в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет

На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не заплетает: традиции, приметы, суеверия

в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть картинку в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Картинка про в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плететБлаговещение особый праздник, святые отцы учители Церкви называют его началом Божественных праздников и торжеств, древние церковные историки считали этот день, 7 апреля, также днем сотворения мира и днем Воскресения Христова по солнечному календарю.

Зарождение Богомладенца в чреве Девы Богородицы стало воплощением Бога Слова, и именно в этот день Бог вочеловечился и поселился среди людей. Архангел Гавриил явился Марии не только для того, чтобы возвестить Ей то, что Бог избрал Ее своей Матерью, но и за тем, чтобы испросить Ее согласие на это. Поэтому, согласившись исполнить волю Божию, Дева Мария стала соучастницей нашего спасения.

Перед тем как сотворить первого человека Отец Небесный совещался со своим Единородным Сыном, говоря: сотворим человека; вводя же в мир Сына, Господь совещается с Девой, этим человеческое естество, в лице Богородицы Марии, поднимается на высоту недоступную даже ангелам.

в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть картинку в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Картинка про в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет

В церковном календаре Благовещение — праздник благовестил Пресвятой Деве Марии. С. В. Максимов замечает, что «по силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту отведены первые места Рождеству Христову и Св. Пасхе…

На третьем же месте излюбленных торжественных дней св. церкви повсеместно поставлен день 25 марта — Благовещение Пресвятыя Богородицы (по новому стилю — 7 апреля).

в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть картинку в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Картинка про в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет

Самый праздник считается днем полнейшего покоя и совершенной свободы, понимаемых в таком обширном значении, что, напр., во многих черноземных местах целые семьи вечером, при закате солнца идут на мельницы и здесь располагаются на соломе все, и стар и млад, для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. В этот день благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд, в день, когда даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу, величайшим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье предшествует этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании… что «в Благовещеньев день —птица гнезда на завивает, девица косы не заплетает…»

Приметы и суеверия

в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть картинку в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Картинка про в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет

С Благовещением связано множество примет и суеверий. В первую очередь они относятся к «благовещенской просфоре» — главной принадлежности праздника. С. В. Максимов сообщает: «Их (просфоры. — М. К.) кладут в севалку на обеспечение благополучия всходов и урожая; измельченными в крошки смешивают с посевными семенами, примешивают в корм рабочему скоту и т. д. Сами хозяева посевного хлеба в поле из мешка в мешок не пересыпают. В день сева никому и ничего взаймы не дают, пустые мешки с поля везут, а не несут, и с Благовещения никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случился этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним день самый удачный и счастливый».

В Благовещение (и накануне) в домах стараются не зажигать огня, иначе поля сгорят во время пожара. Однако удача суждена тому, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли, ибо жженая соль исцеляет от лихорадки. Если женщина помелом сгонит с насеста кур, то к Пасхе они обязательно начнут нестись.

Воры и прочие нечистые на руку люди в этот день стараются что-нибудь «заворовать», пускай сущую безделицу, чтобы потом целый год радоваться удаче, поскольку, если вора не поймают в день Благовещения, он следующие двенадцать месяцев может красть без опаски быть пойманным.

И. П. Сахаров пишет, что «. заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю… Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю, скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает… Поселяне под Благовещение ночью сжигают свои соломенные постели, скачут через огонь и окуривают свои платья. Постель… будто для того сжигают, чтобы истребить болезни; скачут через огонь для того, чтобы избавить себя от призора; окуривают платья для того, чтобы предостеречь себя от обаяния… Если на Благовещение будет день красный, то наши поселяне предполагают, что этот год будет пожарный. Если пойдет дождик, поселяне думают, что год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы. Если на этот день будет мороз, они ожидают несколько утренников… У наших поселян есть странное понятие о птицах, свивающих гнезда в сей день. Они полагают, что такие птицы за свой поступок теряют силу в крыльях и в наказание осуждаются ходить по земле. Не отсюда ли произошло замечание: «На Благовещение и ворон гнезда не свивает».

Делать в этот день ничего нельзя, сказано «Птица гнезда не вьет».Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год. Существуют стародавние приметы, связанные с этим днем:

Источник

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. Птица гнезда не вьет — Девица косы не плетёт.

в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть картинку в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Картинка про в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет

в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть картинку в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Картинка про в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет

Благовещение означает «благая весть».

Много, много лет назад в этот день, архангел Гавриил явился к невинной Деве Марии, сообщить благую весть о том, что она будет Богородицей, что родит она Иисуса Христа.

Католическая церковь по григорианскому календарю отмечает Благовещение 25 марта.

Пресвятая Дева обучалась при храме до 14 лет. После совершеннолетия она должна была покинуть храм, вернувшись к родителям, или выйти замуж. Дева Мария приняла твердое решение и сообщила о своем обете Богу — навсегда остаться невинной.

Чтобы сохранить непорочность и даровать заботу, Деву выдали замуж за 80-летнего старца Иосифа из Назарета. Через четыре месяца после обручения в дом к Марии и Иосифу явился архангел Гавриил.

Архангел Гавриил произнес торжественные слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою! Благословенна Ты между женами!». Только получив утвердительный ответ от Марии («да будет мне по слову твоему»). Слово стало плотью, и воплотился Бог в ребенке этом и всей его жизни.

Утром, 7 апреля, после службы в храме, Патриарх выпускает в небо белых голубей. Они символизируют Дух Святой. Голуби собираются в стаи и кружат над церковью.

Бывает, что Пасха и Благовещение совпадают. Это называется Кириопасха. При этом на церковных службах зачитываются каноны благовещенские и пасхальные.

В этот радостный весенний день лучшее, что можно сделать, — это сходить в храм, помолиться искренне, побыть с родными и близкими, умиротворить все мысли и настроиться на нужный лад.

Первое упоминание о Благовещении — Евангелие от Луки.

Воспрещается в праздник Благовещения:

Работать в полную силу.

Убивать живность, птиц, рыб.

Веселиться, шуметь, петь. Но это не относится к весенним песням и специальным хороводам.

Ругаться и обижаться.

Сажать растения, и работать в огороде.

Стричь волосы, делать прически и даже расчесываться. По народным поверьям, расчесавшись в этот день, можно лишиться здоровья, красоты и любви.

Отправляться в путешествие или на заработки. Этот день лучше провести с семьей.

Убирать, шить, стирать.

Начинать новые дела.

Церковные традиции празднования:

В этот день в церквях проходит всенощное бдение. Священники надевают одежду голубого цвета — символ Богородицы. Каноны празднования Благовещения составлены еще в VIII веке. Зачитывается Литургия святого Иоанна Златоуста.

Великое повечерие — это служба в храме в Благовещение, которая припадает на любой будний день недели Великого поста.

Что можно делать на Благовещение:

Как и в любой другой великий христианский праздник, на Благовещение можно:

Печь домашние просфоры и освящать их в церкви. Подмешивать крошки от просфорок в корм животным.

Выпускать домашнюю скотину и птицу из хлевов, курятников.

Незамужним девушкам можно танцевать хороводы.

Фермерам освящать зерно специальной молитвой на хороший урожай.

До восхода солнца бить в медные колокольчики, чтобы волки не нападали на домашних животных.

Разводить костры, сжигать старую одежду, мусор, солому, петь весенние закличные песни, водить хороводы.

Употреблять рыбу и елей, если Благовещение выпадает на пост.

Приметы

По погоде в Благовещение судят о погоде на Пасху: тепло в этот день предсказывает холодную Пасху.

Смотрели на восход солнца: ранний предрекал раннюю весну, если же солнце вышло в полдень — быть средней весне, если вечером, то поздней.

Малое количество ласточек в небе или полное их отсутствие говорит о том, что весна будет холодная и придет не скоро.

Хорошая погода на Благовещение к хорошему урожаю, снег — к неурожайному лету.

Дождливое Благовещение к хорошему урожаю грибов, а урожайность орехов зависит от грозы.

Нельзя надевать новую одежду — быстро порвется.

Загаданное в Благовещение желание сбывается.

В долг в праздник никому не дается и ничего из дома не выносится.

Умываться в этот день лучше талой водой — она принесет здоровье.

Выпуская в Благовещение птиц из клеток, можно получить целый год везения и радости.

Женщины, которые замужем, на Благовещение должны называть своего супруга нежно и ласково много раз, тогда целый год пройдет в любви и радости.

Если нашли в этот день подснежник — к счастью. Умойтесь настоянной водой из этого цветка — будете сиять молодостью и красотой.

Благодаря усилиям священников, евангелистов и простых христиан к нам дошла радостная новость о Благовещении.

Источник

Народные приметы на Благовещение Пресвятой Богородицы 2021

Благовещение, Благовещение Пресвятой Богородицы — большой праздник, третий по значению народно-религиозный праздник после Пасхи и Рождества Христова.

Христиане восточного обряда отмечают Благовещение 7 апреля 2021 года.

В народе получило название «третьей встречи весны» (после Сретения и Сорока Мучеников). Считается, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева. По народным представлениям, только после Благовещения можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить «землю считалось большим грехом.

в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Смотреть картинку в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Картинка про в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет. Фото в какой праздник говорят птица гнезда не вьет девица косы не плетет

Приметы на Благовещение 2021

Благовещенье — суть и традиции

По писанию в этот день (7 апреля по н.с.) Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя Мира.

Много традиций и обычаев существовало на Благовещенье!

Благовещенье все встречают с радостью, ликует и природа.
Говорят, что Солнце 3 раза в году играет на Рождество, Благовещенье и Пасху.

По поверью Благовещенье отмечают даже ангелы на небесах, а грешников в аду перестают мучить.

В этот день принято не затевать работы, запрещен был любой труд. Даже девица на Благовещенье кос не заплетала. Кукушка без гнезда осталась, т.к. пыталась его на Благовещенье свить.

В народе считалось, как проведешь Благовещенье, так и весь год пройдет.

По традиции Благовещенье считается днем открытия земли, пробуждения природы от зимнего сна.
Поэтому принято было совершать очистительные обряды: прыгали через костер, сжигали соломенные постели, умывались талой водой, чтобы снять все хвори, окуривали зимнюю одежду.

Чтобы защитить скот от хищников, на Благовещенье шумели, звонили в бубенцы, грохотали тазами. Считалось, что на какое расстояние распространится звук — на том и зверье лесное держаться будет.
Змей и грызунов отпугивали, сжигая мусор с огорода.

Существовал обычай ставить в кадку с водой икону Благовещенья и молить ее об урожае. А кусочки Благовещенской просфоры зарывали по углам поля и брали с собой на сев.

Вода, освещенная на Благовещенье, могла поднять на ноги больного, считалась исцеляющей.

В некоторых местах на Благовещенье отпускали на волю птиц.

В Благовещенье лучше не уделять особого внимания прическе, будет лезть волос.

Сказано:
«птица гнезда не вьет, девица косы не плетет.»

Пословицы и поговорки на Благовещение

Благовещение 2021: библейские сказания

В христианских религиозно-мифологических представлениях праздник Благовещения Пресвятой Богородицы воспринимался как «начальный момент истории очеловечивания бога, т.е. земной жизни Иисуса Христа»; он был одним из великих двунадесятых праздников и посвящался дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа.

Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), аргангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии в Назарет (где Мария вела девственную жизнь в доме Иосифа Обручника), сообщил ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Услышав это, Мария спросила ангела, как исполнение этого совместимо с соблюдением избранного ею девственного образа жизни; Гавриил разъяснил ей, что младенец будет чудесно зачат «по действию духа святого» без разрушения девственности матери, и тогда Мария ответила смиренным согласием: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Ма-рия сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».

В евангельском тексте не сказано прямо, но предполагается, что миг, когда Мария выразила свое согласие, и был мигом девственного (непорочного) зачатия: как при сотворении мира слово Бога «да будет» привело к созданию бытия, так и ее слово «да будет» низвело Бога в мир. В церковной традиции послушание Марии, ее приятие воли Господа, противо-поставлялся непослушанию Адама и Евы, результатом которого стало грехопадение человечества. Дева Мария как «новая Ева» искупила грех «первой Евы» и начала «возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом»; поэтому Благовещение и явилось для христиан «суммирующим предвосхищением» спасения людей.

Традиции Благовещения у восточных славян

Ко дню Благовещения повсеместно приурочивались многочисленные обряды встречи весны. Так, например, в Белоруссии молодежь в этот день забиралась на возвышенные места, на крыши бань, овинов, на поленницы дров и «гукала», «зазывала весну». Специально к этому обряду в каждом доме поутру пекли пироги, а после обеда парни и девки брали себе по куску, выбирали где-нибудь на припеке (чаще всего — у бани, на кострике или на бревнах) местечко и молились Богу, а потом кто-нибудь запевал: «Благослови, Боже, нам весну гукати!», и все собравшиеся подхватывали: «Ай лели-лели, гукати! / Весна красная, теплое ле-течко! / Ай лели-лели, теплое летечко! / Малым деточкам вынеси, весна, по яичечку. » и т.д. После этой долгой песни все садились в кружок и пили (нередко крепкие напитки — пиво, а то и водку), ели пироги и начинали новые, круговые песни: «Уж ты, ластовка, ты косатая, / Ай лели-лели, ты косатая! / Ты возьми ключи, лети на небо. / Ай лели-лели, лети на небо! / Ты запри зиму, отомкни лето. / Ай лели:» и т.п.

У всех восточных славян к Благовещению приурочивался обычай разжигания ритуальных костров, символизировавших возрождение солнца и весеннее потепление (это называ-лось «палить зиму» и «греть весну»). Костры эти, непременный элемент ритуала «закликания весны», разжигали обычно на возвышенностях, на холмах за селом, а потом водили вокруг хороводы, пели песни и прыгали через огонь. Кроме того, во многих местах «пускали огонь по воде» — зажигали костры из соломы, старых лаптей и пр., раскладывая их на бороне, а за-тем пускали эту борону на воду и сплавляли по реке.

С Благовещения начинали петь песни-веснянки; в Болгарии и Сербии их исполняли лазарки, ходившие по дворам. Русские Пензенской губ. раскладывали на Благовещение пироги на новых холстах и оставляли на ночь со словами: «Вот тебе, матушка Весна»; а в Тульской губ. молодежь устраивала в этот день танцы и игрища, во время которых закликала вес-ну: «Весна-красна! На чем пришла?:» и т.д. В Саратовской губ. рано утром на Благовещение обращались к солнцу: «Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хочут, пить просют». На Украине, в Белорусии и в Польше на Благове-щение «встречали аистов», несущих с собой весну, для чего пекли особые лепешки в виде лап аиста (галепы, бусневы лапы), которые дети потом выносили во двор, подбрасывали вверх и кликали аиста, призывая его попробовать угощение и прося послать хороший уро-жай; потом лепешки либо съедали сами, либо подбрасывали в гнезда аистам, полагая, что это принесет дому благополучие.

В некоторых местах на Благовещение соблюдались и другие запреты, помимо табу на работу. Например, сербы по четвергам с Благовещения до Покрова не носили белое белье, чтобы не навлечь град; в Полесье запрещали на Благовещение давать что-либо взаймы и прикасаться к семенам; на Витебщине избегали в этот праздник переносить бердо из одной деревни в другую, чтобы не навлечь пожары; в Рязанской губ. говорили, что «на Благовещение на суровую пряжу не глядят — грех»; на Черниговщине запрещали на Благовещение разуваться на улице, есть на дворе и т.п. В Московской губ. существовало поверье о том, что на Благовещение нельзя спать днем в доме «под землей» (т.е. в доме, в котором поверх бревен потолка насыпана земля), иначе семена «уснут» под землей.

Благовещение 2021: обычаи и поверья

Так как Благовещение считалось днем пробуждения пчел, ряд обрядов этого праздника был тесно связан с этими насекомыми. Например, сербы на Благовещение ходили к пчелам с ключом от дверей, с плужной или колесной чекой и выпускали пчел из летка, смазанного медом. Украинцы на Харьковщине вкладывали в леток череп благовещенской щуки так, что-бы пчелы выползали наружу между щучьими зубами; считалось, что тогда пчелы «не дадут себя в обиду». В Закарпатье хозяин не выходил на Благовещение из дома, чтобы пчелы не покинули ульи; а в польском Поморье пчел в этот праздник освящали. Болгары и сербы на Благовещение окуривали ульи дымом от тлеющих тряпок и навоза, чтобы к пчелам не забра-лись змеи или мыши. У восточных славян (украинцев, белорусов, русских) пчеловоды под-кармливали пчел просфорным порошком, смешанным с медом, и при этом молились, чтобы «повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие».

У восточных славян немало благовещенских обрядов было связано с просфорами (специальными ритуальными хлебцами), которые, наряду с семенами для посева, традиционно освящались накануне или в самый день Благовещения; потом эти просфоры клали бод божницу, а позднее использовали в различных обрядах. Каждый человек старался запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем, полагая, что он приносит счастье, удачу и здоровье. Во многих местах благовещенских просфоры пекли в каждой семье, по числу домочадцев, и при этом в одну из просфор запекали копейку; человека, которому досталась такая просфора, считали счастливым и удачливым, поэтому в течение всего года поручали ему начинать раз-ные важные работы, и в первую очередь — пахоту и сев.

Благовещенские просфоры (как полученные в церкви и освященные, так и не освященные, испеченные дома) использовали в течение года с самыми разными целями. Например, их широко применяли для лечения лихорадок и вообще различных болезней, причем как у людей, так и у скота (так, крошки просфор иногда примешивали в корм скоту для защиты от мора). Однако наиболее часто просфоры, как знак видимого благословения Божия, использо-вались в обрядах, связанных с урожаем: кусочки их зарывали по углам поля от града и засухи, клали в семена, предназначенные для сева (для хорошего роста и плодородия нив), или в первый сноп, в сусек (чтобы мыши не поели зерна) и т.д. Во многих местах просфору обяза-тельно брали с собой при севе, привязывали ее к сеялке или клали в сеялку для обеспечения благополучия всходов, урожая и пр.; считалось также, что это ограждает нивы от всякого «полевого гнуса». Схожим образом обходились и с другим ритуальным благовещенским пе-ченьем — «галепами», «бусневыми лапами», «птичками», «боронами», «серпами», «плугами» и пр.: так, «серпы» отдавал девушкам, чтобы те быстро жали, а «бороны» и «плуги» — пар-ням, чтобы те споро и весело пахали и сеяли; кроме того, печеные «плуги» и «бороны» брали с собой на пахоту для обеспечения урожая. Ритуальным печеньем у славян также подкармли-вали скот и домашнюю птицу.

Вообще, праздник Благовещения в народном сознании повсеместно связывался в первую очередь с будущим урожаем, так как, по народному убеждению, именно на Благовещение земля «пробуждается» от зимнего сна. Прикасаться к земле, «беспокоить землю» до этого праздника считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось, а нарушение за-прета, по поверью, грозило засухой, градом, неурожаем и прочими бедами. На Благовещение же, по словам крестьян, «сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние» ; в этот день, согласно одной из народных легенд, архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому и принято было некогда в малорусских губерниях на Благовещение ставить образ «праздника» в кадку с яро-вым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: «Мать Божия! Гавриил-Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!»

С праздника Благовещения у восточных славян традиционно начиналась пахота. При этом на Благовещение сев обычно не начинали, полагая, что этим можно накликать неурожай; существовало даже поверье, что тот день, на который пришелся этот праздник, будет несчастливым для посевов и пахоты, зато следующий за ним день будет для урожая самым удачным и счастливым. Вероятно, запрет начинать пахоту в самый день Благовещения был связан с общим запретом на работу в этот день; кроме того, крестьяне, по-видимому, считали нужным дать земле на Благовещение окончательно очнуться от сна, принять благословение небес и, возможно, выпустить из недр своих всех существ, укрывшихся там на зиму (не толь-ко зимующих под землей гадов, но и нечистую силу, которая, по народному убеждению, с первыми заморозками проваливается сквозь землю — в ад или подземные вертепы, — а весной, во время «раскрывания» земли, снова выскакиет наружу). Поэтому вместо пахоты на Благо-вещение обычно занимались гаданием о будущей погоде, урожае и пр., опираясь при этом на различные приметы, например: «каково Благовещение, такова и Святая «, «на Благовещение дождь — родится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!», «мокрое Благовещение — грибное лето, спорый ход красной рыбы», «Благовещение без ласточек — холодная весна» (южн.), «если на Благовещение ветер, иней и туман — к урожайному году, гроза — к теплому лету и урожаю орехов», «на Благовещение мороз — урожай на грузди», «вёдро в Благовещение — к пожарам», «коли на Благовещение снег на крышах есть, так и будет еще и на Егорья в поле», «на Благовещение солнечный день — пшеница уродится», «если на Благовещение на небе ма-ло звезд, то будет мало яиц», «коли ночь на Благовещение теплая, весна будет дружная», «в Благовещение мороз — и под кустом овес», «на Благовещенье солнышко с утра до вечера — об яровых тужить нечего: благая весть — будет чего поесть!» и т.д.

Очистительные и защитные обряды на Благовещение 2021

Так, например, у восточных и южных славян на Благовещение крестьяне били в металлическую посуду или в заслонки и пр., звонили в колокольчики и колокола, кричали и стре-ляли из ружей, щелкали кнутами и т.д., полагая, что это защитит скот во время летнего выпаса от волков, и вообще отгонит диких зверей подальше от села. Подобные ритуалы могли быть как общественными (преимущественно у восточных славян), так и индивидуальными: у гуцулов, например, каждый хозяин трижды обегал нагишом вокруг своей хаты, звоня в коло-кольчик и приговаривая: «Как далеко слышен этот звон, так далеко чтобы волк держался от моей скотины».

Примерно такими же способами прогоняли и змей: так, в Болгарии на Благовещение женщины и дети до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему ложкой и кричали: «Бягайте, змии, Благовец ща ва затисне (т.е. задавит)!»; а в Сербии ходили по селу и били в металлические предметы, считая, что змеи летом будут держаться от домов на таком расстоянии, на какое распространится лязг металла. Помимо этого, для изгнания и обезвреживания змей применяли также огонь: например, у восточных славян с этой целью поджигали во дворах мусор, разные тряпки, изношенные лапти и зимние соломенные постели, конский и коровий навоз и пр. (белорусы называли этот обычай «чистить землю»); то же метод применяли и сербы, которые кидали к каждому строению во дворе зажженные тряпки, а также разжигали общественные костры, вокруг которых всю ночь танцевала моло-дежь. Украинцы на Карпатах отгоняли змей, обходя дом по солнцу и трижды бросая за собой горящую тряпку. Во многих районах Болгарии хозяева утром на Благовещение мели двор и поджигали собранный мусор перед домом или в огороде, а затем перепрыгивали через огонь босиком, чтобы защититься от вторжения и от укусов змей; при этом в некоторых местах, в дополнение к этому ритуалу, хозяйка брала зажженный факел и трижды обходила с ним дом, выкрикивая: «Бягайте, зъми и гущери (ящерицы)!» В Хомолье накануне Благовещения или рано утром в этот праздник кто-либо из домочадцев перебрасывал через порог тлеющий уголь, а первый вышедший из дома человек становился на этот уголь и заклинал змею: «Преко прага преhо, ама преко жара не мого!» (т.е. «Через порог пройду, а через уголь — не могу!»).

В некоторых случаях змей старались не изгнать, а задобрить: например, в некоторых районах Македонии на Благовещение специально готовили змеям что-нибудь сладкое («благо»), чтобы змеи были «добрыми» («благими») и не кусались. Помимо этого, повсюду у славян к празднику Благовещения приурочивались определенные запреты, соблюдавшиеся для защиты от змей: например, запрещалось в этот праздник упоминать змей и ящериц (Болгария), выходить в сад или вносить в дом зелень (особенно зеленый лук), протягивать веревки или волочить что-либо по земле (Сербия), шить новую обувь (вос. Сербия), продевать нитку в иголку (Босния), вообще брать в руки иглу и веретено (Полесье) или даже смотреть на ве-ретено, пряжу и пр. (Пензенская обл.), ходить с палкой или вносить в дом дрова (Карпаты), отдавать что-либо из дома (Волынская обл.) и т.д. Собственно, и сам запрет на любую работу в Благовещение соблюдался в том числе и для защиты от змей и волков.

Для защиты от различных вредных насекомых витебские крестьяне на Благовещение старались во время умывания не пролить на пол ни капли воды и не уронить ни крошки во время праздничной трапезы; кроме того, в тех же местах для защиты от блох кто-нибудь из домашних рано утром, сняв с себя рубаху, втайне от всех мел хату, выносил мусор и, захва-тив с собой снега и льда, разбрасывал их по полу, а потом опять надевал рубаху и ложался спать. В Закарпаться на Благовещение также мели избу для защиты от блох, а затем ломали и выбрасывали метлу. В некоторых районах Сербии запрещалось на Благовещение убивать блох и вшей, а женщины не выливали из дома на двор ни капли воды, чтобы мухи не досаж-дали скоту. Русские Забайкалья для защиты от блох сжигали в подполе тряпку. В Боснии и зап. Сербии на Благовещение подметали дом и двор, собирали мусор и поджигали его перед домом (для защиты от блох и пр.) или под плодовыми деревьями (для защиты от гусениц), а также прыгали через огонь (чтобы защитить себя на все лето от всяких вредных насекомых). В Полесье мусор, собранный на Благовещение, также сжигали на дороге или на меже для защиты от насекомых и змей; но там для этого обычая существовало еще и другое объясне-ние: считалось, что мусор, выметенный на Благовещение и выброшенный в поле или огород, вызывает буйный рост сорняков, и его жгли во избежание «порчи», либо вообще запрещали в праздник мести жилище и выбрасывать мусор.

Видное место в благовещенской обрядности занимали также обряды, которые должны были защитить людей и их окружение от нечистой силы, особенно опасной в это время. Так, например, у русских, белорусов, сербов, болгар и пр. существовал обычай отпугивать нечистых духов на Благовещение выстрелами, битьем в печные заслонки, криком и шумом, коло-кольным звоном и т.д.

Ритуалы на Благовещение 2021

Многие ритуалы Благовещения посвящались распознаванию и обезвреживанию ведьм (босорок, вештиц и пр.). Так, например, для защиты от ведьм украинцы на Благовещение обводили топором или косой по земле вокруг хаты круг, «чтобы ведьма не приступила». В Закарпатье, чтобы воспрепятствовать «босурканям», крадущим молоко у коров, в ночь на Бла-говещение клали на ворота дерн и рисовали кресты на дверях, а также старались в день праздника не отдавать из дома никаких вещей, «чтобы босорка не отняла у коровы молоко». Украинцы Закарпатья на Благовещение прогоняли скот через воду и протягивали по земле от дома хворостину, чтобы «вiдтянути всяку нечисту силу вiд себе». Словаки Закарпатья счита-ли, что на Благовещение ведьмы (босоркани) собирают росу в решето, отбирая таким образом молоко у коров; поэтому их старались прогнать, пугая ритуальным шумом, колокольным звоном и пр. Сербы вост. Герцеговины для защиты от ведьм-вештиц обходили дома с за-жженными свечами слева направо и сыпали просо. На Волыни в Благовещение обметали и обкашивали косой дом, а также караулили в хлевах, и если обнаруживали рядом со скотом жабу или другое животное, то калечили его, полагая, что это ведьма пришла отбирать у ко-ров молоко. Гуцулы считали, что на Благовещение «чередiнницi» (ведьмы) заходят в загоны к скоту и пытаются отобрать у коров манну (жирность) или молоко, поэтому, оберегая жи-вотных, люди обходили с огнем дома и хозяйственные постройки. Русские для защиты от ведьм на Благовещение разжигали ритуальные костры из старых вещей (прошлогодних со-ломенных постелей, ветхих лаптей, старых тряпок и пр.), «пугая» таким образом ведьм, и прыгали через огонь, полагая, что это на весь год защитит от недугов, сглаза, разного рода несчастий и пр., а также окуривали дымом костров одежду, проводили между кострами скот (для защиты от порчи и эпидемий и для появления здорового приплода), переносили через огонь некоторые вещи (для предохранения их от сглаза) и даже окуривали огнем углы изб (для защиты жилья от всякой скверны, нечистых духов и разных бед).

Во всех подобных «огненных» обрядах выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, символа живительного солнца, свойственная всем древним языческим религиям и, в частности, религии древних славян. Приурочивались эти обряды к празднику Благовеще-ния потому, что этот день издревле считался началом весны (весеннее равноденствие около 25 марта) и преобладания дня над ночью, началом времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света, необходимых для жизни; и недаром этот день считался в народе одним из величайших праздников года. В языческие времена около этого дня празд-новались комоедицы, «медвежьи праздники», языческая масленица. Эти весен-ние празднен-ства должны были быть прикреплены к солнеч-ной фазе; и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил масленицу за пределы ее исконного места в календаре.

Праздники комоедиц, праздновавшиеся около дня весеннего равноденствия, были известны как у славян, так и у древних греков; и отголоски этих праздников сохранились (и очень неплохо сохранились) и при христианстве. Так, например, в Белоруссии «комоедицы» проводились обычно 24 марта, накануне православного Благовещения, и в честь этих празд-ников деревенские хозяйки подавали на стол «медвежью еду» — сушеный репник, овсяный кисель и специальные «комы» из гороховой муки; после такого обеда все ложились спать, однако не спали, а перекатывались с боку на бок, подражая медведю. В этот же день народ устраивал пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медве-дя. В Болгарии также отмечали Благовещение как «медвежий праздник» и полагали, что медведь в этот день просыпается и купается в реке, очищая воду, после чего можно купаться.

Очевидно, в древности комоедицы, «медвежьи праздники», были связаны с культом Велеса, «звериного бога», в глубокой древности выступавшего в медвежьем обличье. В последние годы язычества у славян Велес имел очень много функций: он считался богом богатства и торговли, охоты и земледелия, скотоводства и всяческого благополучия. Его культ был широко распространен у славян, и посвященные ему праздники отмечались широко и разгульно; и приурочивание ко дню весеннего равноденствия христианского праздника Бла-говещения как раз и имело целью перекрыть древнее языческое празднество и уничтожить языческие «богопротивные» обряды и суеверия, такие, как «бесовские пляски», ряжение и т.п. Но обряды и обычаи сохранились, пусть и не в исконном виде; и поэтому церковь не могла не осуждать их. Так, например, уже в Кормчей 1282 г. содержался запрет против тех людей, которые в день Благовещения «пред храмины своими, или враты домов своих, пожар (т.е. костер) запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю».

К этому празднику аиста обычно прилетали из теплых краев и начинали вить гнезда. Существовало поверье, что на Благовещение открывалась земля и из нее выползали змеи, ужи и другие пресмыкающиеся.

В этот день издавна существовал обычай выпускать на волю птичек: «Чтоб пели на воле Бога прославляли и просили счастья-удачи тому, кто их выпустил». Хозяин выпускает на волю, на солнце также всех животных, даже собаки и кота выгоняет на двор — «чтобы слышали весну и сами о себе заботились».

Пасечники этот день выставляют на двор ульи.

В церкви этот день святят просфоры. Затем пасечник просфору крошит и высыпает ее в мед, «чтобы пчелы роились», а сеятель смешивает с землей и сеет по четырем углам поля — «чтобы дождевая туча нивы не проходила»; просфору зарывают в землю, «чтобы град посева не побил».

Благовещенскую просфору, как и Богоявленскую и Сретенской воду, хранили за образами.

Считалось, что, когда на Благовещение, идя за водой, девушка найдет цветок первоцвета, этим летом она выйдет замуж. Подснежник, что найдут на Благовещение, предвещает счастье. Если умыться водой, в которую положи этот подснежник — будешь красивой.

Погодные приметы на Благовещение 2021

Пословицы, связанные с этим праздником, утверждают: «На Благовещение весна зиму окончательно преодолела» или «Благослови зиму разрушает», а потому внимательно следили за погодой.

Если вечером звездно, то родят конопли.
Какая погода на Благовещение, такова и на Большой день.
Хорошая погода — хороший урожай.
Туманное утро — половодье на реках.
Если на Благовещение лежит снег — лето неурожайным.
Если появятся лягушки и исчезнут, то столько еще будет холодно.
Благовещение без ласточек — холодная весна.
На Благовещение всякая гадь вылезает из гнезда.
На Благовещение зимы не ругай, а саней не прячь.
На Благовещение аист прилетает и медведь встает.
На Благовещение птица гнезда не вьет.
Если на Благовещение петух на пороге напьется, то на Юрия (6 мая) вол напасеться.
До Благовещения каменная весна.

Существует поверье: какая погода на Благовещение, такая и на Пасху.

Украинский народ особенно чтит праздник Благовещения и строго запрещает всякую работу в тот день: по его мнению даже птица на Благовещение празднует, гнезда не делает (Номис, 418). На Благовещение, говорили, достаточно только коснуться которого семян, или зерна, чтобы оно сейчас же потеряло свою лестничную силу и никогда не заплидниться. Нельзя, говорили, также подкладывать тот день и яйца под курицу, потому сделаются болтунами, или вылупятся из них калеки.

Все, что относится к почина, было обставлено строгими запретами: Благовещение — это праздник земли, и поэтому, как писал проф. Грушевский, против него наказувано робкий мистицизм, чтобы невзначай чем его не испоганить, не нарушить. Бог благословляет на Благовещение землю, или, как говорили гуцулы. — «Вкладывает в нее голову, чтобы ее разогреть, и от того пробуждается всякая живина, что спала в земле — муравли, лягушки, гады От Воведення до Благовещения нельзя возделывать земли, а от Благовещения можно уже над ней работать, потому что Бог благословил тот день растения — «и все дыхание». Хозяин выгонял тот день всю свою скотину и дробь, и пчел, и даже пса, на солнце, на волю, чтобы услышали весну и сами уже о себе заботились. Различные суеверные верования, гадания, магические акты вяжутся с этой основной идеей бужению земли и скрытого в ней жизнь, которую украинский народ привязывал к празднику Благовещения.

Кроме того для украинского крестьянина за народнею символикой, Благовещение предвещает, и поэтому с ним вяжется много примет: какова погода на Благовещение, такова и на Пасху будет. Если на Благовещение дождь идет, то хорошо уродится рожь. Если на Благовещение уже сидят аисты на яйцах, весна будет теплая и т. далее.

Благовещение (7 апреля). Традиционно это самый весенний праздник. Крестьяне с особым уважением относились к нему, поскольку считали, что «Бог в этот день благословляет все растения», а затем большим грехом было браться за любую работу, Особенно предостерегали беременных женщин, а как работать, то непременно отрежут ножку своему ребенку. Существует поверье, что на Благовещение даже птица не вьет гнезда. По легенде, кукушка поэтому не имеет своего гнезда и подбрасывает яйца в другие, «когда на праздник вилы гнездо, и Бог ей отобрал память».

Если ребята встречали бужская, то показывали ему священные хлебцы, которые держали при себе именно для этой возможности, и окликали: «Бусень, бусень! На тебе голвоту, а ты мне ржи копу! А девушки, встретив ласточку, брали в горсть землю и несли ее на огород, сеять, — на том месте обязательно взойдет укроп.

С Благовещением связано и другое поверье: в этот день аист обязательно должен снести хотя бы одно яйцо. Однако для домашних животных и птицы праздник не приносило особой радости. Хозяева старались не брать яиц из куриных гнезд, ибо если прикоснуться к ним рукой, то вроде вилуплюватимуться цыплята с двумя головами. Более того, если корова или овца приносили приплод на Благовещение, то некоторые крестьяне сразу же резали его, «ибо из таких добра не ждать».

Большой грех на Благовещение занимать огонь

Большим грехом считалось на Благовещение занимать огонь.

Девушки старались до рассвета расплести волосы, обойти вокруг дома и трижды замести в доме пол. Мусора вместе с веником относили к реке. Набрав там в ведерко воды, скроплювалы ней то место, где должны сажать капусту, потому что она потом не слизнитиме. Кстати, на Слобожанщине в этот день старались обязательно высадить капустную рассаду.

Особые надежды с этим праздником связывали пасечники. Некоторые бросал в мед просвиру и подкармливал насекомых, чтобы «зубастыми были». Другие к медовой сити добавляли красного перца и давали пчелам, чтобы здоровыми были. Наиболее суеверные ставили на летки «волчьи пасти» («пчела, которая пролезет сквозь нее, сумеет одгризтися от чужих») или расстилали перед ульем красную ткань («пусть насекомые злятся на обидчиков»).

Некоторые обряды связаны также с домашними животными. Чтобы коровы давали много молока, вечером, накануне Благовещения, наполняли ведра и подойники водой; убезпечувались от ведьм, засевая маком-самосием хлева; сжигали старые лапти или шляпы, а пепел давали тем животным, которые трудно привыкали к пастбищ. Кроме того, в этот день старались не впускать в свои дома чужих женщин и девушек, «чтобы беды не принесли».

Относительно праздника Благовещения в народе говорят, что даже птички в этот праздник гнезда не вьют, то есть ничего делать нельзя. И есть такая народная примета, что все, что родилось на Благовещение (люди, животные), маленькое по размеру. Относительно жизненного пути — всего в области предположений. Выводы делайте сами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *