Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Соотношение понятий «Культура» и «Цивилизация»

Для начала истории человечества был характерен материально-духовный синкретизм, выражавшийся в нерасчлененности деятельности на «бездуховную» практику физического труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. Действия и предметы, материальные по своей сути, одухотворялись людьми, которые еще не знали принципиальных различий между видами деятельности.

С развитием понятийной, абстрактно-логической, а не конкретно-образной формы отражения и осмысления мира, началось отделение религии, науки, искусства. Появляется новый исторический вид культуры, который впоследствии был назван цивилизацией. Таким образом, с началом развития ремесла как профессиональной деятельности с массовым производством вещей и торговлей, с образованием городов мы связываем начало двупланового взаимоотношения цивилизации и культуры: с одной стороны, цивилизация является высшим уровнем развития культуры, а с другой – цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри ее, представляя собой систему обслуживающих культуру механизмов.

Многозначность понятия «цивилизация»

Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии. Уже И. Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой — их духовную суть, духовный потенциал. Немецкие философы и далее всегда строго придерживалась этого различения, что нельзя сказать о мыслителях других страна. Во Франции в XVIII в. чаще употреблялось слово цивилизация, в то же время в Англии оба термина были равноправны. И в дальнейшем — в XIX и XX вв. — в англоязычных работах культура и цивилизация зачастую употребляются как синонимы.

Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе», и «civilis», характеризующего «гражданина» как «городского жителя». Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757 г.). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Этим словом все увереннее пользуются П.-А. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном, идеализованном смысле.

Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое обоснование. В XVIII-XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость-варварство – цивилизация».
Самое важное состоит в том, что слово «цивилизация» появилось на свет в свой срок – в то время, когда завершился великий подвиг деятелей французского Просвещения – издание «Энциклопедии». Во французском языке слово «цивилизация» на протяжении десятилетий не имело множественного числа. Явление мыслилось как универсальное, как всечеловеческая цель. Собственно термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако именно в это время единство жизни как универсальная идея опровергается в естественных науках.

Слово «цивилизация» заслоняло идеей исторической общности различие индивидуальных путей. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством универсализма.

Постепенно формируется представление о культуре как духовном подражании цивилизации, как духе цивилизации. Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. Шпенглер («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.

Но отношения культуры и цивилизации более сложны, чем простые оппозиции “духовного” и “материального”. Сравним их наиболее общие характеристики:

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Но цивилизация не является абсолютным благом. Современное состояние соотношения культуры и цивилизации характеризуется изменением социально детерминированного раздвоения культуры (элитарная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскрывает силы, губительные для культуры и самого существования человека, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Специфика культурного развития остается за пределами такой типологизации. Все культурное многообразие загоняется на жесткие ступени поступательного развития человечества, а некоторые культуры оцениваются как примитивные и малоценные и насильственно вовлекаются в цивилизационные процессы.

Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них
универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.

В основу этой типологизации положены четыре основных критерия:

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

Западный тип цивилизации – характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до XXI столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества – индустриальное общество и постиндустриальное общество.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога: усвоение прогрессивного опыта при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить; элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новое качество; в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер.

Специфика и основные черты техногенной цивилизации. Основные черты культурных универсалий, составляющие основу западноевропейской культуры:

Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.

Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Месопотамии, Древней Индии и др.

Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основными занятиями являются сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.

Основные черты культурных универсалий, составляющие основу традиционных культур:

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Начиная с Э. Роттердамского (1469-1536) и Ф. Бэкона (1561-1626) в европейской науке прогресс общества было принято ассоциировать с развитием материального производства, с усовершенствованием орудий труда, техники, технологии и соответствующих производственных и экономических отношений. Л.Г. Морган (1818-1881) предложил идею исторического процесса по схеме дикость – варварство – цивилизация. Исследования И. Гердера (1744-1803), чикагской школы социологии, К. Мангейма (1893-1947), Р. Арона (1905-1983), помогли преодолеть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» перестала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в один ряд с понятиями «цивилизация», «культура».

А. Тоффлер (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации. «Аграрная волна» охватывала все страны наиболее длительный период. Для нее характерны: зависимость от природы (сезонные ритмы, погодные условия, почва); медленный темп развития науки и техники; локальность культурных контактов; элитарность образования; межпоколенная трансляция ценностей; устойчивость родственных связей.

«Индустриальная волна» начинается с промышленной революции в XVII в. и продолжается до сих пор, втягивая на свою орбиту все большее количество стран. Ей свойственны: быстрое развитие науки и технологии; создание массовых производственных технологий; централизация управления; стандартизация потребностей человека; урбанизация. Грядущая «третья волна» должна принести, по мнению Тоффлера, возрастание роли человека, тенденцию к самоограничению, развития индивидуальности.

Источник

Разница между культурой и цивилизацией

Мечтой каждого является такой мир, где живут исключительно культурные люди в цивилизованном обществе. Но что мы подразумеваем под понятиями «культура» и «цивилизация»? Являются ли они синонимами или имеют разные значения?

Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования.

Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью.

Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию.

Цивилизация характеризуется упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной собственности.

Развитие культуры и цивилизации

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличаетсяНаскальная живопись — культура древнего Египта к содержанию ↑

Временное и пространственное измерение

Охватывая наследие и достояние человека с самых ранних времен, культура представляется более объемной, чем цивилизация. Однако цивилизация развивается значительно быстрее и стремительней, чем культура. При этом совокупность различных культур является составной частью цивилизации.

Факторы

Культура, прежде всего, нравственна. Опирается не на свод правил и законов, а на разум и совесть. Цивилизация начинается с установления каких-либо норм человеческого поведения. Цивилизация не предполагает душевности, а характеризуется лишь интеллектуальностью. По сути, цивилизация является духовным и материальным обеспечением человеком комфортного существования.

Источник

Разница между культурой и цивилизацией

Эти два термина культура и цивилизация часто используются взаимозаменяемо в общем использовании. Однако цивилизация относится к сложному образу жизни, который возник, когда люди начали развивать горо

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Содержание:

Эта статья смотрит на,

3. В чем разница между культурой и цивилизацией?

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Что такое культура

Культуру можно определить просто как совокупность образов жизни, созданных группой людей, которые передаются из поколения в поколение. Культурный антрополог Э.Б. Тейлор определяет культуру как «сложное целое, которое включает в себя знания, убеждения, искусство, мораль, закон, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества». Как следует из этого определения, многие факторы, такие как знание, язык, религия, социальные привычки, убеждения, кухня, музыка и искусство и т. д. включены в концепцию культуры. Почти все представители определенной культуры разделяют эти культурные черты. Также важно отметить, что культура приобретается, а не наследуется. Таким образом, поведение индивида формируется культурой.

Культура меняется со временем; оно не остается статичным. Различные особенности и практики культуры могут различаться в зависимости от национальности, этнической принадлежности и даже разных возрастных групп. Хотя культура является абстрактным понятием, еда, одежда, ритуалы, искусство и т. Д. Могут рассматриваться как материальные представления культуры.

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Мартиник танцоров в традиционных костюмах.

Что такое цивилизация

Термин цивилизация имеет разные определения и интерпретации. В целом его можно охарактеризовать как передовое состояние человеческого общества, в котором достигнут высокий уровень культуры, науки, промышленности и управления. Другими словами, это сложный образ жизни, который возник, когда люди начали развивать городские поселения. Цивилизация часто ассоциируется с рядом социально-политических и экономических характеристик, таких как развитие городов, социальное расслоение, уникальное искусство и архитектура, форма детального письма, сложное разделение труда, кодифицированные законы и управление и т. Д.

В историческом смысле термин цивилизация также используется для обозначения развитой культуры по сравнению с примитивной или дикой. В этом смысле цивилизация и цивилизация были антонимом для дикарей или нецивилизованных групп людей. Однако многие антропологические исследования показали, что у так называемых примитивов есть своя культура и образ жизни. Таким образом, это использование слова очень субъективно.

Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Смотреть картинку Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Картинка про Цивилизация и цивилизованность чем отличается. Фото Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Древняя хараппская цивилизация

Разница между культурой и цивилизацией

Определение

культура это совокупность образов жизни, созданных группой людей, которая передается из поколения в поколение.

цивилизация это передовое состояние человеческого общества, в котором достигнут высокий уровень культуры, науки, промышленности и управления.

степень

культура является частью цивилизации.

цивилизация это сложный объект, состоящий из разных элементов.

Характеристики

культура состоит из обычаев, верований, религий, искусства, еды, права и т. д.

цивилизация характеризуется социальной стратификацией, кодифицированным правом и управлением, развитием городов и т. д.

Источник

Цивилизация и цивилизованность чем отличается

Понятия «цивилизация» (в единственном числе) и «цивилизации» (во множественном) отличаются друг от друга.

Понятие Цивилизация появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.

Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) назвали общество, основанное на началах разума и справедливости.

Они развивали концепцию истории как прогрессивного развития человечества, как непрерывного процесса усовершенствования ремесел, наук, искусств, нравов, законов, жизненных условий, просвещения умов.

Для них история человеческого общества − это история прогресса человеческого разума. Развитие истории, утверждали просветители, никогда не пойдет вспять.
Линейный, поступательно прогрессивный характер развития мировой истории, с неизбежностью приводящий к гибели капитализма и торжеству коммунизма, явился лейтмотивом формационного марксистского подхода, рожденного в лоне набирающей темп техногенной цивилизации.

В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества в целом. Однако такое представление о цивилизации не было общепризнанным.
Уже во второй половине XIX в. происходит поворот к поиску новых трактовок мировой истории, всплеск научного интереса к истории цивилизаций (или великих культур), который засвидетельствовал, что назрела насущная необходимость в новом понимании исторического процесса.

На основании огромного эмпирического материала, новых данных истории, археологии, истории культуры различные авторы приходили к выводу о том, что линейные концепции развертывания всемирно-исторического процесса в своих попытках выделить всеобщее в структуре истории оставляли в стороне то особенное и единичное, что могло помочь в поисках смысла истории.

Кризис, поразивший западное общество в конце XIX в., разрушал саму основу линейных концепций, в основе своей европоцентристских. Начинает формироваться цивилизационная концепция исторического прогресса, основной задачей которой является объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, разрушение европоцентристских стандартов и приоритетов, постулирование принципиальной возможности иного мироустройства.

Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным.

Согласно классификации Международного общества сравнительного исследования цивилизаций (ISCSC), существует около тридцати определений этого феномена, некоторые из которых противоречат друг другу.

Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756).

Понятие «цивилизация» в широкий научный оборот ввёл шотландский философ Адам Фергюсон в конце XVIII века, предложив под этим термином понимать стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предшествующими стадиями, согласно этому мыслителю, были дикость и варварство.

Позднее, в эпоху Просвещения и в 19 в., термин Цивилизация также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития.

Слово «цивилизация» еще в 1732 г. оставалось термином сугубо юридическим и означало судебный акт или судебное решение, которое превращало уголовный процесс в гражданский.

Впервые в напечатанном тексте это слово появилось в работе «Друг людей, или Трактат о населении» (1756) Мирабо, который был отцом знаменитого революционного трибуна. Речь там шла об «орудиях цивилизации» и даже о «роскоши ложной цивилизации».

Вольтер не использовал слово «цивилизация», «хотя сам был тем человеком, который фактически создал данное понятие в своей книге (1756) и сделал первый набросок общей истории цивилизации.

К 1819 г. термин «цивилизация», до того употреблявшийся в единственном числе, приобретает множественное число. С этого времени термин «стремится приобрести новое, причем совершенно другое значение: совокупность характеристик, свойственных коллективной жизни определенной группы или определенной эпохи».

В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота.

В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен и акцент перенесен из сферы сельского хозяйства в сферу человеческого развития, от культивации домашней птицы к культивации ума.

Однако такое понимание слова «культура» не было общепринятым до XVIII — начала XIX в.

Термин цивилизация возник в качестве производного от прилагательного «цивилизованный, культурный», от глагола «цивилизовать, приобщать к культуре», которые до этого уже давно существовали и в XVI в. уже были в обиходе.

Понятие цивилизации имеет в действительности по меньшей мере двойной смысл. Оно означает одновременно моральные и материальные ценности. Карл Маркс, например, отличал инфраструктуры (материальные) от суперструктур (духовных), которые были взаимозависимыми.

В 20 в. в трудах Шпенглера, а затем Тойнби сформировалось значение этого термина, как локальной монообщности или полиэтнической общности с выраженной социокультурной спецификой.

Были разработаны различные теории и концепции исторического процесса на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных Цивилизаций, противопоставляемые теориям глобальной исторической эволюции всего человечества. Именно в подобном значении термин Цивилизация, как правило, используется в современной научной литературе.

В Германии после некоторого периода колебаний приоритет практически был отдан слову «культура» (Kultur) при сознательном обесценении слова «цивилизация».

Использование в английском и французском языках слов «культура» и «цивилизация» в качестве синонимов отражало веру французов и англичан конца XVIII — начала XIX в., что их эпоха является передовой и развитие человечества идет по поступательной.

В Германии слово «цивилизация» получило негативную коннотацию, а «культура» — позитивную. Там понятие «цивилизация» использовалось в значении «буржуазная» искусственная вежливость и утонченность манер, нивелировка личностных особенностей, тогда как понятие «культура» обозначало продукт интеллектуальной, художественной или духовной деятельности, в котором отражалась творческая сила человека.

Однако по мере развития исторической науки в Германии туда все более проникают идеи прогрессизма, что, в свою очередь, повлияло на формирование «классической концепции» культуры, которая оказалась как бы наложением двух упомянутых выше понимании культуры.

В трудах германских историков, в отличие от германских литераторов-романтиков, понятие «цивилизация» также постепенно приобретает положительное значение в качестве цели развития общества и все более сливается с новым пониманием культуры.

Именно в этом значении слово «культура» чаще всего употребляется в обыденной речи и по сей день. Но оно не является научным.

В Англии или США, слово «цивилизация» остаётся доминирующим, тогда как в Польше и в России, подобно Германии и под ее влиянием, первое место занимает слово «культура».

Во Франции слово «культура» сохраняет свое значение только при обозначении «всякой яичной формы духовной жизни» (Анри Марру)

В начале XIX в. слово «культура» использовалось либо как синоним слова «цивилизация», либо как его антоним.

Аверинцев С.С. и Бонгард-Левин Г.М.
Древние цивилизации — это некое единство, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры

Американское наследие.
В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу.

Арутюнов С.А., Сергеев Д.А.
Цивилизация – это высокоразвитое общество, где уже есть города, храмы, дворцы, цари, жрецы. Как правило, почти всегда цивилизация связана с письменностью, которая появляется практически одновременно.
Бывают, однако, моменты в истории, когда цивилизация вроде бы начинает зарождаться, но по не благоприятности дальнейших условий не получает своего развития, оказывается в тупиковом состоянии и исчезает.
Общеисторический вывод состоит в том, что там, где создаются возможности для возникновения цивилизации, не только в земледельческом обществе, но и в обществах, основанных на других ресурсах, в определённых условиях зарождение цивилизации возможно. Другое дело то, что, в условиях тех климатов, которые в наши дни на Земле господствуют, реально настоящие цивилизации возникали только там, где было земледелие. Там, где были другие источники, как бы богаты они не были, зачатки цивилизации иногда возникали, но потом увядали, когда хотя бы немножко изменялись в худшую сторону природные условия.

Валлерстайн.
Определяет Цивилизацию как «особую взаимосвязь мировоззрения, обычаев, структур и культуры (как материальной, так и «высокой»), которая образует своего рода историческое целое и сосуществует (если даже не всегда одновременно) с другими разновидностями этого феномена». (Хантингтон)

Дилигенский Г.
В историческом прошлом, когда цивилизации возникали, жили и умирали главным образом в локальных рамках, по времени они все же принимали квазиглобальные масштабы, охватывая если не всю, то большую или значительную часть цивилизованного человечества. Римская империя эпохи расцвета достигла высокой степени унификации форм социально-экономической, политической и культурной жизни на своей громадной территории. С другой стороны, современная целостность мира отнюдь не исключает цивилизованного многообразия, коренящегося как в силе культурных традиций различных обществ, так и в резко различающихся уровнях их технико-экономического и социального развития.
В каждом конкретном случае содержание понятия цивилизация зависит от оснований выделения и рядоположения цивилизационных комплексов, а эти основания, в свою очередь, подсказываются теми проблемами человеческой истории, которые нас интересуют. Так, стремление понять своеобразие различных национальных и региональных обществ и динамику их развития — от расцвета к упадку — породило в свое время преобладающий интерес к локальным цивилизациям.
Цивилизация создается и воспроизводится людьми и ради людей. Поэтому, наиболее адекватными её характеристиками представляются те, которые выражают её человеческое измерение.
Цивилизационная целостность — это такое объединение людей, которое основано на общности каких-то существенных особенностей их бытия и их самих как действующих и мыслящих субъектов. Причем речь явно не должна идти об общности, обусловленной типом общественных или политических отношений, формами собственности и власти — для определения такого рода общностей существуют другие понятия.
Не совпадает цивилизационная целостность и с культурной общностью, хотя Цивилизация и культура — понятия во многом родственные.

Дюркгейм.
Цивилизация является моральной средой, которая объединяет некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого.

Кардашёв.
Цивилизация – высокоустойчивое состояние вещества, способного собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию для получения качественно новой информации об окружающем и самой себе, для самосовершенствования возможностей получения новой информации и выработки сохраняющих реакций. Степень развития цивилизации определяется объемом накопленной информации, программой функционирования и производством для реализации этих функций.
Сверхцивилизация — гипотетический уровень развития общества разумных организмов, наступающий вслед за цивилизацией.
Карл Саган дополнил энергетическую классификацию сверхцивилизаций информационной.
Артур Кларк выдвинул предположение, согласно которому для цивилизации наука сверхцивилизации не отличима от магии.

Кларк Артур. Он выдвинул предположение, согласно которому для цивилизации наука сверхцивилизации не отличима от магии.

Кузнецов Сергей.
Цивилизация — это семиотическая система, заданная иерархией семиотических признаков. Они, в свою очередь, составляют базовую триаду: Бог, человек, мир. Цивилизации отличаются друг от друга по принципу разного понимания соотношения этих элементов. И это обстоятельство радикально влияет на весь концептуальный аппарат человека той или иной цивилизации (его восприятие судьбы, жизни, призвания, работы, противоположного пола, семьи и т. д.). Именно понимание цивилизации как семиотически иерархизированной системы объясняет, почему можно говорить о «русской цивилизации», но нельзя говорить о «германской». Соседями России на всей протяжённости её границ были очень разные в культурном, этническом, конфессиональном и языковом отношении народы, вольно или невольно «шлифовавшие» цивилизационную определённость России, тогда как Германия не имела по своему периметру столь выраженных культурно-языковых границ, потому и контактно-цивилизационная зона оказалась столь размытой. Семиотические системы имеют выражение и содержание, язык же суть выражение для семиотической системы. По языку мы можем судить о цивилизации, как таковой. Однако в любом случае цивилизация выше (и шире) языка. Цивилизацией может быть лишь устойчивый в языковом отношении комплекс. Над подобной устойчивостью сознательно и интуитивно работали и работают элиты стран, составляющих цивилизационное единство. Западная цивилизация со всем кругом языков, в неё входившим, не раз становилась объектом такой работы. Вспомним итог Наполеоновских войн и Венский конгресс, языком которого, а также языком европейской дипломатии был французский. Тогда же было сформировано представление о «концерте» великих держав, роль которого оказалась значительно шире задач борьбы с революциями, проявлялась к сфере формирования европейской цивилизационной идентичности.

Лакост.
Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к законом

Лесков.
Космические Цивилизации обладают высокой устойчивостью по отношению к возмущающим факторам как внешним, так и внутренним: фатальная неизбежность гибели ноосферы отсутствует, вероятность гибели Космической Цивилизации в результате космических катастроф пренебрежимо мала.

Марк Малер.
Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.
Формация основным в этот период способом производства. Каждой формации соответствуют определенный социально-классовый состав общества и определенные идейно-политические отношения, называемые общественной надстройкой над базисными социально-экономическими отношениями.
Формация предполагает разделение людей по производственному и собственническому признакам на классы. В пределах цивилизаций люди объединены в общности — народы, нации или группы близких народов и наций. Принадлежность человека к классу означает, что в конкретной исторической ситуации его положение в обществе определяется местом в производстве и отношением к собственности на средства производства. Принадлежность человека к народу, к нации означает, что независимо от конкретной исторической ситуации он навсегда остается приобщенным к языку, культурной традиции и географической среде своей общности.
Формация характеризуется способом производства материальных условий жизни, над которыми надстраиваются политика и идеология. Цивилизация характеризуется воспроизводством духовной культуры народа или группы близких народов.
Формация фактором общественной жизни полагает ее материальную сторону, цивилизация — коллективное сознание, духовную сторону общественной жизни.
Формация подвержена объективным причинам исторических процессов, цивилизация зависима от субъективных причин, связанных с мотивами поведения человека, побуждающими его к общественной деятельности.
Формация предполагает единый для всего человечества закон общественного развития, цивилизация предлагает обществу особенные закономерности жизни разных народов и групп народов.
Формация развивается по единому закону, цивилизация противопоставляет представления о разнонаправленных движениях народов, развитие которых не может быть сравнимо.

Мелко.
Цивилизациям свойственна определенная степень интегрированности. Их части определяются отношением друг к другу и к целому. Если данная цивилизация состоит из государств, то эти государства будут теснее связаны друг с другом, чем с государствами за пределами цивилизации. Они могут чаще воевать друг с другом и чаще вступать в дипломатические отношения. Они будут более взаимозависимыми в экономическом отношении. В них будут существовать взаимопроникающие эстетические и философские течения.

Мосс.
Цивилизация является моральной средой, которая объединяет некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого.

Пархоменко И.Т. и Радугин А.А.
Цивилизация есть продукт культуры, ее специфическое свойство.
Цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования.
Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность.
Понятие культуры указывает на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей.
Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм.
Культура устанавливает способ освоения достижений.
Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах.
Культура определяет отношение к типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
Гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
Формации общества связаны с производством и экономикой, с собственностью.
Цивилизации связываются с особенностями культуры.
Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы, которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным.
В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени.
Определённость цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощаемый в особенностях культуры.
Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Платонов О.А.
Цивилизация – это целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования генерирующего народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание.

Попков.
Цивилизация предполагает такую стадию развития человечества, которая наступает после варварства, когда социальные связи начинают доминировать над природными связями, а общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе.
Критериями цивилизованности принято считать наличие общественного разделения труда, городов, классов и государственности, письменного права.

Румянцев.
Цивилизация в своём развитии периодически переходит к всё новым и новым, более эффективным технологическим процессам. Эти технологии обеспечивают для цивилизации поддержание равновесия с окружающей средой. Цивилизация перестраивает свою внутреннюю структуру в соответствии с законами ноосферы, деятельность которой носит когерентный, экологически сбалансированный характер. Рост количественных показателей развития цивилизации происходит в степени, не нарушающей основных условий эволюции.

Савицкий Пётр. Термин «месторазвитие» был предложен основателем евразийства, географом Петром Савицким для объяснения совокупности географических, этнических, хозяйственных, исторических и пр. особенностей, представляющих собой единое целое. Этот неологизм очень органично передает взаимосвязь ландшафта и культуры народов в самом широком смысле. Не случайно позднее он был развит и проинтерпретирован Львом Гумилевым в его труде «Этногенез и биосфера Земли». А обрисовывая юридические и политические рамки, мы неизбежно подойдем и к концепции больших пространств (Grossraum) немецкого юриста и геополитика Карла Шмитта.

Следзевский.
Цивилизация – это не только некое законченное состояние, которое можно измерить. Это прежде всего некий процесс, который носит субъективный характер, когда субъект цивилизации постоянно доказывает значимость своей культуры для всего человечества.

Тойнби А.
Цивилизации не являются организмами, как об этом писал Шпенглер. В субъективных понятиях это умопостигаемые поля исследования; а в объективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидуумов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества.
Тезис о единстве цивилизации—это заблуждение, в которое впали современные историки. Насчитывая от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций, А. Тойнби видит возможность объединения культур в целое лишь в религиозных скрепках.
Цивилизации возвышаются в ответ на некие вызовы, затем проходят период роста, который включает в себя усиливающийся контроль над средой, созданной творческим меньшинством; за ростом следуют пора трудностей, возникновение универсального государства и затем дезинтеграция.
Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным движением за счёт творческого меньшинства, именно это меньшинство и вдыхает в социальную систему новую жизнь.
Ни одну из составляющих цивилизации нельзя понять до конца вне цивилизации, частью которой такая составляющая является.
Цивилизации охватывают, не будучи охваченными другими.
Цивилизованные общества не соответствуют Цивилизациям.
Жизнь цивилизаций более продолжительна, чем жизнь примитивных обществ.
Цивилизации занимают обширные территории.
Число людей, охватываемых цивилизациями велико.
Цивилизации распространяются, подчиняя и ассимилируя другие общества собственного вида, но ниже её стоящих.

Троицкий.
Цивилизация – это общность разумных существ, использующих обмен информации, энергии, массы для выработки действий и средств, поддерживающих свою жизнь и прогрессивное развитие.

Тюняев А.
Цивилизация – исторически сложившаяся, устойчивая общность народов, основанная на базе общности смысла жизни, выражающегося в единстве и целостности сферы общественного самоуправления.

Фергюсон.
Цивилизация – это стадия в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт (классов), а также городов, письменности.

Черноус В. Под цивилизацией понимается развивающийся, но устойчивый в своих основных типологических чертах и архетипах духовный, социокультурный и хозяйственный этнорелигиозный комплекс. Его системообразующие факторы: религиозно-нравственное мировоззрение, система экзистенциональных ценностей и табуирования, символическое пространство, природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования, формы государственно-политической организации, самоуправления, правоотношений и способов социокультурной коммуникации. Исторически эти факторы проявляются в определенных пространственно-временных рамках уникально, разновекторно, получают различную иерархию, что и находит выражение в рождении и развитии самобытных локальных цивилизаций.
Индивидуальность цивилизаций заключается, прежде всего, в особенностях мышления, восприятия окружающей среды, действительности, способах ее отображения, в ценностных приоритетах и социальной практике.
С этой точки зрения можно говорить о человечестве на всех этапах его развития как о сложной, но стремящейся к целостности надорганической системе. Ее подсистемами выступают относительно самостоятельные региональные и трансрегиональные цивилизации, которые в каждый момент исторического развития находятся на асинхронных стадиях. Это придает системной, но не унитарной общепланитарной цивилизации неопределенность функционирования и многовариантность развития. В этой системе можно выделить очаговую традиционную горскую цивилизацию.

Членов М. Макрокультурная модель означает собирательный характер цивилизации как культурного явления. Она обязательно включает в себя множество конкретных культур, как правило, этнических.
Под «историческим формированием» следует понимать, что любая цивилизация есть явление, которое когда-то в определенном времени возникает и когда-то исчезает.
Цивилизация не присуща всему периоду человеческой истории.
Кроме очевидных культурных знаков цивилизаций, нужно выделить ряд структурных особенностей, которые, будучи присущи только цивилизациям, а не этническим культурам, позволяли бы отделять одни явления от других.

Энгельс.
Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией.
Цивилизация — это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определёнными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного и технологического экономического и политического развития.

Ясперс К.
Цивилизация является ценностью всех культур.
Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *