилизация, по Данилевскому, является молодым развивающимся культурно-историческим типом, имеющим перспективы в будущем.
А. Тойнби вывел теорию «локальных цивилизаций», замкнутых обществ. Он считал, что цивилизации возникают как ответ на внешние и внутренние угрозы, вызовы. Здесь важен принцип «золотой середины». На территориях, на которых условия слишком благоприятны, цивилизация не возникает, так же как и на территориях с чрезмерно суровыми условиями. Развитие цивилизаций циклично, каждая проходит зарождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Однако закат цивилизации не неизбежен. Консерватизм большинства и эгоизм и леность элит приводит к упадку цивилизаций.
В рамках данного подхода обычно выделяют три типа цивилизаций:
С непрогрессивным развитием (например, аборигены Австралии);
С прогрессивным развитием (западноевропейская цивилизация, которая всегда стремится преобразовать природу с целью ее подчинения и т.д.).
При цивилизационном подходе определяющим фактором оказывается духовная составляющая (религия, национальное самосознание и прочее), то есть он идеалистический.
Связан прежде всего с именами К.Маркс и Ф.Энгельс.
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».К. Маркс. «К критике политической экономии». Предисловие
Ход истории обусловлен не только субъективной ролью личности (короля, вождя и т.д.), а подчиняется определенным социальным законам.
По мере развития производительных сил все государства проходят через определённые ступени, которые авторы данной теории называют общественно-экономическими формациями (ОЭФ), являющиеся типами государства. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
— экономический базис, который определяется способ производства материальных благ, производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности (какому класс принадлежат средства производства);
Так при первобытно-общинном строе используются примитивные орудия труда, общество не производит прибавочный продукт, как следствие, классы отсутствуют. Средства производства остаются в общественной собственности.
При рабовладельческом способе производства уже есть частная собственность, класс рабовладельцев организует производство путём внеэкономического (насильственного) принуждения к труду класса несвободных людей. Рабовладелец присваивает себе результаты труда рабов.
В эпоху феодализма класс феодалов, собственников земли (средств производства), организует сельскохозяйственное производство путём эксплуатации зависимых от него крестьян. Барщина была сродни рабскому труду, в то же время оброк предоставлял крестьянам намного больше личной свободы по сравнению с рабами. Наравне с насильственными появляются экономические методы принуждения.
История представляет собой естественный процесс смены одной ОЭФ другой.
Развитие происходит эволюционно (количественно), однако по мере развития производительных сил и накопления противоречий между классами революционные (качественные) изменения оказываются неизбежными. В результате скачкообразного революционного преобразования устанавливаются новые производственные отношения.
Так частная собственность на средства производства в капиталистическом обществе порождает антагонизм, который по мере развития производительных сил должен разрешиться путём классовой борьбы и привести к смене частной собственности на средства производства на общественную. Классы будут уничтожены, а распределение общественного продукта станет более справедливым. Наступит коммунизм.
Какой подход правильный, цивилизационный или формационный? У каждого есть свои преимущества и недостатки.
Основное преимущество формационного подхода в том, что акцент делается на экономическом факторе, предпочтение отдаётся материалистической, а не духовной составляющей, что делает этот подход более предметным и наукообразным.
При описании русской истории особое внимание я планирую уделять социально-экономической составляющей. В своих записях я буду ориентироваться на школу академика Л.В. Милова.
Источники:
1/ История 1- я часть. 1. 2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. studfiles.net
2/ Исторический материализм. Википедия
Следующая статья по плану:
Общая характеристика русской истории. Почему Россия не Запад?
Цивилизационный подход.
Понятие и классификация экономических систем.
Виды и модели экономических систем.
Понятие и классификация экономических систем
Понятие «система» относится к числу важнейших научных категорий. Существует множество различных определений системы. Наиболее распространенным является следующее:
Система – это упорядоченное множество компонентов, находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом.
Понятие «система» используется при характеристике как природного мира, так и общества. В рамках последнего важное место отводится экономической системе.
Хозяйственная деятельность людей в процессах производства и распределения товаров или услуг нуждается в определённой организации и координации действий, в их упорядочении в связи с большим количеством участников этого процесса, а также с ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей. Данная цель достигается в рамках определенной экономической системы.
Экономическая система – это особым образом упорядоченная совокупность связей и отношений между экономическими субъектами, действующими в определённом геополитическом пространстве.
Различные экономические системы отличаются друг от друга: средствами труда, формами собственности, хозяйственным механизмом, системами распределения продуктов, местом человека в производственном процессе и в данном обществе, уровнем развития производства и его эффективностью.
Таким образом, экономическая система представляет собой определенную организацию хозяйственной деятельности людей на основе какой-либо формы собственности (именно форма собственности определяет, как принимаются хозяйственные решения субъектами собственности – индивидуально, коллективно, корпоративно или централизованно) и механизма координации (согласования) действий отдельных хозяйствующих субъектов.
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т. е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, построенные на разных подходах.
Формационный подход.
Этот подход к периодизации истории общественно–экономического развития человечества характерен для марксистской теории.
В соответствии с формационным подходом историческое развитие общества сводится к смене пяти общественно-экономических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основные средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.
1. Общинный (или первобытнообщинный) строй – с X по VI в. до н. э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Основные общественные отношения – внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер: кто не добывает себе пропитания – умирает от голода. Классов не существует.
2. Рабовладельческий строй – с V в. до н. э. по V в. н. э. Появляется и распространяется частная собственность, в т. ч. и на людей (рабов), эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер: пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно так же поступают с «плохими» рабами. Основные общественные отношения – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы (антагонистичны) и рано или поздно должны привести к смене формации.
4. Капиталистический строй – XIX в. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер: тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основные общественные отношения – прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами – рабочие и капиталисты.
5. Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, «тяжелый» характер труда сменяется добровольным, творческим, на базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства.
Способ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений, уровень развития которых определяет переход от одной формации к другой, более прогрессивной.
Изменения начинаются с производительных сил, от степени развития которых зависит эффективность материального производства.
Вторая сторона способа производства – производственные отношения. Их характер (феодальные, капиталистические и др.) определяется формой собственности на средства производства.
Совокупность производственных отношений образует базис общества. Экономический базис определяет надстройку, т. е. политические, художественные, юридические, философские, религиозные взгляды людей и соответствующие им учреждения.
По мысли К. Маркса, общественно-экономическая формация – это совокупность базиса и надстройки.
Общим для всех общественно-экономических формаций является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. На определенном этапе развития способа производства возникает конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, что приводит к замене старого способа производства новым, более прогрессивным.
Таким образом, сущность этого закона выражается в 3-х моментах:
1. Производство не застывает на одном уровне, оно всегда развивается. Это развитие начинается с развития производительных сил: в зависимости от уровня их развития и складываются производственные отношения.
2. Производственные отношения, развиваясь в зависимости от производительных сил, сами оказывают влияние на производительные силы (определяют границы развития производства, стимулы, нормы, методы и приемы хозяйственной деятельности людей).
3. Производственные отношения, изменяясь в зависимости от развития производительных сил, как правило, отстают в своем развитии, постепенно устаревая, становятся тормозом, в результате чего возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который ведет к смене существующей системы производственных отношений, смене способа производства и общественной надстройки.
Например, в определенный момент феодальные производственные отношения, при которых подавляющая масса людей труда находится в крепостной зависимости и не может перейти работать на появляющиеся капиталистические фабрики, тормозят становление капиталистического производства. Возникающее противоречие между новыми производительными силами, требующими простора для своего развития, и старыми отношениями собственности приводит к социальному конфликту, который заканчивается заменой старой формации новой. Таков марксистский подход.
Данный подход, как и всякий другой, имеет достоинства и недостатки. С помощью формационной теории история человечества предстала в виде логической системы, а не хаоса фактов. Ограниченность же этого подхода состоит в том, что он применим в основном к Западной Европе и поэтому не имеет всеобщего значения.
Цивилизационный подход.
Цивилизационный подход ведет свое начало с работ русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби, немецкого философа О. Шпенглера.
Термин «цивилизация» известен с XVIII в., когда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства.
В широком понимании цивилизация – это просто эпоха в историческом развитии общества. В этом смысле цивилизация и общественно-экономическая формация – одно и то же, т.к. цивилизация также включает в себя материально-производственную основу и весь комплекс правовых, культурных, религиозных и прочих форм человеческого общения. Но когда мы говорим о цивилизации, то всем этим формам придается равноправное значение.
Такой подход предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизации.
В России в этот термин вкладывается и другой смысл, предполагающий разумно организованную систему экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.
Эта теория находится в начальной стадии своего развития. Ее главной задачей является поиск системообразующих признаков.
Некоторые авторы в качестве этих признаков предлагают рассматривать циклы цивилизаций, поднимающих на новую ступень производительность труда.
В соответствии с данной концепцией в общественном развитии выделяется семь цивилизаций:
1) неолитическая, которая длилась 35 веков;
2) восточно-рабовладельческая – 20–30 веков;
3) античная – 12–13 веков;
4) раннефеодальная – 7 веков;
5) доиндустриальная – 4–5 веков;
6) индустриальная – 2–3 века;
7) постиндустриальная – 2 века.
Последний вид цивилизации – постиндустриальный – по своей социально-экономической форме является смешанной социально ориентированной рыночной экономикой.
Цивилизационный подход лишен классовых условностей. В этом состоит его достоинство. Вместе с тем, следуя цивилизационному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности; в этом заключается опасность цивилизационного подхода.
В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие основные теории:
А. Теория стадий роста (стадий общественного развития). Одним из основоположников этой теории в конце 50-х г.г. ХХ века был У. Ростоу, который считал, что «стадия роста» определяется взаимодействием самых разнородных факторов – от технико-экономических и производственных, до политических, идеологических и психологических. Он оперировал признаками уровня развития промышленности, техники, хозяйства в целом, науки и особенно долей накопления капитала в национальном доходе. «Экономические изменения» трактует как «последствие неэкономических человеческих порывов и устремлений», как результат субъективного «принятия решений и выбора». Согласно У. Ростоу процесс смены «стадий» проходит эволюционно и не носит конфликтного характера, как переход от одной общественно-экономической формации к другой, связанный с обострением противоречий между производительными силами и производственными отношениями.
Согласно этой концепции общественное развитие проходит 5 стадий:
1. Традиционное общество. (Основано на господстве сельского хозяйства и низком уровне производительности труда, когда нет материального избытка для накопления капитала).
2. Переходное общество и 3. Стадия «сдвига». (На этих стадиях происходит существенное увеличение производительности труда в сельском хозяйстве, начинает развиваться производственная инфраструктура, возникают банковские учреждения, развертывается промышленная революция, норма накопления с 5% поднимается до 10% национального дохода).
4. Индустриальное общество. (Создается крупная машинная индустрия, норма накопления увеличивается до 20% НД, происходит превышение выпуска предметов потребления над платежеспособным спросом и т.п.).
5. Общество (стадия) высокого массового потребления (производственный потенциал нации начинает работать преимущественно на потребителя, достигнута «техническая зрелость», ведущим сектором экономики выступают отрасли, производящие предметы длительного пользования).
В работах 70-х гг. ХХ века У. Ростоу выступил с концепцией новой, шестой «стадии роста» – «стадии поиска качества жизни», в которой ведущим сектором экономики становится сфера услуг.
В. Концепция полной или частичной конвергенции (врастания, схождения) разнородных социально-экономических систем, авторами которой являются: Дж. Гэлбрейт (США), П. Сорокин (США), Я. Тинберген (Нидерланды), М. Дюверже (Франция) и др. Согласно этой теории капитализм и социализм развиваются по сходящимся линиям, в результате произойдет их слияние.
В рамках этой концепции существуют различные школы:
I. Рационалистическая: ее сторонники считают, что смешанная система возникает в результате того, что общество воспримет три из четырех принципов капитализма;
но не сохранит 4-й принцип капитализма – принцип государственного невмешательства в экономику.
Что касается принципов социализма, то общество также воспримет три принципа:
— большую степень равенства;
— рабочий контроль над условиями производства;
но оно не сохранит 4-й принцип – общественную собственность.
2. Технологическая школа исходит из посылки, что слияние двух систем произойдет в итоге развития одинаковой технологической структуры.
3. Школа сближения в методах регулирования экономики. Ее сторонники полагают, что в условиях НТР, массового выпуска продукции, высокой ступени организации производства в капиталистических странах усиливается тенденция к планированию, а в социалистических стране переходят к рыночному механизму.
Еще одним вариантом цивилизационного подхода является теория «двух ветвей», авторы которой выделяют и рассматривают две ветви в общественном развитии: азиатскую и европейскую.
1) природные факторы;
2) особенности развития производительных сил;
3) социально-политическая среда (в первую очередь военная угроза и классовая борьба);
4) особенности демографических процессов и др.
Таковы основные положения теорий цивилизационного подхода к развитию человеческого общества.
Обобщая понятия, известные в зарубежной литературе, можно определить экономическую систему как совокупность институтов и механизмов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории.
К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в «Экономикс» дают оригинальную классификацию экономических систем:
¨ чистый капитализм (свободная конкуренция);
¨ командная экономика (коммунизм);
¨ смешанная система (США, СССР, Швеция, Япония);
¨ авторитарный капитализм (гитлеровский режим);
¨ рыночный социализм (Югославия);
¨ традиционная экономика (слаборазвитые страны).
3. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельностиучитывает следующие признаки:
1) форма собственности на факторы производства;
2) кто и как принимает основные экономические решения;
3) способ координации экономической деятельности;
4) мотивы, стимулирующие ведение экономической деятельности.
На основе этих критериев можно выделить следующие системы: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, переходная экономик, смешанная экономика.
В настоящее время такая классификация является наиболее распространенной, поэтому рассмотрим ее более подробно.