Цвет кубанки что значит
Шапка кубанка
Кубанка имеет богатую и длинную историю ношения и покроя. Получила распространение сначала у Кубанских и Терских казаков со времен участия в сражениях Первой мировой войны, оттуда и сформировалось современное название «кубанка». Головной убор изготавливается из каракуля или мутона. Сверху имеет матерчатое донышко красного, синего или иного цвета, отвечающего за знак отличия и причастность к определенному роду. В центре верха пересекаются две линии, образующие крест с нашитыми лентами. Традиция покроя верха «крестом» с вшитым галуном сохранилась по сей день.
Воспитание каждого казака начинается с отношения к своим традициям, одежде. Кубанка – неотъемлемая часть повседневного костюма казака. Она представляет собой низкую папаху, выполненную из натурального меха. Традиция ношения перешла в казачье войско с Кавказа. Это не просто шапка из меха, задача которой сохранить тепло – она гордость и сила каждого казака.
Кубанка – символ казачества
Кубанка – не просто атрибут национального костюма. Она имеет символическое значение для каждого казака, вне зависимости принадлежит ли он к Кубанскому, Забайкальскому или иному казачеству.
Без папахи-кубанки не снаряжались на войну. Потеря кубанки была невозможна. Считалось, что потерять ее можно только вместе с головой в бою. Назначаемый на атаманство казак, в первую очередь надевал папаху-кубанку, как знак отличия и подтверждение своего статуса. Все же остальные казаки, во время этого действия, снимали свои шапки, как бы преклоняя голову перед Атаманом, почитая его.
Все важные дела решались с ее помощью:
С поля боя, если казак погибал, выносили его головной убор, чтоб положить на божницу.
В доме погибшего, шапка лежала в красном углу, под иконой. Так считалось, что семья, отдавшего жизнь за Отечество находится под покровительством всей казачьей общины и Бога. Вернувшиеся с войны или отслужившие, бросали свои шапки в дар рекам, имевшим для них родовое значение.
Особенности кроя и цвета кубанки
Кубанка имеет богатую и длинную историю ношения и покроя. Получила распространение сначала у Кубанских и Терских казаков со времен участия в сражениях Первой мировой войны, оттуда и сформировалось современное название «кубанка».
Головной убор изготавливается из каракуля или мутона. Сверху имеет матерчатое донышко красного, синего или иного цвета, отвечающего за знак отличия и причастность к определенному роду. В центре верха пересекаются две линии, образующие крест с нашитыми лентами. Традиция покроя верха «крестом» с вшитым галуном сохранилась по сей день.
Наиболее часто линии на донце делают серебристого цвета. Он не зависит от особенностей и цвета конкретного изделия, однако может быть и черного и иного цвета. В зависимости от условий ношения и рода различают цвета донца.
Наиболее распространенные цвета верха кубанок:
На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.
Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.
Материал, используемый для пошива кубанки
Кубанка – это округлая, расширяющаяся кверху или трапециевидная шапка, изготавливаемая из натуральной овчины, мутона или каракуля и матерчатым или кожаным верхом, отделанным галуном. Цветовая гамма меха разнообразна: от черного, коричневого, до серого и белого.
Каракуль – это выделанные шкурки ягнят. Тонкая шерстяная основа с коротким шелковистым ворсом из плотно прилегающих друг к другу волнистых завитков образует своеобразный муаровый рисунок. Такие кубанки считаются парадными и одеваются в особых случаях. Например, сшитые из серого каракуля, традиционно носятся атаманами, полковниками. В старые времена шкурки каракуля продавали на астраханских ярмарках, поэтому название «астрахан», в качестве обозначения каракуля, прижилось в европейских языках Запада.
Разновидность овчины, используемая в пошиве шапок – мутон. Мутон (стриженная овчина) отличается блеском, плотностью и красотой мехового покрова.
Кубанки из натурального меха ручной работы в Нагайка.рф
Казачьи шапки с Красным верхом
Каждая казачья община обладает своими родовыми обычаями, традициями. Особую роль играет одежда и головной убор. Уважение к своему роду, семье, традиционной одежде лежит в воспитании молодых казаков. Вне зависимости от того, какой головной убор носит казак: шапки, папахи, кубанки – все они для него предмет гордости.
История казачьей папахи, кубанки
Папаха – головной убор, который шьется из овчины, мутона или каракуля. Истоки возникновения ее в казачьем костюме связаны с Кавказом. Участие казачьих формирований в Кавказских войнах отразилось на их костюме. Казаки переняли теплую шапку горцев, сшитую из овчины с длинным мехом. Она согревала в холодные зимние месяцы, защищая от ветра, снега и была удобна летом, закрывая голову от солнца. Свое название «папаха» она получила в 19 веке. Это слово в переводе с азербайджанского (тюркского) означает «шапка». До этого шапки, которые носили в казачьих войсках, имели разные названия, и они отличались между собой. Наиболее часто казаки носили клобуки или трухменки.
Папахи носили казаки с достатком. Пластуны, пешие казаки носили уменьшенную в размерах шапку, называемую «кубанка». Такое название она получила из-за казаков с Кубани, носивших ее. Папаха была удобна для ношения в военных вылазках, длительных переходах на лошадях. А кубанки позже, распространились среди всего казачества.
Символическое значение казачьей шапки
С течением времени головные казачьи уборы: папаха, кубанка стали символом духа, воли, свободы казачества. Они олицетворяют мудрость, отвагу, защиту, с ними шли в бой, голосовали за вновь избранного атамана, создавали семью.
В традициях казачества недопустим выход из дома без шапки. Считалось, что потеря ее возможна только в случае смерти владельца. Сослуживцы погибшего с особой бережностью передавали головной убор родителям или вдове погибшего. Она хранилась на алтаре, защищая, таким образом, семью. В случае, если вдову с детьми брали замуж, то сватавшийся шел к родовой реке и пускал по воде кубанку, обещая заботиться о семье, детях, как бы прося благословения у погибшего и рода.
Другая казачья традиция со сватовством так же неразрывно связана с шапкой. Молодой казак, желая свататься к казачке, нередко перед проведением церемонии забрасывал свою кубанку во двор к молодой. Если возврата не следовало, то можно было смело отправлять сватов – отказа не будет.
Традиции пошива казачьих шапок с красным верхом
Казачьи шапки традиционно шились из овчины, обычной длинношерстной или стриженной, называемой – мутон и из каракуля. Черные, бурые, серые, белые – разные по цвету меха, они становились завершающим штрихом казачьей одежды. Папахи и кубанки имеют донце, сшитое из цветного сукна. Обязательным элементом казачьего головного убора является два скрещенных галуна (полоски), чаще серебряного цвета. Серебряные галлу использовался в царские времена. Позже нашивались золотые, черные в зависимости от чина казака.
Для казачьих головных уборов важен цвет донца. Исторически сложилось, что цвет (и другие элементы обмундирования) обозначал принадлежность к определенному казачьему войску, роду, месту, где находятся корни казака.
Красный цвет используется в традиционной одежде казаков с Дона, Кубани, также присутствуют на казачьих шапках Уральского, Енисейского, Сибирского казачества.
Купить казачью шапку с красным верхом
В магазине Нагайка.рф разнообразный выбор моделей кубанок, шапок, папах с красным верхом сшитых из овчины, мутона, каракуля.
Головные уборы, сшитые вручную мастерами в соответствии с традициями казачества, станут прекрасным дополнением традиционного казачьего костюма, подойдут для повседневного ношения.
Например, кубанка «Ворог» выполненная из серого каракуля с красным верхом и серебряными галунами или кубанка «Миринич» из черного каракуля с золотыми галунами оценят все ценители казачьей культуры. Их можно носить зимой, они будут удобны и как часть обмундирования в летний период.
Белые кубанки и папахи, например, кубанка «Теремец», сшитая из белого мутона с красным верхом, скрещенными серебряными галунами или папаха «Химич» из белой длинношерстной овчины с красным донцем и черными галунами – идеальны для торжеств и праздничных казачьих мероприятий.
Хуторское казачье общество «Симеиз»
Официальный сайт
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Рубрики
Архивы
Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства
Во все времена, кубанка была для казака не просто шапка, а атрибут казачьей культуры, важный форменный головной убор.
Кубанка – это низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок животных, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна.
Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладал специфическими свойствами, смягчающими удары шашки.
Когда появилась кубанка?
В 15-16 веках среди жители Карачаево-Черкессии носили высокие лохматые папахи. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже похожие папахи стали носить казаки, значительно изменив их вид. Они стали меньше, короче и обрели свое второе название — «кубанки». Изменения во внешнем виде произошли не от того, что казакам хотелось провести отличия, а просто от того, что в высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а при ветре и быстрой езде на лошадях, высокие папахи просто слетали.
Почему через центр кубанки проходят две линии?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха.
Но для всех казаков символический крест на кубанке – это символ света Божьего. Крест животворящий, ровно как и свет Божий, оберегает от нечести, сохраняет от сглаза, дурного воздействия, гипноза.
В походе, перед боем, сняв головной убор, молились на крест. Затем прикладывались к честному кресту губами и лбом и надевали на голову.
Вот как написано в книге «Казачья Наука» — Однажды я спросил у дядьки, зачем нужен крест на кубанке, он ответил так: «А когда Батька (Бог) начнет сверху топтать всех… Глядь! Ааааа, это свой, крест на голове носить».
Раньше кубанку теряли только с головой
Ни один головной убор не имел такого символического значения для казака, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней назначали атаманов и шли в бой.
Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:
В кубанку зашивали иконки и написанные детской рукой молитвы. А за отворот кубанки казаки клали особо ценные бумаги. Надежнее места не было — потерять кубанку казак мог только с головой.
Значение кубанки для казака
Кубанка для казака была продолжением его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.
Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался кубанки, то сразу переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Но казак, лишавшийся шапки в бою, но вышедший из сражения в шапке своего врага, не лишался достоинства и чести, как искупивший свой проступок.
Кубанка, сбитая с головы, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
Очень важную роль играет кубанка при выборах атамана. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. А казаки голосуют, подняв свои кубанки вверх.
После выбора атамана, роли менялись. Он торжественно надевал атаманскую кубанку на голову, а все казаки снимали свои шапки, признавая тем самым волю атамана. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Кубанка – олицетворение достоинства казака
Для большинства казачьих войск кубанка не просто традиционный головной убор, а важный элемент обмундирования, часть культуры казачества. Папаха низкого кроя получила название «кубанка». Традиционное сырье для изготовления кубанки — низкой папахи — натуральный каракуль и сукно для верха в красном (или ином) цвете в зависимости от принадлежности к казачьему войску.
История появления форменного головного убора казаков
Первично лохматые папахи носили жители Карачаево-Черкесского региона, они были полностью из шкуры барана без цветных вставок. Папахи являлись атрибутом праздничного убранства горцев. Казаки с радостью переняли наряд черкесов и привнесли в него цветной верх и перекрещенный галун. Со временем, папахи с цветным верхом прижились среди казачества. Про них даже поговорки складывали, к примеру: «Чем выше папаха, тем богаче казак». При постоянной носке мех снизу папахи стирался и ее подворачивали, так они и уменьшались по высоте. Но помимо всадников, в войске были и пешие казаки. Они и носили кубанки. Шапки меньшего размера были гораздо удобнее в носке, особенно, если речь шла о головных уборах, которые надевали в пеших походах или разведке.
Внешние характеристики исторической кубанки
Кубанка всегда шьется с отворотом. Донце кубанки состоит из круга с нашитым на него крест на крест галуном.
Сакрального смысла крестообразные линии не имеют, хотя некоторым и хочется верить в его существование. При царе казаки носили галун серебристого цвета, но в 1943 г. советская власть помимо введения погонов закрепила за казаками галуны золотого ( для комсостава) и черного цветов. По цвету верха можно определить к какому войску принадлежит его владелец:
синий, аналогичный тону отделки на торжественном мундире — Терскому и Оренбургскому;
желтый — Забайкальскому, Астраханскому, Уссурийскому и Иркутскому;
Современное казачье воинство России состоит из более 20 отдельных войск со своими традициями и устоями.
Раньше кубанку можно было потерять только с головой
Сегодня покупка новой шапки вместо старой — не проблема, но в старину такого в принципе невозможно было представить, настолько сильно было значение кубанки в жизни казака. В ней он отправлялся в бой, назначался в атаманы.
Головной убор считался символом покровительства и защиты. За его отворотом хранили самые ценные документы, изложенные на бумаге молитвы, вшивали миниатюрные иконки. Позже появилась традиция крепить к шапке награды, и она обрела еще большую значимость.
Внешний вид шапки свидетельствовал о положении в обществе своего обладателя. Человека, у которого сбили шапку с головы, вызывают на поединок. Кубанка снималась казаком с головы в исключительных случаях:
при выступлении на Круге.
Непокрытая голова мужчины — свидетельство того, что он не принадлежит к казачьему роду и не является местным жителем.
Головной убор сопровождал важные жизненные моменты казака:
Если кубанка залетала в окно к девушке, значит казак признается ей в любви. Она могла выбросить головной убор или оставить себе, что свидетельствовало о ее неприязни к парню, или наоборот, взаимной любви.
Заброшенная во двор форменная шапка — предупреждение о том, что к девушке придут сваты.
В старину существовала традиция — вновь избранный атаман надевал шапку из бараньей смушки, которая называлась «трухменка». Название не случайное — так называлась одна из народностей Кавказа. Трухменка символизировала высокий статус владельца. Во время ритуала остальные казаки снимали свои кубанки, высказывая таким образом уважение к вновь избранному атаману.
При возвращении казака со службы, он забрасывал головной убор в родовую реку, поклоняясь ей.
Шапка убитого воина возвращалась его сослуживцами домой, где ей отводилось специальное место — перед иконой. Как только кубанка погибшего родственника оказывалась на своем месте, община оказывала жителям дома свое покровительство.
Казаки, желающие связать себя узами брака со вдовами, приходили к реке с шапками убиенных мужей, пускали их по воде и произносили слова, указывающие на их благие намерения, просили извинения у погибших.
Роль кубанки в жизни современного казака
Сегодня головному убору отводится несколько иная роль, нежели в старину — он не считается атрибутом повседневного мундира, а только торжественного обмундирования. Многие традиций современное казачество не придерживается — они остались лишь легендами, но уважение предков — незыблимо и сегодня.
Головной убор достойны носить только самые лучшие представители казачьего войска — обладатели высоких моральных и духовных устоев, отличной профессиональной и физической подготовки. Чтобы получить кубанку, казак готов продемонстрировать свои качества, пройти не одно испытание. Владея кубанкой, представитель казачьего рода несет ответственность не только перед семьей и общиной, но и перед страной, народом. Он ее оберегает на протяжении всей жизни, ведь потеря головного убора равноценна потере чести.
Как шапка кубанка стала символом чести и доблести настоящего казака
Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.
Особенности изготовления кубанки
Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.
Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.
История появления казачьей папахи
Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.
Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:
«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.
Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.
Значение креста на донце
Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.
Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.
Шапка для казака – символ чести
Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.
По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.
Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.
Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.
Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.
После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.
Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.
Испытания на право ношения
Где сегодня можно купить кубанку
Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.
В настоящее время много интернет-магазинов, продающих казачьи шапки.
Мы рекомендуем КавказСувенир.ру, в котором представлен самый большой выбор казачьих головных уборов. Они могут удовлетворить потребности любого покупателя, сшив по индивидуальным меркам. Доставляют в удобное время в любую точку мира. А также есть готовые экземпляры в наличии в шоу-руме в Москве на ул. Большая Семеновская д. 42, который работает без выходных.
Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.