Цур что это такое
Знаем, решаем, не допускаем. Как работает ЦУР
Система будет работать во всех муниципалитетах Московской области — к единой платформе всех подключат уже в апреле. Центр будет знать, что происходит в городских округах и районах. Если произойдет какой-то сбой в работе региональных или государственных служб, ЖКХ, транспорта, дорог, экологии, в любой из сфер, мы сразу будем оповещены. Своевременное получение информации — первый шаг к оперативному решению любой проблемы.
При работе с ЦУР мы следуем концепции, которая условно состоит из трех пунктов:
1. все знаем: выявляем точки напряжения, составляем тепловую карту проблем, следим за динамикой в разрезе территорий;
2. быстро решаем: сокращаем срок доставки жалобы к исполнителю, правильно расставляем приоритеты — каждой категории проблем свои сроки решения, следим за контролем качества исполнения;
3. не допускаем: выявляем истинные причины возникновения проблемы и искореняем их, трансформируем процессы.
Мы разделили все проблемы на две группы — 70% должны решаться сразу, без недельных проволочек и бюрократии. Получили запрос, собрали информацию, почистили, заделали, сбили. День, максимум два. Никаких бесконечных запросов и бумажной волокиты. Не нужно будет стоять у двери чиновника и просить предоставить ту или иную услугу. Как это работает, хорошо видно на примере уборки снега, когда заявка напрямую попадает к дворнику. Оставшиеся 30% — это ситуации, требующие голосования через «Добродел», более ресурсоемкие жалобы, когда что-то надо построить, газифицировать, модернизировать.
Сейчас ЦУР — это 80 сотрудников, еще несколько месяцев назад их было 12, 24 ведомства и 11 отраслевых боксов: медицина, образование, ЖКХ, соцзащита, транспорт, экология, строительство, госуслуги, СМИ, безопасность, нацпроекты.
Заявки ЦУР принимает через «Добродел», из социальных сетей, горячей линии, жалобы через отраслевые системы — охвачен буквально каждый сегмент.
Прозрачность, отсутствие коррупции, эффективность управления в реальности, а не на бумаге — основные задачи, которые можно решить через запуск ЦУРа на полную мощность. Уже сейчас мы можем наблюдать положительные изменения в повседневной жизни — все это происходит во многом благодаря цифровизации. Дальше таких изменений будет еще больше. Да, внедрение современных инструментов процесс трудоемкий и непростой. Много барьеров, иногда сталкиваемся с непониманием. Приходится менять регламенты и нормативные акты. Но те, кто понимает, что мы работаем на благо и будущее области, адаптируются. Вместе мы знаем, решаем и не допускаем.
Что такое Цели в области устойчивого развития (ЦУР)?
В сентябре 2015 года в ходе встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, 193 государства – члены ООН и глобальное гражданское общество – официально приняли новую программу в области устойчивого развития, озаглавленную «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Эта повестка дня включает 17 целей и 169 задач.
Цели устойчивого развития (ЦУР) основываются на принципах, согласованных в резолюции A/RES/66/288, озаглавленной «Будущее, которого мы хотим». Это необязательный документ, выпущенный по итогам конференции «Рио+20», проведенной в 2012 году.
Реализация ЦУР позволит перейти на более устойчивый путь экономического развития, создать справедливую систему распределения благ в обществе, существенно снизить риски для будущих поколений в дальнейшем существовании и развитии.
Каждая цель направлена на разрешение определенной мировой проблемы.
Все цели взаимосвязаны, как и задачи внутри них: достижение одной, невозможно без достижения некоторых других. Для их оценки выведены 232 критерия.
ЦЕЛЬ 1: Ликвидация нищеты
10% населения мира (более 700 млн человек) сегодня живут в условиях нищеты, пытаясь удовлетворить основные потребности: доступ к здравоохранению, образованию, воде и санитарии. Во всем мире уровень нищеты в сельских районах составляет 17,2%, что более чем в три раза выше, чем в городских районах.
Для работающего населения наличие работы не гарантирует достойный уровень жизни. 8% трудящихся и их семей во всем мире, каждый пятый ребенок, живут в условиях крайней нищеты. Обеспечение социальной защиты для всех детей и других уязвимых групп имеет решающее значение для сокращения нищеты.
Экономический рост должен носить инклюзивный характер с тем, чтобы обеспечивать устойчивые рабочие места и равенство.
ЦЕЛЬ 2: Ликвидация голода
По текущим оценкам, в мире голодают 8,9 % населения (почти 690 млн человек). В последние годы наблюдается неуклонный рост числа голодающих. Основные причины – антропогенные конфликты, изменение климата и экономический спад. Если тенденции сохранятся, то к 2030 году число людей, страдающих от голода, превысит 840 млн.
Необходимо принимать меры для обеспечения продовольственной и гуманитарной помощи районам, подвергающимся наибольшему риску, а также коренным образом изменить глобальную продовольственную и сельскохозяйственную систему.
Повышение производительности сельского хозяйства и устойчивое производство продовольствия имеют решающее значение для сокращения опасности голода.
Продовольственный и сельскохозяйственный сектор предлагают ключевые решения для развития и являются центральным элементом борьбы с голодом и бедностью.
ЦЕЛЬ 3: Хорошее здоровье и благополучие
За последние десятилетия был достигнут значительный прогресс в плане улучшения здоровья миллионов людей: увеличение ожидаемой продолжительности жизни и сокращение некоторых распространенных причин смерти, связанных с детской и материнской смертностью.
Необходимы дополнительные усилия для полной ликвидации широкого спектра болезней и решения проблем здравоохранения. Обеспечение эффективного финансирования систем здравоохранения, улучшении санитарии и гигиены, расширение доступа к врачам позволит добиться значительного прогресса.
Ключевой элемент устойчивого развития — обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
ЦЕЛЬ 4: Качественное образование
За последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в сфере расширения доступа к образованию и увеличения охвата школьным обучением на всех уровнях. Несмотря на это, почти 1/5 часть детей всего мира (около 260 млн) не посещает школу, более половины детей и подростков мира не соответствуют минимальным стандартам знаний.
Качественное образование — основа достойной жизни и устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 5: Гендерное равенство
За последние десятилетия был достигнут прогресс: все больше девочек ходят в школу, меньше девочек принуждают заключать ранние браки, все больше женщин работают в парламенте и занимают руководящие должности, а также проводится реформа законов для обеспечения гендерного равенства.
Гендерное равенство – это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 6: Чистая вода и санитария
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в плане расширения доступа к чистой питьевой воде и санитарии, миллиарды людей по-прежнему лишены этих основных услуг. Во всем мире каждый третий человек не имеет доступа к безопасной питьевой воде, двое из пяти человек не располагают базовыми приспособлениями для мытья рук с мылом и водой.
Чистые и доступные водные ресурсы для всех — залог устойчивого мира.
ЦЕЛЬ 7: Недорогостоящая и чистая энергия
Энергия становится все более устойчивой и широкодоступной, ускоряется процесс обеспечения доступа к электричеству в бедных странах, улучшается энергоэффективность, расширяется использование возобновляемых источников энергии.
Тем не менее необходимо уделять более пристальное внимание расширению доступа к чистым и безопасным видам топлива и технологиям, повышению уровня электрификации в бедных странах.
Энергетика является ключевым фактором, способствующим решению современных проблем.
ЦЕЛЬ 8: Достойная работа и экономический рост
Устойчивый и всеохватный экономический рост может способствовать прогрессу, создавать достойные рабочие места для всех и улучшать уровень жизни.
Еще даже до вспышки COVID-19 в каждой пятой стране из всех стран, где проживают миллиарды людей, живущих в нищете, могли наблюдаться стагнация или сокращение доходов на душу населения в 2020 году. В настоящий момент экономические и финансовые потрясения, такие как нарушения процесса промышленного производства, падение цен на сырье, неустойчивость финансового рынка и растущая нестабильность, сводят на нет и без того умеренный экономический рост и усугубляют повышенные риски, вызываемые другими факторами.
Для ликвидации нищеты необходим пересмотр экономической и социальной политики.
ЦЕЛЬ 9: Индустриализация, инновации и инфраструктура
Устойчивая индустриализация наряду с инновациями и инфраструктурой может высвободить экономические силы, которые создают занятость и доход.
Инновации и технический прогресс имеют ключевое значение для поиска долгосрочных решений как экономических, так и экологических проблем, таких как повышение эффективности использования ресурсов и энергоэффективности. Более половины населения мира подключено к интернету, и почти все население мира живет в зоне действия той или иной мобильной сети.
Для достижения устойчивого развития крайне важны инвестиции в инфраструктуру.
ЦЕЛЬ 10: Уменьшение неравенства
Сокращение неравенства является неотъемлемой частью процесса достижения целей в области устойчивого развития.
Несмотря на признаки сокращения неравенства, такие как уменьшение относительного неравенства доходов в некоторых странах и преференциальный торговый статус в интересах стран с низким уровнем дохода, неравенство по-прежнему сохраняется.
Неравенство особенно ощутимо для уязвимых групп населения в странах с более слабыми системами здравоохранения и в тех странах, которые страдают от текущих гуманитарных кризисов. Беженцы и мигранты, а также коренные народы, пожилые люди, инвалиды и дети особенно подвержены риску остаться без внимания. Усиливаются ненавистнические высказывания в адрес уязвимых групп населения.
Необходимо уменьшать неравенство среди людей и стран.
ЦЕЛЬ 11: Устойчивые города и населенные пункты
Мир становится все более урбанизированным. Более половины населения мира живет в городах, и, по прогнозам, эта доля вырастет до 60% к 2030 году.
Города и мегаполисы являются центрами экономического роста, обеспечивая около 60% глобального ВВП. Однако на них также приходится и около 70% глобальных выбросов углерода и более 60% использования ресурсов.
Урбанизация приводит к росту числа обитателей трущоб, неадекватности и перегруженности инфраструктуры и услуг (сбор отходов, системы водоснабжения и канализации, дороги и транспорт), ухудшению ситуации с загрязнением воздуха и незапланированному разрастанию городов.
Голод и смертность могут значительно вырасти в городских районах, если не будут приняты меры по обеспечению доступа к продовольствию для бедных и уязвимых жителей.
Инвестиции в развитие инфраструктуры помогут в достижении устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 12: Ответственное потребление и производство
Потребление и производство во всем мире по-прежнему оказывает разрушительное воздействие на планету.
Социально-экономический прогресс сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, которое ставит под угрозу развитие в будущем, а по сути, и самоивыживание.
Устойчивое потребление и производство могут внести существенный вклад в сокращение масштабов нищеты и переход к низкоуглеродной и «зеленой» экономике, позволят «делать больше и лучше меньшими средствами».
ЦЕЛЬ 13: Борьба с изменением климата
2019 год стал вторым самым теплым годом и окончанием самого теплого десятилетия (2010–2019 годы) за всю историю наблюдений. Зафиксированы новые рекордные уровни CO2 и других парниковых газов в атмосфере.
Изменение климата оказывает влияние на все страны на всех континентах, разрушает экономику и влияет на жизни людей. Меняются погодные условия, поднимается уровень моря, погодные явления становятся все более суровыми.
Для спасения жизней и средств к существованию необходимы неотложные меры по борьбе с чрезвычайной ситуацией в области климата.
Проблема изменения климата не знает границ и требует глобального решения.
ЦЕЛЬ 14: Сохранение морских экосистем
Океан определяет действие глобальных систем, которые делают Землю пригодной для жизни.
Дождевая и питьевая вода, погода, климат, береговые линии, большая часть пищи и кислород в воздухе предоставляются и регулируются морем. Рациональное использование этого глобального ресурса является залогом устойчивого будущего.
В настоящее время происходит постоянное ухудшение состояния прибрежных вод и закисление океана. Спасение океана должно оставаться приоритетной задачей. Биологическое разнообразие морской среды имеет решающее значение для здоровья людей и нашей планеты.
Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов — элемент устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 15: Сохранение экосистем суши
Природа имеет решающее значение для выживания человечества. Однако человеческая деятельность изменила почти 75% поверхности Земли, вытеснив животный мир и природу.
Около 1 млн видов животных и растений находятся под угрозой исчезновения, и многие из них – под угрозой исчезновения в течение ближайших десятилетий.
Здоровье экосистем, от которых зависит человек и все другие виды, ухудшается быстрее, чем когда-либо, что сказывается на основах экономики, средствах к существованию, продовольственной безопасности, здоровье и качестве жизни во всем мире.
Обезлесение и опустынивание представляют собой серьезное препятствие к достижению устойчивого развития и влияют на жизнь миллионов людей. Леса играют важную роль в борьбе с изменением климата. Инвестиции в восстановление земель имеют решающее значение для повышения уровня жизни, уменьшения уязвимости и сокращения рисков для экономики.
Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию помогут в достижении устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 16: Мир, правосудие и эффективные институты
Военные конфликты, отсутствие безопасности, слабость институтов власти и ограниченность доступа к правосудию остаются серьезной угрозой для устойчивого развития.
Число людей, спасающихся бегством от войны, преследований и конфликтов, превысило 70 млн. ООН отмечает большое количество убийств, исчезновений правозащитников, журналистов и членов профсоюзов в 47 странах мира. В мире официально не регистрируется факт рождения примерно каждого четвертого ребенка в возрасте до 5 лет, что лишает таких детей документов, удостоверяющих личность, а значит доступа к правосудию и социальным услугам.
Необходимо содействовать построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития.
ЦЕЛЬ 17: Партнерство в интересах устойчивого развития
Работа по достижению устойчивого развития невозможна без налаживания партнерских отношений на глобальном, региональном и местном уровнях.
Успешная реализация повестки дня в области устойчивого развития невозможна без налаживания на глобальном, региональном и местном уровнях всеохватывающих партнерских отношений, построенных на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов людей и планеты.
ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра
Ситуационный центр (СЦ) и центр управления регионом (ЦУР), о которых сейчас говорится на федеральном уровне, имеют ряд принципиальных отличий.
Создание и внедрение информационно-аналитической платформы ситуационных центров (ИАС СЦ) регулируются следующими основными нормативными и правовыми документами:
Понятие ЦУР стало распространяться после того, как президент РФ поддержал инициативу главы подмосковного Красногорска Эльмиры Хаймурзиной в январе 2020 года на заседании совета по развитию местного самоуправления по созданию в стране центров управления регионом.
Однако ЦУР – это прежде всего проект для муниципального уровня. В основе его лежит работа с обращениями граждан, поступающими из разных источников, что является прежде всего полномочиями муниципальных образований.
На совете была заявлена следующая структура взаимодействия по реализации жалоб и обращений.
Для региона это фактически ни что иное, как элемент СЦ соответствующего уровня. Это явно просматривается на примере СЦ Санкт-Петербурга. Потребность в СЦ стала очевидна в декабре 2005 года в преддверии июльского саммита «Большой восьмерки», тогда же правительством Санкт-Петербурга было принято решение о создании СЦ. Официальное открытие СЦ Санкт-Петербурга состоялось 13 мая 2006 года, курирует работу СЦ Санкт-Петербурга комитет по информатизации и связи.
СЦ Санкт-Петербурга, как СЦ субъекта Российской Федерации, является составляющей частью системы распределённых СЦ органов государственной власти РФ (СР СЦ) и решает множество задач, в том числе:
В целях исполнения указа президента РФ от 25.07.2013 № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» в 2019 на базе СЦ организовано информационное взаимодействие правительства Санкт-Петербурга и аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (ППП СЗФО). Опыт Санкт-Петербурга в части организации информационного взаимодействия успешно применён в других субъектах РФ (Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ и Южный федеральный округ).
Информационно-аналитическая поддержка работы пользователей СЦ обеспечивается средствами ряда автоматизированных информационных систем:
СЦ Санкт-Петербурга является также абонентским пунктом системы правительственной ВКС. С помощью городской системы ВКС ИОГВ возможно проведение мероприятий в режиме ВКС одновременно с 180 участниками. С началом пандемии Covid-19 количество ежедневных совещаний, проводимых ИОГВ в режиме видеоконференцсвязи, увеличилось в 20-30 раз.
Мобильный сегмент ВКС ИОГВ обеспечивает возможность проведения совещаний в режиме ВКС в мобильных штабах, организуемых комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности (мобильные штабы на базе машин «Мерседес» и автобуса «Волжанин») в любой точке Санкт-Петербурга, а также по ходу движения мобильного штаба. Данный сегмент позволяет в кратчайшие сроки обеспечить оперативную передачу данных и проведение совещаний в режиме ВКС на местах массовых мероприятий, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.
Отмена всех городских мероприятий в условиях временного карантина сделала данный мобильный функционал ВКС временно невостребованным. Однако в создавшихся условиях в режиме ВКС начали проводиться все заседания правительства Санкт-Петербурга и целый ряд других масштабных и локальных совещаний. Благодаря данной системе межведомственное информационное взаимодействие в режиме ВКС региональных ИОГВ с федеральными структурами (главное управление Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, прокуратура Санкт-Петербурга, Роспотребнадзор и др.) вышли на ежедневный режим работы.
Губернатор и члены правительства Санкт-Петербурга, руководители ИОГВ получают данные по оперативной обстановке в регионе, которые поступают в режиме реального времени на цифровые панели руководителей, функционирующие в составе ИС ИАО. Также на цифровых панелях аккумулируется информация о выполнении национальных и региональных проектов, анализ состояния и прогноз динамики социально-экономического развития как Санкт-Петербурга, так и его административных районов, т.е. в территориальном и отраслевом разрезе. Кроме того, реализована возможность онлайн-представления руководителям всех уровней обращений граждан Санкт-Петербурга, результатов социологических исследований и анализа информации, циркулирующей в социальных сетях и СМИ. На цифровые панели губернатора Санкт-Петербурга, вице-губернаторов и руководителей ИОГВ Санкт-Петербурга выводится также информация о выполнении адресных и государственных программ, а в период выборов – ход предвыборной кампании, процесса голосования и результатов выборов.
ИС ИАО представляет собой систему сбора информации, хранилище данных о регионе и других субъектах РФ с элементами интерактивной визуализации, плюс инструментарий комплексного анализа и прогнозирования, обработки результатов социологических опросов и мониторинга социальных сетей.
В 2019 году ИС ИАО выведена на качественно новый уровень. Теперь актуальная информация, необходимая губернатору Санкт-Петербурга и всем руководителям ИОГВ для эффективного управления городом, представляется в наглядном виде и доступна онлайн на цифровой панели управления городом (ЦП).
ЦП – единая «онлайн-платформа» для работы губернатора и руководителей ИОГВ, которая обеспечивает оперативную визуализацию всех направлений развития города и районов, мониторинг и анализ текущей ситуации и прогнозирование развития Санкт-Петербурга, позволяет решать задачи стратегического управления. ЦП обеспечивает онлайн-сопровождение заседаний и совещаний ИОГВ Санкт-Петербурга.
Одним из основных технологических достоинств ЦП является конструктор информационных панелей, который позволяет оперативно создавать информационные панели («дашборды») по требуемой тематике, теме совещания, доклада в виде набора фреймворков с отображением информации от внешних информационных систем, и интерактивных виджетов, содержащих текст, изображения, графики, тепловые карты, видеоматериалы, презентации и ленты событий.
В 2019 году в результате активного взаимодействия с администрацией губернатора Санкт-Петербурга, поступившим от ИОГВ предложениям, расширены функциональные возможности системы:
Ситуационный центр главным образом интегрирован с ИС ИАО и АПК БГ посредствам ППУР, а также с «Единой системой электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», системой «Инцидент-менеджмент», автоматизированной системой мониторинга работы уборочной техники и др.
Все вышеперечисленные системы базируются на созданной в регионе инфраструктуре: единая мультисервисная телекоммуникационная сеть ИОГВ Санкт-Петербурга в защищённом виде, распределённый региональный центр обработки данных, удостоверяющий центр, региональная «Система межведомственного электронного взаимодействия» (РСМЭВ). Есть информационное взаимодействие с межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Ситуационный центр посредством ИС ИАО интегрирован с государственной автоматизированной информационной системой «Управление» (ГАС «Управление»), а также государственной автоматизированной системой «Выборы» (ГАС «Выборы»), с информационно-аналитической системой ППП СЗФО опять же через интеграцию посредствам ИС ИАО и АПК БГ с системами представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Росстат, Федеральной казначейство, Федеральная миграционная служба, МЧС, МВД, Служба ФСО по Северо-Западному федеральному округу и др.).
Использование РСМЭВ, взаимодействующей с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (ЕСМЭВ), позволяет с помощью технологии web-сервисов взаимодействовать, посылая запросы и получая ответы в одну и другую стороны, не только внутри региона, но и с выходом на федеральные ИОГВ. Так, например, передаются данные мониторинга достижения показателей социально-экономического развития, определенных указами президента РФ, данные мониторинга межведомственных запросов в электронном виде через ЕСМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг и многое другое.
При создании СЦ возникает ряд сложностей, прежде всего организационного, нормативно-правового и финансового характера. В условиях преодоления пандемии и её последствий вопросы финансирования станут решающими.
Технологическая сторона практически полностью отработана. Так, для примера можно привести разработанную в Санкт-Петербурге универсальную программную платформу UniWeb Analytics, содержащую инструментальные средства сбора данных, дающие пользователям доступ к функциям визуализации и интерактивной работы с данными для их анализа, выявления скрытых связей, зависимостей и тенденций, визуализации результатов анализа и прогнозирования, т.е. решения типовых задач систем поддержки принятия управленческих решений. Кроме того, важна «роль» лица, принимающего решение и руководства региона в целом. От них зависят происходящие в субъекте бизнес-процессы, их организация, внутренняя логистика, также важно определить количество необходимой и достаточной информации при реализации СЦ региона, установить (разграничить) ответственность должностных лиц и ИОГВ в этой работе.
И СЦ, и ЦУР не противоречат друг другу, а дополняют и помогают реализовывать указ президента РФ от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия».
Решать задачу создания ЦУР проще и дешевле – ведь сегодня полноценных СЦ в регионах не так много. Если же функционал ЦУР наполнить содержанием анализа мониторинга социально-экономического развития территории, оперативной обстановки, что создаёт полноценную картину для принятия управленческих решений, то и получится полноценный СЦ.
Кроме того, в созданных ЦУР постоянно, как было заявлено в Красногорске, работают сотни людей, прикомандированных из местных органов власти. В сложных условиях (например, как сегодня в условиях пандемии) функционирование такого центра становится невозможным по требованиям обеспечения антивирусной защиты, к тому же это не совсем технологично с точки зрения информационных технологий.
В Санкт-Петербурге в 2019 году в структуре ИС ИАО реализовано онлайн-представление обращений граждан Санкт-Петербурга. Сейчас наглядно видно проблемы населения на всех территориях, о чем говорилось выше. Наличие этой информации позволяет руководству не только оперативно реагировать на жалобы и обращения жителей города, но и принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа результатов мониторинга обращений на ближайшую и долгосрочную перспективу.
В составе СЦ Санкт-Петербурга уже реализован ЦУР посредством анализа и отражения информации управления по работе с обращениями граждан, результатов социологических исследований и результатов мониторинга социальных сетей, средств массовой информации и т.д.
Вообще же губернатором Санкт-Петербурга поставлена более широкая задача – создать единую комплексную систему управления городом, структура которой в виде эскизного проекта представлена ниже.
Эскиз системы управления Санкт-Петербургом.
Вся возможная информация о регионе в этом случае концентрируется на ЦП управления городом или на рабочем месте губернатора, либо на табло коллективного пользования СЦ.
ЦУР должен создаваться в соответствии со стандартами СЦ. Стандартизация – это прежде всего сокращение времени за счёт использования типовых программных платформ, флэшбордов, а, следовательно, и финансовых затрат. Одновременно решается задача импортозамещения.
Вместе с тем в регионах необходимо заблаговременно проводить работы по созданию вышеупомянутой инфраструктуры. Пока этого нет, в ЦУРах будут сидеть по 100 сотрудников, оторванных от своей работы в местных органах власти.
В целом стандарты одинаковы и для ЦУР, и для СЦ. Причем стандартизация – это не значит, что будет один разработчик. Стандартизация – это использование на местах единых требований к организации и технологическим решениям. Исполнитель же должен определяться на конкурсной основе. Именно на это обращал внимание президент РФ по итогам совета в Красногорске.
С учётом вышеизложенного, а также требований указа президента РФ от 25 июля 2013 г.№ 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия»), наиболее рациональной является следующая структура взаимодействия и управления:
Такая структура, разработанная ранее на федеральном уровне, на сегодняшний день гармонично объединяет цели и задачи функционирования СЦ и ЦУР в общей системе управления государством.
Иерархия СЦ — федеральный и региональный уровни.
ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», как создатель СЦ Санкт-Петербурга, предоставляет свои типовые платформенные решения и в другие регионы страны, в том числе на Алтае и в Архангельской области. В Архангельской области реализована последняя версия нашей платформы ИАС СЦ для ситуационного центра региона. На первом этапе, как правило, решаются организационные, в том числе нормативно-правовые задачи, организуется сбор информации от установленных источников, а также создаются подсистемы сбора, хранения, первичной обработки информации, визуализации и защиты информации. На последующих этапах предусматривается расширять функциональные возможности ИАС СЦ. Создаются система прогнозирования, оперативного анализа и другие. Т.е. реализуются принципы этапности и масштабирования, что облегчает финансовую нагрузку на заказчиков.
Для успешного управления городом через СЦ постоянно проводится мониторинг настроений граждан в социальных сетях. Мониторинг социальных сетей и СМИ в Интернете очень важен. Это элемент обратной связи, наряду с социологическими исследованиями, без которой управлять регионом, основываясь только на статистических данных, практически невозможно.
Мы имеем опыт и технологии, чтобы использовать на современном уровне инструменты социологии и анализа социальных сетей, кроме того, используется, как указывалось выше, информация от управления по работе с обращениями граждан Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, информационные ресурсы портала «Наш Санкт-Петербург» и горячих линий связи с населением. Одинаково важно выявлять в соцсетях наиболее острые на сегодняшний день городские проблемы, и, соответственно, распространять в медиапространстве положительные инфоповоды, тем самым грамотно и своевременно донося до граждан действия властей по повышению уровня и качества жизни населения.
Об авторе: Андрей Овчаренко, директор Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра.