а ты все летишь и тебе дарят звезды свою нежность
А ты все летишь и тебе дарят звезды свою нежность
В истории самого популярного лирического хита Пахмутовой и Добронравова есть два невероятных факта. Во-первых, премьеру песни ждал полный провал. Во-вторых, Александра Николаевна категорически отказывалась отдавать «Нежность» в к-ф «Три тополя на Плющихе».
Да-да, эта песня была написана вовсе не для знаменитого фильма Татьяны Лиозновой. Скорее, наоборот…
Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…».
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта…
А. Пахмутова:
«Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: „Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню „Нежность““. Это был последний полёт Комарова».
Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская.
Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда, впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков. Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает), и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи.
Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.
Н. Добронравов:
«…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: „Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот „Аист“ — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…“».
Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив:
«Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик».
Интересно, что личность Экзюпери позже вдохновит Добронравова на ещё один хит — «Маленький принц» («Кто тебя выдумал, звёздная страна?») — правда, на этот раз написанный на музыку Микаэла Таривердиева. Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя).
Т. Лиознова:
«Я услышала песню Пахмутовой „Нежность“, когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского „Три тополя на Шаболовке“. Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».
В. Шалевич, актёр:
«В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню „Нежность“».
Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест:
«Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?»
Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский».
Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь.
А. Пахмутова:
«И когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова… сказала, прослушав: „Не нужно. Вот есть „Нежность“, вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего“…
В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни».
После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз. Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела.
«Нежность» осталась самой востребованной песней Пахмутовой и в постсоветское время. В «Старых песнях о главном — 2» её блестяще исполнила Татьяна Буланова.
Однако сама Александра Николаевна официально отдала «Нежность» в репертуар Тамары Гвердцители.
Существуют и непривычные версии этой песни — например, от панк-группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, где солистка играет на… электрической домре.
Кроме того, именно «Нежность» стала поводом для плодотворного сотрудничества Александры Пахмутовой с Франсисом Гойей. Французский гитарист случайно услышал песню и попросил Пахмутову прислать ему ноты. В результате на свет появился целый альбом, сплошь состоящий из инструментальных обработок песен Александры Николаевны, сделанных с большим вкусом и изобретательностью.
Из других зарубежных исполнителей, исполнявших «Нежность», можно упомянуть французскую певицу Фриду Боккара, кубинскую певицу Лурдес Гиль… А не так уж давно англоязычную версию «Tenderness» спел Марк Алмонд.
Кстати, не все знают, что Добронравов написал и второй вариант песни — «Твоя нежность» — на ту же музыку, но с другим — «зеркальным» — текстом, где уже космонавт обращается из космоса к оставшейся на Земле любимой. Первым эту версию исполнил Юрий Гуляев.
Век двадцатый — век больших разлук…
И тебе сейчас трудней, чем мне, —
Ждать труднее, чем идти на риск…
Между нами миллиарды звёзд,
Между нами радиаций яростный дождь,
Может, надо улететь, чтоб знать,
Сколько в мире алых солнц и лун,
Может, надо улететь, чтоб знать,
Как беспомощно мала земля, —
Но огромна лишь одна земная любовь…
И здесь, во Вселенной,
Я лечу, и на меня глядят
Воспалённые зрачки планет;
Слышу ласковое пенье звёзд, —
Светел голос неземных светил…
Только в мире нет любви
И здесь, во Вселенной,
А тебе ещё осталось ждать
Ровно столько, сколько мне летать…
Автор статьи: Сергей Курий
Спасибо Ира. С интересом почитал статью. Из всех исполнений, конечно же самое сильное (точное) видится именно эта (ютубная) версия записи М.Кристалинской. Не впечатлило (более чем) М. Кодряну...При всей любви к ней. Да и остальные все меркли и проигрывали сильно на фоне Майи. А Т.Буланова очень близко, на удивление (моё) подошла к сути Вещи..
Ирина, как долго Вас не было. Рада возвращению))
Спасибо за интересный пост
Да и песня замечательная
Спасибо Ира. С интересом почитал статью. Из всех исполнений, конечно же самое сильное (точное) видится именно эта (ютубная) версия записи М.Кристалинской. Не впечатлило (более чем) М. Кодряну...При всей любви к ней. Да и остальные все меркли и проигрывали сильно на фоне Майи. А Т.Буланова очень близко, на удивление (моё) подошла к сути Вещи..
Михаил, на немецком- bitte
Больше она не записывала, хотя исполняла в живую. Но эти исполнения и исполнения других певиц уже копии. Они могут очень нравится, но это не нежность Майи, которую она выразила в первом исполнении.
«Нежность» воплощает те чувства, которые рождаются не в контакте с бытом, а в самой системе человеческого бытия. Конечно, можно определить жанр «Нежности» как соединение гражданской лирики с интимной. Но это не исчерпывает всего, что в ней заложено. Она объемнее. За ней стоит этическая версия жизни целого поколения.
Кристалинская поет песню с огромным драматизмом. Слов в песне мало, но как много заключено в них! Здесь все в подтексте и в музыке, торжественной, тревожной, лирической, и в исполнительнице, которая сумела и подтекст, и музыку почувствовать и передать. Да, трудно писать, как поет Кристалинская «Нежность». Все строго, сдержанно, все освещено внутренним светом. Начинает певица задумчиво и даже отрешенно, а на словах «и куда-то все спешат такси. » входит в песню интонация неизбывной любви и нежности, которая потом, когда она поет об Экзюпери, перерастает в драматическую напряженность. Слова «и придумать не могла земля, как прожить ей без него. » она поет так, что за ними встает трагедия целого поколения.
Спасибо, Ира! Такой замечательный пост, да ещё накануне дня рождения Александры Николаевны.
Спасибо.
Спасибо Ира. С интересом почитал статью. Из всех исполнений, конечно же самое сильное (точное) видится именно эта (ютубная) версия записи М.Кристалинской. Не впечатлило (более чем) М. Кодряну...При всей любви к ней. Да и остальные все меркли и проигрывали сильно на фоне Майи. А Т.Буланова очень близко, на удивление (моё) подошла к сути Вещи..
Михаил, и Вам спасибо за внимание! Всегда с интересом читаю Ваши комментарии!
Спасибо большое за внимание и комментарий!
Больше она не записывала, хотя исполняла в живую. Но эти исполнения и исполнения других певиц уже копии. Они могут очень нравится, но это не нежность Майи, которую она выразила в первом исполнении.
«Нежность» воплощает те чувства, которые рождаются не в контакте с бытом, а в самой системе человеческого бытия. Конечно, можно определить жанр «Нежности» как соединение гражданской лирики с интимной. Но это не исчерпывает всего, что в ней заложено. Она объемнее. За ней стоит этическая версия жизни целого поколения.
Кристалинская поет песню с огромным драматизмом. Слов в песне мало, но как много заключено в них! Здесь все в подтексте и в музыке, торжественной, тревожной, лирической, и в исполнительнице, которая сумела и подтекст, и музыку почувствовать и передать. Да, трудно писать, как поет Кристалинская «Нежность». Все строго, сдержанно, все освещено внутренним светом. Начинает певица задумчиво и даже отрешенно, а на словах «и куда-то все спешат такси. » входит в песню интонация неизбывной любви и нежности, которая потом, когда она поет об Экзюпери, перерастает в драматическую напряженность. Слова «и придумать не могла земля, как прожить ей без него. » она поет так, что за ними встает трагедия целого поколения.
Валерий, спасибо большое за статью!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨Старый, добрый шлягер. История песни «Нежность»
Изначально Александра Николаевна предлагала «Нежность» Эдите Пьехе. Слово легендарной певице:
Я была первой, кому Александра Николаевна предложила исполнить свою песню «Нежность». Но отказалась — сильно испугалась, что не потяну. Кажется, Пахмутова немного обиделась на меня тогда. А зря! Ведь так исполнить эту песню, как сделала это Кристалинская, вряд ли кому еще удастся.
В итоге, первым исполнителем песни «Нежность» стала Майя Кристалинская.
Как вспоминала Пахмутова, зрители не сразу оценили композицию:
Песню «Нежность» Кристалинская пела первый раз в Колонном зале с оркестром и ушла под шум своих шагов абсолютно. Песня не имела никакого успеха. Но Майя, видимо, верила в нее, она продолжала ее петь, что бы то ни было.
Общественное телевидение России
Но после того как «Нежность» прозвучала в фильме «Три тополя на Плющихе» в исполнении Татьяны Дорониной, песня стала всенародно любимым хитом.
Впоследствии она вошла в репертуар многих известных артистов, включая Людмилу Зыкину, Иосифа Кобзона, Анну Герман, Татьяну Буланову, Диану Арбенину и Нюшу.
Александра Пахмутова неоднозначно дала понять, чью версию она считает лучшей:
Кто бы из звезд, даже мировых оперных, поющих в Ла Скала и Гранд-опера, ни пришел и ни попросил у нас «Нежность», ее все равно будет петь Тамара Гвердцители, это ее песня, Тамара поет ее постоянно, и она лучшая исполнительница. Мы никогда ни ради кого не отберем у нее это право — исполнять «Нежность». У нас, кстати, однажды был концерт, а Тамара находилась в больнице, и она приехала. Бледная! Но спела «Нежность» и сама себе при этом аккомпанировала.
Об этом случае также рассказывала сам певица:
Я была удостоена великой чести исполнять песню «Нежность». И, где бы я ни была, один раз помню, что я просто из больницы приехала, вышла на сцену, и думала, что я упаду. Но я дошла до рояля и начала исполнять эту песню. Вот на эти три минуты для меня как бы прекратились все трудности, все, что тогда даже физически затронуло меня. Это действительно было очень сложно. Но я понимала, что если я не приду – я себя не прощу.
Посмотрим музыкальное видео к песне «Нежность», которую исполняет Тамара Гвердцители.
Великолепно исполнил песню «Нежность» Дмитрий Хворостовский.
Интересные факты
Текст песни Нежность
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Цитата о песне
Конечно, после блистательного исполнения Майи Кристалинской тяжело себе представить, что кто-то другой может спеть «Нежность», но песня должна жить, и наша задача — чтобы продолжение было достойным.
Тамара Гвердцители, Труд
Рубрики: | Старый, добрый шлягер |
Метки: Александра Пахмутова Дмитрий Хворостовский Майя Кристалинская музыка из кино Сергей Гребенников Советская эстрада Тамара Гвердцители Татьяна Доронина
Процитировано 11 раз
Понравилось: 33 пользователям