Цвет патологии что означает каждый цвет
Колористика
Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.
Красный
Красный цвет (компенсирующий зеленый) наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность. Красный цвет соответствует планете Марс.
Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.
Физиология: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.
Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.
Оранжевый
Оранжевый цвет (компенсирующий синий, голубой) малонасыщенный, теплый, легкий, сексуальный. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство. Оранжевый цвет соответствует Меркурию.
Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.
Физиология: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.
Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.
Желтый
Радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.
Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.
Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.
Зеленый
Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.
Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.
Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.
Голубой
Голубой цвет (компенсирующий оранжевый) слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.
Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.
Синий
Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.
Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.
Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция). С индиго проще переходить на более тонкие уровни сознания. Не рекомендуется людям склонным к сезонным депрессиям.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет (компенсирующий желтый) насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию. Соответствует планете Уран.
Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.
Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз. Не рекомендуется людям с тяжелыми психическими заболеваниями и страдающим алкоголизмом.
Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.
Психологическое воздействие цвета
Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.
Каждый цвет имеет свою магическую силу. Ведь не просто так свадебное платье должно быть белым, потому что это символ чистоты. Розы, которые мы дарим любимым должны быть красными. В каждом цвете заложен свой магический символ. Мы предлагаем вам прочитать об основных цветах и что они означают.
Магия цвета
Белый
Голубой
Желтый
Коричневый
Цвет и все его оттенки (цвет земли) Предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Когда же он неприятен, то это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.
Красный
Оранжевый
Розовый
Любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.
Синий
Фиолетовый
Черный
Цвет патологии что означает каждый цвет
Известно, что восприятие цвета зависит от многих факторов, а именно: физиологических, психологических и культурно-социальных. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже эта проблема стала объектом изучения этнографов, социологов и психологов. В настоящее время научно доказано, что различные цвета и их производные способны вызвать у человека различные эмоциональные состояния, например: радость, грусть, беспокойство, меланхолию и др. Кроме того, оттенки одного и того же цвета могут задавать разный эмоциональный тон. Замечено, что в теплых оттенках больше «жизни», они активизируют деятельность; холодные релаксируют, располагают к отдыху. Считается, что наиболее благоприятны те мягкие светлые оттенки трех главных цветов спектра – красного, желтого и синего, которые существуют в природе. Важную информацию о влиянии цвета на человека приводит Р. Хен в книге «Азбука цветов» [3].
Так, красный цвет символизирует, с одной стороны, любовь, огонь, силу, а с другой стороны – вражду, опасность. Желтый цвет – цвет золота, света, жизни. Оранжевый ассоциируется с теплом, радостью, солнечным светом. Фиолетовый цвет, мрачный и торжественно-роскошный, говорит о величии, достоинстве и великолепии. Синий цвет символизирует небо, вечность, а также доброту и верность. Зеленый – цвет травы и листьев, выражает надежду, мир и покой. Белый цвет представляет собой синтез всех цветов, является символом целомудрия, чистоты, добродетели. Черный считается нейтральным цветом, символизирует серьезную торжественность, часто скорбь и траур.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов позволяют определить степень воздействия различных цветов и их производных на психофизиологическое состояние человека.
Красный цвет, согласно мнению психологов, требует особо осторожного отношения к себе. Главное воздействие, которое чистый красный цвет оказывает на человека, – возбуждающее и стимулирующее, он является «допинговым» средством. Дыхание и пульс человека, долгое время наблюдающего красный цвет, изменяются. При кратковременном воздействии красного цвета у человека повышается работоспособность, но длительное использование насыщенного красного цвета приводит к утомлению и снижению работоспособности.
Оранжевый цвет производит радостное впечатление, вызывает положительные эмоции, стремление к движению, активизирует деятельность человека. При условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность. Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышая их настроение.
Желтый цвет, цвет оптимизма, психологи соотносят с динамической энергией. Он ассоциируется с солнечным светом, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, психологическую способность к раскрытию. Необходимо отметить, что нежные оттенки желтого цвета быстрее других цветов гасят негативные эмоции.
Коричневый цвет относят к спокойным и сдержанным цветам, которые вызывают ощущение тепла, способствует созданию миролюбивого настроения. Это цвет надежности и здравого смысла. Однако необходимо быть осторожным в выборе коричневого цвета, так как некоторые его оттенки способны вызвать отрицательные эмоции. Например, исследователи заметили, что тусклый, даже мрачный коричневый цвет предпочитают люди, попавшие в конфликтную ситуацию. В данном случае предпочтение коричневого цвета означает пониженный жизненный тонус.
Зеленый цвет, по мнению психологов, является самым благоприятным цветом для человека, на многих людей он оказывает успокаивающее и целительное воздействие. Доказано, что этот цвет располагает к легкому, непринужденному общению, способствует отдыху, положительно влияет на кровяное давление, вызывая ощущение гармонии и способствуя, таким образом, релаксации.
Синий цвет – спокойный, пассивный, под его воздействием снижается работоспособность, возникает состояние созерцательности и размышления. Однако, затененный, тусклый синий цвет порождает чувство страха, ощущение потерянности.
Фиолетовый цвет, особенно глубокий и сочный, принято считать цветом творчества. Известно, что фиолетовые оттенки предпочитают художники и любители живописи. Фиолетовый цвет является одним из наиболее пассивных, так как его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов. Даже недлительное воздействие фиолетового цвета отрицательно влияет на работоспособность.
Ученые убеждены, что предпочтение белого цвета означает стремление к абсолютной свободе. Доказано, что белый цвет, излучая энергию, придает человеку силы. Люди, предпочитающие этот цвет, аккуратны в общении, хорошо чувствуют собеседника, благородны.
Серый цвет имеет множество оттенков. Известно, что чисто серый цвет расслабляет и помогает чувствовать себя уверенно. Этот цвет производит впечатление стабильности, здравого смысла, вместе с тем некоторые его оттенки унылы и способны вызывать грустные эмоции, а темно-серые оттенки – даже подавлять.
Черный цвет, по мнению психологов, выражает агрессивное упрямство, психологическую защиту. В психологии существует мнение, что черный цвет выбирают люди, которые сознательно восстают против своей судьбы. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя. Всем известен тот факт, что в больших количествах черный цвет угнетает, резко снижая настроение и работоспособность. Вместе с тем, он может быть и динамичным, способствовать пониманию, придавать достоинство. Кстати, психологи убеждены, что предпочтение белого и черного цветов в большинстве случаев замечено у людей, испытывающих психологический кризис, а также у детей пубертатного возраста.
В связи с этим большой интерес представляет исследование С.З. Садыковой, которая выявила взаимосвязь между доминирующим цветом в изобразительной деятельности детей и темпераментом. Согласно ее утверждению, цвет соотносится с определенным типом темперамента следующим образом: красный – с холерическим; зеленый – с флегматическим; желтый – с сангвиническим; голубой – с меланхолическим. Однако, С.З. Садыкова отмечает, что с возрастом взаимосвязь цвета и темперамента уменьшается, и выбор цвета у детей начинает определяться знаниями психологических характеристик цветов [2].
Итак, выбор цветовых предпочтений непосредственно связан с основными чертами характера индивида и в некоторой степени отражает его внутренний мир. Цвет в данном случае является не только способом самовыражения человека, но и средством достижения внутренней гармонии.
ЦВЕТ БОЛИ
Кандидат психологических наук Г. АДАШИНСКАЯ, доктор медицинских наук Е. МЕЙЗЕРОВ и программист А. ФАДЕЕВ.
Любое заболевание — особая критическая ситуация в развитии личности. Без сомнения, боль и болезнь оказывают влияние на нашу эмоциональную сферу: могут спровоцировать тревогу, депрессивное состояние. Вспомните повесть Льва Толстого «Смерь Ивана Ильича»: шаг за шагом по мере развития болезни всё менялось в восприятии героя — его мироощущение, отношения с близкими, возникали одиночество, тоска.
Наши представления о тяжести болезни оказывают влияние на самочувствие, настроение, мы сами прогнозируем успех или неуспех лечения. Длительность и тяжесть заболевания способны изменить характер и повлиять на поведение человека. Например, одни пациенты мобилизуются и активно противостоят болезни и боли, других охватывает тревога, третьи постоянно жалуются на своё состояние, некоторые просто игнорируют болезнь, пытаясь вести прежний образ жизни в ущерб лечению. У каждого формируется собственное представление о болезни. Психологи называют это состояние «внутренняя картина болезни».
Боль — феномен многомерный, включающий болевые ощущения, эмоции и особенности реагирования на неё, влияние окружающей среды (например, дождливая или холодная погода). В основе появления боли лежат повреждающие явления, затрагивающие различные системы нашего организма. В зависимости от этого боль разделяют на нейрогенную, психогенную и соматогенную.
Причины нейрогенных болевых синдромов — повреждение структур периферической или центральной нервной систем, участвующих в проведении болевых сигналов.
При психогенном синдроме за боль отвечает психика, и часто это связано с длительным стрессом, негативными эмоциями, жизненными неудачами. Человек испытывает боль и обращается к врачу, но обследования не выявляют у него телесных болезней, зато нередко обнаруживается скрытая депрессия.
Соматогенные болевые синдромы возникают, например, при травме, воспалении, ишемии, растяжении тканей. Среди них выделяют посттравматический и послеоперационный болевые синдромы, боли при воспалении суставов и мышц, боли у онкологических больных, боли при поражении внутренних органов и др.
Для оценки боли существуют специальные визуально-аналоговые шкалы, словесные шкалы, вопросники. Их основной недостаток — невозможность учесть многомерность боли.
В наше время и в психологии и в медицине возрождается интерес к применению цвета в диагностике и психотерапии.
Современные представления о цветовом зрении человека восходят к трёхкомпонентной теории цветовосприятия, разработанной в начале XIX века английским физиком Томасом Юнгом и позже развитой немецким физиологом Германом Гельмгольцем. Согласно ей глаз человека воспринимает только три основных цвета — красный, синий, зелёный, а все мыслимые цвета можно получить, смешивая их. Уже в XX веке биологи доказали, что в сетчатке глаза человека действительно имеются три типа фоторецепторов (колбочковых клеток), в разной степени чувствительных к красному, зелёному и синему цветам.
Однако попытки объяснить все явления цветового зрения только свойствами пигментов встретились с серьёзными трудностями, которые оказалось возможным преодолеть в рамках теории оппонетных цветов Эвальда Геринга. В 1884 году он написал работу, где сгруппировал шесть отдельных типов ощущений цвета в пары красный—зелёный, синий — жёлтый и белый — чёрный и предположил, что ощущения в каждой из трёх пар оппонентных цветов являются результатом химических реакций особого цветоощущающего вещества глаза.
Результаты современных научных исследований позволили сделать вывод о том, что положения трёхкомпонентной и оппонентной теорий цветового зрения не противоречат, а дополняют друг друга, так как отражают разные уровни целостного процесса анализа цвета — рецепторный уровень (трёхкомпонентная теория) и уровень нейронных механизмов (оппонентная теория).
В труде «Учение о цвете», опубликованном в 1810 году, немецкий поэт и естествоиспытатель И. В. Гёте (да, да, тот самый, великий) описал психофизиологическое воздействие цвета на человека. Он предположил, что «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Гёте делил все цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и способные вызвать печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-жёлтые, ко вторым — сине-фиолетовые. Зелёный цвет, по его мнению, занимает промежуточное положение и способствует состоянию спокойной умиротворённости.
Кстати, продавцы машин в США были удивлены неожиданным ростом популярности автомашин фиолетового цвета сразу после 11 сентября, когда вся нация испытывала тяжёлый посттравматический синдром.
Сегодня большое число методик, использующих цвет для изучения эмоциональной сферы человека, базируется на поисках ассоциаций — когда два или несколько психических явлений связаны и одно может вызвать в мозгу образ другого (скажем, запах свежего огурца — образ лугового поля — это и есть ассоциация). Второй метод — ранжирование цветов по степени приятности: испытуемый создаёт шкалу цветов — от самого неприятного до самого приятного.
Один из широко известных и применяемых цветовых тестов — тест Макса Люшера, разработанный в начале XX века. Связь ассоциаций цвета и эмоций, по М. Люшеру, уходит корнями в историческое прошлое и основывается на особенностях деятельности человека в определённых условиях внешней среды: день предоставлял возможность действия (жёлтый цвет), ночь принуждала к пассивности, неподвижности (синий).
Однако толковать результаты тестирования трудно. Оказывается, у цветов может быть много значений. Российский психолог Я. Л. Обухов отмечает символическое двойное восприятие основных цветов (см. таблицу) и подчёркивает, что символика цвета определяется факторами — как наследуемыми, так и формируемыми при жизни человека.
Представления о том, что цвет заключает в себе некий код (символический смысл) отношения человека к объекту (к предмету, к проблеме, к ситуации, к самому себе, к другому человеку), в том числе и в сфере болевых ощущений, позволили сделать предположение о существовании взаимосвязи восприятия цвета и боли.
В нашем исследовании мы изучали цветовой выбор как способ оценки боли, то есть оценки, с каким цветом человек ассоциирует степень боли.
Во время процедуры испытуемый давал описание телесного характера боли (тянущая, давящая) и эмоциональное (раздражающая, мучительная и т.д.). По визуальной цифровой шкале он оценивал боль от 0 («боли нет») до 6 баллов («невыносимая»).
Связь боли и восприятия цвета устанавливалась ответом на два вопроса: первый — какой цвет испытуемый связывает со своей болью (предпочтение цвета), второй — какой цвет ассоциируется с состоянием «боли нет».
В результате исследования пациентов с разной природой боли и здоровых испытуемых получены данные о частотах предпочтения и отвержения цвета в зависимости от интенсивности болевых ощущений. И на их основании мы смогли построить цветовые шкалы интенсивности боли для каждой формы болевого синдрома.
И что же мы увидели при анализе более десятка тысяч тестирований? Прежде всего, сходство цветовых предпочтений в зависимости от интенсивности боли и у пациентов с нейрогенным, соматогенным болевыми синдромами, и у здоровых испытуемых. Для каждой из этих групп с небольшой долей вариаций в выборе цвета характерны основные предпочтения: «боль очень сильная», «невыносимая» ассоциировалась с чёрным цветом; «боль средней силы», «боль сильная» — с серым, красным, коричневым цветами, отсутствие боли («боли нет») — с жёлтым, зелёным цветами.
Интересным оказалось то, что у пациентов с психогенным болевым синдромом выявлены ассоциативные цветовые «перевёртыши». Боль они «окрашивали» по-иному, чем другие группы, а при отсутствии боли цвета совпадали.
При любой патологии, если человек длительно испытывает разнообразную по силе постоянную боль, это несомненно оказывает влияние (может только на период заболевания) на особенности его поведения. Иногда близкие или коллеги замечают, что у человека изменился характер. В период болезни часто появляются раздражительность, агрессивность, тревожность, плохое настроение. В этом случае боль (болезнь) становится преградой на пути реализации планов, замыслов, она вынуждает человека отказаться от привычного образа жизни. Подобное восприятие мира находит своё подтверждение в соответствующих цветовых выборах — при сильных болевых ощущениях такие пациенты отдают предпочтение чёрному, серому и красному цветам, отвергаются ими жёлтый и зелёный цвета.
У пациентов с психогенным болевым синдромом всё наоборот. Боль для них может стать решением затруднительной ситуации, уходом от неприятного выбора. В этом случае болезнь начинает приобретать неосознаваемый положительный смысл. Такие больные, как правило, вытесняют из сферы своего сознания причины проблем, для них характерно внешне обвиняющее поведение. Это отражает скрытый конфликтный смысл. Например: «Я не готов к экзамену и так сильно боюсь, что даже по-настоящему заболел. Моя болезнь меня оправдывает в глазах других людей и спасает от неудачи на экзамене». Но проблема несданного экзамена остается! Так, причиной на первый взгляд чисто соматического заболевания оказываются скрытые психологические проблемы, которые часто не осознаются, но способны спровоцировать болезнь или обострение хронических болезней.
Таким образом, сочетание позитивного и конфликтного смыслов в отношении к боли (болезни) у пациентов с психогенным болевым синдромом находит своё отражение в предпочтении жёлтого, красного, фиолетового цветов при наличии боли, серого цвета — при её отсутствии.
На следующем этапе исследования мы хотели оценить, как влияют на результаты национальные, культурные различия. В тестировании приняли участие 483 российских и иностранных студента московских вузов, представители стран Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.
Идея исследования основывалась на положении о том, что каждый практически здоровый человек обладает опытом переживания боли. Студентам предложили сначала сделать цветовой выбор по тесту Люшера, а затем дать описание цветовых ассоциаций с болью. В ходе исследования было получено более 3700 цветовых ассоциативных выборов. Мы изучили особенности восприятия цвета и боли в зависимости от вероисповедания, от культурных особенностей и от пола.
Каковы же результаты? При отсутствии боли не было установлено различий в цветовых ассоциациях (жёлтый, зелёный, синий, красный цвета), нет их и при ассоциациях цвета с очень сильной болью (чёрный, серый цвета). Мы нашли различия в восприятиях цвета и боли при слабых и средних болях, обусловленные культурными особенностями переживания и отношения к болезни.
Далее, основываясь на полученных результатах, мы разработали комплексный экспресс-метод оценки и измерения боли с использованием цветовой и вербальных (словесных) шкал. Метод позволяет определять выраженность компонентов болевого синдрома по семи шкалам, отражающим различные уровни переживания боли человеком, а также с высокой степенью достоверности выявлять включённость психогенной составляющей в структуру болевого ощущения. Это особенно важно для правильного лечения. Была создана компьютерная экспертная система «AntiPain» — «Пересвет Антиболь». Она позволяет проводить дифференциальную диагностику болевого синдрома по шкалам частоты, длительности, интенсивности боли, определять характер сенсорных ощущений, особенности эмоционально-аффективного отношения к боли, уровень невротизации и получать интегральную оценку болевого ощущения.
Кроме того, эта система даёт информацию о состоянии нервов в зоне боли и о степени вовлечённости в болевой процесс различных систем организма.
Экспертная система стала активным инструментом для уточнения диагноза и оценки результативности лекарственной и нелекарственной противоболевой терапии. Она может применяться для оценки боли при травмах, функциональных расстройствах, болезнях и синдромах, сопровождающихся болью: для оценки и измерения боли; для экспресс-диагностики ведущего компонента болевого синдрома и выбора правильного способа его лечения; для определения динамики компонентов, составляющих болевой синдром, и коррекции проводимой терапии; для изучения эффективности и безопасности средств лечения.
В настоящее время система «AntiPain» используется с целью уточнения диагностики боли в клиниках Москвы. Получены положительные данные, подтверждающие высокую эффективность метода.
Так, впервые была выявлена связь между значением цвета и восприятием боли человеком, а также установлены различия в ассоциативных выборах цвета в зависимости от интенсивности боли и типа (формы) болевого синдрома.
Подробности для любознательных
ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
У истоков культуры цвет был равноценен слову, а цветовой язык широко использовался в ритуальных обрядах, в быту. Постепенно в ходе человеческой деятельности цвет становился знаком, приобретая символические, коммуникативные, различительные, выразительные функции.
Первобытные и примитивные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Таковыми являются кровь, огонь, молоко, земля. Им соответствуют красный, белый, чёрный цвета.
В. У. Тернер в своих исследованиях (1972, 1978, 1983) цветовой символики у примитивных племён Африки (племя Нденмбу) обнаружил, что у них доминируют именно эти три цвета. Белый считается цветом добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, чистоты. Красный — цвет жизни, силы, энергии. Чёрный — цвет зла, темноты, страдания, несчастья, болезни, смерти.
На следующем уровне развития человеческой цивилизации цветовые символы связаны уже с представлениями об устройстве космоса, мира богов и людей. Всё самое ценное и значимое, как правило, отмечалось каким-либо цветом. Например, в Древней Индии красный цвет рассматривался как образ жара, белый — воды, чёрный — пищи.
К первым трём присоединяются жёлтый цвет земли (у греков и китайцев), зелёный цвет растительности (у всех народов), синий цвет неба (у китайцев и египтян).
В Древней Иудее: голубой (синий) цвет — священный, божественный, честный; фиолетовый — цвет царской власти; белый (седина) — старость, долголетие.
В Китае и на Дальнем Востоке золотой и серебряный цвета связаны с потусторонним миром. Жёлтый цвет — символ верховной власти, богатства и невинности. Сине-зелёный — символ новой жизни, молодости, справедливости, удачного начала, будущих успехов. Красный — символ радости, торжественного события, успеха, удачи, благих пожеланий. Белый — символ старости, смерти, военной силы, цвет траура, похоронных принадлежностей. Чёрный — символ мрака, темноты, упадка, учёности и образования.