в судный день шайтан скажет
Правда ли, что шайтан приходит к человеку перед смертью и требует отказаться от веры?
Когда Всевышний Аллах изгнал шайтана с небес, тот обещал, что будет сбивать с пути истинного и вводить заблуждение Его рабов. Поэтому каждого верующего всю его жизнь преследует шайтан, всячески стараясь сбить с пути Ислама.
Всевышний Аллах в Священном Коране приводит слова шайтана:
قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ثُمَّ لَآتِيَنَّهُمْ مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَنْ شَمَائِلِهِمْ
(смысл): «За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я непременно устрою засаду против Адама и его потомков на Твоём прямом пути. Потом я подойду к ним [к людям] и спереди, и сзади, и справа, и слева, буду отклонять их от Истины и разукрашу для них ложь». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-А‘раф: 16-17)
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْءٍ مِنْ شَأْنِهِ
«Поистине, шайтан неотлучно находится рядом с каждым из вас, что бы вы ни делали». (Муслим, 2033)
Больше всего усилий шайтан прилагает, когда верующий находится при смерти: он очень старается, требуя от него отказаться от веры, ибо если он покинет этот мир неверующим, все его благие деяния сгорят и всё его поклонение окажется совершённым впустую.
Перед смертью человек вступает в последнее, самое ожесточённое сражение с шайтаном. В этой битве шайтан старается всеми возможными способами взять верх. Он не оставит ни одно укрепление, которое ему под силу взять.
Учёные-богословы в своих книгах пишут о том, что шайтан приходит к человеку, когда он умирает, чтобы сбить его с пути и заставить отказаться от своей веры.
Имам Аль-Куртуби в своей книге «Ат-Тазкира хавля ‘унван Аль-Ахира», в главе о приходе шайтана к умирающему, пишет следующее:
«От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что, когда раб Аллаха находится при смерти, рядом с ним усаживаются два шайтана. Один садится справа от него, а другой – слева. Тот, что слева, принимает облик его отца и говорит ему: «О сын мой, я был к тебе снисходителен и очень любил тебя, но я умер христианином, и это лучшая религия». Тот, что справа, принимает облик его матери и говорит ему: «О сын мой, поистине, моё чрево было для тебя пристанищем, моё молоко было для тебя питьём, и моё бедро было для тебя сиденьем, но я умерла в религии иудеев, и это лучшая религия».
Это предание привёл Абульхасан Аль-Кабиси в своём шархе к «Рисаля» Ибн Абу Зайда. Также Абу Хамид привёл предание с таким же смыслом в книге «Кашф ‘улюм Аль-Ахира»».
Далее имам Аль-Куртуби пишет:
«Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: “Когда мой отец Ахмад умирал, я находился рядом с ним и держал в руках отрез ткани, чтобы обернуть им его челюсть. Он терял сознание, а потом приходил в себя. Сделав жест рукой, он говорил: «Нет, пока нет!». Он проделал это несколько раз. Я спросил у него: «Отец мой, что вы говорите?». Он ответил: «Шайтан стоит рядом со мной, покусывая пальцы и говорит: «О Ахмад, ты избавился от меня!» А я говорю: «Нет, пока я не умру!»”.
Я (аль-Куртуби) утверждаю, что слышал, как наш шейх, имам Абу Аль-‘Аббас Ахмад ибн Умар Аль-Куртуби в Александрии говорил: “Когда брат нашего шейха Абу Джафара Ахмад ибн Мухаммад Аль-Куртуби умирал в Кордове, ему сказали: «Скажи Ля иляhа илля-Ллаh», и он ответил: «Нет, нет!». Когда он пришёл в себя, мы сказали ему об этом, и он ответил: «Два шайтана подошли ко мне справа и слева. Один из них сказал: «Умри как иудей, ибо это лучшая из религий; а другой сказал: «Умри как христианин, ибо это лучшая из религий». И я говорил: «Нет, нет!» им, а не вам»”.
Я (аль-Куртуби) говорю: “Подобных рассказов от праведников передаётся очень много: когда они отвечают отказом на талькин (внушение умирающему формулы единобожия, чтобы его последними словами были Ля иляха илля-Ллаh), они отвечают шайтану, а не тем, кто внушает им шахаду”».
Исходя из всего этого, мы можем сказать, что шайтан приходит к человеку перед смертью и всеми силами старается сбить его с истины и требует отказаться от веры. Поэтому тем, кто находится рядом с умирающим, следует внушить ему формулу шахады, чтобы он умер верующим и не поддался уловкам шайтана.
Также желательно читать рядом с умирающим Коран, особенно суры Ясин и Ар-Ра‘д. Чтение Корана рядом с человеком, находящимся при смерти, позволяет надеяться, что он уйдёт из этой жизни с иманом в душе, ибо шайтан избегает того места, где читается Коран.
Если рядом с умирающим будут читать Коран, шайтан не сможет подойти к нему и лишить его веры, прибегнув к своим хитростям. Поэтому следует уделять особое внимание последним мгновениям жизни умирающего и непременно постараться, чтобы в тот момент, когда душа покидает тело, рядом с этим человеком читался Коран.
У человека, находящегося при смерти, пересыхает во рту и в горле. Но в этот момент он уже не в состоянии сам попросить для себя воды. И тогда шайтан, считая это прекрасной возможностью, пытается при помощи различных уловок и хитростей лишить человека его веры. Бывает так, что он даже предстаёт перед умирающим со стаканом в руке и обещает дать ему воды, если человек откажется от своей веры. Поэтому, зная об этом, родным и близким умирающего следует смачивать ему водой губы и рот.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
В Судный день переложить ответственность на шайтана не удастся
В Судный день переложить ответственность на шайтана не удастся
Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания». (Сура «Ибрахим», аят 22)
После того, как мы прослушали весьма поучительный диалог, который состоится между превозносившимися лидерами общества, которые не обращали никакого внимания посланиям Аллаха, и слепо следовавшими за ними слабохарактерными людьми, теперь перед нами предстает новая, не менее поучительная сцена. На этой захватывающей картине мы наблюдаем, как поведет себя сатана после того, когда станет окончательно известно, кто попал в какую обитель, и что он скажет тем, кто заслужил пребывание в Аду.
Из этого выступления сатаны, который на самом деле не отрицает Аллаха и признается, что, пребывая на земле, он всегда говорил людям неправду, нужно сделать следующий вывод: власть сатаны прямо пропорциональна нашей слабости. В этой сцене из ахирата наш великий Господь передает нам слова сатаны о том, что у него нет никакой власти над людьми и он не в силах заставить их что-либо сделать. И это известие передано устами самого шайтана, чтобы оно укоренилось в нашем сознании.
Поэтому, если мы столкнёмся с таким исходом, которого никак не ожидали, то у нас не будет права обвинять во всём шайтана или его друзей, помогающих ему исполнять его функции. Ибо мы придем к такому печальному исходу из-за собственных предпочтений и сделанного нами по своей воле выбора. В другом аяте эта истина передается опять-таки устами самого шайтана:
«Господь наш! Я не сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблуждении». (Сура «Каф», 50:27).
Всё, что делает сатана, состоит из одних наущений. Он может нам только внушать сделать что-то плохое. Сверх этого он ничего не может сделать. Окончательное решение принимаем мы по своей свободной воле. Однако сатана будет продолжать в любом удобном случае ковыряться в нашем мозгу. И если мы хоть немного поддадимся, покажем слабину, он немедленно приступит к действиям. В хадисе Посланника Аллаха сказано: «Поистине, шайтан перемещается по человеку с током крови, и я боюсь, что он подбросит дурное в ваши сердца». (Бухари, “Итикаф”, 8). Здесь как нельзя лучше выражена главная функция сатаны.
Следовательно, насколько слаба наша воля, настолько сильнее воздействует на нас сатана. По мере того, как мы будем демонстрировать нашу решимость действовать в соответствии с теми принципами, которые установил для нас наш Господь, и быть верными указаниям Его посланников, окажутся безрезультатными планы шайтана и его друзей повести нас по ложному пути, будут тщетными все их козни и коварные старания.
Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!
5 современных уловок шайтана
На протяжении своей жизни человек проходит через нескончаемую череду разных испытаний. Если подумать, вся жизнь – это длинная цепь, состоящая из многочисленных звеньев тягот.
Всевышний Аллах таким образом подвергает испытаниям своих рабов, и чем праведнее раб, тем больше у него в жизни испытаний вне зависимости от их тяжести. От того, как человек пройдёт эти испытания, будет зависит его положение в День воскрешения: он либо возрадуется, либо опечалится.
Хотя испытания Всевышнего отличаются друг от друга лёгкостью и тяжестью, люди проходят их по-разному. Кто-то проходит с лёгкостью даже тяжелые испытания, а кто-то может споткнуться на самом лёгком.
Каждый раб Всевышнего способен выдержать любые испытания, однако шайтан не дремлет, и все его силы направлены на то, чтобы совратить людей с пути Истины. Ведь он является врагом рода человеческого, единственная цель которого – завести тех, кто последовал за ним, в геенну Ада.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا ۚ إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ
(смысл): «Поистине, шайтан для вас, о люди, является заклятым врагом, поэтому относитесь к нему как к врагу! Он зовёт своих последователей лишь для того, чтобы они оказались обитателями пламени Ада». (сура Фатир: 6)
Каждый верующий должен знать, что шайтан – его враг и будет наносить ему болезненные удары один за другим, пока не свалит его в нокаут. Однако человек должен после любого падения, каким бы болезненным оно ни было, вставать, как бы тяжко ему ни приходилось.
1. Стремление человека к власти и популярности
Одной из самых распространенных слабостей человека является стремление к власти, желание быть на виду у всех, стать центром всеобщего внимания. Эта слабость свойственна не только современному миру, а была актуальной для самого раннего периода человеческой цивилизации.
Этой весьма опасной болезни подвержены большинство людей, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Она проявляется в острой нужде человека в похвалах, лести, в чрезмерном внимании к своей персоне. Иногда человек возводит своё эго в степень идола, и для него существует только та правда, которая ему выгодна.
Искренне верующий человек всегда и во всём следует предписаниям Всевышнего Аллаха и руководствуется любовью и страхом ответственности перед Творцом. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ предостерегал нас от стремления к власти и популярности.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّكُمْ سَتَحْرِصُونَ عَلَى الإِمَارَةِ، وَسَتَكُونُ نَدَامَةً يَوْمَ القِيَامَةِ، فَنِعْمَ المُرْضِعَةُ وَبِئْسَتِ الفَاطِمَةُ
«Поистине, будете вы стремиться к власти, а ведь в День воскрешения она обернётся сожалением. Приятно наслаждение, но тяжко расставание». (Имам Ахмад, 9791; Бухари 7148; Ибн Хиббан 4482)
От ‘Ауфа ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنْ شِئْتُمْ أَنْبَأْتُكُمْ عَنِ الْإِمَارَةِ وَمَا هِيَ؟ أَوَّلُهَا مَلَامَةٌ، وَثَانِيهَا نَدَامَةٌ، وثَالِثُهَا عَذَابٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِلَّا مَنْ عَدَلَ
«Если вы хотите, то я могу поведать вам о власти и о том, что значит быть правителем. Во-первых, это порицание! Во-вторых, это сожаление! И в-третьих, это наказание в День воскрешения! Исключением же являются те, кто был справедлив». (Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 132; Баззар, 2756)
Также от Ка‘ба ибн Малика Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا ذِئْبَانِ جَائِعَانِ أُرْسِلاَ فِي غَنَمٍ بِأَفْسَدَ لَهَا مِنْ حِرْصِ الْمَرْءِ عَلَى الْمَالِ وَالشَّرَفِ لِدِينِهِ
«Пара голодных волков, запущенных в стадо овец, не смогут нанести им больше урона, чем стремление человека к богатству и почестям наносит его религии». (Имам Ахмад, 15784; Тирмизи, 2376; Ибн Хиббан, 3228)
Хотя Посланник Аллаха ﷺ призывает нас всегда помнить о том, что мы всего лишь рабы Аллаха, несущие ответственность за любой свой поступок, многие из нас попадаются на уловки шайтана и не перестают стремиться к власти, почёту и популярности.
2. Страх
Всевышний Аллах дал человеку чувство страха в качестве милости, чтобы это предостерегало его от той или иной опасности. Поэтому страх должен быть средством, облегчающим жизнь человека.
Однако человек, особенно в последнее время, подменил истинный смысл чувства страха, как он подменил смысл многих значений. Вследствие этого современный человек начал испытывать страх перед тем, что не имеет для него особого значения, и в то же время перестал бояться того, чего бы ему действительно стоило опасаться.
Все мы очень хорошо знаем, что каждый человек без исключения рождается и умирает в определённый Всевышним Создателем срок. Зная это, любой человек должен бояться только того, кто определил ему этот срок и достаточный на этот срок удел. А действительно ли мы боимся того, чего должны?
От Абу Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَرَى أَمْرًا لِلَّهِ عَلَيْهِ فِيهِ مَقَالٌ، ثُمَّ لَا يَقُولُ فِيهِ، فَيَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: مَا مَنَعَكَ أَنْ تَقُولَ فِي كَذَا وَكَذَا؟ فَيَقُولُ: خَشْيَةُ النَّاسِ، فَيَقُولُ: فَإِيَّايَ كُنْتَ أَحَقَّ أَنْ تَخْشَى
«Если человек попадёт в такое положение, что надо будет сказать что-то ради Аллаха, а он не скажет, Всевышний Аллах в Судный день спросит его: «Почему ты ничего не сказал, когда случилось то-то?». Тот человек ответит: «Я боялся людей». Всевышний Аллах скажет: «А разве не надо было бояться Меня?»». (Ибн Маджа, 4008)
3. Жадность
Как известно, пропитание каждого человека определяется Всевышним до его рождения, ему остаётся только создавать причины, и он непременно получит то, что должен получить. Однако часто многие из нас, забыв об этом, начинают копить имущество, которого достаточно, чтобы прокормить несколько поколений.
Всевышний Создатель предопределил каждому человеку не только пропитание в виде продуктов, но и всё необходимое во всех сферах жизни человека. Однако жадность побуждает человека собирать всё больше и больше мирских благ.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса и Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ أنَّ لابنِ آدَمَ وَادِياً مِنْ ذَهَبٍ أحَبَّ أنْ يكُونَ لَهُ وَادِيانِ ، وَلَنْ يَمْلأَ فَاهُ إلاَّ التُّرَابُ ، وَيَتْوبُ اللهُ عَلَى مَنْ تَابَ
«Если бы человек заимел целую долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё две, и никогда не наполнит утробу его ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается». (Бухари, 6436; Муслим, 1049)
Используя эту слабость человека, шайтан толкает его ещё глубже и пробуждает в нём ненасытность к мирским благам, а это лишает его искренности в делах и поступках, подвергая опасности его будущее, ожидающее его после жизни на этом свете.
А истинный мусульманин, искренне уверовавший в предопределение Всевышнего Творца, довольствуется своим уделом и благодарит за это Аллаха, всецело положившись на Него. Такое поведение раба – лучшее лекарство от этого недуга, поразившего многие души современных людей.
4. Расизм
В Исламе не допускается разделение людей по внешним признакам, цвету кожи и прочему. Перед Всевышним Создателем люди отличаются лишь своей богобоязненностью и искренностью поступков. Но в современном мире такое разделение на избранных и второсортных всё ещё существует.
Мусульмане ещё четырнадцать с половиной столетий назад отказались от этого мерзкого разделения, но благодаря уловкам шайтана эта болезнь распространяется в современном мире, в том числе среди некоторых мусульман.
От Абу Назрата (да будет доволен им Аллах) передаётся, о чём ему рассказал человек, который слышал, как в прощальной проповеди в средний день ташрика Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ، أَلَا إِنَّ رَبَّكُمْ وَاحِدٌ، وَإِنَّ أَبَاكُمْ وَاحِدٌ، أَلَا لَا فَضْلَ لِعَرَبِيٍّ عَلَى عَجَمِيٍّ، وَلَا لِعَجَمِيٍّ عَلَى عَرَبِيٍّ، وَلَا أَحْمَرَ عَلَى أَسْوَدَ، وَلَا أَسْوَدَ عَلَى أَحْمَرَ، إِلَّا بِالتَّقْوَى أَبَلَّغْتُ
«О люди! Помните, что Господь ваш един, и ваш отец един (все люди произошли от Адама и Евы). Помните, араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом; так же, как белый не обладает превосходством над чернокожим, а чернокожий не имеет преимущества над белым, кроме как в благочестии и добрых делах». (Имам Ахмад, 23489, Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 4774)
5. Гордыня и зависть
Самыми опасными уловками шайтана для современного человека являются гордыня и зависть. Именно из-за зависти и гордыни иблис был изгнан из Рая, проклят и лишён милости Всевышнего. Многие из тех, кто проявлял гордыню и презрительно относился к остальным, превратились в прах, а их эгоистичная гордыня не смогла им ничем помочь.
Чаще всего шайтан подстрекает человека завидовать мирским благам окружающих, а потом пробуждает в нём гордыню: «Чем я хуже и почему у меня нет такого!». Это всё ослепляет современного человека, и он легко поддаётся уловкам шайтана.
От Абдуллаха Ибн Масʻуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Пророк ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ
«Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется гордыня весом хотя бы с пылинку». (Муслим, 147; Абу Дауд, 4091; Тирмизи, 1998; Ибн Маджах, 59)
Видите, как шайтан лишает человека Рая, пробуждая в его сердце гордыню и высокомерие? Разумный человек не станет поддаваться его уловкам и будет остерегаться проявления гордыни и зависти. Жаль, что современный человек, имеющий богатейший опыт предыдущих поколений, повторяет те же ошибки одну за другой.
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ибрахим (Авраам), 22-й аят из 52
Всевышний Аллах рассказывает об обращении Сатаны к своим последователям после того, как Аллах решил между Своими рабами, и ввёл верующих в райские кущи, а неверных вверг в нижние слои ада. Иблис (да проклянёт его Аллах) в тот день обратится к ним, чтобы добавить печали к их печали и горя к их горю. Он скажет: ( إِنَّ اللَّهَ وَعَدَكُمْ وَعْدَ الْحَقِّ ) «Аллах ведь обещал вам обещанием истинным» – т.е. языком Своих посланников о том, что в следовании за ними есть спасение и безопасность. И это было истинным обещанием и правдивой вестью. Также и я обещал вам и нарушил своё обещание.
Как сказал Аллах Всевышний о нём в другом аяте: ( يَعِدُهُمْ وَيُمَنِّيهِمْ وَمَا يَعِدُهُمْ الشَّيْطَـنُ إِلاَّ غُرُوراً ) «Он даёт им обещания и возбуждает в них надежды. Но сатана не обещает им ничего, кроме обольщения». (4:120) ( وَمَا كَانَ لِىَ عَلَيْكُمْ مِّن سُلْطَـنٍ ) «И не было у меня над вами власти» – т.е. когда я призывал вас, и не было у меня никаких доводов и доказательств на мои обещания; ( إِلاَّ أَن دَعَوْتُكُمْ فَاسْتَجَبْتُمْ لِى ) «Я только звал вас, и вы ответили мне» – т.е. просто из-за этого вы ответили мне. А ведь пророки привели вам доводы на правдивость того, с чем они пришли, но вы ослушались их, и дошли до такого состояния сегодня; ( فَلاَ تَلُومُونِى ) «Не порицайте же меня» – сегодня; ( وَلُومُواْ أَنفُسَكُمْ ) «А порицайте самих себя» – ибо грех лежит на вас за то, что вы не послушали доводы (посланников) и последовали за мной как только я вас призвал; ( مَّآ أَنَاْ بِمُصْرِخِكُمْ ) «Я не помогу вам» – т.е. я не принесу вам пользы и не спасу из того положения, в котором вы сегодня; ( وَمَآ أَنتُمْ بِمُصْرِخِىَّ ) «И вы не поможете мне» – не спасёте меня от наказания и возмездия; ( إِنِّى كَفَرْتُ بِمَآ أَشْرَكْتُمُونِ مِن قَبْلُ ) «Я отрекаюсь от того, что вы меня сделали соучастником раньше» – т.е. Я отрекаюсь от вас по причине того, что вы предали меня в сотоварищи Аллаху, по мнению Катады. Ибн Джарир прокомментировал: «Я отрицаю то, что вы придали меня в сотоварищи Аллаху». И это более правильное мнение.
А также Сатана встанет и обратится к людям: ( وَمَا كَانَ لِىَ عَلَيْكُمْ مِّن سُلْطَـنٍ إِلاَّ أَن دَعَوْتُكُمْ فَاسْتَجَبْتُمْ لِى ) «И не было у меня над вами власти. Я только звал вас, и вы ответили мне»…. – до конца аята.
В судный день шайтан скажет
«Поистине, шайтан и его войско видят вас с той стороны, с которой вы не видите» (Фото: pexels.com).
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Когда наступит темнота (зайдёт солнце), войдёт время вечерней молитвы (Ахшам, Магъриб), не выпускайте на улицу детей и скот. Поистине, в это время (между временем вечерней и ночной молитвы) начинают бродить шайтаны. Закройте двери, поминая Аллаха, ибо шайтан не может открыть такую дверь» (Бухари, Муслим).
Хадис повествует о том, что происходит с заходом солнца и какие меры безопасности следует принять верующим, чтобы уберечь себя и близких от вреда нечистых сил. Это не является строгим повелением, но настоятельно рекомендуется в качестве этики (адаба) и сунны Пророка ﷺ.
Например, элементарное зевание (а оно весьма характерно в вечернее время) может стать дверью для шайтанов. «Когда кто-либо из вас будет зевать, то пусть прикроет рот рукой, ибо в этот момент шайтан способен проникнуть в человека» (Муслим, 2995), – сказано в хадисе.
Также есть другие состояния, как сильный смех, плач, справление нужды в случайных местах, где могут находиться обиталища джиннов и прочее, когда люди могут столкнуться с их вредом. Это особенно актуально, учитывая отдалённость современных людей от религиозного воспитания. Не от того ли сегодня можно встретить много странностей в людях, подобно одержимости чем-либо или безосновательных страхов.
«Он – Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение неё. » (Фото: shutterstock.com).
Тёмное время суток Всевышний создал для отдохновения человека, поэтому лучше посвятить его для совершения молитв, зикров, чтению книг и иного отдыха в кругу семьи, дома:
«Он – Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение неё, и день для освещения. Воистину, в этом – знамения для тех, кто внимает» (Йунус, 67); «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением» (Фуркан, 47).
Если же есть необходимость выйти из дома после захода солнца или по каким-то другим причинам верующий вынужден находиться на улице, то не стоит недооценивать рекомендации посланника Аллаха ﷺ: пребывать в омовении, читать суры «Ихлас», «Фаляк», «Нас», соблюдать этику в своём поведении и обходить стороной неподобающие места, спеша вернуться домой. А детей приучить читать эти оберегающие молитвы или же самим начитывать на них. Всё это, по воле Аллаха Субханаху ва Та’аля, убережёт и от сглаза.
Следует всерьёз воспринимать даже, казалось бы, незначительные наставления пророка ﷺ, ведь ему было дано знать многое, и лишь о малом из этого он оповестил людей, сказав: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы много плакали и мало смеялись» (Бухари).