в субботний день часу в шестом
Стихотворение и анализ «Вчерашний день, часу в шестом…»
Вчерашний день, часу в шестом,
Там били женщину кнутом,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Краткое содержание
В своих лирических стихотворениях Николай Алексеевич Некрасов всегда обращался к теме крепостного права и угнетенного положения русского крестьянства. Наряду с этим, в его произведениях прослеживается проблема поэзии и поэта, его гражданской роли в государстве и обществе. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» является наглядным примером симбиоза этих двух направлений в творчестве русского поэта.
Николай Неврев. Торг. 1866
Николай Некрасов вырос в атмосфере жестокости. Сначала это был тиран-отец, относившийся к крестьянам, как к вещам, затем жестокий мир петербургских трущоб, в который молодой человек окунулся, сбежав из дома. Бесчеловечность царила повсюду, она правила миром, и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» – яркое тому подтверждение.
Во втором катрене обыгрывается звуковая составляющая стихотворения: на фоне полного молчания истязуемой слышен лишь свист опускающегося на ее спину кнута. На первый план здесь выступает чувство достоинства, с которым девушка переносит наказание. Ни одного звука не вырывается из ее груди, и автор призывает Музу быть такой же стойкой, как и ее родная сестра в образе юной крепостной крестьянки.
Стоит отметить, что некрасовское стихотворение не вполне соответствует действительности. Женщин вообще довольно редко подвергали телесным наказаниям, а в 1845 году порка при помощи кнута была полностью отменена. Кроме того, Сенная площадь не являлась тем местом, где проводились такие карательные меры. Возникает вопрос: с какой целью поэт изобразил столь жестокую сцену в своем стихотворении? Две последние строки текста дают этому полное пояснение – автор применил этот художественный образ с целью показать, что его Муза – не сошедшая на землю прекрасная богиня, а родная сестра юной крестьянки. Его поэзия – это не возвышенное восхваление прекрасных чувств, а отражение реального положения страдающего народа.
Анализ
История создания
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» датировано самим Некрасовым 1848 годом. Вероятно, это не совсем точная дата, так как по его признанию, он сделал это наугад, отыскав среди своих карандашных заметок наброски к этому тексту. Однажды супруга известного переводчика, Ольга Козлова попросила поэта найти ей небольшое по объему стихотворение для своего поэтического альбома, так, из полусырого текста возникло стихотворение «Вчерашний день…». Поскольку его содержание представляло собой слабо замаскированное обличение крепостного права – к печати оно было запрещено и увидело свет лишь в 1883 году. Широкую популярность стихотворение приобрело после очередной публикации 1892 года. После установления Советской власти оно было включено в собрание сочинений Н.А. Некрасова, а немного позже – в школьную программу по русской литературе.
Персонажи и образы
Центральный персонаж стихотворения – девушка-крестьянка, подвергшаяся наказанию на площади Санкт-Петербурга. Главный герой-свидетель предстает перед читателем через ощущения автора, отождествляющего наказуемую со своей Музой. Акцент внимая сосредоточивается на стоическом поведении молодой женщины во время исполнения приговора. Несмотря на боль, она не издает ни звука, что подчеркивает ее гордость и независимость. Для толпы зевак – это вполне обыденное явление, классическая ситуация, имевшая повсеместное распространение в эпоху крепостного права. Слова Некрасова несут в себе косвенное осуждение жестокого общества, попытку разбудить народ от долготерпения и восстать против откровенной тирании властей.
Композиция
В композиционном плане стихотворение состоит из двух катренов (четверостиший). Первая строфа описательная, она знакомит читателя со временем и местом события. Вчера, в шестом часу после полудня, герой стал свидетелем позорного акта физического насилия над молодой женщиной на Сенной площади.
Вторая строфа наполнена эмоциональным содержимым. Это передается использованием таких приемов как восклицание при воззвании к Музе, аллитерацией со звуком «и», воспроизводящим звуковой образ бича. Построение текста на контрасте молчания героини и свиста бича многократно усиливает эмоциональное напряжение, вызывающее участие и сострадание.
Литературный род стихотворения – лирическое произведение, по жанру оно представляет собой гражданскую лирику. Литературное направление произведения – реализм.
Размер и средства художественной выразительности
Используемый при построении текста разностопный ямб, обеспечивает ему краткость, присущую репортажу. Разновидность данного стихотворного размера состоит в использовании в нечетных строках четырехстопного, а в четных – трехстопного ямба. Перекрестная рифмовка (АВАВ) определяет четкий ритм стихотворения.
Поскольку стихотворение носит репортажный характер, автор сознательно не использует большое количество художественных средств. Если учесть малый объем стихотворения (всего две строфы), такой подход становится тем более оправданным.
Некрасов намеренно подчеркивает жестокость действия, применяя книжную лексику. Заменой слова «кнут» словом «бич» он представляет читателю необыкновенно живую и яркую картину наказания. Аллегорией можно назвать избиение девушки, подобное избиению Музы поэта, униженной, истерзанной жесткой цензурой, но остающейся не покоренной и гордой: «И Музе я сказал: Гляди! Сестра твоя родная!» Текст содержит два эпитета: «крестьянка молодая», «сестра твоя родная» и одно олицетворение – «бич свистал».
Проблематика и основная идея произведения
Главная проблема произведения – самодержавный строй Российского государства с его унизительным атрибутом – крепостным правом. Несмотря на запрет телесных наказаний, они, по свидетельствам многих очевидцев, продолжали применяться и успешно покрывались властями.
Любой конфликт всегда заканчивался оправданием помещика, поэтому крестьянское сопротивление не имело ни силы, ни смысла. Деспотизм довлел во всех сферах политической и общественной жизни и, если по отношению к образованному населению физические наказания не применялись, на замену им приходила жесточайшая цензура, которая в итоге приводила к такому же униженному положению.
Тем не менее, несмотря на запреты и преследования, русские литераторы создавали свои величайшие шедевры. Муза литературы и искусства оставалась непокоренной и достойно переживала тяжелые времена. Некрасов входил в число тех, кто считал себя обязанным вслух говорить о бедственном положении крестьянстьва. Под влиянием его стихотворений пробуждалось народное самосознание, все чаще звучал призыв к действиям, желание перемен одерживало верх над страхом и привычным смирением. Поэт был уверен, что народ – это огромная скрытая сила и всем своим творчеством способствовал ее высвобождению.
Вчерашний день, часу в шестом…
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистел, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Николай Некрасов — Вчерашний день, часу в шестом: Стих
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова
Одним из самых известных, хрестоматийных стихотворений, отражающих взгляды Н. Некрасова является произведение «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848 г.). В этой миниатюре, написанной под влиянием случайно увиденной сцены, поэт выступает не только в защиту простого крестьянства, но и размышляет об истинном предназначении поэта.
Некрасов стал свидетелем избиения кнутом молодой крестьянки. Это было обыденным, признаваемым справедливым явлением. В отношении крепостных крестьян не существовало строгого законодательства. Подневольные люди полностью зависели от произвола своих хозяев. Случайные свидетели в большинстве своем признали бы это наказание справедливым. Просто крестьянка в чем-то не угодила хозяину, а значит проявила непокорность. Дворяне не ставили крепостных выше рабочего скота, поэтому жестокое физическое наказание считалось лучшим способом воспитания должного уважения. Однако Некрасов видел в крестьянине такого же человека. Будучи гуманистом, он понимал, что избиение (даже за настоящее преступление) никогда не сделает человека лучше. Такой метод унижает человеческое достоинство. Он приведет лишь к озлоблению и желанию мести.
Во второй части стихотворения заложены размышления Некрасова по этому поводу. Он не случайно упоминает, что женщина молча и терпеливо переносила наказание. Поэт восхищался стойкостью русского крестьянства. Несмотря на тяжелый физический труд, голод и постоянную угрозу физической расправы, крестьяне редко выражали свое недовольство. Они спокойно несли свой крест и не переставали надеяться на лучшее. Некрасов видел в крепостном крестьянине залог сохранения физических и духовных сил русского народа. Изнеженная дворянка могла бы умереть от одного удара кнутом, так как обеспеченная ленивая жизнь сделала ее слабым и уязвимым существом. В широком смысле дворянство, как класс, неуклонно двигалось к своему вырождению. Только в многомиллионном русском крестьянстве сохранялся здоровый корень нации.
В последних строках стихотворения содержится еще одна важная мысль Некрасова. Называя крестьянку родной сестрой своей Музы, поэт обращает внимание читателя на то, что истинное значение поэта заключается в служении народу. Некрасова постоянно критиковали за его резкие антикрепостнические взгляды, подвергали произведения поэта цензуре. Это тоже было своеобразным несправедливым наказанием. Выступая в защиту простого народа, Некрасов во имя добра и справедливости «забывал» о своем дворянском происхождении и заявлял о кровном родстве с крестьянством. Впоследствии он даст развернутую характеристику своей Музы, не имеющей ничего общего с безобидными лирическими произведениями, воспевающими только любовь и красоту.