в выходные дни семья в полном составе выходит на прогулку в городской парк отдыха
Самостоятельная работа по теме «Институт семьи и брака»
Самостоятельная работа по теме «Институт семьи и брака».
1. Докажите, что семья – социальный институт. Приведите не менее трех положений.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «патриархальная семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о патриархальной семье.
3. Назовите любые три функции семьи, проиллюстрируйте одну из них примером.
4. Покажите на двух примерах отличие традиционной и партнерской семей.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «партнерская семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о партнерской семье.
6. Назовите любые три основания для выделения типа семьи.
7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. (Б) В последние годы наметилась тенденция возрастания числа разводов, неполных семей, в которых ребенок проживает с одним из родителей. (В) Социологи полагают, что это является свидетельством кризиса семьи. (Г) Однако данный процесс, скорее всего, обусловлен стремлением к индивидуализации, к росту интересов супругов, не связанных с семьей, что, вне всякого сомнения, является особенностью информационного общества. (Д) В 2012 году количество разводов в Москве составило 52% от количества зарегистрированных в том же году браков.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений.
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Вопросы для подготовки к экзамену по обществознанию 10 класс (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Вопросы для подготовки к экзамену по обществознанию 10 класс
1. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:
переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и начало войны против Галлии
борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы
активным развитием в древней Греции торговли, мореплавания, выведение греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье
победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев
2. Страны Европейского Союза ратифицировали в 2009 г. Лиссабонское соглашение, согласно которому теперь объединенная Европа будет избирать общее правительство и Президента. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
3. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них объединяет по смыслу остальные понятия.
функционирования фондового рынка
развития потребительского кредита
финансирования оборонной промышленности
5. В одной из стран Западной Европы экологи устроили акции против продажи изделий из натурального меха, что привело к снижению объемов продаж меховых салонов и бутиков. Этим воспользовались производители одежды из искусственного меха и расширили предложение своих товаров. Какое предложение объясняет подобное экономическое поведение продавца?
Рыночная экономика может успешно развиваться только в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей.
Возникновение крупных монополий, диктующих правила игры на рынке, осложняет свободную конкуренцию.
В рыночной экономике имеет смысл наращивать предложение, если есть условия для расширения спроса.
Государство для поддержания свободного развития рынка должно ограничивать деятельность монополий.
6. В перечне приведены социальные ситуации. Определите ту из них, которая является примером, иллюстрирующим поведение человека, регулирующееся в соответствии с нормами его собственного внутреннего самоконтроля.
Избранный президент страны участвовал в церемонии официальной инаугурации.
Пилоты авиалайнера в виду испортившихся погодных условий, запросили разрешения на экстренную посадку самолета в ближайшем аэропорту.
Суд присяжных рассмотрел обстоятельства дела и вынес вердикт в отношении группы подсудимых.
Школьник-сын признался матери, что в поисках нужного учебника уронил с полки и разбил ее любимую фарфоровую статуэтку.
Во вторую группу входят вопросы повышенного уровня на соотнесение двух суждений. Эти задания также как и задания предыдущего типа, предполагают выбор одного правильного ответа. Но вам предстоит проделать сложную аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения на логических весах и выяснить, какое суждение верно. При этом, сложность задания коренится в том, что как верными, так и неверными могут оказаться оба высказывания. Одно из правил успешного выполнения заданий данной группы – внимательное прочтение обоих приведенных суждений и понимание их сути. Детали, мелочи, уточнения, слова «только», «прежде всего» могут подсказать вам правильный ответ.
1. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми
Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества, в процессе социализации.
верны оба суждения
оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о международном терроризме?
А) Угроза международного терроризма вынуждает правительства ряда стран мира ограничивать права своих граждан.
верны оба суждения
оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Понимание сторонами конфликта необходимости взаимных уступок – важное условие конструктивных переговоров.
Б. Конфликты в обществе играют разрушительную, деструктивную роль и не способны содействовать поступательному развитию.
верны оба суждения
оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной системы характерно создание единого национального избирательного округа.
Б. Для пропорциональной системы характерно законодательное определение избирательного порога (процента голосов, необходимых для прохождения партии в парламент).
верны оба суждения
оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. Международное гуманитарное право регулирует вопросы отношения к военнопленным по время военных конфликтов.
Б. Международное гуманитарное право регулирует вопросы защиты мирного населения во время ведения военных действий.
верны оба суждения
оба суждения неверны
Часть В включает в себя задания базового и повышенного уровня. Она состоит из шести групп заданий.
Первая группа – задания, в которых требуется заполнить пропуски в таблице или схеме. Они рассчитаны на базовый уровень подготовки. Остальные задания повышенного уровня сложности.
Вторая группа – задания, в которых необходимо проанализировать приведенный логический ряд терминов, относящийся к определенному понятию и определить лишнее, не относящееся к представленному социальному объекту.
Четвертое задание – на выбор нескольких правильных ответов из приведенного списка (перечня).
Пятое задание – на выявление в представленной социальной информации фактов и оценочных суждений.
Шестое задание связано с контекстным прочтением обществоведческого текста и заполнении в нем пропущенных слов из приведенного перечня.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: _____________________________________ (активные)
2. Запишите слово, пропущенное в таблице:
в выходные дни семья в полном составе выходит на прогулку в городской парк отдыха
взрослые дети оказывают материальную помощь, поддерживают своих престарелых родителей
отец, генеральный директор фирмы, пригласил на работу в юридический отдел своего предприятия сына, выпускника юридического вуза
Задание на исключение лишнего термина из ряда потребует от вас хорошего знания понятийного аппарата обществоведческого курса и умения логически мыслить, устанавливать аналогии, группировать понятия.
1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальный контроль»
Самоконтроль, нормы, санкции, принуждение, неравенство, убеждение.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «демографические группы»
Мужчины, дети, молодежь, подростки, женщины, молодожены, пожилые люди.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Третью группу составляют задания в которых необходимо установить соответствие между позициями, расположенными в двух упорядоченных столбцах. К каждой их позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельные пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществознания, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам. Помогите себе и сами – попробуйте составить подобные таблицы на основании параграфов вашего базового учебника.
1. Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
Тесты по курсу «Обществознание»
Главная > Тесты
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Тематические тесты по курсу «Обществознание»
Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверное, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей познакомить вас со структурой и содержанием тестов ЕГЭ по обществоведению, а также дать рекомендации по выполнению каждого из типов заданий.
Тест ЕГЭ по обществоведению состоит из 37 заданий, распределенных по трем частям: А, В, С. Также задания разделены по уровням сложности: базовый, повышенный, высокий.
Часть А включает в себя две группы заданий: на выбор одного правильного ответа из четырех (базового уровня) и на соотнесение двух суждений (повышенного уровня).
В первую группу входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части теста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:
найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;
определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;
выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;
обобщить приведенный ряд социальных объектов;
конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;
дать оценку конкретной социальной ситуации;
выполнить различные операции с обществоведческими понятиями;
установить правильный контекст тех или иных социальных явлений.
Хотя эти задания и входят в категорию базовых, они далеко не просты. Вам предстоит не столько воспроизвести знания, почерпнутые из учебника, сколько преобразовать их, применить к данной ситуации.
1. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:
переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и начало войны против Галлии
борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы
активным развитием в древней Греции торговли, мореплавания, выведение греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье
победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне, переход полководца Алкивиада на сторону спартанцев
2. Страны Европейского Союза ратифицировали в 2009 г. Лиссабонское соглашение, согласно которому теперь объединенная Европа будет избирать общее правительство и Президента. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?
3. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них объединяет по смыслу остальные понятия.
4. Понятия «обменный курс валют», «налог на добавленную стоимость», «антимонопольное законодательство» характерны для
государственного регулирования экономики
функционирования фондового рынка
развития потребительского кредита
финансирования оборонной промышленности
5. В одной из стран Западной Европы экологи устроили акции против продажи изделий из натурального меха, что привело к снижению объемов продаж меховых салонов и бутиков. Этим воспользовались производители одежды из искусственного меха и расширили предложение своих товаров. Какое предложение объясняет подобное экономическое поведение продавца?
Рыночная экономика может успешно развиваться только в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей.
Возникновение крупных монополий, диктующих правила игры на рынке, осложняет свободную конкуренцию.
В рыночной экономике имеет смысл наращивать предложение, если есть условия для расширения спроса.
Государство для поддержания свободного развития рынка должно ограничивать деятельность монополий.
Избранный президент страны участвовал в церемонии официальной инаугурации.
Пилоты авиалайнера в виду испортившихся погодных условий, запросили разрешения на экстренную посадку самолета в ближайшем аэропорту.
Суд присяжных рассмотрел обстоятельства дела и вынес вердикт в отношении группы подсудимых.
Школьник-сын признался матери, что в поисках нужного учебника уронил с полки и разбил ее любимую фарфоровую статуэтку.
Во вторую группу входят вопросы повышенного уровня на соотнесение двух суждений. Эти задания также как и задания предыдущего типа, предполагают выбор одного правильного ответа. Но вам предстоит проделать сложную аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения на логических весах и выяснить, какое суждение верно. При этом, сложность задания коренится в том, что как верными, так и неверными могут оказаться оба высказывания. Одно из правил успешного выполнения заданий данной группы – внимательное прочтение обоих приведенных суждений и понимание их сути. Детали, мелочи, уточнения, слова «только», «прежде всего» могут подсказать вам правильный ответ.
1. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми
Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества, в процессе социализации.
верны оба суждения
оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о международном терроризме?
А) Угроза международного терроризма вынуждает правительства ряда стран мира ограничивать права своих граждан.
верны оба суждения
оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Понимание сторонами конфликта необходимости взаимных уступок – важное условие конструктивных переговоров.
Б. Конфликты в обществе играют разрушительную, деструктивную роль и не способны содействовать поступательному развитию.
верны оба суждения
оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной системы характерно создание единого национального избирательного округа.
Б. Для пропорциональной системы характерно законодательное определение избирательного порога (процента голосов, необходимых для прохождения партии в парламент).
верны оба суждения
оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. Международное гуманитарное право регулирует вопросы отношения к военнопленным по время военных конфликтов.
Б. Международное гуманитарное право регулирует вопросы защиты мирного населения во время ведения военных действий.
верны оба суждения
оба суждения неверны
Часть В включает в себя задания базового и повышенного уровня. Она состоит из шести групп заданий.
Первая группа – задания, в которых требуется заполнить пропуски в таблице или схеме. Они рассчитаны на базовый уровень подготовки. Остальные задания повышенного уровня сложности.
Вторая группа – задания, в которых необходимо проанализировать приведенный логический ряд терминов, относящийся к определенному понятию и определить лишнее, не относящееся к представленному социальному объекту.
Четвертое задание – на выбор нескольких правильных ответов из приведенного списка (перечня).
Пятое задание – на выявление в представленной социальной информации фактов и оценочных суждений.
Шестое задание связано с контекстным прочтением обществоведческого текста и заполнении в нем пропущенных слов из приведенного перечня.
Прокомментируем более подробно задания части В.
Первую группу составляют задания базового уровня, в которых потребуется вставить пропущенные слова в таблице или схеме. Существенной помощью для подготовки к решению подобных заданий являются сборники схем и таблиц по различным областям обществознания (социологии, политологии, праву, экономике). Важно понимать, что и схема, и таблица – это всего лишь своеобразная форма представления учебного материала, знакомого вам из учебников и разъяснений учителя. Нужно только суметь преобразовать информацию из текстовой в таблицу или схему.
Данное преобразование называется приемом классификации. Она позволяет представить изучаемый объект в систематизированном упорядоченнос виде, выявить существенные связи между элементами, входящими в социальный объект. Классифицирование, осуществляемое в различных областях знания, позволяет выявлять и определенные пробелы, то, чего мы пока еще не знаем. Вам и предстоит в определенном смысле, при решении этих заданий заполнить «белые пятна», восстановить пропущенные элементы классификации.
11 кл общ. Самостоятельная работа по теме Институт семьи и брака
Самостоятельная работа по теме «Институт семьи и брака».
1. Докажите, что семья – социальный институт. Приведите не менее трех положений.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «патриархальная семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о патриархальной семье.
3. Назовите любые три функции семьи, проиллюстрируйте одну из них примером.
4. Покажите на двух примерах отличие традиционной и партнерской семей.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «партнерская семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о партнерской семье.
6. Назовите любые три основания для выделения типа семьи.
7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. (Б) В последние годы наметилась тенденция возрастания числа разводов, неполных семей, в которых ребенок проживает с одним из родителей. (В) Социологи полагают, что это является свидетельством кризиса семьи. (Г) Однако данный процесс, скорее всего, обусловлен стремлением к индивидуализации, к росту интересов супругов, не связанных с семьей, что, вне всякого сомнения, является особенностью информационного общества. (Д) В 2012 году количество разводов в Москве составило 52% от количества зарегистрированных в том же году браков.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений.
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г | Д |
8. Заполните пропуски в таблице.
Функции семьи.
НАЗВАНИЕ ФУНКЦИИ | ПРИМЕР |
__________ | В выходные дни семья в полном составе выходит на прогулку в городской парк отдыха. |
__________ | Взрослые дети оказывают материальную помощь, поддерживают своих престарелых родителей. |
__________ | Отец, генеральный директор фирмы, пригласил на работу в юридический отдел своего предприятия сына, выпускника юридического вуза. |
9. В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.
К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Приведите любые две характерные черты семьи, приведенной в задании.
10 * (на дополнительную оценку)
Напишите эссе по социологии.
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
1.Могут быть названы и проиллюстрированы примерами признаки:
1) наличие ролевой системы: определены основные роли и их иерархия (например, муж, жена, сын);
2) наличие правил, регулирующих семейные отношения (например, Семейный кодекс РФ);
3) наличие важных общественных функции, (например, репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, первичной социализации).
Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы другие признаки.
Могут быть приведены примеры разной степени конкретизации
Самостоятельная работа по теме «Институт семьи и брака»
Самостоятельная работа по теме «Институт семьи и брака».
1. Докажите, что семья – социальный институт. Приведите не менее трех положений.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «патриархальная семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о патриархальной семье.
3. Назовите любые три функции семьи, проиллюстрируйте одну из них примером.
4. Покажите на двух примерах отличие традиционной и партнерской семей.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «партнерская семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о партнерской семье.
6. Назовите любые три основания для выделения типа семьи.
7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. (Б) В последние годы наметилась тенденция возрастания числа разводов, неполных семей, в которых ребенок проживает с одним из родителей. (В) Социологи полагают, что это является свидетельством кризиса семьи. (Г) Однако данный процесс, скорее всего, обусловлен стремлением к индивидуализации, к росту интересов супругов, не связанных с семьей, что, вне всякого сомнения, является особенностью информационного общества. (Д) В 2012 году количество разводов в Москве составило 52% от количества зарегистрированных в том же году браков.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений.
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.