Чем болел кустодиев художник
ФРИДА: Лишилась девственности, напоровшись на ручку трамвая
Ее с детства дразнили «деревянной ногой»: одна конечность у нее была тоньше и короче другой. При этом Фрида гоняла в футбол, боксировала, доказывая, что она не хуже других. Повзрослев, вышла замуж. Но горячо любимый муж гулял направо и налево, заставляя ее страдать.
Диагноз: пролиомиелит.
С трудом оправившись после трагедии, Фрида показывает свои работы художнику Диего Марии де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес. Тот потрясен юным дарованием, к тому же влюбленным в него без памяти.
С самого начала брака Диего Ривера не обещал хранить верность молодой супруге. Переспал даже с ее младшей сестрой Кристиной. Фрида создает «Несколько царапин»: ее отчаяние созвучно нашумевшей в то время истории отца, зарезавшего ребенка и пытавшегося оправдать себя тем, что нанес «всего несколько царапин».
В отместку Кало крутит романы и с мужчинами, и с женщинами. Ривера требует развода и получает его. Правда, через год они поженятся снова. Фрида ставит условия: никакого секса, никакой ревности, бюджет раздельный. Диего соглашается на все.
В 1940-х художница много выставляется, но ее силы на исходе. На правой ноге развивается гангрена, и ее ампутируют. На последний в жизни вернисаж Фриду доставляют на носилках и помещают на кровать посреди зала. Незадолго до смерти, практически парализованная, она скажет: «С радостью жду ухода. И надеюсь никогда больше не вернуться». 13 июля 1954 года 47-летняя Кало умерла во сне от воспаления легких.
А как сейчас?
Полиомиелит неизлечим, его можно только предотвратить. Победить болезнь помогла всеобщая вакцинация.
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК: Жертва родственной связи
Диагноз: атрофия костной ткани, сифилис.
Анри: гигантский талант. Фото: Getty Images
«Срамная болезнь» и обильные возлияния подрывали силы художника. Временами он становился невыносимым. Приходя от чего-нибудь в ярость, багровел, гневно потрясал палкой и выкрикивал ругательства.
Как-то выстрелил в паука, который в углу комнаты плел паутину. Ложась спать, клал рядом трость. Ему повсюду мерещились полчища микробов, и он поливал пол керосином.
А как сейчас?
КУСТОДИЕВ: В плену у «черных кошек»
Певец пышнотелых красавиц, обожающий простор, движение, прожил всего 49 лет, 14 из которых боролся со страшной болезнью. Более 10 лет он был прикован к инвалидному креслу. Но чем сильнее одолевал недуг, тем ярче и эротичнее становились его картины.
Диагноз: опухоль спинного мозга.
Трагедия началась с неверной постановки диагноза: четыре года художника лечили от костного туберкулеза, рекомендуя ультрафиолетовое воздействие. А это только провоцировало рост опухоли. К тому же с головы до пояса Бориса Кустодиева заковали в жесткий корсет, отмечает руководитель отделения неотложной нейрохирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, д. мед. н. Владимир Крылов, который давно изучает историю болезни мастера.
После операции, сделанной в 1913 г. в Берлине, художнику стало легче, но уже через год появились рецидивы. Подруга жены Кустодиева Елена Полевицкая, у которой художник снимал квартиру, вспоминала, что по ночам он кричал от боли, а утром рассказывал один и тот же кошмар: черные кошки когтями раздирают спинные позвонки.
«Певец красавиц и купчих» был лишен многих радостей жизни. Фото: © РИА «Новости»
Чтобы добраться до опухоли, надо было перерезать нервы, которые обеспечивают подвижность рук или ног. Жене Кустодиева, Юлии Евстафьевне, предстояло решить, что оставить. Она попросила оставить руки.
У него полностью прекращена половая функция. А ведь ему всего 35. Он находит утешение в картинах. Во время болезни из-под его кисти выходят самые замечательные женские образы. Так художник пытается обмануть свое бессилие.
А как сейчас?
В нынешних условиях лечение заболевания Кустодиева не представляет трудностей. Диагноз ставится при первых же симптомах с использованием магнитно-резонансной компьютерной томографии. Опухоль удаляют микрохирургически, чаще всего сохраняя подвижность и ног, и рук.
ВРУБЕЛЬ: Проклятие демонов
Диагноз: маниакально-депрессивный синдром.
Михаил Александрович корил себя за разгульную юность. Фото: wikipedia.org
Маниакальное возбуждение художника дошло до предела, и его помещают в психиатрическую клинику. Михаил Александрович был буйным. Бредил. Исчеркивал стены и листы порнографическими картинками. Из клиники вышел через полгода.
После смерти маленького сына началось обострение. Чувствуя приближение страшных наваждений, живописец сам попросил отвезти его в лечебницу.
А как сейчас?
Маниакально-депрессивный психоз, или биполярное расстройство, и сегодня остается сложным заболеванием. Лекарства позволяют купировать острые проявления и поддерживать стабильное состояние больных людей. Важное значение имеют психотерапия и психологическая поддержка.
Борис Кустодиев: яркие жизнерадостные картины, три операции, мучительные боли и паралич
Любовь Бориса Кустодиева и Юлии Прошинской вдохновила на шедевры. Однако их короткий период счастья сменился годами страданий.
Покровителем и наставником Бориса Кустодиева был Илья Репин. В восторге от картин художника был Федор Шаляпин. Знаменитый певец говорил, что встречал в жизни много выдающихся, одаренных и благородных людей, но человека, наделенного таким высоким духом, он повстречал только одного — Бориса Михайловича.
До того как прославиться художник был почти нищим. Он настолько нуждался, что на первый гонорар художник был вынужден купить штаны.
Судьба была сурова к художнику. Он пережил своего ребенка, которого забрал менингит, когда ему было всего одиннадцать месяцев. Когда Кустодиеву было тридцать восемь лет, он не смог ходить.
Вместе с семьей Борис Михайлович пережил две революции и Гражданскую войну. Однако, несмотря на пережитые лишения, его картины излучают счастье и радость.
Будущий художник появился на свет в 1878 г. в г. Астрахань. Его отец Михаил Лукич Кустодиев был преподавателем философии, логики и истории литературы в местной духовной семинарии. Он ушел из жизни, когда Борису еще не было и двух лет. Двадцатипятилетней вдове, оставшейся одной с четырьмя детьми, было сложно.
Важную роль в жизни семьи сыграл дядя Степан Лукич Никольский. Услышав о том, что мальчик мечтает стать художником, он дал деньги на занятия рисованием. Позже Кустодиев нарисовал портрет дяди. С пятнадцати лет юноша учился у выпускника Академии художеств П. Власова. В 1896 г. он стал студентом Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Наставником первокурсника был В. Е. Савинский, а через год его преподавателем стал И. Е. Репин. Юноша участвовал в создании знаменитого шедевра Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Юный художник прославился портретами. Однако для конкурсной работы Борис выбрал жанровую тему («На базаре»). Осенью 1900 г. в поисках подходящей натуры юноша отправился в Костромскую губернию. Здесь он встретил свою будущую жену Юлию Евстафьевну Прошинскую. Девушке тогда было всего 20 лет. Она закончила Санкт-Петербургский Александровский институт. Прошинская интересовалась искусством и много читала. Молодые люди сразу нашли общие темы для разговоров.
Будущая жена художника выросла в польской семье придворного советника. Ее отец рано ушел из жизни, оставив жену и пятерых детей без денег. Мать не занималась детьми. Юлю и ее сестру отдали на воспитание в богатую семью обрусевших англичан. Девочек воспитывали сестры Грек. У них было собственное имение в Высоково. Зиму девочка проводила в казенной квартире Министерства иностранных дел, где раньше работал ее покойный отец, а летом жила в Высоково.
Прошинская окончила училище, и ей пришлось задуматься о том, как зарабатывать средства к существованию. Девушка нашла работу. Она получила должность машинистки в Петербургском комитете министров. Также Прошинская посещала занятия по изобразительному искусству в школе Общества поощрения художников. Лето Юля проводила у опекунов в поместье.
Однажды в конце лета три шумных, небритых, ярко одетых и очень жизнерадостных молодых человека ехали по проселочной дороге и решили посетить имение Высоково. Они учились в Петербургской Академии художеств, приехали на этюды и весело проводили время в соседнем поместье. Здесь познакомились Кустодиев и Прошинская. За девушкой ухаживали три юноши: Стеллецкий, Мазинов и Кустодиев. Борис был рыжеволосым, худощавым, общительным и очень веселым. Он был упрям и напорист. Вскоре ему удалось отвадить от девушки Стеллецкого и Мазина.
В январе 1903 г. молодая пара обвенчалась, а спустя десять месяцев на свет появился сын Кирилл. В это же время Борис окончил Академию художеств с золотой медалью.
На одной из выставок молодая супруга художника заметила, что Репин настолько сильно повлиял на работу Бориса, что невозможно понять, где кончается преподаватель, а где начинается студент. Кустодиев на замечание жены ответил улыбкой.
Вскоре на полотнах Бориса Михайловича появилась яркая, лубочная, народная Русь: ярмарки, беседующие мещанки, лохматый домовой, направляющийся в гости к пышнотелой купчихе, разноцветные платки, сундуки, украшенные росписью, бородатые мужики, напоминающие леших. Критики недоумевали.
Художник часто рисовал свою семью: жену, сына, дочь Ирину, родившуюся в 1905 г.
Кустодиев написал несколько портретов Прошинской. Их семейная жизнь казалась счастливой: двое замечательных детей, большая пятикомнатная квартира в Петербурге, дача в окрестностях Кинешмы, построенный по проекту художника русский терем, конюшня с лошадьми. Однако художник знал, что его жене было нелегко. Гордой, самолюбивой и прекрасной Юлии, сохранившей католическое вероисповедание, было сложно примириться с ролью жены и матери, интересы которой ограничиваются детьми и кухней.
Летом 1907 г. женщина находилась с тремя детьми, Кириллом, Ириной и Игорем на даче в Кинешме. В письмах, полных тоски и отчаяния. Она жаловалась на никуда не годную прислугу, детей, отнимающих все ее силы, и молила — приезжай!
Борис тоже тосковал. Ему было жаль ускользающую молодость, и вместо Кинешмы Кустодиев отправился в Италию. Прошинской Кустодиев написал об этом, когда уже был в пути. В Италии художник много работал. У него закрутился роман с симпатичной русской дамой, находившейся там вместе с супругом. Они катались на гондолах, и художник начал рисовать ее обнаженной, но работу не закончить не удалось, так как обычно спокойный и расслабленный супруг вдруг воспылал ревностью. Он следил за парочкой, наблюдал за ними в подзорную трубу. Катания и сеансы пришлось прекратить. Об этой истории узнала Прошинская и написала Кустодиеву письма, полные упреков и горечи.
Художник испытывал досаду и раздражение. Семья мешала. Вскоре после его возвращения ушел из жизни младший сын. Супруги пережили страшное горе.
Кустодиева стали сильно беспокоить боли в спине. В 1909 г. у художника появились первые симптомы опухоли спинного мозга. Врачи диагностировали ревматизм. Бориса Михайловича заставили носить корсет. Однако Оппенгейм, знаменитый врач из Берлина, сказал, что это опухоль спинного мозга и вызвался сделать операцию по ее удалению. Деньги он не взял, но попросил подарить ему одну из работ художника. Оппенгейм говорил, что понадобится и вторая операция, иначе все вернется и наступит паралич. Кустодиев перенес несколько операций, но они дали ему лишь временное облегчение. Последние одиннадцать лет жизни Борису Михайловичу пришлось провести в инвалидном кресле. Живописцу приходилось рисовать в постели. Именно тогда Кустодиевым были написаны самые светлые и радостные картины.
В 1901 г. из-за болезни Кустодиев вынужден был провести несколько месяцев в частной клинике в Швейцарии. В 1915 г. Кустодиев вернулся в столицу для работы над декорациями к спектаклю И. Д. Сургучева «Осенние скрипки» в Московском Художественном театре. В это время художник был тяжело болен. Ночью Кустодиеву снился один и тот же кошмарный сон: множество черных кошек острыми когтями разрывали позвоночник. Кошмар был сном, а боли — реальными. Художник кричал от боли. Затем ему сделали вторую операцию, которая практически ничего не изменила. Борис Михайлович около полугода провел в больнице и санатории. После этого Кустодиеву нужно было вернуться из Выборга в Петроград. Борис Михайлович в инвалидном кресле вынужден был ехать в «собачьем» вагоне. Он провел в поезде с собаками четыре часа. Животные были в намордниках и прицеплены ошейниками к стенкам, а художник находился в середине вагона. Все время пока поезд шел в Петроград, Кустодиев рисовал собак.
Вскоре Борису Михайловичу сделали третью, самую сложную операцию. Художника прооперировал профессор Ферстер, ученик Оппенгейма, приехавший в Советский Союз для лечения Ленина. Художника оперировали под местным наркозом. Боялись, что не выдержит сердце, но операция прошла удачно.
Ферстер обратился к жене Кустодиева с вопросом, что сохранить — руки или ноги. Испуганная женщина ответила едва слышно: «Руки… Он же художник». Благодаря мужественному решению супруги, живописец смог творить еще десять лет. За это время были написаны лучшие картины. Они вошли в золотой фонд мирового искусства.
Затем наступило тоскливое, мучительное время в больнице. Художник не хотел просыпаться, поднимать голову, смотреть на окружающих. Живописец буквально сражался со штангой, которая висела над его постелью. Ему никак не удавалось уцепиться за нее и сесть. Все это время жена оставалась рядом с ним. Художник знак, что все знакомые считают ее преданной, самоотверженной женщиной.
Из-за болезни художник не мог ходить, но он продолжал рисовать, сидя в инвалидном кресле. Верная и преданная жена всегда была рядом с ним. Именно благодаря ей у художника находились силы жить и рисовать. Когда доктора категорически запретили ему работать, он ответил: «Если запретите, работать, я умру». Художник, преодолевая мучительную боль, сжав зубы, творил лежа.
Товарищи сконструировали для Кустодиева навесной мольберт. На нем подрамник с листом передвигался в разные стороны. Через некоторое время жена посадила живописца в кресло-каталку, и он научился самостоятельно передвигаться по комнате. Юлия Евстафьевна присоединила к креслу компактный столик, на который художник мог класть красть и другие принадлежности для рисования.
Недавно вернувшийся в Советский Союз Алексей Толстой пригласил к себе в гости братьев Кустодиевых. Михаил, брат Бориса Михайловича, сконструировал машину, на которой братья и решили отправиться к писателю. Добрались они с ветерком, замечательно провели у Толстого время, а на обратном пути решили остановиться и развести костер на опушке леса. Вечер получился теплым и душевным. Домой не хотелось. Кустодиевы сели в автомобиль, только когда начался дождь.
Вечером у художника поднялась температура. У него началась пневмония. Измученный организм живописца не справился с инфекцией.
Кустодиева не стало в 1927 г. Ему было 49 лет. Бориса Михайловича похоронили в Ленинграде на кладбище Александро-Невской лавры.
Жена Кустодиева ушла из жизни в 1942 г. во время блокады Ленинграда.
В Астрахани в доме, где родился и вырос Кустодиев, открыт его музей. Здесь представлено немало уникальных экспонатов. Среди них есть и подлинные картины художника.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя.
В Баварии, округе Гармиш-Партенкирхе, есть чудесная деревушка мастеров художников и резчиков по д.
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Опухоль спинного мозга, операция и жизнь в инвалидном кресле не помешали Борису Кустодиеву создать свои самые яркие и жизнерадостные картины
«Купчиха за чаем» 1918
ВАМ СЕЙЧАС НАДОБНО СДЕЛАТЬ ВЫБОР, ЧТО ОСТАВИТЬ ЕМУ В ДВИЖЕНИИ: РУКИ ИЛИ НОГИ?
Она сделала еще много шагов, прежде чем за дверями приемного покоя послышался шум. Юлия порывисто обернулась, даже неуклюже покачнулась. Энергичной походкой вошел хирург, лицо непроницаемое, глаза пытливые. Кустодиева застыла посреди комнаты в ожидании вердикта.
– Юлия Евстафьевна, плохо дело. Паралич неминуем. Вам сейчас надобно сделать выбор, что оставить ему в движении: руки или ноги?
Автопортрет у окна. Борис Кустодиев, 1899
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Репин, 1903
«Утро». Борис Кустодиев, 1904
Ему, человеку волевому и целеустремленному, невыносимо было сознание, что собственное тело вдруг пошло наперекор своему хозяину. Не зная, что ответить, какие слова утешения найти, Юлия лежала молча. Страшно, когда не можешь повлиять, не можешь помочь, не в состоянии облегчить. Она уже пережила это один раз с сыном Игорем, не приведи Бог еще…
Портрет Ю. Кустодиевой, жены художника. Борис Кустодиев, 1903
Кустодиев, по-прежнему придерживая левой рукой правую, рывком сел на кровати. Встал, отошел к столу и примостился на краю стула. Казалось, еще минута, и он застонет от боли и бессилия.
– Не стоит, меня и так подташнивает.
ДО РАССВЕТА, НЕ СМЫКАЛИ ГЛАЗ ОБА: БОРИС ОТ БОЛИ, ЮЛЯ ОТ БЕСПОКОЙСТВА ЗА НЕГО
– Послушай, Борис, послушай. Это невозможно. Обещай, что покажешься доктору, не нашему семейному, а профессионалу, серьезному врачу. Мы с тобой иначе попросту сойдем с ума!
– Тссс, не кричи. Не кричи, дорогая моя, любимая. Конечно покажусь. Обещаю. Муж тебе достался, конечно, не сахар.
– Ну хорошо. Спи, дружок. Я еще посижу и тоже лягу.
Долго еще, до рассвета, не смыкали глаз оба: Борис от боли, Юля от беспокойства за него.
НОВОСТЬ ИЗ БЕРЛИНА
На прием к немецкому светилу Герману Оппенгейму художник шел уже без особой надежды. Несколько лет постоянной, непрекращающейся боли и безрезультатного лечения кого угодно лишат оптимизма. Каково же было удивление Бориса Михайловича, когда Оппенгейм после осмотра сказал:
– Снимайте корсет. Никакой у вас не костный туберкулез и никогда его не было.
Ошарашенный Кустодиев, начавший было застегивать жилет, замер.
– А что тогда, герр Оппенгейм?
– Подозреваю заболевание спинного мозга, велика вероятность опухоли. Вам нужна операция, а не купания в море. Совсем они в Швейцарии ничего не соображают…
Масленица. Борис Кустодиев, 1916
Операция по частичному удалению опухоли состоялась 12 ноября 1913 года. Оппенгейм сразу предупредил, что необходима будет вторая. Но это позже, пусть больной пока придет в себя. И Кустодиеву действительно становится лучше. Ноги по-прежнему слушаются плохо, зато боль отступает. Он возвращается в Россию к истосковавшейся Юлии, к детям Кириллу и Ирине. Вся семья беспрестанно говорит о второй, решающей операции в Берлине, как об окончательном освобождении Бориса Михайловича из удушающих объятий болезни. Но наступает 1914 год, и мечты об операции вдребезги разбиваются о линии фронтов Первой Мировой.
«Весна». Борис Кустодиев, 1921
Московский трактир. Борис Кустодиев, 1916
«Красавица» Борис Кустодиев 1915
«Большевик» Борис Кустодиев 1920
«Лыжники» Борис Кустодиев 1919
«Русская Венера» и Портрет Шаляпина Борис Кустодиев 1925-1926 гг.
onoff49
onoff49
В марте 1916 г. Кустодиев госпитализируется для очередного оперативного вмешательства. Оперировать художника решается профессор Лев Андреевич Стуккей.
О некоторых подробностях операции можно узнать из воспоминаний дочери художника: «Дали общий наркоз на пять часов. Мама ждет в коридоре… Наконец, профессор Цейдлер вышел сам и сказал, что обнаружен темный кусочек чего-то в самом веществе спинного мозга ближе к груди, возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли, нужно решать, что сохранить больному – руки или ноги. «Руки оставьте, руки! – умоляла мама. – Художник – без рук! Он жить не сможет».
Врачи предупредили, что работоспособность вернется не сразу и в течение полугода лучше вообще никак не напрягать руки.
Отныне жизнь Кустодиева замкнута в четырёх стенах. Боли, почти полное отсутствие движений в ногах, начинающиеся «неприятности» с мочеиспусканием и дефекацией.
Но Кустодиев полон замыслов!
Прикованный к постели, художник пишет своей жене, Юлии Евстафьевне: «Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо».
В декабpе 1923 г. О.Феpстеp произвёл Б.М.Кустодиеву очередную (третью) опеpацию по удалению опухоли позвоночного канала.
Однако и эта операция не привела к существенному изменению состояния художника.
Поражает то, что почти полностью обездвиженный человек, страдающий от болей, пролежней, мог писать такие светлые, полные жизни картины!
Такие, как «Русская Венера», например!
В марте 1927 г. художник получает разрешение Наркомпроса выехать в Германию для лечения в клинике О.Ферстера, но поездке этой не суждено было состояться. Ослабленный организм оказался не в силах противостоять возникшей инфекции. В конце мая после поездки на дачу к А.Н.Толстому художник заболевает пневмонией, ставшей для него фатальной.
Анализирую болезнь Кустодиева можно сделать такие выводы:
1. Опухоль спинномозгового канала была доброкачественной и находилась вне спинного мозга.
2. Хронология появления жалоб и симптомов указывает на то, что, вероятнее всего, это была опухоль исходящая из нервных корешков, идущих к правой руке.( Так называемая «неврома»)
3. 3. Хирурги того времени ошиблись уровнем операции. Известно, что «вскрыли» два первых грудных позвонка.
Но рука иннервируется корешками, исходящими из шейного отдела спинного мозга! За исключением волокна Th1, идущего к мизинцу руки.
4. Следует признать, что хирургическое лечение ухудшило состояние больного (присоединился нижний парапарез, тазовые нарушения)
В наше время, такая патология хорошо диагностируется и операции по поводу неврином излечивают больных.
Хорошо бы попасть в те времена, вооружённым всеми теперешними диагностическими и лечебными причиндалами!
Вылечили бы Кустодиева от опухоли, Чехова – от туберкулёза, Достоевского – от эпилепсии, Толстого – от депрессии и т.д.
Жаль, что это – невозможно.
Использованы материалы книги Л.И.Дворецкого «Живопись и медицина».