в развитии личности в дошкольном периоде ведущая роль принадлежит игре
Значение игры в формировании личности ребёнка
Юлия Чигарькова
Значение игры в формировании личности ребёнка
Статья о том, как игры влияют на развитие личности дошкольников. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.
В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д. В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.
Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.
Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.
С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Условно игрыможно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.
Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игрыособенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами.Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.
В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.
Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра,в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Играя, дети учатся жить!
Консультация для родителей «Значение игры для ребёнка» «Значение игры для ребёнка» Консультация для родителей Жизнь требует от нас действий и движения. Мы не можем стоять на месте. Мы не можем.
Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка» Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья.
Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающихся Роль воспитателя в развитии обучающихся Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных.
Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»,.
Роль семьи в формировании личности ребенка Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Но.
Значение игры в развитии ребёнка «Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же начение, какие у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в.
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка. Из опыта работы. И. П. Анистратенко воспитатель Игра — это огромное светлое окно,.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием.
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте
Оксана Михайлова
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.
В своих исследованиях А. Н.Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».
Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.
По словам, Л. С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение. Так же Л. С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л. С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».
По мнению Л. И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению.
Выдающимся отечественным ученым, Л. С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
А. Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А. Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.
В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.
Алексеева Е. Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело.
Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.
Как По мнению Л. С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.
Развитиюэмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.
Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л. С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.
Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М. А. Холодная, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитииинтеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитиепознавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.
Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.
Книга для ребёнка в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и.
Формирование основ поликультурной личности в дошкольном возрасте Формирование основ поликультурной личности в дошкольном возрасте. Будущее страны во многом зависит от судьбы ее образования. В наше время.
Интеллект ребенка и его развитие в дошкольном возрасте Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный.
Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте» «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка». Важным достижением.
Проблемы сенсорного развития ребёнка в дошкольном возрасте В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток.
Развитие логического мышления в дошкольном возрасте Большинство людей хотят добиться в своей жизни определенных успехов и высот, а также, чтобы и их дети были успешны. Важно понимать, что.
Развитие математических представлений в дошкольном возрасте Развитие математических представлений в дошкольном возрасте. Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников;.
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется.
Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и.
Влияние личности педагога в дошкольном возрасте ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дубикова Екатерина Сергеевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №.
Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника
АНО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки
«Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника»
Реферат подготовила: Шестакова Людмила Леонидовна
Место работы: ФКДОУ «Детский сад № 3 ФСО России»
Номер и дата договора: ИУП 2017 г. /02-481-06 от 06.06.2017г.
поселок Козлово, Конаковский район, Тверская область Российская Федерация
1. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. 3
1.1. Понятие и особенности игровых технологий. 4
2. Роль игровых технологий в жизни дошкольника. 7
2.1. Формирование личности дошкольника. 8
2.2. Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника. 10
Список литературы 15
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Актуальность темы определяется необходимостью игровых технологий в формировании личности дошкольника. Они играют огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования, так как игра является ведущим видом деятельности в этот период.
Основная проблема,рассматриваемая в работе: в какой мере игровые технологии способствуют развитию и становлению личности и игровых умений у дошкольников.
Целью работы является: изучение влияния игровых технологий на развитие личности дошкольников.Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию личности дошкольника.
• Раскрыть особенности и своеобразие игровых технологий.
• Доказать влияние игровых технологий на формирование личности дошкольника.
В дошкольные годы формируются психологические механизмы личности, новые психологические качества и формы поведения, система качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, закладываются основы нравственного развития с помощью игры.
1. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход
от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительный интерес к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Это важнейшее условие развития.
Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре.
В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
1.1. Понятие и особенности игровых технологий.
Развитие современного общества требует обобщения
и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.
Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Так, реализация функции средства воспитания происходит, если педагог в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуры игры, отношение детей в процессе игры, развитие уровня детских игр и т. д. Игра в этом случае решает и задачи воспитания и задачи детского развития.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществление самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям.
Требования при организации игровых технологий.
Выбор игры Зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей.
Предложение игры Создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи.
Объяснения игры Кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре.
Игровое оборудование Соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС
Организация игрового коллектива Игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность.
Развитие игровой ситуации Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
Окончание игры Анализ результатов.
Актуализация интеллектуального развития дошкольника помимо вышеназванных факторов определяется его психофизиологическими особенностями и возможностями, состоянием здоровья, мотивационностью, эмоциогенностью, предметно-развивающим игровым социумом, в который он погружен.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Особенности игровых технологий:
• Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
• Реализация педагогической игры осуществляется в определенной последовательности.
• Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
• В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровые технологии являются основой дошкольного образования. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Главная концепция игровой технологии – общение педагога и детей.
2. Роль игровых технологий в жизни дошкольника.
Своеобразие игры ребенка заключается в целостности игровой деятельности и неразложимости ее на отдельные компоненты как с точки зрения развития самой игры (нельзя отдельно рассматривать вклад мышления, речи, памяти и других функций в развитии игры) так и по характеру влияния игры на формирование конкретных навыков и умений.
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровыемоменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что воспитатель организуют, к примеру, игровую ситуацию и использует ее в образовательной деятельности.
2.1. Формирование личности дошкольника.
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Если у ребенка-дошкольника развиваются социально обусловленные психологические характеристики, то о нем можно говорить как о личности.
Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. Д. Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства.
К базисным характеристикам личности дошкольника относятся:
• Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами.
• Самостоятельность. Обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого.
• Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности.
• Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития ребенка.
• Свобода поведения. Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.
• Безопасность поведения. Основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка.
• Ответственность. Связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка за свои действия способствует, прежде всего, переживание им последствий своих действий по отношению к другим людям.
Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка. В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредствованное нормами, правилами и самооценкой. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется более реалистическая самооценка и сознание своего места в системе социальных отношений.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется структура эмоциональных процессов. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.
2.2. Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника.
Основа игровой технологии – взаимодействие педагога и детей.
• повышает познавательный интерес;
• вызывает эмоциональный подъём;
• способствует развитию творчества;
• максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
• позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: знания методики игровой деятельности; профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника очень огромно. Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития.
Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе.
Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том,что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологииможет быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ. В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития дошкольников. В процессе применения развивающей игровой технологии необходимо создание игротеки, содержащей огромное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС. С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС). Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Очень важна игротерапевтическая функция игры. Цель игровой терапии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого (народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками). Психологическая и педагогическая коррекция в игре происходит естественно. В процессе игры дети приобретают способность управлять своим поведением, легче вступают в сотрудничество с взрослым, учатся преодолевать трудности, более «пристойно» выражают гнев. Игры-драматизации как составляющая часть игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к авторским и фольклорным произведениям, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. С использованием игровых технологий возможна более успешная реализация метода проектов. Например, в процессе подготовки к праздникам, развлечениям (в том числе с использованием фольклорных мотивов) детям очень нравится брать на себя роль того или иного персонажа. В связи с этим вся организация работы учреждения направлена на стимулирование их развития и создание благоприятных условий для становления личности детей.
Таким образом, для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми воспитателям необходимо систематизировать и использовать в работе разнообразные игры. С помощью воспитателя ребенок учится включаться в воображаемый контекст и принимать новую смысловую ситуацию. Игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть в жизни дошкольников. С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить и работать в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личности дошкольника в будущем.
Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, играют ключевую роль в формировании личности дошкольников. Результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.
При написании работы была изучена психолого-педагогическая литература по развитию личности дошкольника; раскрыты особенности и своеобразие игровых технологий; доказано влияние игровых технологий на формирование личности дошкольника.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровыемоменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Таким образом, современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии. Игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, играют ключевую роль в формировании личности дошкольников.
1.Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / [Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. ]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 191 с.
2. Возрастная психология. Концепция Д. Б.Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html (дата обращения 24.06.2017).
3. Дошкольное воспитание № 8 И. А. Бурлакова ; Т. Н. Доронова «Воспитание дошкольника» 2010 – 122 с.
4.Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 2009. – 96 с.
5.Психология игры:современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Авдулова Т. П. – М. : Издательский центр «Академия», 2009 – 208 с.
6. Развитие игровойдеятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2009 – 128 с.
7.Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы / Авт. – сост. : Белая К. Ю., Сотникова В. М. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 336 с.
8.Растем играя: Сред. И ст. дошк.Возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 94 с.
9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника Доклад на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника» Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии,.
Роль дидактических игр в формировании личности ребёнка Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно.
Конспект проведения родительского собрания «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Конспект проведения родительского собрания на тему: «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Цель: Выявление особенностей.
Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.
Родительское собрание в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Цель: 1. Выявление особенностей.
Роль трудового воспитания в формировании личности младшего дошкольника Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные.
Родительское собрание в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе детского сада Автор: Зотова Юлия Викторовна, воспитатель высшей категории, МБДОУ «Детский сад№28»,.
Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе детского сада Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям; 2. Разработка.
Роль педагога в формировании личности ребенка Роль педагога в формировании личности ребенка. В мире много профессий, но самой важной, по моему мнению, является профессия педагог. Только.