в исламе рождение девочки
5 особых наград от Аллаха для тех, кто воспитывает девочек
Портится мужчина – портится семья, портится женщина – портится весь народ. Эта кавказская пословица указывает на важность воспитания дочерей в семье и в обществе, а также катастрофичность последствий, если этот процесс был упущен.
Тем не менее, у некоторых кавказских семей на бытовом уровне сложился неправильный стереотип. Считается, что не стоит особо радоваться рождению дочери. Однако у родителей, воспитанных на мусульманских традициях, такие предрассудки давно уже в прошлом.
Такие же предрассудки, наверное, были у многих народов. Например, у арабов в доисламские времена рождение дочери в семье, особенно второй и последующей, было постыдным делом для этой семьи. А если в семье рождались только девочки, это уже означал позор для всего рода.
Чтобы смыть такой позор, многие прибегали к страшному обычаю – закапыванию новорождённой девочки. Как бы странно это ни звучало, любой отец из-за частых издёвок и насмешек своих соплеменников мог унести свою дочь в пустыню и закопать живьём. Ему это лишь делало честь, это было вполне обыденным явлением у арабов в доисламскую эпоху.
Всевышний Аллах в Священном Коране об этом сказал:
وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ
(смысл): «И когда похороненная живьём девочка будет спрошена в укор её убийце, за какой грех она была убита». («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Таквир: 8-9)
Но с приходом Ислама эта страшная традиция была запрещена, соответственно, рождение дочери в семье перестали считать чем-то постыдным. Напротив, мусульмане стали одинаково радоваться рождению каждого ребёнка вне зависимости от пола.
Рождение ребёнка – это подарок от Всевышнего, который Он вручил родителям на хранение. А те, родители, которые знают, что за воспитание дочерей им уготованы особые награды, будут радоваться рождению дочерей ещё больше.
Как на это указывают прекрасные хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), рождение дочери приносит её родителям большую награду и благословение.
Если любящие родители будут окружать свою дочь заботой, любовью и поддержкой, воспитают её достойно, дадут хорошее образование, Всевышний одарит их великими наградами.
1. Их ждёт Рай
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
«Того, у кого была дочь, которую он не закопал заживо, не унижал, и перед которой не отдавал предпочтение сыну, Аллах введёт в Рай». (Абу Давуд, 5146)
2. Рай станет для них обязательным
От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَنْ كَانَ لَهُ ثَلَاثُ بَنَاتٍ، يُؤْوِيهِنَّ، وَيَكْفِيهِنَّ، وَيَرْحَمُهُنَّ، فَقَدْ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ الْبَتَّةَ ، فَقَالَ رَجُلٌ مِنْ بَعْضِ الْقَوْمِ: وَثِنْتَيْنِ، يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: وَثِنْتَيْن
«Для того, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, которых будет содержать и по отношению к которым будет проявлять милость, Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если он будет иметь двух дочерей, о Посланник Аллаха?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь». (Имам Ахамад, 14247; Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 78)
3. Защита от адского огня
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
دَخَلَتِ امْرَأَةٌ مَعَهَا ابْنَتَانِ لَهَا تَسْأَلُ، فَلَمْ تَجِدْ عِنْدِي شَيْئًا غَيْرَ تَمْرَةٍ، فَأَعْطَيْتُهَا إِيَّاهَا، فَقَسَمَتْهَا بَيْنَ ابْنَتَيْهَا، وَلَمْ تَأْكُلْ مِنْهَا، ثُمَّ قَامَتْ، فَخَرَجَتْ، فَدَخَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَيْنَا، فَأَخْبَرْتُهُ فَقَالَ: مَنِ ابْتُلِيَ مِنْ هَذِهِ البَنَاتِ بِشَيْءٍ كُنَّ لَهُ سِتْرًا مِنَ النَّارِ
«Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла ко мне с двумя своими дочерями, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла. Потом к нам зашёл Пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Я рассказала ему об этом, а он сказал: “Эти девочки защитят от пламени Ада того, кому они были посланы в качестве испытания”». (Бухари, 1418; Муслим 262; Тирмизи, 1915)
В той версии этого хадиса, который передаёт Ибн Хиббан, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَنِ ابْتُلِيَ بِشَيْءٍ مِنْ هَذِهِ الْبَنَاتِ فَأَحْسَنَ صُحْبَتَهُنَّ كُنَّ لَهُ سترا من النار
«Эти девочки защитят от пламени Ада того, кому они были посланы в качестве испытания, если он относился к ним наилучшим образом». (Ибн Хиббан, 2939)
Эта версия подразумевает, что если человек, которому Аллах пошлёт испытание, возложив на него бремя забот об этих девочках, будет заботиться о них должным образом, то наградой за это ему послужит спасение от огня.
4. Щит от огня Ада
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَيْسَ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي يَعُولُ ثَلَاثَ بَنَاتٍ أَوْ ثَلَاثَ أَخَوَاتٍ فَيُحْسِنُ إِلَيْهِنَّ إِلَّا كُنَّ لَهُ سِتْرًا مِنَ النَّارِ
«Тому, кто воспитает трёх дочерей или трёх сестёр, к которым он относился наилучшим образом, они будут щитом от огня Ада» (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 10511)
5. Пребывание рядом с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего)
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ عَالَ جَارِيَتَيْنِ حَتَّى تَبْلُغَا، جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَنَا وَهُوَ وَضَمَّ أَصَابِعَهُ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот, кто воспитает двух дочерей до их совершеннолетия, в День Воскрешения будет рядом со мной вот так«, – и прижал друг к другу два пальца». (Муслим, 2631)
Это лишь несколько примеров того, как наша религия заботится о девочках. Ислам предписывает нам заботиться о своих дочерях, удовлетворяя их физические, эмоциональные и умственные потребности и будучи любящими родителями. Помните, если у вас есть дочери, то вас ждёт великая награда.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
5 особых наград от Аллаха для тех, кто воспитывает девочек
Как получить благословение воспитав дочь?
Благословенна ли ваша семья наличием в ней детей женского пола? Если да, то вам очень повезло!
Хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) о воспитании девочек прекрасны и удивительны. Девочки приносят с собой великие награды и благословения. Если вы окружите свою дочь заботой, любовью и поддержкой, дадите ей достойное образование и воспитание, то наградой для вас послужат Райские сады.
Вы знали о том, что в доисламские времена рождение дочери в семье часто было постыдным? Вполне обыденным, как бы страшно это не звучало, явлением было, когда новорождённую девочку закапывали живьём в земле. Пророк (мир ему) исправил это…
Хадисы, оставленные нам Мухаммадом (мир ему) и его сподвижниками, были призваны покончить с печально известными практиками, распространёнными в то время: жестокое обращение с девочками, унижение и детоубийство. И даже сегодня, несмотря на современность людей и модернизацию общества, его слова по-прежнему актуальны и очень нужны.
Мы подготовили для вас несколько хадисов, в которых описываются благословения, которые получает человек, воспитывающий дочь.
1. Известно от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Если у кого есть дитя женского пола, и он не похоронит её заживо, или не будет пренебрегать ею, или предпочтёт ей своих детей мужского пола, то Аллах введёт его в рай» (хадис передал Ахмад).
2. Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему) сказал: «У кого есть три дочери, и он их принимает, проявляет к ним милосердие и поддерживает их, тому рай определённо гарантирован». Тогда у Пророка (мир ему) спросили: «что, если у человека только две дочери?» Он ответил: «Он получает эту награду, даже если их (только) две» (хадис передал аль-Альбани).
Защита от адского огня
3. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила: «Ко мне пришла женщина с двумя дочерьми. Она попросила меня (о милостыне), но не нашла у меня ничего, кроме одного финика, и я дала ей его. Она (приняла его, а затем) разделила между двумя своими дочерьми, не оставив себе ничего. Затем она встала и вышла.
Когда посланник Аллаха (мир ему) вернулся, и я рассказал ему эту историю, он сказал: «Тот, кто воспитывает девочек и благосклонен к ним, для того они станут защитой от адского огня» (хадис передал Муслим).
Общение с Пророком (мир ему)
5. Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) известно, что однажды Пророк (мир ему) сказал: «Тот, кто воспитывает двух девочек, пока они не достигнут зрелости, он и я в день Воскресения придём вместе (близко друг к другу), вот так (посланник Аллаха (мир ему) соединил пальцы, чтобы проиллюстрировать близость» (хадис передал Муслим).
Это лишь малые примеры того, как ислам заботится о девочках. Забота эта носит всеобъемлющий характер и охватывает физические, эмоциональные и умственные потребности девочек. Пророк (мир ему) повелевает нам быть любящими, терпеливыми и заботливыми родителями.
Помните, что если у вас есть дочери, то вы благословенные Всевышним!
Рождение дочерей – приговор для матери?
Ислам освободил женщину от насилия и бесправия, когда в эпоху джахилии, в то невежественное время, закапывали живыми новорожденных дочерей, когда девочка считалась тяжким грузом и потенциальным источником позора для ее отца.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В дом, где есть девочка, каждый день с небес нисходит 12 благодатей. И этот дом непрерывно посещают ангелы. Каждый день и каждую ночь они записывают родителям этой девочки воздаяние, как за поклонение целого года». Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обещал тем, у кого рождались девочки, великое вознаграждение за доброе отношение к ним: «Тому, кто воспитает дочерей и будет по-доброму относиться к ним, они станут защитницами его от пламени адского» (Бухари и Муслим).
И, все же, в семьях часто случается так, что родители, особенно супруг, не рад, если рождается дочь, из-за чего происходят скандалы, ссоры. Сегодня с этой проблемой сталкиваются особенно женщины Кавказа. Такой же случай произошел и с одной моей знакомой, которая имеет 3-х дочерей. Она рассказывает, что родив первую дочь, супруг оскорбил ее в недостаточном баракате, что другие жены рожают своим мужьям сыновей, а она ему родила дочь, и что из-за такой бестолковой супруги он может остаться без наследника. Узнав о рождении 2 дочери, он перестал с ней разговаривать, а весть о 3-й дочери, затмило его сознание настолько, что он даже не пришел за женой и дочерью в роддом. Это и является прямым доказательством незнания того, что лучшие дети – это нежные, добрые, дорогие и благословенные дочери. И, конечно же, про это нам может рассказать только Аллах, мы можем брать только из его Книги – Корана, и Сунны Его посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Девочки – это милосердные и благословенные создания. Тому, у кого есть одна дочь, Всевышний Аллах сделает ее преградой от огня Ада. Тот, у кого есть две дочери, из-за них войдет в Рай. С того, у кого есть три дочери или младшие сестры, которые ему как дочери и которых он кормит и опекает, снимается ответственность за милостыню и джихад» (Дильми).
Коран считает рождение девочки даром и благословением Всевышнего, таким же, как и рождение мальчика. И девочки и мальчики имеют равные права на внимание и заботу со стороны родителей.
Другая моя знакомая, будучи униженной и оскорбленной мужем оттого, что родила первого ребенка девочку, а не мальчика, снова решила родить, в надежде подарить мужу наследника, но, вот, УЗИ показало девочку. И тут уже возник вопрос, стоит ли ей родить этого ребенка? Мысль об ужасе, котором настигнет ее дома, натолкнула ее на отчаянный поступок – аборт, что является самым большим грехом после придания Богу сотоварищей. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И если бы мне была дана возможность предпочесть между ними, то я (Пророк) бы выбрал девочку (дочь), чем полностью свел на нет неверное представление о том, что во всем следует предпочтение сыновьям». После аборта она больше не могла иметь детей, а муж вскоре бросил ее.
В Коране упомянуто одинаковое количество имен мужчин и женщин, род Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пошел от дочери Фатимы, не оставив в живых сыновей Пророка (мир ему), все это служит ярким знамением о достоинстве девочек и награде за их рождение. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ты смотришь с радостью на сына, то это записывается тебе как благо, а когда смотришь с радостью на дочь,- это записывается как награда. Начинайте с дочерей, ибо Всевышний Аллах нежен и мягок к ним».
«Не испытывайте по отношению к дочерям ненависть, ведь они дорогие и милосердные» (Дильми).
Поистине Всевышний любит такого отца, который терпелив к своим дочерям и знает о награде за это. И поэтому рождение дочерей следует рассмотреть только как милость Всевышнего Аллаха, как возможность получить преграду от огня Ада и попасть в Рай. И только Ему виднее, какой ребенок полезен для семьи.
В исламе рождение девочки
В нашей религии рекомендуется преувеличивать выказывание радости, если родившийся ребенок окажется девочкой. Обычно, когда рождается мальчик, радости бывает больше. Однако выражать больше радости при рождении именно девочки рекомендуется для того, чтобы поступить вопреки традициям джахилийи. Потому что во времена джахилийи, если рождалась девочка, люди были в трауре, они скорбили и доходило до того, что девочек даже погребали заживо. Мусульманам было поручено поступать вопреки именно такого подлого, позорного дела, как унижение женского рода.
Если посмотреть на запад, на мир христианства, мы увидим, что у них в свое время проводилось отдельное «научное» собрание, где со стороны руководителей того времени было принято решение, гласящее: «Женщина — это сатана, сотворенная для того, чтобы сбивать с пути мужчину. Чтобы женщина не мутила воздух, ей нужно ходить, прикрыв рот». Если такое исходит от христиан, которые являются людьми книги, что же говорить о других.
Взглянув же на восток, мы станем свидетелями того, как в Индии, названной обладательницей самой древней цивилизации, женщину сжигали вместе с телом ее усопшего мужа, дабы она, как доля из его удела, отправилась на тот свет вместе с ним.
Во времена же джахилийи в Аравии на женщин смотрели как на мирскую вещь. Она была словно вещью мужчины. Женщина была нужна для удовлетворения вожделений мужчины. В половых отношениях каждый делал все, что ему было угодно. Вопросы семьи были в тяжелом положении. Было обычным делом получить в наследство женщину вместе с имуществом. Примеры угнетения и подлого отношения к женщинам озвучены во множестве сур и аятов.
Религия Ислам, будучи совершенной Божественной системой, взялась исправлять все пороки, в том числе заблуждения, существующие в отношении прекрасной половины человечества. Ислам строго осудил отношение джахилийи к женскому роду.
Во времена джахилийи иметь дочь считалось постыдным. Поэтому никто из мушриков не хотел, чтобы у них родилась девочка. Священный Куръан подверг жесткой критике эту ситуацию.
Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:
«И когда благовестят одного из них дочерью, становится его лицо мрачным, и он полон сдерживамого гнева» (58 аят).
Когда кому-нибудь из многобожников сообщали радостную весть о рождении девочки, его лицо становилось черновато-мрачным от огорчения и досады.
«Скрывается он [стыдливо] от народа из-за горечи о том, чем его благовестили: “Оставить ли этого [ребенка себе] на унижение или зарыть его в земле?”. О да! Как же скверно то, как они судят!» (аят 59).
Многобожники заблуждались до такой степени, что когда кто-то из них узнавал, что у него в семье родилась девочка, он прятался от людей, испытывая стыд из-за настолько «скверной» вести. Он старался не попадаться им на глаза, так как боялся осуждений, дескать, у тебя родилась девочка. Скрываясь от людских глаз, он думал, что бы сделать с дочкой и рассуждал: жить ли с ней дальше, приняв на себя стыд и позор, или закопать ее в землю живьем.
«О да! Как же скверно то, как они судят!».
О люди, да будет вам известно! Как же скверны рассуждения многобожников в отношении девочек!
Священный Куръан не ограничился одной критикой несправедливости людей джахилийи по отношению к женщинам, а известил о том, что в Судный день с них будет спрос за эти деяния, и они понесут наказание за содеянное.
Всевышний Аллах в суре «Таквир» смилостивился сказать следующее:
«И когда зарытую живьем спросят: За какой грех она была убита?» (аяты 8-9).
В доисламский период джахилийи (невежества) у арабов бытовало множество диких, бесчеловечных обычаев. Дискриминация дочерей переходила все границы. Так, считалось несчастьем рождение дочери. Потому что, дескать, когда она подрастет, не сумеет защитить родной дом, а может попасть в плен и опозорить род. По этой причине арабы могли даже закопать новорожденную живьем. В этих двух аятах строго осуждаются такие варварские обычаи мушриков, утверждается, что в Судный день будет особый спрос за это деяние.
Разумеется, в Судный день спросят не только об этом. Будет спрос за все — за каждое малейшее, даже размером с мельчайшую частицу, деяние. Но почему здесь подчеркивается именно варварская традиция закапывания живьем малолетних девочек? Это, прежде всего, свидетельствует, что тема, затронутая в аяте, была требованием того времени — периода ниспослания данного аята. Эти аяты были ниспосланы в начальном периоде становления Ислама. Аяты того периода, наряду с призывом к единобожию, истинной вере и вероубеждению, призывали к добродетелям правоверия, отвращали от мерзостей многобожия, ереси, неверия, варварских поступков. Унижение, дискриминация женского пола были в числе самых зверских традиций джахилийи того периода, а результатом являлся обычай хоронить живьем дочерей.
Но самое главное, этот аят является свидетельством того, что в упомянутый период именно исламская религия впервые в мире начала борьбу за возвеличивание женского пола. Да, в тот период не было другой силы, кроме Ислама, которая защищала права женщин, ратуя за то, что женщина — полноценный человек, сотворенный Аллахом, поэтому должна быть наделена соответствующими правами. В такой период Ислам начал борьбу во имя того, чтобы женский пол пользовался своими правами как полноправный человек, как часть человеческого рода, кого Всевышний Аллах возвел в почет. Ниспосланные в тот период священные аяты, наряду с изложением основ исламского учения о женщине, строго осуждали невежественные законы и традиции, унижающие женщину. Среди таких пережитков джахилийи самой вопиющей была традиция зарывать живьем малолетних дочерей и гордиться тем, что будущий позор, якобы ожидаемый от них, предотвращен. По свидетельству людей, живших в то время, когда отец 4-5-летней девочки решал зарыть ее живьем, то просил ее мать, то есть свою жену, приодеть девочку в красивые одежды и говорил, что пойдет с ней погулять. Бедная мать, хоть и знала, что такое «пойти погулять», все же не могла противостоять порядкам своего времени. С разбитым сердцем она одевала девочку и отправляла свою кровиночку с беспощадным мужем. А этот изверг под названием «отец» уводил девочку в безлюдное место, давал ей поиграть игрушки, а сам копал яму. Выкопав яму, спускал ее туда, якобы поиграть, и закапывал живьем вместе с игрушками. На извращенных весах «правосудия» джахилийи этот очерняющий сущность человека поступок считался проявлением «высшей степени порядочности». И никто этому не мог противостоять. Первым против этого дикого, бесчеловечного обычая восстал Ислам.
И вот, когда в самом начале суры «Таквир» описываются пугающие картины Судного дня, когда уже наведен страх на всех и возникает вопрос: «А что произойдет в такой день с людьми?», звучит решительный ответ, что первыми в тот день спросят зарытых живьем девочек: по какой причине так жестоко расправились с ними отцы, в чем виноваты эти безвинные малютки? В этой связи последует спрос с тех, кто зарывал их живьем, и тех, кто выносил такое решение.
И в самом деле, почему так безжалостно убивали этих беззащитных малюток? В чем вина этих невинных детей? Ведь они были в таком возрасте, когда еще невозможно провиниться! С точки зрения справедливости эти девочки не были виноваты в чем-либо, они были абсолютно невинны. Но с точки зрения джахилийи того времени вина их очень велика — они родились девочками.
Священный Куръан встал на защиту беззащитных девочек. Он защитил их право на жизнь. То, что в день Суда первым будет спрос с тех, кто зарывал девочек заживо, было запечатлено в аятах, которые в повседневных ибадатах будут читаться во все времена, вплоть до начала Судного дня.
Ислам, будучи последней и совершенной религией Всевышнего Аллаха, вынес на повестку вопрос о необходимости относиться к женщине, как к полноценному человеку. Ислам взялся за пресечение гнета, притеснений и издевательств в отношении женщин.
Ислам в первую очередь объявил, что женщина, так же, как и мужчина, является полноценным, полноправным человеком. Этот смысл неоднократно озвучивается в Священном Куръане.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души [Адама] и сотворил из нее [души Адама] ее пару [жену], и распространил от них (двоих) много мужчин и женщин» (аят 1).
Следовательно, в человечности мужчина и женщина равны, у мужчины нет превосходства над женщиной.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам провозгласил, что женщины такие же люди, как и мужчины.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Воистину, женщины — сродни (состоят в родстве) мужчинам».
Вместе с тем наша религия начала внедрять исламские законы, порядки, представления, исламскую нравственность и культуру. Поскольку в те времена притеснение женщин, проявление к ним зулма встречались очень часто, соответственно в Исламе им было уделено много внимания.
Одна из длинных сур в Священном Куръане получила название «Ниса» («Женщины»). Другая сура получила название «Муджадала» («Спорящая женщина»), также суру «Талак» («Развод») называют «Малая Ниса». И в других сурах Священного Куръана к вопросам о женщинах наблюдается отношение с особым вниманием. Ярким примером тому являются суры «Нур» и «Ахзаб».
Как подтверждение особого отношения к женщинам, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, кроме общих проповедей и наставлений мусульманской умме, проводил также собрания отдельно для женщин.
До Ислама у арабов существовал так называемый обряд зихар, при котором мужчина говорил своей жене: «Ты для меня харамна (запретна), как спина моей матери», после чего между супругами устанавливался талак (развод) навсегда, без возможности примирения. Супруга становилась для мужа подобно его матери.
Однажды человек по имени Авс ибн Самит в разгар ярости объявил зихар своей жене по имени Хавла бинт Саълаба. По действовавшим тогда правилам это уже считалось необратимым решением о разводе, навсегда разлучающим мужа и жену. Позже, придя в себя, он стал раскаиваться в содеянном, и сказал жене:
— Наверное, теперь ты стала для меня, как мать.
Хавла же возразила:
— Клянусь Аллахом, это не талак! — после чего, позаимствовав на время верхнее одеяние у соседки, она отправилась к Пророку саллаллаху алайхи васаллам для выяснения этого вопроса. Прийдя к нему, она сказала:
— О Посланник Господа! Мой муж женился на мне, когда я была привлекательна, была богата и блистала умом. Он использовал все мое состояние, отнял у меня мою молодость и ослабил мои умственные возможности, и теперь, когда я достигла преклонного возраста, он объявил мне зихар. Но он раскаивается в этом. Есть ли для нас какой-нибудь выход из этой ситуации, чтобы мы могли снова воссоединиться?
— Ты стала для него запретной, — сказал Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
— Клянусь Тем, Кто ниспослал Вам Куръан, он не произносил слова «талак». Ведь он отец моих детей, мой самый любимый человек! — воскликнула Хавла.
— Ты стала для него запретной, — повторил Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
— О своей беде и своем одиночестве я жалуюсь Самому Аллаху! Я долгие годы прожила со своим мужем, родила от него детей, — сказала Хавла.
— Ты стала для него запретной, — повторил опять Пророк саллаллаху алайхи васаллам и добавил: — Мне не приходило какое-либо повеление о тебе.
Хавла бинт Саълаба продолжала спорить с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, он же повторял, что она стала для мужа запретной, а Хавла в ответ повторяла: «О своей беде и своем одиночестве я жалуюсь Самому Аллаху!».
Во время этого спора Хавла бинт Саълаба говорила:
— Ведь у меня маленькие дети, со мной они станут голодать, а с ним — пропадут! — и, обращая свой взор в небеса, умоляла:
— О Аллах мой! Я умоляю Тебя Одного! О Господь мой! Ниспошли и вложи в уста Посланника аяты, облегчающие мою участь!
Вдруг Пророк алайхиссалам замолк. Возникло состояние, которое обычно бывало в моменты ниспослания ему вахий [1] — аятов Куръана. Через некоторое время, подняв голову, он сказал:
— Всевышний Аллах ниспослал аяты о тебе и о твоем муже, — и прочитал аяты, которые гласили:
«Несомненно, услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой о своем муже и жаловалась Аллаху, тогда как Аллах слышит ваш спор! Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий!» (сура «Муджадала», аят 1).
В этих аятах обряд зихар был отменен, а мужьям, отрекшимся от своих жен посредством зихара (уподобляя ее родной матери), было предписано искупление этого греха, то есть совершение каффарата [2].
[1] Вахий (وحي) — досл. «знамение и тайное слово»; указания Всевышнего Аллаха, ниспосланные Им Своим избранным рабам относительно хидаи и знаний сверхбыстрым, скрытным и сверхестественным способом.
[2] Каффарат (كفارة) — досл. «тщательное сокрытие чего-либо так, чтобы его вовсе не было видно»; искупление, выраженное имущественным или телесным поклонением для смытия совершенного греха.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф