была ведущей музыкальных программ утренняя почта и музыкальный киоск
Элеонора Беляева. Хозяйка «Музыкального киоска» (7 фото + 1 видео)
Многие из нас еще помнят элегантную и красивую хозяйку «Музыкального киоска», Элеонору Валериановну Беляеву. 32 года она была ведущей этой популярнейшей передачи на советском телевидении. Она являлась эталоном ведущей, была настоящим просветителем культуры. Её улыбка и добродушный облик всегда источали свет.
Элеонора Матвеева была дочерью военного, и родилась на воронежской земле. Стоит отметить, что эта земля дала нам немало красивых женщин.
С детства она мечтала стать певицей. Окончив музыкальную школу по фортепиано, поступила в музучилище на вокальное отделение, а потом пошла учиться в знаменитую Гнесинку. Будучи студенткой она вышла замуж за баяниста Анатолия Беляева, и родила дочку Машу.
Незадолго до выпуска, у молодой студентки пропадает голос. Причины этого явления так до конца и остались неясны. Одна из причин была, что её педагоги тащили в колоратурное сопрано, при выраженном лирическом, и в итоге голос серьёзно просел. По другой версии, потерей голоса стали психологические проблемы, связанные с семейными неурядицами и расставанием с мужем.
Чтобы выжить одной с маленькой дочкой, ей некоторое время приходилось переписывать ноты и обучать на дому детей игре на фортепиано. Но помощь пришла от бывшего однокурсника, в будущем знаменитого дирижёра Владимира Федосеева. Он помог ей устроиться на телевидение редактором музыкальных программ.
Поработав в отделе народного творчества, и потом в отделе классической музыки, Элеонора Беляева подошла к важному моменту своей биографии. А. Габрилович в 1960 году создал проект «Музыкальный киоск». Эта передача являлась неким дополнением к «Голубому огоньку». Пол-года она добросовестно работала музыкальным редактором в только что открывшемся «Музыкальном киоске». Полученное глубокое музыкальное образование и безупречный музыкальный вкус позволяли ей великолепно справляться со своей работой.
Ровно через пол-года Элеонора Беляева совершенно неожиданно для себя стала ведущей «Музыкального киоска». Заболела постоянная ведущая передачи Нина Кондратова, и Элеонора заменила её. И даже никто не мог тогда подумать тогда, что она отправляется в телевизионное плавание длиной в 32 года. Но именно так и стало.
Элеонора Валерьяновна очень быстро родила свой неповторимый стиль ведения передачи. Мало кто помнит, но в 60-е годы передача велась в прямом эфире, и чем-то напоминала старые голубые огоньки. Ведущая ходила от столика к столику и разговаривала с гостями.
Только в 70-е годы, формат передачи стал привычным для нас. Э. Беляева, под музыку А. Цфасмана, открывала свой киоск, как правило с какой-то газетой в руках, и как бы заглядывая в неё, рассказывала о достижениях музыкальной жизни.
Как сложилась жизнь ведущей «Музыкального киоска» Элеоноры Беляевой
Элеонора Беляева осталась в памяти телезрителей как бессменная ведущая телепередачи «Музыкальный киоск». Красивая женщина, со вкусом одетая, с интеллигентной манерой поведения нравилась многим.
Но мало кто знает, что биография красавицы-телеведущей была нелегкой, со взлетами и падениями.
Детство будущей звезды телеэфира пришлось на тяжелые военные годы. Как вспоминала сама телеведущая, у нее, как и у всех сверстников, не было детства. Страна лежала в руинах, и дети делили тяготы времени вместе со взрослыми. Как говорила Беляева, ночевать приходилось порой под открытым небом.
Элеонора Валериановна Матвеева родилась 1 декабря 1935 года в Воронежской области, в небольшом селе Рамонь. Отец девочки был военным, поэтому ребенок привык с детства к суровому солдатскому быту. Эля росла скромной и сдержанной.
С восьми лет девочка занималась в Центральной музыкальной школе Воронежа по классу фортепиано, которую закончила с отличием. Это не помешало Эле закончить общеобразовательную школу с серебряной медалью.
Элеонора Беляева в юности
В 16 лет она без экзаменов поступила в Воронежское музыкальное училище, а в 26 лет закончила с красным дипломом знаменитую Гнесинку, получив лучшее в стране музыкальное образование. Эля стала концертно-камерной и оперной певицей.
Но случилась неприятность: девушка потеряла голос, так как после экзаменов порвала связки. Причиной печального события стало неправильное обучение и стресс после развода.
С первым мужем Анатолием Беляевым
К тому времени она уже была замужем и развелась, так как с мужем отношения не сложились, что Эля переживала довольно долго и глубоко. Супруг оказался совсем не тем человеком, каким она представляла его до замужества.
Изначально считалось, что у Эли колоратурное сопрано, хотя в реальности она была обладателем другого голоса: лирического. Ошибка педагогов и неприятности в личной жизни закрыли путь к карьере певицы навсегда.
Карьера на телевидении
Элеонора не отчаивалась, хотя личная жизнь пока не сложилась. На руках была маленькая дочь Мария, поэтому она занималась преподавательской деятельностью, давала частные уроки игры на фортепиано, а также переписывала ноты.
Фамилию первого мужа Элеонора Валериановна не меняла никогда, стала известной зрителям как Беляева.
Однажды женщина встретила на улице однокурсника, Владимира Федосеева. Мужчина помог ей найти работу, и Элеонора стала редактором на телевидении в отделе массовых жанров. Эта деятельность была своего рода подготовкой к будущему успеху: ей удалось изучить все жанры музыки, от народной до современной.
В декабре 1961 года Элеонора Беляева стала вести программу, сменив на этом посту заболевшую основную ведущую. Некоторое время ей пришлось до того поработать редактором.
Дебют оказался удачным, и Элеонора Валериановна стала полноправной хозяйкой программы. В то время музыкальных программ было немного, и зрители узнавали о музыке именно в передаче.
За полчаса эфирного времени Элеонора Беляева успевала интересно рассказать о всех музыкальных новинках, а также о классической музыке. Зрителям нравился и сам стиль ее поведения: сдержанный, спокойный, доброжелательный, без лишних эмоций.
Программа выходила раз в неделю, но подтоговка к эфиру была колоссальной. Беляева сама прослушивала и выбирала материал.
Благодаря хорошему музыкальному вкусу и слуху ведущая выпускала в жизнь только интересные и качественные произведения.
В 1992 году юбилейный выпуск программы увидел свет уже с двумя ведущими: напарником Беляевой был Александр Ширвиндт. Через три года программу закрыли, так как она уже не выдерживала конкуренции с волной молодежной музыки и многочисленными каналами, которые в изобилии открывались на телевидении.
Элеонору Беляеву можно увидеть в двух фильмах, где она сыграла небольшие роли: «Женщина, которая поет» (1978 г.) и «Путешествие будет приятным» (1982 г.).
В фильме «Женщина, которая поет»
Делать актерскую карьеру женщина не захотела, так как была предана исключительно любимой телепрограмме.
В 1984 году Беляева вела программу «Песня года» с писателем Юрием Филиновым. Имеет награду «Золотое перо России» (1968 г.) и звание «Заслуженная артистка РСФСР» (1982 г.).
После закрытия «Музыкального киоска» ведущая продолжила работу на телевидении, даже несмотря на то, что в 1993 году заболела раком. Пришлось сделать сложную операцию.
Один из последних эфиров «Музыкального киоска»
После выздоровления Беляева стала ведущей концертов и фестивалей. Зрители продолжали любить ее и в этом качестве, вне ее любимой передачи, устраивая ведущей бурные овации. Появилась в программе «Здоровье» в качестве гостя. В 2002 году была героем программы «Кумиры».
В 2014 году была ведущей концерта лауреата международных конкурсов, пианиста и композитора Александра Бисерова.
Даже будучи уже в возрасте, Беляева отлично держалась перед камерой.
В молодости ее красоту сравнивали с красотой мировой знаменитости Катрин Денев. Элеонора Беляева надолго стала «иконой стиля» для советских женщин. Ее манере одеваться и прическе подражали многие.
Семья. Личная жизнь
В последние годы жизни
У Элеоноры Беляевой родилась единственная дочь от первого брака. Мария Анатольевна выбрала профессию художницы. Внучка, Анастасия, стала стилистом. Дочь ведущей говорила, что мама мало проводила времени дома из-за съемок, когда Маша была маленькой. Зато в последние годы они были постоянно вместе.
В последние годы Элеонора Валериановна редко появлялась на публике. Она любила читать, вязать крючком, гулять на природе.
Телеведущей не стало 20 апреля 2015 года.
Почему Элеонора Беляева стала не оперной дивой, а хозяйкой «Музыкального киоска»
Популярнее, чем «Музыкальный киоск», была, может быть, только «Утренняя почта». И так — 30 лет подряд. Элегантная, утонченная, интеллигентная блондинка — ведущая «Киоска» Элеонора Беляева — все эти годы оставалась для советских телезрительниц эталоном вкуса. Все хотели одеваться, как Беляева, ее наряды наутро после каждой передачи обсуждали на работе. Ее называли «примадонной советского телеэфира» и сравнивали с Катрин Денев. Но мало кто догадывался о том, что жизнь этой уравновешенной, всегда спокойной и улыбчивой женщины трудно назвать счастливой.
«Утренняя почта» и «Музыкальный киоск»
Вообще «Музыкальный киоск» считался главным конкурентом «Утренней почты». Обе программы — музыкальные, только ведущий «Почты», Юрий Николаев, очень коротко представлял эстрадные новинки и показывал записи исполнителей, а Элеонора Беляева интересно и подробно рассказывала о классической и камерной музыке, предлагая ее послушать и выполняя, в общем-то, образовательную функцию, развивая вкус телезрителей. «Почта» — развлечение, «Киоск» — образование.
Мечтала о карьере оперной певицы, но потеряла голос
А ведь в юности Элеонора грезила большой сценой. У нее был редкой красоты голос, гармонично сочетающийся с привлекательной и благородной внешностью. А еще она отличалась редким трудолюбием и всегда любила учиться чему-то новому. Эти качества, безусловно, сделали бы ее звездой сцены. Когда девушка из далекого Воронежа приехала в Москву, ее приняли в музыкальное училище сразу, даже без экзаменов. Потом был институт имени Гнесиных. А потом, сразу после защиты диплома, одна из лучших студенток потеряла голос. Почему это произошло? Сама Элеонора Валериановна потом говорила, что, скорее всего, сработала ошибка преподавателей: у нее было лирическое сопрано, а педагоги определили ее голос как колоратурное сопрано, и в результате неправильного преподавания были сорваны связки. Как бы там ни было, только голос так и не вернулся к ней в полном объеме. О карьере певицы можно было забыть.
Без мужа и без работы
Тогда же произошло еще одно драматическое событие: Элеонору оставил муж. Анатолий Беляев тоже был музыкантом — баянистом. Рассказывали, что еще 12-летним мальчиком он играл для другой Элеоноры — жены Рузвельта, первой леди США, и растрогал ее до слез. Со временем он стал лауреатом международных конкурсов. Элеонора вышла за него совсем юной девушкой, родила дочь Машу. А к моменту окончания ею Гнесинки произошел разрыв. Так она осталась сразу и без мужа, и без работы. Чтобы прокормить себя и дочь, Элеонора бралась за любую работу: переписывала ноты, давала уроки музыки. Потом ее рекомендовали в редакцию музыкальных телепрограмм. И в 1960 году зрители впервые увидели очаровательную Элеонору в роли хозяйки «Музыкального киоска». Она оказалась идеальной ведущей: прекрасно разбиралась в материале — позволяло классическое образование, умело беседовала с мастерами музыки. Скоро зрители настолько привыкли к еженедельной встрече с Беляевой, что даже далекие от классики люди не спешили переключать телевизор, а с любопытством слушали, узнавая для себя новое и постепенно приобщаясь к настоящему искусству.
Лучшие наряды, лучшие прически
Над имиджем Беляевой работала вся студия. Элеонора, обладавшая безупречным вкусом и чутьем к моде, неизменно появлялась в самых элегантных нарядах, дополняя их то роскошной брошью, то цветком у плеча, то объемной бижутерией. Над ее прической колдовали лучшие парикмахеры. В итоге женщины половину программы не могли оторваться от изучения образа ведущей, запоминали покрой платья и форму укладки, чтобы потом выглядеть, «как Беляева». Элеонора Валериановна первой из советских ведущих стала появляться в кадре с косой, укладывая ее по-разному. Когда однажды она решила остричь свою знаменитую косу, это едва не привело к зрительскому бунту. Мы уже рассказывали о телеведущих, которые, как и Элеонора Беляева, сумели на долгие годы сохранить свою красоту и молодость.
Элеонора Валериановна Беляева
Элеонора Матвеева, ставшая широко известной под фамилией Беляева, родилась 1 декабря 1935 года в селе Рамонь Берёзовского района (ныне Рамонский район) Воронежской области.
С детства Беляева мечтала стать певицей. С 8-ми лет училась в воронежской Центральной музыкальной школе по классу фортепиано, которую в 1952 году окончила с отличием.
Талантливую девушку в 1951 году без экзаменов зачислили в Воронежское музыкальное училище, которое она окончила в 1956 году и также с красным дипломом.
В 1961 году поступила на вокальное отделение Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), которую окончила с красным дипломом. Получила специальность концертно-камерная и оперная певица.
Из-за потери голоса ей пришлось отказаться от певческой карьеры. Чтобы прокормить себя и маленькую дочь, она занималась переписыванием нот и давала уроки игры на фортепиано.
Волей случая она попала на телевидение. В первое время работала редактором, а с 1960 года стала ведущей новой программы, которая задумывалась как элемент «Голубого огонька». До 1994 года работала на Центральном телевидении.
В 1968 году получила премию «Золотое перо России».
Была регулярной участницей различных музыкальных фестивалей, ведущей концертов из цикла «Новые звёзды России» и абонементов «Звёзды классического балета».
В 1978 году сыграла небольшую роль в фильме «Женщина, которая поёт» с Аллой Пугачевой в главной роли.
Элеонора Беляева в фильме «Женщина, которая поёт»
В 1982 году ей было присвоено почетное звание Заслуженная артистка РСФСР.
В 1984 году в паре с писателем Юрием Филиновым вела передачу «Песня года».
После закрытия «Музыкального киоска» и ухода с телевидения в 1993 году заболела раком. Её спас продюсер Валерий Сергеев, договорившийся о срочной операции с нейрохирургом Александром Коноваловым. После выздоровления работала ведущей концертов и фестивалей.
Была неоднократной гостьей популярных программ на центральном российском ТВ.
В 2014 году была ведущей концерта лауреата международных конкурсов, пианиста и композитора Александра Бисерова.
В последние годы Беляева редко появлялась на публике.
Скончалась 20 апреля 2015 года в Москве из-за оторвавшегося тромба в возрасте 79 лет. Похоронена в Москве на Котляковском кладбище рядом с родителями.
Личная жизнь Элеоноры Беляевой:
Трижды была замужем. Всех ее мужей звали Анатолиями. Есть также версия, что она была замужем один раз, а двух других мужей придумала.
У пары родилась дочь Мария Анатольевна Беляева, художник. Она подарила телеведущей внучку Анастасию, она стилист.
В браке с первым мужем они прожили недолго. Вскоре после рождения дочери супруг ушел к другой. Именно тогда Элеонора Беляева из-за переживаний потеряла голос. Позже смогла восстановить с первым мужем нормальные отношения.
Элеонора Беляева и муж Анатолий Беляев
Последние годы жила в маленькой 2-комнатной квартирке вместе со своей дочкой и внучкой.
Фильмография Элеоноры Беляевой:
Элеонора Беляева
Биография
Элеонора Валериановна Беляева, которая на протяжении трех десятков лет вела телепрограмму «Музыкальный киоск», запомнилась советским и российским телезрителям своей мягкой, интеллигентной манерой, с которой телеведущая знакомила публику как с примерами классической музыки, так и с современными авторами.
Элеонора Беляева появилась на свет в Воронежской области, в селе Рамонь. Отец Элеоноры был военным. Детство будущей телеведущей пришлось на время Великой Отечественной войны и последующие годы, тяжелые для всего Советского Союза. Как позже вспоминает Беляева в своих интервью, она на всю жизнь запомнила тяготы послевоенного времени, когда дети фактически жили на улице.
Элеонора Беляева в молодости
Благодаря своей матери, которая мечтала о музыкальной карьере для маленькой Эли, девочка с отличием окончила Центральную музыкальную школу в Воронеже по классу фортепиано. Затем было Воронежское музыкальное училище, и, наконец, знаменитая столичная «Гнесинка». Изначально девушка планировала поступать в Нижегородскую консерваторию, но родные убедили ее «метить выше». Родственники оказались правы: Беляева была принята на вокальное отделение вуза уже после первого тура.
Элеонора Беляева в молодости
На телевидение Элеонора Беляева попала волей случая. Однажды, встретив на улице своего сокурсника Владимира Федосеева, она в разговоре обмолвилась о своем бедственном положении. Федосеев помог старой знакомой устроиться на телевидение редактором в отдел массовых жанров. Беляеву несколько раз переводили между отделами. Она работала и с народным творчеством, и с классической музыкой, прежде чем начала работать с Ниной Зотовой, которой Элеонора Валериановна до последних дней была благодарна за то, что та ввела неопытную выпускницу Гнесинского училища в мир телевидения.
«Музыкальный киоск»
«Музыкальный киоск», программа-дополнение к «Голубому огоньку», созданная по идее Александра Габриловича, впервые увидела свет в 1960 году. Изначально Элеонора Беляева работала редактором этой телепередачи, здесь ей изрядно пригодилось ее музыкальное образование. Однако, спустя полгода вышло так, что девушке пришлось «закрыть дыру» в эфире и провести «Музыкальный киоск» вместо заболевшей ведущей. Первая попытка оказалась удачной, и Беляева была назначена ведущей программы, где и проработала более тридцати лет.
Элеонора Беляева в программе «Музыкальный киоск»
Из-за отсутствия рекламы «Музыкальный киоск» был основным источником информации для любителей музыки, ведь здесь меломанов знакомили с очередными музыкальными новинками. Несмотря на то, что эфир программы длился всего полчаса, а сам «Музыкальный киоск» выходил раз в неделю, подготовка материала занимала практически все основное время.
Беляева добросовестно прослушивала все исполнения выбранного концертного произведения и выбирала самое достойное. Здесь ей пригодился тонкий музыкальный вкус, привитый еще во времена учебы в музыкальном училище.
Сама телеведущая в некоторой степени задавала формат программы. Ее элегантный внешний вид, вдумчивая подача материала и неизменно уважительное отношение к гостям «Музыкального киоска» завоевали горячую любовь телезрителей, которые называли Элеонору Валериановну «гранд-дамой советского телевидения».
Элеонора Беляева
Как и все передачи того времени, «Киоск» не избежал цензуры: как вспоминает телеведущая, ей настоятельно рекомендовали не упоминать в эфире имен Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина, которые в свое время эмигрировали из Советского Союза. При этом цензура практически не сказывалась на качестве самой программы благодаря тщательной ее подготовке и личному обаянию Элеоноры Беляевой.
Кроме того, ограничения касались также внешнего вида самих телеведущих. Так, однажды пришлось переписывать новогоднюю программу, так как женщинам-дикторам было запрещено появляться в кадре в брюках. Учитывая тот момент, что Беляева в «Музыкальном киоске» обычно сидела и видна была только по верхнюю половину тела, можно представить себе весь абсурд ситуации. Когда же Элеонора Валериановна сменила прическу, обрезав свою косу, редакция передачи была буквально завалена возмущенными письмами телезрителей. Последний факт можно скорее отнести к широкой популярности самой Беляевой.
Телеведущая Элеонора Беляева
В 1968 году за свой вклад в культурную сферу телеведущая получила премию «Золотое перо России», а спустя четырнадцать лет на пике своей популярности Беляева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.
Юбилейный, тридцатилетний выпуск «Музыкального киоска» состоялся в 1992 году, эту передачу Беляева вела совместно с актером Александром Ширвиндтом. К сожалению, спустя три года «Киоск» закрыли из-за нерентабельности. Как вспоминала сама телеведущая, каждый новый руководитель канала пытался закрыть программу, но ее всенародная популярность не давала это сделать. Миллионы зрителей со всего Советского Союза были явно разочарованы, когда программу перестали транслировать.
Фильмы
Элеонора Беляева дважды принимала участие в съемках фильмов: в 1978 году ей досталась небольшая эпизодическая роль в фильме-биографии Аллы Пугачевой «Женщина, которая поет» режиссера Александра Орлова, а затем в 1982 году Элеонора Беляева появилась в мелодраме «Путешествие будет приятным», где сыграла телеведущую.
Элеонора Валериановна не имела особых актерских амбиций, к тому же «Музыкальный киоск» за годы работы стал ее любимым детищем. Кинокарьера Беляевой оказалась весьма короткой, знаменитой актрисой она не стала, а ее роли не так известны широкой аудитории.
Элеонора Беляева в фильме «Женщина, которая поет»
После закрытия передачи Беляева какое-то время вела различные фестивали и концерты. На мероприятиях ей устраивали овации, но Элеонора Валериановна предпочитала нечасто появляться на публике. Как призналась «гранд-дама Центрального телевидения», она чувствует себя виноватой за то, что не уделяла должного внимания своей дочери, и решила наверстать упущенное в конце жизни.
Личная жизнь
Несмотря на то, что на протяжении всей жизни телеведущая пользовалась огромной популярностью, личная жизнь Элеоноры Беляевой оставалась загадкой для ее поклонников. Даже в последние годы жизни Элеонора Валериановна предпочитала обходить эту тему.
Элеонора Беляева
Известно, что она была замужем трижды, и всех троих ее мужей объединяло общее имя Анатолий. В свободное от работы время телеведущая любила вязать крючком и читать детективы. От первого брака у Беляевой есть дочь Мария.
В последние годы легенда отечественного телевидения больше проводила времени со своей семьей.
Смерть
20 апреля 2015 года знаменитая советская телеведущая скончалась в Москве.
Проводить в последний путь Элеонору Беляеву пришли лишь близкие родственники и друзья. На похоронах бессменной ведущей «Музыкального киоска» присутствовали ее единственная дочь Мария и внучка Анастасия. Баянист Анатолий Беляев, являвшийся мужем телезвезды, также прибыл на траурную процессию.
Могила Элеоноры Беляевой
Причина смерти звезды советского телеэфира – оторвавшийся тромб. Могила Элеоноры Беляевой находится в Москве на Котляковском кладбище.