в белоруссии в первый день рождества ходили ряженые и водили с собой козу поле чудес
Поле чудес (Список выпусков и обзоры, 2015)
Список выпусков и заданий игры «Поле чудес» от 2015 года. Жирным шрифтом выделен игрок-победитель в тройке. У победителя игры указан его финальный счёт. Всего вышло 43 выпуска.
Содержание
Выпуск 1 (1 244), 2 января 2015
Алёна Волкова, Юлий Якубовский (0 очков), Светлана Чуйко; Сергей Плотников, Екатерина Крупская, Олег Желков; Александр Лемешев, Оксана Григоренко, Виктор Мазуренко;
Участник отгадал все три слова и выиграл автомобиль.
Выпуск 2 (1 245), 9 января 2015
Наталья Грозовская (г. Лас-Вегас), Александр Тимофеев (г. Коломна), Светлана Ефимова (дер. Ивановка); Дарья Черкасова (г. Тула), Василий Пестряк-Головатый (г. Гатчина), Ирина Новикова (г. Москва) (2 550 очков); Виолетта Любина (г. Аниево), Олег Фетькушов (г. Москва), Инга Шенникова (г. Кисловодск);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 3 (1 246), 16 января 2015
Лидия Цынцарь (с. Капчак), Георгий Вирвичец (с. Струнино), Наталья Нейт (г. Новокузнецк); Юрий Шестернин (г. Балаково), Анатолий Аграфенин (с. Борское), Ольга Мазуренко (г. Голицыно); Любовь Волкова (г. Казань) (2 600 очков), Юлия Альба (г. Новосибирск), Сергей Семёнов (г. Тихорецк)
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 4 (1 247), 23 января 2015
Андрей Хозяинов (с. Усть-Сцима), Елена Песецкая (дер. Ядрино), Галина Рыбакова (г. Красноярск); Тельман Алиев (с. Халамели), Елена Романова (г. Санкт-Петербург), Елена Бакурова (г. Архангельск); Алексей Пашин (г. Химки), Виктор Канов (г. Москва), Надежда Смолянская (г. Котово) (2 750 очков)
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 5 (1 248), 6 февраля 2015
Латокат Расулова (г. Ангрен) (6 400 очков), Михаил Фадеев (г. Коломна), Наталья Самойлова (г. Волгоград); Ирина Цой (г. Новосибирск), Александр Степанов (дер. Дубровка), Павел Игнатьев (г. Санкт-Петербург); Николай Канаев (дер. Иванково), Елизавета Данилина (г. Райчихинск), Сергей Шалов (экопос. Цица);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 6 (1 249), 13 февраля 2015
Надежда Рынцева (пос. Шексна), Сергей Миленко (с. Васильчуки), Елена Цветаева (г. Москва); Иммо Лесвиси (г. Рим), Владимир Брилёв (г. Новороссийск) (1 800 очков), Екатерина Константинова (г. Гагарин); Надежда Корзина (г. Приволжск), Карина Курносова (г. Брянск), Борис Мусс (г. Санкт-Петербург);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 7 (1 250), 20 февраля 2015
Татьяна Кузнецова (с. Мундыбаш), Андрей Кравцов (г. Сочи), Ольга Ковалёва (г. Владимир); Севада Малхасян (г. Переславль-Залесский), Наталья Дмитрюк (г. Кольчугино), Ваха Мусаев (г. Грозный); Вера Родионова (г. Балаково), Виктор Дмитриев (пос. Пудомяги), Екатерина Баринова (с. Рябинки) (4 700 очков);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 8 (1 251), 27 февраля 2015
Руслан Зулькарнаев (г. Баймак), Ольга Хазиева (г. Можайск), Надежда Мельник (г. Николаев); Олеся Пронина (Калужская область), Виталий Седов (пос. Краково), Андрей Матусевич (г. Вольск); Роман Булыжников (пос. Романовка) (500 очков), Наталья Верова (г. Пенза), Александр Юрьев (хут. Дубовой);
Участник отгадал горизонтальное и одно вертикальное слово, но другое не смог.
Выпуск 9 (1 252), 6 марта 2015
Рассвета Мусатова, Валентина Дрогина, Олеся Коваленко; Марина Кошелева, Надежда Савельева (2 900 очков), Надежда Маслова; Светлана Титова, Ирина Кривуля, Наталья Забелина;
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 10 (1 253), 20 марта 2015
Евгения Столярова (г. Железнодорожный), Валентина Сухарева (с. Дмитриевы Горы), Сергей Питаев (г. Сочи); Вероника Ратомская (г. Москва), Александр Орлов (г. Великой Новгород), Григорий Марков (г. Озёры); Валерий Болотов (г. Истра), Наталья Некрасова (г. Тверь) (600 очков), Сергей Ларин (г. Меленки);
Участница отгадала горизонтальное и одно вертикальное слово, но другое не смогла.
Выпуск 11 (1 254), 27 марта 2015
Ольга Тимофеева-Оболенская (г. Чебоксары), Сергей Рябов (г. Самара), Эммануила Штуко (г. Тверь); Наталья Чураева (г. Москва) (7 750 очков), Александр Логвин (пос. Дружба), Юлия Солнцева (г. Магнитогорск); Инна Морозова (г. Струнино), Андрей Носов (г. Шахты), Людмила Сухомлинова (пос. Грибанский);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 12 (1 255), 3 апреля 2015
Вера Кольцова (г. Бежецк), Геннадий Аксёнов (дер. Гололобовка), Ольга Мамаева (г. Орлов); Наталья Рулёва (г. Дубовка), Светлана Селезнёва (г. Москва), Александр Милкин (г. Мичуринск) (3 150 очков); Наталья Явкина (г. Москва), Алексей Борискин (г. Орехово-Зуево), Николай Байдуков (г. Новокуйбышевск);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 13 (1 256), 10 апреля 2015
Светлана Михеева (г. Железнодорожный), Сергей Трегубов (пос. Глебычево) (4 000 очков), Людмила Курилина (пос. Смирновка); Владислав Голубенков (г. Тула), Адам Саидов (г. Грозный), Светлана Вирвичас (г. Струнино); Марина Снимщикова (г. Протвино), Вероника Ильиных (г. Киров), Людмила Домнина (пос. Шилово);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 14 (1 257), 17 апреля 2015
Евгений Михайловский (г. Железнодорожный), Сергей Герасимов (г. Сыктывкар) (1 400 очков), Людмила Семёнова (с. Шемурша); Олег Колосов (г. Геленджик), Светлана Дашевская (г. Кольчугино), Лариса Терентьева (г. Сыктывкар); Михаил Домнин (пос. Шилово), Олеся Шегулькова (г. Урюпинск), Ольга Семёнова (г. Тихорецк);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 15 (1 258), 24 апреля 2015
Диана Ходоковская (г. Коростень), Юрий Алексеев (г. Камышовка), Святослав Шершуков (г. Клин) (1 950 очков); Виктор Лукашов (г. Ейск), Галина Ясная (г. Санкт-Петербург), Анна Пеушкина (г. Нижний Новгород); Алибек Асхабов (г. Хасавюрт), Нина Богатых (г. Воронеж), Дмитрий Прянов (г. Троицк);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 16 (1 259), 30 апреля 2015
Александр Карпич (с. Новая Усмань), Владимир Орлов (с. Ижма) (1 400 очков), Инна Шумилина (г. Санкт-Петербург); Дмитрий Лысенко (пос. Богородское), Екатерина Хамукова (г. Бийск), Авраам Троян (г. Браила); Николай Костриков (ст. Кумылженская), Виктор Цигеман (г. Зиммерн), Наталья Середина (г. Волгоград);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 17 (1 260), 8 мая 2015
Антон Иванюк (г. Кузнецк), Александр Стукалин (г. Калининград), Евгений Агафонов (г. Рязань); Евгений Калинин (г. Брянск), Никита Рудь (г. Санкт-Петербург), Илья Альтман (г. Москва); Дмитрий Габелко (г. Воронеж) (9 000 очков), Андрей Ерков (г. Серпухов), Рубин Родин (г. Москва);
Участник отгадал все три слова и выиграл автомобиль.
Выпуск 18 (1 261), 15 мая 2015
Светлана Каурова (г. Струнино), Ирина Федотова (г. Великий Новгород), Илья Абарёнов (пос. Запрудный); Евгений Цепелов (г. Москва), Нина Первухина (пос. Шувалово), Олеся Гумбина (г. Ухта); Надежда Чураева (пос. Бородинский), Сергей Соррос (г. Санкт-Петербург), Валентина Иванова (г. Москва) (350 очков);
Участница отгадала горизонтальное слово, но два других не смогла.
Выпуск 19 (1 262), 22 мая 2015
Яна Фридман (г. Франкфурт-на-Майне) (3 000 очков), Виталий Авилов (г. Москва), Анастасия Прэк (пос. Балакирево); Элеонора Пожидаева (г. Тула), Игорь Герасимов (раб. пос. Майна), Юлия Кузнецова (г. Мытищи); Мария Вирвичас (г. Ярославль), Дмитрий Скорина (г. Минск), Татьяна Канова (г. Москва);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 20 (1 263), 29 мая 2015
Светлана Калачёва (с. Никольское), Юрий Леванов (г. Нижний Новгород), Денис Абжалилов (с. Красная Поляна); Галина Родионова (г. Домодедово), Геннадий Колосов (г. Калуга), Валентин Терещенко (г. Люберцы); Алёна Мань (пос. Среднево) (2 950 очков), Людмила Стародубцева (г. Севастополь), Николай Попов (г. Архангельск);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 21 (1 264), 5 июня 2015
Оксана Сахарова (г. Железнодорожный), Василий Осадчий (с. Новохуторное), Екатерина Веронова (г. Владимир); Татьяна Тузова (г. Аланья), Артём Симонов (г. Астрахань), Любовь Молодых (с. Донское); Валерия Борецкая (Габовское с/п), Ренат Каримов (г. Грозный), Михаил Яковлев (г. Москва) (4 300 очков);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 22 (1 265), 11 июня 2015
Наталья Никитина (г. Сыктывкар), Валерий Середенко (г. Раменское), Тамара Матеева (г. Кольчугино); Денис Симуков (г. Подпорожье), Маргарита Вартанян (г. Краснодар), Виктор Микошина (пос. Дубовая роща); Юрий Агафонов (г. Орехово-Зуево), Любовь Желонкина (г. Иркутск) (5 550 очков), Алексей Брындин (г. Санкт-Петербург);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 23 (1 266), 19 июня 2015
Марина Репкова (г. Никополь), Николай Корякин (с. Ломовка), Андрей Сазонов (с. Новое Девяткино); Сергей Миронов (г. Москва) (2 400 очков), Татьяна Фомичёва (г. Алексин), Роман Хамин (г. Майкоп); Светлана Бородина (г. Москва), Рашид Зинников (с. Татарская Пишля), Николай Гульванский (г. Сугрут);
Участник не отгадал горизонтальное и два вертикальных слова.
Выпуск 24 (1 267), 26 июня 2015
Лидия Петрунина (г. Муром), Дмитрий Новожилов (г. Москва), Игорь Савинцев (г. Тольятти); Надежда Гармашова (г. Лыткарино) (2 600 очков), Виталий Малинов (г. Чебоксары), Любовь Храмовичева (пос. Первомайский); Алла Зинкова (г. Саратов), Павел Попов (г. Самара), Максим Татаров (г. Мирный);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 25 (1 268), 31 июля 2015
Геннадий Хазанов, Екатерина Андреева, Юрий Вяземский; Владимир Винокур, Елена Малышева, Дмитрий Дибров; Алексей Булдаков, Зарифа Мгоян (Зара), Аркадий Инин (7 000 очков);
Суперигра не проводилась.
Выпуск 26 (1 269), 4 сентября 2015
Галина Полякова (г. Ковров), Андрей Гражданкин (г. Москва), Инария Субханкулова (г. Вольск); Ирина Вагер (пос. Тевриз), Игорь Кравцов (г. Уральск), Зинаида Курач (г. Раменское); Вера Курбакова (пос. Красные Ткачи), Василий Касьянов (г. Архангельск) (6 100 очков), Марина Наутран (г. Санкт-Петербург);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 27 (1 270), 11 сентября 2015
Юрий Мартиросов (г. Москва), Ольга Харитонова (г. Струнино), Согдиана Пясецкая (пос. Поварово) (2 300 очков); Анатолий Топыркин (г. Можга), Анастасия Коваленко (г. Щёлково), Рубен Потеев (г. Санкт-Петербург); Нина Пашехонцева (г. Москва), Вера Сухова (с. Путятино), Марина Чилова (г. Нарткала);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 28 (1 271), 18 сентября 2015
Олег Мотеев (г. Балашиха), Наталья Торохова (г. Струнино), Александра Пожидай (г. Челябинск); Игорь Костровин (г. Лабытнанги), Арина Ростовская (г. Санкт-Петербург), Николай Кабичкин (г. Янгиер); Павел Середенко (г. Раменское), Татьяна Кошелёва (г. Сочи) (2 350 очков), Кирим Крымов (пос. Брыковые горы);
Участница отгадала горизонтальное слово, но два других не смогла.
Выпуск 29 (1 272), 25 сентября 2015
Эльмира Гультяева (г. Санкт-Петербург), Павел Козлов (г. Москва), Сергей Егоров (г. Александров); Тамара Кобзарь (г. Евпатория), Ирина Максимова (г. Суздаль), Сергей Исаев (г. Богородицк) (1 850 очков); Олег Комаров (г. Домодедово), Артур Зопунян (пос. Дагомыс), Илона Дилбарян (г. Москва);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 30 (1 273), 2 октября 2015
Артём Василенко (г. Краснодар), Снежана Захарова (г. Тюмень), Владимир Уткин (дер. Новая); Роман Тихомиров (пос. Ленинский), Наталья Тенькова (г. Москва), Екатерина Горчакова (г. Сыктывкар); Андрей Брик (г. Москва), Лариса Ноговицына (г. Ижевск), Семурлах Ахизмаилов (сел. Кличхан) (4 450 очков);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 31 (1 274), 9 октября 2015
Тимофей Лиханов (г. Ангарск), Ксения Горячева (дер. Верейка), Артак Весрапян (г. Сочи); Игорь Латышко (г. Санкт-Петербург) (3 000 очков), Ирина Алёшкина (г. Москва), Валентин Саргсян (г. Ванадзор); Олег Харитонов (г. Верхняя Пышма), Надежда Молчанова (г. Великий Новгород), Денис Устюжанин (г. Балашиха);
Участник не отгадал горизонтальное и два вертикальных слова.
Выпуск 32 (1 275), 16 октября 2015
Надежда Агафонова (г. Богородицк), Елена Лысенко (г. Тихорецк) (1 300 очков), Павел Уханов (г. Люберцы); Елена Польская (г. Москва), Людмила Плюснина (г. Сыктывкар), Владислав Ермошин (г. Астрахань); Александра Фокс (г. Санкт-Петербург), Виктор Парахнян (г. Сыктывкар), Михаил Кочерешко (с. Подстёпки);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 33 (1 276), 23 октября 2015
Клара Кожнева (г. Балаково), Надежда Андреева (г. Новочебоксарск) (800 очков), Даниил Мужинский (г. Касимов); Таисия Павенская (г. Санкт-Петербург), Мария Коновалова (г. Тула), Сергей Канушкин (г. Люберцы); Феликс Шилутский (г. Нью-Йорк), Юлия Корочкина (г. Серпухов), Игорь Крюков (г. Ярославль);
Участница отгадала горизонтальное слово, но два других не смогла.
Выпуск 34 (1 277), 30 октября 2015
Фазыл Шиапов (г. Заинск), Эльза Касимова (г. Кумертау), Николай Пересадин (г. Луганск); Матвей Криволапов (пос. Чашниково), Татьяна Жучкова (г. Тула), Евгений Сарычкин (с. Орда); Михаил Алабаев (г. Константиновск), Мария Запорожская (с. Осокино) (900 очков), Юрий Корноухов (дер. Кулаково);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 35 (1 278), 6 ноября 2015
Олег Вострокнутов (г. Мирный), Татьяна Чёрных (пос. Михнево), Ирина Пинаевская (с. Верховажье) (победителя нет); Салтанат Исмагулова (г. Уральск) (8 900 очков), Михаил Быков (г. Вологда), Александр Хохлов (Республика Коми); Лариса Никитина (г. Москва), Наталья Казакова (дер. Хлопово), Станислав Татарников (пос. Красково);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 36 (1 279), 13 ноября 2015
Алексей Еремчук (г. Кемерово), Виктор Баум (г. Бремен), Юлия Черняева (г. Струнино) (7 000 очков); Виктория Сармина (г. Санкт-Петербург), Сергей Прищепа (с. Михайловка), Альбина Аскарова (с. Панаевск); Александр Симонов (г. Рязань), Розалия Коваль (с. Сынково), Борис Иванова (г. Истра);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 37 (1 280), 20 ноября 2015
Любовь Бухова (г. Рязань), Любовь Беляева (г. Печора), Эдуард Шипов (г. Александров) (9 000 очков); Арсу Керимова (пос. Североонежск), Александр Скворцов (г. Кольчугино), Артём Авакимов (г. Краснодар); Зинаида Шудрик (мест. Свобода), Татьяна Шаброва (г. Москва), Владимир Тыкунов (пос. Боголюбово) (победителя нет);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 38 (1 281), 27 ноября 2015
Ася Шилова (г. Томск), Алексей Торопов (с. Усть-Цильма), Зарета Давлетукаева (г. Грозный); Александр Анокелов (г. Батайск) (4 550 очков), Анастасия Бабинцева (г. Санкт-Петербург), Василий Симонов (г. Александров); Мария Березина (с. Турдаки), Денис Курбаков (пос. Кубинка), Юрий Матвиенко (пос. Красивая сказка);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 39 (1 282), 4 декабря 2015
Галина Чернякова (г. Торжок), Александр Кличко (г. Омск), Наталья Журавлёва (г. Жуковский); Николай Сгеря (с. Южное) (2 200 очков), Галина Беммах (дер. Ветлянка), Наталья Палкина (г. Жуковка); Александр Ященко (г. Москва), Людмила Ересько (г. Краснодар), Светлана Камышова (г. Ярославль);
Участник отказался от суперигры.
Выпуск 40 (1 283), 11 декабря 2015
Ксения Доболатова (г. Люберцы), Галина Кутас (г. Минск), Евгений Котиков (с. Ратово); Ирина Михайловская (г. Калининград), Владимир Тарубаров (г. Москва), Татьяна Завущак (г. Пыть-Ях) (3 150 очков); Ольга Шутенко (г. Гатчина), Роман Холофян (г. Москва), Виктор Литао (г. Людингхаузен);
Участница отказалась от суперигры.
Выпуск 41 (1 284), 18 декабря 2015
Елена Щербакова (г. Энгельс), Денис Смирнов (г. Великий Новгород), Людмила Гурпалова (г. Москва); Олег Дмитренюк (г. Кострома), Снежана Захарова (г. Тюмень), Екатерина Пищулина (г. Одинцово); Андрей Руденок (г. Дедовск), Ираида Макшанова (г. Павловский Посад) (800 очков), Татьяна Абросимова (г. Волгодонск);
Участница не отгадала горизонтальное и два вертикальных слова.
Выпуск 42 (1 285), 25 декабря 2015
Наталья Беспалова (пос. Шаховская), Александр Курдюмов (г. Москва), Екатерина Нуждова (г. Никольск); Юрий Кучин (г. Ярославль), Зинаида Баратова (г. Пятигорск), Владимир Опарин (г. Пермь) (3 200 очков); Ольга Шмаленюк (г. Шатура), Николай Чуев (г. Москва), Валентина Сторожевых (г. Санкт-Петербург);
Участник не отгадал горизонтальное и два вертикальных слова.
Выпуск 43 (1 286), 30 декабря 2015
Виталий Олейников, Екатерина Орешникова (2 800 очков), Евгений Дорогайкин; Дзерасса Кабулова (г. Химки), Андрей Поволоцкий (пос. Ковалёвка), Ирина Голушко (г. Смоленск); Шанава Шанавазов (г. Махачкала), Елизавета Вольф (г. Комсомольск-на-Амуре), Александр Рожков (г. Санкт-Петербург);
LiveInternetLiveInternet
—Приложения
—Цитатник
Нежная накидка»Три веера» Необыкновенная вязаная накидка из мохера от Ольги Побединской выполн.
вязание крючком по выкройкам http://club.osinka.ru/topic-46613?&start=90&sid=4c670544559a883f498e.
—Метки
—Рубрики
—Новости
—Видео
—Музыка
—Фотоальбом
Автомобили будущего
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Кто и как колядует?
Слово коляда (коляды, колядка) – является общим с древнеславянским «коленда».Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла.Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.
Коляда была божеством славянской мифологии, которой посвящали предновогодние дни. Коляда («коло»-солнце) рождается, живет и умирает ежесуточно и ежегодно. За годовой цикл солнце проходит тот же путь, что и природа, и человек. Тогда человек верил, что своими магическими действиями, обрядовыми песнями и танцами он может помочь природе и Солнцу в борьбе с темными силами. И Коляда — это первый праздник в честь Солнца в годовом цикле, им начинаются зимние хлебопашеские святки. Рождество празднуется на 15-й день после самой длинной ночи.
Колядки-общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.
«Колядовать» у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Все славянские племена праздновали с незапамятных времен У чехов, сербов и болгар «ходите по коледе» означало поздравлять с Новым годом;у словаков «коледовать» значило благославлять в Новый год; у задунайских славян «коледою» именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и одаривании,это называлось «коленда».Истоки этого праздника восходят к древнейшим языческим временам. Некоторые исследователи выводят праздник еще к шумерской цивилизации из которой этот обычай перешел в античность.У древних кельтских и германских племен были свои боги и свои празднования нового года.
Слово «колядки» имеет своим корнем латинское слово «календа», то есть первый в месяце или первый в году, откуда в европейских языках и появилось слово «календарь».
В рождественских обычаях тех времен до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы, смысл которых был в призывании хорошего урожая в следующем году, богатства и благосостояния хозяевам, счастья и здоровья всем членам семьи. Обо всем этом поется в колядках. Иначе говоря, колядка — это песня во славу Коляды, то есть Небесной матери новорожденного Солнца, матери Света
Коляды представляют собой архаические песни пожеланий и благословений, исполняемые во время зимних праздников, в особенности на Рождество. Днём дети ходят от дома к дому, произнося небольшие поздравительные речи, за это колядующие получают в качестве вознаграждения калачи, орехи, яблоки, деньги. Вечером отправляются колядовать молодёжь и взрослые люди. Как тексты, так и мелодии колядок очень самобытны, благодаря чему они и сегодня популярны у слушателей. Колядки разделяются на светские и религиозные. В повествовательную канву колядок вплелись различные мифологические и языческие элементы, что говорит об их архаичности. В колядках сочетается прославление повседневной жизни людей, их заботы и труды, с одной стороны, с морализаторскими призывами совершать добрые поступки, соблюдать меру и сдержанность во всём, к доброте, щедрости, гостеприимству, с другой. Религиозные колядки охватывают аспекты, связанные с библейской жизнью Иисуса Христа и Божьей матери. Аллегорические сцены, полные магии и волшебства, пришли из наших пленительных народных сказок. Вступительные и заключительные формулы, относительно неизменные, говорят не о том, что они застыли в своём развитии, а о жизнеспособности и гибкости, открытости к сегодняшнему дню со всем новым. Коляды разделяются специалистами на: космогонические, охотничьи, аграрные, пастушеские, рыболовные и т. д. Их можно различать также в зависимости от возраста колядующих: детские колядки представляют собой шуточные пожелания, без особых претензий на художественность, которые, однако, покоряют зрителя своей искренностью и свежестью. Колядки молодёжи или взрослых людей часто сопровождаются игрой на различных музыкальных инструментах и превращаются в настоящие уличные спектакли. Они ошеломляют зрителей художественным содержанием, мелодией, своеобразием голосов. Обычно в репертуаре колядующих несколько колядок, они стараются петь возле каждого дома те колядки, которые соответствуют хозяину дома. Здесь пропадает элемент обобщённости и безличности. К примеру, для прижимистых хозяев есть колядки с элементами иронии и сатиры. В некоторых колядках явно заметно влияние религиозной христианской литературы.
Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы.
Коляда,коляда!
Пришла коляда
На канун Рождества;
Мы ходили,мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.
Нашли коляду.
С 26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания.»Васильев вечер» для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.
В Васильев вечер происходили варения каши, засевание зерен, хождения по домам.
В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь несомненно разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп.
С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств — черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды).
К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых — Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе.Щедрик, щедрик, щедрівочка
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва,
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Кроме Белоруссии и Украины щедривка исполняется на территории Молдовы, где проживает много украинцев. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику. Начинает Колядки Оусень(Овсень) то есть Осень(совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, кот. подпевают.
Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.
Коляд, коляд, колядниця
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
Оксана Архипова Каляда. 2008 г. Коляды в Беларуси.
Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца (до Нового года — 14 января), чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день 6 января постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар. В вечер перед новый годом кутья подавалась с сытою — водой, подслащённой медом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар (своеобразный компот) обычно делался из сушеных яблок и груш.
А у сьвеце нам навіна была. Сьвяты вечар!
Там Прачыстая Сына радзіла. Сьвяты вечар!
Ў небе зорачкі засьвяціліся. Сьвяты вечар!
Прыйшлі мудрацы, пакланіліся. Сьвяты вечар!
Каб забіць Дзіця Ірад сам пайшоў. Сьвяты вечар!
Ды да ясляў шлях неяк не знайшоў. Сьвяты вечар!
Узрасло Дзіця — Госпад Хрыстос Бог. Сьвяты вечар!
Правды сьвет знайсьці Ён нам дапамог. Сьвяты вечар!
(белорусская песня христославов)
В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников — носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку».
На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.
Белорусская колядка: Сьвецяць, сьвецяць зорачкі
1. Сьвецяць, сьвецяць зорачкі,
Зоркі брылянцістыя,
На палі, узгорачкі,
На лясы цяністыя.
2. Ціша сяньня в вечары
На ўвесь сьвет пасьцелецца.
Залатымі шышкамі
Мы асыплем ёлачку.
3. Загарымся сьвечкамі
Залатымі, яснымі.
Слава Богу ўзвышняму,
На зямельцы шчасьцейка.
Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.
Коляды в Молдавии
«Плугушор» (хэитурэ, урэтурэ) − основная традиционная разновидность молдавских фольклорных новогодних обычаев. Название этого ритуала происходит от слова «плуг». И какое же отношение имеет плуг к Новому году, когда может ударить такой мороз, что трескаются камни?! У наших предков новый год начинался 1 марта, это объясняет парадокс ритуальной пахоты в это время года. «Плугушор» представляет собой стихотворное произведение, состоящее из примерно 500 стихов, где перед нами раскрывается весь процесс производства хлеба: от первой борозды и до выпекания калачей.Aho, aho!
Maine anul se-nnoieste
Plugusorul se porneste
Si incepe-a colinda
Pe la case a ura.
Iarna-i grea, omatu-i mare,
Semne bune anul are,
Semne bune de belsug
Ca si brazda de sub plug.
Manati mai, hai, hai, hai! Анонимный автор создал настоящую стихотворную эпопею, прославляющую труд землепашца. Шествие колядующих разворачивается в канун Нового года.Сейся, сейся из мешка,
Чтоб скакали из печи
Золотые калачи!
Колядующие большими группами несут колокольчики, бубенцы, арапники (кнуты), бугаи, часто и бутафорский плуг – всё это создаёт атмосферу театрального представления, которое разыгрывается во дворе тех, к кому пришли колядовать. Действующими лицами колядки являются бадя (дядя) Василе, бадя Траян, его жена, молодые девушки, крепкие бабы, кузнец, мельник и др. Стиль повествования возвышенный, с юмористическими, комическими нотами. Каждая из сцен шествия (пахота, сеяние пшеницы, жатва, молотьба, помол муки, выпечка калачей) выявляет многоцветность жизни и деятельности молдаванина, демонстрирует его стойкость и силу духа, мастерство и трудолюбие, щедрость и силу. В круговороте времени этот этап является главным для крестьянина в деятельности, связанной с природой, кульминационным моментом, определённым в космическом времени. Развязка этой эпопеи связана с пожеланиями изобилия, здоровья, гармонии в семье. В спектакле коляды можно видеть настоящие народные театральные представления, такие как «Маланка», «Арнэуцул», «Жиений», «Бужорений», «Кодрений», «Брумэрелул», «Капра»(коза), «Урсул»(медведь), «Кэлуцул» и т. д.
Ряженые молдавского села Клокушна «Маланка»
В украинских селах, что на севере Молдовы, в настоящее время традиции пытаются сохранить.На святцы ходят ряженые и поздравляют с маланкой. Мала нічка — петрівочка,
Не виспалася Маланочка.
Шовки пряла, кедри ткала,
До батечка не давала.
Чi твоi Шовки, чi твоi кедри? Чi твоя дочка Маланочка? Не моi шовкi,не моi кедри Не моя дочка Маланочка Мала нічка — петрівочка,
Не виспалася Маланочка.
Шовки пряла, кедри ткала,
До мамочки не давала.
Мала нічка — петрівочка,
Не виспалася Маланочка.
Шовки пряла, кедри ткала,
Та й до милого давала.
На территории Молдовы тоже ходят и поздравляют на рождественские святцы щедривками: Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Як начала щебетати,
Господаречку викликати:
— Вийди, вийди, господаречку,
Подивися на кошарочку,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Як не гроші, то полова,
У твоi жінкi чорнi брови,
Чорнi чорнi як шнурочкi
Висит рушник на кiлочку Вечiр добрый!
У молдаван, как и у других народов, в новогоднее утро соблюдается, главным образом детьми, обычай «Посевания», который как бы продолжает предновогодний «Плугушор». «Сеятели» ходят по домам, разбрасывают зерна различных растений и произносят короткие стихотворные здравицы, содержащие, как и заключительная часть «Плугушора», пожелания богатого урожая, приплода скота, увеличения семьи, здоровья, счастья в новом году. Тексты «Посевания» традиционны. Но и в них некоторые стихи обновляются. Вот, например, стихи «Посевания», в которых выражено пожелание хорошего урожая в наступающем году:
Пусть растут кукуруза,
Ячмень,
Конопля,
Просо,
Пшеница!
В южных селах республики распространена «Соркова». Специалисты утверждают, что молдаване заимствовали этот своеобразный красочный новогодний обычай у болгар. 1 и 14 (по старому стилю) января утром дети, да и взрослые, легонько ударяют поздравляемых по плечу веткой (украшенной разноцветными искусственными цветами и лентами фруктового дерева) и произносят небольшую здравицу: «Соркова, весела,/ сэ трэиць, сэ-нфлориць» («Будьте здоровы! Радостно встречайте лето! Гостинцем угостите нас!»).
Праздник Рождества у гагаузов, проживающих на территории Молдавии называется по-разному: Kolada, Koladi, Kreçun, Kraçun. Гагаузы празднуют Рождество по юлианскому календарю, т.е. по старому стилю – 7 января. Праздник Рождества Христова был приурочен церковью ко дню зимнего солнцестояния.Термин Crăciun (мороз) с незначительными изменениями используется у румын, молдован, у венгров, а также у некоторых славянских (у части болгар, украинцев, словенцев, словаков) в значении – Святки, Рождество.
Гагаузия пос. Светлый У гагаузов колядование происходило накануне Рождества и называется Kolada gezmää, Koladeli. К празднику молодежь начинала готовиться заранее. В течение Pождественского поста (Kolada orucu) молодые парни собирались в пустующем доме и там, уважаемый всеми мужчина, обучал их колядкам (kolinda, kolada çalmaa). Почти все рождественские колядки исполнялись гагаузами на болгарском языке, содержание которых сами колядующие не понимали. Их заучивали наизусть и поэтому они произносились с ошибками. Рождественские колядки пели индивидуально для каждого члена семьи соответственно его положению, возрасту, полу, а также в зависимости от того, где находились колядующие: у ворот, в доме или при выходе из дома, на улице.
Гагаузия село Бешалма Рождественская колядка на гагаузском языке религиозного содержания в с. ДезгинджаMoş Kreçun Sfınt Bătrın Äед Крэчун святой старик
Oturêr bir ceviz aacın altında. Ñидит под одним ореховым деревом.
O ceviz aacın dalında var bir Íа ветке этого орехового
altın sallangaç. дерева есть качеля из золота.
Sallangaçta kim oturêr? Кто сидит на качели?
– İisus Hristos. – Иисус Христос
İisus Hristos küçücük. Иисус Христос маленький.
Kim onu sallêêr sallangaçta? Кто его качает на качели?
Моş Kreçun Sfınt Bătrın. Äед Крэчун святой старец
Hem sallêêr, hem sorêêr: Качает и спрашивает:
«Nezaman dünnää bitkisi?» “Когда наступит конец света?”
İisus Hristos ona söleer: Èисус Христос ему отвечает:
«Nezaman ool bobayı “Êогда сын отца побьет, а
düvecek, kız da anayı, äочь – мать,
Ozaman bilärsin, ani dünnään bitkisi.» Тогда знай, что наступит конец света». Гагаузская рождественская обрядность менее развита по сравнению с другими европейскими народами. В гагаузской рождественской обрядности отсутствуют важнейшие элементы, составляющие содержание “солнечного” праздника, отмечаемого многими европейскими народами в середине зимы (т.е. дня зимнего солнцестояния): нет обрядов связанных с огнем и ритуальным сожжением обрядового полена (бадняка), “олицетворяющим какое-то языческое божество”, нет народных колядок на гагаузском языке. Интересно отметить, что обряды, связанные с огнем и бадняком отсутствуют также у гагаузов Болгарии. Рождеству, как празднику зимнего солнцестояния, гагаузы придавали меньшее значение, чем соседние земледельческие народы. Это можно обьяснить тем, что основной формой хозяйственной деятельности гагаузов было скотоводство, а земледелием они начали заниматься гораздо позже, чем соседние народы. [more/]