в какой части дня рекомендуется проводить занятия по изодеятельности для детей дошкольного возраста
«Организация работы по изодеятельности в режимные моменты»
вера конькова
«Организация работы по изодеятельности в режимные моменты»
В сетке занятий в средней группе рисование должно проводиться один раз в неделю, но проводится через неделю. Занятия по лепке перенесены во вторую половину дня, то есть в вечернее время. Но независимо от этого программа должна выполняться. Мы разработали перспективный план занятий по изодеятельности, учитывая все требования. Проводим занятия в режимные моменты с подгруппами детей и если есть возможность, то со всей группой, так же ведётся и индивидуальная работа.
Конечно, в вечернее время рекомендуется проводить занятия с применением нетрадиционных техник рисования, поэтому и подготовка к ним требуется больше, используем разнообразные сюрпризные моменты и игровые приёмы. Знакомим детей и с природными, и с искусственными материалами, а так же с приёмами их применения. Это всевозможные виды бумаги, картона, природные материалы. Нашим детям очень нравится нетрадиционная техника рисования, но, конечно, в основном рисуют под руководством воспитателя. Мы рисовали, учитывая возраст и доступность нетрадиционной техники, пальчиками, птичьими перьями, губкой, присыпали рисунки солью, манкой, использовали вату и другие материалы.
Так же по циклограмме в режимные моменты в четверг в первую половину дня и во вторую половину дня и в пятницу в первую половину дня, да и просто по желанию детей, они могут рисовать, лепить, выполнить аппликацию. Для этого мы создали все условия, обеспечили свободный доступ к материалу, вдоль окна разместили ленточные столы, где дети могут свободно рисовать и лепить.
Из рисунков, выполненных в свободное время, устраиваем выставки, завели отдельную папку для этих работ, а в конце года раздаём работы домой.
Для расширения кругозора детей и развития технических навыков, а так – же для обогащения сюжетов, мы много читаем художественной литературы, рассматриваем картины, иллюстрации Чарушина, Рачёва, Васнецова, много наблюдаем на прогулках.
Не забываем и о региональном компоненте.
Создаём условия для приобретения знаний о Татарстане. В свободное время, знакомим детей с традициями татарского народа через декоративно-прикладное искусство.
Знакомим с простейшими элементами орнамента. Учим рисовать эти элементы, составлять узор на полосе, силуэтах одежды, даём
трафареты, шаблоны, они рисуют по ним и раскрашивают.
Сейчас много всевозможных материалов для развития творчества детей, которые можно использовать в работе с детьми в свободное время.
Календарное планирование (с 2–3 лет) Календарное планирование в первой младшей группеКалендарное планирование составлено администрацией детского сада «Буратино» города Когалым.
Ура! Масленица. Вспомнила примету про масленицу. Если проведешь масленичную неделю скучно и бедно, т. е. без блинов- весь год будет неудачной, проживешь.
Организация занятий по изобразительной деятельности.
Татьяна Шагаева
Организация занятий по изобразительной деятельности.
Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня. Процесс лепки, конструирования, рисования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в старших группах, и их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны.
Занятия в первой младшей группе проводятся в течении 10-15 мин, во второй младшей и старшей 15-20 мин, в подготовительной группе 20-25 мин.
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Воспитатель определяет тему и программный материал, обдумывает какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.
При планировании занятий воспитатель определяет, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми-беседа, наблюдение, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п
Воспитатель заранее готовит материал для работы: подготавливается бумага, вырезаются геометрические фигуры и т. д. Для детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем.
В старших группах дети могут самостоятельно наблюдать. Предварительная беседа с детьми способствует более внимательному рассматриванию предмета, стремлению запомнить то, что надо нарисовать. Ребенок продумывает содержание и последовательность предстоящей работы.
Главная задача воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе
Воспитатель должен заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть чтение стихотворения, сказки, рассматривания картин, использование игровой ситуации.
Анализ натуры заранее подготовленной воспитателем способствует активной работе детей на занятии. Иногда занятие организуется как коллективное выполнение задания. Эта форма работы возможна во всех возрастных группах. Сложным заданием для детей является такое задание, когда дети индивидуально выполняют часть работы, зная заранее общую тему, а зятем объединяют свои изображения в одной композиции. В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, но его советы, и указания как правило носят индивидуальный характер. Иногда воспитатель дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей.
Организация музыкально-игровой деятельности дошкольников вне занятий. Консультация для воспитателей Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее.
Конспект занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Мой город» Конспект занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Мой город» Цель: формировать устойчивый интерес и чувство гордости,.
Консультация для родителей «Организация домашних занятий по рисованию» Художественную деятельность в домашних условиях следует организовать соответствующей предметно-пространственной средой. Родителям рекомендуется.
Консультация для воспитателей «Организация занятий по ФЭМП в старшей группе» Организация работы с детьми шестого года жизни Занятия по математике в старшей группе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня во.
Лучшая организация уголка изобразительной деятельности Утверждаю: Заведующий МДОУ «детский сад «Малыш» с. Агаповка ___Г. Х. Исмаилова Приказ № 58 от «3»ноября 2016г. ПОЛОЖЕНИЕ.
Методическая разработка по изобразительной деятельности. Цикл занятий «Осенние приметы» (часть 1) Предлагаю коллегам методическую разработку к одному из циклов: «Осенние приметы» из своей программы по изобразительной деятельности. Здесь.
Организация физкультурных занятий для детей дошкольного возраста дома. Всем детям для хорошего развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы один раз в день делать комплекс физических заданий. При.
Организация занятий плаванием в бассейне детского сада (из опыта работы) Организация занятий плаванием в закрытом бассейне (из опыта работы детского сада № 5 «Сказка» ОАО ПСОМ г. Мытищи) Особенность нашего бассейна.
Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе по изобразительной деятельности (3–4 года) Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе по изобразительной деятельности (3-4 года) Месяц Название занятия Задачи.
Семинар «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» Воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка» Тохтобина Ольга Викторовна СЕМИНАР Тема: «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному.
Рекомендации о организации пространства для занятий с детьми художественным творчеством.
Оксана Луконина
Рекомендации о организации пространства для занятий с детьми художественным творчеством.
Успехи и достижения детей на занятии по изобразительному искусству во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в группе и на столе у каждого ребёнка, от наличия необходимого оборудования.
Столы и стулья можно расставить по разным схемам для удобства общения детей с педагогом и между собой.
Правильная организация пространства поможет детям почувствовать себя причастными к общему творческому процессу и в то же время получить достаточно места у себя на столе для выполнения индивидуальной работы.
Столы перед началом занятий рекомендуется накрыть прозрачной полиэтиленовой плёнкой (парниковой) без рисунка, чтобы ребята не боялись во время работы испачкать стол красками, клеем или другими материалами.
На каждое занятие по искусству детям рекомендуется надевать рабочую одежду, чтобы не чувствовать скованность и не опасаться за свой повседневный костюм. Это может быть фартук, халат, а лучше всего подойдёт большая футболка, желательно тёмного цвета, с родительского плеча. Эту футболку ребёнок сможет самостоятельно надевать и быстро снимать после занятий. Рукава же собственной одежды на рисовании нужно засучить. Тогда рука будет более свободной в движениях.
Вёдра, половая тряпка. Для работы красками, как известно, нужна вода. Хорошо подготовить два пластмассовых ведра (желательно разных цветов): из одного дети берут чистую воду, в другое сливают грязную. Это очень удобно как для ребят,так и для педагога: юным художникам не приходится далеко ходить за водой и отрываться от творческого процесса. Педагога это освобождает от муторной, неприятной чистки раковины после каждого занятия.
Чтобы ребёнок полюбил рисовать и творить чудеса на листе бумаги, необходимо с первого же занятия показать и объяснить, как правильно и эффективно пользоваться красками и другими сопутствующими художественными материалами.
На занятиях живописью следует растолковать детям, что краски – это большая ценность и надо учиться расходовать их экономно. Лучше всего на занятии поставить на стол одну-две коробки гуаши, а не раздавать краски всех цветов каждому ребёнку.
Вступительный текст может быть таким: «Мы открываем баночку с красками. Синяя, жёлтая, зелёная, фиолетовая… Какие же они красивые – новые, чистые! И чтобы сохранять эти краски чистыми в баночках, нам придётся пользоваться пластмассовыми палочками или ложечками., которыми мы будем выкладывать краски на палитру. Из этих чистых красок мы сможем создать на палитре огромное множество разнообразных цветов и цветосочетаний».
Дети выкладывают на палитру краски по своему усмотрению и в том количестве, которое им кажется необходимым.
Гуашевые краски перед началом работы надо размешать палочками до получения однородной (без комков) массы. А если вы видите, что они подсохли, то долейте в баночку немного воды и затем опять хорошо перемешайте. В таком случае ребята, начиная работу, не столкнуться с препятствием, которое их может отвратить от занятий уже на начальном (техническом) этапе.
Скользкая поверхность палитры при работе с водяными красками (гуашью, акварелью, темперой, акрилами) не даёт им впитываться, позволяет легко смешивать цвета, а в конце работы всё ненужное быстро стереть поролоновой губкой.
Для занятий живописью художнику нужны кисточки. В работе с водяными красками кисти должны быть круглые и мягкие (белка, колонок и др.). на занятиях каждому ребёнку нужны будут хотя бы две кисточки – тонкая и толстая. Толстой кистью дети будут раскрашивать большие поверхности на своём листе, рисовать крупные детали, а тоненькой кисточкой – дорабатывать, вырисовывать мелкие детали и фигуры.
Баночка или стаканчик для воды – необходимый предмет для работы с водяными красками. Смешивая краску с водой, художник получает разнообразные по степени прозрачности оттенки одного и того же цвета. Дети в процессе обучения живописи учатся на практике, как производить эти манипуляции на палитре и использовать смеси в рисунке.
На протяжении занятия живописью ребёнок приучается самостоятельно менять воду в своём стаканчике, чтобы грязная вода, образовавшаяся в ходе работы, не начала вторгаться в цветовой строй рисунка. Детям обычно на первых порах очень нравится менять воду в стаканчиках.
Тряпочка является чуть ли не самой главной вещью при работе с красками. Ею всегда можно убрать ненужные подтёки со своего рисунка. С помощью тряпочки удобно сделать тоненьким кончик у толстой кисточки.
Тряпочкой нужно вытирать кисточку после применения каждого цвета. Можно протереть руки и стол.
Пользование тряпочкой освобождает детей от многих волнений и страхов на занятиях рисованием.
Выкладывание краски на палитру
Чтобы научить детей смешивать краски и получать новые цвета и оттенки, нужно объяснить им определённые правила расположения красок на палитре.
Чистая краска берётся ложечкой или палочкой и выкладывается маленькими, отстоящими друг от друга порциями по краям палитры.
В таком случае середина палитры в начале работы остаётся пустой, здесь автор рисунка и будет смешивать краски с водой и между собой. Такой порядок ведения работы позволит детям долго пользоваться красками, сохранять их незагрязнёнными.
Покажите своим подопечным, как выкладывать краски на палитру аккуратно, не разбрызгивая – в одной руке держать баночку с краской, а в другой – палочку. Сначала надо размешать палочкой краску в баночке, затем набрать намного на палочку и выложить на палитру. Краска плавно сползает с палочки, образуя на палитре маленькую цветовую кляксу.
На что обратить внимание
1. Держат ли дети в одной руке баночку с краской, а в другой – палочку, как это нужно для данной работы? Многим малышам трудно и непривычно пользоваться двумя руками одновременно. Педагогу следует иметь это в виду. Действия обеими руками сразу развивают координацию движений. Кроме того, при правильном обращении с баночкой и палочкой краска не проливается на стол или рисунок.
2. Не выкладывают ли дети слишком большое количество краски на палитру? Если краски останутся неиспользованными, их надо будет слить с палитры, а это жалко. Зачем лишние расходы?
3. Не выкладывают ли дети краски в центр палитры? Там должно быть всегда оставлено место для смешивания цветов.
4. Не выкладывают ли дети краски слишком близко одна к другой? В таком случае краски могут смешаться сами собой.
Создание условий в разных возрастных группах
1. Наличие методической литературы по художественно – эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности у воспитателей группы
2. Наличие в группе наглядного материала (картин, фотоиллюстраций, репродукций и т. д.)
Материал для занятий
Занятия по рисованию:
*Бумага для рисования
*Цветные карандаши (по коробке на каждого ребёнка или на подгруппу)
-средняя группа – 12 цветов;
-старший возраст – 12, 18 или 24 цвета
*Простые карандаши
*Палитры для смешивания красок
*Акварельные краски (со старшей группы)
*Уголь, сангина, пастель, восковые мелки, известковые мелки (со старшей
*Кисти беличьи или колонок (мягкие, круглые)
-младшие группы № 12, 10
-со средней группы добавляют № 8, 6
-старший возраст – добавляют широкие кисти для тонированная
*Банки или стаканы для воды, подставки для кистей, тряпочки, салфетки
Занятия по лепке:
Занятия по аппликации:
*Бросовый материал – фольга, фантики от конфет и др.
*Ножницы для каждого ребёнка или на подгруппу (детские, небольшие с закруглёнными концами)
*Клей и кисти для клея
*Салфетки пластиковые или клеёнки
*Настенные доски, стенды для анализа рисунков, для выставок работ (по лепке, аппликации, рисованию)
*Правильно организованные рабочие места для занятий по изодеятельности: освещение, комфортное расположение детей, удобная мебель (мольберты)
Оформление изоуголка, создание условий для самостоятельной деятельности
*Расположение стола или мольберта в хорошо освещённом, доступном для детей месте
*Краски (гуашь во всех возрастных группах, акварель – начиная со старшей группы)
*Кисти (разные, по 2-3 шт. каждого вида)
*Пластилин (стеки, клеёнки или доски для лепки)
*Цветная бумага, картон
*Ножницы с закруглёнными концами (3-4 шт.)
*Клей (можно клеящий карандаш или клей во флаконе с узким носиком) и кисти для клея
*Место для сменных выставок из детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей
Предметно-развивающая среда в младшей группе Детский сад – особое учреждение. Это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым – непохожим.
Речевое, познавательное, логико-математическое развитие [cut=Читать далее. ]Пальчиковые игрыМы предлагаем вам рекомендации по организации и проведению пальчиковых игр с детьми. Этот.
Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС до
Ирина Лазарева
Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС до
1. Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно
способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (программа «Детство» и технологии);
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в рисовании, аппликации и лепке.
См. пункт 2.6. ФГОС ДО.
4.Основные цели и задачи:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой
деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
5. Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям:
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
доски над полом 0,7-0,8 метра.
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, коробка переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ.
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
6. Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности.
— единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;
— наличие соответствующих декоративных моментов;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;
— учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.
— количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
— наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
— педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);
— доступность материала для детей, удобное расположение.
Средний дошкольный возраст
для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.
При этом для ребенка не имеет значения качество раскраски созданного им изображения. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, вводятся в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны
быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.). В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый).
Проведенные психолога-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей4-5 лет в работе с цветом:
— к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;
— в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;
— дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно
использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.
Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т. п.). Таким образом, очевидно, что изменения в общем, психическом развитии ребенка на пятом году жизни и учет специфических особенностей конструктивной и изобразительной деятельности детей требуют внесения изменений в материалы и оборудование для продуктивной деятельности. Обучение’ детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности
желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя. Считается, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4-5 лет еще
остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку. Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.). В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т. п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.
Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе. На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой мы рекомендуем использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой материал. В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА.
городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А. А. Грибовской «Детям о народном искусстве». (М. : Просвещение, 2001).
6. Воспитатели могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной
графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.
Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей библиотеки детского сада.
Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС» Подготовила:.
Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до Семинар «Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» Тема: «Организация двигательной деятельности в режиме.
Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная.
Приобщение детей к музыкально-ритмическим движениям в соответствии с требованиями ФГОС Музыкальный руководитель высшей категории Варакина Марина Анатольевна. На протяжении многих лет я работаю над темой «Приобщение детей к.
Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением в связи введением новых нормативных документов,является взаимодействие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Прозоркина Кира Владимировна инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района, Санкт-Петербурга.
Проектирование современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения.