26 июля 165 лет со дня рождения английского драматурга писателя джорджа бернарда шоу
«Бернард Шоу»: к 165-летию со дня рождения английского драматурга
Никогда не давайте своему ребенку книгу,
которую вы не стали бы читать сами.
Бернард Шоу – второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре, единственный человек, удостоенный и Нобелевской премии в области литературы: «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой», и премии «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». Общественный деятель. Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук.
Бернард Шоу родился 26 июля 1856 г. в Дублине.
Писатель интересовался политикой, а также различными социальными проблемами.
В период биографии 1879-1883 гг. ему удалось написать 5 романов. И хотя поначалу его творчество оставалось незамеченным, позже на его труды обратили внимание. После их прочтения критики положительно отозвались о Бернарде Шоу, подчеркнув его талант в области сатиры.
Его произведения затрагивают темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами.
Шоу известен также своими афоризмами. Самый цитируемый писатель мира признавался: «Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее».
Отдел литературы на иностранных языках подготовил для вас электронную книжную выставку, где представлены произведения Б. Шоу на английском языке.
Джордж Бернард Шоу (1856–1950) — выдающийся драматург и романист ирландского происхождения.
Шоу внёс огромный вклад в развитие мировой драматургии, войдя в историю как лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Биография Бернарда Шоу тесно связана с английским театром. Так, по популярности в Англии, драматург занимает второе место после общеизвестного Уильяма Шекспира.
Будущий великий драматург и публицист появился на свет 26 июля 1856 года в городе Дублине. Родился он в семье профессиональной певицы и торговца зерном.
Начальное образование он получил в родном Дублине, где посещал Уэсли-колледж и грамматическую школу.
Самые тяжелые воспоминания у Шоу сохранились о протестантской школ, куда он был отдан в 11-летнем возрасте.
Часто применяемые в школе телесные наказания, вместе с весьма несовершенной системой образования, оставили в душе мальчика глубокий и болезненный след.
У родителей Бернарда Шоу не имелось денег на то, чтобы отправить сына учиться в университет. Однако, благодаря дядиным связям 15-летний подросток был пристроен клерком в агентство по продаже недвижимости. Работа была довольно тяжелой, но дала Шоу так необходимый ему жизненный опыт.
В этот период семья родителей распалась: мать бросила мужа и уехала с двумя дочерьми в Лондон, а будущий драматург и публицист остался в Дублине с отцом.
Начальное образование Джордж получил в родном Дублине, где посещал Уэсли-колледж и грамматическую школу.
Самые болезненные воспоминания у Шоу сохранились о протестантской школе, куда он был отдан в 11-летнем возрасте. Телесные наказания вкупе с несовершенной системой образования оставили в его душе большой след.
Далее последовали не менее скандальные пьесы «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», которые буквально взорвали чопорное британское общество своей бескомпромиссностью, правдой жизни и едкой сатирой. Эти драматические произведения Шоу были названы «неприятными пьесами».
26 июля 165 лет со дня рождения английского драматурга писателя джорджа бернарда шоу
Русско-Турекская сельская библиотека запись закреплена
Это единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).
Джордж Бернард Шоу родился в 1856 г. в столице Ирландии – городе Дублине.
Его отец, Джордж Шоу, являлся торговцем зерном, а мать, Люсинда Шоу, была талантливой певицей. Кроме Джорджа, в семье Шоу родилось еще две девочки.
В детстве Бернард посещал местный колледж Уэсли, после чего его отправили учиться в протестантскую школу. В этой школе особый уклон делался на изучении Библии и прочих священных книг.
При этом учителя нередко прибегали к физическому насилию, когда ученики чего-то не понимали или баловались.
Позже Бернард Шоу признается, что обучение в школе являлось самым «вредным этапом» в его биографии.
Когда юноше исполнилось 15 лет, родственники помогли ему устроиться клерком в агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Больше всего ему не нравилось собирать квартплату с бедняков, живших в трущобах.
Бернарду Шоу было больно наблюдать за тем, как несчастные полуголодные люди отдавали последние деньги, чтобы не лишиться крыши над головой.
В скором времени его мать бросила семью, забрав с собой обеих дочек, и уехала в Лондон, поскольку ей надоело ежедневно видеть пьяного супруга. Через несколько лет Бернард Шоу тоже решил переехать к матери.
В столице Британии ему удалось устроиться на работу в одну из газет. В данный период биографии он начинает активно заниматься самообразованием, читая много книг и размышляя над философскими вопросами жизни человека.
Бернард Шоу посещал британские библиотеки, писал романы, которые, впрочем, сразу не захотели нигде печатать. Лишь через 9 лет, 1885 году его ранние произведения стали замечать. Возможно, этому поспособствовало то, что Шоу в тот момент стал творческим критиком.
Когда ему исполнилось 28 лет, он вступил в Фабианское общество, члены которого пропагандировали социализм. Спустя какое-то время он решил попробовать себя в качестве журналиста.
Сначала Джордж Бернард Шоу был корреспондентом, после чего в течение 6 лет работал музыкальным критиком в издании «London World».
В период биографии 1879-1883 гг. ему удалось написать 5 романов. И хотя поначалу его творчество оставалось незамеченным, позже на его труды обратили внимание. После их прочтения критики положительно отозвались о Бернарде Шоу, подчеркнув его талант в области сатиры.
В то время в английских театрах в основном ставились пьесы Шекспира. В связи с этим ему захотелось попробовать себя и в качестве драматурга. В 1885 г. из-под его пера вышла первая пьеса «Дом вдовца», которая понравилась читателям.
Одними из самых известных пьес в его биографии стали «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита», которые были насыщены сарказмом и реальностью событий.
Джордж Бернард Шоу являлся одним из первых, кто не побоялся говорить о каких-либо пикантных или скрытых темах.
В связи с этим критики разделили его драматургические произведения на «неприятные» и «приятные» пьесы. Ему удавалось создавать как сложные, так и простые произведения, в которых всегда присутствовал юмор с элементами сарказма и иронии.
В зрелом возрасте из-под пера Бернарда Шоу вышло 4 шедевра: «Пигмалион», «Цезарь и Клеопатра», «Майор Барбара» и «Человек и сверхчеловек».
После окончания Первой мировой войны (1914-1918) Бернард Шоу представил новую пьесу «Дом, где разбиваются сердца», которая вызвала бурную реакцию в обществе. В ней драматург открыто критиковал чиновников и всю английскую элиту, называя их главными виновниками того ужаса, который они допустили.
В 1923 г. в свет появилась одна из лучших пьес в биографии Бернарда Шоу – «Святая Иоанна». В ней рассказывалось о подвигах и трагической смерти Жанны Д’Арк.
Достоверно известно, что писатель восхищался Иосифом Сталиным
и считал социалистическую Россию лучшим государством в мире.
Когда Джорджу Бернарду Шоу исполнилось 75 лет, он посетил Советский Союз, и остался чрезвычайно довольным результатом поездки.
Джордж Бернард Шоу был женат на Шарлотте Пейн-Таунзенд, которая являлась очень богатой девушкой.
Однако драматурга никогда не прельщали деньги. Интересен факт, что когда в 1925 г. ему вручили Нобелевскую премию, он отказался от положенных ему денег.
В браке у Бернарда Шоу не было детей. Супруги прожили вместе 45 лет, вплоть до самой смерти Шарлотты.
Джордж Бернард Шоу умер 2 ноября 1950 года в возрасте 94 лет.
Согласно последней воле великого писателя, его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом жены.
Жизнь, полная страстей Бернарда Шоу
Друзья! 26.07 исполняется 165 лет со дня рождения Б. Шоу.
Джордж Бернард Шоу, родился 26 июля 1856 года в Дублине, а скончался 2 ноября 1950 года, в Хартфордшире, Англия. Выдающийся драматург и романист, лауреат Нобелевской премии (1925) «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, сценарий фильма «Пигмалион»). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Написал 63 пьесы и 250 тысяч писем
Среди писателей XX века Бернард Шоу занимает особое место. Ему не было и нет равных по чувству юмора. Ну а после визита в СССР в 1931 году он стал для советских людей кумиром. В отличие от еще одного визитера, Герберта Уэллса, Шоу в СССР очень понравилось. Ни разу он не сказал про Страну Советов ни единого дурного слова. Неудивительно, что к его творчеству относились тут с особым пиететом, особо выделяя «Пигмалион» и «Дом, где разбиваются сердца».
Бернарда Шоу называют самым цитируемым писателем мира, рекордсменом по, опубликованным в разных сборниках, афоризмам, мудрым мыслям и анекдотам”Но после посещения СССР 11 апреля 1933 года Шоу выступил с речью в Метрополитен Опера (речь транслировалась по радио), прояснив причины своей поддержки СССР и призвав к такой поддержке политиков США.
Речь популярного в то время британца Шоу имела последствия в политике США: в ноябре 1933 года США признали СССР.
Писатель прожил 94 года. Количество рожденных им афоризмов невероятно, его пьесы по-прежнему идут на сцене. А вот о его личной жизни известно немного. А она была необычной.
Его еще называли доморощенным социалистом.
Джордж Бернард Шоу родился в семье торговца зерном и певицы. Школу он не любил, правилам не подчинялся, но когда семья не смогла оплатить дальнейшее образование, начал работать по протекции дяди в агентстве по торговле недвижимостью и «обрел зрение». Он собирал квартплату у обитателей трущоб. Условия их жизни его сразили. А когда родительская семья развалилась, он уехал за матерью и сестрами в Лондон, где не вылезал из библиотек и силился зарабатывать критикой и колонками в газете.
Идеями социализма был пропитан воздух. Шоу стал членом Фабианского общества, которое ратовало за создание социализма мирными целями, и на его заседаниях он познакомился с Шарлоттой Пейн-Таунсенд. «У нее лицо — как плюшка», — фыркнул приятель Шоу. Но говорить с «плюшкой» было весьма интересно.
Они общались несколько лет, а потом произошла, по сути, комическая история. Шарлотта пришла к нему, обеспокоенная его долгим отсутствием, и обнаружила дорогого Бернарда со сломанной ногой. В его квартире царил хаос, Шарлотта брезгливо присела на стул.
Узнав, что он вегетарианец, мудрая дама вспылила: в вашем случае переломы не зарастут быстро! Надо питаться правильно, разнообразно… Он отшутился, но Шарлотта была настойчива: если сами не можете следить за собой, переезжайте ко мне, я возьму на себя эти труды! Он с минуту думал, а затем пробормотал, что молодой женщине не стоит себя компрометировать. Чтобы избежать досужих разговоров, надо пожениться! Шарлотта кивнула и велела прислуге собирать его вещи. Так в 1898 году и состоялся этот фантастический и невообразимый мезальянс.
Шоу было уже за сорок, он много писал, но с точки зрения общества был типичным неудачником, еле сводящим концы с концами, а также «социалистом, ирландцем, наглецом».
Не юна была и Шарлотта. Тоже за сорок, не красавица, социалистка… Правда, в 34 года она стала обладательницей наследства всей семьи и была весьма богата. Они договорятся «на берегу», что в случае смерти Шоу она положит его матери пенсию. Мог ли кто предположить, что вскоре Бернарду Шоу будет рукоплескать вся Европа, он станет Нобелевским лауреатом, а имя его будут писать рядом с именем Шекспира?
Перед свадьбой он писал актрисе Эллен Терри: «Моя прекрасная ирландка с зелеными глазами мне начала настолько нравиться, что влюбляться в нее было бы лишним… Но она меня не любит. Она умная женщина и знает цену своей неограниченной самостоятельности». В итоге он относился к ней с понимающим терпением, особо не задумываясь о ее существовании и чувствах — так на кухне годами может стоять табуретка. Но однажды в одном из альбомов он найдет фото 22-летней Шарлотты. Ее красота потрясет его. Что могло ее так изменить? Перед свадьбой она, конечно, говорила ему, что роман со шведским писателем разбил ей сердце.
Но это была чушь! У нее же теперь был он, Шоу! А разве это не счастье само по себе? Их супружеские отношения были странными. Шарлотта не скрывала, что асексуальна. Но это Шоу… устраивало! Он не особо интересовался вопросами интимной жизни. Возможно, «мужская сила» не была его козырем… Ведь все его влюбленности не переходили черты, за которой разливались страсти. Брак дал им обоим то, что нужно: ей — мужа, разделявшего ее взгляды, ему — тихую жену и деньги. Потом он думал — может, Шарлотта и правда любила его?
Супруги сняли дом в Хартфордшире и к 1910-м годам, забросив романы и начав писать пьесы, Шоу обрел славу. Он бил пуританскую мораль, называл все пороки общества своими именами. Шокированный Лондон ахал, ощущая себя голым, и — рукоплескал ему! В 1912 году он пишет «Пигмалион», представляя, что сыграть Элизу Дулиттл может лишь одна актриса — Стэлла Патрик Кэмпбэлл.
Он увидел ее впервые в 1890 году и восхищался ее игрой. И Элизу в «Пигмалионе» писал «под нее». Стэлла отказывалась — ну как ей, даме за сорок, играть девчонку? Но Шоу был, настойчив и премьера прошла триумфально. Драматург понял, что испытывает к Пат не любовь, а некое необъяснимое чувство. Она могла быть далеко и не с ним. Но мир был ценен лишь тем, что в нем жила она…
Стэлла была на девять лет моложе. Она единственная поняла, что за маской балагура и циника скрывается ранимый романтик. И то, что происходило между ними, было выше любви. И один Бог знает, перешли ли они «грань» в начале отношений, но в одном из первых писем к ней он писал: «Пусть, когда я умру, на доме номер 12 на Гайдн-стрит повесят доску с надписью: «Здесь нашел счастье великий человек!» Стэлла! Я был счастлив! И никогда уже не буду несчастливым…»
Спектакли шли с успехом. Они с Пат гуляли по городу и болтали. А потом она решила уехать.
«Ну и прекрасно, поезжайте себе, одной бабой меньше, подумаешь, конец света! (…) Вы сова, которая не выдержала и двух дней моего сияния!(…) Я бросил Вам мое сердце и ум, чтобы Вы могли делать с ними, что сможете. А все, что Вы смогли, — это убежать! Прощайте же, несчастная, которую я любил!»
Стэлла не пропускала его выпады: «Вы и ваше сквернословие в стиле XVIII века… Вы потеряли меня, потому что никогда и не находили…»
На самом деле Стэлла очень любила первого мужа — славного и бестолкового невезунчика Патрика Кэмпбэлла. Но он погиб на англо-бурской войне. А Первая мировая забрала у нее сына. Незадолго до премьеры «Пигмалиона» она вышла замуж второй раз — за пройдоху Джорджа Уэста. Первая его жена (мать Уинстона Черчилля) была старше его на двадцать лет, вторая, Стэлла, — на десять. Из всех финансовых афер, в которые Уэст влипал через день, его спасали жены. Когда Стэлле это надоело, она выгнала его и смирилась с одиночеством.
Теперь, кроме Шоу и дочери, у нее не было никого. Переписка стала для обоих наркотической привязанностью, полем, на котором цвела их необычная, но глубокая любовь. …Она играла все меньше. К порогу подошла бедность. Продав дом, Стэлла принялась путешествовать, переезжала из страны в страну. Понимая, как она бедна, Шоу предлагал помощь, но Пат отвергала ее. Когда нищета достигла предела, он выслал ей все сохраненные им за десятилетия переписки письма и разрешил отдать их издателям. Стэлла этого сделать не смогла. После ее смерти 9 апреля 1940 года в пансионе местечка По во Франции под кроватью в ее комнатенке подруга нашла коробку, набитую шедеврами эпистолярного жанра, из которых Джером Килти позже создаст удивительную пьесу «Милый лжец». Благодаря этой пьесе Стэлла Патрик Кэмпбэлл обрела бессмертие.
Спустя три года после смерти Пат Шоу был полностью занят здоровьем жены. У нее болели суставы, болезнь «скрутила ее в бараний рог, — писал он другу, — она ужасно страдает три года, вот, болезнь признали неизлечимой. Мы оба глохнем и понемногу дуреем…» Никогда он не говорил с ней столько и с таким удовольствием. В один из дней она вдруг посвежела, морщины разгладились, и она «улыбнулась — точь-в-точь как улыбалась в молодости.
Я взглянул на нее и увидел ее такой, какой узнал впервые». Он был восхищен. Но той, же ночью Шарлотты не стало. Утром он отказывался верить в это, не отходил от тела жены и говорил с ней. И еще… «Подобной красоты я никогда не видел…» Ее лицо на сутки стало таким же, каким оно было на фото Шарлотты двадцати двух лет. Потом она вновь стала «плюшкой». Растерявшего цинизм Шоу мучила мысль: чего же я не заметил в ней за прожитую рядом жизнь?
Вскоре он стал прежним. «Мне все говорят, что я прекрасно выгляжу. Не очень приятно думать, что причиной тому — чувство облегчения после смерти жены, но что поделаешь, если это так?!» — замечал он. Но потом «потух» вновь. «Дневник Шарлотты и несколько ее писем открыли мне недавно, сколь многого не знал о ней даже я… Если бы у нас завелись дети, Шарлотта скандалила бы со мной из-за них. Впрочем, она совсем не хотела заводить детей».
Он пережил обеих любимых женщин. И не посягнул на последнее желание Шарлотты: ее прах дождался его праха. Их развеяли вместе…
#Читаялисткалендаря #Юбилеилитераторов #Севастополь #РИБС #БиблиотекаИнкерман
К юбилею Бернарда Шоу. О женщинах, алкоголе и религии от остроумного вегетарианца
Я был слишком слаб, чтобы работать,
поэтому писал книги.
Мой способ шутить – это говорить правду.
На свете нет ничего смешнее.
Он написал пять романов и несколько десятков пьес и стал в английском театре вторым по популярности драматургом после Шекспира. В России он известен в первую очередь как автор пьес «Пигмалион», «Великая Екатерина», «Дом, где разбиваются сердца» и завсегдатай сборников афоризмов.
26 июля литературный мир отмечает 165‑летие со дня рождения великого ирландского писателя и драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе и премии «Оскар» за лучший сценарий, самого остроумного вегетарианца в истории человечества Джорджа Бернарда Шоу.
Шоу – рекордсмен по цитатам, разошедшимся по книгам афоризмов. Недаром его называют самым цитируемым писателем в истории, а британский литератор и телеведущий Найджел Риз считал, что наименьшая вероятность ошибиться – это во всех сомнительных случаях приписывать цитату Бернарду Шоу.
К юбилею легендарного драматурга, ушедшего из жизни 71 год назад в возрасте 94 лет, – наша традиционная подборка высказываний именинника и его героев из пьес, писем и публицистических произведений.
Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом.
Что такое жизнь, как не цепь вдохновенных безрассудств?
Все без исключения женщины думают, что обладают чувством юмора, потому что любят похихикать над подружкой; но только у одной из тысячи хватает ума посмеяться над собой.
Непостоянство женщин, в которых я был влюблён, искупалось разве что адским постоянством женщин, влюблённых в меня.
Нет такой женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах.
Всякая женщина, у которой нет денег, ищет себе мужа.
Брак вполне выносим, если вы сговорчивы и не ожидаете от него слишком многого.
Если присмотреться к людям, моя дорогая, ты сама удивишься, до чего ненависть похожа на любовь.
Патриотизм – разрушительная, психопатическая форма идиотизма.
Наполеон был совершенно прав, когда говорил, что женщины – это занятие для бездельников.
Алкоголь всегда помогает. Если не больным, то врачу.
Я слишком трезв, чтобы быть хорошим собеседником.
Алкоголь – это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь.
Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед страной бесспорны, но народу этой страны неизвестны.
Мыслители, которые не были воинствующими атеистами в подростковом возрасте, наверняка станут безбожниками к сорока годам.
То обстоятельство, что верующий счастливее скептика, имеет не большее значение, чем то, что пьяный счастливее трезвого.
Мученичество – единственный способ прославиться, не имея никаких способностей.
Навязывание легенд в качестве буквальных истин мгновенно превращает их из иносказания в неправду.
Все великие истины начинались как кощунства.
Бойся человека, Бог которого живёт на небе.
Картина, которую хвалят больше, чем десять процентов публики, подлежит сожжению.
Два процента людей – думает, три процента – думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать.
Молчание – самое совершенное выражение презрения.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие – великий дар.
Чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти.
Не пытайтесь жить вечно, у вас всё равно ничего не выйдет.
Что такое вершина? Последний шаг перед спуском.