Цвет церкви что значит
Цвета храмов: значение и история
Что обозначает цвет храма? Несет ли он в себе какой-то смысл? Почему все каменные храмы древней Руси были белыми, а потом с какого-то момента стали разноцветными? Рассказываем!
Цвет храма: значение
В отличие от цвета облачений у священника и в некоторой степени от цвета куполов у церкви, цвет, в который окрашен сам храм, не несет в себе никакого символического смысла или значения.
Синия церковь или она белая, или она красная, или она желтая — все это продиктовано исключительно вкусом того, кто строит и проектирует храм. Цвет храма даже может меняться со временем.
Единственное, что более или менее очевидно, это то, что на Руси до какого-то времени все церковные постройки были белыми. Но и это было вызвано исключительно практичностью, а затем традицией.
Никитский собор Никитского монастыря в Ярославской области.
Дело в том, что особенности архитектуры тех или иных стран или направлений (иными словами — архитектурные стили) изначально бывают продиктованы, как правило, исключительно климатом, а также теми строительными и отделочными материалами, которые когда-то были у людей «прямо здесь», «под рукой», — и ничем иным.
Например, православие на Руси ведет свои истоки с киевских земель, а архитектуре там — не только храмовой, но любой вообще, — были характерны «мазанки» — когда дом снаружи покрывался смесью вроде извести: например, чтобы скрывать кладку, которая не всегда получается красивой и аккуратной. Первые каменые храмы начали воздвигать такими же. Построили, убедились: удобно, практично, красиво — и после по тому же принципу стали отделывать снаружи храмы повсюду в России.
Церковь Спаса на городу в Ярославле.
Позже белый цвет (или белокаменность — если стены не покрывались снаружи ничем) перешел из разряда практичности в разряд традиции, которую старались блюсти. Во-первых, потому что белый храм или монастырь — это красиво. А во вторых, потому что в те времена традиции были практически равны правилам — слишком сильна была идея о том, что духовная сторона жизни — это не место для самовыражения. То же касалось и цвета храма.
Вот Спасо-Преображенский собор в Переслявле-Залесском. Построен позже белокаменных «мазанных» соборов. Но все равно белый:
Или куда позже — храм Симеона Столпника на Новом Арбате.
Сейчас в новостроящихся храмах белый цвет — это «отсылка» к древней Руси. Таким образом демонстрируется и уважение к традициям, и возможность еще раз зримо напомнить о них — в нашем суетном мире, где все постоянно меняется и сама жажда перемен становится чуть ли ни главной ценностью.
Зачатьевский монастырь на Остоженке в Москве
Цвета храмов — какие бывают
Белый цвет никогда и никуда не уходил в русском православии. Но приблизительно в Петровскую эпоху — или, вернее, начиная с нее самой, — городские и сельские церкви все чаще начали красить в разные цвета.
В этом не было никакого практического смысла и также не имелось никакого подтекста. Просто красиво. Ну, отчасти еще «латинское» влияние, которое проникало в православную архитектуру не только в виде разноцветности храмов, но и в виде их форм или отдельных элементов. Например, начали появляться колонны.
Храм великомученицы Варвары в Москве
Однако несмотря на то, что цвет храма это исключительно эстетический вопрос, все равно сложился набор оттенков, которые можно встретить чаще, и какие не встретишь никогда. Никогда не увидишь черный храм. Это понятно почему.
А вот желтые храмы — это очень распространенный цвет. Храм Николая Чудотворца в Москве возле метро Библиотека имени Ленина:
Храм Сорока Севастийских мучеников рядом с Новоспасским монастырем:
Колокольня Рождественского монастыря в Москве на Рождественке:
Еще чаще можно встретить церкви, окрашенные в красные цвета всех возможных оттенков. Цвет Пасхи! Наверное, красных храмов — по крайней мере в Москве — больше, чем всех остальных вместе взятых 🙂
Храм Михаила Архангела в Тропареве, Москва. У него необычная судьба.
Храм Живоначальной Троицы при Троицком Подворье:
Знаменский собор в Зарядье — Москва.
Храм в Барашах. Тоже красный цвет.
Архангельский собор в Ярославле:
Часто можно встретить голубые церкви. В Церкви это считается цветом Богородицы, но в случае с храмами это не так.
Это храм во имя преподобного Сергия недалеко от Таганки. Не совсем голубой, конечно: скорее, цвета морской волны…
Храм в Могильцах (недалеко от Старого Арбата) и он, как раз, в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Но еще недавно — в советское время — он был частично желтым. В тот период он не действовал, но это один из примеров, когда церковь — пусть и по обстоятельствам — меняет цвет.
Или еще один яркий пример: тот же Знаменский собор в Зарядье, о котором говориле выше. Вот, он сейчас:
А вот он же во времена СССР:
Ильинский храм в селе Селихово Тверской области. Это сейчас он белый, а еще недавно был голубым…
Оранжевые Церкви. Тот же храм великомученицы Варвары на Варварке, о котором говорилось выше:
Или сельский храм в подмосковном селе Новоникольское.
Есть розовые храмы. Женский монастырь Зосимова пустынь в Рассудово, и там — главный храм Живоначальной Троицы:
Или еще одна церковь в Зарядье (совсем, правда, другого оттенка):
Цвета храмов — это еще один пример того, как традиция в церковной жизни со временем становится негласным правилом. Это значит, что с одной стороны, ее не запрещается нарушать, но с другой — само по себе нарушение становится настолько ненужным, что в нем пропадает вообще любой смысл — пускай, это и не объяснить логически.
Вот вы, например, можете представить себе фиолетовую церковь?
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Почему на православных храмах купола разного цвета и что означает их количество
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Цвет куполов
Чаще всего храмы и церкви увенчаны золотыми куполами, которые являются символом вечности и славы небесной. Уже при закладке фундамента было ясно, кому или чему будет посвящён храм, и в соответствии с этим впоследствии выбирался цвет купола. Золото – это посвящение Иисусу Христу или великим православным праздникам. При этом в прошлом купола действительно покрывались золотом, которое сначала растворяли в ртути, а затем готовую смесь наносили на подогретые медные листы. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был покрыт именно таким способом, а на позолоту куполов ушло 100 килограммов драгоценного металла.
Если православный храм покрыт синими куполами с разбросанными по ним звёздами – это обозначает посвящение Богородице. Звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей мир о рождении Спасителя, а синий цвет является символом непорочности Девы Марии. Иногда можно увидеть просто синие купола, как на Троицком соборе в Санкт-Петербурге. Изначально его строили для Измайловского полка, офицеры которого носили форму такого же синего цвета.
Зелёные купола, являющиеся символом Святого Духа, венчают храмы, посвященные Святой Троице или православным святым. В честь святых устанавливают так же купола серебряные, обозначающие святость и чистоту.
Купола чёрного цвета можно встретить обычно на территории православных монастырей. Чёрный в данном случае и является символом монашества.
Не слишком часто можно встретить и купола многоцветные, как на соборе Василия Блаженного или храме Спас на Крови. Яркие краски призваны напомнить верующим о красоте и сиянии Небесного Иерусалима.
Форма куполов
Узнаваемая сферическая форма является символом вечности, а вот купола, похожие на шлем, напоминают прихожанам о необходимости всегда быть в Божьем всеоружии.
Если же на храме установлен купол, напоминающий своей формой луковицу, то это является символом молитвы и стремления к небесам. Некоторые исследователи считают: подобная форма купола напоминает пламя православной свечи.
На храмах и церквях, построенных в XVI веке, часто не устанавливали привычные купола, а возводили храм со своеобразным шатром, который был и остаётся символом Богородицы и Небесного Света.
Количество куполов
На православных храмах может быть разное количество куполов: от одного до тридцати трёх, но при этом никогда нельзя увидеть церкви с четырьмя или шестью куполами. Количество неизменно является символом определённого понятия. Один купол – это единство Бога, два символизируют одновременно человеческую и Божественную сущность Спасителя, три – Святую Троицу.
Пять куполов напоминают православным верующим об Иисусе Христе и четырёх евангелистах, а семь говорят о количестве таинств церкви, точно так же, как девять – о числе ангельских чинов.
Если же на храме установлены сразу тринадцать куполов, то они обозначают Спасителя и двенадцать апостолов, в то время, как 33 купола – это количество лет, которые провёл Иисус на земле.
Небольшое село Кукобой, расположенное почти за 200 километров от Ярославля, в начале XX века привлекло к себе всеобщее внимание. Там был построен храм, по красоте и размерам не уступающий петербургскому собору Спаса на Крови, да и не удивительно – ведь проектировал его сам архитектор Высочайшего двора и директор Института гражданских инженеров Василий Антонович Косяков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Цвета куполов православных храмов
Православные храмы всегда впечатляли своей величественной красотой, особенной архитектурой и, конечно же, удивительными куполами.
Почему купола православных церквей разного цвета?
Купола пришли в Православие из византийской архитектурной традиции, они одновременно обозначают и небесный свод, и вечность. Купола православных церквей и соборов бывают разного цвета. В Церкви нет ничего случайного, ни одна деталь не употребляется просто так, поэтому и цвет купола пронизан глубоким смыслом — по нему можно определить, чему или кому посвящен храм.
Что означает цвет куполов на церквях?
Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов. Он олицетворяет вечность, нетление, сияние небесного Божественного света, царственность. Так, золото было одним из даров, которые принесли волхвы новорожденному Иисусу. Храмы с золотыми куполами посвящены Христу и самым важным церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Кремля. Также золотые купола часто можно видеть на главном храме города или монашеской обители.
Сегодня купола не облицовывают драгоценным металлом, а в прошлом их действительно покрывали золотом, которое сначала растворяли в ртути, а затем готовую смесь наносили на подогретые медные листы. Процесс золочения был очень дорогим. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге пошло 100 килограммов золота.
Золочение куполов присутствует только в православной традиции.
Синий или голубой. Это цвет небесной тверди. Храмы с такими куполами обычно посвящены Богородице. Синий (голубой) цвет символизирует небесную чистоту и непорочность Девы Марии, на Которую сошел Дух Святой. Он олицетворяет также связь мира тварного с миром нетварным. Нередко синие (голубые) купола украшают звездами, которые напоминают нам о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Младенца Христа. В пример можно привести Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, где четыре голубых купола со звездами окружают главный, золотой.
Но встречаются храмы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Таким является Троицкий собор в Петербурге. Его построили в 1838 году для Измайловского полка Российской императорской гвардии, офицеры которого носили синюю форму. Именно поэтому для куполов выбрали такой цвет.
Серебряный или серый. Серебряный или серый цвет куполов встречается довольно редко. Этот цвет символизирует святость, чистоту и духовность, а также сияние Божественной славы. Серебряными куполами чаще всего увенчаны храмы, посвященные святым, а также храмы в честь Преображения Господа и Его Вознесения. Примером может послужить Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре в Хутыни (Новгородская область) или церковь Николы на Липне под Великим Новгородом.
Зеленый. Этот цвет в Православии считается символом вечной жизни и Святого Духа. Купола такого цвета венчают храмы, которые посвящены Святой Троице. Например, храм во имя Троицы Живоначальной на Воробьевых горах в Москве. Священник Павел Флоренский писал: «Зеленый — цвет гармонии Божественного бытия, предвечный покой».
Зеленые купола также бывают у храмов, построенных в честь православных святых, монашеский подвиг которых соединил их со Спасителем и возвел в Царство Небесное. В данном случае зеленый выступает как слияние золотого (желтого) и голубого цветов. Можно вспомнить, например, церковь Ильи Пророка в Ярославле.
Черный. Купола черного цвета обычно украшают храмы на территории православных монастырей. Черный цвет в данном случае является символом монашества, то есть отречения от мирской суеты и благ материального мира. Черный цвет также свидетельствует о стремлении к обретению душевного покоя, служит напоминанием, что человек должен заботиться не столько о внешнем, земном, сколько о внутреннем, духовном, о том, что Бог должен стоять в центре человеческой жизни.
Черные купола венчают, например, соборы Марфо-Мариинской обители в Москве и храм Воскресения Словущего в Покровском монастыре российской столицы.
Красный. Редко можно встретить церкви с куполами с красным покрытием, что является символом пролитой крови и мученичества. На Святой Земле в восточной части Капернаума (теперь это израильский национальный парк) есть греческий православный монастырь, построенный, согласно преданию, на месте дома, в котором Господь исцелил расслабленного, спущенного к Нему с крыши (см.: Мк. 2: 1–12). Издали видны двенадцать ярко-розовых куполов, увенчанных золочеными крестами, на монастырской церкви Святых Апостолов. На утренней и вечерней заре их цвет гармонирует с цветом неба и гладью Галилейского моря. В 1948 году, после образования государства Израиль, храм оказался на пограничной территории между Израилем и Сирией. На вопрос о том, почему у церкви красные купола, единственный проживающий в обители монах-грек ответил: «Здесь пролилось слишком много крови…»
Также будем помнить, что в христианской традиции красный цвет еще и цвет Бога Отца, цвет Пасхи, следовательно, символ победы жизни над смертью, а кровь тоже символизирует жизнь.
Многоцветные купола. Яркие краски многоцветных куполов православных храмов напоминают верующим о величии и сиянии Небесного Иерусалима, о неописуемой красоте Царства Небесного. Достаточно вспомнить покрытые различными узорами и украшениями разноцветные купола храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве или храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Когда человек в суетящемся и спешащем городе видит храм, он вспоминает, что в этой земной жизни каждому надо обрести свою дорогу в Церковь, войти в нее и, открыв дверь храма, шагнуть в Небо.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
Православная Жизнь
Почему на православных храмах разное число куполов? Имеют ли символическое значение их цвет и форма? С помощью сведений, которыми делится протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, вы сможете немало узнать о храме, даже не приближаясь к нему.
Число куполов на храме имеет определённое значение. Один символизирует главу нашей Церкви — Господа нашего Иисуса Христа, два — два естества Спасителя, Божественное и человеческое, три — Пресвятую Троицу, четыре — число Евангелий. Пятикупольный храм символически изображает Господа и четырёх евангелистов, семикупольный — число таинств Церкви, Вселенских соборов, добродетелей. Двенадцать куполов устанавливают в честь апостолов, тринадцать — в честь Господа и двенадцати апостолов. Знаю, что есть ещё храмы, на которых тридцать три купола — по числу земных лет Спасителя. Если подытожить, число куполов символизирует важные факты из жизни Спасителя или Церкви.
Цвет куполов тоже символичен. Золотой означает, что храм посвящён Иисусу Христу. Зелёный — перед вами храм в честь Святой Троицы. Синий со звёздочками — Богородичный. Тёмные, чёрные, коричневые купола бывают в монастырских храмах или скитах. Разноцветные, как на соборе Василия Блаженного в Кремле, символизируют райскую жизнь, красоту рая.
По форме в основном выделяют четыре типа куполов: луковичный, шлемовидный, конусный и грушевидный. Чаще всего встречаются купола в форме луковицы, чуть реже — шлемовидные. Последние обычно более древние. Их символика заключается в том, что каждый человек — воин Христов, постоянно пребывающий в брани с нечистыми духами и грехами. Луковичная форма купола напоминает горящую свечу, которой мы все должны уподобляться перед Богом.
В большей же степени форма куполов связана с архитектурными традициями страны или области. На Руси храмы издавна увенчивались куполами, а вот в Греции традиция совсем иная, там куполов почти нет. Эту особенность объясняют климатом: чтобы зимой снег не накапливался на крыше, делали купол. На сегодняшний день строгих правил, каким именно должен быть купол на храме, нет.
Значение цветов и форм куполов православных храмов
Окраска и форма церковных куполов, а также художественная настенная роспись — это не просто проявление идеи, воплощённой архитекторами и художниками в православных строениях. Каждый цвет имеет собственный скрытый смысл и духовную ценность. Помимо этого, он символизирует образ того святого, которому посвящён храм.
Каких форм бывают купола храмов
Православный храм — это отображение неба на земле, человека и ковчега. Форма куполов бывает самой разнообразной — овал, луковица, парус или зонт.
Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, но позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковицами. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, установлены на барабане, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившиеся постройки с таким типом купола относятся к XVI веку, иллюстрации из исторических хроник свидетельствуют, что они появились уже не позднее конца XIII века. Как и шатры, купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан.
Значение купольных цветов
Независимо от того, какая роспись используется при раскрашивании потолочных сводов, она говорит людям о красоте Небесного Иерусалима. Чаще всего можно увидеть святые места с куполами золотистого цвета, что говорит верующим о нетленности, бессмертности, величественности. Золотой свод символизирует небесную славу. Не редки в России и купольные строения синего цвета, украшенные звёздами — это свидетельствует о посвящении храма Божией Матери. Дополнительные декоративные элементы служат отсылкой к Вифлеемской звезде, рассказывающей о приходе на землю сына Божьего. Зелёные оттенки считаются цветами Святой Троицы и других святых. А чёрный оттенок куполов говорит о принадлежности храма монастырской территории.
О чём говорит число куполов
Святые места отличаются не только формой или расцветкой, но и количеством сводов. Для православной церкви характерно возведение соборов с нечётным числом голов. Количество сводов соответствует значимости и типу построения небесной церкви.
Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры, которая отличает её от архитектуры других православных народов и христианских конфессий. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с тринадцатью куполами (989 год основания) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполами в Киеве (989—996 годы основания). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, Семикупольные церкви — символизируют 7 таинств и добродетелей, Девятикупольные храмы — ангельские чины, святыни с 13 куполами посвящаются Иисусу Христу и 12 апостолам, с 25 сводами — возводятся в качестве хвалы Божией Матери, с 33 главами — говорят о числе христовых лет жизни в земном царстве.