в какие дни поститься сунна
Дни, когда лучше проводить желательный пост (суннат)
— каждый понедельник и четверг. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи)
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (ат-Тирмизи)
— по три дня в каждом лунном месяце – 1-ый день, дни полнолуния (13, 14 и 15); 28, 29, 30 числа
Лучше всего соблюдать этот пост в белые дни, которыми являются тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый дни (каждого лунного месяца). Говорят также(, что речь идёт о) двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом днях месяца, но правильным и общепринятым является первое.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В белые дни посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост как дома, так и в пути» (ан-Насаи)
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой любимейший друг дал мне наказ относительно трёх (вещей): соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю (дуа) молитву в два раката и совершать витр перед сном» (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно (подобно) постоянному посту» (Аль-Бухари; Муслим)
Му’аза аль-‘Адавийа передала, что (однажды) она спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Соблюдал ли посланник Аллаха, мир ему и благословение, ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му’аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Она сказала: Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим)
— в дни месяца Раджаб
— в дни месяца Шабан, но не за один-два дня до наступления месяца Рамадан
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего шa’бaнa». В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «…и обычно он соблюдал пост в течение всего ша’бана, за исключением малой (его части)» (Аль-Бухари; Муслим)
— 6 дней месяца Шавваль. Тот, кто дополнил свой пост в Рамадан шестью днями в месяц Шавваль получит награду, равную ежедневному посту в течение года
— в месяце Мухаррам: в день Ашура, а также в предыдущий и последующие дни (9-11 числа)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим)
— первые 10 дней Зуль-Хиджа
— в день Арафа (9 зуль-хиджи).
Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что когда Посланника Аллаха, мир ему и благословение, спросили о соблюдении поста в день Арафа, он сказал, что пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года (Муслим)
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сам соблюдал пост в день Ашура и повелевал делать это (всем остальным) (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, если доживу я до следующего (года), то обязательно буду поститься в девятый (месяц)» (Муслим)
Нельзя поститься в праздничные дни Ураза-байрам и Курбан-байрам и по пятницам (вне месяца Рамадан). Не рекомендованы постоянные, следующие день за днем суннат-посты, изнуряющие тело и способные нанести вред здоровью.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не выделяйте ночь пятницы среди (других) ночей для совершения молитв и не выделяйте день пятницы среди (других) дней для (соблюдения) поста, если только на день пятницы не выпадет день обычного поста кого-либо из вас» (Муслим)
Желательные посты в течение года
Помимо обязательно поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк ﷺ держал в течение года. Мы тоже можем следовать за ним, соблюдая эти посты, с помощью Аллаха.
Сахабы (радыАллаху анхум) отмечали, что иногда Посланник Аллаха ﷺ постился так много, что им казалось, что он никогда не остановится, а иногда он Пророк ﷺ делал наоборот (редко держал посты) (Сахих Бухари, хадисы 1141, 1972).
Факихи (правоведы) классифицировали эти желательные посты на два вида:
Посты в девятый и десятый или десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам считаются Суннат-постами (Дурруль-Мухтар, т.2, с. 374, Маракиль Фалях, с. 350).
Считается, что пост в эти дни стирает (малые) грехи всего года (См. Сахих Бухари, хадисы 2000-2007, Сахих Муслим, хадис 2838).
Следующие посты в течение года считаются предпочтительными (мустахабб) постами:
Достоинство этого поста: Посланник Аллаха ﷺ выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. (Сахих Муслим, хадис 2742; Сахих Ибн Хузеймы, хадисы 2116-2120)
Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. (Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2128; Сунан Тирмизи, хадис 762; Муснад Ахмад, т.5, с.140, 252;).
Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа (Имдадуль Фатава)
(Шами, т.2, с.375; Тахтави аля Маракиль Фалях, с.350; Сахих Бухари, хадис 1981; Сахих Муслим, хадис 2736, 2739).
Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни». Фактически эти дни также относятся к постам в «белые дни». (Шами, Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.303)
Некоторые ученые относят этот пост к суннат-постам, так же, как и пост в 10-ый день Мухаррама (Шами, т..2, с.375).
Достоинство: Тем, кто держит пост в этот день, прощаются (малые) грехи двух лет. (Сахих Бухари, хадис 1988; Сахих Муслим, хадис 2738-2739)
Достоинство: Если человек постился весь Рамадан и шесть дней месяца Шавваль, это равноценно тому, как если бы он постился целый год. (Сахих Муслим, хадис 2750; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3634; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2114)
Достоинство: Пост в любой из этих дней равноценен посту целого года (Сунан Тирмизи, хадис 758, Шуа’буль Иманa, хадис 3758)
Достоинство: Самый лучший пост, после поста в Рамадан, это пост в месяце Мухаррам (Сахих Муслим, хадис 2748)
За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114)
Все эти посты Посланник Аллаха ﷺ либо соблюдал сам, либо побуждал соблюдать других.
Поскольку пост является действием поклонения сам по себе, ученые постановили, что человеку желательно поститься как можно больше, если у него есть силы сделать это.
Самый любимый пост перед Аллахом
Посланник Аллаха ﷺ говорил, как передается, что самый любимый пост для Аллаха – это т.н. «пост Дауда (мир ему)», который держал пост через день (Сахих Бухари, хадис 1131; Сахих Муслим, хадис 2731-2732).
Примечание: Запрещается держать пост в дни обоих праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха и пост в 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зуль-хиджжа (Сахих Бухари, хадис 1990; Сахих Муслим, хадис 2666-2672; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2100; Шами, т.2, с.375)
Суннат (желательные) посты
Как уже могли понять наши читатели из серии публикаций, пост является особенным, очень ценным видом богослужения. Помимо обязательного, предписанного каждому полноценному мусульманину, воздержания в месяце Рамадан, существует и желательный пост, подобно тому, как существуют желательные намазы. Об особых днях, когда постился пророк Мухаммад (ﷺ) стало известно из Сунны. Награда за данный ибадат велика, а условия не сильно отличаются от тех, что установлены для уразы в священном месяце. Подробнее об этом — в следующем отрывке из книги «Аль-Фикхуль Манхаджи».
Нет сомнения, что пост является одним из самых превосходных поклонений.
В хадисе от Аби Са’ида (да будет доволен им Аллаh) передается:
عن أبي سعيد رضي الله عنه قال: سمعت النبي ﷺ يقول: «من صام يوما في سبيل الله باعد الله تعالى وجهه عن النار سبعين خريفا» رواه البخاري ومسلم
Смысл: «Я слышал как Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто бы ни постился на пути Аллаhа один день, то Всевышний отдалит его от ада на расстояние семидесятилетнего пути»»[Аль-Бухари 2685, Муслим 1153].
Мудростью установления шари’атом желательного поста является увеличение поклонения и приближение к Всевышнему, потому как нет поклонения, который не приближал бы к Всевышнему. В хадисе говорится: «Мой раб не перестаёт приближаться ко Мне, делая добровольные поступки (сунна), пока Я не полюблю его». И нет сомнения что любовь Всевышнего к рабу, а также приближение раба к Всевышнему отдаляет его от запретного, приближает к поклонению и подталкивает его к совершению благого, и этим улучшается качество жизни человека.
Далее, мы перечислим виды желательных постов:
1. Пост в день ‘Арафа [1]
Это девятый день месяца «Зуль-Хиджа», пост в этот день желателен всем, кроме паломников.
От Абу Каттады (да будет доволен им Аллаh) передается:
عن أبي قتادة رضي الله عنه قال: سئل رسول الله ﷺ عن صوم عرفة، فقال: «يكفّر السنة الماضية والباقية» رواه مسلم
Смысл: «Спросили Пророка (мир ему и благословение) о посте в день ‘Арафа, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост в этот день искупает грехи прошлого и последующего годов [2] »»[Муслим 1162].
День ‘Афара является одним из лучших дней. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
قال رسول الله ﷺ: «ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبدا من النار من يوم عرفة» رواه مسلم
Смысл: «Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллаhх освобождает столько Своих рабов, как в день ‘Арафа»[Муслим 1338].
2. Пост в день «’Ашураъ» и «Тасу’аъ»
«’Ашураъ» — это десятый день месяца «Мухаррам». «Тасу’аъ» — это девятый день месяца «Мухаррам».
Доводом желательности соблюдения поста в эти дни, являются хадисы:
От Ибну ‘Аббаса (да будет доволен им Аллаh) передается:
عن ابن عباس رضي الله عنهما: أن رسول الله ﷺ صام يوم عاشوراء، وأمر بصيامه» رواه مسلم
Смысл: «Пророк, мир Ему и благословение, сам постился в день ‘Ашураъ и повелел поститься этот в день»[Аль-Бухари 1900, Муслим 1130].
От Абу Каттады, да будет доволен им Аллаh, передается:
عن أبي قتادة رضي الله عنه أن رسول الله ﷺ سئل عن صيام يوم عاشوراء، فقال: «يكفّر السنة الماضية» رواه مسلم
Смысл: «Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день ‘Ашураъ, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто будет поститься в этот день, тому простятся грехи прошлого года»[Муслим 1162].
От Ибну ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: قال رسول الله ﷺ: «لئن بقيت الى قابل لأصومنّ التاسع» رواه مسلم
Смысл: «Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день»[Муслим 1134]. Но Пророк (мир ему и благословение) не дожил до следующего года.
3. Пост в понедельник и четверг
Доводом этому является хадис от ‘Айши (да будет доволен ею Аллаh):
عن عائشة رضي الله عنها قالت: كان رسول الله ﷺ يتحرى صوم الإثنين والخميس» رواه الترمذي
Смысл: «Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост в понедельник и четверг»[Ат-Тирмизи 745].
Также, от Аби Хурайры, да будет доволен им Аллаh, передается, что Пророк мир Ему и благословение, сказал:
عن أبي هريرة رضي الله عنه: أن رسول الله ﷺ قال: «تعرض الأعمال يوم الإثنين والخميس، فأحب أن يعرض عملي وأنا صائم» رواه الترمذي
Смысл: «Эти два дня недели являются днями, когда наши добрые деяния представляются Аллаhу, и я хочу, чтобы на мои деяния смотрели, когда я соблюдаю пост»[Ат-Тирмизи 747].
4. Три дня поста в каждом месяце
Доводом желательности постов в эти дни является хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаh):
عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: «أوصاني خليلي ﷺ بثلاث: صيام ثلاثة أيام من كل شهر، وركعتي الضحى، وأن أوتر قبل أن أنام» رواه البخاري ومسلم
Смысл: «Мой друг, то есть Пророк, (мир ему и благословение) завещал мне соблюдать по три дня поста в каждом месяце, совершать два рака‘ата намаза зуха и витр намаз перед сном» [Аль-Бухари 1124, Муслим 721].
От Абу Куттады (да будет доволен им Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
عن أبي قتادة رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «صوم ثلاثة من كلّ شهر صوم الدهر» رواه مسلم
Смысл: «Соблюдение поста в течение трех дней каждого месяца равнозначно соблюдению поста целого года» [Муслим 1162].
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
عن أبي ذرّ رضي الله عنه قال: قال رسول الله ﷺ: «إذا صمت من الشهر ثلاثا، فصم ثلاث عشرة، وأربع عشرة، وخمس عشرة» رواه الترمذي وقال: حديث حسن
Смысл: «Если хочешь поститься по три дня в каждом месяце, то постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый день» [Ат-Тирмизи 761].
Но запрещается поститься тринадцатого числа месяца «Зуль Хиджа», об этом мы расскажем чуть позже.
5. Шесть дней поста в «Шаввале»
От Абу Айюба (да будет доволен им Аллаh) передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
عن أبي أيوب رضي الله عنه أن رسول الله ﷺ قال: «من صام رمضان، ثم أتبعه ستا من شوّال، كان كصيام الدهر» رواه مسلم
Смысл: «Кто будет соблюдать пост в месяце Рамадан, а затем прибавит к этому шесть дней поста в месяце Шавваль, то его пост будет подобен посту целого года»[Муслим 1164].
Нарушение желательного поста
Соблюдающему желательный пост, разрешается его нарушить, когда он захочет, и он не обязан его возместить, хотя поступать так является нежелательным.
В хадисе говорится:
قال ﷺ: «الصائم المتطوّع أمير نفسه، إن شاء صام، وإن شاء أفطر» رواه الحاكم
Смысл: «Соблюдающий желательный пост, имеет право или соблюдать пост, или его нарушить»[Аль-Хаким 439/1].
А тому, кто соблюдает возмещаемый обязательный пост, запрещается его нарушать, потому что тот, кто вступил к совершению обязательного, обязан его завершить.
[1] Также, желательно соблюдать пост в первые восемь дней месяца «Зуль Хиджа», поститься в эти дни желательно даже паломнику, за исключением дня ‘Арафа («Мугн-иль Мухтадж» 652/1).
[2] Тут имеется в виду о смывании малых грехов, не связанных с людьми. Так как для смывания больших грехов обязательно покаяние, а для смывания грехов связанных с людьми, если даже грехи малые, обязательно их довольствие («Тухфат-уль Мухтадж» 531/1, «Фатх-уль Му’ин» с.279, «Хашияту-т-Тармаси» 782/5).
[3] Также, сунной является не соблюдать пост в этот день путнику и больному, если пост их утомляет («Тухфат-уль Мухтадж» 532/1, «Фатх-уль ‘Аллям» 155/4).
[4] Если даже и постились девятого и десятого числа, желательно соблюдать пост и одиннадцатого. Имам аш-Шафии в книге «Аль-Умму» пишет, что желательно соблюдать пост 9, 10 и 11 числа («Мугн-иль Мухтадж» 653/1, «Фатх-уль Му’ин» с.279, «Фатх-уль ‘Аллям» 159/4, «Манхадж-уль Кавим» с.419).
[5] Т.е. желательно соблюдать пост любые три дня в каждом месяце, но желательно чтобы эти три дня были в белые дни, таким образом он выполнит две сунны, как об этом сказал ас-Субки и другие («Манхадж-уль Кавим» с. 420, «Хашияту-т-Тармаси» 797/5).
[6] Тем, кто без уважительной в шари’ате причине пропустил посты в Рамадане, является обязательным на следующий же день после праздничного дня (‘идуль фитр) приступить к возмещению пропущенных (без причины) в Рамадане постов, и они не имеют право затягивать с этим делом, соблюдая желательные посты («Фатх-уль ‘Аллям» 161/4).
Основы Ислама
ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА
Пост – это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.
Количество дней в месяце Рамадан может быть 29 или 30 дней. Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, за свою жизнь успел соблюсти девять постов месяца Рамадан, четыре из которых были по 29, а пять – по 30 дней.
Мусульмане почитают Рамадан как священный месяц. Именно в этом месяце началась пророческая миссия последнего Божьего Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В это благословенное время началось ниспослание Священного Корана. На Рамадан приходится самая лучшая ночь года – ночь Могущества «Ляйлят-уль-Кадр».
В этом месяце верующие соблюдают пост, посредством которого человек очищается от грехов, злых помыслов и плохих поступков. Всевышний Аллах в Священном Коране предписывает:
يَأيُها الَّذِينَ ءَامَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ
كَمَا كُتِبَ عَلَي الَذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَكُمْ تَتَقُونَ
Пост является одним из особо значимых видов поклонения – в мирской жизни он уберегает людей от плохих дел, а в Судный День – от Ада, способствуя прощению Аллахом грехов человека.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
ПОЛЬЗА ПОСТА
1. Пост укрепляет нравственность.
Пост напоминает людям об Аллахе, повышает чувство ответственности, воспитывает нравственность, очищает сердца от низменных чувств и мыслей, предостерегает от неодобряемых поступков и от плохого отношения к людям.
Пост оберегает глаза от взглядов на запретное, язык – от лжи и недостойных слов, уши – от сплетен, живот – от запрещенной пищи, руки – от порицаемых действий, а ноги – от хождения за запретным.
Мудрость поклонения заключается в том, чтобы ради Аллаха выполнять Его повеления и избегать греховного.
2. Пост пробуждает чувство милосердия.
Человек, который никогда не испытывал чувство голода и недоедания, не поймет проблем бедняка. Постящийся же, сам испытавший данные чувства, способен на сострадание и готов протянуть руку помощи неимущим, помогая им преодолеть трудности.
3. Пост помогает осознать ценность благ, дарованных Всевышним Аллахом.
Человек осознаёт ценность чего-либо лишь после того, как лишается этого. Постящийся, отстраняясь от многих благ Создателя, лучше осознает их ценность, учится беречь их и еще больше благодарит Аллаха за Его бесчисленные дары.
4. Пост делает человека здоровым.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Соблюдайте пост – приобретете здоровье» [6] .
Благодаря соблюдению поста, уставшие за 11 месяцев непрерывной работы органы пищеварения получают отдых и после Рамадана с новой силой активизируют свои функции.
Ученые доказали, что пост полезен для человеческого организма. По мнению известного французского ученого, лауреата Нобелевской премии, доктора Алексиса Карреля, во время соблюдения поста из организма выводятся накопившиеся продукты распада и происходит обновление организма.
5. Пост учит человека терпению.
6. Пост становится причиной прощения грехов верующего.
В Священном Коране говорится:«…соблюдающие пост мужчины и женщины, оберегающие свою плоть [от прелюбодеяния] мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха мужчины и женщины. Господь уготовил им прощение и великую награду» [8] .
7. Пост становится причиной вхождения в Рай.
8. Пост будет заступником в Судный День.
9. Всевышний Аллах принимает мольбу-ду‘а постящегося.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
По этой причине постящийся должен много молить Всевышнего Аллаха о счастье и спасении как в мирской жизни, так и Следующей.
Существует специальная мольба-ду‘а, которую читают во время разговения (ифтара):
«Аллахумма ляка сумту ва бикя аманту ва ‘аля ризкыкя афтарту»
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ
«О Аллах, ради тебя я соблюдал пост, уверовал в Тебя, уповаю на Тебя, Твоими дарами я разговляюсь».
ВИДЫ ПОСТА
Существует шесть видов поста:
1. Обязательный (фард) пост– это пост в месяц Рамадан, а также возмещение (када) пропущенного поста в месяц Рамадан и пост-искупление (каффарат).
2. Необходимый (ваджиб) пост – это пост по обету (назр) и возмещение (када) нарушенного добровольного (нафиль) поста.
3. Желательный (сунна) пост – это, например, пост в 9 и 10 день месяца Мухаррам или 10 и 11 день этого же месяца.
4. Добровольный (мустахаб) пост.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самый похвальный пост – это пост, который соблюдал пророк Дауд (мир ему). Дауд (мир ему) один день постился, а другой день не постился». Абдуллах ибн Умар сказал: «Я могу держать еще больше». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Больше этого нет»» [14] .
К этому же виду относится пост 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца мусульманского календаря, понедельник и четверг каждой недели, шесть дней в месяце Шавваль после Рамадана, первые 10 дней месяца Зуль-хиджа, а также пост в месяце Шаабан.
5. Нежелательный (танзихан-макрух) пост – это, например, соблюдение поста только 10-го числа месяца Мухаррам один день, пост только в пятницу или только в субботу, или только в воскресение (можно держать четверг и пятницу, или пятницу и субботу, или же субботу и воскресение).
6. Крайне порицаемый (тахриман-макрух) пост – это пост в день праздника Ураза-байрам и в четыре дня праздника Курбан-байрам, а также соблюдение поста 2-3 дня без разговения.
УТРЕННИЙ ПРИЕМ ПИЩИ (СУХУР) И ВЕЧЕРНЕЕ РАЗГОВЕНИЕ (ИФТАР)
Утренний прием пищидо рассвета (сухур) является одобряемым действием (мустахаб). Принимать пищу во время поста желательно не вечером, а именно накануне первых признаков рассвета, так как вознаграждение (саваб) в этом случае будет больше.
В Священном Коране говорится:
«Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца]» [15] .
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
Выделяют следующие факторы благословенности утреннего приема пищи (сухур)[18]:
1) Это действие совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха;
2) Утренний прием пищи (сухур) придает силы для поклонения (‘ибада);
3) Утренний прием пищи (сухур) увеличивает искренность в поклонении (‘ибада), так как благодаря раннему подкреплению пищей человек не так сильно испытывает голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел;
4) Утренний прием пищи (сухур) помогает людям контролировать самих себя, свой темперамент, так как злость нередко вызывается сильным голодом;
5) Время утреннего приема пищи (сухур) – это время, когда мольбы-ду‘а принимаются;
6) Встав на утренний прием пищи (сухур), человек имеет возможность совершить дополнительный ночной намаз «ат-тахаджуд» и поминать Всевышнего Аллаха (зикр) в последнюю часть ночи, поклонение в которой особо вознаграждаемы.
Вечернее разговение (ифтар) приносит несравненную радость и награду постящемуся, который провел весь свой день в поклонении, соблюдая пост ради Всевышнего Аллаха.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«У постящегося мусульманина есть две радости: одна – во время совершения разговения (ифтар), другая (настанет) тогда, когда он предстанет перед Аллахом» [19] .
При этом ни во время утреннего приема пищи (сухур), ни во время вечернего разговения (ифтар) не следует переедать. Мусульманские ученые говорили: «Кто остается относительно голодным в разрешенные (для приема пищи) часы Рамадана, тот становится защищенным от зла Сатаны (шайтана) в течение всего года до следующего Рамадана».
ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЕН ПОСТ В МЕСЯЦ РАМАДАН
Каждый мукалляф – разумный мусульманин или мусульманка, достигший совершеннолетия, обязан (фард) соблюдать пост в месяц Рамадан. Это повеление Всевышнего Аллаха.
Ребенку, который не достиг совершеннолетия, соблюдение поста не обязательно. Вместе с тем, приучать к посту его лучше с детства, при этом делать это следует так, чтобы не препятствовать полноценному физическому развитию ребенка.
Женщины в дни менструации (хайд) и послеродового кровотечения (нифас) не соблюдают пост, но после их завершения восполняют (када) каждый пропущенный день поста.
ПРИЧИНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ПЕРЕНЕСТИ СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА МЕСЯЦА РАМАДАН НА ДРУГОЕ ВРЕМЯ
Не поститься в Рамадан без уважительной причины – большой грех, который влечет за собой наказание Всевышнего Аллаха, если Он не простит грешника по Своей милости.
Не соблюдать пост в месяц Рамадан или прервать его разрешается по следующим причинам:
1. Болезнь. Если человек опасается, что его болезнь из-за поста может затянуться или осложниться, то ему разрешается не поститься или прервать свой пост. После выздоровления он должен будет возместить (када) каждый пропущенный день поста.
2. Путешествие. Тот, кто в месяце Рамадан отправился в дальнюю поездку, покинув свой населенный пункт более чем на 90 км, может не соблюдать пост. После поездки он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.
Однако, если в пути нет затруднений соблюдать пост, то лучше поститься.
3. Принуждение. Если постящемуся угрожают смертью или нанесением увечий, требуя, чтобы тот не постился, он может прервать свой пост. Позже он будет должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.
4. Беременность или кормление. Если во время беременности или кормления грудью женщина опасается, что воздержание от еды и питья могут нанести вред здоровью ее или младенца, то ей разрешается не соблюдать пост или прервать его. После беременности или завершения кормления она должна возместить (када) каждый пропущенный день поста.
5. Невыносимый голод или жажда. Если постящийся испытывает голод или жажду настолько, что опасается потерять разум или причинить реальный вред своему организму, то он может нарушить пост, а потом возместить (када) его в другой день. В Священно Коране говорится:
«Не бросайте себя своими же руками в опасность (на погибель)!» [22]
6. Старость. Очень пожилым немощным людям, не имеющим сил соблюдать пост, разрешено не поститься. Так как из-за своей старческой немощности они уже не смогут возместить (када) пропущенные дни поста, им следует выплатить искупительную милостыню – «фидья» за каждый пропущенный день поста месяца Рамадан.
ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ НЕ ПОСТИЛСЯ В РАМАДАН
Соблюдать пост в месяц Рамадан – повеление Всевышнего Аллаха. Все мусульмане (мукалляф) должны соблюдать его.
Если мусульманин, не имея уважительной причины, пропустил пост в Рамадан, он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.
Если мусульманин без уважительной причины нарушил начатый пост, он обязан не только восполнить (када) нарушенный день поста, но и совершить искупление (каффарат).
Тот, кто в месяце Рамадан не держал пост без уважительной причины, считается грешником и несет ответственность за этот грех перед Аллахом. Невыполнившему повеление Аллаха соблюдать пост в месяц Рамадан необходимо покаяться. Совершивший грех должен молить Аллаха о прощении, не теряя времени, возместить (када) пропущенные дни поста, и, если необходимо, выполнить искупление (каффарат).
КОГДА И КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМЕРЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ
Обязательным условием поста является намерение. Пост без намерения не принимается.
Намерение для поста можно сделать в любое время после захода солнца и до рассвета.
Лучше всего совершить намерение после утреннего приема пищи (сухур). Но если человек проснулся после рассвета, то он может сделать намерение до наступления полудня, не совершая при этом после рассвета действий, нарушающих пост.
Тот, кто не собирается вставать на утренний прием пищи (сухур), может сделать намерение соблюдать пост следующего дня уже с вечера.
Намерение соблюдать пост-возмещение пропущенных дней (када) и пост-искупление (каффарат) можно также сделать с вечера, но успеть до рассвета – обязательно. Для данных видов поста нельзя делать намерение после рассвета.
Намерение совершается сердцем. Это значит, что человек, в сердце пожелавший соблюдать пост предстоящего дня, считается совершившим намерение. Человек, который встал на утренний прием пищи, также считается совершившим намерение.
Пожелавший соблюдать пост может как про себя, так и вслух сделать намерение: «Намерился совершить пост предстоящего дня месяца Рамадан искренне ради Аллаха».
ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ (Када) И ИСКУПЛЕНИЯ (КАФФАРАТ)
Если постящийся в месяц Рамадан сознательно и без уважительной причины нарушил пост, совершив в светлое время дня одно из следующих действий:
— пил, ел или принимал лекарство (таблетки или жидкость),
— вступил в половую близость,
то ему необходимо возместить нарушенный пост день за день (када) и совершить искупление (каффарат). Искупление (каффарат) является наказанием в этой жизни за сознательное нарушение поста месяца Рамадана, оно не налагается за нарушение других постов (в том числе и поста-возмещения (када)).
Искуплением (каффарат) является непрерывное соблюдение поста в течение 60-ти дней. Если пост-искупление (каффарат) прерван, необходимо совершать непрерывный 60-тидневный пост заново. Женщины, соблюдающие пост-искупление (каффарат), прерывают его на дни менструации и продолжают поститься с первого дня после их окончания.
Тот, кто по уважительным причинам не в состоянии соблюдать непрерывный 60-тидневный пост, обязан накормить 60 бедных мусульман завтраком и ужином (желательно найти богобоязненных). Искупление (каффарат) не выдается неверующим. Еда должна быть в достаточном количестве (например, хлеб пшеничный). Можно накормить одного бедняка 120 раз завтраком или 120 раз ужином или 60 человек накормить завтраком и 60 человек ужином.
Также возможно передавать стоимость еды в денежном эквиваленте в течении 60-ти дней одному бедняку или за один раз передать 60-ти беднякам. Если отдать одному человеку всю сумму единовременно, то это зачтется как один день искупления (каффарат).
Если в течении одного Рамадана человек сознательно нарушил пост несколько раз (или если сознательно нарушал пост в течении нескольких Рамаданов), то ему достаточно совершить одно искупление (каффарат) за все нарушения.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, передает:
«(Однажды), когда мы сидели вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, к нему пришел какой-то человек и сказал:
— О Посланник Аллаха! Я погиб!
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:
— Что с тобой (случилось)?
— Я был с женой (в супружеской близости) во время поста.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:
— Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:
— А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:
— А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, сказал: «После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, некоторое время хранил молчание, и пока мы находились в подобном положении, ему принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил:
— Где человек, задавший вопрос?
Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
— Возьми это и раздай в качестве милостыни.
Этот человек сказал:
— Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом нет в пределах Медины семьи беднее моей.
Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, улыбнулся так, что показались его зубы, а потом сказал:
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛЬКО ВОЗМЕЩЕНИЯ (КАДА)
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ
ПОРИЦАЕМЫЕ (МАКРУХ) ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА
Совершение данных действий в светлое время поста не нарушают его, однако их совершение порицается:
Не возбраняется во время соблюдения поста:
ИСКУПИТЕЛЬНАЯ МИЛОСТЫНЯ – «ФИДЬЯ»
Хронические больные и немощные старики, у которых нет сил поститься, за каждый пропущенный день поста должны выплачивать искупительную милостыню – «фидья».
«Фидья» исчисляется так же, как и милостыня «аль-фитр»(См. след главу «Закят», тема «Милостыня “аль-фитр”».) Это искупление можно отдать на протяжении всего месяца Рамадан.
По своему выбору можно отдать милостыню «фидья» одному бедняку или раздать нескольким нуждающимся.
Если больной человек не имеет возможности раздать милостыню «фидья», то он должен просить у Аллаха прощение.
Если больные выздоровят или пожилые люди приобретут силы для соблюдения поста, они должны возместить (када) каждый день пропущенных постов, даже если за них была выплачена «фидья», которая в этом случае будет засчитываться как милостыня (садака).
И‘ТИКЯФ
И‘тикяф – это пребывание в каком-либо месте с целью совершения поклонения Создателю. Вознаграждение (саваб) за совершение и‘тикяфа очень велико, и невозможно даже перечислить всю его пользу и благословенность.
В соответствии с ханафитским мазхабом существуют 3 вида и‘тикяфа:
1) Необходимый (ваджиб) и‘тикяф. Например, когда человек дает обет перед Всевышним Аллахом, что проведет определенное количество дней в и‘тикяфе, если Аллах исполнит его какое-нибудь конкретное желание. Тогда, с момента исполнения этого желания, и‘тикяф становится для этого человека необходимым (ваджиб). Или же человек может дать клятву без условий, что он делает и‘тикяф необходимым (ваджиб) для себя на какое-либо определенное количество дней;
2) Желательный (сунна) и‘тикяф – совершается в последние 10 дней месяца Рамадан;
3) Добровольный (нафиль) и‘тикяф. Для этого вида нет специального времени или точного количества дней. Человек может сделать намерение на любое количество дней, даже на всю жизнь.
Длительность и‘тикяфа должна быть не менее одного дня.
Лучшее место для выполнения и‘тикяфа – Заповедная (аль-Харам) мечеть в Мекке, после которой – мечеть Пророка в Медине и затем – мечеть «аль-Акса» в Иерусалиме.
Следующая за ними по значению – это соборная мечеть в собственном городе, и, наконец, ближайшая от дома мечеть.
Женщины, по мнению некоторых ученых, могут выполнять и‘тикяф в своих собственных домах, желательно в специально отведенном на время и‘тикяфа месте. Это является облегчением для женщин.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
[1] Хиджра – переселение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину в 622 г.н.э. С этого года мусульмане ведут свое летоисчисление.
[4] Ибн Хузайма, Сахих, III, 190.
[5] Ибн Хузайма, Сахих, III, 191.
[6] Кашфуль-хафа, том II, стр. 33.
[7] Ат-Тирмизи, «Даават», 86.
[9] Аль Бухари, «Имам», 28. «Савм», 6; Муслим, «Сыям», 203.
[10] Аль-Бухари, «Савм», 4; Муслим, «Сиям», 166.
[11] Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 174.
[12] Ибн Маджа, I, стр. 557, №1752.
[13] Ибн Маджа, I, cтр. 557, №1753.
[14] Муслим, «Сыям», 192, 203; Ибн Маджа, «Сыям», 43.
[17] Аль-Бухари, «Савм», 20; Муслим, «Сыям», 45.
[18] Ибн Наджар, «Шарх Сахих Бухари».
[19] Аль-Бухари, «Савм», 9; Муслим, «Сыям»,163.
[21] Ат-Тирмизи, «Закят», 26; Абу Дауд, «Савм», 21.
[24] Аль-Бухари, Абу Дауд, «Ат-Тадж», II, стр. 68.
[25] Аль-Бухари, «Савм», 30; Муслим, «Сыям», 81.
[26] Аль-Бухари, «Лайлятуль-Кадр», 3.
[27] Аль-Бухари, «Савм», 5; Муслим, «Сыям», 1, 2, 4, 5.