беседа о традициях празднования праздника ильин день в средней группе
Сценарий праздника «Ильин день»
Ирина Петровна Попова
Сценарий праздника «Ильин день»
Сценарий праздника «Ильин день» (2 августа)
Цель: привитие детям интереса к русскому фольклору и народным обычаям.
Действующие лица: ведущая – Хозяйка, Водяной Олень, Илья.
Дети под русскую народную музыку идут хороводным шагом и садятся на скамейки.
Хозяйка (в русском народном костюме): Здравствуйте, гостьюшки дорогие, красны девицы и добры молодцы! Добро пожаловать, милости прошу! Веселья вам да радости!
Праздника без вас не начинаю!
Всем ли места хватило?
Всем ли слышно? Всем ли видно?
Тогда время даром не теряем,
На вопрос мой отвечаем.
— Какое сейчас время года?
— Какие летние месяцы мы с вами знаем?
Дети: Июнь, июль и август!
Хозяйка: Какой месяц сейчас?
Август, третий месяц
В гости к нам пришел,
1. Ярко солнце светит,
И куда ни взглянешь-
2. По лугу пестреют
3. Дремлет лес: ни звука,-
Звучит пение жаворонка, кукареканье петуха.
Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала, солнышко застлала (туча)
Конь бежит, земля дрожит,
Меня нередко просят
А только прихожу я-
Все спрятаться спешат (дождь).
Игра «Солнышко и дождик» (дети младшей группы)
Хозяйка: Летнему дождю радуются и взрослые, и дети! Только бедный Водяной заскучал без сырости. От погоды, от такой на нём шишки выросли.
Звучит музыка, входит водяной.
Водяной:
Я водяной, я водяной.
А если точно, то сухой.
Эх, жизнь моя жестянка.
Засохло всё болото.
А мне воды, а мне воды,
Вот это да! Водяной засох!
Как же нам тебя оживить?
Водяной: Поиграйте со мной.
Игра «Дождик, дождик пуще!»
Дети стоят в кругу, «ребенок-дождик» с султанчиками в центре круга; дети произносят считалочку; по окончании считалочки «ребенок-дождик» старается дотронуться султанчиками до рук, дети прячут руки за спину; игра проводится несколько раз со сменой «ребенка-дождика»
«Дождик, дождик пуще,
Водяной: Спасибо вам, ребята, немного легче мне стало. Освежил летний дождик. Я бы у вас еще погостил, да пора мне домой в болото. Ждут меня домашние дела. До свиданья!
Хозяйка: Говорят, что после Ильина дня купаться в водоемах нельзя. Солнце поворачивается на осень, а вода становится холодной, некрасивой, зеленой.
А еще есть такое поверье, будто в этот день прибегает с севера олень – золотые рога, волшебные копытца. Он касается копытцем воды, и она остывает.
Хозяйка: Ребята, кто это?
Дети: Олень!
Олень:
Я олень – ваш добрый друг,
Поиграть зову вас в круг!
Ребята, ручки вверх поднимите,
Над головой вот так (показывает) скрестите.
И в оленей превратитесь!
Эй, олени, все за мной!
Поспешим на водопой!
Под музыку Е. Крылатова «Лесной олень» (припев) идут по кругу, высоко поднимая колени, над головой скрещенные руки «рожки оленя», останавливаются, поворачиваются с лицом в круг.
«Посмотрите, вот река, широка и глубока.
(руки развести в стороны, наклониться вниз)
Не достанешь и до дна.
(коснуться руками пола)
А водица так вкусна.
(погладить круговыми движениями ладони живот)
Как попьем водицы, постучим копытцем.
(ладони сложить вместе, поднести к губам)
Студись, студись, водица!
(стучат 4 раза правой ногой, руки на поясе)
Коснусь тебя копытцем
(Стучат 4 раза левой ногой, руки на поясе)
Ветер помогает, водица остывает.
Хозяйка:
С оленем кончилась игра,
Домой оленю в лес пора.
Олень идет по кругу, высоко поднимая колени, выходит из круга, дети машут ему руками.
Вокруг скорей все повернитесь,
И в ребят превратитесь.
По оленю не скучайте,
Лучше с бубном поиграйте.
Игра «Ты катись, веселый бубен»
Дети под музыку передают бубен по кругу. Когда музыка перестает звучать ребенок, получивший бубен, выходит в круг и выполняет танцевальные движения.
«Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот и потанцует нам».
Танцевать пришла пора.
Танец
Хозяйка: Повеселились, а сейчас посидите, передохните, а я еще чуть-чуть расскажу вам про Ильин день. После 2 августа день становится заметно короче, а ночь длиннее. В народе говорят, что «Илья Пророк два часа уволок».
Надо бы обидеться на него за это, но люди радовались, потому что он посылал на поля дожди, необходимые для урожая. Иногда Пророк спускался на землю, выходил из огненной колесницы и приходил в ту деревню, где его чествовали.
Фонограмма: гром, грохот, стук колес. Дети разбегаются, прячась за скамейки, стульчики.
Хозяйка: Что такое, что случилось? Откуда грохот такой?
Взрослые (воспитатели): (из укрытий, с опаской):
— Ой, это Илья-Громовик!
— Сюда, едет на жеребцах!
— Илья-Пророк грозу наводит!
Хозяйка: А вот и сам Илья в колеснице к нам на праздник явился!
На площадку въезжает колесница, в ней Илья в соответствующем костюме. Делает один круг, останавливается.
Илья (грозно): Приветствую тебя, народ честной! В небесах сидел я, отдыхал, вдруг услышал шум громкий да голоса звонкие. Решил посмотреть, кто это мой покой нарушает?
Хозяйка: Что ты, что ты, Господь с тобой, Илья! Народ здесь собрался не греха ради, а имя твое славить, именины праздновать. Присядь, Илья, на почетное место!
Конкурс: «Назови праздник!»
Цветок папоротника – День Ивана Купалы
Ромашка – День Пестра и Февронии
Яблоко – яблочный Спас
Орех – ореховый Спас
Илья: Вы, наверное, уже знаете, что после Ильина дня нельзя купаться в водоемах. А почему? (Солнце поворачивается на осень, а вода становится холодной, некрасивой, зеленой). Поэтому сейчас я приглашаю вас поплавать последний раз. Нравится вам купаться и плавать в водице?
А теперь проверим вас:
Кто здесь в играх самый ловкий,
У кого высокий класс
Игра «Кто быстрей проплывет?»
Дети делятся на две команды. Каждый игрок берет по очереди небольшой обруч и бежит до буйка (канат, возвращается, отдает обруч следующему игроку.
Илья: Молодцы, ребята, показали сою силу, ловкость, выносливость. Ну а мне пришла пора отправляться в дальний путь. Нужно поторопиться рассказать всему честному народу, что после сегодняшнего дня купаться в водоемах не дозволяется.
Хозяйка:
Вот и закончились игры, веселье!
А у меня есть для вас сладкое угощенье!
И очень даже леденцовые.
Детям раздают угощение.
Получили леденец, тут и празднику конец!
«День Нептуна». Сценарий праздника Сценарий летнего праздника «День Нептуна». Актеры: Нептун Капитан Кикимора Ход праздника: Дети под музыку выходят на спортивную площадку,.
Сценарий праздника «День всей семьи — день пап и мам» ДЕНЬ ВСЕЙ СЕМЬИ – ДЕНЬ ПАП И МАМ, ОНИ СЕГОДНЯ С НАМИ. 2017г. Под музыку марша дети входят в музыкальный зал и встают полукругом. ВЕДУЩИЙ:.
День рождения — это славно! Сценарий праздника «День именинника» Сценарий детского праздника «День именинника» Цели мероприятия: • Поздравить детей с днём рождения, родившихся летом и осенью. • Разучить.
Сценарий праздника «День матери» Сценарий праздника «День матери» Звучит песня» Мама, жизнь подарила, мир подарила мне и тебе» В зале мольберты с портретами и фотографиями.
Сценарий праздника «День пап» 22 февраля 2018 года, в группе общеразвивающей направленности № 4 «Гномики» состоялось мероприятие посвящённое 23 февраля «В честь защитников.
Сценарий праздника «День Земли» Сценарий праздника для младших школьников «День Земли» 1 слайд Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами.
Сценарий праздника на День матери в старшей группе «Самый лучший Мамин день» Цель: Обогатить знания детей о празднике «День матери» Задачи: развивать умение выразительно читать стихотворения, артистично исполнять.
Сценарий игровой программы «Ильин день»
Цель мероприятия: привить детям любовь к русскому фольклору, народным праздникам и обычаям.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий игровой программы «Ильин день»»
Сценарий игровой программы
филиал СДК с. Н-Кокуй
Сценарий игровой программы
Дата и время проведения: 2 августа 2018г., 13-00
Место проведения: СДК
Цель: привить детям любовь к русскому фольклору, народным праздникам и обычаям.
способствовать всестороннему развитию детей и подростков, осуществлять физическое воспитание.
познакомить с историей праздника, его приметами, традициями;
создавать положительную мотивацию к сохранению духовных ценностей российского народа;
прививать наблюдательность, уважительное отношение к традициям.
Ведущий: Добрый день, девицы красивые,
Парни сильные,
Дети малые.
Скромные и удалые,
Кто пришел к нам пешком.
И кто прилетел на метле,
У нас сегодня важная задача,
Всех ждёт большая удача!
Ведущий: Потому как в такой день,
Что ни дать, ни взять:
Веселиться нам не лень!
Будем «Ильин день» встречать!
Ведущий: 2 августа на Руси отмечали необычный праздник – день Ильи-пророка. Говорили, что в этот день ездит по небу грозный Илья-пророк на огненной колеснице. Оттого-то и начиналась сильная гроза, били огненные молнии, грохотал гром.
Но люди не жаловались, потому что в древней Руси Илью-пророка называли Ильей-громовержцем, покровителем небесной стихии. Его просили о ниспослании дождя на землю.
Ведущий: Если лето выдавалось засушливое и жаркое, дождь был особенно важен, ведь иначе на полях мог погибнуть весь урожай. Давайте отгадаем несколько загадок:
1. Меня нередко просят полить луга и сад,
А только прихожу я – все прятаться спешат. (Дождь)
2. Тур ходит по горам, турица по долам,
Тур громыхнет, турица мигнет. (Гром и молния)
3. Летит орлица по синему небу.
4. Конь бежит, земля дрожит,
На небе стукнет – на земле слышно. (Гром)
5. Два братца родных: одного всякий видит, да не слышит;
Другого все слышат, да не видят. (Гром и молния)
Ведущий: А ещё 2 августа считалось днем окончания купального сезона, потому что солнце поворачивало на осень. Говорили, будто в этот день прибегал с севера олень – золотые рога, волшебные копытца. Он касался копытцем воды и остужал её.
Ведущий: Главная особенность северного оленя – красивые ветвистые рога на голове, которые придают этим животным гордый вид. Пусть сейчас каждый из вас на время превратится в гордого северного оленя, а ветвистые рога мы изобразим с помощью рук. В песенке-попевке будет меняться характер, который сначала нарисует нам образ скачущего оленя, а потом – плавную воду реки, к которой он пришел на водопой. Так же должен меняться и характер движений – с энергичных на плавные и обратно.
Эй, олени, все за мной!
(Дети поднимают руки вверх и скрещивают их над головой.)
Поспешим на водопой!
(Бегут на месте лёгким бегом.)
Посмотрите, вот река –
(Немного наклоняются вперед и разводят руки в стороны.)
Не достанешь и до дна,
А водица так вкусна.
(Снова складывают руки в «рога», высоко поднимая колени.)
Как попьём водицу, постучим копытцем.
(Поочерёдно поднимают каждую ногу и кивают головой – «благодарят».)
Ведущий: После дня Ильи-пророка люди обычно заготавливали березовые веники на зиму. А мы с вами заготавливать веники не будем, а поиграем в веселую игру – музыкальную скороговорку, которая так и называется – «Веники».
Ведущий: Такие попевки носят название «докучные», то есть бесконечные. Сейчас мы с вами попробуем спеть скороговорку, насколько хватит вашего дыхания. Только сначала повторим текст скороговорки про веники:
Кум Гаврило, кум Гаврило,
Я Гавриле говорила…(Скороговорка повторяется сначала.)
Веник славный, – веник полезный,
От хвори избавит, коль ты болезный!
Эх, русская банька! Деревянная шайка!
Веник да мыльце – приходите помыться!
Приходите париться, мишки да зайцы,
И ученик-егоза, и девица-краса!
Ведущий: (детям). А кто знает пословицы о бане?
Если дети затрудняются с ответами, пословицы рассказывают Ведущие.
Банный день что праздник.
Банный денек все хвори уволок.
В баню шел усталый, а из бани бравый да румяный.
После банного веничка душа добреет.
Баня своё дело знает – больному да хворому здоровье возвращает.
Кто в баню ходит, тот живет вторую молодость.
Банные умельцы что бальзам для сердца.
После бани придешь – душа поет!
Ведущий: Недаром говорят, что от бани тело здоровеет и душа добреет. Потому-то на Руси добряки и здоровяки не переводятся.
Ребята, а знаете ли вы народные приметы в Ильин день?
— Глухой гром на Ильин день — (к тихому дождю).
— Гулкий гром на Ильин день — (к ливню).
— Гром беспрерывный — (будет град).
— Гремит долго и беспрерывно — (к ненастью)
— Гремит отрывисто и непродолжительно (будет ясно).
— На Ильин день дождь — (будет мало пожаров).
— На Ильин день ведро — (будет много пожаров).
Ведущий: А теперь проверим вас:
Кто здесь в играх самый ловкий,
У кого высокий класс
Физкультурной подготовки?
(Идет игровой блок)
Дети делятся на 2 команды.
В течении 3 минут члены команд ( по очереди) в ложке переносят воду на другой конец площадки и сливают в мерные стаканы. Выигрывает та команда, у которой больше воды в мерном стакане по окончании времени.
2) Конкурс «Лучшая командная работа».
Две команды должны «пришить» «привязать» всех членов команды друг к другу. «Пришивать» можно через ремешок, шнурок, лямку, петлю на брюках. Выигрывает та команда, члены которой быстрее «пришьются».
3) Конкурс «Велогонки».
Соревнуются пары участников, зажав между ног пластиковую бутылку — велосипед. В одну сторону — на велосипеде, в другую — бегом, передавая эстафету следующей паре.
4) Конкурс с « Змей Горыныч»
Соревнуются две команды. Участники каждой команды разбиваются на тройки и встают рядом друг с другом. Средний участник обхватывает руками за шеи соседей и виснет на них. Крайние участники во время движения машут крыльями — руками, как Змей Горыныч во время полета.
5) Конкурс «Оказывается, они – близнецы»
(ботинки, газеты, пакеты) Могут участвовать пары. Два человека подходят друг к другу, один берёт за талию партнёра правой рукой, другой – левой. У каждого партнёра остаётся одна свободная рука. Партнёрам следует зашнуровать ботинок, обвернуть его газетой и положить в пакет.
6) Конкурс «У кого длинней цепочка…»
Участникам нужно сделать самую длинную цепочку из различного материала (шнурки, футболки, носки…). У какой команды цепочка длиннее, та команда выигрывает.
7) Конкурс « Гонки в Бабок Ёжек».
(2 ведра, 2 веника) Члены команд, поочереди, проходят дистанцию поставив одну ногу в ведро и зажав между коленок веник. Побеждает команда, первой закончившая маршрут.
8)Конкурс «Паук»
Одновременно участвуют 4 человека. Они встают спиной друг к другу и сцепляются руками, согнутыми в локтях. Теперь пауку необходимо быстро пройти от старта до поворота и обратно. Но двигаться придётся не по прямой линии, а по ниточке паутинки. Пусть это будет положенная на землю верёвка или начерченная мелом линия. Линия может иметь неожиданные повороты, зигзаги.
9)Конкурс «Удержание мяча»
Бегут двое. Они встают лицом друг к другу и удерживают мяч лбами. Руки кладутся на плечи друг другу. Если мяч упал, его надо поднять и от места падения продолжить бег.
— мяч удерживается животами, а руки на плечи,
— мяч удерживается спинами, а руки в локтях.
Ведущий: Теперь вы знаете, какой это интересный праздник – Ильин день. После 2 августа дни становятся заметно короче, и в народе говорят: «Илья-пророк два часа уволок».
Ведущий: Но все равно празднику люди радовались, потому что он приносил на поля дожди, необходимые для хорошего урожая. Да и просто добавлял веселья в жизнь!
Ведущий: Наша встреча подошла к концу, но это не повод огорчаться: впереди еще целый месяц лета и красочные праздники августа! До скорой встречи!
Развлечение для детей старшей группы «Ильин день»
Наталья Шустова
Развлечение для детей старшей группы «Ильин день»
РАЗВЛЕЧЕНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «2 АВГУСТА – ИЛЬИН ДЕНЬ».
Привить детям любовь к русскому фольклору, народным обычаям и традициям.
Сделать процесс музыкально-художественного воспитания детей более интересным и увлекательным.
Ход РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Дети под русскую народную музыку входят в зал хороводным шагом, проходят «змейкой»
через зал и садятся на стульчики.
Всем ли места хватило? Всем ли слышно? Всем ли видно?
Тогда время даром не теряем, на вопрос мой отвечаем.
ВОПРОС: Какие летние месяцы мы с вами знаем?
Июнь, июль и август!
Август, третий месяц в гости к нам пришел,
Лето продолжается, очень хорошо!
Ярко солнце светит, в воздухе тепло,
И куда ни взглянешь – все кругом светло.
По лугу пестреют яркие цветы,
Золотом облиты темные листы.
Дремлет лес: ни звука,- лист не шелестит,
Только жаворонок в воздухе звенит.
(ПЕНИЕ ЖАВОРОНКА, КУКАРЕКАНЬЕ ПЕТУХА)
Р. Н. П. «ОЙ, ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО».
1. Ой, вставала я ранешенько, умывалась я белешенько.
Девочка потягивается, имитирует действия умывания.
Ой, ли да ли калинка моя, в саду ягодка малинка моя.
2. Надевала черевички на босу, я гнала свою корову на росу.
Девочка имитирует движения, будто она обувается.
Выходит исполнительница роли коровы, девочка машет ей платочком.
Девочка пританцовывает, корова важно ходит вокруг нее.
3. Я гнала свою корову на росу, повстречался мне медведь во лесу.
Выходит медведь и ходит по кругу. Девочка и корова испугались, замирают.
Девочка, корова и медведь пританцовывают.
4. Я медведя испугалася, во густы кусты бросалася.
Девочка и корова садятся на корточки и закрывают лицо ладошками.
Медведь ходит вокруг.
5. Ой, медведюшка, мой батюшка, ты не тронь мою коровушку.
Девочка кланяется медведю, указывая ему на корову.
6. Ты не тронь мою коровушку, не губи мою головушку.
Девочка обнимает коровушку, покачивает головой.
7. Я коровушку доить буду, малых детушек кормить буду.
Девочка и корова берутся за руки, обводят рукой вокруг.
Девочка, корова и медведь водят хоровод, делают поклон.
Второго августа на Руси издавна отмечали необычный праздник- ИЛЬИН ДЕНЬ.
Говорили, что в этот день по небу в своей огненной колеснице ездит грозный Илья Пророк. Оттого-то и начиналась сильная гроза, сновали огненные молнии, грохотал гром.
Но люди не жаловались, потому что в Древней Руси Илью Пророка называли покровителем небесной стихии. Его просили послать на землю дождь, особенно если лето выдавалось засушливое и жаркое.
А ну-ка, отгадайте мои загадки.
1. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
2. Конь бежит, земля дрожит, на небе стукнет – на земле слышно. (Гром).
3. Меня нередко просят полить луга и сад, а только прихожу я – все спрятаться спешат. (Дождь).
(руки вперед, ладони «волна»)
Бом-бом-бом мы слышим гром.
(ладони сжаты в кулачки, ритмичные удары по коленям)
(указательные пальчики стучат по коленям)
Поливает все кругом».
(поднять руки вверх, ладони раскрыты, развести руки в стороны, положить на колени)
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА В КРУГУ «ДОЖДИК, ДОЖДИК – ПУЩЕ».
(Правила игры: дети стоят в кругу, «ребенок-дождик» с султанчиками в центре круга;
дети произносят считалочку, сопровождая ее ритмическими движениями;
по окончании считалочки «ребенок-дождик» старается дотронуться султанчиками до рук, дети прячут руки за спину;
игра проводится несколько раз со сменой «ребенка-дождика»).
«Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи.
Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.
Раз, два, три – дождик! Намочи!»
Говорят, что после Ильина дня купаться в водоемах нельзя. Солнце поворачивается на осень, а вода становится холодной, некрасивой, зеленой.
Говорят, что есть такое поверье, будто в этот день прибегает с севера олень – золотые рога, волшебные копытца.
Он касается копытцем воды, и она остывает.
Под музыку Е. Крылатова «Лесной олень»(запев) выходит ребенок- олень.
Я олень – ваш добрый друг, поиграть зову вас в круг!
Ребята, ручки вверх поднимите,
Над головой вот так скрестите.
Повернитесь, покружитесь и в оленей превратитесь!
Эй, олени, все за мной! Поспешим на водопой!
1. Под музыку Е. Крылатова «Лесной олень» (припев) идут по кругу, высоко поднимая колени, над головой скрещенные руки «рожки оленя», останавливаются, поворачиваются с лицом в круг.
2. «Посмотрите, вот река, широка и глубока.
(руки развести в стороны, наклониться вниз)
Не достанешь и до дна.
(коснуться руками пола)
А водица так вкусна.
(погладить круговыми движениями ладони живот)
Как попьем водицы, постучим копытцем.
(ладони сложить вместе, поднести к губам)
3. Студись, студись, водица!
стучат 4 раза правой ногой, руки на поясе.
Коснусь тебя копытцем
Стучат 4 раза левой ногой, руки на поясе.
Ветер помогает, водица остывает».
С оленем кончилась игра, домой оленю в лес пора.
(Олень идет по кругу, высоко поднимая колени, выходит из круга, дети машут ему руками).
Вокруг скорей все повернитесь, и в ребят превратитесь.
По оленю не скучайте, лучше с бубном поиграйте.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ТЫ КАТИСЬ ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН».
(Правила игры: дети передают бубен по кругу, сопровождая ритмическим проговариванием четверостишья;
Ребенок, получивший бубен, выходит в круг и отбивает ритм, дети хлопают;
со сменой ритма дети кружатся поскоками;
игра продолжается несколько раз).
«Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот и поиграет нам».
Веселится детвора, танцевать пришла пора.
ТАНЕЦ В КРУГУ «НА НОСОК, НА НОСОК».
«На носок, на носок, каблучками топнем.
Поворот, поворот и три раза хлопнем.
Шаг назад, шаг вперед дали руки другу.
А сейчас поворот и пойдем по кругу».
Повеселились, а сейчас посидите, передохните, а я еще чуть-чуть расскажу вам про Ильин день.
После 2 августа день становится заметно короче, а ночь длиннее.
И тогда часто говорят, что «Илья Пророк два часа уволок».
Надо бы обидеться на него за это, но люди радовались, потому что он посылал на поля дожди, необходимые для урожая.
«В поле рожь, пшеница густо колосится.
Дождик поливает, расти помогает.
Как созреет зерно, будут молотить его.
На мельнице рожь и пшеница в муку превратится.
Вкусный хлеб испекут из муки повара,
Сейчас танец с колосками мы увидим с вами.
«НАШ КРАЙ» Слова А. Пришельц музыка Д. Кабалевского
Колоски срывали, солому оставляли.
В корзину положили, куклу смастерили.
Кукла «постригушка», веселая игрушка.
Прыгает и скачет, никогда не плачет.
(видео кукла «постригушка»).
Кукла не с пустыми руками сюда пришла,
Угощенье сладкое ребятам принесла.
Все ребята сегодня молодцы, получайте скорее леденцы.