в течение 14 дней со дня оформления страхового продукта
«Период охлаждения» в страховании
Вы купили свитер, но дома поняли, что он вам не подходит — вы можете спокойно отнести вещь в магазин. А можно ли так же «вернуть» договор страховой компании, если вам навязали дополнительную страховку или нашлось предложение еще выгоднее? Да, во многих случаях это действительно возможно!
С 1 января 2018 года
у покупателей страховки появилась возможность отказаться от ненужной услуги, воспользовавшись так называемым «периодом охлаждения».
«Период охлаждения» установлен указанием Банка России от «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Текст официального документа смотрите здесь
У «периода охлаждения» есть ограничения: он действует минимум 14 календарных дней с момента заключения договора, страховая компания может продлить этот период.
Правило действует, только если вы заключали договор как физическое лицо (не как организация) и покупали услугу добровольного страхования. Условия «периода охлаждения» обязательно прописываются в правилах страхования компании, в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему — если такой информации нет, это нарушение закона.
На какие виды страховок действует «период охлаждения»?
Вы можете отказаться от большинства видов добровольной страховки:
Страхование от несчастных случаев и болезней
Гражданская ответственность за причинение вреда
Добровольное медицинское страхование (ДМС)
Страхование финансовых рисков
От каких страховых договоров нельзя отказаться?
Возможные риски
Будьте внимательны, если вы хотите отказаться от дополнительного страхования жизни, которое часто предлагают вместе с ипотечным кредитом, или от полиса каско в дополнение к кредиту на автомобиль. С помощью такой страховки банк снижает свои риски, и это дает ему возможность предложить вам более выгодные условия кредитования.
Поэтому в вашем договоре может быть закреплено, что в случае отказа от дополнительного страхования даже по «периоду охлаждения» вырастет процентная ставка по кредиту или договор даже могут расторгнуть в судебном порядке.
Нельзя отказаться от страховки, которую вы приобретаете для путешествия в другую страну, чтобы покрыть возможные медицинские расходы.
Нельзя вернуть деньги за отказ от «Зеленой карты». Для этого полиса действуют свои условия расторжения — поэтому внимательно читайте договор.
Страхование профессиональной ответственности
Договор не расторгается, если без этого вида страховки вас не допустят к работе по профессии (аудитор, нотариус и другие).
Страхование для иностранцев
Вы не можете отказаться от медицинской страховки по «периоду охлаждения», если у вас нет российского гражданства и вы заключили договор медицинского страхования, чтобы получить разрешение на работу или патент.
Как отказаться от полиса и вернуть деньги?
Использовать «период охлаждения» очень просто. Мы подготовили для вас карточки, которые подскажут, как действовать, если вы хотите отказаться от ненужной страховки.
Мне не нужна страховка, которую я купил, что делать?
Для начала определите, попадает ли ваша страховка под «период охлаждения»: какой у страховки тип и сколько рабочих дней прошло с момента заключения договора. Оцените возможные риски, если эта страховка — одно из условий договора кредитования.
Страховка попадает под правило, но договор я заключил больше 14 дней назад. Как быть?
14 дней — это минимальный срок действия «периода охлаждения». Страховая компания может установить и больший срок, но обязательно должна прописать условия «периода охлаждения» в правилах страхования или в договоре. Перечитайте эти документы или уточните в компании. Когда «период охлаждения» у вашей страховки закончится, деньги вам не вернут, если это дополнительно не оговорено в договоре.
Страховка попадает под правило и сроки подходят, но страховой случай уже наступил. Правило еще действует?
Нет, если ваша страховка уже действует и по ней наступил страховой случай, деньги вам не вернут.
Моя страховка — исключение из правила. Я не смогу вернуть деньги?
Страховой договор, не попадающий под правило «период охлаждения», расторгают на общих условиях. Они установлены Гражданским кодексом РФ. В статье 958 прописано, что при отказе от договора страхования премия не возвращается, если сам договор не предусматривает иное. Поэтому советуем внимательно читать условия, когда вы приобретаете страховку.
Какую часть денег мне вернут?
Это зависит от того, начал ли ваш договор действовать или еще нет. Если страховка еще не действует, вам вернут полную стоимость полиса. В обратном случае из суммы вычтут часть, покрывающую прошедшие дни действия страховки. Повторим: условия возврата каждая компания обязана указать в договоре или правилах страхования.
Мой договор попадает под правило и срок еще не вышел. Как оформить отказ?
Это просто. Подайте в компанию, у которой вы купили страховку, письменное заявление об отказе. Это обязательное условие — звонка в компанию будет недостаточно. Вы можете лично прийти в офис или отправить документы по почте — выбирайте, что вам удобнее.
Как выглядит это заявление и где его найти?
Форма заявления — свободная. Некоторые компании для удобства клиентов сделали бланки заявления для отказа. Если у компании есть такая форма, вам дадут ее при личном визите в офис. Но это не обязательное условие, у вас должны принять и заявление не на бланке.
Мне нужно взять с собой что-то, кроме заявления?
Я напишу отказ, а когда страховка прекратит действовать?
В тот же день, когда компания получила отказ, договор расторгается, и страховка перестает действовать.
А как и когда мне вернут деньги?
Деньги вам обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного отказа. Вы сами выбираете, как вам вернут деньги: наличными в кассе офиса, в который вы обратились, или безналичным переводом. Тогда у вас спросят банковские реквизиты.
В течение 14 дней со дня оформления страхового продукта
При заключении договоров потребительского кредита (займа) кредитные организации предлагают потребителям дополнительные услуги страхования, не относящиеся к обязательным видам страхования, в частности договоры страхования жизни и здоровья, договоры страхования от потери работы, страхование от потери кормильца и т.д., сторонами которых выступают потребитель и страховая компания. В соответствии с п. 1 Указания ЦБ РФ № 3854-У, применительно к расторжению договоров страхования, заключенных в момент заключения кредитного договора, потребитель вправе отказаться от такого договора страхования в четырнадцати рабочих дней (так называемый «период охлаждения») со дня его заключения, предъявив соответствующее требование страховщику. Зачастую потребитель предъявляет требование о возврате страховой премии в так называемый «период охлаждения» неуполномоченному на его исполнение лицу, тем самым пропуская 14-ти дневный срок, установленный Указанием ЦБ РФ № 3854-У, что приводит к невозможности возврата страховой премии. В этой связи Управление Роспотребнадзора напоминает, что в случае отказа от договора добровольного страхования потребителю необходимо обратиться в течение четырнадцати рабочих дней со дня его заключения в письменном виде в адрес страховой компании, поскольку кредитный договор и договор страхования наделены разными гражданско-правовыми обязательствами. Таким образом, после заключения кредитного договора потребителю необходимо: 1) В течение четырнадцати дней написать заявление в двух экземплярах на досрочный отказ от договора страхования, указать требование о возврате страховой премии, а также указать способ получения денежных средств и реквизиты; 2) Вручить данное заявлению уполномоченному лицу в страховой компании под роспись на своем экземпляре. В соответствии с законодательством РФ денежные средства возвращаются страховщиком в течение десяти дней рабочих дней со дня получения письменного заявления потребителя об отказе от договора добровольного страхования. В случае неудовлетворения страховой компанией требований потребителя о расторжении договора страхования и возврате страховой премии спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, Согласно ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1997 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены: • жительства или пребывания истца; • заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Кроме того, потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины (пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ). По вопросам защиты прав потребителей проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора можно по будням по телефону «горячей линии»: (38822)64241, с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу рабочий день сокращен до 16-45. |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 850 гостей онлайн |
JohanSwanepoel / Depositphotos.com |
Закон о потребкредите дополнен положениями, предусматривающими, что в тех случаях, когда при предоставлении кредита заемщику за отдельную плату предлагается дополнительная услуга, оказываемая кредитором или третьим лицом, условия оказания такой услуги должны предусматривать право заемщика отказаться от нее в течение 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на ее оказание. В случае отказа заемщика от услуги ему должны быть возвращены уплаченные за нее денежные средства за вычетом стоимости фактически оказанной части услуги (Федеральные законы от 2 июля 2021 г. № 327-ФЗ, № 328-ФЗ и № 329-ФЗ).
Заявление заемщика об отказе от услуги и возврате денежных средств направляется оказывающему ее лицу и подлежит рассмотрению в течение 7 рабочих дней. Если услуга оказывается третьим лицом и последнее не исполняет обязанность по возврату уплаченных заемщиком денежных средств, заемщик вправе требовать их возврата от кредитора.
Данные нормы не распространяются на случаи приобретения заемщиком за дополнительную плату услуг по страхованию, для отказа от которых установлены отдельные правила.
Вторым из рассматриваемых законов кредиторам запрещено заранее проставлять в документах, оформляемых при предоставлении кредита, отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг.
Перечисленные правила вступят в силу 30 декабря 2021 г.
Предусмотрен также ряд других изменений. В частности, с 3 июля 2022 г. полную стоимость потребительского кредита (займа) в процентах годовых нужно будет указывать в договоре с точностью до третьего знака после запятой.
Кроме того, скорректированы условия предоставления ипотечных каникул. Так, к трудной жизненной ситуации, при наличии которой заемщик вправе требовать предоставления каникул, отнесено прекращение трудового договора или служебного контракта у гражданина, которому назначена страховая пенсия по старости. В число документов, свидетельствующих о нахождении заемщика в трудной жизненной ситуации, включены документы, подтверждающие доходы самозанятых граждан и лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя.
Отметим, что еще одним из недавно принятых законов кредиторам и коллекторам при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности запрещено взаимодействовать с третьими лицами (в том числе членами семьи должника) без их письменного согласия. Такое согласие может быть в любой момент отозвано третьим лицом.
Эти правила вступили в силу 1 июля 2021 г. В отношении кредиторов, являющихся кредитными организациями, они применяются по договорам, заключенным после указанной даты.
Страхование
СТРАХОВАНИЕ
С 1 января 2018 года «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки, увеличивается с 5 рабочих до 14 календарных дней
Данное правило распространяется практически на все виды добровольного страхования в отношении физических лиц, в частности: на страхование жизни, имущества, транспортных средств, медицинское страхование.
«Период охлаждения» также действует для возврата страховой премии, уплаченной при заключении договора потребительского кредитования с оформлением страховки.
Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от поведения недобросовестных участников рынка.
(Указание Банка России от 21.08.2017 N 4500-У; Информация Банка России)
С 1 января 2018 года обновляются формы отчетности в порядке надзора страховщиков, формы статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков
В частности, отчетность в порядке надзора страховщиков дополнена новой формой 0420169 «Сведения для расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале страховых организаций, имеющих лицензию на осуществление страховой деятельности». Отчетность по указанной форме составляется страховыми организациями с иностранными инвестициями.
Указание Банка России от 21.04.2017 N 4356-У утрачивает силу.
(Указание Банка России от 25.10.2017 N 4584-У; Информационное сообщение Банка России от 29.12.2017; Информация Банка России)
С 1 января 2018 года на страховщиков возлагается обязанность в течение 5 рабочих дней после окончания каждого отчетного полугодия и каждого отчетного года передавать на хранение в Банк России резервные копии баз данных, содержащих информацию о страховых резервах, средствах страховых резервов, собственных средствах (капитале) и об их движении
В случае непринятия страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в указанных базах данных, в том числе путем создания их резервных копий, страховщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Одновременно вводится административная ответственность за нарушение требований законодательства о хранении информации, содержащейся в информационных системах.
(Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ; Информационное письмо Банка России от 29.12.2017 N ИН-015-53/66; Информационное письмо Банка России от 09.02.2018 N ИН-015-53/10)
С 1 января 2018 года страховщики обязаны передавать национальной перестраховочной компании в перестрахование 10% от обязательств по договорам, которые были заключены до января 2017 года
- в течение 14 дней можно вернуть товар в магазин на основании закона
- в течение 15 календарных дней с момента подписания договора