в судный день сестра возьмет грехи брата
Самые близкие родственники – это кровные родители. Счастливы те, у кого они есть, у кого они живы;чьи родители небезразличны к своим детям. Родителей никто не может заменить, к сожалению. Когда они есть – мало кто это ценит. Дети, которые выросли без отца или без матери по тем или иным причинам, лучше остальных понимают, насколько это незаменимо и невосполнимо.
В Исламе почтение к родителям стоит на одном из первых мест. В одном из многочисленных хадисов говорится:
«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки).
Другой хадис показывает место матери в Исламе:
«Один человек спросил у Пророка (мир ему и благословение): «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, посланник Аллаха?». Пророк ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И пророк (мир ему и благословение) сказал: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим).
И родителям не стоит забывать о своих обязанностях перед детьми и не притеснять их.
Также необходимо проявлять почтение и к остальным родственникам, несмотря на общую тенденцию к свободе и стремлению жить независимо от других. Если раньше жили большими семьями в одном доме, то сейчас каждый стремится жить отдельно, даже будучи неженатым (незамужней). В итоге – снижение уровня внутрисемейных коммуникаций, духовная отдалённость друг от друга. Малейшая ссора, обида приводят к разрыву отношений, будто их и не было никогда. Даже близкие родственники могут годами не общаться друг с другом, созваниваясь друг с другом лишь в случае трагических происшествий. Однако Всевышний велел нам сохранять добрые родственные отношения в любых ситуациях:
وَاتَّقُواْ اللَّهَ الَّذِي تَسَآءَلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً
«…Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные отношения. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура ан-Ниса, 1);
Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим);
«Поистине, среди верующих самая совершенная вера у того, кто самый благонравный и самый добрый к своей семье» (Тирмизи).
Наверное, каждый в своей жизни убедился, что зачастую никто, кроме близких родственников, не поможет в беде, не придёт в больницу, не оплатит долги и т.д. Поэтому моду оставлять детей в детских домах, стариков – в домах престарелых и инвалидов нужно забыть. Разрыв родственных связей – один из больших грехов в Исламе. Множество аятов из священного Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение), которые мы приведем ниже, тому подтверждение.
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلاَ تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئاً وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَـامَى وَالْمَسَـاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِوَالصَّاحِبِ بِالجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَـانُكُمْ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالاً فَخُوراً
«Поклоняйтесь Аллаху и не давайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим в родстве с вами, собратьям (по ремеслу), путникам и тем, кем владеете вы. Воистину, не любит Аллах гордецов и спесивцев» (сура ан-Ниса,36).
Как видим из аята, поддерживать отношения необходимо не только с кровными родственниками, но и с соседями, друзьями и коллегами по работе независимо от их вероисповедания, братьями и сёстрами по вере.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда интересовался своими сподвижниками, ходил к ним в гости. В прежние времена люди переходили пустыню ради того, чтобы навестить друзей. Сегодня же задача намного облегчена: даже если нет времени, можно позвонить и поговорить с человеком в любой стране в любую минуту, и не только поговорить, но и увидеть на экране своего телефона.
Вознаграждение за укрепление родственных связей и наказание за их разрыв
В хадисе-кудси говорится: «Всевышний Аллах сказал: “Я — Аллах, и Я — Милостивый (Ар-Рахман), и Я сотворил родственные связи (рахим), и дал им имя от Своего Имени, и кто станет поддерживать их, с тем Я стану поддерживать связь, а кто порывает их, с тем и Я порву связь”» (Бухари)
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет». (Бухари, Муслим)
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, мусульмане! Сохраняйте родственные связи, поистине, это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)».
В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возведёт ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).
Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен ими обеими Аллах), что один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил его: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния». (Тирмизи, Хаким).
В хадисе говорится: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей».
Итак, из приведённых хадисов мы видим, что плодами поддержания родственных уз являются защита и поддержка Аллаха, прощение грехов, увеличение земного удела (ризк), увеличение срока жизни, вход в Рай.
Современная наука доказала, что тёплые отношения, будь то родственные или нет, делают людей более счастливыми, успешными и здоровыми.
Приведённые ниже аяты и хадисы говорят нам о таких тяжёлых последствиях разрыва родственных отношений, как непринятие молитв, постов и благих деяний, бедность и короткая жизнь, проклятие Аллаха и дорога в Ад.
Всевышний говорит (смысл): «А те, кто нарушает завет (договор) с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют бесчестие на земле (неверием, грехами) – получат проклятие (после наделения милостью Аллаха) и Скверную обитель (Ад)» (сура «Ар-Раад», аят 25).
«Неужели вы, если откажетесь от веры, надеетесь творить нечестие на земле и разорвать родственные узы? Ведь проклял их Аллах, лишив слуха и зрения. Неужели не размышляют они о Коране? Или на запоре сердца их?» (сура 47 аяты 22-24).
«Порывающий со своими родственниками не войдет в Рай»,– сказано в хадисе (Бухари, Муслим).
В другом хадисе говорится: «Не спорь с мусульманином и не держи на него обиду более трёх дней. Человек, который умер, держа обиду на своего брата по вере более трёх дней, попадёт в Ад».
«Посты в Рамазан не принимаются у того, кто не поддерживает родственные узы» (хадис).
«Если в течение года двое не помирились, то им записывается такой грех, как будто они пролил кровь друг друга» (Абу Дауд, Байхаки).
Абдула ибн Масуд говорил: «Когда двое поссорились, тот, кто стал причиной ссоры, выходит из полноценного Ислама до тех пор, пока они не помирятся».
У того, кто разрывает родственные связи, не принимаются благие деяния. От Абу Хурайры передаётся хадис: «Деяния человека предстают перед Аллахом в ночь на пятницу, и не принимаются деяния того, кто разорвал родственные связи» (Ахмад).
Что на самом деле означает «поддерживать родственные связи»?
Поддерживает отношения не тот, кто просто отвечает взаимностью на оказанное внимание, а тот, кто поддерживает отношения вне зависимости от того, делают ли другие то же самое. Если ему не звонят и не вспоминают его, не навещают, не оказывают какое-либо внимание, то он сам проявляет инициативу в поддержании отношений. Даже если против него совершают зло, отрекаются от него, даже если родственники – не мусульмане, всё равно необходимо проявлять терпение и прощение ради Аллаха. В Судный день каждый понесет отчёт только за свои поступки: проявляющий добро будет вознагражден, творящие зло и притеснители получат своё наказание.
В хадисах Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил следующее: «Кто отвечает добром тем родственникам, которые хорошо относятся к нему, не считается выполнившим свой долг по отношению к ним. Считается, что выполняет долг только тот, кто продолжает хорошо относиться к ним, несмотря на то, что они порвали с ним всяческие отношения» (Бухари, Муслим); «Самая лучшая садака – это когда ты даёшь тому, кто не даёт тебе, оказываешь помощь тем, кто не оказывает помощи тебе, прощаешь тех людей, которые обошлись с тобой несправедливо».
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Хадис передал Муслим).
Как можно поддерживать родственные узы?
Поддерживать отношения с родственниками, соседями, друзьями, коллегами, братьями и сёстрами по вере можно различными доступными для нас способами, начиная с простой улыбки и приветствия. Несмотря на нехватку времени, нужно ходить в гости, заранее договорившись о визите, проводить досуг вместе, посещать свадьбы и похороны, помогать в трудную минуту как словами, так и делами. Созваниваться, писать письма, поздравлять с праздниками, хвалить, дарить подарки, пусть даже символические, в случае необходимости давать деньги в долг без процентов, сопровождать больных людей в поездке на лечение в другой город или страну, помогать в бедности, помогать трудоустроиться и создать семью, доносить до них Ислам, предостерегать от совершения грехов, давать мудрые советы и наставления, искренне желать в сердце счастья всем, молиться за них.
Ибн Абу Хамза (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поддержание родственных связей иногда происходит посредством денег, иногда – оказанием помощи при нужде, защитой их от какого-либо вреда, а иногда – просто радушным выражением лица и молитвой за них». Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поддерживание родственных связей – это оказание благодеяний родственникам. Это происходит в соответствии с возможностями тех, кто желает поддерживать родственные связи, и с потребностями тех, с кем их поддерживают. Иногда имуществом, иногда услугой, иногда посещением, иногда просто приветствием и другими делами».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Держите родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар).
Однако надо иметь ввиду, что поддерживать отношения необходимо в той мере, в какой дозволено Шариатом, чтобы не навредить самому себе. К примеру, если вы пришли в гости к кому-то, и там передают сплетни, курят, пьют, играют на деньги, смотрят непристойные фильмы и так далее, то необходимо оставить такие собрания, дабы не стать соучастником этих грехов. Аллах сказал в Коране: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (сура 4аят140).
Крепкие семьи – это залог крепкого государства, крепкой Уммы. Поэтому давайте укреплять наши отношения всеми возможными способами.
Хадиджа (Вероника) Черноморская, Казахстан
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кто получит право заступиться за других в День Суда?
В Судный день, когда каждый человек будет отвечать за свои дела в земной жизни, у верующего будут заступники, которые будут ходатайствовать за него перед Аллахом (такая форма содействия именуется словом «шафаат» – прим. Islam.Global).
Кто же сможет поручиться за мусульманина в день, когда Всевышний будет определять его дальнейшую судьбу?
1. Пророк Мухаммад (с.г.в.)
Заключительный Божий посланник (с.г.в.) наделён правом заступиться за свою умму в День Суда. Дело в том, что каждому из пророков в истории человечества была предоставлена одна мольба, которая не отвергалась Всевышним. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) оставил её для того, чтобы воспользоваться в Судный день, когда все верующие будут нуждаться в содействии. При этом его шафаат коснётся всех представителей мусульманской уммы. Тех верующих, которые станут обитателями Джанната, Посланник Всевышнего (с.г.в.) попросит возвысить на более высокую ступень Рая. Тем же, кто грешил на протяжении земной жизни, но искренне верил в своего Творца, он будет просить смягчения наказания.
Однажды сахаб Абу Хурайра (р.а.) спросил у Пророка (с.г.в.) о том, кто будет самым счастливым в День Суда? На что тот ответил: «Все, кто искренне произносил слова «Ля иляхя иляЛлах…» и следовал единобожию» (Бухари).
2. Священный Коран
Вторым заступником для верующих станет Книга Аллаха, которая была ниспослана умме в качестве верного руководства. Однако шафаат Корана коснётся лишь тех, кто читал, изучал и заучивал наизусть его аяты и суры в земной жизни. В День Суда Писание предстанет пред Творцом и скажет: «Укрась достоинства тех, кто усердствовал в чтении Книги» (Тирмизи).
Особое внимание здесь уделяется суре «Власть», о которой говорится в следующем хадисе: «Воистину, есть сура, включающая в себя 30 аятов. Она будет ходатайствовать за верующего, который читал её или знал наизусть, до тех пор, пока ему не будут прощены грехи. Это – Табаракаль-лязи би ядихиль-мульк…» (Тирмизи, Абу Дауд, Насаи).
Помогать мусульманину будут и другие суры Священного Писания. В частности, «Аль-Бакара» и «Али Имран» будут укрывать своей тенью людей, которые их читали (Муслим).
3. Пост
В роли своеобразного «адвоката» правоверных в Судный день выступит пост (ураза). Его соблюдение в месяц Рамазан считается одной из важнейших обязанностей мусульман. Безусловно, за усердие в этом рабу Аллаха записывается большая награда, в том числе право на шафаат со стороны поста. В Судный день он предстанет перед Создателем и произнесёт: «Из-за меня такой-то и такой-то лишался еды и питья в светлое время суток. Позволь мне заступиться за него» (Ахмад, Табарани).
В данном хадисе речь идёт не только об обязательном посте – сюда также относится и добровольная ураза, которые мусульмане держат ради Создателя.
4. Шахиды
Кроме того, за человека в День Суда смогут заступиться и некоторые люди, помимо пророков. В частности, это смогут сделать погибшие на пути Аллаха верующие. Здесь не идёт речь о радикальных элементах, с которыми, как правило, ассоциируется это слово. (Более подробно о том, кто может считаться истинным шахидом, читайте здесь)
Пророк (с.г.в.) сказал: «Шахид сможет ходатайствовать за 70 человек из своего рода» (хадис приводят Абу Дауд и Ибн Хиббан).
5. Алимы
Правом заступничества будут также обладать и мусульманские учёные, которые внесли существенный вклад в развитие уммы. Третий праведный халиф Усман ибн Аффан (р.а.) пересказывал следующие слова Пророка (с.г.в.): «В День Суда правом шафаата смогут воспользоваться пророки, учёные и шахиды» (Ибн Маджа).
При этом учёные получат право шафаата, прежде всего, за своих учеников и тех, кто следовал их учению и усердствовал в получении новых знаний.
6. Дети
Также попросить у Аллаха лучшей участи для своих родителей смогут дети, которые покинули земной мир, не достигнув совершеннолетия. Подтверждением тому служит хадис: «В День Суда будет повеление детям: «Входите в Рай». Но они обратятся к Творцу: «Позволь нам дождаться родителей»… И скажет тогда Создатель: «Ступайте в Рай вы и ваши родители» (Ахмад).
При этом пользу родителям в Судный день смогут принести и уже взрослые дети, поскольку за каждое их благое дело часть саваба записывается и родителям, даже если их уже нет в живых.
7. Ангелы
Речь идёт об ангелах, которые сопровождают человека на протяжении земной жизни и записывают его дела. В День Суда они будут свидетельствовать о благих поступках верующих людей и станут приводить их в качестве доводов.
Несмотря на большое число заступников, каждый человек должен чётко понимать, что его участь находится лишь в руках Всевышнего, который рассудит каждого по справедливости. Исходя из этого, правоверный вправе надеяться на заступничество, но в то же время ему следует самостоятельно создавать почву для того, чтобы заслужить такое право. А значит – совершать благие дела и сторониться всего греховного.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Вошедший в ад грешник из уммы пророка Мухаммада там и останется Люди не грешите перед Господом.Помните что земная жизнь это малое время по сравненю с вечной жизнью.Да пребудет милость Аллаха над Правоверными и Верующиии
Ассаломалейкум. В последнее время очень заинтересовался историей пророков и Посланников. Я не нашел информации о посланниках или пророках народам Китая и Индии. А ведь их больше всего на земле. Мне кажется, что я недостаточно хорошо искал информации об этом. Пожалуйста если у Вас, есть знание по этому вопросу подскажите кого из пророков или Посланников Всевышний ниспослал этим народам. Заранее благодарю Вас.
Одил, не всем народам индивидуально были посланы пророки или посланники. Ко всему человечеству и джиннам был послан пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
Как люди будут отвечать в День Суда?
Когда у людей возникают какие-либо имущественные разногласия, они, как и положено праведным мусульманам, идут к имаму для разрешения спора. Но в большинстве случаев разрешение спора перетекает в другие, ещё более крупные проблемы. Тот, кому имам присудил что-то в споре, уходит довольный, полагая, что он заслуженно получил то, на что претендовал. А вот проигравшая сторона считает, что её засудили, и уходит обиженной, как будто у неё отняли кровное.
Но мы не можем знать истинного положения дел, ибо имамы судят согласно «захиру» (очевидному положению дел), а справедливый суд ждёт нас на том свете.
Передают со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إنَّمَا أنا بَشَرٌ، وَإنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ ألْحَنَ بِحُجّتِهِ مِنْ بَعْضٍ، فأَقْضِيَ لَهُ بِنَحْوِ مَا أسْمعُ، فَمَنْ قَضَيتُ لَهُ بِحَقِّ أخِيهِ فَإِنَّما أقطَعُ لَهُ قِطعةً مِنَ النَّارِ
«Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда может быть так, что я вынесу решение в его пользу на основании того, что услышу, однако пусть знает тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу адского пламени!» (Бухари; Муслим)
Это указывает на то, что даже Пророк (ﷺ) в принципе мог ошибаться в том, относительно чего Аллах не ниспосылал ему откровений. Также это указывает на то, что он разрешал споры и выносил решения согласно «захиру». И это является мудростью от Всевышнего Аллаха, чтобы в дальнейшем те, кто будет выносит решение, последовали примеру нашего Пророка (ﷺ).
Что касается справедливости вынесенного имамом решения, то и он, в принципе, может ошибаться, ибо каждый имам выносит решение согласно очевидному положению дел. Поэтому никто не должен обижаться или предполагать, что ему заслуженно что-то присудили, и тем более – обижаться, что его незаслуженно засудили, ибо решение вынесено согласно «захиру».
Мы не должны забывать, что в Судный день нам предстоит держать ответ за все наши деяния, и будут вынесены окончательные справедливые решения, которые не подлежат обжалованию. Положение тех, кто завладел чужим имуществом и притеснил кого-то, будет очень трудным, ибо придется отвечать за каждую пылинку.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) спросил (людей):
«أتدرونَ مَنِ المُفْلِسُ؟» قالوا: المفْلسُ فِينَا مَنْ لا دِرهَمَ لَهُ ولا مَتَاع، فَقَالَ: «إنَّ المُفْلسَ مِنْ أُمَّتي مَنْ يأتي يَومَ القيامَةِ بِصَلاَةٍ وصِيامٍ وَزَكاةٍ، ويأتي وقَدْ شَتَمَ هَذَا، وقَذَفَ هَذَا، وَأَكَلَ مالَ هَذَا، وسَفَكَ دَمَ هَذَا، وَضَرَبَ هَذَا، فيُعْطَى هَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ، وهَذَا مِنْ حَسناتهِ، فإنْ فَنِيَتْ حَسَناتُه قَبْل أَنْ يُقضى مَا عَلَيهِ، أُخِذَ منْ خَطَاياهُم فَطُرِحَتْ عَلَيهِ، ثُمَّ طُرِحَ في النَّارِ». رواه مُسلم.
«Знаете ли вы, кто является неимущим (обанкротившимся) человеком?» Они ответили: «Неимущими среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, неимущим из числа моей уммы (общины) окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровьэтого и ударил этого, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то — тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, то станут брать грехи обиженных им людей и возлагать их на него, а потом его ввергнут в Ад!» (Муслим)
Вся награда, которую человек с таким трудом заработал, занимаясь поклонением день и ночь, будет отнято у него за такие поступки, которые он в этом мире считал мелочью. И это будет награда за полноценно совершенные и принятые поклонения, в которых не было никакой фальши. А много ли у нас будет таких поклонений? Если нет, тогда готовьтесь понести наказания за чужие грехи…
А не легче ли отказаться в этом мире от всяких сомнительных споров и исков, ибо это будет спасением в день большого Суда, ибо в хадисе, переданном от Хаули бинт Самир аль-Ансарийа (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
إنَّ رِجَالًا يَتَخَوَّضُونَ في مَالِ الله بغَيرِ حَقٍّ، فَلَهُمُ النَّارُ يَومَ القِيَامَةِ. رواه البخاري
«Поистине, есть люди, которые распоряжаются богатством Аллаха неподобающим образом (незаслуженно присваивают имущество), но в День воскресения им достанется Огонь!» (Бухари).
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
В судный день сестра возьмет грехи брата
Сможем ли мы в Судный День отдать свою награду другому?
Скажите, пожалуйста, правда ли, что в День Суда можно будет отдавать свои награды (за прочитанный намаз, соблюдения поста и т.д.) другому человеку?
В Судный День человек не сможет отдать свои награды другим людям. Однако, по милости Всевышнего, в этой жизни можно совершить деяния с намерением принести пользу умершему человеку. При этом, совершая такой благородный поступок, человек не теряет собственной награды.
Пророк (мир ему) увещевал нас, что каждый человек будет давать ответ только за то, что он совершал: ни больше, ни меньше. В Судный день человек не сможет передать другому свои благодеяния, дабы облегчить ему отчет перед Творцом. Каждый будет спрошен за то, что приобрел и совершил только он сам.
В Священном Коране Аллах через Посланника (мир ему) ни раз предупреждает людей о том, что каждый будет в ответе только за свои поступки. В качестве примера приведем несколько аятов:
1) «Страшитесь дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда нельзя будет откупиться, когда ничем не поможет заступничество и когда им не будет оказана поддержка» (Сура «Корова», 2/123).
2) «И когда же будет дунуто в трубу [когда наступит День Суда], то не будет в тот день родства между ними, и не будут они расспрашивать друг друга» (Сура «Верующие», 23/101).
3) «Ни одна душа не понесет чужого бремени, и если обремененная душа взмолится о том, чтобы ей помогли понести ее ношу, ничто не будет взято из нее, даже если просящий окажется близким родственником. Ты предостерегаешь только тех, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, и совершают намаз. Кто очищается, тот очищается во благо себе, и к Аллаху предстоит прибытие» (Сура «Творец», 35/18).
5) «Ни ваши родственники, ни ваши дети не помогут вам. В День воскресения Он рассудит между вами. Аллах видит то, что вы совершаете» (Сура «Испытуемая», 60/3).
6) «В тот день ни одна душа не сможет ничем помочь другой, и власть в тот день будет принадлежать Аллаху» (Сура «Раскалывание», 82/19).
При желании, Вы можете пожертвовать своей наградой ради умершего, совершая благие деяния от его имени. Подобные деяния делятся на 3 вида:
1) Умершему человеку можно пожертвовать свой савап путем поклонений, затрагивающих материальную составляющую. Например таких, как: выплачивание закята и раздача милостыни.
2) Другим видом поклонения, которое вы можете совершить от имени умершего является Хадж.
3) В третий пункт относятся те виды ибадатов, которые совершаются лишь физически, т.е. без материальной составляющей. Например: намаз, пост, тасбих, тахлиль и тахмид, чтение Корана и молитв. Награду за подобные виды поклонений так же можно пожертвовать другим.
Не забывайте, что те, чья чаша благодеяний окажется тяжелее на весах, чем чаша с грехами, по милости Всевышнего, войдут в Рай. Не упускайте возможность совершать благие дела в этой жизни, не скупитесь на благодеяния и своим погибшим сестрам и братьям по вере. Пусть Всевышний Аллах всем нам поможет в этом.