апостольское чтение на каждый день читать

Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года

Год в церковном исчислении времени, относительно чтения Евангелия и Апостола начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три периода:

Вс 3, «О мироносицах»

Вс 8, Пятидесятница

Вс 1, Всех святых

Вс 2, «По Всех святых»

Вс 9

Вс 13

Вс 20

Иак.2:14-26 [53]Мк.10:46-52 [48](еванг. чтения этих дней совпадают с чтениями соответ- ствующих дней 17-й седмицы!)1 Кор.6:12-20 [135]Лк.15:11-32 [79]/108 35 седмица по Пятиде- сятнице (2-я предугото- вительная)1 Кор.8:8-9:2Мф.25:31-46 седмица Сырная (36) (3-я предугото- вительная) В среду и пятницу не бывает литургииЕвр.6:13-20 [314] и святому: Еф.5:9-19Мк.9:17-31 [40] и преподобному: Мф.4:25-5, 12/88, 89 (Мф.17:14-23*> *>; Лк.9:37-44*>)5 седмица ПостаЕвр.9:11-14 [321-] и преподобной: Гал.3:23-29 [208]Мк.10:32-45 [47] и преподобной: Лк.7:36-50122-123 (* *)6 седмица ПостаПримечания: * Следует иметь в виду, что, согласно Уставу, чтение Евангелия от Луки (18-й седмицы) начинается с понедельника после Недели по Воздвижении (см. в начале Богослужебного Евангелия «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают и до где стают»). X Евангельское зачало Недели 28-й и апостольское зачало Недели 29-й читаются в Неделю святых праотец, поэтому они меняются местами с соответствующими рядовым чтениями той Недели, на которую придется в данном году Неделя свв. праотец.

ЕВАНГЕЛИЯ УТРЕННИЕ ВОСКРЕСНЫЕ

1.Мф.28:16-202.Мк.16:1-83.Мк.16:9-204.Лк.24:1-125.Лк.24:12-356.Лк.24:36-537.Ин.20:1-108.Ин.20:11-189.Ин.20:19-3110.Ин.21:1-1411.Ин.21:15-25

Апостолы и Евангелия праздников непереходящих

Источник

9 ноября

Чтения Священного Писания

Богослужения

Каноны

Акафисты

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Во вторник, св. Иоанну Предтече

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ показа́л бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Перевод: Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.

Преподобному Нестору Некнижному, Печерскому, в Дальних пещерах

Чист и прав сый се́рдцем,/ и свят, преподо́бне Не́сторе, душе́ю,/ прост же па́ки и не уме́я сам чести́ книг,/ сего́ ра́ди чту́щим я́ приле́жне внима́л еси́,/ и, о́ная в себе́ соблюда́я, спе́шно тща́лся еси́ исправля́ти,// я́же я́ко разу́мен испо́лнив, обре́л еси́ Ца́рствие Небе́сное.

Перевод: Чистый и праведный сердцем, и святой, преподобный Нестор, душой же ты был прост и не умел читать Писания, потому ты прилежно внимал читающим их и, соблюдая написанное в них, старался исполнять, и все это, как благоразумный, осуществив, обрел ты Царствие Небесное.

Ди́вный во святы́х Свои́х Госпо́дь/ удиви́ся изря́дне в сем святе́м Не́сторе,/ я́же а́ще и безкни́жен сый и прост,/ но превзы́де прему́дых и посрами́ кни́жников,/ чту́щих и не творя́щих,/ насле́ди блага́ ве́чная// и мо́лит при́сно е́же спасти́ся нам.

Перевод: Удивительный во святых Своих Господь особо удивителен в святом Несторе, который хотя был необразован и прост, но превзошел премудрых и посрамил людей ученых, которые только изучают, но не делают, и, наследовав блага вечные, он молит всегда о спасении нашем.

Преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах

Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния/ и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чудеса́ написа́вый,/ свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя/ напи́сано на Небеси́ стяжа́вый,// моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.

Перевод: Великих князей русских деяния и преподобных отцов Печерских жития и чудеса описавший, свое же имя, Богомудрый Нестор, ради многих твоих добродетелей удостоившийся вписать на Небесах, моли и нам быть записанными в Книге Жизни.

Времена́ и ле́та достопа́мятных дея́ний,/ по́двиги и труды́ Богоно́сных оте́ц,/ Не́сторе прему́дре, напису́я,/ любо́вию возгоре́лся еси́ после́довати стопа́м первонача́льных,/ с ни́миже не преста́й моли́тися Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Времена и годы достойных памяти деяний, подвиги и труды Богоносных отцов, Нестор премудрый, описывая, любовью возгорелся ты последовать по стопам этих святых, с ними же не переставай молиться Христу Богу о спасении душ наших.

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,// е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.

Перевод: Как ученик Богоносного Феодосия и истинный подражатель его жизни, ты удостоился быть первым очевидцем его почитаемых мощей, которые вместе с другими достойно их святости перенес, ты наследовал вместе с ними Царство Небесное, получить которое и нам, почитающим тебя, Господу молись.

Молитва преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах

О, преподо́бне о́тче, прему́дре наста́вниче и Боголюбе́зне подви́жниче Не́сторе Летописче! Предстоя́й со дерзнове́нием престо́лу Ве́чныя Сла́вы, не забу́ди на́с гре́шных и недосто́йных, бу́рями страсте́й отягче́нных, и хода́тайством твои́м непреста́нным защити́ страну́ на́шу, тебе́ при́сную, и соотчии твоя́ от вся́ких зо́л и скорбе́й. Утверди́ се́рдца на́ша в правосла́вней ве́ре, оте́чество свое́ научи́ люби́ти и в братолю́бии кре́пце пребыва́ти. Наста́ви на́с на стези́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми, засту́пниче на́ш, вни́дем в ве́чное Ца́рство сла́вы, восхваля́юще Го́спода и прославля́юще твое́ заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мученику Нестору Солунскому

Му́ченик Твой, Го́споди, Не́стор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́ Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости:/ того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Нестор подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Страда́льчествовав до́бре, безсме́ртную сла́ву насле́довал еси́ ны́не,/ я́ко во́ин изря́дный Влады́ки был еси́, моли́твами Дими́трия му́ченика:// с ним у́бо, Не́сторе му́дре, моля́ не преста́й о всех нас.

Перевод: В мученичестве своем бессмертную славу наследовал ты сейчас, как воин превосходный Владыки ты был, по молитвам мученика Димитрия, с ним же, Нестор мудрый, не переставай молиться обо всех нас.

Благоче́стия непобеди́маго во́ина/ и и́стине согла́сника и ору́жника/ вси по достоя́нию восхва́лим Не́стора вели́каго днесь/ и к нему́ возопие́м:// моли́ Христа́ Бо́га о всех нас.

Перевод: Благочестия непобедимого воина и истины единомышленника и защитника, все достойно прославим Нестора великого сегодня и к нему воззовем: «Моли Христа Бога обо всех нас».

Благоверному князю Андрею Смоленскому, Переяславскому чудотворцу

Блаже́нство Ева́нгельское возлюби́в,/ Богому́дре кня́же Андре́е,/ чистоту́ се́рдца де́вством почти́л еси́/ и, суету́ ми́ра сего́ презре́в,/ устреми́лся еси́ зре́ти Бо́га,/ И́же тя просла́ви чудесы́/ во врачева́нии разли́чне стра́ждущих./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:/ проси́ нам у Христа́ Го́спода/ вся́ких скорбе́й избавле́ния// и получе́ние Ца́рства Небе́снаго.

Перевод: Блаженство Евангельское возлюбив, Богомудрый князь Андрей, ты проявил чистоту сердца в девстве, и суету мирскую презрев, устремился к созерцанию Бога, Который тебя прославил чудесами врачевания различных страдающих. Потому молим тебя: проси для нас у Христа Господа от всяких скорбей избавления и получения Царствия Небесного.

Град твой Смоле́нск я́ко чужд име́я,/ водвори́лся еси́ во гра́де Переясла́вле,/ и в дому́ святи́теля Никола́я/ жесто́ким житие́м вре́менную жизнь соверши́в,/ восте́кл еси́ в Го́рняя предстоя́ти Христу́,/ Его́же моли́ о творя́щих па́мять твою́,/ да вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, свя́те кня́же Андре́е,// А́нгелом собесе́дниче и челове́ком помо́щниче.

Перевод: Город твой Смоленск чужим считая, поселился ты в городе Переяславле, и в доме святителя Николая суровую земную жизнь прожив, поднялся ты к Небесам, чтобы предстоять Христу, Его же моли о совершающих память твою, да все взываем к тебе: «Радуйся, святой князь Андрей, ангелов собеседник и людей помощник».

Возвы́сився на доброде́тель/ и, очи́стив ум свой, к жела́нию прекра́сному дости́гл еси́,/ безстра́стием украси́вся свои́м поще́нием изря́дно,/ в моли́твах безпло́тно вознесе́ся/ и возсия́ в ми́ре, я́ко со́лнце, во гра́де Переясла́вле,/ о́тче преблаже́нне, свя́те кня́же Андре́е Смоле́нский,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Возвысившись в добродетели и очистив ум свой, ты достиг прекрасного желаемого тобой, бесстрастием украсившись в пощении своем особо, в молитвах бесплотно вознесся и воссиял в мире, как солнце, в городе Переяславле, отче преблаженный, святой князь Андрей Смоленский, моли о спасении душ наших.

Насажде́н во дво́рех Госпо́дних,/ свои́ми преподо́бными де́тельми/ в дому́ свята́го Чудотво́рца Никола́я/ кра́сно процве́л еси́,/ ми́ра красоту́ и сла́ву сего́ све́та ни во что вмени́в,/ Еди́наго Христа́ возлюби́л еси́;/ слез твои́х тече́нием напая́ем,/ уязви́лся еси́ жела́нием бу́дущих даро́в./ Те́мже зове́м ти:/ ра́дуйся, свя́те кня́же Андре́е Смоле́нский,/ гра́ду Переясла́влю похвало́// и всей Росси́йстей земли́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: Посаженный во дворах Господних благодаря своим праведным делам, в доме святого чудотворца Николая ты красиво процвел, мирскую красоту и светскую славу ты посчитал ничем, одного Христа возлюбил ты, слез твоих потоками поливаемый, ты пленился желанием будущих даров. Потому взываем к тебе: «Радуйся, святой князь Андрей Смоленский, города Переяславля честь и всей Российской земли великая сила».

Молитва вторая благоверному князю Андрею Смоленскому, Переяславскому чудотворцу

О, святы́й благове́рный кня́же Андре́е, пода́ждь нам, раба́м Бо́жиим (имена), ру́ку по́мощи и изба́ви нас от вся́каго наве́та вра́жия: бу́ди нам ми́лостивый защи́титель и от боле́зней на́ших ско́рый цели́тель: свободи́ нас от руки́ чужда́го, и от вся́каго прило́га зла́го. Се бо мно́гими бедами есмы́ обстои́ми, все́ми злы́ми скорбьми́ сокруше́ннии, ко две́рем сме́ртным, от ско́рби снидо́хом и Бо́га грехми́ прогне́вахом и от себе́ Его́ удали́хом. Те́мже бу́ди нам вождь и засту́пник пред Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки. Ами́нь.

Первая благоверному князю Андрею Смоленскому, Переяславскому чудотворцу

Молитва первая благоверному князю Андрею Смоленскому, Переяславскому чудотворцу

О, преизря́дный и ди́вный в чудесе́х, прославля́емый от Бо́га в Небеси́, де́лателю Христо́ва виногра́да, жи́телю вы́шняго Сио́на, предустро́еннаго гра́да Иерусали́ма! Святы́х А́нгел при́сная ра́дость и челове́ком ди́вная бла́гость, пречу́дных и ди́вных Небе́сных селе́ний быв жела́тель, а ны́не со все́ми святы́ми тех еси́ совосприя́тель. А́ще естество́м ты, свя́те кня́же Андре́е, и был еси́ челове́к, но усе́рдно в по́двизех потща́вся и получи́л несконча́емый бу́дущий век. Стра́нен и прише́лец на земли́ был еси́, того́ ра́ди получи́л житие́ в Небеси́. Оста́вив оте́чество земно́е и тле́нное, восприя́л еси́ нетле́нное и ве́чное. Сугу́бо тя Госпо́дь Бог увенча́ и чуде́с тебе́ дар дарова́, е́же на земли́ неду́ги исцеля́ти и приходя́щим к тебе́ с ве́рою ми́лостивно присеща́ти; прояви́ бо тя нам Госпо́дь Бог милосе́рдый, я́ко оте́ц к боля́щим ча́дом благосе́рдый. Сего́ ра́ди ми́лися де́ем, предстоя́ще пред твои́м многоцеле́бным гро́бом, проси́ти и моли́ти тя недоуме́ем, да покры́еши нас гре́шных твои́м преди́вным покро́вом, не от зла́та и серебра́ истка́нным, но от Бо́га ти в благода́ти пода́нным. Предстои́м уми́льно пред твои́м гро́бом со стра́хом, оскверни́вшиися во гресе́ вся́ком; сего́ ра́ди сле́зы пролива́ем и уми́льно к тебе́ взыва́ем: поми́луй нас, о святы́й и ди́вный благове́рный вели́кий кня́же Андре́е, пода́ждь нам ру́ку по́мощи и Бо́жия ми́лости. Хода́тая тя к Бо́гу предлага́ем, от Него́же нам по́мощи жела́ем; ве́мы бо тя нело́жна раба́ Бо́жия, изба́ви нас от вся́каго наве́та вра́жия. Бу́ди о нас ми́лостивый защи́титель и от боле́зней на́ших скор исцели́тель. Свободи́ от руки́ чужда́го и от вся́каго прило́га зла́го. Мно́гими беда́ми есмы́ обстои́ми, все́ми злы́ми скорбьми́ сокруше́нши, к двере́м сме́ртным от ско́рби снидо́хом, и Бо́га греха́ми прогне́вахом, и от себе́ Его́ удали́хом. Сего́ ра́ди бу́ди нам вождь и засту́пник, хода́тай и защи́тниче, ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́ и к Его́ милосе́рдому Отцу́ и Свято́му Ду́ху, в трие́х ипоста́сех еди́ному Бо́гу, да получи́м мы гре́шнии грехо́в проще́ние и от Него́ ми́лость мно́гу. Бу́ди, о свя́тче Бо́жий, спобо́рник и засту́пник всему́ Христолюби́вому во́инству на вся неправосла́вныя и крестоненави́стныя злочести́выя и иноплеме́нныя враги́ и супоста́ты, па́мять их злочести́выя ве́ры да потреби́тся, хра́брость же и си́ла и гра́ды да разру́шатся, Ру́сскую же на́шу страну́ не забу́ди, но при́сно на ню призира́й, и вся́каго изоби́лие плодо́в земны́х пода́ти Бо́га умоля́й, и всем призыва́ющим тя с ве́рою во вся́ких ско́рбех, боле́знех и напа́стех бу́ди вспомога́тель и скор исцели́тель. Да́руй же нам здра́вие неоску́дно и моля́щимся тебе́ по́мощь неосла́бну, благода́тию и щедро́тами и человеколю́бием Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же от нас бу́ди сла́ва и держа́ва, ны́не и во вся ве́ки несконча́емых веко́в. Ами́нь.

Мысли свт. Феофана Затворника

апостольское чтение на каждый день читать. Смотреть фото апостольское чтение на каждый день читать. Смотреть картинку апостольское чтение на каждый день читать. Картинка про апостольское чтение на каждый день читать. Фото апостольское чтение на каждый день читать

Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца вашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это. Не стой, как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств.

Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум, и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите, и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение.

Притча дня

К знаменитому подвижнику пришел начинающий монах, прося указать ему путь совершенства.

— Этою ночью, — сказал старец, — ступай на кладбище и до утра восхваляй погребенных там покойников, а потом приди и скажи мне, как они примут твои хвалы.

На другой день монах возвращается с кладбища:
— Исполнил я твое приказание, отче! Всю ночь громким голосом восхвалял я этих покойников, величал их святыми, преблаженными отцами, великими праведниками и угодниками Божиими, светильниками вселенной, кладезями премудрости, солью земли; приписал им все добродетели, о каких только читал в Священном Писании и в эллинских книгах.

— Ну, что же? Как выразили они тебе свое удовольствие?

— Никак, отче: все время хранили молчание, ни единого слова я от них не услыхал.

— Это весьма удивительно, — сказал старец, — но вот что ты сделай: этой ночью ступай туда опять и ругай их до утра, как только можешь сильнее. Тут уж они наверно заговорят.

На следующий день монах опять возвратился с отчетом:
— Всячески поносил я их и позорил, называл псами нечистыми, сосудами дьявольскими, богоотступниками; приравнивал их ко всем злодеям из Ветхого и Нового завета от Каина-братоубийцы до Иуды-предателя.

— Ну что же? Как же ты спасся от их гнева?

— Никак, отче! Они все время безмолвствовали. Я даже ухо прикладывал к могилам, но никто и не пошевельнулся.

— Вот видишь, — сказал старец, — ты поднялся на первую ступень ангельского жития, которая есть послушание. Вершины же этого жития на земле достигнешь лишь тогда, когда будешь так же равнодушен и к похвалам, и к обидам, как эти мертвецы.

Источник

Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь

официальный сайт

апостольское чтение на каждый день читать. Смотреть фото апостольское чтение на каждый день читать. Смотреть картинку апостольское чтение на каждый день читать. Картинка про апостольское чтение на каждый день читать. Фото апостольское чтение на каждый день читать

Фотоархив

Икона дня

Публикации

Новоначальным

МЫ ВКОНТАКТЕ

Мы в соцсетях

Ежедневное чтение Евангелия, Апостола и Псалтири в течение года

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день: не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последние 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски, не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая С вою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь.

Ежедневно в течение года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течение года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке. [6, с. 93-98]

Источник

Библейские чтения на церковном богослужении

Слово Божие пусть сеется у вас обильно

свя­щен­ник Алек­сий Хотеев

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния явля­ется необ­хо­ди­мой частью пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. «Слово Хри­стово да все­ля­ется в вас обильно, со всякою пре­муд­ро­стью», – гово­рит св. апо­стол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Вет­хого и Нового Завета. В тече­ние цер­ков­ного года в храме про­чи­ты­ва­ются все книги Нового Завета, кроме Апо­ка­лип­сиса, а также пол­но­стью или отча­сти многие книги Вет­хого Завета. Как во вре­мена апо­столь­ские, когда, по сви­де­тель­ству книги Деяний, слово хри­сти­ан­ской про­по­веди нередко соче­та­лось с еже­днев­ным чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на цер­ков­ном бого­слу­же­нии еже­дневно.

Биб­лей­ский текст чита­ется в храме не по главам, а по особым тема­ти­че­ским отрыв­кам – «зача­лам». Одно зачало может вклю­чать в себя целую главу или только ее часть, напри­мер, рас­сказ о каком-либо чуде, про­ро­че­ство, притчу. Свя­щен­ное Писа­ние читают на службе разные лица. Одни зачала читает свя­щен­ник, другие диакон, третьи чтец. Для удоб­ства чтения при­выч­ная нам и доста­точно объ­ем­ная Библия раз­де­лена в церкви на несколько частей, каждая из кото­рых пред­став­ляет особую книгу.

«Еван­ге­лие» – самая глав­ная часть Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета, в кото­рой изло­жены слова и деяния Гос­пода Христа, содер­жит в себе повест­во­ва­ния четы­рех еван­ге­ли­стов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Еван­ге­лие обычно укра­шено кра­си­вым окла­дом, на лице­вой части кото­рого нахо­дится изоб­ра­же­ние Христа, вос­крес­шего из мерт­вых, и лики четы­рех еван­ге­ли­стов. Слово «Еван­ге­лие» в пере­воде с греч. озна­чает «Благая весть» – это про­по­ведь о боже­ствен­ном досто­ин­стве Иисуса Христа, кото­рое явно откры­лось в Его три­днев­ном вос­кре­се­нии. Еван­ге­лие нахо­дится в глав­ной части храма – алтаре, на пре­столе, и сим­во­ли­зи­рует при­сут­ствие в храме Христа, Сына Божия, Кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии име­ну­ется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ).

«Апо­стол» – эта книга содер­жит другую часть Нового Завета, где поме­щен рас­сказ об апо­столь­ской про­по­веди (Деяния) и посла­ния святых апо­сто­лов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посла­ний апо­стола Павла. На пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии не чита­ется послед­няя книга Нового Завета Апо­ка­лип­сис или Откро­ве­ние апо­стола Иоанна. В этой книге, напол­нен­ной таин­ствен­ного содер­жа­ния, запе­чат­лены виде­ния апо­стола Иоанна о Втором При­ше­ствии Гос­пода Христа и конеч­ных судь­бах нашего зем­ного мира. Поскольку эта книга не совсем вос­при­ни­ма­ется на слух и нуж­да­ется в тол­ко­ва­нии, то ее чтение за бого­слу­же­нием исклю­чено. Доста­точно руко­вод­ство­ваться уче­нием о Втором При­ше­ствии и конце мира, кото­рое нахо­дится в Еван­ге­лии и апо­столь­ских посла­ниях. Впро­чем раз­лич­ные слова и образы из Апо­ка­лип­сиса вошли в бого­слу­жеб­ную поэзию и сим­во­лику.

«Псал­тирь» – это един­ствен­ная бого­слу­жеб­ная книга Вет­хого Завета, пол­но­стью вошед­шая в бого­слу­же­ние Ново­за­вет­ной, Хри­сти­ан­ской, Церкви. «Псал­ти­рью» на гре­че­ском языке назы­вали струн­ный музы­каль­ный инстру­мент, под акком­па­не­мент кото­рого испол­ня­лись пес­но­пе­ния. В этой книге содер­жатся гимны, в кото­рых про­слав­ля­ется попе­че­ние Божие о мире и чело­веке. Псал­тирь, по сути, – это древ­ней­ший молит­во­слов, причем по глу­бине и поэ­тич­но­сти опи­сы­ва­е­мых чувств, пожа­луй, самый лучший из молит­во­сло­вов. Неда­ром с давних времен хри­сти­ан­ские подвиж­ники гово­рили: «Скорее солнце пре­кра­тит свое шествие по небу, чем оста­но­вится чтение Псал­тири».

Из других книг Вет­хого Завета прак­ти­че­ски пол­но­стью про­чи­ты­ва­ются Бытие, Притчи Соло­мо­новы и книга про­рока Исаии. Их чтение пред­ла­га­ется в тече­ние Вели­кого поста перед Пасхой с нрав­ствен­ной целью: про­бу­дить в душе чело­века жела­ние пока­яться. На бого­слу­же­нии вели­ких празд­ни­ков также чита­ются отрывки из разных книг Вет­хого Завета. Эти отрывки назы­ва­ются «паре­мии», что в пере­воде с греч. озна­чает «притчи». Поскольку многие собы­тия Нового Завета при­кро­венно или явно пред­ска­заны в Ветхом в форме про­об­ра­зов или про­ро­честв, то есте­ственно слы­шать на празд­нич­ной службе пред­ска­за­ние и радо­ваться его испол­не­нию. Напри­мер, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) чита­ется про­ро­че­ство Исаии о рож­де­нии от Девы Емма­ну­ила, т.е. Бого­че­ло­века Иисуса ( Ис. 7:10-15; 8:1-4, 9-10 ), про­ро­че­ство Михея о рож­де­нии Христа в Виф­ле­еме ( Мих. 4:6-7; 5,2-4 ). На празд­ники Бого­ро­дицы чита­ется из книги Бытие виде­ние Иако­вом чудес­ной лествицы, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь, Кото­рая рож­де­нием Боже­ствен­ного Сына соеди­нила небо и землю ( Быт. 28:10-17 ).

В цер­ков­ном кален­даре на каждый год ука­зы­ва­ются еже­днев­ные чтения из Свя­щен­ного Писа­ния. Каждый хри­сти­а­нин может под­го­то­виться к слы­ша­нию того или иного биб­лей­ского отрывка, про­чи­тав его в своей домаш­ней Библии. Сейчас име­ются раз­лич­ные тол­ко­ва­ния и руко­вод­ства к изу­че­нию слова Божия, кото­рые помо­гают понять смысл бого­дух­но­вен­ного текста. «Потому-то, – гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, – цер­ков­ный чтец, взойдя для поло­жен­ных чтений (паре­мий, Апо­стола, Еван­ге­лия), напе­ред воз­гла­шает, чья книга, какого именно про­рока или апо­стола, или еван­ге­ли­ста, а потом читает напи­сан­ное ими, чтобы вы лучше заме­тили их и знали не только содер­жа­ние, но и при­чину напи­сан­ного, и того, кто сказал это».

Цер­ков­ным уста­вом опре­де­ля­ется поря­док чтения книг Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием. Один поря­док для чтения «Еван­ге­лия», другой для «Апо­стола», третий для «Псал­тири», чет­вер­тый для других книг Вет­хого Завета (паре­мий). Время и место чтения той или иной книги на службе соот­вет­ствует важ­но­сти ее содер­жа­ния. Напри­мер, «Еван­ге­лие», заклю­ча­ю­щее в себе слово Хри­стово, чита­ется в тор­же­ствен­ной обста­новке. Ему всегда пред­ше­ствуют воз­гласы : «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию Свя­таго Еван­ге­лия Гос­пода Бога молим», «Пре­муд­рость, прости, услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия – Мир всем».

Биб­лей­ские чтения в тече­ние цер­ков­ного года рас­пре­де­лены таким обра­зом, чтобы зву­чать каждый день. К этим чте­ниям, кото­рые носят назва­ние «рядо­вых», добав­ля­ются чтения уста­нов­лен­ные на тот или иной вели­кий празд­ник. Осо­бен­ным вре­ме­нем цер­ков­ного года явля­ется Вели­кий пост перед Пасхой, кото­рый имеет свой поря­док чтения Свя­щен­ного Писа­ния.

Как пра­вило, на вечер­них служ­бах чита­ются отрывки из книг Вет­хого Завета, а утром, на литур­гии, – из Нового Завета. Таким обра­зом вече­ром мы слу­шаем Псал­тирь и паре­мии, а на утрен­нем бого­слу­же­нии Апо­стол и Еван­ге­лие.

На Боже­ствен­ной литур­гии апо­столь­ские и еван­гель­ские зачала чита­ются в паре: сна­чала отры­вок из Апо­стола, затем отры­вок из Еван­ге­лия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Напри­мер, по суб­бо­там можно услы­шать из Апо­стола учение ап. Павла о соот­но­ше­нии вет­хо­за­вет­ного обря­до­вого закона и ново­за­вет­ного закона бла­го­дати, а из Еван­ге­лия сви­де­тель­ства о чудес­ных исце­ле­ниях, совер­шен­ных Хри­стом именно в день суб­бот­ний, в день стро­гого покоя по иудей­скому обычаю. Точно также и празд­нич­ные зачала. Напри­мер, на Рож­де­ство Хри­стово из Еван­ге­лия чита­ется рас­сказ о рож­де­нии Иисуса и покло­не­нии волх­вов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апо­стола – о вопло­ще­нии Сына Божия и усы­нов­ле­нии Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день при­хо­дится несколько цер­ков­ных празд­ни­ков, тогда может читаться от двух до трех соот­вет­ству­ю­щих пар. Напри­мер, вос­кре­се­нье – это всегда празд­нич­ный день, «малая Пасха». В этот день уста­вом назна­чены опре­де­лен­ные зачала апо­столь­ское и еван­гель­ское. Если в вос­кре­се­нье при­хо­дится память какого-либо вели­кого свя­того (св. Иоанна Пред­течи, свт. Нико­лая Чудо­творца или других), кото­рый также имеет свою особую пару чтений, тогда чита­ется первым из Апо­стола зачало вос­крес­ное, затем свя­того, также и из Еван­ге­лия, чтение вос­крес­ное и свя­тому.

Празд­ник Хри­стова Вос­кре­се­ния явля­ется нача­лом годич­ного круга ново­за­вет­ных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное коли­че­ство дней, поскольку этот празд­ник подвиж­ный, что при­дает порядку чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние года свои осо­бен­но­сти. Само Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие чита­ется в такой после­до­ва­тель­но­сти. Еван­ге­лие от Иоанна начи­на­ется в день Пасхи и закан­чи­ва­ется на день Пяти­де­сят­ницы, всего 67 зачал. После Пяти­де­сят­ницы 17 недель чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, 116 зачал. Затем в тече­ние 18 недель сле­дует чтение Еван­ге­лия от Луки, 114 зачал. Еван­ге­лие от Марка чита­ется в будние дни в тече­ние послед­них 6 недель чтения Матфея и также в послед­ние 6 недель чтения Луки до начала Вели­кого поста. От начала Вели­кого поста до Пасхи суще­ствует особый поря­док еван­гель­ских зачал. Здесь пре­об­ла­дает еван­ге­лист Марк, 71 зачало. Апо­стол начи­нает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы), затем сле­дуют 14 посла­ний св. ап. Павла и 7 т.н. «Собор­ных» посла­ний (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апо­стол» раз­де­лена на 335 зачал.

Паре­мии или чтения из Вет­хого Завета в насто­я­щее время чита­ются только вече­ром, нака­нуне вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков. Каждый раз их пола­га­ется числом 3, и по содер­жа­нию они под­би­ра­ются к каж­дому празд­нику свои.

Псал­тирь, наи­бо­лее чита­е­мая книга Вет­хого Завета, пол­но­стью про­чи­ты­ва­ется каждую неделю один раз, а в тече­ние Вели­кого поста – два раза. Она раз­де­лена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псал­тири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою оче­редь, раз­де­лена на три «Славы», т.е. раз­де­лена сла­во­сло­вием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Свя­того Духа.

Так на бого­слу­же­нии в тече­ние года чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние. Этот поря­док был состав­лен, когда еще мало кто имел воз­мож­ность читать свою, домаш­нюю, Библию. Тогда книги пере­пи­сы­ва­лись вруч­ную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необ­хо­димо всегда. И это знание у святых было уди­ви­тельно глу­бо­ким и целост­ным. При­учить себя к цер­ков­ному бого­слу­же­нию – значит хорошо узнать Свя­щен­ное Писа­ние. Как гово­рит в одной из своих бесед свт. Иоанн Зла­то­уст: «Кто регу­лярно ходит в цер­ковь, тому доста­точно года для при­об­ре­те­ния бога­того позна­ния, ибо мы читаем Писа­ние непре­рывно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *