аспосов день почему так называется

Аспосов день почему так называется

(8 сентября по старому стилю)

— Госпожинки. Аспосов день.

Праздник этот, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сент. слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16 авг.), Госпожа (15 и 31 авг.) и пожни — после жатвы. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сент.

В этот день убирают пчел, собирают лук, оттого Пасиков и Луков день.

На Аспосов день наш народ встречал осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни да молили: «Богородица Причистая, избавь от маеты, надсады от души отведи, мое житьё-бытьё освети!» После сего разламывали хлеб на куски по числу собравшихся и кормили им домашний скот.

— Рождество Пресвятой Богородицы.

Пророками было предсказано пришествие в мир Мессии, Сына Божия, для спасения человечества. Эту веру хранил малый праведный остаток верующих Ветхозаветной Церкви. И когда пришло время и Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, он избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.

Дата Рождества Пречистой Богородицы – выбита на памятнике Тысячелетия России в Нижнем Новгороде, как дата рождения Российского государства.

Начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сент. — начало индикта — церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Это праздник всемирной радости.

— 862 День рождения Русского государства.

Призвание новгородцами на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора.
День 8 сентября 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.

Находилась в Киеве, в Софийском соборе. Икона «София — Премудрость Божия» встречается только на православном Востоке и неизвестна на Западе.

Под словом «Премудрость», или по-гречески «София», разумеют Сына Божия. Значение изображения «Софии — Премудрости Божией» объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом.

Иконы св. Софии — Премудрости Божией, заимствованные из Церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви Небесной и видимой через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией.

— 1240 Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Холмскую икону за Холм при осаде города войском Батыя.

— 1295 Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Одна из древнейших икон Руси. Обретена 8 сентября 1295г., когда после разорительного татарского нашествия все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Икона прославилась многими чудесами в русской истории. Покинула Россию в 1920 г. вместе с армией генерала Врангеля и стала главной святыней Русского зарубежья.

— 1380 Куликовская битва.

Торжество Руси над всей Татарской Ордой! Вместе с татарами победой на Куликовом поле Москва, в лице своего Великого Князя Димитрия Донского, победила старое княжеское разногласие и вражду из-за частных волостных выгод при забвении надобностей, общих для всей Родины. На Куликовском поле народ узнал, что Москва есть истинное средоточие и сердце Русской Земли, истинный защитник, сберегатель и устроитель земской тишины и независимости от соседних держав. На Мамаевом побоище явились героями не сильные, высокомерные и честолюбивые князья, а слабые владетели мелких вотчин, не искавших себе владычества над землею, но помышлявшие только о службе Отечеству.

На поле битвы 8 сентября 1380 года были иконы: Донская, принесенная в дар донскими казаками, и Гребневская — Гребенская, стоящая ныне в Москве, в церкви ее имени, у Лубянской площади.

— 1380 † Пересвет Александр.

Герой Куликовской битвы. Пересвет был уроженцем города Любеча, брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря. До пострижения в иноки Пересвет был известен на Руси как «великий ратник», «богатырь крепкий», «весьма смысленный к воинскому делу и наряду», умеющий «уставлять полки».

В 1380 г. Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом — Родионом Ослябей к московскому кн. Дмитрию Ивановичу, чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в старом соборе Московского Симонова монастыря. Мощи его до сих пор почивают в этом монастыре.

— 1380 † Осляба Родион.

Московский боярин, монах Троице-Сергиевой лавры, герой Куликовской битвы. В 1380 г. был послан прп. Сергием Радонежским вместе с монахом Пересветом к кн. Дмитрию Донскому, чтобы воодушевить русских воинов перед Куликовской битвой.

Погиб в бою. Мощи его почивают в старом соборе Московского Симонова монастыря.

— 1495 Осада Выборга.

Русская рать под командованием русского полководца Даниилом Васильевичем Щени подошла к Выборгу, стены и башни которого шведы считали неприступными. Началась осада, длившаяся три месяца. Действия Щени оказались неожиданными для шведов. При штурме Выборга он применил артиллерию, крупнокалиберные пушки и пищали, которые, по свидетельству шведских летописей, «причинили много горя» защитникам. Вместо трудоемких и опасных из-за обстрелов со стен «приметов» (искусственных насыпей), он применил штурмовые лестницы. Таких приемов осады еще не знала русская военная история.
Пока главные силы готовились к штурму, конные оряды опустошали окрестные земли, разрушали шведские опорные пункты.

— 1549 Царю Иоанну IV был подан проект реформ И. С. Пересветова.

Автор критиковал засилье бояр и отсутствие законности и выражал надежду, что «грозный и мудрый Царь» будет управлять независимо от вельмож, на благо всего государства, а не касты аристократов.

— 1581 День Рождества Пресвятой Богородицы.

— 1710 Русские войска под командованием Брюса вынудили к сдаче Кекскольм (древнерусскую Карелу).

— 1720 Торжественный ввод в Петербург четырех шведских фрегатов взятых в сражении при Гренгаме.

— 1727 Отстранен от власти и отправлен в ссылку кн. А. Меншиков.

— 1736 † Феофан Прокопович.

П ЕОФАНПОВИЧ (8ВИЧ (8[18].06.16 олитический и церковный деятель, богослов.

«Делом всей жизни» Феофана Прокоповича стало участие в Петровских реформах. В 1721 г. по поручению Царя Петра I он разработал Духовный регламент — законодательный акт, ликвидировавший соборное управление Церковью, заменив его синодальным управлением.

Место Церкви в государственной системе определялось как средство воспитания и просвещения подданных. В сочинении «Правда воли монаршей» (1722) Феофан Прокопович утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. Т. о., основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа.

— 1789 Русские войска под командованием князя Репнина разбил Турок при Сальче.

— 1801 Торжественный въезд в Москву для Коронования Александра I.

— 1864 Святитель Феофан Затворник Вышенский писал:

«Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя».

— 1875 Русскими войсками был занят г. Маргелан.

Лишаясь одного союзника за другим, хан Абдуррахман Автобачи отступал. В погоню за ним отправился отряд Скобелева. 10 сентября солдаты и казаки вступили в город Ош. Абдуррахман с небольшим количеством соратников укрылся в горах.

— 1914 Летчик Петр Нестеров впервые применил таран в воздушном бою.

— 1973 † Русланова Лидия Алексеевна

— 1991

Жители города шли и шли в траурный зал. чтобы отдать дань глубокого уважения памяти этого выдающегося государственного деятеля. У гроба в почетном карауле застыли военные моряки и казаки. И вот траурная процессия заполнила главную улицу Владивостока. Саркофаг с прахом генерал-губернатора был установлен на лафет гаубицы. Бронетранспортер медленно тронулся. Шестисоттысячный город провожал Н. Н. Муравьева-Амурского к месту последнего упокоения. Казаки и военные моряки несли вслед за лафетом флаг России и Андреевский флаг. Великому гражданину России воздавались самые высокие воинские почести, все было обставлено торжественно и печально, было море цветов и венков.

— 1992 Хиротония епископа Владивостокского и Приморского Вениамина.

— 1993 Восстановление Рождество-Богородицкого монастыря вблизи Уссурийска.

20 сентября 22 сентября

Источник

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

21 сентября — Госпожинки. Аспосов день

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

Народное название дня памяти Рождества Пресвятой Богородицы.

Обычаи, поверья, приметы и наблюдения

Праздник этот, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сентябряслывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16 августа), Госпожа (15 и 31 августа) и пожни — после жатвы. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21сентября.

День Богородичности Руси. День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: «Величаем Тя, Пресвя тая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое». Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название «Богородичны», они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию. С одной стороны, «вознесенная в мир божественный», с другой – она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них. Народный культ Богородицы выразился в многочисленных эпитетах: «Пресвятая», «Пречистая», «Владычица», «Царица неба и земли», «Избавительница от скорбей», «Скорая помощница», «Небесная заступница», «Целительница от болезней и страстей», «Защитница от бед, нечистой силы, напастей и страданий». Так как в народных представлениях Богородица виделась утешающей, милосердной, отзывчивой к любому несчастью и облегчающей боль, к ней всегда обращались с молитвами. Богородица считалась заступницей детей на этом и том свете. По русским поверьям, мать, «заспавшая» своего ребенка (придавившая его во время сна), должна была несколько ночей подряд одна молиться в церкви в очерченном кругу. Тогда в первую ночь Богородица показывала матери ее ребенка, находящегося в крови, во вторую ночь крови становилось меньше и так далее до полного очищения.
аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется
В этот день убирают пчел, собирают лук, оттого Пасиков и Луков день.

На Аспосов день наш народ встречал осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни да молили: «Богородица Причистая, избавь от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!» После сего разламывали хлеб на куски по числу собравшихся и кормили им домашний скот.

Если погода хорошая в этот день, то и осень будет хорошая.

Источник

Аспосов день или Осенины: что можно и нельзя делать 21 сентября

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

Православные отмечают 21 сентября сразу два праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и завершение полевых работ — Аспосов день или Осенины. В каждом регионе на Руси был свой набор обрядов, рассказала Nation News кандидат филологических наук, заведующая сектором нематериального культурного наследия Государственного Российского Дома народного творчества Варвара Добровольская.

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается Русской православной церковью, начиная с четвертого века. Праздник учрежден в честь рождения Девы Марии (матери Иисуса Христа). В этот день обязательно молятся за здоровье детей и матерей, а если в семье нет ребенка из-за проблем с зачатием, то просят Деву Марию помочь.

Праздник урожая

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

В этот день на Руси по традиции отмечали и завершение полевых работ, то есть праздник урожая. По словам Варвары Добровольской, его называют Аспосов день, Осенины, Оспожинки, Госпожинки, при этом в каждом регионе всегда существовал свой набор обрядов.

Из открытых источников известно, что в Тульской губернии девушки, надев богатые головные уборы, водили хороводы и ходили из дома в дом рубить капусту. Хозяева за это угощали их различными закусками, а молодые парни высматривали себе невест.

В Сибири на капустные вечерки приглашали соседей. Для гостей варили пиво и пекли так называемый «хлебальный» пирог. Праздник сопровождался плясками и играми.

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

«Понятно, что в этот день отмечали праздник урожая, завершение осенних полевых работ и вывоз хлеба в овины (хозяйственные постройки, в которых сушили снопы перед молотьбой — Прим. ред.). Еще это время года называют вторым бабьим летом. Считается, что первое началось 1 сентября, а второе – 21-го. Этот день еще называют Женским рождеством. В этот день, как и в день весеннего равноденствия, в избах обновляли огонь — старый гасили и зажигали новый. Встречали праздник и различными играми с огнем. Кстати, разводили его старинным способом, с помощью трения. Спичками не пользовались. В этот период начинались посиделки, собравшись, люди пели обрядовые песни, устраивали так называемые «помолотные яичницы». «Помолотной» яичница называлась потому, что ее делали сообща люди, которые вместе молотили зерно», — пояснила Добровольская.

В этот день также пекли пироги. Начинкой служили те овощи, которые в этот период собирали. По словам Добровольской, если в регионе в это время копали картофель, то пекли пироги с картошкой, если собирали морковь — морковной начинкой.

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

«В этот день также положено было навещать новобрачных, которые поженились на Красную Горку (первое воскресенье после Пасхи — Прим. ред.). Молодой хозяин показывал гостям свой скот, двор, жито в амбарах», — рассказала Добровольская.

Хозяйка должна была приготовить гостям угощение, накрыть стол, а гости, в свою очередь, — хвалить новобрачных и поучать их уму-разуму.

Приметы в Аспосов день

В народе есть и приметы, связанные в Аспосовым днем. Так, например, если птицы стали массово улетать на юг, значит, быть сильным морозам. Не избежать скорой зимы и в случае, если шерстка у зайцев начала резко белеть. Изобилие еловых шишек считалось к хорошему урожаю яровых, гороха и огурцов в следующем году.

В любом случае в этот день убирали на зиму пчел, и собирали с полей последний лук.

Источник

Народные приметы 21 сентября

Малая Пречистая. Оспожинки

Сегодня 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Народные приметы, пословицы и поговорки, сегодня: Малая Пречистая. Оспожинки. Рождество Богородицы.

В земледельческом календаре этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая, который справляли иногда целую неделю. Народ встречал осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни да молили: «Богородица Причистая, избавь от маты, надсады от души отведи, мое житьё-бытьё освети!» После сего разламывали хлеб на куски по числу собравшихся и кормили им домашний скот.

Рождество Пресвятой Богородицы — первый в чреде двунадесятых неподвижных праздников в годовом богослужебном круге; празднуется 8 (21) сентября. Праздник установлен в IV в. Он посвящен «началу нашего спасения», рождеству Девы Марии.

Другие народые приметы 21 сентября

Рождество Богородицы. Апасов день. Осенины. Вторая встреча осени. Убирают пчел, собирают лук.
Строгой быть зиме, коли птица дружно пошла в отлет.
Если шерсть у зайцев побелеет — скоро наступит зима.
Изобилие еловых шишек — к урожаю яровых, гороха и огурцов в следующем году.
Цветки ноготков полевых сжались плотно, слово увяли — перед дожем.

Приметы в сентябре.

Источник

Аспосов день почему так называется

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

Клуб «Жизнь, как праздник» запись закреплена

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

Другие названия праздника

Осенние оспожинки, Вторая встреча осени, Богородицкая, Поднесеньев день, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Праздник Рожаниц[2], Рождество Богородицы.

аспосов день почему так называется. Смотреть фото аспосов день почему так называется. Смотреть картинку аспосов день почему так называется. Картинка про аспосов день почему так называется. Фото аспосов день почему так называется

Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь».

Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.
Показать полностью.

Белорусское название праздника «Засiдкi» говорит о том, что с этого дня позволяется сидеть в доме с огнём.
Почитание женщин

Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём[4]. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот[5]. В южно-русских губерниях девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью «встречать осень»; устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, плясали, играли.

В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.

В Аспосов день заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Воздвиженья или Покрова.

Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд — вокруг двора пóсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.
Посещение новобрачных

В старые годы в этот день сходилась к новобрачным родня богоданная и кровная, созывающаяся «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка приговаривая: «Аспосов день — поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте — хозяйского добришка не жалейте!»[4][6].
Братчина
Основная статья: Братчина

В этот день организуется большая трапеза. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, кулебяку с рыбой, творог (сыр), студень, варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Кутью также ставят на подоконник — угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами — «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве — муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

«Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское „пировство“ развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно».

Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. В этот день новобрачные угощают свою родню, почему и называется «Поднесеньев день» (в иных местах «Поднесеньев день» отмечается на следующий день). В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *