в какой день недели родилась м цветаева какой праздник отмечает в этот день православная церковь
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Трансляции
—Статистика
День рождения Марины Цветаевой сегодня, 9 октября.
«…Я не понимаю, каким образом могли назначить (. ) днём её рождения 8 октября! — говорила когда-то Анастасия Цветаева в интервью «Литературной газете». — ОНА РОДИЛАСЬ В ДЕНЬ ИОАННА БОГОСЛОВА — 26 СЕНТЯБРЯ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ, 9 ОКТЯБРЯ ПО НОВОМУ. Так записано и в церковном православном календаре, который печатает две даты: 26 сентября (9 октября) — день Иоанна Богослова.
И Марина всегда в этот день отмечала своё рождение… Мне, как её ближайшему человеку, сестре, непонятно это самоуправство. Оно должно быть немедленно исправлено. «
Цветаева и сама писала:
Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Но как-то до сих пор никто не озаботился исправить дату. Впрочем, и Анастасия Цветаева ушла в мир иной уже 23 года назад.
Марина Цветаева
русская поэтесса, прозаик, переводчик
Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева родилась (26 сентября) 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн. Воспитанием девочки занималась мать. Она хотела, чтоб дочь стала музыкантом, и много времени уделяла ее творческому развитию. С шести лет Марина пишет стихи на русском, французском, немецком языках.
В 16 лет Марина отправляется в Париж на лекции по старофранцузской литературе. На формирование раннего творчества Марины оказали большое влияние Н.Некрасов, В.Брюсов, М.Волошин.
Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», посвященный памяти Марии Башкирцевой, Цветаева опубликовала в 1910 году. Спустя еще два года выходит второй сборник стихов «Волшебный фонарь».
В 1912 году Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона, позже у них рождается дочь Ариадна. В 1913 году в свет выходит еще один сборник стихов «Из двух книг». Через год Цветаева знакомится с Софией Парнок – переводчицей, которой посвящает цикл «Подруга».
В 1917 году Марина рожает вторую дочь Ирину, но в три года она умирает в приюте. В это время начинается гражданская война, и муж Сергей отправляется воевать на стороне Белой Армии. Про годы войны Цветаева напишет цикл «Лебединый стан». В 1918-1919 годах появляются «Егорушка», «На красном коне», «Царь-девица».
В 1922 году, получив весть от мужа, Марина Ивановна переезжает жить за границу. В 1925 года рожает сына и переезжает в Париж. Творчество этого периода не публикуется.
В 1939 году Марина возвращается в Россию, через два года ее дочь арестуют, а мужа расстреляют.
В этот период она занимается в основном переводами и практически не пишет стихов. А с началом Великой Отечественной войны вместе с сыном Цветаева была эвакуирована из Москвы и направлялась в Чистополь, где находились и многие другие эвакуированные литераторы. Однако до места она не доехала.
При жизни должного признания Цветаева не получила. Социалистическим идеалам она была противопоказана. Но не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры – в ней она заняла второстепенное место. Широкое ее возрождение началось в 1960-1970 годы. Но известность ее имени долгое время значительно опережала известность ее творчества. Этому способствовали многочисленные легенды, громоздящиеся вокруг ее сложной, мучительной и трагической биографии.
Сегодня Марина Цветаева по праву признана как один из великих русских поэтов двадцатого столетия.
В какой день недели родилась м цветаева какой праздник отмечает в этот день православная церковь
Наталья Полетаева запись закреплена
Поэзия русской души
«ДЕНЬ БЫЛ СУББОТНИЙ: ИОАНН БОГОСЛОВ. »
Сентябрь — самый насыщенный важными событиями месяц в биографии Марины Цветаевой. В сентябре родилась её единственная сестра-«полублизнец» Ася. В сентябре Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона. В сентябре родилась Аля, её «первенец крутолобый», самая знаменитая дочь в истории мировой литературы. Наконец, на сентябрь пришлось и рождение самой Марины. Она родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года, и хотя новый календарь вошёл в обиход задолго до её гибели, день своего рождения она неизменно отмечала по старому стилю. Видимо, старый календарь, как и правописание через «ъ», которому Цветаева тоже не изменила до конца своих дней, были для неё теми необходимыми приметами прошлого, по которым она ежедневно и ежечасно его восстанавливала, памятью возвращаясь к своим истокам, к своему «я».
Дань верности семейным традициям, подробности сметённого революцией быта сначала воспринимались в её стихах как юношеская фронда, но со временем это определилось в осознанную жизненную позицию: «одна-из всех-за всех-противу всех!». Именно так писала и поступала Марина Цветаева, защищая всех оскорблённых, униженных, побеждённых… — даже если это были всего лишь орфография или календарь.
Скоро век, как был коммунистами послан «в чёртову дюжину» старый календарь. Отмечая сегодня какие-то события, мы практически никогда не вспоминаем первую дату; она указывается только в энциклопедиях и академических словарях. Советский режим не раз пытался «откорректировать» многие факты цветаевской биографии, замахнувшись даже на столь непреложный, как день её рождения.
98-летняя Анастасия Цветаева, ещё здравствовавшая в дни столетнего юбилея сестры, неоднократно высказывала своё возмущение этим:
«…Я не понимаю, каким образом могли назначить (. ) днём её рождения 8 октября! — сказала она в интервью «Литературной газете». — ОНА РОДИЛАСЬ В ДЕНЬ ИОАННА БОГОСЛОВА — 26 СЕНТЯБРЯ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ, 9 ОКТЯБРЯ ПО НОВОМУ. Так записано и в церковном православном календаре, который печатает две даты: 26 сентября (9 октября) — день Иоанна Богослова. И Марина всегда в этот день отмечала своё рождение… Мне, как её ближайшему человеку, сестре, непонятно это самоуправство. Оно должно быть немедленно исправлено. И прошу исправить эту дату и в тех странах, где отмечают столетие Марины Цветаевой».
Надо признать, что это требование Анастасии Ивановны выполнено — официально день рождения Цветаевой в России сейчас отмечается 9 октября, но тем, кто знает и любит Марину Цветаеву, ничего исправлять не пришлось — они просто отмечают день её рождения дважды. Художественные выставки, вечера, чтения, спектакли, концерты, конференции, цветаевские костры по всему миру проводятся как 26 сентября, так и 9 октября.
Вот и в этом году, в 115-й год со дня рождения, мы отмечаем её полуюбилей этой публикацией в «Кругозоре», а 26 сентября отметили его «в кругу семьи». Собравшиеся на встречу любители Цветаевой послушали песни на её стихи, зачитали присланные из разных стран поздравления, поговорили о книжных новинках, о жизни поэта на экране и, конечно, звучали её стихи. Так хотела Марина, так она сама отмечала свой день в прозе, дневнике, стихах…. Помните:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов…
А вот как поздравила себя Цветаева 26 сентября 1940 года:
«Поздравляю себя с 48-ю годами н-е-п-р-е-р-ы-в-н-о-й д-у-ш-и!»
Будто знала, что делает это в последний раз в своей земной жизни. Звучит как автоэпитафия на могильной плите, правда? Точнее, пожалуй, и не скажешь. В нескольких словах схвачено всё, даже интонация, графически выраженная разрядкой. Так афористически формулировать свои мысли умела только Цветаева.
Спустя восемь лет (1917), уже «примеряется» маска покорности:
А всё же спорить и петь устанет
И этот рот!
А всё же время меня обманет
И сон — придёт.
И лягу тихо, смежу ресницы,
Смежу ресницы.
И лягу тихо, и будут сниться
Деревья, птицы.
Но проходит всего три года (1920) и в диалог врывается совсем другая тональность — абсолютное и убежденное (почти на крике) отрицание смерти со страстным, закодированным в самом тексте автокомментарием:
Смерть — это нет,
Смерть — это нет,
Нет — матерям,
Нет — пекарям.
(Выпек — не съешь!)
Смерть — это так:
Недостроенный дом,
Недовзращенный сын,
Недовязанный сноп,
Недодышаный вздох,
Недокрикнутый крик.
Я — это да,
Да — навсегда,
Да — вопреки,
Да — через все!
Даже тебе
Да кричу, Нет!
Стало быть — нет,
Стало быть — вздор,
Календарная ложь!
Марина Цветаева знала, что день её смерти станет началом её бессмертия. «Как меня будут любить! Читать что, любить — через сто лет!». И это сбылось, как почти все из пророчеств Марины. Публикуемое ниже стихотворение бостончанки Нины Басаниной, подаренное на её творческом вечере в бостонском Музее Марины Цветаевой — неопровержимое доказательство тому:
Тебе не надо ни похвал моих,
Ни славословий, Грешная Святая,
Тебе, слагавшей каждый малый стих,
Перо в саму аорту погружая.
Чего б я не коснулась — все твое,
Тебе не срока — жизни было мало!
Я боль беру — ты выжала ее,
Конец — а ты уж все о нем сказала.
Как яркий очистительный пожар,
Родник в пустыне, чистый и прекрасный,
Твой животворный, горький, буйный дар,
По-царски щедрый и по-женски страстный.
Воздастся. Верю — будешь сотни лет!
А кесари порою только тени.
Я пред тобой, чей светел алый след,
Склоняю благодарные колени.
Марина Кацева
Бостон,1966
«ЛЕГКО ОБО МНЕ ПОДУМАЙ. » (Протодиакон Андрей Кураев)
Как известно, по каноническим правилам Православной Церкви самоубийц хоронят без церковного отпевания, по ним не служат панихиды. Но мало кто знает, что в 1991 году, в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой, в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот была совершена панихида по рабе Божией Марине — с благословения ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по ходатайству тогда диакона, а ныне протодиакона Андрея Кураева. Известный писатель и богослов высоко ценит творчество Марины Цветаевой и категорически не согласен с осуждающим отношением к ее личности и судьбе.
— Отец Андрей, как Вы пришли к мысли, что необходима панихида по Марине Цветаевой?
— Тогда, в связи с близящейся датой, возник вопрос о церковном отношении к ее личности. Марина Цветаева — мой любимый русский поэт, она удивительно владела словом, могла снять с самого избитого слова потертость и обнажить его смысл: «Рас-стояние — версты, мили,/Нас рас-ставили, рас-садили…» Мне дорога ни с чем не сравнимая исповедальность, открытость ее больной души. Она не пропагандирует грех, она просто рассказывает о том, что с ней происходило: «И ты поймешь, как страстно день и ночь/Боролись Промысел и Произвол/В ворочающей жернова — груди». В отличие от нас, Цветаева исповедовалась не наедине, а перед всем миром. В ее строках постоянная память о Боге, о Божией правде, и это для меня было очень важно в период моего собственного поиска.
— Сложно ли было добиться благословения Святейшего Патриарха Алексия II на панихиду?
— Я собрал свидетельства о ссылке Цветаевой в Елабугу, об условиях ее не-жизни там — это было скорее доведение до самоубийства. Когда я все это изложил покойному патриарху Алексию II, меня удивила легкость его решения: без подробных расспросов, взвешиваний, — его решение было сердечно-интуитивным. Важно заметить, что факт панихиды по Марине Цветаевой не стал поводом для скандалов, никто не «жаловался».
— Это нельзя назвать богоборчеством, это живая вера, общение с Богом. То же можно сказать и о многих других поэтах и писателях: их личный опыт веры, в том числе и борьбы с собой, и сомнений, очень важен для читателя.
— Биографии писателей и поэтов обычно — отнюдь не жития святых, и Марина Цветаева не исключение. В период «массового воцерковления» в 1990 х многие неофиты стали осуждать Цветаеву — и за самоубийство, и за некоторые другие факты биографии…
— Думаю, об «отношении православных к Марине Цветаевой» говорить не приходится: большинство православных о ней не знают, не читают. Она — элитарный поэт. Но, к сожалению, придется отметить, что православные всегда готовы всех осуждать. Мы при случае любим цитировать Евангелие: «не судите, да не судимы будете», но когда доходит до дела, почему-то сразу об этом забываем. Что можно посоветовать читателю, которого смущает тот или иной факт в биографии писателя? Относиться по-христиански: не отождествлять поступок человека с его личностью, только и всего.
— Как Вы думаете, почему так распространился культ самоубийства в художественной и литературной среде начиная с романтической традиции?
— Думаю, художественная среда здесь ни при чем. Это общий закон: чем более цивилизовано общество, тем больший процент самоубийств.
— Общеизвестно, что самоубийц не отпевают. Однако есть исключения: когда фактическое само-убийство таковым не считается. Каковы они?
— Психическая неуравновешенность, аффективное поведение (это как раз пункт, под который подпадает самоубийство Марины Цветаевой). Но и принятое в здравом уме и твердой памяти решение лишить себя жизни не всегда осуждается Церковью — такой человек даже может быть причислен к лику святых. Известны случаи, когда девы-христианки бросались с крепостных стен, чтобы не стать жертвами насилия варваров, и становились святыми мученицами. В условиях войны отношение к самоубийству пересматривается: подвиги Матросова и Гастелло — формально самоубийство, но никто их самоубийцами не считает. Но не всякое лишение себя жизни на войне — подвиг. Генерал Александр Руцкой, бывший вице-президент России, при мне рассказывал Патриарху Алексию II, как в Афганистане был окружен моджахедами и хотел последнюю пулю потратить на себя. В этот момент ему явилась Божия Матерь и сказала не делать этого.
— Могут ли миряне молиться за самоубийц?
— Могут молиться, не призывая Церковь, то есть не подавая записки, не заказывая службы. Можно молиться и дома, и в храме: «Господи, прости им этот грех».
— Цветаева посвятила целый цикл стихотворений самоубийце Маяковскому и фактически осуждала его поступок: «Много храмов разрушил, а этот — ценней всего». Как Вы думаете, почему же и вера, и неприятие самоубийства ее не остановили?
— Пока у самого человека не болит, ему кажется, что все просто. И ей тоже так казалось… Тем, кто сейчас осуждает Цветаеву, хочу сказать: из состояния собственного духовного покоя не следует осуждать никого. Однажды человек, который осуждает, сам может оказаться в такой же ситуации — причем именно за то, что осуждал.
Урок-викторина по творчеству М.Цветаевой
Данная разработка поможет подготовиться к обобщающему уроку по творчеству М.Цветаевой
Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина по творчеству М.Цветаевой»
ВИКТОРИНА ПО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
В какой день недели родилась М. Цветаева? Какой праздник отмечает в этот день православная церковь?
2. Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен.
И не продан еще наш дом.
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В эту душу моей души.
Восстановите название переулка, который так дорог М. Цветаевой.
3. Обеим бабкам я вышла – внучка:
Чернорабочий – и белоручка!
Кто были бабушки М.Цветаевой? Назовите стихи, посвященные им.
4. Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками…
Кому посвящено это стихотворение и по какому поводу оно написано?
5. Отец Марины Ивановны Цветаевой был ученым и общественным деятелем. Какой вклад сделал он в отечественную культуру?
6. О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
Закончите строфу. О каких золотых временах вспоминает поэт?
7. Я – бренная пена морская…
Какое основание имела М. Цветаева так сказать о себе?
8. Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Кто шлет прощальный привет поэту, кто эти «неизменившие друзья»?
9. Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я – что я – поэт …
К какому времени относятся самые ранние стихи М. Цветаевой?
10. Перечислите произведения М. Цветаевой, написанные на античные сюжеты.
11. Когда вышла первая книга стихов М. Цветаевой и как она называлась?
12. Стихи эти широко известны:
В какой стихотворный цикл они входят? Почему помещены именно там?
13. Кто из поэтов серебряного века восхищался первым сборником стихов М. Цветаевой и написал о ней большую статью?
14. Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат…
— И я дарю тебе свой колокольный град,
…………. – и сердце свое придачу.
Кому из современников М. Цветаева дарила такие щедрые подарки?
15. Какой год М. Цветаева считала счастливейшим в своей жизни?
16. Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих…
Эти строки посвящены поэту-современнику, на котором, по мнению М. Цветаевой, лежит след «десницы Державина». Кто он?
17. Иду вдоль генуэзских стен,
Где находятся эти «генуэзские стены»?
18. У М. Цветаевой есть эссе «Мой Пушкин». У кого еще из поэтов серебряного века есть сборник статей с таким же названием?
19. В каком раннем произведении М. Цветаева предсказала судьбу своих стихов.
20. Известно, как высоко ценила М. Цветаева звание Поэта. В 1921 г. после смерти А.Блока она писала о нем, что он был «…больше, чем поэт…» Кого она ставила выше Поэта?
21. Всех героинь шекспировских трагедий
В ком видит М. Цветаева «всех героинь шекспировских трагедий»?
22. Кому М. Цветаева подарила свою книгу «После России» с надписью: «Такому быстроногому, как я». Париж, октябрь 1928 г.
23. Вставьте пропущенные слова.
24. Отвечая в 1926 г. на вопросы анкеты о самых любимых книгах, Цветаева назвала три книги («… с которыми сожгут»). Какие это книги?
25. Одно-единственное движенье губ,
Имя твоё – пять букв…
26. Назовите любимые пушкинские произведения М.Цветаевой.
27. К кому обращены слова: «На страшный полёт крещу Вас…»?
28. Какое первое слово (по семейному преданию) произнесла маленькая Марина Цветаева?
29. Ты солнце в выси мне застишь,
Все звезды в твоей горсти.
30. …Я забыла об этом!
Что поэзия ваша из книг
И из зависти – критика. Ранний старик,
Вы опять мне на миг
Показались великим поэтом…
Кому из современников, и по какому поводу М. Цветаева адресовала эти стихи?
31. Гришка-вор тебя не ополячил,
Петр-Царь тебя не онемечил…
Какой образ возникает у вас при чтении этих строк?
Их красоты не рассказать стиху…
О каких богатствах идет речь в этом стихотворении?
33. «Архангел-тяжелоступ…», «…гордец чумазый», «…булыжный гром!»
Кто заслужил такие эпитеты М. Цветаевой?
34. Кто автор этого поэтического посвящения Марине Цветаевой?
«Поглотила любимых пучина,
И разграблен родительский дом».
Мы сегодня с тобою, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы
И безмолвнее шествия нет…
А вокруг погребальные звоны,
Да московские хриплые стоны
Вьюги, наш заметающий след.
35. Кого из литературных героев напомнил М. Цветаевой помогавший в дороге попутчик – «чернобородый» мастеровой?
36. Знаете ли вы, какую эпитафию задолго до смерти придумала себе Цветаева? Что вам известно о её могиле?
37. С каким заявлением обратилась М. Цветаева в совет Литфонда после возвращения её из эмиграции?
38. М.И.Цветаева пишет: «Стихи растут, как звезды и как розы…» С ней полемизирует другой поэт: «Когда б вы знали, из какого сора// Растут стихи…» Кто этот поэт?
39. С каким известным романсом перекликаются стихи М. Цветаевой?
Я думаю, уж никому не по нраву
Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид…
40. Назовите следующую строчку стихотворения «Поэт издалека заводит речь…».
41. Кого М.И.Цветаева называет «хватателями минут», «жевателями мастик», «глотателями пустот»?
Вставьте пропущенные слова.
43. Почему в поэме «Крысолов» М. Цветаева дает посвящение: «Моей Германии»?
44. Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно-слитых
Назовите врагов лирической героини М. Цветаевой.
45. Когда я буду бабушкой –
Годов через десяточек…
Как называет М. Цветаева своих внуков?
46. Названия одной пьесы М.И. Цветаевой и повести А.С.Пушкина совпадают. Какое это название?
47. «Плачем гнева и любви» встретила М. Цветаева начало второй мировой войны. Она оплакивала две страны: одна из них – в слезах, а другая – в крови. О каких странах идет речь?
48. Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
49. Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
О каком имени идёт речь?
50. …И не жалость – мало жил,
Много жил – кто в наши жил
Дни, всё дал – кто песню дал…
О ком эти стихи? По какому случаю?
(По кн: Ахматова А.А. М.И.Цветаева Стихотворения. Поэмы. М., Олимп, 1997г. Серия «Школа классики»).
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
ПО ТВОРЧЕСТВУ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
1. Осенью – 26 сентября 1892 г.
День был субботний
2. Трехпрудный переулок.
3. Одна бабка – жена сельского священника; другая принадлежала к старинному польскому дворянскому роду. «У первой бабки – четыре сына…», «Бабушке».
4. Поэту-символисту Эллису (Л.Л.Кобылинскому) в ответ на предложение выйти за него замуж.
5. Иван Владимирович был создателем и первым директором Музея изящных искусств императора Александра III, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.
6. «Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий». О детстве.
7. Марина – в переводе с латинского означает «морская».
8. «Книги в красном переплете».
9. По некоторым источникам, с четырех – шести лет.
10. «Ариадна», «Федра», «Хвала Афродите», «Эвридика – Орфею», «Ахилл на валу», «Венера», «Сивилла» и др.
11. В 1910 г. «Вечерний альбом».
12. «Стихи о Москве». Цветаева гордилась тем, что родилась в Москве.
13. Максилиан Волошин.
14. О. Мандельштаму и А.Ахматовой.
15. 1912- год. Замужество, рождение дочери Ариадны, выход второй книги стихов «Волшебный фонарь».
16. Осип Мандельштам.
17. Стены генуэзской крепости в Феодосии («Над Феодосией угас…», 1914).
19. «Моим стихам, написанным так рано…» (1913).
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
20. Человека («Больше, чем поэт: человек»).
21. Софье Парнок («Подруге»).
23. «…ежедневный», «…еженощный».
24. «Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве».
25. О Блоке. (В то время фамилия поэта писалась с твердым знаком на конце – Блокъ, т.е. состояла из пяти букв).
26. «К морю», «Цыганы», «Капитанская дочка».
27. К Осипу Мандельштаму.
29. Об Анне Ахматовой. («Стихи к Анне Ахматовой», 1916).
30. В.Я. Брюсову. В ответ на рецензию сборника «Волшебный фонарь».
31. Образ Москвы («Москве», 1917).
32. О богатстве детских впечатлений:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе – феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес…
33. В. Маяковский («Маяковскому», 1921).
34. Анна Ахматова («Поздний ответ», 1940).
35. Пугачева из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.
36. «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Место её захоронения на кладбище в Елабуге точно не известно. Уже в послесталинское время сестра Марины Анастасия Ивановна установила на этом кладбище небольшой крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева – род. 26 сент. ст. ст. 1892 в Москве – 31 августа нов.ст. 1941 в Елабуге».
37. «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид…
40. «… Поэта далеко заводит речь».
41. Читателей газет («Читатели газет, 1935).
42. Бедную, ученый, румяный, хороший, медную.
43. Предки М. Цветаевой по материнской линии – выходцы из Германии; она знала немецкий язык, любила немецкую музыку.
44. «Голод голодных – и сытость сытых».
45. Маринушка и Егорушка.
47. Чехия и Испания – первая в слезах, вторая – в крови.
48. … чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
50. О Сергее Есенине. «Памяти Сергея Есенина» (1926).