в каком году состоялась первая постановка пьесы на дне
На дне
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее, петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании.
До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
Две противоборствующие стихии — правда и ложь — сталкиваются в пьесе лицом к лицу после появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна «твоя правда, а не ихняя».
Содержание
Персонажи
Сюжет
Постановки в театрах
Первые постановки
Среди последующих дореволюционных и советских исполнителей во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелев, Раевский (Костылев), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артем, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (Актёр), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука).
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена, но с участием петербургских актёров прошло два чтения пьесы «в лицах»: в 1903 — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса — Стрепетова, Наташа — Музиль-Бороздина, Пепел — Аполлонский, Настя — Потоцкая, Бубнов — Санин, Сатин — Дальский, Барон — Далматов, Лука — Давыдов).
До 1905 постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее прошли постановки в 1903 г.: Вятский городский театр; киевские театры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин — Неделин, Лука — Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел — Муромцев, Барон — Людвигов); Нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры: Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актёр — Орленев); Ростовский-на-Дону театр (Пепел — Орлов-Чужбинин); труппа под рук. Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (реж. и исполнитель роли Актёра — Мейерхольд).
В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные театры и столичные театры, среди них: Екатеринодарский и Харьковский театры (1910, реж. Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, реж. Гайдебуров), др. театры.
Постановки в советское время
мн. др. советские театры.
Постановки за рубежом
Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), Финский нац. театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж (1905, 1922 — исполнитель роли Барона Ж. Питоев), Токио (1924, 1925), Нью-Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.
Прочие постановки
Экранизации
Примечания
В 1952 году вышел фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького. Режиссеры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский. Мосфильм
В 1972 году вышла экранизация спектакля «На дне» в постановке Московского театра «Современник». Режиссеры: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин. Производство: ТО «Экран»