в какой день можно держать пост

Дни, когда лучше проводить желательный пост (суннат)

каждый понедельник и четверг. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Дела (людей) представляются (Аллаху) в понедельник и в четверг, и я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (ат-Тирмизи)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост по понедельникам и четвергам» (ат-Тирмизи)

по три дня в каждом лунном месяце – 1-ый день, дни полнолуния (13, 14 и 15); 28, 29, 30 числа

Лучше всего соблюдать этот пост в белые дни, которыми являются тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый дни (каждого лунного месяца). Говорят также(, что речь идёт о) двенадцатом, тринадцатом и четырнадцатом днях месяца, но правильным и общепринятым является первое.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В белые дни посланник Аллаха, мир ему и благословение, всегда соблюдал пост как дома, так и в пути» (ан-Насаи)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой любимейший друг дал мне наказ относительно трёх (вещей): соблюдать (дополнительный) пост по три дня ежемесячно, совершать по утрам дополнительную утреннюю (дуа) молитву в два раката и совершать витр перед сном» (Аль-Бухари; Муслим)

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Соблюдение поста по три дня ежемесячно (подобно) постоянному посту» (Аль-Бухари; Муслим)

Му’аза аль-‘Адавийа передала, что (однажды) она спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Соблюдал ли посланник Аллаха, мир ему и благословение, ежемесячный трёхдневный пост?» Она сказала: «Да». (Му’аза сказала): Я спросила: «С какого же (дня) месяца он (начинал) поститься?» Она сказала: Он не придавал значения тому, с какого (дня) месяца (начинать этот) пост» (Муслим)

— в дни месяца Раджаб

— в дни месяца Шабан, но не за один-два дня до наступления месяца Рамадан

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего шa’бaнa». В другой версии этого хадиса сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «…и обычно он соблюдал пост в течение всего ша’бана, за исключением малой (его части)» (Аль-Бухари; Муслим)

— 6 дней месяца Шавваль. Тот, кто дополнил свой пост в Рамадан шестью днями в месяц Шавваль получит награду, равную ежедневному посту в течение года

— в месяце Мухаррам: в день Ашура, а также в предыдущий и последующие дни (9-11 числа)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва» (Муслим)

— первые 10 дней Зуль-Хиджа

— в день Арафа (9 зуль-хиджи).

Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что когда Посланника Аллаха, мир ему и благословение, спросили о соблюдении поста в день Арафа, он сказал, что пост в этот день служит искуплением грехов прошлого и будущего года (Муслим)

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сам соблюдал пост в день Ашура и повелевал делать это (всем остальным) (Аль-Бухари; Муслим)

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, если доживу я до следующего (года), то обязательно буду поститься в девятый (месяц)» (Муслим)

Нельзя поститься в праздничные дни Ураза-байрам и Курбан-байрам и по пятницам (вне месяца Рамадан). Не рекомендованы постоянные, следующие день за днем суннат-посты, изнуряющие тело и способные нанести вред здоровью.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не выделяйте ночь пятницы среди (других) ночей для совершения молитв и не выделяйте день пятницы среди (других) дней для (соблюдения) поста, если только на день пятницы не выпадет день обычного поста кого-либо из вас» (Муслим)

Источник

Желательные посты в течение года

Помимо обязательно поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк ﷺ держал в течение года. Мы тоже можем следовать за ним, соблюдая эти посты, с помощью Аллаха.

Сахабы (радыАллаху анхум) отмечали, что иногда Посланник Аллаха ﷺ постился так много, что им казалось, что он никогда не остановится, а иногда он Пророк ﷺ делал наоборот (редко держал посты) (Сахих Бухари, хадисы 1141, 1972).

Факихи (правоведы) классифицировали эти желательные посты на два вида:

Посты в девятый и десятый или десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам считаются Суннат-постами (Дурруль-Мухтар, т.2, с. 374, Маракиль Фалях, с. 350).

Считается, что пост в эти дни стирает (малые) грехи всего года (См. Сахих Бухари, хадисы 2000-2007, Сахих Муслим, хадис 2838).

Следующие посты в течение года считаются предпочтительными (мустахабб) постами:

Достоинство этого поста: Посланник Аллаха ﷺ выбрал эти дни для поста, поскольку деяния его уммы представляются Аллаху в эти два дня. (Сахих Муслим, хадис 2742; Сахих Ибн Хузеймы, хадисы 2116-2120)

Достоинство этого поста: Каждый, кто держит этот пост каждый месяц, будет вознагражден так, как будто он держал пост всю свою жизнь. (Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2128; Сунан Тирмизи, хадис 762; Муснад Ахмад, т.5, с.140, 252;).

Однако, из этих дней исключается 13-ый день месяца Зуль-хиджжа (Имдадуль Фатава)

(Шами, т.2, с.375; Тахтави аля Маракиль Фалях, с.350; Сахих Бухари, хадис 1981; Сахих Муслим, хадис 2736, 2739).

Достоинства: Вознаграждение за этот пост такое же, как за пост в «белые дни». Фактически эти дни также относятся к постам в «белые дни». (Шами, Сахих Ибн Хузеймы, т.3, с.303)

Некоторые ученые относят этот пост к суннат-постам, так же, как и пост в 10-ый день Мухаррама (Шами, т..2, с.375).

Достоинство: Тем, кто держит пост в этот день, прощаются (малые) грехи двух лет. (Сахих Бухари, хадис 1988; Сахих Муслим, хадис 2738-2739)

Достоинство: Если человек постился весь Рамадан и шесть дней месяца Шавваль, это равноценно тому, как если бы он постился целый год. (Сахих Муслим, хадис 2750; Сахих Ибн Хиббана, хадис 3634; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2114)

Достоинство: Пост в любой из этих дней равноценен посту целого года (Сунан Тирмизи, хадис 758, Шуа’буль Иманa, хадис 3758)

Достоинство: Самый лучший пост, после поста в Рамадан, это пост в месяце Мухаррам (Сахих Муслим, хадис 2748)

За каждый день поста в этом месяце человек получает вознаграждение как за пост в течение 30 дней (Табарани; ат-Таргыб, т.2, с.114)

Все эти посты Посланник Аллаха ﷺ либо соблюдал сам, либо побуждал соблюдать других.

Поскольку пост является действием поклонения сам по себе, ученые постановили, что человеку желательно поститься как можно больше, если у него есть силы сделать это.

Самый любимый пост перед Аллахом

Посланник Аллаха ﷺ говорил, как передается, что самый любимый пост для Аллаха – это т.н. «пост Дауда (мир ему)», который держал пост через день (Сахих Бухари, хадис 1131; Сахих Муслим, хадис 2731-2732).

Примечание: Запрещается держать пост в дни обоих праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха и пост в 11-ый, 12-ый и 13-ый дни месяца Зуль-хиджжа (Сахих Бухари, хадис 1990; Сахих Муслим, хадис 2666-2672; Сахих Ибн Хузеймы, хадис 2100; Шами, т.2, с.375)

Источник

Правда ли, что после Рамадана надо поститься еще 6 дней

в какой день можно держать пост. Смотреть фото в какой день можно держать пост. Смотреть картинку в какой день можно держать пост. Картинка про в какой день можно держать пост. Фото в какой день можно держать пост

Вопрос: Правда ли, что после Рамадана надо поститься еще шесть дней и эти дни считаются какими-то особенными? Если это так, как возмещать пропущенные по уважительной причине дни – в счет этих шести дней, или сначала эти шесть дней держать пост, а уже потом возмещать пропущенное?

Ответ: Желательно после Рамадана соблюдать ещё и шестидневный пост в месяце Шавваль–это является Сунной. Лучше поститься шесть дней подряд сразу же после праздничного дня разговения. Если же поститься после праздника отдельными днями, то это учитывается как Сунна. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), переданном от Абу Айюба Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), говорится:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ، كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ

«Пост человека, который соблюдает его месяце Рамадан, добавляя к нему шесть дней в месяце Шавваль, подобен непрерывному посту в целый год». (Муслим)

Лучше всего начинать пост сразу со следующего дня после праздника Ид Аль-Фитр, чтобы проявить спешку в поклонении. Но это не является обязательным условием. Если поститься после праздника отдельными днями, то это тоже учитывается как сунна, ибо непрерывное соблюдение этого поста не является обязательным условием. То есть сунна считается исполненной, если поститься шесть дней по отдельности, но лучше поститься все шесть дней подряд, и за это воздастся больше награды.

Что касается того, кто в месяце Рамадан пропустил пост без уважительной причины, то он не имеет права откладывать его возмещение, поэтому он должен, не откладывая, возместить его в месяце Шавваль. Следовательно, если человек имеет долговые невозмещенные посты, он не имеет права поститься с намерением только на желательный пост, более того, в таком случае ему будет грешно делать намерение только на желательный пост месяца Шавваль. Однако, если он вместе с намерением на возмещение обязательного пропущенного поста месяца Рамадан сделает намерение и на желательный пост Шавваля, это допускается, и, согласно мнению большинства учёных нашего мазхаба, его пропущенный пост считается возмещенным, и он получает полное вознаграждение за желательный пост.

Что же касается человека, у которого имеются пропущенные по уважительной причине посты Рамадана, то он имеет право сначала держать желательный шестидневный пост месяца Шавваль, а потом в течение года может возмещать пропущенные дни Рамадана. Стоит отметить, что если эти дни не будут возмещены до наступления следующего Рамадана, то за каждый невозмещенный день он должен будет выплатить по одному мудду наиболее употребительного продукта этой местности.

Один мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырехкратное заполнение зерновыми культурами пригоршни обеих ладоней человека среднего роста достаточно для саха. Согласно этому утверждению, мудд равен одной полной зерна пригоршни обеих ладоней человека среднего роста.

Поэтому и такому человеку (человеку, у которого имеются пропущенные по уважительной причине посты Рамадана) желательно совмещать их вместе с желательным постом месяца Шавваль и начать их соблюдение сразу со следующего дня после праздника Ид Аль-Фитр.

ХатибАш-Ширбини, Имам Ар-Рамали и некоторые другие учёные Шафиитского мазхаба утверждают, что даже если в такие дни или месяцы иметь намерение возместить только обязательный пост, то тот, кто так поступил, получит вознаграждение и за желательный пост, и из-за проявление почтения к этим дням или месяцам. Хотя Ибн Хаджар говорит, что этот человек не получает вознаграждения за желательный пост, если не сделал намерение на него вместе с обязательным. («ФатхулАлам», 4/164)

Исходя из всего вышесказанного, получается, что человеку, который пропустил без уважительной причины обязательный пост в месяце Рамадан, следует с начала месяца Шавваль в первую очередь возместить пропущенные посты, ибо предписано возмещать пропущенные посты как можно скорее, и если он желает получит вознаграждение за желательные посты, он может сделать намерение и на желательный пост и получить и за них полное вознаграждение.

А тот, кто пропустил пост по уважительной причине, имеет право поступить так, как он сам пожелает, но и ему будет лучше сразу возмещать пропущенные посты и при этом делать намерение и на желательный пост, ибо в таком случае его пропущенные посты считаются возмещенными, и он получает вознаграждение также и за соблюдение желательных постов.

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Источник

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

в какой день можно держать пост. Смотреть фото в какой день можно держать пост. Смотреть картинку в какой день можно держать пост. Картинка про в какой день можно держать пост. Фото в какой день можно держать пост

Православный церковный календарь постов и трапез на 2021 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2021 год

Периодыпонедельниквторниксредачетвергпятницасубботавоскресенье
Великий Пост
с 15 марта по 1 мая
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Весенний мясоедрыбарыба
Петров пост
с 28 июня по 11 июля
горячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
Летний мясоедсухоядениесухоядение
Успенский пост
с 14 по 27 августа
сухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Осенний мясоедсухоядениесухоядение
Рождественский пост с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 годадо 19 декабрягорячая без масларыбасухоядениерыбасухоядениерыбарыба
20 декабря — 1 январягорячая без маслагорячая с масломсухоядениегорячая с масломсухоядениерыбарыба
2-6 январясухоядениегорячая без масласухоядениегорячая без масласухоядениегорячая с масломгорячая с маслом
Зимний мясоедрыбарыба

Великий Пост в 2021 году

с 15 марта по 1 мая в 2021 году.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

Петров пост в 2021 году

Петров пост еще называют Апостольским постом
с 28 июня по 11 июля в 2021 году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Успенский пост в 2021 году

С 14 по 27 августа в 2021 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост в 2021 году

С 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года.

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2021 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

Источник

Дополнительные дни поста

Аудио версия настоящей статьи:

Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) [1], день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) [2]. Можно поститься и все первые девять [3] дней месяца Зуль-хиджа [4]. Среди месяцев лунного календаря особо выделены с точки зрения соблюдения дополнительного поста — Мухаррам и Ша‘бан [5]. В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней [6].

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша [7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц [8].

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» [9]. Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [10] [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века [11]» [12].

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют.

В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен. Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам [13]. Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие:

1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»);

2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя [14] выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после [15]. Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан [16], то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» [17];

«Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» [18].

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни [19] Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) [20].

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан [21], а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль [22], тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» [23].

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай. Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль[24].

Если долг превысит один месяц (не 29–30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих». Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

[2] Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256–261, хадисы № 1706–1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528–530, все «сахих».

[3] Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

[4] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

[5] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

[6] Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

[7] См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

[9] См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

[10] Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

[11] Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

[12] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

[13] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718–1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».

[14] Мусульманские богословы относят это к нежелательным действиям. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 266, 267.

[15] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 265–268, хадисы № 1721–1727; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 307, 308, хадисы № 544 и 545, оба «сахих».

[16] Ша‘бан — месяц, предшествующий Рамадану.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 119, хадис № 3/1227; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, 277.

[18] Богословы говорили, что данный хадис указывает на крайнюю нежелательность начинать пост месяца Рамадан за день-два до фактического начала месяца поста. Но если это пришлось на те дни, в которые человек обычно постится (понедельник и четверг, например) или верующий постился весь месяц Ша‘бан, либо он восполняет дни пропущенного обязательного поста, то он постится, и данное порицание к нему не относится. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 152, хадис № 1914; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 276, хадис № 1741 и комментарий к нему.

[19] В случае с Ураза-байрамом праздничным днем канонически является лишь один день, а в Курбан-байрам — четыре. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, хадис № 1747.

[20] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 278, 279, хадисы № 1744–1747 и комментарий к ним.

[21] Женщины (девушки), пропустившие несколько дней поста из-за, например, начавшихся регул, также имеются в виду в данном хадисе.

[22] Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.

[23] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 531, хадис № 8777, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 253, хадис № 1698; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 523, «сахих».

[24] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 74.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *