в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Контрольно измерительный материал по русскому языку 4 класс

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Входной диктант по русскому языку

Я стоял на опушке и слушал песню леса. С неба упал журавлиный крик. Птицы летели косяком. Вдруг строй рассыпался. Что случилось в небе? Почему тревожно закричали журавли?

Вот птицы построились в круг. Они минут десять кружили над Волгой. Журавли попрощались с родным краем и скрылись за горизонтом. Мне было грустно. Я осмотрел местность. Осенний день провожал тёплые солнечные дни. Наступала дождливая осень.

1. Определите количество слогов, букв и звуков в словах: ливень

2. Синтаксический разбор: 7 предложение

3. Выписать словосочетания из 9 предложения.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова. Огромный пёс нёсся прямо на девочку.

3. Сделать звуко – буквенный разбор слова: очень.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

Слово для справки: красне е т.

1. Выписать предложение с однородными членами

2. Разобрать слова по составу: ранняя, подберёзовики, грустно

3. Сделать звуко – буквенный разбор слова: гриб.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: (за) выдумку

Контрольный диктант за первое полугодие

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: х и барки, клад ез ь, р а чительные.

1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа. Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – вредителей, вариант 2 – гусениц.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.» Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д.п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. 1) В…, …, …уборе стоит осенний лес. 2) На …небе загорелись… звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

1.Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения. В субботу… пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На… были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.

Итоговый контрольный диктант

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.

1 четверть Охотник, тайга, аппликация, волшебник, акварель, надежда, представление, железо, издалека, обида, печаль, километр. (12 слов)

2 четверть Недоумевать, аллея, ненавидеть, невзлюбить, неволить, негодовать, пассажир, камыш, свобода, экспресс, искусство, аппетит (12 слов)

3 четверть Район, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем, аккуратно, биография, искусство, правительство, памятник, портрет, минута, сочинение. (15 слов)

4 четверть Альбом, бассейн, двенадцать, килограмм, коридор, металл, одиннадцать, пейзаж, сверкать, секунда, федерация, экскурсия, якорь, снизу, отечество. (15 слов)

Источник

Георгий СКРЕБИЦКИЙ
Лесной голосок

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!» — но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла — может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим, нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Источник

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске?

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске.

Вдали послышался знакомый лесной голосок.

Это куковала кукушка.

Я её слышал много раз.

Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто.

В прятки со мной играет.

Решил наоборот играть : я спрячусь, а ты поищи.

Залез в куст орешника и кукукнул один раз.

И вдруг неподалёку послышался её крик.

Я молчок : поищи получше.

А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица.

Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках.

Может, это ястребёнок?

А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.

Вот она какая – кукушка!

(119 слов) Грамматическое задание 1.

Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Ч. * Местоимения я, она, ее повторяются в тексте по несколько раз.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Подчеркнуть второстепенные члены предложения : Звонко кукушка вдали куковала?

Подчеркнуть второстепенные члены предложения : Звонко кукушка вдали куковала.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске?

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске.

Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке.

Но, может, она совсем не такая?

Это оказалось совсем не просто.

», но уже совсем в другом месте.

Я остановился в раздумье.

А может, она играет со мною в прятки?

Она прячется, а я ищу.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой.

Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения.

Такой у нас во дворе за воробьями охотится.

Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

(придумай заголовок к текстуй0.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Есть ли в предложение однородные члены?

Есть ли в предложение однородные члены?

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Взгрустнулось кукушке?

Найди в тексте имена существительные 1скл.

Ед. ч Указать падеж.

Найти и подчеркнуть личное местоимение.

Над ним указать лицо, число, род.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

В солнечный день я бродил в березовом перелестке выписать из текста местоимения указать их лицо число и падеж?

В солнечный день я бродил в березовом перелестке выписать из текста местоимения указать их лицо число и падеж.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Помогитеразобрать слова по составу кукушка закуковала закукует?

разобрать слова по составу кукушка закуковала закукует.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

— выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж?

— выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.

— спишите слова, разделяя их на две группы

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.

— вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения

В субботу … пошли в парк.

Деревья стояли в пёстром наряде.

На … были красные, жёлтые, оранжевые листья.

На … дождём посыпались осенние листья.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске.

Вдали послышался знакомый лесной голосок.

Это куковала кукушка.

Я её слышал много раз.

Но никогда не видел.

Увидеть её оказалось совсем непросто.

Я иду к ней на голосок, а она – от меня.

В прятки со мной играет.

Решил наоборот играть : я спрячусь, а ты поищи.

Залез в куст орешника и кукукнул один раз.

И вдруг неподалёку послышался её крик.

Я молчок : поищи получше.

А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица.

Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках.

Может, это ястребёнок?

А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.

Вот она какая – кукушка!

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

В тексте В воскресенье, в ещё не просохших от росы деревьях, закуковала кукушка найти известные орфограмиы?

В тексте В воскресенье, в ещё не просохших от росы деревьях, закуковала кукушка найти известные орфограмиы.

Источник

Волжский класс

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Боковая колонка

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Рубрики

Видео

Книжная полка

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Ноябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Окт
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

4 класс. Развитие речи. Урок 2

Практическое задание к уроку 2 по развитию речи в 4 классе.

Работа с текстом

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. (1) Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. (2) Надо мной струятся ветви берёз. (3) Листья на них кажутся то изумрудно–зелёными, то совсем золотыми. (4) А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. (5) И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. (6)

Солнце и в небе, и на земле… (7) И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. (8) И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку–ку, ку–ку!…» (9)

1. Прочитай текст. Определи стиль текста.

3. Определи главную тему текста.

Нужно ценить окружающую природу.

4. Объясни выражение «струятся ветви берёз».

Ветки берёзы ниспадают словно волны.

5. Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами.

6. Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.

Вся природа купается в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают ослепительной белизной.

7. Укажи главное слово в словосочетании.

х
Светлые зайчики
х
сверкает белизна
х
бежать вдаль
х
отражение солнца
х
солнечное отражение
х
молодые берёзки.

8. Выпиши из второго абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.

И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

9. Разбери слова по составу.

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант 10. Спиши, раскрывая скобки.

Дорога свернула в берёзовый перелесок. Мы с товарищами зашли в густую чащу. Вдруг послышался голос кукушки. Совсем рядом застрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!

11. Выпиши из первого предложения словосочетание — имя существительное с именем прилагательным. Определи падеж имени прилагательного.

в берёзовом (П. п.) перелеске.

12. Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

З е лёной л и ствою одеты д е ревья. Пахнет гр и бами и спелой з е мл я никой. Громко п о ют птицы. Под д е ревьями в л е су рыщ у т звери.

13. Выпиши из текста два имени существительных в дательном падеже.

по траве, по дорожке

14. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова. Отгадай, что это?

Над р е кой (рéчка) ост а новился (встать)

Шар воздушный, з о л о той (зóлото, позолóченный).

А потом за лесом скрылся,

Пок а чавшись (кáчка) над в о дой (вóдный).

15. Составьте и запишите план текста.

Источник

Лесной голосок — Скребицкий Г.

Рассказ о том, как автор в начале лета, гуляя в березовом перелеске, услышал кукушку. Он никогда не видел эту птицу, даже на картинке, и ему захотелось на нее посмотреть. Он стал бегать на ее голос, но кукушка перелетала с места на место.

Лесной голосок читать

в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Смотреть картинку в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Картинка про в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант. Фото в солнечный день я бродил в березовом перелеске диктант

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!» — но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла — может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим, нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *