аграрные праздники в россии список

Аграрный календарь

Пока в нашем календаре нет этих знаменательных дат, но… Если бы мы отмечали праздники в духе современных мировых тенденций, то, спрашивается, когда же работать?

Так что, просим вас, не подумайте, что мы подготовили этот календарь, дабы дать повод лишний раз поставить на стол алкогольные напитки.

Никак нет! Только с целью расширения кругозора. В календаре указаны наиболее известные, широко отмечаемые даты, к которым крестьяне разных стран имеют самое непосредственное отношение.

Международный календарь аграрных праздников

День редиски, Праздник соленого огурца и квашеной капусты, Красная клубничная неделя, Фестиваль томатного благоденствия, День исцеления вареньем.

Но, конечно, если еще более углубиться в тему и собрать материал со всего земного шара, то это уже будет не календарь, а как минимум научная диссертация.

15 ФЕВРАЛЯ24 ФЕВРАЛЯ — 2 МАРТА
ФранцияСлавянский мир
ФЕСТИВАЛЬ ЛИМОНОВ аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокТеплый климат французской Ривьеры позволяет выращивать цитрусовые круглый год. А фестиваль, который ежегодно проводится в Ментоне, собирает сотни тысяч посетителей. Город украшают самыми невероятными фигурами — апельсиновыми замками, лимонными королями и грейпфрутовыми принцессами. На празднество заготавливается около 130 тонн плодов, из которых создают не только внешнее убранство, но и вкуснейшие напитки и сладости.МАСЛЕНИЦА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокЯзыческий аграрный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Чучело Масленицы — символ плодородия и плодовитости, и в ритуалах с его сожжением и развеиванием пепла по полям заключается смысл передачи плодородия земле. С этим связана и поминальная сторона Масленицы: ушедшие предки, по древним народным представлениям, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на ее плодородие. А блины у славян всегда были поминальным блюдом. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — забавы, катание на санях, гулянья и пиршества от всей души.
23 АПРЕЛЯ13 МАЯ
Славянский мирТаиланд
ЮРЬЕВ ДЕНЬ, ПРАЗДНИК ПАСТУХОВ аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокДень народного календаря, в который проводился (а кое-где проводится до сих пор) обряд первого выгона скота. В разных регионах России его именовали Лошадиными именинами, Конским праздником, Скотским днем. Православная церковь почитает великомученика Георгия Победоносца, верующие молятся за детей, о покровительстве воинов и, конечно, об охранении домашних животных от болезней и диких зверей.
В Карпатах это день ритуального доения овец и первого замера молока. В Юрьев день совершались многочисленные обряды, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить от нечистой силы.
ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокТоржественная церемония, посвященная началу нового сельскохозяйственного сезона, проводится на территории королевского парка Санам Луанг в Бангкоке, столице страны. Собравшиеся ожидают предсказания Главного Пахаря, назначаемого королем. Если он вытащит короткий отрез ткани, нужно готовиться к продолжительным обильным осадкам, если длинный — то боги в этом сезоне будут милостивы.
Затем Главный Пахарь распахивает участок расписным плугом, а за ним четыре девушки несут золотые и серебряные корзины, наполненные рисом. После окончания пахоты народ бросается собирать «священные» семена, так как существует поверье, что, примешав их к обычным, можно получить божественно богатый урожай. Одноименный праздник устраивается в конце марта и в Дагестане (РФ). Там он остается столь же значимым, как и Новый год.
Девушка-весна на повозке, запряженной быками, предстает перед народом с факелом в руках (символизирующим солнечное тепло). Зажигается большой костер, прогоняющий холода. В каком селе живут самые крепкие парни? Это определяется в соревнованиях по перетягиванию каната. Кульминация праздника — с наступлением темноты. Зажигают костры, через которые стоит хотя бы раз перепрыгнуть, чтобы сгорели накопленные за зиму грехи. Застолья с песнями и танцами продолжаются до утра.
1 ИЮНЯ19 ИЮНЯ
Украина
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МОЛОКА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокОтмечается с 2001 г. по предложению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Цель праздника — популяризация молока и молочных продуктов. Впрочем, в некоторых странах «молочные дни» отмечались и ранее.
Например, в Финляндии дань коровам отдают 3 июня, в Малайзии — 11 июня, в Австралии — 26 сентября.
В Аргентине в этот день пропагандируют потребление молока под девизом «Страна, где молоко и мед текут рекой». А в Германии подобные акции проходят под лозунгом «Быстрее, сильнее, умнее! Только благодаря молоку!»
ДЕНЬ ФЕРМЕРА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокНеофициальный праздник, отмечаемый в день принятия закона «О фермерском хозяйстве». Сегодня в Украине работают около 43 тысяч фермерских и 600 тысяч единоличных хозяйств. Доля первых в производстве всей отечественной сельскохозяйственной продукции составляет 15%, вторых — 55%. А вот, например, в африканской Гане, где в сельском хозяйстве занято 60% трудоспособного населения, этот праздник является государственным с 1998 г. и отмечается в первую пятницу декабря.
21 ИЮЛЯ10 АВГУСТА
БелоруссияТуркменистан
ЗАЖИНКИ (начало страды) аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокОдин из древнейших земледельческих праздников. По приметам, солнечная погода в этот день обещает благоприятный для сбора урожая сезон, дождливая — помешает жатве.
К ее началу традиционно готовились как к великому празднику. Проводилась генеральная уборка в доме, очищался двор, гумно. Первую жменю колосьев следовало до восхода солнца положить рядом с хлебом и сыром. Потом старшая в семье женщина начинала жать первый сноп — «гаспадарок». Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. Зерна первого снопа считались целебными. Вечером все собирались на праздничный ужин.
ДЕНЬ ДЫНИ аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокЭтот государственный праздник в 1994-м году учредил президент страны. Он даже посвятил сладкому плоду книгу — «Сапармурат Туркменбаши Великий о дыне». По всей стране проходят конференции ученых-бахчеводов, художественные выставки, ярмарки, массовые гулянья, концерты и театрализованные представления. Можно сказать, что праздник перекочевал и к нам: в Одессе на Соборной площади 16 июля открывается «Дынная ярмарка», где проводится конкурс «Лучший едок дыни».
Кстати, в мире известно свыше 1,6 тысячи сортов дынь, 400 из них «родом» именно из Туркменистана.
19 АВГУСТА21 СЕНТЯБРЯ
УкраинаУкраина
ДЕНЬ ПАСЕЧНИКА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокПрофессиональный праздник пчеловодов установлен президентским указом в 1997 году. Подсчитано, что в Украине собирают каждую седьмую тонну мирового меда, а на пасеках страны трудятся около 5 млн. пчелиных семей.ПРАЗДНИК УРОЖАЯ аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокОтмечается в день Рождества Богородицы — покровительницы земледелия, плодородия, семьи и материнства, подательницы всякого благополучия. Впрочем, праздник имеет языческое происхождение, поскольку был связан с поклонением Матери — Сырой Земле. Сохраняются и такие названия праздника: Осенины, День благословения хлебов, Огородичен день, Малая Пречистая, Вторая встреча осени.
Со всенародным фестивально-ярмарочным размахом этот день («Дажынкi») официально отмечают с 1996 г. в Белоруссии. В Германии, как и у нас, праздник урожая (Erntedankfest) имеет древние корни. Немцы возносят благодарность за хлеба 15 августа (Рождество Богородицы), а в первое воскресенье октября благодарят за другие плоды земли и человеческого труда. Церкви украшают отборными овощами и фруктами, венками из пшеницы. Любопытно, что в период Третьего рейха праздник урожая был возведен в ранг официального.
Из европейской традиции праздника урожая происходит и День благодарения, отмечаемый в США и Канаде 27 ноября.
В Китае и Вьетнаме тот же смысл заложен в Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября, и часто совпадает с нашим Рождеством Богородицы. Считается, что в это время лунный диск самый яркий и круглый в году.
5 ОКТЯБРЯ10 ОКТЯБРЯ
УкраинаИталия
ФЕСТИВАЛЬ ВИНОГРАДА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокЭпицентр празднества, отмечаемого с 1925 года, находится в городе Марино, что недалеко от Рима. К этому дню из 150 тонн винограда готовят 3000 литров белого вина. И начинаются народные гулянья с концертами, театральными представлениями и даже рыцарскими турнирами. Кульминация торжеств наступает, когда из городских фонтанов начинают бить струи вина — только подставляйте бокалы! Праздники сбора винограда также с давних времен отмечаются в Испании, Молдове, Армении, Грузии, Румынии и др. винодельческих странах.ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЯЙЦА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокУтвержден в 1996 г. в Вене (Австрия) на международной конференции птицеводов. Десятки стран с развитым птицеводством поддержали эту инициативу. Интересно, что мировым лидером в потреблении яиц признают Японию. Каждый житель Страны восходящего солнца съедает в среднем по яйцу в день.
15 ОКТЯБРЯ21 ОКТЯБРЯ
Великобритания
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЕЛЬСКИХ ЖЕНЩИН аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокИдея этого праздника была предложена на IV Женской конференции ООН в 1995 году в Пекине. Дата призвана напомнить всем, что крестьянки — это более четверти населения земного шара. И мир очень многим обязан женщинам, возделывающим землю.ДЕНЬ ЯБЛОКА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокМасштабные мероприятия, посвященные яблокам и фруктовым садам, устраиваются по инициативе благотворительной организации Common Ground с 1990 года. Самые популярные соревнования на праздниках — «робингудская» стрельба из лука по яблокам, а также конкурс на самую длинную полоску кожуры от очищенного фрукта.
26 ОКТЯБРЯ1 НОЯБРЯ
АзербайджанФинляндия
ПРАЗДНИК ГРАНАТА аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокПроводится министерством культуры и туризма этой страны в городе Гейчае, признанном центре возделывания гранатов. Праздничные мероприятия начинаются с возложения венков к памятнику общенациональному лидеру Гейдару Алиеву в парке его имени.
Чиновники произносят речи об экономическом значении этой сельскохозяйственной культуры. Затем гостей потчуют гранатовым соком, развлекают грандиозным концертом и фейерверком.
ДЕНЬ КЕКРИ аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокПосвящен окончанию всех сельскохозяйственных работ. День проводов осени и встречи зимы — к нему коров загоняют в хлева на зимнее стойло.
Кекри — это необыкновенное слово, обозначающее все первое и все последнее, что дает начало чему-то новому: последний листок на дереве, последнюю незамужнюю дочь, первый весенний дождь, первого внука…
Считается, что именно 1 ноября духи умерших навещают родные дома. Так что кекри — это еще и поминальный день, в который родственники собираются за одним столом.
9 НОЯБРЯ15 ДЕКАБРЯ
Испания
ФЕСТИВАЛЬ ОЛИВОК аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокПроходит с 1998 года в Баэне (регион Андалусия), посвящен окончанию сбора урожая в оливковых рощах. Этот город считается одним из лидеров по производству ценного масла.
Испания производит 45% мирового объема оливкового масла. Что неудивительно — в этой стране растут сотни разновидностей маслин.
Главное на празднике — получить в ресторанах, кафе и барах города массу гастрономических удовольствий. Конечно же, с оливковым привкусом.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЧАЯ аграрные праздники в россии список. Смотреть фото аграрные праздники в россии список. Смотреть картинку аграрные праздники в россии список. Картинка про аграрные праздники в россии список. Фото аграрные праздники в россии списокОтмечается в странах — мировых производителях этой культуры: Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Непале, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении, Малайзии, Уганде, Танзании. Считается, что впервые листья этого кустарника заварил китайский император Шен Нунг в 2737 году до н. э. В Европе чай стал известен с первой половины XVII века.

Добавляйте в комментариях известные Вам праздники и мы вместе дополним наш аграрный календарь!

Источник

Пропп В.Я.: Русские аграрные праздники
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Значение изучения аграрных праздников для современности. —Праздники церковные и народные и их смешение. — Названия и сроки основных праздников. — Направления в их изучении в досоветской науке. — Труды советских ученых. — Цель и методы настоящей работы

Изучение старых русских бытовых, преимущественно крестьянских праздников, которые по мере их рассмотрения постепенно предстанут перед нами как праздники аграрные, во многих отношениях k поучительно и полезно. Оно интересно не только для специалистов по этнографии и фольклору, но для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом. Научно-материалистическое объяснение этих праздников необходимо также в целях борьбы с пережитками прошлого в нашем быту и в нашем сознании. Преодоление религиозных пережитков происходит неравномерно. Несостоятельность церковной догмы становится ясной быстрее, различные же культовые обряды, особенно если они непосредственно не связаны с богослужением, исчезают медленнее. Между тем такие праздники, как святки, масленица, или такие обряды или обычаи, как поминание умерших кутьей или украшение домов на Троицу березками и многие другие, основаны на определенных. религиозно-мифологических представлениях, независимо от того, носят ли они собственно церковный характер или нет.

Не все русские праздники в равной степени были связаны с православным вероучением. Только часть из них непосредственно основана на догмах христианского учения и насаждалась церковью. Они были связаны преимущественно с памятными днями так называемой священной истории, как, например, предвещание о рождестве Христа (праздник Благовещения), день его предполагаемого рождения и день крещения (праздник Рождества, праздник Крещения), день его воскресения из мертвых (Пасха), вознесения на небо (Вознесение) и т. д. Сюда же относятся праздники, посвященные церковным святым, — Николин день (каковых имелось даже два — весенний и осенний), Петров день, Егорьев день, день Веры, Надежды, Любви и Софии, и многие другие. Однако еще до того, как были введены эти праздники, существовали праздники и обряды языческие (праздник зимнего солнцеворота, встреча весны, летнего равноденствия, праздник жатвы и другие). С ними церковь повела двоякую борьбу: частично она путем проповедей и запрещений пыталась их уничтожить, частично же приспосабливала их к своим целям и приурочивала к праздникам своего церковного календаря. Приуроченье старинных дохристианских праздников и обрядов к церковным привело к тому, что в большие праздники народ соблюдал как церковные обряды, так и свои, старые, по происхождению своему языческие. Иногда народ перетолковывал церковное учение в совершенно ином, желательном для себя смысле. В эти дни люди предавались безудержному веселью, что вызывало яростное сопротивление церкви не только потому, что она считала такое веселье и связанные с ним обычаи «эллинскими» (т. е. языческими) и «бесовскими», но и потому, что всякое проявление жизнерадостности противоречило церковному учению об аскетизме, послушании и смирении.

Таким образом, границы между двумя видами праздников и обрядов стираются; они становятся ясными только при исследовании их. Одни основаны на христианском вероучении, другие — на языческом. Изучение языческой сущности праздников и обрядов лишает их ореола святости, освященности традицией. Однако изучая языческое происхождение непризнанных церковью праздников, обычаев и обрядов, мы обнаружим, что и те праздники, которые церковь считает своими, как праздники рождения, смерти и воскресения Христа, также оказываются по своему происхождению языческими. Разница между обрядами и обычаями, с которыми церковь вела борьбу, и теми, которые она насаждала, есть разница не по существу их исконного значения и смысла.

Собственно церковные праздники, обряды и обычаи здесь занимать нас не будут. В настоящее время они хорошо изучены. Научноатеистическая литература, посвященная праздникам Рождества, Пасхи и другим, достаточно велика. Гораздо менее изучены праздники, по происхождению своему не церковные, но прочно входившие в быт, в особенности крестьян, и частично распространенные в городском обиходе.

Праздники будут изучаться такими, какими их знали в XIX в., к так как только с этого времени имеются достоверные записи. В древнерусской письменности, в летописях, поучениях, проповедях, в указах и распоряжениях церкви и правительства можно встретить упоминания о праздниках, которые иной раз дают возможность дополнить наши сведения установлением более древних форм и судить о степени их распространенности. Полная история их на основании этих документов написана быть не может, так как они слишком отрывочны, и исследователю приходится поступать так, как в большинстве случаев делается при изучении традиционного фольклора: их происхождение и развитие надо суметь прочесть из самих памятников, пользуясь для этого всеми доступными нам средствами.

Названные праздники изучены недостаточно. Правда, посвященная им литература довольно обширна, но ни одна из основных проблем не может считаться разрешенной окончательно.

«Песни русского народа» (вып. 1—5, 1838), «Обозрение славянорусской библиографии» (1849), исследования о русском иконописании, труды по нумизматике, геральдике и др. Для нас наибольшее значение имеет капитальный труд «Сказания русского народа».

В 1841 г. вышло третье издание в двух томах, разделенных на 8 книг — по 4 в каждом томе. Седьмая книга второго тома посвящена народному календарю («Русская народная годовщина») и разделена на две части: «Народный дневник», где дается описание обычаев, примет и праздников, расположенных по дням года, и «Народные праздники и обычаи», где содержится преимущественно описание праздников, не связанных с постоянными днями календаря (праздники, отсчитываемые от Пасхи). И. П. Сахаров — идеолог мещанского шовинизма. Основная идейная направленность его труда — превознесение всего русского, особенно старины, и ненависть ко всему иноземному. Несмотря на слащавость тона, отсутствие указаний на источники, сумбурность изложения и другие недостатки, материалами И. П. Сахарова с некоторой осторожностью пользоваться можно. Частично он сообщает то, что видел и наблюдал сам, и эти сообщения обычно очень ценны. В других случаях достоверность приводимых материалов подтверждается позднейшими записями. Часто материалы Сахарова более детальны, чем в позднейших свидетельствах.

Третий крупный труд, посвященный народным праздникам, «Быт русского народа» А. А. Терещенко (1847—1848), охватывает 7 томов, из которых последние три посвящены «простонародным обрядам». Материал почерпнут главным образом из работ И. М. Снегирева и И. П. Сахарова, но есть много и нового. Работа полезна как свод известных в то время материалов, но страдает она теми же недостатками, что и предшествующие.

Изложенное приводит к выводу, что в первой половине XIX в. изучение обрядовой поэзии и народных праздников почти целиком находилось в руках реакционных ученых. Характерен специфический интерес не к наиболее совершенным созданиям русского народного творчества, а к тем из них, в которых наиболее сильно сказалась крестьянская отсталость. Русские праздники и суеверия объявлялись драгоценной народной стариной, их любовно описывали и возвеличивали. Описание праздников, оторванное от общего фона рабской зависимости крестьян, давало ложную картину, будто крестьяне при Николае I сплошь веселятся, празднуют, поют и благоденствуют. Никаких сколько-нибудь серьезных попыток собственно научных объяснений в названных трудах нет.

Попытка научно объяснить происхождение праздников содержится в работах ученых, представленных так называемым мифологическим направлением в изучении фольклора, крупнейшими представителями которого в России были Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и А. А. Потебня.

«Поэтические воззрения славян на природу» (тт.І—III, 1866—1869) кратко касается народных праздников. Исходя из своей общей теории происхождения народной поэзии из мифов, он объявляет и некоторые праздники остатками религии поклонения солнцу. Теория эта, как мы знаем, ошибочна, но она имела многих сторонников как в Западной Европе, так и у нас. В труде А. Н. Афанасьева поэтизировалась искусственно сконструированная солнечная мифология древних славян.

его принадлежит А. А. Потебня. Его труд «О мифическом значении некоторых поверий и обрядов» (1865) всецело и односторонне следует господствовавшему тогда направлению. Важнее для нас другой, более поздний и более зрелый грандиозный труд А. А. Потебни «Объяснения малорусских и сродных народных песен» (тт.І—II, 1883—1887), который почти целиком посвящен некоторым обрядовым песням. В первом томе содержится анализ некоторых весенних песен, второй имеет заглавие «Колядки и щедровки». В отличие от своих предшественников А. А. Потебня строит все гипотезы на основе чрезвычайно детального, скрупулезного изучения материалов. Там, где А. А. Потебня расчленяет материал на сюжеты и мотивы, его труд имеет большое научное значение, так как дает ясную картину состава этих песен. Однако как теоретик он и здесь следует тому же направлению, что и А. Н. Афанасьев, и всюду видит отражение солнечной религии. Так, например, хождение с козой или козлом во время колядования рассматривается как отражение индоевропейского культа солнца. Для А. А. Потебни святочный козел есть «козел грозового божества», что доказывается односторонне подобранными материалами из религиозно-мифических представлений народов Европы, в которых козел служит атрибутом солнечного божества. Такой же тенденцией пронизаны и другие разделы этой работы.

Во второй половине XIX в. господство мифологической школы постепенно сменяется господством так называемой школы заимствования. Типичны в этом отношении работы А. Н. Веселовского, в частности «Румынские, славянские и греческие колядки» (1883). А. Н. Веселовскому в области изучения фольклора принадлежат огромные заслуги. Он вывел изучение народного творчества из рамок национальной замкнутости. В частности, изучение коляд показало их сходство в пределах славянских, румынских, византийских и античных обрядов. Привлечен по первоисточникам важный материал из византийских церковных поучений, бросающих свет на бытование некоторых обрядов в раннем средневековье. Тексты колядок изучаются очень детально. Однако из их сходства делается вывод, что русские святки представляют собой не что иное, как римские сатурналии, перешедшие через мимов к скоморохам и переданные через их посредство из Византии к румынам и русским. Советский ученый никак не может признать убедительным утверждение, будто святки были насажены на Руси скоморохами. Заимствования не исключаются, как не исключается и роль скоморохов в культурном обмене между народами, но не здесь кроются истоки русских аграрных празднеств.

Последователем А. Н. Веселовского был его ученик Е. В. Аничков, выпустивший большой двухтомный труд, посвященный весенней обрядовой песне на Западе и у славян. 7

Эрудиция Е. В. Аничкова в области европейского материала огромна. Он обследовал ряд архивов Западной Европы, нашел и использовал драгоценнейший средневековый материал. Сходство между праздниками у русских и у других народов Европы становится очевидным и несомненным. Это сходство Е. В. Аничков объясняет тем, что русские будто бы заимствовали свои культы из Западной Европы.

Перечисленные три направления в изучении народных праздников и обрядов были главенствующими. Теория заимствования собственно не является теорией. Она пытается объяснить, откуда появились праздники у русских, но не объясняет ни их происхождения, ни смысла. По этому вопросу представители школы заимствования либо опирались на работы мифологистов, либо совсем молчали. Мы не будем останавливаться на других многочисленных работах, так как наша задача — не библиографический обзор, а характеристика основных направлений в фольклористической науке.

Тем временем шла интенсивная собирательская работа. В «Губернских ведомостях» некоторых губерний, в различных краеведческих работах, всякого рода календарях, ежегодниках, сборниках и других изданиях местных обществ публиковалось большое количество наблюдений, собранных любителями и учеными. 9 С 1889 г. в Москве начинает выходить журнал «Этнографическое обозрение», а с 1902 г. в Петербурге — «Живая старина», где публикуются не только новые материалы, но и библиографические обзоры, а также рецензии. Обрядовый материал входит в различные областные сборники песен. Из всех этих сборников на первое место следует поставить собрание П. В. Шейна «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.» Вышло всего два выпуска первого тома (1898). П. В. Шейн записывал материал не только сам, но собирал его через корреспондентов, местных жителей, которые хорошо знали кре-, стьянский быт. Даются не только тексты обрядовых песен, количеством около 250, но иногда и подробное описание празднований в различных губерниях. Материалы, опубликованные П. В. Шейном, имеют первостепенное научное значение.

В первые годы советской эпохи интерес к народным праздникам и обрядам несколько упал. Изучались преимущественно песни, былины, сказки, пословицы и другие виды народной поэзии. Однако долго такое положение продолжаться не могло. Необходимо было выработать новые методы изучения. Поиски их начались примерно в 30-е гг. Крупный советский фольклорист А. И. Никифоров пытался изучить обрядовую поэзию не путем сопоставлений с материалами других народов, а в связи с русской историей. А. И. Никифоров заново подробно изучил религию древних славян и пытался доказать, что в основе русских народных праздников лежит не культ солнца, а культ национальных русских божеств, имена которых народом забыты. Работа осталась незаконченной, рукопись ее хранится в архиве Пушкинского дома в Ленинграде. 10 Выводы этой работы не представляются убедительными. Как мы увидим, русские праздники весьма архаичны. Они возникли до того, как развились дифференцированные представления о божествах. Тем не менее следует высоко оценить попытку подойти к материалу исторически и объяснить его по существу.

—XIX вв. 11 Он впервые встал на путь изучения обрядов в связи с трудом крестьянина-земледельца. Рассматриваются не только большие праздники, но весь народный календарь, день за днем, с его поверьями, приметами, верованиями, праздниками, обычаями, обрядами и играми. Материалы не позволяют нарисовать картину исторического развития, но тенденция в развитии может быть уловлена. В. И. Чичеров не ограничивается описаниями, но дает теорию происхождения праздников, которую можно назвать теорией трудовой. Здесь заложен фундамент для дальнейшего развития этого вопроса в советской науке. Можно пожалеть, что В. И. Чичеров изучил не весь годовой круг крестьянского календаря, а только часть его — от октября до нового года включительно. Работа В. И. Чичерова должна быть продолжена, в круг изучения должны быть включены большие весенние праздники. Такая цель будет преследоваться в настоящей работе. Мы, однако, не последуем за В. И. Чичеровым в его изучении всего народного календаря, мы ограничимся, как уже указано, рассмотрением больших праздников, перечисленных выше.

Одна из ошибок дореволюционной науки состояла в том, что праздники изучались в отрыве один от другого. Материалы одних празднеств не сопоставлялись с материалами других. Так, например, в отдельных работах Вс. Миллер изучал только масленицу, А. А. Потеб- ня — только Ивана Купалу, Е. В. Аничков — только весенние праздники — встречу весны и Троицу 12 и т. д. Такой способ характеризует буржуазную науку, тогда как наша наука требует изучения явлений во всех обусловливающих связях. Между тем каждый праздник в отдельности может быть правильно понят тогда, когда будет изучен весь годовой цикл их.

Мы попытаемся подойти к материалу иначе, чем те, кто изучал праздники в отдельности. Если изучать весь годовой цикл их, то сразу бросается в глаза, что между основными праздниками, при всех их отличиях, имеется ясно ощутимое сходство. Это сходство замечали и раньше, но ему не придавали особого значения. Между тем значение этого сходства очень велико. При сравнении праздников между собой обнаружится, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных. Эти составные части необходимо определить, выделить и сопоставить. Так, например, поминовение усопших имело место во время святок, на масленицу, на Троицу, в радуницу и в некоторые другие сроки. Другой пример: сожжение или вообще уничюжение чучела происходило не только на масленицу, для которой оно считалось характерным, но и на Троицу, на Ивана Купалу, в петровки и в другие праздники. Правда, при таком методе окажется нарушенной цельность картины каждого из праздников. Однако такое затруднение есть затруднение не принципиального характера; изучив составные элементы, нетрудно будет восстановить и изучить весь ход каждого праздника уже на более широкой и углубленной основе

1. Крывелев И. Важная сторона быта // Коммунист. 1961. № 8. С. 67.

3. Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1958. С. 351 —352

4. Буслаев Ф. И. Лекции. Старина и новизна. Исторический сборник, издаваемый при Обществе ревнителей русского исторического просвещения, кл. VII. М., 1904. С. 97—375.

6. Егоров Б. Ф. Н. А. Добролюбов — собиратель и исследователь народного творчества Нижегородской губернии. Горький, 1956. С. 37

7. Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе иу славян. Ч.І. Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. 74. СПб., 1903; Ч.ІІ. Т. 78. СПб., 1905

9. Подробную библиографию этнографических изданий см.: D. K. Zelenin. Russische (ostslavische) Volkskunde, 1927.

11. В. И. Чичеров. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI—XIX веков. Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, новая серия, т. 40. М„ Изд. АН СССР, 1957.

12. В. Ф. Миллер. Русская масленица и западноевропейский карнавал. М., 1884; А. А. Потебня. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. Археологический вестник. Вып. З. М., 1867 (Перепечатано в кн.: О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914. С. 159—187); Е. В. Аничков. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. I—II.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *