в какие сроки проводится служебное расследование со дня обнаружения фактов разглашения секретных
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»
В соответствии со статьей 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.
Председатель Правительства
Российской Федерации
22 ноября 2012 г. N 1205
Правила
организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205)
ГАРАНТ:
3. Должностными лицами органов государственного контроля, уполномоченными на осуществление государственного контроля от имени этих органов, являются:
а) руководители органов государственного контроля, их заместители;
б) руководители (начальники) подразделений органов государственного контроля, уполномоченных на решение задач по осуществлению государственного контроля, их заместители, а также сотрудники этих подразделений;
в) руководители (начальники) территориальных органов органа государственного контроля, их заместители;
г) руководители (начальники) подразделений территориальных органов органа государственного контроля, уполномоченных на решение задач по осуществлению государственного контроля, их заместители, а также сотрудники этих подразделений.
5. Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с учетом особенностей, установленных статьей 30.1 Закона.
6. Органы государственного контроля проводят проверки выполнения юридическими лицами требований законодательства о государственной тайне и осуществления следующих мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну:
создание и организация деятельности структурных подразделений по защите государственной тайны;
допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне;
выполнение работниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, возложенных на них обязанностей по их защите и соблюдение ими соответствующих ограничений и запретов;
засекречивание сведений, составляющих государственную тайну;
организация и осуществление пропускного режима;
организация и проведение совещаний по секретным вопросам;
обеспечение режима секретности;
организация выезда работников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, за границу;
организация и осуществление приема иностранных граждан;
передача сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей другим организациям (включая международные) и государствам;
подготовка к работе с носителями сведений, составляющих государственную тайну, в период мобилизации и в военное время;
оборудование и эксплуатация режимных помещений и хранилищ носителей сведений, составляющих государственную тайну;
обращение с носителями сведений, составляющих государственную тайну;
защита секретной информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники;
прием, сдача носителей сведений, составляющих государственную тайну, при смене руководителя режимно-секретного подразделения или подразделения секретного делопроизводства, при реорганизации или ликвидации организации;
организация и ведение секретного делопроизводства;
организация и осуществление противодействия иностранным техническим разведкам;
организация и осуществление технической защиты информации;
организация и осуществление защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств;
осуществление контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
организация и проведение служебных расследований (служебных проверок) по фактам нарушения режима секретности и обязательных требований в области противодействия иностранным техническим разведкам, технической защиты информации и защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.
7. Внеплановые выездные проверки проводятся при наличии оснований, установленных статьей 30.1 Закона.
8. Для проведения выездной проверки органом государственного контроля создается комиссия в составе не менее 2 должностных лиц, имеющих соответствующий допуск к государственной тайне.
9. По решению должностных лиц органа государственного контроля к участию в проверке (в составе комиссии) в случае необходимости могут привлекаться представители других государственных органов и организаций (по согласованию с их руководителями).
10. О проведении плановой проверки (как документарной, так и выездной) юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.
О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания для проведения которой указаны в абзаце третьем части 4 статьи 30.1 Закона, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
11. При проведении плановой и внеплановой выездных проверок должностное лицо органа государственного контроля имеет право доступа к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техническим средствам, автоматизированным системам и информации, хранящейся на машинных носителях информации, относящимся к проверке.
12. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Копия акта (выписки из акта) проверки юридического лица может направляться в вышестоящие организации (при их наличии), заказчикам работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органы государственной власти (организации), в распоряжении которых в соответствии со статьей 9 Закона находятся используемые в работе юридического лица сведения, составляющие государственную тайну.
13. Должностные лица органа государственного контроля несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
14. Решения и действия должностных лиц органа государственного контроля могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Регламентирован порядок федерального государственного контроля за обеспечением защиты гостайны.
Контроль осуществляется в форме проверок. Они бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.
В ходе контрольных мероприятий, в частности, проверяются работа структурных подразделений по защите гостайны, допуск должностных лиц и граждан к гостайне, обеспечение режима секретности, оборудование и эксплуатация режимных помещений и хранилищ носителей с гостайной.
Проверяющие лица имеют право доступа к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техсредствам, автоматизированным системам и информации, хранящейся на машинных носителях, относящимся к проверке.
О проведении проверки юрлицо заранее уведомляется.
Копия акта проверки (выписки из него) может направляться в вышестоящие организации (при их наличии), заказчикам работ, связанных с использованием гостайны, в органы госвласти (организации), в распоряжении которых находятся используемые в работе юрлица сведения, составляющие гостайну.
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 49 ст. 6856
В какие сроки проводится служебное расследование со дня обнаружения фактов разглашения секретных
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Можно ли не предоставлять сотруднику материалы и информацию по служебному расследованию, проведенному в отношении него?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан предоставлять работнику копии материалов служебного расследования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Тема 8.5.Служебное расследование по фактам разглашения или утечки информации
Организация служебного расследования по фактам разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей информации. Ответственность за разглашение конфиденциальной информации и утрату носителей информации. Разглашение конфиденциальной информации — предание огласке этой информации работником, допущенным к ней в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей. Под утратой носителей конфиденциальной информации (документов, материалов, изделий) понимается выход (в том числе на непродолжительное время) этих носителей из владения работника, который в установленном порядке допущен к ним в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей, в результате чего данные носители стали либо могли стать достоянием посторонних лиц. За разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности. Дисциплинарная ответственность работников предприятий предусмотрена ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 57 в заключаемом работодателем и работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания.
Определенные ст. 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 193 кодекса. Увольнение работника осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 Трудового кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». В соответствии с подп. 6в указанной статьи трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст. 232, 238, 242 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п. 7 ст. 243 кодекса, разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба. Административная ответственность за разглашение конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, определена ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с положениями указанной статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ. Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Согласно ст. 284 УК РФ, нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, повлекшее их утрату и наступление тяжких последствий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Организация и проведение служебного расследования по фактам нарушений. В случае разглашения конфиденциальной информации, или утраты носителей, содержащих такую информацию, руководитель предприятия обязан незамедлительно проинформировать о произошедшем руководителя и режимно-секретное подразделение вышестоящей организации (если она имеется), а также орган безопасности, организовать служебное расследование и розыск носителей конфиденциальной информации, принять меры по локализации возможного ущерба. Мероприятия по розыску утраченных носителей конфиденциальной информации, выявлению обстоятельств разглашения конфиденциальной информации и виновных лиц проводятся во взаимодействии с органами безопасности. Для проведения служебного расследования руководитель предприятия не позднее следующего дня после обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей, содержащих такую информацию, назначает комиссию из компетентных и не заинтересованных в исходе дела сотрудников предприятия. В состав комиссии входят не менее трех человек (включая работника режимно-секретного подразделения), имеющих непосредственное отношение к данным сведениям и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (соответствующий допуск к конфиденциальной информации). При необходимости указанные работники освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей на время проведения служебного расследования. В работе комиссии могут принимать участие представители вышестоящей организации (если она имеется). Комиссия по проведению служебного расследования обязана: установить обстоятельства разглашения конфиденциальной информации или утраты содержащих ее носителей (время, место, способ и др.); вести розыск утраченных носителей информации; установить лиц, виновных в разглашении конфиденциальной информации или утрате ее носителей; установить причины и условия, способствующие разглашению конфиденциальной информации, утрате носителей информации, и выработать рекомендации по их устранению. Члены комиссии по проведению служебного расследования имеют право: проводить осмотр помещений, участков местности, хранилищ, столов, шкафов, папок, портфелей и других предметов, где могут находиться утраченные носители конфиденциальной информации; проверять полистно все носители конфиденциальной информации, находящиеся на предприятии, и учетные документы, отражающие их поступление и движение (книги и журналы учета); опрашивать работников, предприятия, допустивших разглашение конфиденциальной информации или утрату носителей этой информации, а также других работников, могущих оказать содействие в установлении обстоятельств разглашения информации (утраты носителей информации), и получать от них письменные объяснения; привлекать с разрешения руководства предприятия других работников предприятия, не заинтересованных в исходе дела, для проведения отдельных действий в рамках служебного расследования. Служебное расследование должно проводиться в предельно короткий срок (не более месяца со дня обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты ее носителей). Если утраченные носители информации не обнаружены, исчерпаны все возможные меры розыска, внесена ясность в обстоятельства произошедшего и установлены виновные, розыск может быть прекращен. Мотивированное заключение о прекращении розыска утверждается руководителем предприятия, назначившим комиссию по проведению служебного расследования, после чего оно рассматривается и утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется). По окончании служебного расследования комиссия обязана представить руководителю предприятия на рассмотрение следующие документы: заключение о результатах проведенного служебного расследования; письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии; акты проверок наличия носителей конфиденциальной информации на предприятии, осмотра и проверки служебных помещений, хранилищ и т.п.; другие документы, имеющие отношение к служебному расследованию. Одновременно с комиссией по проведению служебного расследования руководителем предприятия создается комиссия по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации). В состав комиссии входят не менее трех человек, не заинтересованных в исходе дела, имеющих непосредственное отношение к разглашенной информации (утраченным носителям информации) и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (допуск к конфиденциальной информации). В случае необходимости руководитель предприятия для участия в работе комиссии может привлекать работников из других организаций (по согласованию с их руководителями), имеющих отношение к разглашенной информации (утраченным носителям). Результаты работы комиссии по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации) отражаются в мотивированном заключении, которое в предельно короткий срок, но не позднее десяти дней со дня создания комиссии должно быть представлено на утверждение руководителю предприятия. По результатам работы комиссии руководитель предприятия принимает меры по локализации последствий разглашения конфиденциальной информации (утраты носителей информации). Он также направляет заключение комиссии с приложением в случае необходимости копий материалов служебного расследования руководителю вышестоящей организации (если она имеется) и в орган безопасности. Один экземпляр заключения и материалы служебного расследования хранятся в режимно-секретном подразделении (службе безопасности) предприятия. Если комиссия по определению (уточнению) степени секретности разглашенной информации (грифа секретности утраченных носителей информации) установит, что степень секретности этой информации (гриф секретности носителей информации) не соответствует их содержанию, то заключение комиссии утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется) или руководителем органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. В случае выявления такого несоответствия руководитель предприятия принимает решение об исключении этой информации из соответствующего перечня конфиденциальной информации предприятия и снятии в установленном порядке грифа конфиденциальности и реквизитов с носителей информации. При необходимости по решению руководителя вышестоящей организации, а в случае отсутствия такой организации — по решению руководителя органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, может быть проведено дополнительное служебное расследование или создана новая комиссия. Степень секретности (конфиденциальности) разглашенной информации, утраченных носителей информации, поступивших из другой организации, определяется (уточняется) комиссией этой организации либо комиссией вышестоящей организации (если она имеется) и утверждается руководителем соответствующей организации. Списание с учета утраченных носителей конфиденциальной информации осуществляется на основании утвержденного руководителем предприятия акта с результатами служебного расследования. Учет разглашенной конфиденциальной информации (утрат носителей информации) на предприятии ведется режимно-секретным подразделением (службой безопасности) в журнале учета утрат секретных документов и фактов разглашения конфиденциальной информации.
Акт о разглашении охраняемой законом тайны
Если сотрудник при устройстве на работу подписывал соглашение о неразглашении информации, которая составляет охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную, служебную), то в случае ее разглашения он может подвергнуться дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения (по пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ) и иным видам наказания. Для того чтобы наложить взыскание на такого работника, необходимо руководствоваться установленным законом порядком действий. Одно из них — составление акта о разглашении охраняемой законом тайны. Обо всех тонкостях формирования этого документа рассказываем в статье.
Что относится к «тайнам»
К сведениям, которые запрещено разглашать в данном случае, могут относиться следующие:
Важно! За разглашение таких сведений третьим лицам к работнику руководитель обязан применить дисциплинарное взыскание, но только в том случае, если работник подписывал соответствующий документ. Это или трудовой договор с внесенным в него пунктом о неразглашении охраняемой законом тайны или дополнительное соглашение к договору.
Что грозит работнику
Сотрудник за такой проступок может быть привлечен к:
Порядок действий при разглашении работником тайны
Если факт разглашения был обнаружен, то пишется докладная или служебная записка сотрудником-свидетелем. После получения этого документа работодатель должен потребовать объяснения от провинившегося работника.
Также создается специальная комиссия (в нее должно входить не более трех работников организации), задача которой — провести служебное расследование, выявить степень вины сотрудника. Кроме того, изучаются обстоятельства, при которых был совершен проступок, его цели и причины.
Внимание! Членами комиссии могут быть только те сотрудники, которые сами имеют доступ к разглашенной информации, то есть к коммерческой, служебной и государственной тайне, в зависимости от ситуации.
По итогам проведенного внутреннего расследования комиссией составляется акт, где отражаются все подробности проступка. Документ должен быть подписан всеми членами комиссии, с ним требуется ознакомить и провинившегося сотрудника.
Как правильно составить акт разглашении охраняемой законом тайны
Унифицированного бланка такого документа не существует. Поэтому акт составляют в произвольной форме с соблюдением всех реквизитов такого рода документов. Не исключено написание от руки, но для удобства чтения лучше использовать машинописный вариант.
Акт должен содержать следующие сведения:
Документ должен храниться в компании или на предприятии в течение трехлетнего срока.
Если в тексте была допущена ошибка, то ее необходимо исправить. Речь идет о фактических ошибках, подразумевается, что орфографических и пунктуационных быть не должно. Исправления вносятся следующим образом: зачеркивают одной чертой часть текста или слово с ошибкой, сверху пишут правильный текст, затем рядом (чаще на полях) ставят отметку «Исправленному верить», и члены комиссии ставят дату и расписываются, подтверждая достоверность изменений.
На что обратить внимание работодателю, если он собирается уволить сотрудника
Рассмотрев акт комиссии, работодатель должен принять решение о том, какое дисциплинарное взыскание наложить на сотрудника, и издать соответствующий приказ. В случае увольнения составляют приказ по форме Т-8. Но нужно прежде всего проверить, подписывал ли сотрудник дополнительное соглашение о неразглашении коммерческой либо иной тайны при устройстве на работу, разглашенная информация стала ему известна при исполнении служебных обязанностей или нет, и не вышел ли срок давности для применения наказания. В противном случае сотрудник сможет оспорить свое наказание в судебном порядке.