Цыган что земфиру ревновал
А. С. Пушкин «Цыгане»: краткое содержание
Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Цыгане» была написана в 1824 году, но полностью опубликована лишь в 1827.
Краткого содержания «Цыган» Пушкина по главам не существует, так как поэма не разделена на нумерованные главы. Свои поэтические произведения Александр Сергеевич Пушкин часто разделял на строфы.
Пушкин, «Цыгане»: краткое содержание поэмы. Знакомство
Вольный цыганский народ кочует по территории Бессарабии. На ночь табор раскинулся у реки. Все затихло, люди спят. Но в одном из шатров не заснуть старому цыгану – он ждёт дочь с прогулки. Её до сих пор нет, хотя наступила ночь. Но вот Земфира (так зовут дочь старика) пришла и привела с собой незнакомца. Имя юноши – Алеко. Его разыскивают власти, а он хотел бы жить в цыганском таборе и сам сделаться цыганом. Отец Земфиры не против, он согласен разделить жилье и еду с молодым человеком. По словам старика, Алеко мог бы ремесленничать – заниматься ковкой железа или ходить по селам с медведем. Молодой человек соглашается и остается вместе с новыми друзьями. Становится понятно, что Земфира и Алеко влюблены друг в друга.
В дорогу
Поутру отец будит Земфиру и Алеко. Цыгане собираются продолжить путь, разбирают лагерь и отправляются дальше.
Выбор
Алеко сопровождает Земфиру. Почему-то ему грустно. Девушка спрашивает о том, не жаль ли ему оставленной жизни в городе. Там большие дома, роскошная обстановка, пиршества, нарядные женщины. Но юноша возражает, что ему не о чем жалеть – в городе люди не искренни, там нет любви и воли, там продают свободу и живут ради денег. А Земфира лучше городских девушек, её красоте и наряды не нужны, и он хочет разделить с ней жизнь и любовь.
Отец Земфиры говорит, что цивилизованный человек, приученный к городской неге, не всегда рад свободной жизни. Он рассказывает цыганское предание о человеке, сосланном на Дунай за какую-то провинность. Он был стар и беззлобен, окружающие любили его и помогали святому, как они считали, старцу. Он был немощен и очень страдал от бедной жизни и тоски по родине. Когда старик умер, то оставил завещание – перенести его останки в родной город. Алеко с удивлением понял, что в рассказе отражена судьба знаменитого римлянина – Овидия.
Цыганская жизнь
Через два года Алеко все так же делит кров с Земфирой и её отцом. Он водит медведя и поёт песни в селах, старик-цыган играет на бубне, девушка собирает подаяния. Алеко привык к цыганской жизни и не вспоминает о прошлом.
Песня
Старик греется на солнце, а Земфира у колыбели ребенка заводит песню о немилом муже. В ней она говорит о своем несчастье – что она ненавидит того, с кем связана её жизнь, так, что не боится пыток и смерти; она любит другого. Алеко говорит, что ему не нравится песня, но Земфира отвечает, что она поёт для себя, и продолжает. В конце концов она говорит, что песня эта о нём. Отец Земфиры же вспоминает, что её мать у колыбели пела эту же песню.
Ночью девушка вдруг будит старого цыгана оттого, что боится: Алеко стонет во сне. Старик рассказывает предание, что по ночам дух мучает спящих. Земфира слышит, как Алеко зовёт её во сне. Отец объясняет, что юноша очень любит Земфиру и даже во сне ищет её. Но девушка говорит, что ей хочется свободы, а любовь Алеко надоела. Юноша не перестает стонать и скрежетать зубами, но вдруг просыпается и зовет Земфиру. Она подходит, Алеко говорит, что ему снился страшный сон. Земфира успокаивает юношу, говорит, что это воздействие духа и не нужно верить снам. Алеко на это отвечает, что не верит ничему, даже ей.
История Мариулы
Алеко, тоскуя, жалуется отцу Земфиры на то, что её любовь прошла. Старый цыган утешает его, указывая на изменчивость девичьего сердца и сравнивая женскую любовь с лунным светом. Алеко удивляется, как могла девушка охладеть, когда так пылко его любила. Старик рассказывает ему историю о матери Земфиры – Мариуле. Они любили друг друга, но чувство продлилось всего год. Мариула родила дочь, но, повстречав другой цыганский табор, ушла с ним, бросив и ребёнка, и мужа. После этого цыган никого больше не любил. Алеко поражается, почему старик не догнал жену и не отомстил. Но старик отвечает, что любовь не удержать и не возродить. Юноша говорит, что стал бы бороться за любовь или хотя бы отомстил. Алеко расправился бы даже со спящим врагом: если бы повстречал того на берегу моря, то бросил бы в воду и с мстительным удовольствием смотрел бы на его гибель…
Измена
Земфира на свидании с другим – молодым цыганом. Он хочет побыть с ней подольше, но она опасается ревности Алеко и назначает свидание ночью.
Убийство
Алеко мучается от ревности даже во сне. Он пробуждается и не находит рядом Земфиру. Тогда он идет искать её на улице и внезапно замечает след в траве. Он, предчувствуя дурное, идет по следу, который ведет к могиле за курганом. Там он видит две тени и слышит голос цыгана, просящего Земфиру остаться с ним до утра. Алеко обнаруживает своё присутствие. Земфира призывает любимого бежать, но тот не успевает, и Алеко пронзает его ножом. Земфира в неистовстве проклинает его. Алеко убивает и её.
Изгнание
Эпилог
В эпилоге автор вспоминает Молдавию, где ему встречались цыгане, он часто с ними кочевал, разделяя с ними пищу, спал у костров, любил их песни и долгое время не мог забыть прекрасную цыганскую девушку Мариулу. Но и среди цыган трудно повстречать счастье. Даже в пустынных землях невозможно спрятаться от судьбы, от страстей и несчастий.
Очень краткое содержание «Цыган»
Русский юноша Алеко бежал из города, где его почему-то преследовал закон, и присоединился к цыганскому табору. Там он жил вместе со старым цыганом и его дочерью Земфирой, которую полюбил. Земфира сначала отвечала ему взаимностью, но после изменила с молодым цыганом. Алеко в ярости убивает и соперника, и её. Цыгане хоронят убитых, но не собираются мстить юноше, только просят его оставить табор навсегда. Что стало с Алеко дальше – неизвестно, последний раз он встречается читателю у могилы убитых им. Табор уехал без него.
Портрет главной героини
Главный женский персонаж в произведении Пушкина — Земфира. Эта девушка олицетворяет собой весь цыганский народ, такой же веселый, яркий, беззаботный, живущий одним днем. Жизнь цыган автор связывает с двумя главными особенностями:
Образ Земфиры в поэме «Цыганы» носит достаточно обобщенный характер. Автор не дает подробного описания внешности главной героини, ее портрет складывается отрывочно из некоторых строк, которые могут рассказать о ней как о девушке-цыганке, обладающей следующими внешними данными:
Даже в бедной одежде, без нарядов и дорогих украшений она выглядит привлекательней любой городской дамы.
Эта женщина — истинное дитя природы, естественная, легкая и беспечная. Цыганка очаровывает читателя своим свободолюбивым и непокорным характером: «Она привыкла к резвой воле…»
Милая девушка с веселым, почти детским нравом, добрая и искренняя, создающая вокруг себя атмосферу радости и одаряющая этим позитивом всех вокруг.
Несмотря на свой юный возраст, Земфиру в «Цыганах» Пушкин изображает вполне цельной и зрелой натурой, живущей по законам собственных чувств и желаний, она искренне верит, что, только находясь в гармонии с собой, можно прожить счастливую жизнь.
Цыганка и Алеко
Только добрыми побуждениями и небольшой долей любопытства руководствуется она, приведя в табор изгнанного из цивилизованного общества русского парня Алеко. Главная героиня не задумывается ни о будущем, ни о различиях в жизненных ценностях и воспитании человека не из табора, безоговорочно следуя за своими чувствами, она создает с ним семью.
Алеко и Земфира счастливы, их устраивает цыганская кочевая жизнь, вскоре у пары рождается ребенок, которого цыганка нежно любит. Но, с течением времени, любовь девушки к мужу угасает и зарождаются новые сильные чувства к молодому цыгану из табора.
Земфира — честна и прямолинейна, и даже не пытается этого скрывать, говорит ему об этом словами из песни:
Именно в этом моменте Пушкин дает оценочную характеристику Алеко и Земфире из поэмы «Цыгане» и четко показывает огромные различия в понимании любви людей из двух разных миров.
Для мужа цыганки Земфиры это глубокое и сильное чувство, он переживает, страдает и ищет пути решения. Для самой девушки, все намного проще, она любит играя, шутя, любовь для нее — приятное чувство, в котором не нужно отказывать себе:
«Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя».
Поддавшись воле новых чувств, цыганка Земфира не ищет оправданий и не считает себя виноватой, она свободна в выборе жизненного пути и спешит на свидание с любимым, где их застает разгневанный Алеко и в порыве ревности убивает.
Перед лицом смерти она осталась верна себе, своему мировоззрению, прожила жизнь, следуя велению сердца и нисколько не жалеет об этом.
Народнопоэтическая основа образа Земфиры
Песня — неотъемлемая часть жизни цыган, всегда пользовалась успехом у русского народа и любовью автора. По этим причинам Пушкин добавил цыганскую мелодию в свою поэму. Песня Земфиры полностью отражает ее характер, столь же дикий, страстный, непримиримый и сильный, как ветер:
«Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Поэма про Земфиру затрагивает один из значимых вопросов общественной жизни того времени, заключающийся в предоставлении свободы женщине самостоятельно принимать решения, связанные с ее личной жизнью.
«Цыганы» — краткое содержание поэмы А.С. Пушкина, история создания
Первая южная ссылка считается романтическим этапом в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Период 1820—1823 годов отмечен поездками по Крыму, армейской школой в Кишиневе, богатую на события жизнь в Одессе. В этот период выходит поэма «Цыганы» Пушкина. Краткое содержание для читательского дневника знакомит с основным замыслом и персонажами произведения.
История создания
Поэма была начата Пушкиным в январе 1824 году, в конце ссылки. Окончательная доработка ее проходила уже в октябре того же года в Михайловском. Она является частью цикла южных поэм, не связанных между собой ни сюжетом, ни главными героями. Объединил произведения общий смысл — стремление к свободе.
История создания поэмы «Цыганы» тесно переплетена с событиями в жизни поэта. В ее основу легли наблюдения за жизнью южного края. При этом автобиографический элемент проявляется как соединение жизненных обстоятельств автора и героя.
Предосновой произведения стали странствования Пушкина с цыганским табором в 1821 году. Имя главного персонажа (Алеко) перекликается с именем Александр, и в нем поэт отождествляет себя. Автобиографическое начало определяет дальнейший характер лирической истории. Как и поэт, Алеко не любит душных городов и оков просвещения. Так выражались устойчивые мотивы лирики южного периода.
Персонажи поэмы
Произведение повествует о ветреном цыганском характере и нравах вольного народа. В ней автор затрагивает тему человеческих страстей и на примере отношения персонажей показывает, как свободолюбие, эгоизм и ревность могут изменить судьбу. Главные герои «Цыганы» Пушкина:
Краткое содержание
Полное произведение поэмы можно осилить за 15−20 минут. На знакомство с кратким содержанием «Цыганы» Пушкина уйдет около 5 минут. Этого будет достаточно, чтобы понять суть произведения, однако при наличии свободного времени лучше прочитать поэму целиком.
Цыганский табор «шумною толпою» кочует по живописным степям Бессарабии. Вечер, у костра готовится ужин, невдалеке отдыхают лошади, за шатром лежит ручной медведь. Понемногу все успокаивается, затихает. Лишь в одном шатре не может заснуть старый цыган. Он ожидает дочь Земфиру, которая ушла на прогулку. Она возвращается не одна. Рядом с ней — юноша, которого цыганка встретила за курганом и позвала с собой.
Выясняется, что молодого человека зовут Алеко, он скрывается от закона и хочет стать цыганом. Отец девушки приглашает его пожить в таборе столько, сколько нужно. После ночного отдыха табор приходит в движение и трогается с места. У Алеко сжимается сердце при взгляде на опустевшую равнину. Земфира интересуется причиной его тоскливых мыслей, она думает, что он грустит по былому. Однако Алеко убеждает ее, что причина не в этом. Он рад вырваться из плена города.
В прежней жизни Алеко не было любви, а значит — радости. Он не сожалеет ни о чем и считает единственной целью своей жизни — быть рядом с Замфирой, краса которой покорила с первого взгляда. Старик слышит их разговор и делится с молодыми людьми старинным преданием о поэте, который был сослан правителем в степи Бессарабии. Несмотря на внимание и любовь местных жителей, красоту природы, поэт так и не смог забыть родину и томился в неволе. Алеко узнает в герое предания Овидия, поражается превратностям человеческой жизни.
Два года Алеко путешествует вместе с табором. Юноша зарабатывает тем, что водит медведя по деревням. При этом он доволен жизнью и никогда не жалеет о своем выборе. Однажды он слышит песню Земфиру и по ее содержанию понимает, что она его разлюбила. Ночью девушка будит отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне, но его любовь ей не мила, а сердце требует воли. Просыпается Алеко и зовет Земфиру.
Юноша рассказывает, что ему снится сон об измене Земфиры. Она уговаривает его не верить обманчивым ночным грезам. Старый цыган зовет Алеко на откровенный разговор. Он просит молодого человека не грустить понапрасну. Алеко признается, что негативные чувства вызваны равнодушием Земфиры. Однако ее отец говорит, что женские чувства непредсказуемы. Никто не может заставить полюбить или разлюбить. Нужно идти на уступки и уметь вовремя отпустить человека.
Однако Алеко безутешен. Он тоскует и вспоминает время, когда был любим. В утешение старик рассказывает ему историю своей молодости. Он был влюблен в роскошную Мариулу, от которой удалось добиться взаимности. Но чувства молодой женщины быстро угасли и она ушла с другим табором, оставив ему маленькую Земфиру. Алеко спросил, почему же цыган не отомстил за себя? Как не вонзил кинжал в сердце обидчика и простил неверность?
Старик ответил, что никто не в силах удержать любовь. Никто не знает, что будет дальше, а былое точно нельзя вернуть. Алеко говорит, что он не такой. Он не готов мириться с изменой и обязательно бы получил удовольствие от мщения. Его возлюбленная в это время на свидании с другим цыганом. Влюбленные договариваются встретиться поздним вечером, после захода луны. В роковую ночь Алеко будит тревога. Он не находит рядом Земфиру и выходит из шатра.
До рассвета Алеко сидит у холма на ковре из трав, с окровавленным ножом в руке. Так, с трупами рядом, и застали его соплеменники. Они простились с молодыми людьми и вырыли для них могилы. После прощального обряда отец Земфиры обратился к Алеко. Он сказал, чтоб он оставил кочевой табор. Цыгане не хотят жить с гордым человеком, который требует воли лишь для себя.
Вскоре табор скрылся за горизонтом. Осталась только одинокая телега на колесах, под крышей которой больше никто не ночевал. В эпилоге Пушкин вспоминает, как встречал мирные телеги цыган и жил среди них.
О романтическом жанре
Поэма написана поэтом в годы роста оппозиционных настроений в России. Отражением их в литературе стал байронизм, воспринимаемый как протест против крепостнического строя. Пушкин стал зачинателем романтического жанра в русской литературе. Каковы же его особенности и основные черты?
В героических эпопеях главными становились события исторической и социальной важности. В связи с этим их сюжеты были богаты обилием эпизодов, отступлений. В романтической поэме сюжет имеет уклон в сторону новеллы. Основные события разворачиваются вокруг жизни одного лица, не всегда положительного.
Чаще всего главным событием в жизни персонажа является любовь, а число действующих лиц немногочисленно. В центре повествования — герой, его возлюбленная и соперник.
Действия развиваются в экзотической обстановке, все внимание автора приковано к душевным переживаниям главного героя. Все отступления способствуют раскрытия характера и внутреннего мира основного персонажа.
Сюжетная схема произведений в романтическом жанре раскрывается стандартно. Чувства героев находят препятствие в лице третьего человека. Возникающий при этом конфликт заканчивается гибелью героини, антагониста, а иногда и самого героя. Сюжет может обыгрываться по-разному, но основная структура произведений выглядит именно так.
Поэма «Цыганы» выдержана в духе указанных выше положений. В центре внимания — цыган Алеко, романтические переживания которого становятся причиной гибели цыганки Земфиры и ее возлюбленного. Последовательность событий описана рядом этапов:
Пушкин сразу вводит читателей в самый эпицентр событий, создавая драматическую ситуацию. Прошлое и будущее героя закрыты романтической полумглой. В центре внимания — один красочный эпизод его жизни. В соответствии с этим автор раскрывает характер Алеко только с той стороны, которую хотел продемонстрировать читателям. Это страстная порывистая натура, отчасти эгоистичная.
О внешности Алеко можно судить по таким кратким отрывкам: экспрессивность взгляда, меняющиеся цвет лица, взгляды, жесты. Характеристику внешности Земфиры автор не дал в тексте книги. О ее облике известно кратко то, что цыганка черноокая. Пушкин неравнодушен к судьбе лирического персонажа. Его эмоциональная заинтересованность находит отражение в разных формах: отступлениях, коротких вопросах, воспоминаниях.
Анализ произведения
Сюжет «Цыгане» Пушкина незамысловат. Через все произведение проходит единственная сюжетная линия и три главных героя. Земфира увлекается мужчиной, который успел получить жизненный опыт и устал от насущного бытия. Плененный красотой знойной цыганки, он бросает все и прибивается к табору. Юноша не рассказывает о прошлом, однако, судя по городам, где он побывал, и людям, с которыми общался, можно предположить, что оно было непростым.
Возможно, вступление в табор — попытка убежать от прошлого, в котором Алеко не было места. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет почему. Два года беглец был рядом с Земфирой. Ей пришлось нисходить до этих отношений, поскольку пылкие чувства в душе быстро прошли. Когда же к ней пришло настоящее чувство, то избранником оказался такой же простой и молодой цыган, как она сама. Застав возлюбленную в объятиях соперница, оскорбленный в чувствах Алеко совершил двойное убийство.
Анализ «Цыган» Пушкина дает возможность уточнить следующие моменты:
Поэма создавалась в момент возрастания интереса людей к быту и труду людей разных племен и положений. В этом направлении поэт сделал важный шаг. Неслучайно произведение было одобрено литераторами, декабристами, передовыми европейскими критиками.
«Цыгане» вдохновили Мериме на создание «Кармен», Рахманинова — на написание оперы «Алеко». Песня «птичка божия не знает… за весной, красой природы лето знойное придет» вошла во многие детские хрестоматии.
А.С. Пушкин «Цыганы»: анализ произведения
История создания
В 1824 году, Пушкин находился в ссылке в Кишиневе, где много проводил времени за изучением цыганского этноса, пытался разобраться в их традициях, культуре. В процессе своего исследования он не только проникается теплыми чувствами к данному народу, но и хочет перенести наглядные образы на страницы своих книг. Именно поэтому он называет свою новую поэму «Цыганы», выражая свою симпатию и уважение к каждому из представителей этого народа.
Что же так сильно его очаровало? Как принято считать современниками, Пушкина всегда манила и околдовывала свобода, которая как раз таки присуща этому народу. Это касается и жизни в целом, и отношения к ней, и тем более — взаимоотношений.
Поэма «Цыганы» относится к зрелому периоду творчества поэта. Он уже пресытился романтизмом и открыто иронизировал над ним, ведь навеянные европейской модой образы быстро перекочевали в реальную жизнь, где смотрелись карикатурно. Пушкина окружали сплошь таинственные молодые люди, разочаровавшиеся в обществе и ищущие свободы. На поверку оказывалось, что они все те же ценители личного комфорта и внимания дам. Данное негативное явление в обществе тоже настроило поэта на определенный лад.
Жанр и направление
Произведение «Цыганы» «подхватывает» направление романтизма и относится к жанру — поэма. Внутренняя «тюрьма» в противовес свободе раскрывает главного героя, развенчивая его образ и переходя к реализму — только-только зарождавшемуся направлению в культуре.
У Пушкина можно насчитать не так уж много романтических произведений, но, тем не менее, он успевает создать свой собственный, индивидуальный стиль. Многие читатели будущих лет хвалили поэму Александра Сергеевича за понимание истинной любви и свободы.
Главная героиня находит в степи молодого человека Алеко — «его преследует закон». Она решает помочь юноше и приглашает в табор, ведь он захотел разделить ее образ жизни и стать таким же. Однако Алеко гнетет тоска: он всю жизнь предавался лени и праздности, однако мечты о славе и богатстве его тоже посещали. Связав себя с цыганкой, он думает, что отрешится от соблазнов порочного и лицемерного мира. В обществе свободных людей он жаждет начать жизнь заново, но едва ли готов потрудиться для этого.
Перед нами предстает картина нравов цыган — мать Земфиры, которая бросив свою дочь, сбегает с новым возлюбленным. Но девушка, в свою очередь, на мать не обижается, ведь кому как не ей знать, что с людьми делает любовь. Она, завязав страстные и искренние отношения с главным героем Алеко, также искренне поддается порыву и изменяет ему с молодым цыганом. Зная свою эмоциональность, Земфира мирится с мыслью и принимает свою ветреность и непостоянство, ведь виной всему — любовь.
Девушка намекает о своем адюльтере в песне. Алеко — далеко не глупый парень, который все прекрасно понимает, но смириться с ветреностью девушки и принять её не может. Он страдает и тяжело переживает эту ситуацию. Отец девушки советует оставить все как есть, ведь сердцу не прикажешь, а среди цыган принято бережно охранять свободу личности. Когда эмоции берут вверх, Алеко выслеживает и убивает любовников. Он так и не смог проникнуться духом свободы, его принятие цыганских законов оказалось самообманом.
Композиция и конфликт
Произведение «Цыганы» имеет линейную композицию со вставкой «рассказ в рассказе», когда старик повествует об измене своей жены. Также Пушкин разбавил повествование лирическими отступлениями и песней цыганки.
В поэме «Цыганы» присутствует основной конфликт – это столкновение двух миров: цивилизации и естественного племенного мира В первом существуют законы, права и порядок, а во втором ритуалы, обычаи и свободные нравы. Любовная линия между Алеко и Земфирой обличает свободу нравов этого «дикого» общества, которую никогда не сможет принять человек из другого мира.
Главные герои и их характеристика
Алеко. Главный герой поэмы, скрывается с цыганкой Земфирой в таборе, пытается понять ее и быть частью «первобытного мира», но внутренне очень не свободен, хоть и стремится к свободолюбивому и праздному образу жизни цыган. Алеко принадлежит к цивилизованному обществу, где понятия о морали совсем иные. Он бунтует против своего происхождения, нарушает законы своего мира, но при этом не может интегрироваться в племени, где правил нет, но нет и соответствующих им прав. Его сознание уже определили условности и понятия того мира, где он сформировался. Романтический герой не проходит испытание свободой и демонстрирует свою искусственность. Он становится лишним в обоих мирах и вечным изгнанником.
Земфира. Возлюбленная Алеко. Ветреная, страстная и очень эмоциональная особа. Девушка сперва посвятила Алеко всю себя и развевала его тоску своим темпераментным поведением. Однако пылкое сердце красавицы остывает так же быстро, как и нагревается. Она нашла другого человека, уже из своей среды, и по законам своего племени ушла от опостылевшего друга. Но он не смог принять ее выбор, а она не смогла принадлежать кому-то одному, стать птицей в импровизированной клетке. Ее манила свобода и дикая удаль любви, ведь она так воспитана.
Старый цыган. Отец Земфиры. Мудрый старик пережил предательство жены и вынес урок: насильно мил не будешь. С тех пор он больше не искал близости с женщиной, смирившись с тем, что они непостоянны и свободны. Старик не собирается мстить им за это и принимает свою судьбу. Он дает дочери такую же свободу, ведь понимает, что независимость и вспышки страсти — это и есть единственные сокровища его бедного племени.
Сравнение двух культур — основная тема поэмы «Цыганы». Автор сталкивает европейскую цивилизацию (с ее рационализмом, высоким уровнем комфорта и моральными ограничениями) с цыганской общиной (где главенствуют независимость, праздность, свободная любовь и культ эмоций). Сложный западный человек со своей системой ограничений и запросов не вписывается в окружение, которое живет без правил, удовлетворяющих запросы Алеко. Очевидно, что автору ближе вольный цыганский образ жизни и их мудрость, а европейского человека он изобразил недалеким, эгоистичным, лицемерным. Но таким его сделала цивилизация, которая живет ложными ценностями.
Тема любви. В чувствах обе системы мировоззрения показали свое истинное лицо. Алеко любил эгоистически, присваивая объект обожания. Ему нравилось, что Земфира развеивала его тоску, развлекала его, он не готов был ее отпустить, даже если она хотела уйти. Такое отношение к любви характерно для европейской цивилизации, где брак связывал людей навечно, даже если они разлюбили. А вот Земфира любила одним мгновением, но страстно, отчаянно. Она принадлежала своим чувствам, а не человеку. Цыгане уважали свободу выбора и отпускали того, кто больше не любит.
Тема свободы. Алеко понимал свободу как праздность, как свою личную неприкосновенность и лень. Ему нравилось, что в таборе он толком ничего не делал, а лишь путешествовал и любил. Однако истинную свободу он не понимал и дать не мог. Выбор другого человека не был для него поводом отказаться от того, что ему нравилось. Более того, ради своей прихоти он нарушил чужие права и свободы. А вот Земфира считала независимость своей главной ценностью. Цыгане отпускали того, кто не желал оставаться по доброй воле.
Быт и нравы цыган. Несмотря на свободу цыганского народа, они также подвластны страстям и бедам. Опровергается мысль о беззаботности жизни цыган с плясками и песнями, народ показан более глубоко, с их мыслями, чувствами, бедами.
Проблемы
Основной проблемой данного произведения выступает внутренняя несвобода человека цивилизованного человека. Алеко, который бежит из цивилизованного общества, где есть свои устои и правила, хочет обрести свободу там, где она знакома каждому, и жить в своё удовольствие. Но именно в тот момент, когда он попадет в табор, где можно жить как тебе угодно, начинаются проблемы. Ведь понятия свободы у каждого разные. Для Земфиры — это беззаботная жизнь в свое удовольствие без чужих запретов и указов. Для её отца — спокойствие и всепрощение. Но для Алеко свобода может быть только его, что больше похоже на эгоизм. Он жаждет того, о чем не имеет понятия. Внутренне он несвободен, его тиранят эгоизм и предрассудки общества, от которого он сбежал. Земфира была заключена в его внутренней тюрьме и поплатилась за побег.
Эгоизм. Собственничество и хищничество европейского человека стоило жизни прекрасной Земфире. Будь Алеко осведомлен о истиной природе любви, он не ревновал бы Земфиру, и уж точно не отнимал жизнь у молодых людей, возомнив себя Богом. А так Алеко любит искренне только себя и свой комфорт. Он жертвует жизнью людей ради того, чтобы удовлетворить свою жажду мщения.
Основная идея
В чем смысл поэмы «Цыганы»? В результате сравнения двух культур, двух мировоззрений, автор определил сущность европейского идеала того времени — романтического героя с глубокой и странной душой. Оказывается, этот лишний человек пострадал не столько от влияния порочного общества, сколько от собственной природы — эгоистической, мстительной, скорой на суд и расправу. Алеко ленив, но честолюбив, горд, но слаб и уязвим, поэтому он искал отечество в таборе, а в любви — силу и опору. Но Земфира недолго развлекала его, она уже пресытилась его скучной любовью, где было больше эгоизма, чем чувства к ней. В своих описаниях Алеко говорит, что делала она для него, но не упоминает о своем вкладе в их отношениях. Возможно, неспособность героя посвятить страсти всего себя и стала подлинной причиной разрыва. Таким образом, главная мысль поэмы «Цыганы» заключается в том, что источником беды главного героя была не цивилизация, от которой он бежал, а он сам. Алеко на самом деле нуждался не в свободе и любви, а в тех правилах и канонах, которые управляли жизнью в его мире. Просто среди них нужно было что-то делать, вкладывать труд и ум, а герой делать этого не хотел. В погоне за праздностью и весельем он влился в табор, где не мог прижиться, ведь цыганский образ жизни был ему чужд, как и те идеалы, которые его так манили.
Главный герой — лишнее доказательство того, что невозможно изменить в один день то, что создавалось веками. Для нашего героя свобода жизни в городе от его законов не стала счастьем. Как мы видим из произведения, цыгане — это приверженцы так называемой незыблемой вольной жизни, к которой Алеко был не готов. Он остался во внутренней тюрьме, куда человека неизменно загоняют эгоизм, жестокость и мстительность.
Чему учит?
Поэма «Цыганы» учит уважать и принимать обычаи и традиции других людей. А также принимать и чтить чужие взгляды и чувства, даже если они отличаются от твоих собственных. Это произведение наглядно показывает: чтобы обрести внутреннюю свободу, нужно научиться прощению, любви, умению забывать о себе во имя объекта своей любви.
Пушкин в поэме «Цыганы» заставляет задуматься о том, что есть любовь и свобода? У каждого народа сформировались свои ответы на эти вопросы, и не так то просто отречься от них, поменяв стиль жизни. Для цыган любовь — мгновение, свобода — все. Они любят страстно, но вспышкой, а потом уходят, ведь лучшее уже миновало. А вот для европейской цивилизации любовь означает собственность, брак, общие цели и интересы. Алеко думал, что любовь дает ему право управлять Земфирой и ее чувствами. Он рассчитывал на нее, как будто на свою собственность. От нее он хотел вечной поддержки и вечного блаженства, не давая ничего взамен. В его мире он обеспечил бы жене содержание и праздность, которых хотел сам. А в мире цыган он видел возможность получить жену без обязательств и ответственности. Та же ситуация со свободой: Алеко видел лишь свою свободу, а Земфира была уверена, что независимость — это естественное право каждого человека, и один не вправе украсть ее у другого.
Художественные особенности
В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому. Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.
Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?
Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.
Критика
Об основных нравственных уроках, преподнесенных нам Пушкиным в данной поэме, писал критик В. Г. Белинский:
«Идею поэмы «Цыганы» должно искать не в одном лице, а тем менее только в лице Алеко, но в общности поэмы. Алеко является в поэме Пушкина как бы для того только, чтоб представить нам страшный, поразительный урок нравственности. Его противоречие с самим собою было причиною его гибели, — и он так жестоко наказан оскорбленным им законом нравственности, что чувство наше, несмотря на великость преступления, примиряется с преступником. Алеко не убивает себя; он остается жить, — и это решение действует на душу читателя сильнее всякой кровавой катастрофы».
А также о развенчивании образа романтического героя делится писатель Ф. М. Достоевский:
«В типе Алеко, герое поэмы «Цыгане», сказывается уже сильная и глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической полноте в «Онегине», где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе».