в раннем детстве ведущим видом памяти является
Особенности психического развития в период новорожденности, младенчестве и раннем возрасте
54.Если подставить ладонь к ступням новорожденного, то малыш, будет упираться в эту ладонь. Этот рефлекс называется:
а) безусловный рефлекс;
б)рефлексМорро;
в) рефлекс опоры;
г) рефлекс Робинзона.
55.К концу первого года жизни у ребенка формируется:
а) ассоциативная память;
б) механическая память;
в) опосредованная память;
г) логическая память.
56.Ведущей деятельностью на протяжении периода младенчества выступает:
а) эмоционально-непосредственное общение ребенка и взрослого;
б) игровая деятельность;
в) предметная деятельность;
г) учебная деятельность.
57.В первые годы жизни у ребенка формируется:
г) эгоцентрическая речь.
58.Для какого возрастного периода характерна эгоцентрическая речь:
г) для 0-2 лет.
59.Что характерно для развития речи в раннем детстве:
а) гуление;
б) совершенное понимания речи;
в) формирование собственной активной речи;
г) общение с взрослыми.
60.Социальная ситуация развития в период новорожденности — это:
а) ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым;
б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);
в) ситуация совместной деятельности со взрослым;
г) ситуация общения со взрослым.
61.Сосредоточение внимания на ярких движущихся предметах возникает:
б) на первой неделе жизни;
в) к концу первого месяца жизни;
62.Возникновение автономной речи происходит в:
а) младенчестве;
в) младшем школьном возрасте;
г) дошкольном возрасте.
63.Форма движения, служащая средством управления взрослым, которая появляется в младенческом возрасте:
а) подражание движениям взрослых;
б) комплекс оживления;
в) указательный жест;
г) хватательные движения.
64.Комплексом оживления называется:
а) реакция, выражающаяся в улыбке и общей активизации при появлении матери;
б) появление хватательных движений;
в) крик ребенка при рождении;
г) указательный жест.
65.У детей младенческого возраста присутствует память:
а) ассоциативная;
66.В период новорожденности у ребенка лучше всего развито:
а) тактильная чувствительность;
б) зрительная чувствительность;
в) слуховая чувствительность;
г) все сенсорные системы развиты одинаково.
67.Кризис одного года является кризисом:
г) саморегуляции
68.Противоречие между сенсорным уровнем регулирования психики и вербальной ситуацией характер для:
а) кризиса трех лет;
б) кризиса одного года;
г) нет правильного ответа.
69.Слово приобретает для ребенка предметное значение в:
а) дошкольном возрасте;
в) в раннем детстве;
г) младшем школьном возрасте.
70.Кризис социальных отношения, связанный со становлением самосознания ребенка, — это кризис:
в) 3 лет;
71.На какой стадии развития начинает формироваться воля:
в) дошкольный возраст;
г) подростковый возраст.
72.Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в:
а) младшем школьном возрасте;
б) подростковом возрасте;
в) раннем детстве;
73.В раннем детстве в центре сознания (по Л.С. Выготскому) находится:
б) восприятие;
74.В каком возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное:
б) раннее детство;
в) дошкольный возраст;
г) младший школьный возраст.
75.В раннем детстве ведущим видом памяти является:
б) эмоциональная;
76.Предметная деятельность в жизни ребенка появляется в:
б) младенческом периоде;
в) младшем школьном возрасте;
г) раннем детстве.
77.Раннее детство охватывает границы:
б) от 0 до 2 лет;
В) от 3 до 7 лет;
г) от 1 до 3 лет.
78. Впервые половая идентификация и самоидентификация происходят в:
а) раннем детстве;
б) дошкольном возрасте;
в) младшем школьном возрасте;
г) подростковом возрасте.
79.Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет:
а) отрицательная реакция на требования взрослых;
б) требования считаться с мнением ребенка;
в) протест против жизненных порядков;
г) обесценивание взрослых.
80.Что такое «семизвездие симптомов» (по Э. Келлер):
а) симптомы кризиса трех лет;
б) период семилетнего кризиса;
в) симптомы подросткового периода;
г) семь особенностей развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
81.К какому периоду относят появление конформности:
а) к подростковому возрасту;
б) к 4-5 годам;
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Г) эгоцентрическая речь.
д) нет правильного ответа
Для какого возрастного периода характерна эгоцентрическая речь:
Г) для 0-2 лет.
д) нет правильного ответа
Что характерно для развития речи в раннем детстве:
а) гуление;
б) совершенное понимания речи;
в) формирование собственной активной речи;
г) общение с взрослыми.
д) нет правильного ответа
Социальная ситуация развития в период новорожденности — это:
а) ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым;
б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);
в) ситуация совместной деятельности со взрослым;
г) ситуация общения со взрослым.
д) нет правильного ответа
.Сосредоточение внимания на ярких движущихся предметах возникает:
б) на первой неделе жизни;
в) к концу первого месяца жизни;
д) нет правильного ответа
Возникновение автономной речи происходит в:
а) младенчестве;
в) младшем школьном возрасте;
г) дошкольном возрасте.
д) нет правильного ответа
Форма движения, служащая средством управления взрослым, которая появляется в младенческом возрасте:
а) подражание движениям взрослых;
б) комплекс оживления;
в) указательный жест;
г) хватательные движения.
д) нет правильного ответа
Комплексом оживления называется:
а) реакция, выражающаяся в улыбке и общей активизации при появлении матери;
б) появление хватательных движений;
в) крик ребенка при рождении;
г) указательный жест.
д) нет правильного ответа
У детей младенческого возраста присутствует память:
а) ассоциативная;
д) нет правильного ответа
В период новорожденности у ребенка лучше всего развито:
а) тактильная чувствительность;
б) зрительная чувствительность;
в) слуховая чувствительность;
г) все сенсорные системы развиты одинаково.
д) нет правильного ответа
Кризис одного года является кризисом:
Г) саморегуляции
д) нет правильного ответа
Противоречие между сенсорным уровнем регулирования психики и вербальной ситуацией характер для:
а) кризиса трех лет;
б) кризиса одного года;
г) кризиса семи лет.
д) нет правильного ответа
Слово приобретает для ребенка предметное значение в:
а) дошкольном возрасте;
в) в раннем детстве;
г) младшем школьном возрасте.
д) нет правильного ответа
Кризис социальных отношения, связанный со становлением самосознания ребенка, — это кризис:
в) 3 лет;
д) нет правильного ответа
На какой стадии развития начинает формироваться воля:
в) дошкольный возраст;
г) подростковый возраст.
д) нет правильного ответа
Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в:
а) младшем школьном возрасте;
б) подростковом возрасте;
в) раннем детстве;
д) нет правильного ответа
В раннем детстве в центре сознания (по Л.С. Выготскому) находится:
б) восприятие;
д) нет правильного ответа
В каком возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное:
б) раннее детство;
в) дошкольный возраст;
г) младший школьный возраст.
д) нет правильного ответа
В раннем детстве ведущим видом памяти является:
б) эмоциональная;
д) нет правильного ответа
Предметная деятельность в жизни ребенка появляется в:
б) младенческом периоде;
в) младшем школьном возрасте;
Г) раннем детстве.
д) нет правильного ответа
Раннее детство охватывает границы:
б) от 0 до 2 лет;
В) от 3 до 7 лет;
Г) от 1 до 3 лет.
д) нет правильного ответа
Впервые половая идентификация и самоидентификация происходят в:
а) раннем детстве;
б) дошкольном возрасте;
в) младшем школьном возрасте;
г) подростковом возрасте.
д) нет правильного ответа
Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет:
а) отрицательная реакция на требования взрослых;
б) требования считаться с мнением ребенка;
в) протест против жизненных порядков;
г) обесценивание взрослых.
д) нет правильного ответа
.Что такое «семизвездие симптомов» (по Э. Келлер):
а) симптомы кризиса трех лет;
б) период семилетнего кризиса;
в) симптомы подросткового периода;
г) семь особенностей развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
д) нет правильного ответа
К какому периоду относят появление конформности:
а) к подростковому возрасту;
б) к 4-5 годам;
д) нет правильного ответа
Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:
а) игровой деятельности;
б) учебной деятельности;
в) коммуникативной деятельности;
г) трудовой деятельности.
д) нет правильного ответа
В каком возрасте память становится опосредованной:
б) младший школьный;
в) дошкольный;
д) нет правильного ответа
К старшему дошкольному возрасту формируется воображение:
а) творческое;
д) нет правильного ответа
Период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослым приходится на:
а) младенческий возраст;
б) младший школьный возраст;
в) подростковый возраст;
Г) дошкольный возраст.
д) нет правильного ответа
Первым уровнем развития речи в дошкольном возрасте является:
а) объяснительная речь;
б) контекстная речь;
в) ситуативная речь;
г) эгоцентрическая речь.
д) нет правильного ответа
Взрослый впервые выступает как образец поведения:
а) в младшем школьном возрасте;
б) в раннем детстве;
в) в дошкольном возрасте;
г) в подростковом возрасте.
д) нет правильного ответа
Произвольное поведение формируется:
а) в младшем школьном возрасте;
б) в юношеском возрасте;
в) в преддошкольном возрасте;
г) в подростковом возрасте.
д) нет правильного ответа
В каком периоде появляется иерархия мотивов:
а) в раннем детстве;
в) в младшем школьном;
д) нет правильного ответа
Чем характеризуется самооценка дошкольника:
а) все ответы верны;
б) ситуативна;
г) тенденция к переоценке собственных способностей.
д) нет правильного ответа
Оценка других людей в дошкольном возрасте основывается на оценках:
а) взрослых;
г) собственных и чужих.
д) нет правильного ответа
Потеря детской непосредственности происходит в период:
г) все ответы неверны
д) нет правильного ответа
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:
а) эмоциональное общение;
в) игровая;
д) нет правильного ответа
Самый важный личностный механизм, который формируется в школьном возрасте:
а) эмоциональная регуляция;
б) соподчинение мотивов;
в) формирование самосознания;
г) усложнение и осознание переживаний.
д) нет правильного ответа
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:
б) учение;
г) предметно-манипулятивная деятельность.
д) нет правильного ответа
С чем связана мотивация игры дошкольника?
а) с самим процессом игры;
б) с социальными запросами;
в) с результатами игры;
г) с желанием общения.
д) нет правильного ответа
В младшем школьном возрасте у детей преобладает:
а) зрительная память;
в) логическая память;
г) эпизодическая память.
д) нет правильного ответа
Что не относится к основным характеристикам памяти в младшем школьном возрасте:
а) снижение объема памяти;
в) избирательный характер;
г) произвольный характер.
д) нет правильного ответа
Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:
б) дошкольный возраст;
в) младший школьный возраст;
г) подростковый возраст.
д) нет правильного ответа
На какой возраст приходится расцвет вербальной памяти:
а) 7-8 лет;
б) подростковый возраст;
в) весь младший дошкольный возраст;
д) нет правильного ответа
В каком возрасте память приобретает ярко выраженный познавательный характер:
а) младший школьный возраст;
б) подростковый возраст;
в) дошкольный возраст;
д) нет правильного ответа
Какая мотивация выходит на первый план в иерархии мотивов младшего школьного возраста:
в) общения;
д) нет правильного ответа
В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах:
а) младший школьный возраст;
б) дошкольный возраст;
в) подростковый возраст;
г) юношеский возраст.
д) нет правильного ответа
В каком возрасте ребенок начинает играть?
б) младенчество;
г) дошкольный возраст.
д) нет правильного ответа
Невербальное общение возникает на основе:
а) подражания;
г) врожденных задатков.
д) нет правильного ответа
Ведущую роль в психическом развитии детей младшего подросткового возраста играет:
а) трудовая деятельность;
б) интимно-личностное общение;
д) нет правильного ответа
Восприятие сверстников в младшем школьном возрасте в большей степени зависит от:
а) мнения родственников;
б) установок учителя;
в) мнения старших школьников;
г) суждения родителей.
д) нет правильного ответа
Внимание младших школьников легче отвлекается при выполнении:
а) сложных заданий;
в) заданий повышенной сложности;
г) творческих заданий.
д) нет правильного ответа
Основным новообразованием младшего школьного возраста является:
а) возникновение первичных представлений о себе;
б) иерархия мотивов;
в) произвольность, внутренний план действия, рефлексия;
г) «чувство взрослости».
д) нет правильного ответа
Какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте:
а) познавательные;
г) мотивы достижения.
д) нет правильного ответа
Внимание в подростковом возрасте развивается:
а) определяя развитие мышления;
б) независимо от мышления;
в) параллельно с мышлением;
г) под влиянием мышления.
д) нет правильного ответа
Снижение интеллектуальной активности в подростковом возрасте обусловлено:
а) кульминацией физического и полового развития;
б) сменой ведущей деятельности;
в) нестабильностью социального статуса;
д) нет правильного ответа
Для эмоционально-волевой сферы подростков характерна:
б) появление психологических защитных механизмов;
в) колебания настроения;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
Для подросткового возраста наиболее характерно:
а) нарушение межсистемных и внутрисистемных связей в познавательной сфере;
б) формирование мотивов под влиянием учебной деятельности;
в) более значимыми являются отношения с родителями;
г) сформирована зрелая адекватная самооценка.
д) нет правильного ответа
Мышление в подростковом возрасте формируется:
в) абстрактное;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
Стадия формирования формальных операций характерна для возраста:
б) младшего школьного;
д) нет правильного ответа
Э. Эриксон рассматривает период геронтогенеза как
а) период дальнейшего развития личности;
б) период регресса;
г) период самоактуализации.
д) нет правильного ответа
У подростков самооценка зависит:
а) от критики со стороны значимых взрослых;
б) постоянно завышенная самооценка;
в) самооценка зависит от оценки нереферентной группы;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
В подростковом периоде:
а) и мальчикам, и девочкам сложно регулировать свою поведенческую и эмоциональную сферы;
б) мальчикам сложнее регулировать эмоциональную сферу;
в) девочкам сложнее регулировать поведенческую сферу;
г) девочкам сложнее регулировать эмоциональную сферу.
д) нет правильного ответа
Новообразование «чувство взрослости» возникает в возрасте:
а) младшем школьном;
б)юношеском;
в) дошкольном;
Г) подростковом.
д) нет правильного ответа
Что или кто в основном определяет мнение подростка?
б) референтная группа;
г) нравственные ценности.
д) нет правильного ответа
В подростковом возрасте ориентация в социальных отношениях определяется:
в) сверстниками;
г) все ответы верны.
д) нет правильного ответа
Общение как ведущая деятельность преобладает:
а) в старшем школьном возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
в) в подростковом возрасте;
г) в дошкольном возрасте.
д) нет правильного ответа
Для юношеского возраста характерно:
а) стремление к свободе, самореализации;
б) полностью сформирован социальный статус;
в) резкая смена настроений;
г) изменения гормональной сферы.
д) нет правильного ответа
«Эго-идентичность» формируется в возрасте:
в) юношеском;
д) нет правильного ответа
Юношеский возраст и молодость можно охарактеризовать как процесс:
а) установления общения со взрослыми;
б) индивидуализации познавательной сферы;
в) формирования специальных способностей;
г) развитие эмоциональной сферы.
д) нет правильного ответа
Активное становление индивидуального стиля мышления происходит:
а) в подростковом возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
в) в юношеском возрасте;
д) нет правильного ответа
В юности психическое развитие происходит под влиянием:
а) множества факторов;
б) особенностей референтной группы;
г) влиянием преподавателей, учителей.
д) нет правильного ответа
Для юношеского возраста не характерно:
а) общая стабилизация личности;
б) появление «чувства взрослости»;
в) формирование мировоззрения;
г) личностное и профессиональное самоопределение.
д) нет правильного ответа
Для периода зрелости характерно:
а) неравномерность и гетерохронность развития;
б) самореализация в активной деятельности;
в) неспособность к активной деятельности;
г) прекращение личностного развития;
д) нет правильного ответа
В период ранней зрелости преобладает:
а) активное формирование профессионального статуса, создания семьи и определения своего пути в жизни;
б) жизненное самоопределение;
в) максимальная самореализация сущностных сил человека;
г) человек подводит итоги того, чего уже добился.
д) нет правильного ответа
Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, — это:
а) подростковый период;
б) юношеский период;
в) период зрелости;
г) период старости (геронтогенез).
д) нет правильного ответа
Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых
лет, наиболее характерен для периода:
а) старости;
в) средней взрослости;
г) подросткового возраста.
д) нет правильного ответа
Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:
б) 20-35 лет;
д) нет правильного ответа
В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:
а) были осуществлены только фундаментальные задачи предыдущих возрастов;
В раннем детстве ведущим видом памяти является
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.
Статья:
Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.
Формирование памяти как основной психической функции
Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.
В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.
Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:
Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.
Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.
Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.
Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.
Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.
Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.
Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте
Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.
Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:
Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.
Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».
Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.
Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.
Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.
Память детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.
Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.
В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.
Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.
Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте
Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.
Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».
Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи. В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.
Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.
Формирование произвольной памяти
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.
В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.
Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.
Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.
Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».
Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.
Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.
Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.
Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).
Общие рекомендации как развивать память дошкольника
Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.