в какие дни нельзя летать на самолете
Новое в блогах
«Вам этого лучше не знать»
— Где можно узнать, какой парк самолетов у авиакомпании?
— На сайте Росавиации должны быть данные о парке авиакомпаний. Некоторые компании, например «Аэрофлот», публикуют у себя на сайте данные о том, какие типы судов у них есть. Там же есть и средний возраст авиапарка. У того же «Аэрофлота» он не больше пяти лет. Но возраст судов — это не самое важное, на что стоит обращать внимание. В первую очередь нужно смотреть, чтобы рейсы выполнялись регулярно. Нужно смотреть историю компании, сколько лет она существует.
— Когда пилоты садятся в старый самолет, они наверняка понимают, что это развалина. Бывает ли такое, что экипаж отказывается лететь по этой причине?
— Такие случаи бывают. Есть пилоты принципиальные, но есть и те, которые думают, что если в прошлом полете все прошло нормально, то и в следующий раз обойдется. Есть список неисправностей, с которыми можно и с которыми нельзя лететь, но все равно многое зависит от пилота. Кто-то может отказаться лететь из-за трещины в один-два миллиметра.
Мы добиваемся, чтобы у пилотов была гарантированная оплата, поскольку сейчас все зависит от количества часов, проведенных за штурвалом. Понятно, что сдельная оплата часто заставляет пилотов пренебрегать и неисправностями и усталостью. Ради денег многие летают на пределе, особенно когда речь идет о коротких рейсах — до Казани или Питера.
В заключении о тюменской катастрофе эксперты отметили, что у экипажа была задолженность по отпускам свыше ста дней. Международные ассоциации давно ввели систему контроля усталости пилотов. В России ее внедрять никто не спешит, хотя усталость — это и есть тот самый пресловутый человеческий фактор, который чаще всего называют в качестве причины аварий.
— Должен ли кто-то предупреждать пассажиров о том, что самолет уходит на второй круг?
— Об этом никто не предупреждает, поскольку ситуация штатная и уход на второй круг летчики отрабатывают на тренажерах. Причины разные — могли потерять скорость из-за сильного ветра, может быть закрылки не выпущены, может быть, пилот понял, что не вписывается в зону посадки. Решение идти на второй круг пилот обычно принимает на высоте 30-60 м.
— Судя по кадрам камер видеонаблюдения, «Боинг» в Казани свалился в штопор при заходе на посадку. Почему это могло произойти?
— Для каждого положения крыла есть минимальная скорость. Как правило самолет уходит в штопор, когда достигает критически малых скоростей. Чаще всего это происходит, если пилот неправильно выбирает положение самолета. Но сваливание может произойти и на большой скорости, если, например, пилот резко потянет штурвал на себя. Тогда скорость может достигнуть критического значения.
Понять, что вы падаете почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он «теряется» в пространстве
— Как обычному человеку, летящему на самолете, понять, что что-то пошло не так?
— Понять, что вы падаете почти невозможно. Когда человек летит в самолете, он «теряется» в пространстве. Даже пилот не сможет четко определить положение самолета в воздухе, если не видно горизонта. А вот, например, тряска — это не показатель, поскольку это может быть обыкновенная болтанка. Плохой признак еще, если на борту пахнет горелым. Это уже более реально, нужно сразу вызывать проводников и выяснять, что случилось. Может быть, подгорело что-то на кухне, а может — дымится проводка.
— Должен ли пилот предупреждать пассажиров о нештатных ситуациях?
— Мое мнение — пилоту лучше не сообщать пассажирам о том, что что-то идет не так, им этого лучше не знать, потому что может начаться паника, которая только все усложнит.
— Каков уровень подготовки выпускников наших летных училищ?
— Нужно ли смотреть на прогноз погоды, выбирая рейс?
— Обращать внимание на погоду перед вылетом не имеет смысла. Экипаж сам иногда сообщает, например, что погода солнечная, но в конечном итоге от этого почти ничего не зависит. В основном безопасность полета зависит от уровня подготовки экипажа.
Чтобы определить, скажутся ли на полете погодные условия, нужно знать минимум самолета, аэродрома и экипажа — минимальную дальность видимости на полосе. Чем ниже видимость, при которой самолет может зайти на посадку, тем лучше. Минимум самолета зависит от уровня его автоматизации, минимум аэродрома от технической оснащенности, а экипажа — от опыта, количества часов и посадок, должны быть пройдены все тренажеры. Конечно, перед полетом, никто вам эти показатели называть не будет.
— Отличаются ли по степени безопасности дневные и ночные рейсы?
— День или ночь — абсолютно неважно. Хотя ночью иногда лучше видны огни высокой интенсивности, по которым пилот ориентируется при заходе на посадку. Днем, особенно в туманную погоду, их труднее разглядеть. Правда нужно учитывать, что пилоты тоже живые люди и им может хотеться спать.
— А по внешним признакам пассажир может определить неисправность самолета или проблемы с экипажем?
— Только если подходишь к самолету, а с него топливо течет. Или если видишь заметную трещину на самолете. Случается, что пассажиры начинают подозревать, что один из членов экипажа пьян. Я ни разу не сталкивался ни с чем из перечисленного, но теоретически это возможно. За тем, чтобы пилоты садились за штурвал трезвыми, авиакомпании строго следят, но ведь пилоты могут выпить и уже в полете. В Америке сейчас, например, пилоты проходят выборочный контроль после посадки. В «Аэрофлоте» такое право у администрации тоже есть.
За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота
— Какой самолет можно считать старым? Есть версия, что 30-летний самолет надежнее нового.
— Это не совсем так. Одно дело, если речь идет об уже обкатанной и утвержденной модели. Но процент вероятности отказов на старых самолетах действительно выше. Старая техника требует и больших затрат. У них лизинговые платежи меньше, но обслуживание значительно дороже, часто требуется замена деталей. Бывает, что авиакомпании, экономя на лизинге, просто вовремя не меняют детали.
— Как должны вести себя диспетчеры в ситуации, когда пилоты сообщают о неисправности. Есть ли какая-то общая схема, от которой они не отклоняются, или принимают решение самостоятельно?
— Пилоты принимают решение сами, а диспетчеры только могут освободить зону, если требуется срочная посадка, или дать указания по маршруту, если видимость плохая.
— Отражается ли как-то на табло тот факт, что с самолетом что-то случилось? Будет ли просто написано «Задерживается» или есть еще какие-то формулировки для таких случаев?
— Обычно пишут один из двух вариантов — по техническим причинам либо из-за погодных условий. Но я бы не стал паниковать из-за формулировки «по техническим причинам», ведь это вовсе не значит, что обнаружили какую-то неисправность — может быть, просто нет резервного самолета или нет топлива.
— В России пугающая статистика авиапроисшествий. Насколько вообще можно ей доверять?
— Статистика действительно плохая. И потом, не все происшествия попадают в статистику. Бывают неисправности, которые не успели зафиксировать диспетчеры. Допустим, колесо спустило на посадке, было снижение безопасной высоты или шасси не получилось выпустить с первого раза. Такие инциденты тоже влияют на рейтинг авиакомпаний. За рубежом есть система добровольного оповещения, чтобы пилоты могли рассказать диспетчерам о неисправности, но во многих российских компаниях за такое сообщение последуют санкции в адрес сознавшегося пилота.
С какими заболеваниями нельзя летать на самолете: что делать, если лететь нужно
Полет на самолете влияет даже на здоровых людей. Намного тяжелее переносят авиатранспорт хронически больные, чье состояние и на земле приносит массу дискомфортных ощущений.
Людям, страдающим некоторыми патологиями, лучше избегать авиаперелетов, а иногда воздушный транспорт оказывается смертельно опасным для больных. Неблагоприятно влияют на человеческий организм пересечение нескольких часовых поясов и пересушенный воздух авиалайнеров.
Беременным лучше не летать самолетами
Когда самолет заходит в воздушный коридор на высоте 3000 метров, наступает резкое падение атмосферного давления, а значит, сокращается уровень кислорода. Кислорода в воздухе салона становится еще меньше, если самолет забирается на высоту 11000 метров. Такие скачки плохо влияют на даже на здоровый человеческий организм, тем более на больных или беременных.
Женщинам, ждущим ребенка, лучше отказаться от идеи попутешествовать самолетом в первом триместре и в конце срока (на 9-м месяце). В другие сроки беременности летать при крайней необходимости допускается. Не советуют подниматься на борт и только что родившим дамам (в течение недели после родов). Не нужно перевозить самолетом новорожденных, пока им не исполнится хотя бы семи дней.
Астматикам, больным с тромбозом, аневризмой
В салоне авиалайнера пассажиры долго остаются в сидячей позе, движения их ограничены, пройтись можно лишь до санузла. У предрасположенных людей такая ситуация может окончиться формированием тромбов — ведь кровь не уходит из вен полностью из-за отсутствия мышечных сокращений. Второй опасный фактор, действующий при перелетах, — перепады давления. Они порождают угрозу отрыва от сосудистой стенки уже образовавшегося тромба и его смертельно опасного «путешествия» по сосудам человеческого организма. Получается, что людям, склонным к тромбозу или уже имеющим такой диагноз, целесообразно выбрать другой вид транспорта.
Третьим неблагоприятным фактором на борту самолета будет пересушенный кондиционированный воздух. Людям с патологией бронхолегочной системы, астматикам трудно переносить такой воздух, они начинают задыхаться, заходиться в кашле. От кондиционированной атмосферы сохнет и слизистая глаз, что плохо сказывается на больных с глазной патологией. Всем этим категориям пассажиров следует осторожно относиться к перспективе путешествия воздушным видом транспорта.
То же относится к гипертоникам, больным с высокими цифрами внутричерепного давления, страдающим легочной гипертензией, имеющим диагностированную аневризму (расширение) аорты. Выбрать поезд лучше человеку с нестабильным уровнем кровяного давления и тем, кто имеет кардиологические проблемы. Рискуют здоровьем при путешествии на самолете лица, ранее перенесшие инсульт или инфаркт.
Остаться дома или выбрать поезд стоит пациентам, проходящим курс гормонотерапии: отдельные гормональные средства способны отрицательно воздействовать на работу сердца и сосудов.
Если лететь все-таки надо
Конечно, если очень надо прибыть в отдаленный пункт назначения, то воспользоваться авиатранспортом можно. Но к путешествию нужно тщательно подготовиться. Сходить на консультацию к лечащему врачу, прихватить на борт самолета все выписанные лекарства. При неполадках с сердцем пассажирам может понадобиться подушка с кислородом. Если ее в салоне лайнера нет, можно выйти из положения, купив в аптеке кислородный коктейль — его следует пить понемножку, в течение всего рейса.
Тем, кто страдает от болезней сосудов, варикоза, нельзя держать подолгу ноги скрещенными, согнутыми. Нужно найти возможность пройтись по салону, подвигаться на месте.
На время авиаперелета стоит снять контактные линзы — иначе не исключено появление дискомфорта в глазах. Полезны будут капли для увлажнения глаз. У кого сильно закладывает уши, могут преодолеть это ощущение, зажав нос и пару раз сглотнув.
Однако некоторым пациентам врач категорически воспрещает летать на авиалайнерах — следует прислушаться к врачебным рекомендациям и не рисковать.
В каких случаях могут не пустить в самолет по состоянию здоровья. Перечень заболеваний, нестандартных ситуаций, особенности для беременных
Состояние здоровья пассажиров всегда являлось важным пунктом организации полетов: человек с серьезными патологиями здоровья может просто не долететь до пункта назначения, а имеющий заразные заболевания – заразить других пассажиров на борту. Сейчас, в период распространения коронавирусной инфекции, контроль за состоянием здоровья пассажиров особенно усилился. Попробуем разобраться, с какими болезнями сегодня не пустят на борт и что делать, если лететь все же нужно?
📚 Правовое регулирование допуска людей с заболеваниями на борт самолета
Однозначного запрета на авиаперевозку людей, которым нездоровится, не предусмотрено. Согласно п. 108 Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. №82«Об утверждении Федеральных авиационных правил. » (ФАП), пассажир должен самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом с учетом состояния своего здоровья.
Но если заболевание или общее недомогание человека является очевидным, то работают уже другие пункты правил и Воздушного кодекса: п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса, п. 230 ФАП – в этом случае перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира.
По нормам п. 109 ФАП перевозка недееспособного лица происходит только в сопровождении дееспособного пассажира, способного обеспечить безопасную перевозку. В п. 110 ФАП подчеркивается, что перевозка больного на носилках производится на борту самолета на условиях предоставления ему дополнительных мест с доплатой.
По нормам п. 227 ФАП болезнь пассажира или члена его семьи, совместно следующего с ним на борту самолета, может стать основанием для отказа пассажира от перевозки при условии медицинских противопоказаний к перелету на дату отправления воздушного судна.
Перевозчики могут устанавливать свои правила авиаперевозок, которые не должны противоречить общим правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Это правило установлено п. 2 ст. 102 Воздушного кодекса.
🛩 Особенности политики авиакомпаний в отношении людей с заболеваниями и беременных женщин
Согласно Варшавской Конвенции от 1929 года, авиаперевозчик несет ответственность за состояние здоровья пассажиров, если ущерб был получен при нахождении на борту. По этой причине перевозчики разрабатывают собственные правила и могут ограничивать перемещение лиц с определенными патологиями здоровья.
При многоплодной беременности (двойней, тройней) предельный срок для перелета составляет 32 недели. Однако все беременные со сроком более 28 недель должны получить справку от врача, разрешающую перелет (срок давности справки – не более 7 дней)
*Лица с указанными заболеваниями в случае необходимости в перелете допускаются на борт специального воздушного судна в сопровождении врачей, при этом для полета необходимы весомые медицинские основания.
❗ Нестандартные случаи
Всегда ли пускают на рейс людей:
👨✈️ Ответственность авиакомпаний перед пассажиром за возможные отрицательные последствия во время полета
Авиакомпании заранее предупреждают пассажиров с заболеваниями и беременных женщин относительно вероятных отрицательных последствий перелетов. В частности, о возможном ухудшении самочувствия и преждевременных родах. Поэтому перед авиаперелетом необходимо проконсультироваться с врачом и оценить возможные риски.
Но на самом деле такие предупреждения не снимают ответственности с перевозчика за состояние здоровья пассажиров. Именно поэтому авиакомпании предпочитают перестраховаться и не брать в самолет граждан, имеющих заболевания или особое состояние здоровья.
Кому по состоянию здоровья нельзя летать на самолете
Запрет на полёт от врача могут получить те, кому по состоянию здоровья совсем нельзя летать на самолёте, или есть какие-либо ограничения. Перелёт на самолёте, к сожалению, доступен не всем, и иногда безопаснее воспользоваться услугами другого вида транспорта. В отдельных случаях авиаперелёт может сказаться на безопасности окружающих пассажиров, о чём заранее должен побеспокоиться авиаперевозчик.
Как авиаперелет влияет на организм человека?
За скорость передвижения приходится заплатить не только наличными, но и собственным комфортом, состоянием организма. Даже здоровый человек может почувствовать недомогание, взлетая, находясь в воздухе или уже после посадки.
При каких болезнях летать на самолете противопоказано?
Даже здоровые люди испытывают трудности при перелёте, а пассажиры с отклонениями в физическом состоянии зачастую очень рискуют, садясь в самолёт. При некоторых состояниях существует запрет на полёты.
С данными заболеваниями людям нельзя летать на самолете даже с сопровождением:
Список тех, кому нельзя летать, дополняется беременными женщинами на сроке после 36 недель, младенцами меньше трёх дней от роду. Эти группы лиц допускаются только на борт спасательного самолёта и только в сопровождении врачей. Для полёта необходимы серьёзные медицинские показания.
Заболевания, при которых нужно соблюдать особую осторожность
Списка болезней, ставящих полёт под вопросом, нет. Любые патологические состояния кровеносной системы, сердца, органов дыхания и перенесённые инфекции требуют предварительной консультации с врачом.
Нельзя летать людям, перенёсшим хирургическое вмешательство в грудную клетку или пневмоторакс менее чем три недели назад. Даже если прошло больше трёх недель, лучше заранее поговорить с врачом и получить одобрение на полёт.
Тем, кто погружался с аквалангом, перед полётом нужно выждать как минимум сутки, чтобы лёгкие оправились от полученной нагрузки.
Если будущий пассажир недавно перенёс инфекцию, он должен пройти карантин от нескольких дней до нескольких недель после выздоровления, прежде чем садиться на борт самолёта.
Можно ли летать на самолете после инсульта?
Консультация специалиста обязательна тем, кто перенёс в прошлом хотя бы один инсульт. Срок давности случая — 5 лет и меньше. Полёт может спровоцировать возвращение патологического состояния и поставить под угрозу жизнь пассажира. Тем, у кого последний инсульт произошёл больше 5 лет назад, и никаких проблем с сосудами за этот период не возникало, летать разрешено без консультаций.
Можно ли гипертоникам летать на самолёте?
Диагностированная гипертония не считается прямым противопоказанием к полёту. Лучше проконсультироваться у кардиолога, а также запастись необходимыми препаратами, снижающими давление. Если в анамнезе есть инфаркт миокарда, жизнеугрожающие состояния сосудов, лучше перед покупкой билетов пройти обследование сердца и сосудов, чтобы оценить их работоспособность и риски.
Подготовиться к полёту следует тем, кто часто испытывает:
Набор высоты, длительная обездвиженность и спуск могут спровоцировать приступ. Тем же, кто, кроме высокого давления, не имеет больше никаких сопутствующих болезней, полёт разрешён.
Аэрофобия
Следует отличать настоящую фобию от дискомфорта при полете. Страхи, связанные с полётом, действиями экипажа и наземных диспетчеров, погодными условиями и прочими моментами, поддаются контролю. Если человеку предстоит лететь, а он боится, стоит воспользоваться разными способами: пообщаться с психологом, поговорить с друзьями, взять с собой на борт талисман, выпить успокоительное, попытаться расставить приоритеты и так далее.
Аэрофобия, клаустрофобия — неконтролируемые состояния психики, при которых полёт или запрещён, или разрешён только с сопровождением. Тем, кто не может совладать со страхом высоты, замкнутого пространства и самолётов, рекомендуется выбрать другой способ передвижения.
Потенциальные проблемы со здоровьем во время полета
Зная специфику путешествий по воздуху, можно предугадать возможные проблемы и подготовиться к ним заранее.
Если вы предполагаете, что в полёте могут возникнуть проблемы, лучше не отправляться в путешествие без сопровождения. Если сидящий рядом человек имеет медицинское образование — это прекрасно. Но можно просто объяснить сопутешественнику, как оказать помощь прямо на борту при возникновении нестандартной ситуации, и она, скорее всего, не возникнет. Спокойствие — главный козырь в борьбе с патологическими состояниями при перелёте.
Как подготовиться к перелету, если лететь необходимо?
Нередко возникает необходимость лететь во что бы то ни стало. Первое правило при любых сомнениях нужна консультация. Лечащий врач объяснит особенности течения вашего заболевания, возможные трудности в полёте и способы справиться с ними:
Полёт на самолёте — это стресс для организма и проверка работы всех его систем. Справиться с ними поможет подготовка, которую лучше начать за несколько дней до вылета. Людям с серьёзными проблемами — заболеваниями сердца, сосудов, лёгких, нервными расстройствами — бывает запрещено летать. Лучше получить разрешение и рекомендации у лечащего врача. Если ожидается длительный перелёт, бывает удобно разбить его на несколько, чтобы дать организму возможность отдохнуть от скованной обстановки лайнера.
Полеты в интересном положении: 10 советов беременным женщинам
Безопасно ли летать на самолете во время беременности
В целом — да. При беременности лететь безопасно, если нет противопоказаний.
Из доклада Британского Королевского колледжа акушеров и гинекологов:
«Если у вас нормально протекающая беременность и вы здоровы, нет свидетельств, что вам или ребенку могут навредить перепады давления или низкая влажность в самолете. Перелет не повышает риск выкидыша, преждевременных родов или излития околоплодных вод».
Перед путешествием сходите на прием к акушеру-гинекологу: он проконтролирует ваше состояние и объяснит, есть ли потенциальные проблемы и можно ли вам лететь. При некоторых противопоказаниях — например, при тяжелой анемии, вам посоветуют воздержаться от перелета. Если все хорошо и врач разрешает перелет, попросите его помочь вам составить аптечку в дорогу.
Дискомфорт от перелета из-за беременности может усилиться: распространенные проблемы — это отеки, вздутие живота, слабость. Серьезная опасность — развитие тромбоза глубоких вен: почитайте общие советы и проконсультируйтесь с врачом перед покупкой авиабилетов.
Вредит ли беременным радиация во время полета
Многие при беременности боятся летать из-за радиации — космических лучей, которые по своим свойствам похожи на излучение радиоактивных веществ.
Мы подвергаемся их воздействию, даже когда просто гуляем в парке, правда, у поверхности Земли от космической радиации нас частично защищает атмосфера. В самолете уровень излучения слегка повышается, но не настолько, чтобы это было опасно для беременных.
Дозы радиации становятся критичными только для тех, кто летает очень часто: у стюардесс декретный отпуск начинается сразу, как только они узнают о своем положении.
Безопасно ли беременным проходить через сканеры в аэропорту
Большинство экспертов считают, что аэропортовые сканеры совершенно безопасны для женщин в положении. Вы можете встретить два типа сканеров для досмотра (во многих аэропортах — только первый тип):
Если проходить через сканер не хотите, скажите об этом службе безопасности — и вас досмотрят вручную.
Перелеты и беременность: 10 советов будущим мамам
1. Путешествуйте во втором триместре
Лучшим временем для перелетов считается второй триместр — с 13–14 до 27–28 недели.
К 13–16 неделе у большинства будущих мам заканчивается токсикоз, при котором и думать о поездках тошно, и появляется энергия для путешествий.
В третьем триместре многим тяжеловато даже до магазина дойти, но есть живчики, готовые сгонять с огромным животом в Прагу или Таиланд. Безопасным считается летать до конца 36 недели, если вы ждете одного ребенка, и до конца 32 недели при многоплодной беременности. После этого срока роды могут начаться в любой момент.
2. Узнайте правила авиакомпании для перелетов в положении
Авиакомпании часто устанавливают свои ограничения: как правило, на борт не допускают со сроком больше 36 недель для одноплодной и 32 недель для многоплодной беременности.
Turkish Airways перевозит беременных до конца 35-й недели, British Airways и KLM — до конца 36-й недели, а в «Аэрофлоте» рады женщинам на любом сроке.
Начиная с 28 недель или чуть раньше в некоторых авиакомпаниях на регистрации могут попросить медицинскую справку, в которой должны быть указаны предполагаемая дата родов, характер протекания беременности (например, «без осложнений») и ее тип — одноплодная или многоплодная. В этой же справке врач должен четко подтвердить, что нет противопоказаний для перелета, поставить подпись и печать. Должна ли справка быть оформлена по определенной форме, уточните в авиакомпании.
На регистрации вас могут попросить подписать бумагу, что авиакомпания не несет ответственности за возможные риски для матери или плода.
Это редко входит в формальные правила авиакомпаний, но для своего спокойствия лучше взять обменную карту или другие документы, где зафиксированы особенности течения беременности.
3. Выбирайте простой маршрут
Приехать в аэропорт, зарегистрироваться, дождаться рейса, долететь, пройти формальности на пересадке, снова долететь, добраться до отеля после долгой тряски в такси — все это может стать любопытным приключением в другое время, но беременную женщину сложные переезды скорее утомят, чем развлекут.
Будущим мамам лучше выбирать места, до которых легко добираться, или разбивать маршрут на несколько частей с перерывами для отдыха. Идеальный сценарий — долететь рейсом без пересадки и добраться до отеля максимум за час на одном виде транспорта.
4. Оформите туристическую страховку для беременных
Чтобы лишний раз не нервничать, перед поездкой купите страховку для выезжающих за рубеж, которая покрывает осложнения беременности. Как и с любым полисом страхования, внимательно прочитайте, что включено: хорошо, если он покрывает преждевременные роды и уход за новорожденным.
В России беременных страхуют максимум до 31 недели — такие пакеты есть, например, у компаний ERV, «Ингосстрах» и «Арсеналъ». По полисам «Либерти» и «Уралсиб» опция «осложнения беременности» работает на сроке до 12 недель.
5. Возьмите свой перекус
Не важно, будут вас кормить на борту или нет: банан, батончик мюсли или бутерброд с сыром не будут лишними. Выбирайте еду, которая легко усваивается и не приводит к повышенному газообразованию. Не забудьте, что на борт в ручной клади можно брать только твердые продукты: йогурт и смузи в емкостях больше 100 мл контроль в аэропорту не пройдут.
Во многих классических авиакомпаниях можно бесплатно заказать спецпитание. Оснований для этого не требуется: просто при бронировании билета или в личном кабинете на сайте выберите вариант спецпитания, который вам по вкусу. Тогда в полете всем принесут стандартный набор «курица или рыба», а вам — фруктовую тарелку, вегетарианскую или низкокалорийную еду.
6. Выберите место у прохода
Сядьте у прохода, чтобы не говорить «извините» и не протискиваться между кресел каждый раз, когда захотите размяться прогулкой по салону или выйти в туалет. А еще сидя у прохода можно слегка развернуться и вытянуть ноги: при беременности смена позы иногда становится спасением.
Еще лучше — выбрать место в первом ряду с большим пространством для ног.
7. Застегните ремень безопасности
Как и другие пассажиры, беременные должны пристегнуться на время взлета и посадки и когда горит табло «Пристегните ремни». Ремень пропустите под животом. Чтобы сидеть в кресле было удобнее, подложите под поясницу какую-нибудь одежду или маленькую подушечку.
8. Двигайтесь
В самолетном кресле так хочется сесть и застыть, найдя удобную позу. Но полезнее время от времени двигаться, прогуливаться по салону, а еще — делать простые упражнения. Например, сидя в кресле, снимите обувь, поставьте стопы на пол и сперва приподнимите пятки, потом опуститесь обратно на всю ступню и приподнимите носки. Повторяйте сколько угодно раз.
Это нужно для профилактики отеков. Другая редкая, но все же вероятная опасность — тромбоз глубоких вен, риск развития которого у беременных выше, чем у небеременных и еще возрастает в самолете из-за долгого сидения на одном месте.
Что еще можно сделать, чтобы все прошло хорошо? Выберите свободную и удобную одежду, в полете пейте воду и делайте сами себе легкий массаж. По совету врача можно надеть компрессионные чулки.
9. Пейте
Чтобы избежать обезвоживания и отеков, в полете важно достаточно пить. Пронести воду в бутылке больше 100 мл через аэропортовый контроль безопасности не получится, но есть другие варианты.
Например, можно приехать в аэропорт с пустой литровой бутылкой, пройти контроль безопасности и абсолютно легально и бесплатно наполнить бутылку водой из питьевого фонтанчика. Или купить большущую бутылку воды в зоне вылета. Или попросить бортпроводников во время полета налить воды в вашу бутылку, чтобы не подзывать их каждый раз, когда захочется пить. Кроме авиакомпаний, где вода платная, вам везде принесут столько, сколько нужно.
10. Балуйте себя
Беременность — легитимный повод себя холить и лелеять, и в аэропорту для этого море возможностей. Что можно сделать, чтобы повысить комфорт беременной перед и во время полета: