в каком произведении главная мысль выражена пословицей скучен день до вечера коли делать нечего
Русский язык. Сочинение по пословице
Материалы к конкурсу
«Мои методические разработки урока»
учителя начальных классов
Кикимориной Татьяны Валерьевны
Тема : Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего» (урок проводится с компьютерной поддержкой)
Цели: формирование умения использовать различные синтаксические конструкции для описания сходных ситуаций; формирование подчинять содержание текста его основной мысли.
Оборудование для учителя: электронное приложение к уроку, компьютер, экран.
Оборудование для учеников: тетради на печатной основе «Моя письменная речь. 2 класс», рабочие тетради для творческих работ.
На экране слова: «скуки», «Не», «коли», «будет», «руки», «заняты».
(см. Электронное приложение. 2 слайд)
— Прочитай слова. Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить предложение.)
— Составь. Прочитай. Что получилось?
(см. Электронное приложение. 3 слайд)
— Чем интересно это предложение? ( Это пословица.)
— Как догадались, что это пословица? (Требует объяснения смысла.)
— Как понимаете смысл этой пословицы?
— Приходилось ли вам слышать эту пословицу в жизни? В какой ситуации?
— Для чего люди в своей речи используют пословицы? ( Делают речь образной, точной, выразительной)
II . Объявление темы урока.
( см. Электронное приложение.4 слайд)
— Прочитай и расположи дни недели по порядку.
( см. Электронное приложение. 5 слайд)
— На какие две большие группы разделила? (Будние и выходные дни.)
— Назови по порядку, какие дни относятся к будним дням?
( см. Электронное приложение. По щелчку появляются дни недели.)
— Чем занимаетесь в будние дни? А в выходные?
III . Постановка учебной задачи.
— Открой учебную тетрадь. Прочитай задание 1.О чём нужно догадаться?
( О том, какую часть в тексте нужно будет составить.)
(см. Электронное приложение.6 слайд.)
— Из каких частей состоит текст? (Вводная, основная и заключительная.)
( см. Электронное приложение. По щелчку появляются термины.)
— Какие части текста уже составлены? ( Вводная и заключительная.)
— А какую часть текста нужно составить? ( Основную часть.)
— А поможет нам в этом заголовок текста. Как называется текст? О чём будет говориться в основной части текста? ( О том, как Саша провёл выходной день.)
— Прочитай вводную часть текста. О чём узнали из вводной части текста?
— А какая часть текста поможет догадаться, как Саша провёл выходной день? (Заключительная.)
— Прочитай заключительную часть текста. Чем интересна эта часть? ( Это пословица.)
— Прочитай вопрос урока в учебной тетради. Чему будем учиться, работая над сочинением? ( Описывать ситуацию, которая раскрывает смысл пословицы.)
— А какую ситуацию нужно описать в основной части? ( Саша так и не нашёл себе интересного дела.)
IV . Обсуждение содержания основной части и её речевого оформления.
( Задание в учебной тетради №2.)
— Чем бы мог заняться Саша, чтобы день не казался скучным, нам подскажут картинки. ( см. Электронное приложение. 7 слайд.)
— Чем же мог заняться Саша по первой картинке? ( Поиграть.)
— Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации
( Мог бы поиграть, но…)
( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)
— Как бы сам Саша объяснил, почему он не хочет играть? (Игрушки надоели, после игры не хочет убирать игрушки, одному играть скучно.)
— Чем мог заняться Саша по второй картинке? (Почитать.)
— Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации. ( Решил почитать, да…)
( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)
— Как бы Саша объяснил, почему не хочет читать? ( Не нашёл интересной книги, заснул во время чтения и т.п.)
— Чем бы мог заняться Саша по третьей картинке? ( Подклеить учебники, навести порядок на столе и т.п.)
— Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации?
(см. Электронное приложение. По щелчку появится схема предложения.)
— В каких ситуациях говорим «надо»? ( Выполняя обязательное дело.)
— Какое оправдание найдёт Саша, чтобы не выполнить дело? ( Ещё успею, потом сделаю и т. п.)
— Что общего во всех попытках? ( Попытки неудачны.)
— Ситуации похожи. Если мы скажем о них одинаково, текст получится неинтересным. Наша задача описать ситуации разными словами и предложениями.
— Какие две части будут в описании ситуации? ( То, что мог бы сделать, и объяснение, почему не сделал.)
— Какой знак нужно поставить в предложении, объединяющем две части? (Запятую.)
— Какой вопрос может задать себе Саша? ( Может, порисовать?)
— Какой знак поставишь в таком предложении? Как он сам ответит себе на этот вопрос? ( Плохо получается, не умею и т. п.)
— Составь такие предложения.
V . Орфографическая подготовка. ( Задание №3,4)
( см. Электронное приложение. 8 слайд.)
— Пользуясь учебной тетрадью, назови пропущенные буквы.
( см. Электронное приложение. По щелчку появляются буквы.)
— Какие слова нужно писать раздельно? Прочитай.
— Почему слова разделены на два столбика? ( Слева записаны слова, которые описывают то, что мог бы сделать Саша. Справа – объяснение, почему не сделал.)
Было воскресенье. На улице шёл дождь. Папа чинил телевизор, Мама шила платье. А Саше что делать?
Мог бы поиграть, но потом убирать игрушки не хочется. Решил почитать, да книжку интересную не нашёл. Может, порисовать? Рисунки плохие получаются. Надо навести порядок на столе. А это и потом сделать можно.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Что нужно проверить, читая текст? (Раскрывает ли он смысл пословицы.)
— Расскажи, как раскрыть смысл пословицы?
Анализ текстов сочинений
— полно и точно передали содержание текста 15 уч.
— допустили пропуски существенного для раскрытия темы и основной мысли 2 уч.- 2ош.
— последовательно и связно изложили содержание 14 уч.
— допустили ошибки в связности текста 3 уч.- 3ош.
— допустили ошибки в выделении частей 3 уч.- 3ош.
III . По речевому оформлению:
— не допустили речевых ошибок 13 уч.
— допустили речевые ошибки и недочёты:
— повторы слов 1 уч.- 1 ош.
— неудачно употребили слова 5 уч.- 6 ош.
— употребили лишние слова 1уч. – 1 ош.
— неудачный порядок слов в предложении 1 уч.- 1 ош.
— нарушение границ предложения
VI . Выполняли работу 26 уч.
Высокий уровень 14 уч.
Средний уровень 11 уч.
Низкий уровень 1 уч.
Считаю, что успешность освоения учебного материала во многом зависит от системы развития связной письменной речи. В системе обучения предусматривается постепенное, целенаправленное ознакомление с текстом как речевой единицей, осознание его признаков: тематическое единство предложений, основная мысль и средства её выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений. Наличие в тексте смысловых частей.
Особенностью данной системы уроков является использование учебной тетради на печатной основе « Моя письменная речь» и компьютерная поддержка. Это способствует успешному овладению комплексом текстовых умений, овладению таких действий, которые должен выполнить ученик при подготовке к сочинению или изложению (выбрать точно заголовок, сформулировать тему и основную мысль, составить вводную и заключительную части текста и т. п.) Система позволяет с меньшими затратами времени и в то же время с включением каждого ученика в работу проводить орфографическую подготовку. Итог урока содержит вопрос или задание, которые позволяют организовать повторение и обобщение знаний о тексте и его признаках.
Почему так говорят: скучен день до вечера, коли делать нечего? Каков смысл?
А вот для лентяя и лодыря, которому абсолютно нечем себя занять, день кажется бесконечным. Он тянется и тянется, он никак не подходит к концу. Особенно долго будет тянутся день, если ожидая вечера все время смотреть на часы. Тогда кажется, что стрелки совсем остановились и время замерло.
Но чтобы не мучится скукой следует просто придумать себе занятие по душе.
Это означает, что если человек целый день ничего не делает, ни чем не увлечен, а допустим валяется в постеле, то день для него длиться словно целая вечность, никак не закончится, он целый день мается. А вот если день проходит в делах и заботах, то день проходит быстро, как одно мгновение.
Сейчас конечно никто уже не пишет пером, нам их заменили ручки и клавиатуры. Но смысл этой старинной пословицы не изменился и она оказывается по прежнему актуальной.
Пусть пальцы набирают текст, пусть они держат ручку, которая выводит буквы на бумаге, но не пальцы думают о том, что писать. Этим занимается голова или как тут сказано ум человека.
Но если человек не думает о чем-то, то руки его самопроизвольно не напишут второй том «Мертвых душ» и даже продолжение сказки «Курочка Ряба». Поэтому и говорят, что рукой, пером, водит ум, он указывает где и что писать.
Чтобы понять смысл этой пословицы следует понять чем добрая шутка отличается от злой.
По моему мнению, доброй может считаться только та шутка, которая никому не покажется обидной. Потому что если кто-то из друзей обидится на шутку, даже сказанную без всяких злых намерений, то эта шутка уже не будет доброй. Кому-то от нее стало плохо. Такая шутка может оставить осадок на душе человека, и в конце концов даже невинная на первый взгляд шутка, может стать источником доброй ссоры.
Но если шутка сказана вовремя, если всем она кажется смешной, если никто не обижен, то такая шутка точно будет доброй и от шутки станет всем светлей, а дружба крепче.
В прошлых ответах допущена ошибка. Действительно, в учебнике для первого класса по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой, программа «Школа России» ученикам предстоит познакомиться со стихотворением В.Данько «Загадочные Буквы». Детям нужно угадать, какие буквы должны быть в пустых квадратах.
Чтобы помочь детишкам с ответами, пользуйтесь этой подсказкой:
Конспект НОД на тему:«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Пословица: Без работы день годом станет
Похожие по смыслу, аналоги:
Интерпретация смысла, значение:
«Без работы день годом станет» – пословица о том, что человек должен постоянно трудиться и не терять времени даром. Она напоминает, что каждая минута человеческой жизни бесценна, так как люди способны на многое.
Пословица учит ценить время и проводить его с пользой. Когда человек бездельничает, время тянется долго. Но стоит только чем-то занять себя (делом или хобби), день пройдет быстро и подарит к вечеру чувство удовлетворения.
Трудолюбивый человек, который постоянно при деле, не замечает времени. А ленивый не знает, куда себя деть от безделья.
Пословицы на уроках русского языка на все правила.
Климантова Ольга Александровна
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов). Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль). Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов). Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль). С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.
Ехал в Казань, заехал в Рязань. У лодыря Егорки, всегда отговорки. Куда Макар телят не гонял. Москва слезам не верит. Язык до Киева доведёт.
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Правописание слов с ь – показателем мягкости.
Больше думай, меньше говори. Смелость города берёт. Осень – перемен восемь. Больному всё горько. Жить – Родине служить. Родина – мать, умей за неё постоять. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Разделительный мягкий знак.
Бьётся как рыба об лёд. Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть. Здоровью цены нет. Не игла шьёт, а руки. Февраль силён метелью, а март – капелью. Осенью у воробья пир. Ученье – путь к уменью. Апрельские ручьи землю будят. Если зимою вьюги, то летом – ненастье. Ветер без крыльев летает. Где была радуга, там дождь прольётся. Где хотенье – там и уменье. Терпенье и труд всё перетрут. Откладывай безделье. Не откладывай дела. Всяк кузнец своего счастья. Маленькое дело лучше большого безделья. Птице – крылья, а человеку – разум. Вся семья вместе, так и душа на месте. Ученье – свет, а неученье – тьма. Повторенье – мать ученья.
Непроверяемые безударные гласные.
Два медведя в одной берлоге живут. Худ обед, когда хлеба нет. Работай до поту, так поешь в охоту. Без капусты щи не густы. Дорога ложка к обеду. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. На вкус и цвет товарища нет. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко. Пустили козла в огород. Не дорог обед, а дорог привет. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт. Всякая дорога вдвоём веселей. Тяп да ляп не выйдет корабль.
Безударные гласные, проверяемые ударением.
Большой говорун – плохой работник. Сядем рядком да поговорим ладком. Тогда пляши, когда играю. Утро вечера мудренее. Беда ум родит. За худой головой и ногам не покой. У страха глаза велики. Не на пользу читать коли только вершки хватать. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам. По платью встречают, по уму провожают. Какие труды, такие плоды. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Зерно в колосу, торопись сжать полосу. Всякому мила своя сторона. Новый год – к весне поворот. Октябрь землю покрыл где листом, где снежком. Где птица не летает, а своё гнездо знает.
Парные звонкие и глухие согласные.
Береги нос в большой мороз. Кошка клубком – на мороз. В зимний холод всякий молод. Кошка на порог, а мышка в уголок. Кто любит труд, того люди чтут. Терпенье и труд всё перетрут. Сорвать прут не большой труд. В мае дождь – будет рожь. Пей, ешь, а правду режь. Красна ягодка, да на вкус горька. Рыбка мелка, да уха сладка. Бровь да глаз рядом живут. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет. На мышку и кошка зверь. Мёд есть – в улей лезть. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Хвост голове не указка. Хлеб – всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хрен редьки не слаще. Мал золотник, да дорог. По Сеньке шапка. Один с сошкой, а семеро с ложкой. На языке мёд, а на сердце лёд. Старый друг лучше новых двух. Снег глубок — год хорош.
И на нашей улице будет праздник. Ленивому всегда праздник. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю. На языке мёд, а на сердце – лёд.
Двойные согласные. Ссора до добра не доводит. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт. Истинную цену розе знает лишь соловей. Весенний день год кормит. Ленивому каждый день суббота.
Предлоги и приставки.
Скромность всякому к лицу. Совесть без зубов, а гложет. Сорока на хвосте принесла. Без труда нет плода. День на минуту, болтовни на час. На языке мёд, а на сердце – лёд. Жизнь прожить, не поле перейти. Замолчал, как воды в рот набрал. Легко сказать, да тяжело сделать. Снегирь под окном чирикает, к оттепели. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. Это ещё вилами на воде написано. Одна пчела не много мёда натаскает. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Белый свет не клином сошёлся. Ум за разум зашёл. Подал ручку, да подставил ножку. Легко чужими руками жар загребать. Нашла коса на камень.
Разделительный твёрдый знак.
Лето собирает, а зима съедает. Ветер снег съедает. Съел бы пирог, да в печи сжёг. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Правописание существительных с шипящими на конце.
Белый лебедь серому не товарищ. Сытый голодному не товарищ. Будет день – будет и ночь. Всякая вещь хороша на своём месте. Здоровому врач не нужен. Как в мае дождь – так и будет рожь. Даст небо дождь, а земля рожь. Ложь человека не красит. Летом свет во всю ночь.
Правописание не с глаголами.
Падежные окончания существительных.
При солнышке тепло, при матери добро. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Птица рада весне, а младенец — матери. Не грози щуке морем. Чему научишься в молодости, пригодится в старости. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. Друг познаётся в опасности.
Горькая правда лучше сладкой лжи. Держись старого друга. Старый друг лучше новых двух. Малое слово большую работу творит. Чёрная земля золотую рожь родит. Книга для ума – что тёплый дождь для всходов. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Дождливое лето хуже осени. Зима снежная – лето дождливое. Маленькое дело лучше безделья. На трусливого человека всегда собак много. Хорошие речи приятно слушать.
Глаголы на – тся, ться.
Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться никогда не поздно. С умным человеком разговаривать, что мёду напиться. Надо беречься, чтобы не обжечься. Волков бояться – в лес не ходить. Где тонко, там и рвётся. Слухами земля полнится. Пуганая ворона куста боится. В тихом омуте черти водятся. Любишь кататься, люби и саночки возить. Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Безударные личные окончания глаголов.
Доброе слово само себя хвалит. Правда глаза колет. Труд человека кормит, а лень портит. Своя ноша не тянет. Кто не сеет, тот не жнёт. Улитка едет, когда-то будет. Сытый голодного не разумеет. Видит око далеко, а ум ещё дальше. И сила уму уступает. Много видит, да мало слышит. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Мягко стелет, да жёстко спать. Перо пишет, а ум водит. Одним ухом спит, другим слышит. Друг спорит, а враг поддакивает. Сладким портят, а горьким лечат. Трус погибает, а храбрый побеждает.
Глаголы 2 лица единственного числа.
Баснями сыт не будешь. Без беды друга не узнаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Напишешь пером, не вырубишь топором. Тише едешь, дальше будешь. Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь. Что посеешь, то и пожнёшь. Близок локоть, да не укусишь. Слезами горю не поможешь. Одной рукой и узла не завяжешь. Кашу маслом не испортишь. За чужим погонишься, своё потеряешь. Слышал звон, да не знаешь где он. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой. Упустишь время – потеряешь час. В решете воду не удержишь. Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь. Тише едешь, дальше будешь. Поспешишь, людей насмешишь.
Однородные члены предложения.
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят. У него на вербе груши растут. Друг тот, кто в беде с тобой. В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит. Кто любит труд, того люди чтут.
Полный текст материала Пословицы на уроках русского языка на все правила. смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Климантова Ольга Александровна → olgak25 09.07.2009 4 32288 2758 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте комментарий
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7Следующая ⇒
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Журавль и цапля
етала сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у нее как плошки, не видят ни крошки!
Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.
Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.
Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».
Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»
Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока». Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошел, поглядел в тростник и спрашивает:
— А дома ли сударушка-цапля?
— Здесь она. Что надо? — ответила цапля.
— Иди за меня замуж, — сказал журавль.
— Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!
Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.
Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить».
Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит — другую увязит. Крылышко вытащит — клюв засадит; ну пришла и говорит:
— Журавль, я иду за тебя!
— Нет, цапля, — говорит ей журавль, — уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!
Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит:
— Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.
А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.
— Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, — повторил журавль.
— Ты берешь, да я не иду, — отвечала она.
Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».
Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит — клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:
— Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!
А журавль ей в ответ:
— Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.
Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.
Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит — хвост увязнет.
Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.