в первый день работы эксперта в образовательной организации
В первый день работы эксперта в образовательной организации
Проведение аккредитационной экспертизы
92. Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию или в ее филиал, если иное не предусмотрено Административным регламентом.
Аккредитационная экспертиза проводится без выезда в организацию, если образовательная деятельность по образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, осуществляется загранучреждением.
Аккредитационная экспертиза проводится по решению Рособрнадзора без выезда в организацию или ее филиал, если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, осуществляется:
1) российской образовательной организацией, расположенной за пределами территории Российской Федерации;
2) образовательной организацией, созданной в соответствии с международным договором Российской Федерации и осуществляющей образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
3) иностранной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
4) организацией, подавшей заявление о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в связи с государственной аккредитацией в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, за исключением образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну;
5) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, указанной в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам и получающих свидетельство о государственной аккредитации впервые, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну;
Пункт 35 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности.
93. Аккредитационная экспертиза проводится в срок, не превышающий 85 (восемьдесят пять) календарных дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу. Продолжительность аккредитационной экспертизы не может превышать 45 (сорок пять) календарных дней со дня начала аккредитационной экспертизы.
94. Должностное лицо Рособрнадзора, ответственное за рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, готовит распорядительный акт Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы и закрепляет за членами экспертной группы заявленные организацией для государственной аккредитации образовательные программы не более чем по 5 (пяти) профессиям, специальностям и направлениям подготовки на одного эксперта, представителя экспертной организации с указанием уровня образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
95. Распорядительный акт Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора не позднее, чем через 30 (тридцать) календарных дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу и в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его издания размещается на официальном сайте Рособрнадзора и на Едином портале.
96. В распорядительном акте Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы указываются:
1) полное наименование Рособрнадзора;
2) полное наименование организации (и) или ее филиала, в которых проводится аккредитационная экспертиза;
3) даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы;
4) фамилии, имена, отчества (при наличии) экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, с указанием лица из числа членов экспертной группы, назначенного ее руководителем;
5) сведения о закреплении за членами экспертной группы заявленных для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровня образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
97. В случае невозможности участия эксперта в аккредитационной экспертизе, а также при наличии технических ошибок, издается распорядительный акт Рособрнадзора о внесении изменений в распорядительный акт Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы и в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его издания размещается на официальном сайте Рособрнадзора и на Едином портале.
В случае проведения аккредитационной экспертизы с выездом в организацию руководитель либо уполномоченный представитель организации должен быть ознакомлен с актом с проставлением на нем собственноручной отметки об ознакомлении.
Акт прилагается к отчету эксперта об аккредитационной экспертизе.
99. В сроки, установленные в распорядительном акте Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы, экспертной группой проводится аккредитационная экспертиза в соответствии с порядком работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. N 1386 «Об утверждении порядка работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2016 г., регистрационный номер N 44606).
Руководитель экспертной группы на основании отчетов членов экспертной группы готовит заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России N 24, и в день окончания проведения аккредитационной экспертизы, срок которой установлен в распорядительном акте Рособрнадзора, направляет его и отчеты об аккредитационной экспертизе в Рособрнадзор.
100. Критериями принятия решения по административной процедуре является соответствие либо несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся в организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
101. Результатом административной процедуры является составление отчетов членов экспертной группы и заключения экспертной группы, составленные по результатам аккредитационной экспертизы.
102. Способом фиксации результата административной процедуры является оформление отчетов членов экспертной группы и заключения экспертной группы, составленные по результатам аккредитационной экспертизы.
Приложение. Порядок работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы
Порядок
работы экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. N 1386)
5. Аккредитационная экспертиза с выездом экспертной группы в организацию проводится по адресу, указанному в приложении(ях) к лицензии на осуществление образовательной деятельности.
При проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа также использует:
документы и материалы, полученные по ее запросу от организации в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации*(5), в бумажном и (или) электронном виде.
5.2. Экспертная группа пользуется предоставленными организацией рабочими местами с доступом в сеть «Интернет» (отдельное(ые) изолированное(ые) служебное(ые) помещение(я), оборудованное(ые) необходимой мебелью и другими необходимыми для работы организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи, персональными компьютерами с обеспеченным доступом к электронным справочным правовым системам), обеспечивающими сохранность документов.
5.3. При проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно-образовательную среду с целью анализа достижений обучающихся и определения возможности освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения*(6).
5.4. В случае если аккредитационная экспертиза проводится в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы:
при наличии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационная экспертиза проводится только в части образовательных программ, самостоятельно реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
при отсутствии государственной аккредитации в отношении образовательных программ у организации, с которой заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ, аккредитационный орган учитывает результаты, полученные при освоении образовательных программ обучающимися в организации, участвующей в реализации образовательных программ в сетевой форме*(7).
6. Аккредитационная экспертиза без выезда экспертной группы в организацию проводится по месту нахождения аккредитационного органа.
6.1. В случае проведения аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы в организацию экспертная группа использует необходимые для работы условия, предоставляемые аккредитационным органом (отдельное изолированное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, персональными компьютерами с обеспеченным доступом к электронным справочным правовым системам, доступом в сеть «Интернет» и другими необходимыми для работы организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи).
7. При проведении аккредитационной экспертизы с выездом экспертной группы члены экспертной группы работают в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка организации, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с руководством организации, в которой проводится аккредитационная экспертиза.
При проведении аккредитационной экспертизы без выезда экспертной группы члены экспертной группы работают в соответствии с режимом рабочего (служебного) времени, установленным правилами внутреннего трудового (служебного) распорядка аккредитационного органа, а при необходимости отступлений от него согласовывают это с руководителем экспертной группы и с аккредитационным органом.
8. Член экспертной группы ожидает представления необходимых для проведения аккредитационной экспертизы документов и материалов организацией не более двух часов с момента его прибытия в организацию. Факт непредставления документов и материалов фиксируется членом экспертной группы в отчете об аккредитационной экспертизе и доводится до сведения руководителя экспертной группы.
При проведении аккредитационной экспертизы без выезда факт непредставления документов и материалов организацией в аккредитационный орган фиксируется членом экспертной группы в отчете об аккредитационной экспертизе и доводится до сведения руководителя экспертной группы.
9. Сведения о непредставлении документов и (или) материалов организацией фиксируются в заключении, указанном в абзаце десятом пункта 13 настоящего Порядка.
10. При проведении аккредитационной экспертизы член экспертной группы:
взаимодействует с аккредитационным органом, получает и анализирует задание на аккредитационную экспертизу;
предъявляет руководителю или иному должностному лицу организации документы, удостоверяющие личность;
изучает и проводит анализ документов и материалов, указанных соответственно в пунктах 5.1 и 6.2 настоящего Порядка;
анализирует документы и материалы, размещенные организацией на официальном сайте (при наличии);
проводит аккредитационную экспертизу по тем образовательным программам, которые закреплены за ним в распорядительном акте аккредитационного органа и в заключенном с ним гражданско-правовом договоре;
готовит отчет об аккредитационной экспертизе по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации*(9).
11. Член экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию в отношении профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, помимо выполнения функций, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, предъявляет руководителю или иному должностному лицу организации справку о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме, предписание на выполнение задания, оформленные по месту основной работы члена экспертной группы*(10).
12. На руководителя экспертной группы, который определяется из числа членов экспертной группы, указанных в распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы, возлагается организация и координация работ по проведению аккредитационной экспертизы.
13. Руководитель экспертной группы, помимо функций, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего Порядка, осуществляет в рамках организации и координации работ по проведению аккредитационной экспертизы после получения от аккредитационного органа распорядительного акта о проведении аккредитационной экспертизы следующие функции:
предъявляет руководителю организации копию распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы, а в случае внесения изменений в распорядительный акт о проведении аккредитационной экспертизы также копию распорядительного акта о внесении изменений в распорядительный акт о проведении аккредитационной экспертизы (при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию);
взаимодействует с аккредитационным органом, получает и анализирует задание на аккредитационную экспертизу в части её организации и проведения;
получает документы и материалы, указанные соответственно в пунктах 5.1 и 6.2 настоящего Порядка;
связывается с руководителем организации или аккредитационным органом для уточнения режима работы организации или аккредитационного органа;
составляет график проведения аккредитационной экспертизы с учетом режима работы организации или аккредитационного органа и дат начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы, установленных аккредитационным органом в распорядительном акте;
информирует членов экспертной группы и руководителя организации или аккредитационный орган о графике проведения аккредитационной экспертизы;
запрашивает у организации в письменной форме документы и материалы, указанные соответственно в пунктах 5.1 и 6.2 настоящего Порядка, и принимает их по описи (при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию);
передает членам экспертной группы полученные от организации или аккредитационного органа документы и материалы, указанные соответственно в пунктах 5.1 и 6.2 настоящего Порядка;
осуществляет проверку отчетов членов экспертной группы в целях подготовки заключения экспертной группы по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации*(9);
готовит по окончании проведения аккредитационной экспертизы заключение экспертной группы и в течение 3 рабочих дней после окончания проведения аккредитационной экспертизы направляет указанное заключение с приложением отчетов об аккредитационной экспертизе в аккредитационный орган, а также в течение 1 рабочего дня с момента подписания заключения экспертной группы направляет его электронную копию, полученную методом сканирования, на адрес электронной почты аккредитационного органа (при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию)*(12).
14. При проведении аккредитационной экспертизы по каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программе экспертной группой проводится:
определение качества подготовки обучающихся оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы и (или) планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), практике.
15. Отчет об аккредитационной экспертизе составляется членом (членами) экспертной группы отдельно по каждой образовательной программе, в отношении которой проведена аккредитационная экспертиза, и заверяется его (их) подписью.
Включение в один отчет об аккредитационной экспертизе нескольких образовательных программ не допускается.
16. Каждый вывод члена экспертной группы о несоответствии содержания или качества подготовки обучающихся в организации по образовательной программе требованиям ФГОС, содержащийся в отчете об аккредитационной экспертизе, подтверждается копиями документов, указывающих на такие несоответствия, заверенными организацией.
17. Вывод о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательной программе требованиям ФГОС делается при наличии хотя бы одного несоответствия требованиям ФГОС.
18. Член экспертной группы, подписавший отчет об аккредитационной экспертизе, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.
19. По окончании проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы представляют отчеты об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы и направляют их электронную копию, полученную методом сканирования, на адрес электронной почты аккредитационного органа в течение 1 рабочего дня с момента передачи отчета об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы, который готовит заключение экспертной группы.
*(1) См. пункты 55 и 58 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(2) Пункт 30 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217,4257, 4263; 2015, N 1, ст. 42, 53, 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, 3989; N 29, ст. 4339, 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, 9, 24, 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, 3290; N 27, ст. 4160, 4219, 4223, 4238, 4239, 4246, 4292.
*(5) Пункт 36 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(6) Пункт 38 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(7) Пункт 39 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(8) Абзац третий пункта 36 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(10) Пункт 56 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(11) Пункт 57 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
*(12) Пункт 42 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118; 2015, N 3, ст. 576; N 38, ст. 5283; 2016, N 17, ст. 2422).
В первый день работы эксперта в образовательной организации
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»
В соответствии с частью 15 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566), пунктом 29 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6118), и пунктом 5.2.60 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386, № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; 2014, № 6, ст. 582), приказываю:
квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы (приложение № 1);
порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций (приложение № 2);
порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы (приложение № 3).
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 16 ноября 2011 г. № 2701 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный № 22841);
от 5 декабря 2011 г. № 2788 «Об утверждении порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2012 г., регистрационный № 23587);
от 19 сентября 2012 г. № 736 «О внесении изменений в порядок аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 2788» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2012 г., регистрационный № 25585).
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 июля 2014 г.
Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)
1. К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:
1.1. Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.
федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);
порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;
способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2.2. Обладать навыками:
поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;
работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;
применения правил деловой этики;
делового письма (переписки).
работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;
проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;
устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;
анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;
грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;
составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.
1.2.4. Обладать опытом:
разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);
применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
2. К экспертным организациям предъявляются следующие требования:
Перечень экспертов включает в себя следующие ежемесячно обновляемые сведения о привлекаемых экспертах:
б) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации, год окончания обучения;
в) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может привлекаться для проведения аккредитационной экспертизы;
г) стаж (опыт) работы в сфере образования.
2.2. Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям. Требования к привлекаемым экспертам не могут быть ниже квалификационных требований к экспертам, установленным пунктом 1 настоящих квалификационных требований.
2.3. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
** В случае если эксперт подал заявление для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам.
Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)
2. Аккредитация осуществляется аккредитационными органами.
3. Аккредитация проводится в целях установления полномочий физического лица в качестве эксперта и установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации в соответствии с квалификационными требованиями (требованиями), установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.
4. Полномочия физического лица в качестве эксперта и полномочия юридического лица в качестве экспертной организации устанавливаются сроком на 3 года.
Заявление и прилагаемые к нему документы представляются претендентом одним из следующих способов:
7. В заявлении об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта указываются следующие сведения о претенденте:
б) реквизиты документа, удостоверяющего личность;
в) контактная информация (место жительства (место пребывания), телефон);
г) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации;
д) место работы (полное наименование и местонахождение работодателя), занимаемая должность;
е) стаж (опыт) работы в сфере образования;
ж) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой претендент подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
з) идентификационный номер налогоплательщика и (или) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
и) форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (при привлечении к аккредитационной экспертизе образовательных программ, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (при наличии);
к) согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. К заявлению об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность;
б) копии документов, подтверждающих соответствие полученного образования и стажа работы (документов об образовании и о квалификации, трудовой книжки, трудовых договоров, договоров о выполнении претендентом работ (услуг) по заявленным видам деятельности за последние 3 года);
в) рекомендация от руководителя организации по последнему месту основной работы претендента в сфере образования;
г) опись представленных документов.
9. Претендент может также приложить к заявлению иные документы, в том числе рекомендации от объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
10. Аккредитационный орган не вправе требовать от претендента представления документов, не предусмотренных настоящим порядком.
Заявление и прилагаемые документы представляются организацией одним из следующих способов:
12. В заявлении об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации указываются следующие сведения об организации:
б) место нахождения, а также контактный телефон, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
г) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
д) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой организация подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
е) лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности (при наличии).
13. К заявлению об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации прилагаются следующие документы:
а) копии учредительных документов;
б) копии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к экспертам, привлекаемым экспертной организацией для проведения аккредитационной экспертизы, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям;
в) копии локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы;
г) копия перечня привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, заверенная подписью руководителя организации;
д) опись прилагаемых документов.
14. Организация может также приложить к заявлению иные документы по своему усмотрению.
15. Аккредитационный орган не вправе требовать от организации представления документов, не предусмотренных настоящим порядком.
16. В случае правильного заполнения претендентом (организацией) заявления, наличия полного комплекта прилагаемых к нему документов аккредитационный орган допускает претендента (организацию) к оценке соответствия квалификационным требованиям (требованиям) для установления полномочий физического лица в качестве эксперта, установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации.
17. Оценка соответствия претендента квалификационным требованиям проводится комиссией в два этапа.
На первом этапе комиссия рассматривает документы, представленные претендентом, и принимает решение о допуске претендента ко второму этапу проведения квалификационного экзамена либо об отказе в допуске ко второму этапу.
На втором этапе комиссией проводится квалификационный экзамен в устной и письменной форме.
18. Оценка соответствия организации установленным требованиям проводится комиссией на основании документов, представленных организацией.
Аккредитационный орган вправе организовать и провести при необходимости выездную проверку организации.
19. На основании документов, представленных претендентом (организацией), и результатов квалификационного экзамена претендента, результатов выездной проверки организации (в случае ее проведения) комиссия принимает одно из следующих решений:
а) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования) либо об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта по проведению аккредитационной экспертизы;
б) об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы (с указанием уровня образования, укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования) либо об отказе в установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы.
20. Основаниями для отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) являются:
а) несоответствие претендента установленным квалификационным требованиям (несоответствие организации установленным требованиям);
б) выявление недостоверной информации в заявлении претендента (организации) и (или) прилагаемых к нему документах, в том числе в перечне привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы;
21. Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) проводится по заявлению претендента (организации) не ранее чем через один год после отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации).
22. Эксперт (экспертная организация), который в период действия своих полномочий перестал соответствовать установленным требованиям, обязан уведомить об этом аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней.
23. Эксперт (экспертная организация) обязан уведомлять с указанием причины и приложением копий соответствующих документов аккредитационный орган об изменениях сведений, представленных экспертом (экспертной организацией) в аккредитационный орган при прохождении процедуры установления полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации), не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.
24. Комиссия принимает решение о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации) в следующих случаях:
а) неисполнение без уважительной причины экспертом (экспертной организацией) обязанностей, установленных заключенным с ним гражданско-правовым договором о проведении аккредитационной экспертизы;
б) нарушение экспертом (экспертной организацией) прав и законных интересов организации, осуществляющей образовательную деятельность, допущенное при проведении аккредитационной экспертизы, установленное в ходе проверки поступившей в аккредитационный орган информации;
в) невыполнение экспертом (экспертной организацией) требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру проведения государственной аккредитации;
г) указание экспертом (экспертной организацией) недостоверных сведений в документах, представленных в аккредитационный орган;
д) представление экспертом (экспертной организацией) заявления о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации);
е) представление экспертной организацией уведомления, указанного в пункте 23 настоящего порядка.
25. В соответствии с решением комиссии аккредитационный орган не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления издает распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации).
Распорядительный акт аккредитационного органа о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации) издается в течение трех рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.
27. Реестр состоит из двух разделов:
28. Открытая часть реестра содержит следующие сведения:
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;
в) срок действия аккредитации эксперта;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий эксперта.
28.2. Об экспертных организациях:
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об аккредитации экспертной организации;
в) срок действия аккредитации экспертной организации;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых экспертной организации установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий экспертной организации.
29. Закрытая часть реестра содержит следующие сведения:
а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания эксперт;
б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);
в) наличие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
г) текущее место работы, занимаемая должность;
д) сведения о проведенных экспертом аккредитационных экспертизах (при наличии), заполняемые по форме, устанавливаемой аккредитационным органом.
29.2. Об экспертных организациях:
а) наименование субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована экспертная организация, адрес местонахождения;
б) номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);
в) сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности (при наличии);
г) сведения о проведенных экспертной организацией аккредитационных экспертизах (при наличии).
30. Основанием для включения сведений в реестр является распорядительный акт аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации).
Сведения, указанные в пунктах 28 и 29 настоящего порядка, вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня издания распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) или о прекращении полномочий эксперта (экспертной организации).
31. Включение сведений в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и персональных данных.
32. Сведения и документы об экспертах и экспертных организациях, представленные в аккредитационный орган в письменном или электронном виде, хранятся аккредитационным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле и о защите государственной тайны.
33. Аккредитационный орган обеспечивает полноту, достоверность и актуальность вносимых в реестр сведений.
34. Руководитель аккредитационного органа назначает лиц, ответственных за внесение и хранение сведений в реестр.
35. При хранении и обработке информации, содержащейся в реестре, осуществляется принятие необходимых мер по защите указанной информации от повреждения или утраты, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации.
36. Доступ к информации, содержащейся в реестре, в целях ее изменения осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к обеспечению защиты информации, ограничений по использованию информации и при условии применения программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее доступ к информации.
Порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № 556)
1. Настоящий порядок определяет правила отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы.
3. Отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется из реестра в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора с учетом следующих параметров:
а) уровень образования (для общего образования), укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт (экспертная организация) аккредитован для проведения аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в образовательных организациях высшего образования, указанных в части 10 статьи 11 Федерального закона*;
б) места жительства или места пребывания эксперта (места нахождения экспертной организации);
в) при привлечении эксперта (экспертной организации) для проведения аккредитационной экспертизы основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:
наличие у эксперта допуска к работе со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну,
наличие у экспертной организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности.
Уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего порядка, на участие в проведении соответствующей аккредитационной экспертизы.
5. Своим письменным согласием эксперт (экспертная организация) также подтверждает отсутствие у него какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах, и (или) о собственной заинтересованности в результатах аккредитационной экспертизы.
6. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, проводится на основании распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566.
Обзор документа
Новый Закон об образовании закрепляет в т. ч. общие правила госаккредитации образовательной деятельности.
Она проводится по результатам аккредитационной экспертизы. В рамках нее определяется соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным стандартам.
Установлены требования к экспертам, к организациям, привлекаемым для экспертизы.
Эксперт, в частности, должен окончить вуз и иметь стаж работы в сфере образования не менее 5 лет. Ему необходимо знать используемые в деятельности законодательные и иные акты. Уметь грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы, составлять отчеты и заключения.
Экспертные организации должны в т. ч. иметь перечень экспертов, локальные акты, устанавливающие требования к ним, к проведению мероприятия.
Урегулирован порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций. Соответствующие полномочия устанавливаются на 3 года.
Аккредитация проводится федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по надзору в сфере образования, и региональными, которым переданы полномочия в данной области. Образуется специальная комиссия.
Претенденты представляют заявления на аккредитацию. Приведены исчерпывающие перечни прилагаемых документов.
Аккредитация проводится в 2 этапа. На первом рассматриваются представленные материалы. На втором организуется квалификационный экзамен.
По результатам выносится решение об установлении полномочий физлица (юрлица) в качестве эксперта (экспертной организации) либо об отказе в этом.
Предусмотрено ведение реестра экспертов и экспертных организаций. Его можно найти на официальном сайте аккредитационного органа.
Закреплена процедура отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для экспертизы.
Это происходит в автоматизированном режиме по следующим параметрам. Уровень образования (для общего), укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального), в отношении которых проведена аккредитация. Место жительства или пребывания эксперта (место нахождения организации). В отдельных случаях требуются наличие допуска к работе со служебной информацией, к гостайне, лицензия на работы с использованием последней, сведений соответствующей степени секретности.
Ранее утвержденные приказы Минобрнауки России по вопросам аккредитации признаны утратившими силу.