в россии началось создание нового самолета судного дня
В России началось создание нового «самолета Судного дня» на случай ядерной войны
В Воронеже началось строительство «самолета Судного дня» — борта для управления войсками на случай ядерной войны на базе нового широкофюзеляжного Ил-96-400М. Об этом РИА Новости рассказал источник в оборонно-промышленном комплексе.
Материалы по теме
Обратный отсчет
Летающая смерть
По словам собеседника агентства, российские Воздушно-космические силы получат два таких самолета. В перспективе возможен заказ третьего воздушного пункта управления (ВзКП).
Проект носит название «Звено-3С». Начинка самолета позволит доводить приказы до наземных и подводных пусковых установок в радиусе шести тысяч километров.
Впервые о планах обновить российские ВзКП сообщалось в октябре 2020 года. Тогда собеседник агентства ТАСС утверждал, что новинка значительно повысит время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличит зону охвата управления войсками.
Хорошо засекреченное старое
Сейчас в Воздушно-космических силах (ВКС) России имеется четыре воздушных командных пункта на базе Ил-80. Изделие «65с», по классификации НАТО, Maxdome было разработано еще в конце 1980-х годов. Помимо своей основной функции по управлению всеми видами войск, самолет предназначен для эвакуации высшего военного руководства. Его летные характеристики таковы, что он может функционировать в условиях ядерной войны. Детальная информация по этому самолету является государственной тайной.
Материалы по теме
Проклятие команчи
«Противостояние было неизбежным»
Впрочем, секретность не помешала ворам проникнуть в один из таких самолетов, базирующийся в Таганроге. В декабре 2020 года неизвестные вынесли с Ил-80 более 30 установленных на борту радиостанций. «Самолет Судного дня» находился в Таганроге для плановых работ по модернизации. После их окончания основной вход, люк грузового отсека и три запасных выхода опечатали, однако воров это не остановило. На месте преступления были обнаружены отпечатки пальцев преступников и следы обуви.
Чем ответит вероятный противник
В мае 2019 года телеканал CNBC показал изнутри воздушный командный пункт Военно-воздушных сил (ВВС) США E-4B Nightwatch, который также называют «самолетом Судного дня» или «самолетом конца света». В строю находятся четыре таких самолета, построенных на базе пассажирского Boeing 747, они приписаны к авиабазе в штате Небраска. Они были приняты на вооружение в 1974 году. Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут и во время зарубежных поездок президента автоматически становится «бортом номер 1».
Практически одновременно с появлением новости о создании в России нового ВзКП пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби опубликовал твит с видео дозаправки E-4B в воздухе. На кадрах, сделанных из кабины пилотов, видно, как командный пункт соединяется с топливозаправщиком Boeing KC-135 Stratotanker и какое-то время самолеты летят с единой скоростью. «Боже, какая для этого нужна сноровка! Экипажи совершили отличный полет», — восхитился Кирби.
В России началась разработка нового «самолета Судного дня»
Российская авиационная промышленность начала работу над новым «самолетом Судного дня» на замену Ил-80. Об этом сообщил в воскресенье, 22 августа, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
«Работы в этом направлении ведутся. Заказчиком таких спецмашин выступает военное ведомство», — сказал Мантуров в интервью «Интерфаксу», отвечая на вопрос о разработке нового воздушного командного пункта на замену Ил-80.
Министр напомнил, что авиационная промышленность в России обладает возможностью выпускать самолеты всех классов, в том числе и самолеты такого назначения.
26 июля стало известно, что в Воронеже специалисты приступили к созданию новейшего самолета управления войсками на случай ядерной войны.
Тогда уточнялось, что Российская армия получит два таких самолета, но допускалось, что в перспективе Минобороны может заказать и третье воздушное судно.
Как сообщали «Известиям» источники в Воздушно-космических силах (ВКС) РФ, проект нового «самолета Судного дня» Ил-96-400М находился лишь на стадии разработки. Собеседник указывал, что говорить о конкретных планах строительства летающего командного пункта на базе Ил-96-400М можно будет только после того, как самолет совершит первый полет.
Осенью 2020 года стало известно, что новые «самолеты Судного дня» перенесут с Ил-80 на Ил-96-400М. Отмечается, что дальность полета новых аппаратов увеличится в два раза по сравнению с предшественниками.
Название «самолеты Судного дня» воздушные пункты управления войсками получили в США. Американцы полагали, что именно их Россия задействует в случае ядерной войны для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае уничтожения наземной и спутниковой инфраструктуры. В США функции таких пунктов осуществляет E-4B на базе Boeing 747.
В России начали создавать новый самолет на случай ядерной войны
Новые самолеты
Российские Воздушно-космические силы планируют поставить на вооружение по меньшей мере два новых так называемых самолета «Судного дня», или «конца света». Как стало известно РИА «Новости» от источника в оборонно-промышленном комплексе, опытно-конструкторскими работами уже занимается Воронежский авиастроительный завод.
Самолеты «Судного дня» (нередко их также называют «апокалиптическими машинами» и «летающими бункерами») — это воздушные командные пункты (ВзПУ), предназначенные для эвакуации высшего военного руководства страны и управления войсками с воздуха в случае уничтожения или повреждения наземной спутниковой инфраструктуры во время военного конфликта, в том числе полномасштабной ядерной войны. Как правило, ВзПУ имеют возможность дозаправки в воздухе и сопровождаются истребителями. Они полностью защищены от радиации и других поражающих факторов ядерного взрыва.
Сейчас отечественным войскам для этих целей служит Ил-80, спроектированный и разработанный Авиационным комплексом им. Ильюшина еще в конце 1980-х годов на фоне напряженных отношений СССР и США. Судно было создано на базе пассажирского лайнера Ил-86 — выбор обосновывался тем, что самолет имеет широкий фюзеляж, тем самым там на борту сохраняется возможность разместить габаритную аппаратуру и необходимую электронику. Ил-80 можно было увидеть в действии на воздушном параде над Красной площадью в честь 65-й годовщины Победы в 2010 году. Всего на вооружении армии РФ находятся четыре Ил-80.
За основу новых самолетов же возьмут широкофюзеляжный Ил-96-400М. Вооруженные силы РФ получат два усовершенствованных ВзПУ. В дальнейшем не исключается заказ на третий такой лайнер, уточнили в ОПК.
Проект называется «Звено-3С». Радиокомплекс самолета рассчитан на передачу приказов войскам в радиусе 6 тыс. километров, он сможет связываться со стратегической авиацией, подвижными и шахтными установками, подводными лодками. По сравнению с предшественником — Ил-80, — дальность новых Ил-96-400М, представляющих собой глубокую модернизацию Ил-96-300, возрастет в два раза. Детальная характеристика самолетов «Судного дня» является государственной тайной.
О планах России модернизировать ВзПУ говорилось еще в октябре прошлого года. Как рассказывал ТАСС источник в самолетостроительной отрасли, самолеты на базе Ил-96-400М, согласно ожиданиям, значительно повысят время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличат зону охвата управления войсками.
То, что преемника Ил-80 создадут на базе Ил-96-400М, тоже не было секретом. Впервые это стало известно еще в 2016-м, вскоре был создан эскизно-технический проект. Как прогнозировали тогда в Объединенной приборостроительной корпорации, ВзПУ третьего поколения появятся у российской армии в течение пяти-семи лет.
Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат политических наук Андрей Губин высказал предположение, что новые ВзПУ России нужны, поскольку это отвечает тенденциям времени. Он также подчеркнул, что в модернизированных Ил-96-400М вся «начинка» будет отечественной.
«Это достаточно актуально. Ил-80 имеют ряд особенностей, не позволяющих раскрыть потенциал в полной мере. «Звено-3С» эти пробелы сможет ликвидировать за счет улучшенных эксплуатационных характеристик: это и дальность, и время патрулирования, это и улучшение систем связи. Насколько я знаю, там будут использованы полностью российские компоненты, что позволит обезопасить, в том числе, системы связи от нежелательного влияния и какой-либо прослушки», — сказал Губин в эфире радио Sputnik.
Конкурент из США
Помимо Ил-80, в мире есть еще один самолет «Судного дня», считающийся флагманом в своем роде. Это специализированные лайнеры E-4B Nightwatch («Ночной дозор»), созданные на базе Boeing 747. Производить самолеты с разговорным названием «doomsday planes» в Соединенных Штатах начали в 1970-х.
Что интересно, практически в тот же час, когда появились новости о планах России построить новые ВзПУ, Пентагон поделился кадрами своего воздушного командного пункта. Пресс-секретарь штаб-квартиры Минобороны США Джон Кирби опубликован в Twitter видео, на котором показана дозаправка E-4B в воздухе.
«Дозаправка E-4B в полете никогда не устаревает. Боже, какая для этого нужна сноровка! Экипажи совершили отличный полет», — написал Кирби.
An E-4B refuel mid-flight simply never gets old. My goodness, the skills it takes! Great flying by these aircrews. Thank you so much. pic.twitter.com/ZRxXPOd84O
В Воронеже началось строительство «самолета Судного дня» нового поколения
В настоящее время Вооруженные силы России имеют четыре самолета Ил-80, которые также называют Ил-86ВКП, то есть воздушный командный пункт.
Воздушные пункты управления построены на базе одного из самых надежных гражданских авиалайнеров Ил-86.
Они предназначены для управления Сухопутными войсками, ВМФ, стратегической авиацией, наземными и подводными ракетно-ядерными силами в том случае, если из строя окажутся выведены их наземные пункты управления, узлы и линии связи. Причем не только в случае войны, но вследствие возникновения природной или техногенной чрезвычайной ситуации, которых в последнее время стало как-то слишком много.
Хотя, конечно, в первую очередь они принимают командование на себя в случае начала широкомасштабной ракетно-ядерной агрессии против нашей страны.
Ил-86ВКП приняли на вооружение в конце 1980-х. За прошедшие годы радиоэлектроника и компьютерная техника качественно изменились, и не один раз.
Стало ясно, что самолеты стратегического управления требуют кардинального обновления. Которое и провели на одном борту в 2015 году.
В 2016 году минобороны получило глубоко модернизированный Ил-86ВКП. Его всесторонне испытали, в военном ведомстве остались довольны. Тогда же появилась информация о том, что будет заказана модернизация второго борта.
Однако позже стало известно, что принято другое решение. Новые самолеты ВКП будут строиться на базе гораздо более современных Ил-96-400М. Что и подтвердилось. Называться он будет Ил-96-400МВКП. Сам проект кардинального обновления воздушных командных пунктов, как сообщается, носит название «Звено-3С».
Строительство самолета уже начато на Воронежском авиационном заводе, где как раз и собирают гражданские версии Ил-96 различных модификаций. Аппаратная начинка, как ранее сообщали СМИ, разработана в Нижегородском научно-производственном предприятии «Полет».
При разработке воздушного командного пункта были приняты особые меры по снижению воздействия ядерного взрыва. На лайнере до минимума сократили число люков и дверей, убрали все иллюминаторы, усилили конструкции крыла и корпуса. Такой самолет, попав даже в сильнейший турбулентный поток или взрывную волну, разрушиться не должен.
Ил-96-400МВКП, помимо огромных запасов топлива, будет иметь штангу для дозаправки в воздухе, поэтому его полет может длиться сутками.
Для связи с подводными лодками воздушный командный пункт имеет специальную антенну длиной около восьми километров. В случае необходимости ее выпускают из хвостовой части лайнера.
Ил-96-400МВКП, по словам экспертов, будут также отличать повышенная живучесть, функциональность, надежность, улучшенные массогабаритные характеристики и более низкое энергопотребление, по сравнению с предшественниками.
Последнее немаловажно, так как бортовая аппаратура такого лайнера требует огромного количества электроэнергии.
То есть всю ужасающую картину, неизбежно возникающую в случае ядерного удара, экипаж воздушного командного пункта будет наблюдать, как говорится, в онлайн-режиме.
И сигналы на ответные пуски стратегических ракет наземных и морских сил пройдут через любой атомный шторм
Также получат необходимые команды Сухопутные войска, ВМФ и Воздушно-космические силы.
Кстати, в США свои «самолеты Судного дня», введенные в строй еще в 1970-е годы, не модернизировали ни разу. Так что наши воздушные командные пункты по качеству и надежности объективно превзойдут заокеанские.
В Воронеже началось строительство «самолета Судного дня» нового поколения
В настоящее время Вооруженные силы России имеют четыре самолета Ил-80, которые также называют Ил-86ВКП, то есть воздушный командный пункт.
Воздушные пункты управления построены на базе одного из самых надежных гражданских авиалайнеров Ил-86.
Они предназначены для управления Сухопутными войсками, ВМФ, стратегической авиацией, наземными и подводными ракетно-ядерными силами в том случае, если из строя окажутся выведены их наземные пункты управления, узлы и линии связи. Причем не только в случае войны, но вследствие возникновения природной или техногенной чрезвычайной ситуации, которых в последнее время стало как-то слишком много.
Хотя, конечно, в первую очередь они принимают командование на себя в случае начала широкомасштабной ракетно-ядерной агрессии против нашей страны.
Ил-86ВКП приняли на вооружение в конце 1980-х. За прошедшие годы радиоэлектроника и компьютерная техника качественно изменились, и не один раз.
Стало ясно, что самолеты стратегического управления требуют кардинального обновления. Которое и провели на одном борту в 2015 году.
В 2016 году минобороны получило глубоко модернизированный Ил-86ВКП. Его всесторонне испытали, в военном ведомстве остались довольны. Тогда же появилась информация о том, что будет заказана модернизация второго борта.
Однако позже стало известно, что принято другое решение. Новые самолеты ВКП будут строиться на базе гораздо более современных Ил-96-400М. Что и подтвердилось. Называться он будет Ил-96-400МВКП. Сам проект кардинального обновления воздушных командных пунктов, как сообщается, носит название «Звено-3С».
Строительство самолета уже начато на Воронежском авиационном заводе, где как раз и собирают гражданские версии Ил-96 различных модификаций. Аппаратная начинка, как ранее сообщали СМИ, разработана в Нижегородском научно-производственном предприятии «Полет».
При разработке воздушного командного пункта были приняты особые меры по снижению воздействия ядерного взрыва. На лайнере до минимума сократили число люков и дверей, убрали все иллюминаторы, усилили конструкции крыла и корпуса. Такой самолет, попав даже в сильнейший турбулентный поток или взрывную волну, разрушиться не должен.
Ил-96-400МВКП, помимо огромных запасов топлива, будет иметь штангу для дозаправки в воздухе, поэтому его полет может длиться сутками.
Для связи с подводными лодками воздушный командный пункт имеет специальную антенну длиной около восьми километров. В случае необходимости ее выпускают из хвостовой части лайнера.
Ил-96-400МВКП, по словам экспертов, будут также отличать повышенная живучесть, функциональность, надежность, улучшенные массогабаритные характеристики и более низкое энергопотребление, по сравнению с предшественниками.
Последнее немаловажно, так как бортовая аппаратура такого лайнера требует огромного количества электроэнергии.
То есть всю ужасающую картину, неизбежно возникающую в случае ядерного удара, экипаж воздушного командного пункта будет наблюдать, как говорится, в онлайн-режиме.
И сигналы на ответные пуски стратегических ракет наземных и морских сил пройдут через любой атомный шторм
Также получат необходимые команды Сухопутные войска, ВМФ и Воздушно-космические силы.
Кстати, в США свои «самолеты Судного дня», введенные в строй еще в 1970-е годы, не модернизировали ни разу. Так что наши воздушные командные пункты по качеству и надежности объективно превзойдут заокеанские.