в наши дни народные промыслы

Народные художественные промыслы и современность

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

Народные художественные промыслы и современность

В последние годы в российской моде возрос интерес к историческим традициям нашей страны. Многие дизайнеры стали использовать известные узоры народных художественных промыслов в современных объектах. Данный опыт очень интересен и необычен. Об одном из таких проектов рассказала Надежда Варнакова, член Творческого Союза Художников России, модельер, дизайнер, автор «Русского проекта».

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

Надежда, здравствуйте. Пожалуйста, расскажите нашим читателям о своем проекте, основанном на традициях народных художественных промыслов

– Добрый день. Уже пять лет существует мой авторский «Русский проект». Задача его состоит в том, чтобы транслировать узоры народных промыслов России во всех видах текстиля. Обычно дизайнеры используют непосредственно материалы, традиции, стиль, каноны конкретного предприятия. Я же решила транслировать русские узоры в текстиль. Привычные на предметах быта рисунки интересно использовать в тканях.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

В народных узорах есть своя уникальная красота, а текстиля с таким рисунком практически нет. Для меня увлекательно делать ткани, платки, костюмы, платья. В перспективе планирую украшать этими узорами изделия из кожи: сумки, планшеты, обувь, возможно, верхнюю одежду.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

В первую очередь я обратила внимание на хохломскую роспись, так как сама родом из города Семенов Нижегородской области, столицы золотой хохломы. Далее был Городец и Гжель. Хочу обратиться и к Жостово. Эта роспись очень специфична, имеет своеобразную технику нанесения, задача, конечно не из простых, но тем она интересней. Мне нравится использовать в платках и тканях как традиционные узоры в чистом виде, так и совмещая их, например, с клеткой или диагональной полоской.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

Надежда, а как такие аксессуары впишутся в современный костюм? С чем, например, можно носить платок с такой росписью?

– Если платок с хохломской росписью выполнен в традиционных цветах, то он очень яркий и подойдет не всем. Но представьте этот рисунок в бело-серой гамме или в нетрадиционных цветах. Такие платки будут уместны для женщин любого цветового типа. Но даже хохломской платок привычной расцветки подойдет многим, если он будет, как яркий акцент на сумке или поясе. Шелковый платок с таким узором – это предмет роскоши! Вот Гжель по своим цветам – очень нежна, и хорошо подчеркнет изысканность, утонченность, вашу женственность. А традиционные цвета Городца очень яркие, живописные – желтые, красные, синие, зеленые – они придадут яркий акцент даже лаконичному спортивному стилю.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

Платки с народными узорами в сдержанной цветовой гамме вполне украсят и дополнят деловой костюм. Яркий шарф будет уместен со строгим вечерним платьем. Это классическое использование аксессуаров. В данном случае народные узоры добавят наряду изысканность и нетривиальность. А вот яркий платок с белой футболкой и голубыми джинсами – это отличная идея на лето.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

А как-то еще можно интересно использовать такой текстиль?

– Да, у меня есть такой опыт. В настоящее время я намерена выпустить совместную коллекцию с производителями джинсовой одежды с включением декора с узорами промыслов России. Также провожу мастер-класс по художественному оформлению джинсов. Можно преобразить джинсы с дырками, вставив в отверстия кусочки ткани с народным узором. Одежда получается необычной, веселой. А дополнив платочком на поясе или запястье, вы получите яркий модный образ.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

Кстати, подкладка из яркой ткани с народными узорами будет интересно смотреться в сумках и однотонной верхней одежде. Но сейчас также идут и разработки монохромных узоров, что будут особенно хороши для тиснения на коже.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслы

Надежда, позвольте пожелать Вам удачи в Ваших творческих планах!

член Творческого Союза Художников России, дизайнер

Источник

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.

На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.

В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.

Гжель

Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода

Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.

Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.

Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.

Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.

Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р

Хохлома

Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»

Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.

Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.

Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.

Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р

Городецкая роспись

Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»

Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.

Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.

Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р

Как победить выгорание

Федоскинская миниатюра

Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи

Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.

Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.

На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.

Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р

Жостовская роспись

Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики

Источник

Русские народные промыслы

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Содержание:

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыКерамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыЧайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыПоднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыПоднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыПалехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыПалехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыФедоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыФедоскинская миниатюра

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыХохломская роспись

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыХохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Городецкая роспись

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыГородецкая роспись

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыГородецкая роспись

Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыМезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыМезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыВологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Елецкое кружево

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыЕлецкое кружево

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыЕлецкое кружево

Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Мценское кружево

Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыМценское кружево

Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыМценское кружево

Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».

Вятское кружево

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыВятское кружево

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыВятское кружево

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыОренбургский пуховый платок

Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыКрупнейший оренбургский пуховый платок в России

В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

Павловопосадские платки

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыПавловопосадские платки

В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыПавловопосадские платки

До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыКрестецкая строчка

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыКрестецкая строчка

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыКаслинское литье

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыКаслинское литье

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыШемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыШемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыВарнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыВарнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыАбрамцево-кудринская резьба

С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыАбрамцево-кудринская резьба

Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыГусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыГусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыШкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыКазаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыВологодская (усольская) финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыРостовская финифть

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыМалахитовая шкатулка

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

в наши дни народные промыслы. Смотреть фото в наши дни народные промыслы. Смотреть картинку в наши дни народные промыслы. Картинка про в наши дни народные промыслы. Фото в наши дни народные промыслыМалахитовые колонны иконостаса

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *