Чем болел первобытный человек
Человечество: история болезни
Древние люди не страдали массово от гриппа, кариеса, диабета и рака, но едва доживали до 20 лет. Чем болели в каменном веке, а чем теперь?
Заболевания позвоночника
А еще суставов, травмы черепа, конечностей, изменения в костной ткани, переломы. Основной набор болячек не только наших прямых предков, но и «дядьев» — неандертальцев. От них же и умирали. 19,8 года — ровно такой была средняя продолжительность жизни на протяжении большей части истории человечества — во времена австралопитеков, гораздо позже увеличившаяся лишь немного, до 26 лет. Но и тогда, вплоть до перехода около 8000 лет назад от охоты и собирательства к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), нагрузки на организм были гигантскими. В том числе у детей.
Хотите представить, как выглядел малыш палеолита, — вспомните румынского атлета Джулиано Строе, который попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый сильный ребенок планеты в нежные пять лет. Антропологи фиксируют поголовное развитие мышечного рельефа у детей тех времен. А у женщин — признаки вторичного венозного застоя.
Это и понятно, учитывая ежедневные пешие «прогулки» по пересеченной местности, которые приходилось совершать нашим предкам. Не говоря уже о навыках метания копья и изготовления каменных рубил, чему обучали с младых ногтей.
Дети тогда умирали через одного (чуть ли не основная часть останков, которые находят ученые, — дети и младенцы). Поэтому генофонд человечества взрослел рано и уже к подростковому возрасту считался способным заводить собственных отпрысков.
Большинство скелетов предков Homo sapiens имеют всевозможные патологии — следы травм, вывихов, отсечений конечностей и т. д.
Помимо прочего, пралюдям приходилось воевать. По-своему, по-палеолитски. Чего не сделаешь, чтобы не быть съеденным — каннибализм в ту пору прямо благоденствовал. Ну и самому с голоду не умереть — ресурсы-то ограниченны. Лидерами по уровню травматизма были, впрочем, неандертальцы, поэтому их принято считать более агрессивными.
А вот от диабета, рака и сердечно-сосудистых заболеваний, которые входят в топ современных причин смерти, они, похоже, не страдали. Не успевали. 40-летний человек в ту пору считался настоящей руиной. До этого возраста доживали единицы, остальных выкашивали травмы, голод, а женщин — еще и роды. Умереть от «старческих» болячек вроде рака или инфаркта было роскошью.
Болезнь «зубных червей»
Так в средневековой Европе называли кариес. Но до этого еще далеко, а вот древних кариес почти не мучил. Как животных. Потому что главным в меню сапиенсов было мясо, иногда фрукты. А неандертальцев и вовсе сравнивают с гиенами. Кроме мяса, эти суровые парни не ели ничего. Вообще. Поэтому и проблем с зубами у них не было. Но к концу каменного века (около 8000 лет назад) неандертальцы давно вымерли, а наши предки стали сеять пшеницу. И овес. И рис. И консервировать пищу. Голодные времена впервые и наконец закончились. Начались другие проблемы. Первыми стали кариес и зубной камень.
Зубы людей не были «заточены» под такой вид пищи (да еще и в тепловой обработке) и начали давать о себе знать. Кстати, именно в эту пору произошло разделение мужской и женской диеты: у первых — по преимуществу белки, у вторых — углеводы. Неудивительно, что прекрасная половина человечества во все времена страдала от кариеса больше, чем мужская.
Впрочем, кое-какие трудности с зубами у кроманьонцев (ранних сапиенсов) все же были. Как и у неандертальцев. Так называемая гипоплазия — недостаток зубной эмали. Но связано это было не с едой, а с ее отсутствием.
Еще на первых порах ношения одежды человечеству, похоже, не давали покоя микозы и кожные грибки. Незнакомые доселе древним людям опрелости вкупе с отсутствием гигиены делали свое дело. А переселение в зябкие регионы планеты вызвало повальные заболевания рахитом и цингой. Первое, как известно, следствие недостатка в организме «солнечного» витамина D, второе — «цитрусового» витамина С.
Черные смерти
Фрагмент картины «Триумф смерти», Питер Брейгель Старший, 1562 год
Доместикация, или, по-простому, одомашнивание, коз, овец и коров в конце каменного века помогла человечеству выжить. И. начать умирать. Инфекции животных передавались людям. Такое, быть может, могло случаться и раньше, но в куда меньших масштабах. К тому же человечество жило маленькими группами, так что, если кто и умирал, до эпидемии дело не доходило. Во времена перехода к земледелию смертность людей снижается, а количество болезней растет. Бруцеллез и туберкулез упали на благодатную почву. За ними потянулись другие бичи: чума, проказа, сифилис, тиф и оспа. Начался мор, достигший апогея в Средневековье.
Золотой век
В нем мы живем сегодня. Да-да. Несмотря на выкрики особо ностальгирующих: мол, «назад к природе», даешь отказ от достижений цивилизации, встаешь на путь «дружелюбных» прадедов.
Использованы материалы проекта АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
М едицина каменного века
Болезни каменного века
До возникновения палеопатологии, науки изучающей заболевания и различные отклонения у людей прошлых времен, существовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат воздействия цивилизации.
И хотя некоторые болезни действительно возникли в результате неразумных действий “человека разумного”, это утверждение, как показывает практика очень далеко от истины.
Из изучения останков первобытных людей, ясно видно, что их кости несут на себе тяжелые следы травм и болезней – артритов, опухолей, туберкулеза, кариеса зубов.
Во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека—неандертальца, шейные позвонки которого срослись в единую кость – явное свидетельство артрита.
Несколько десятков тысяч лет тому назад от этого заболевания страдал каждый четвертый взрослый человек! Да что там, следы артрита обнаружены даже на костях гигантских ящеров — бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека.
Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или не пережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э.
Говорить о болезнях мягких тканей людей эпохи неолита значительно сложнее — они не сохраняются даже в мумиях. Тем не менее атеросклеротические бляшки, обнаруженные в мумиях древних аборигенов Северной Америки, захороненных на территории современного штата Кентукки, свидетельствуют о существовании у них атеросклероза.
Палеопатология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: как правило не больше 30 лет. До 50 лет доживали в исключительных случаях, однако ради истины стоит заметить, что подобная продолжительность жизни сохранялась до самого средневековья.
Неандертальцы – хотя они и отличались от современных людей внешне, болели они абсолютно также
Медицина каменного века
Нельзя считать, что первобытные люди не пытались лечить свои болезни или облегчать муки. Занимаясь собирательством, охотясь и изучая окружающий мир, они не могли не знать свойств – как положительных, так и отрицательных, различных растений, минералов и частей животных, которые разумеется использовали в борьбе с болезнями.
Кроме того уже древнейшие люди проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о.Ява подтверждает этот вывод: без поддержки сородичей, тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть ещё на ранних стадиях своей болезни. Однако он жил долгие годы, будучи калекой.
Ещё примеры – в пещере Ла Шапель (Франция) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, захороненных в период, от 70 до 44 тыс. лет тому назад.
Кости скелета мужчины Шанидар-1, жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, имеют серьезное повреждение глазной впадины (древний человек был слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов.
Правая рука была ампутирована выше локтя в результате травмы или намеренно за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Будучи полным калекой, он жил среди сородичей, которые оказывали ему помощь, и умер в возрасте около 40 лет, что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей.
Кроме того, анализ проб почвы из захоронения ещё одного мужчины из пещеры Шанидар показал, что он был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов.
Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей и др. Эти растения редко встречаются в той местности и некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры. По-видимому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения.
Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. С. Солецки) было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens.
По следам каменного века
Богатый материал для исследования и реконструкции “медицины каменного века” дают современные аборигены Австралии и Океании, жившие ещё совсем недавно, фактически в каменном веке. Они широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи. Останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны, при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану, при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.
Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами приготовленными из растений, минералов и частей животных, применяли «шины» при переломах, умели делать кровопускание и даже, проводили сложные операции – например кесарево сечение, о чем пишет в своей книге, вышедшей в 1885 г. путешественник Р. Фелькин, сам бывший свидетелем такой операции в Центральной Африке.
Безусловен так же и тот факт, что наши древние предки умели трепанировать черепа своих сородичей, причем весьма искусно – анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий.
Правда, стоит заметить, вопрос – с какой целью они это делали, до сих пор остается открытым.
Подводя итог вышесказанному, важно отметить – хотя знания первобытных людей в области медицины, были не так уж малы, как это может показаться на первый взгляд, они всё же были весьма ограниченными. Первобытный человек не мог объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы.
Его бессилие перед природой порождало фантастические и иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм), которые отразились и на приемах врачевания.
Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, “История Медицины”
Мумии поведали, чем болели люди в древности
Несведущим людям кажется, что ученые, изучающие мумий, занимаются чем-то малозначительным, возятся с костями, которым уже тысячи лет. Однако изучение мумий, захоронения которых находят в разных уголках мира, позволяет ученым не только узнать больше об истории человечества, но и понять, какие болезни терзали древних людей, эти исследования в свою очередь могут быть полезны и для современной медицины.
Ткани, которые были мумифицированы, сохраняют в себе вирусы, некогда являвшиеся возбудителями разнообразных заболеваний. Их исследование позволяет понять, как изменились болезни за тысячи лет. Биоугрозы бояться не стоит. Обнаруженные в мумиях штаммы со временем ослабели и разрушились и никакой опасности не представляют, даже если им удастся вырваться из лабораторий.
Изучение болезней по мумиям превратилось в отдельную науку — палеопатологию, на службе которой имеются такие современные инструменты, как генетический анализ, компьютерная и магнитно-резонансная томография. Палеопатология позволяет выяснить, какие патологии и болезни, в том числе инфекционные, дегенеративные, врожденные и сердечно-сосудистые, были у наших далеких предков. Также удается выяснить, какие травмы они получали и каким был их рацион питания.
Основоположником палеопатологии является Рудольф Вирхов. Но еще в 1921 году Марк Раффер написал книгу «Исследования палеопатологии Египта», в которой рассказал о следах оспы на трех изученных им мумиях. Самая древняя из мумий относилась к 1580 году до нашей эры, а самая «юная» была мумией фараона Рамзеса V, скончавшегося приблизительно в 1144 году до нашей эры. Дональд Хопкинс, работавший над лечением натуральной оспы во Всемирной организации здравоохранения, также изучил мумию Рамзеса V и отметил, что им были обнаружены следы от сыпи — выступающие пустулы, имевшие диаметр от двух до четырех миллиметров. Ими были покрыты лицо, шея и плечи фараона. Сами ученые не считают данный диагноз точным, но имеющиеся признаки указывают на то, что именно оспа все же свела фараона в могилу.
Изучение ДНК вирусов, сохранившихся в мумиях, также позволяет понять наличие и распространение определенных болезней на разных территориях. Совместная работа российских и французских ученых позволила найти ДНК оспы в мумии, обнаруженной в Сибири. В 1714 году этот регион пострадал от эпидемии оспы, которую, согласно некоторым предположениям, могли занести его покорители.
В другом исследовании, завершившемся в 2011 году, была тщательно изучена 51 мумия из музея Каира. Выяснилось, что более половины из них при жизни страдали от атеросклероза. Современная наука считает, что это заболевание, провоцирующее инсульты и инфаркты, возникает, прежде всего, из-за плохого питания. Что вызвало заболевание у древних египтян — утверждать с точностью невозможно. Одним из экспонатов была мумия принцессы Яхмес Меритамон, возрастом 3500 лет. Принцесса скончалась примерно в 40 лет, при этом у нее были закупорены пять крупных артерий, включая идущие к сердцу и мозгу. Также было проведено исследование с применением компьютерной томографии, обнаружившее схожие проблемы с сосудами у большого количества мумий.
Недавно проведенные исследования дали ученым еще один повод для размышлений. У мумий возрастом в четыре тысячи лет обнаружили холестериновые бляшки в артериях, что указывает на большую распространенность сердечно-сосудистых заболеваний в древности, чем раньше считалось. Ранние исследования изучали концентрацию кальция в мумифицированных сердцах и артериях. Но эти работы демонстрировали только те проблемы, которые возникают на поздних стадиях заболеваний сердца, и не позволяли полностью понять то, какими распространенными были такие болезни тысячи лет назад. Недавно ученые смогли исследовать артерии пяти древних мумий из Южной Америки и Египта и разглядеть в них ранние стадии атеросклероза, при котором холестериновые бляшки образуются на стенках артерий и препятствуют течению крови. Ученые сканировали крошечные участки артерий длиной по несколько сантиметров и обнаружили следы от скоплений холестерина, которые предшествуют бляшкам, перекрывающим артерии и приводящим к сердечным приступам.
Современная медицина испытывает опасения касательно малярии и туберкулеза, учитывая возрастающую сопротивляемость возбудителей различных болезней к антибиотикам. Ввиду этого изучение истории этих болезней имеет особую важность. В 2008 году ученые из Германии исследовали ткани мумии, имеющей возраст 3500 лет, и нашли в них ДНК плазмодиев, являющихся возбудителями малярии. Всего в ходе работ было изучено девяносто мумий из города Тебес, многие из которых сохранили в себе паразитические организмы.
А британские исследователи выявили специфические следы на костях скелетов женщины и ребенка, умерших за семь тысяч лет до нашей эры. Останки были найдены в Израиле, на месте расположения древней деревни Атлит-Ям. Характер повреждений указывает на наличие туберкулеза.
Мумии, найденные в Египте возле города Асуан, имели ряд признаков, указывающих на то, что при жизни эти люди плохо питались и страдали от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, по большей части инфекций, полученных, вероятнее всего, из грязной нильской воды. Из-за такого количества болезней средний возраст, в котором были мумифицированы те люди, едва достигал тридцати лет. При этом некоторые из них относились к аристократии и даже были городскими правителями.
В 2011 году в гробнице для женщин была найдена мужская мумия. Мужчина скончался в возрасте 20 лет, и причиной смерти было чрезвычайно редкое заболевание — болезнь Хенда-Шюллера-Крисчена. Эта болезнь приводит к развитию в теле многочисленных опухолей. Также исследование показало, что у него был несахарный диабет, на что указало расширение турецкого седла — части черепа, где прячется гипофиз. Увеличение объема говорит от опухоли гипофиза, которая должна была стать причиной большой потери жидкости и постоянной жажды.
ДНК бактерии хеликобактер пилори, вызывающей язву, были найдены в ткани желудка мексиканских мумий (1350 г. нашей эры). Страдали в древности и от трахомы, инфекционного заболевания глаз, вызываемого хламидиями. Известно, что трахомой болели Гораций и Цицерон.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Основные болезни первобытных людей.
Плохие условия существования доисторического человека вызывали множество более или менее тяжелых болезней и приводили к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — расстройства питания, болезни кожи, заразные болезни, повреждения, полученные на охоте или в сражении. Человек ледникового периода, живя в пещерах, страдал часто, подобно пещерным животным, болезнями костей.
Болезни зубов.
Зубы, вследствие плохо приготовленной пищи и плохого развития костяка, так истирались у первобытных, что выдавались не выше дёсен. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному, так новокаменному и бронзовому. Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Не менее часта костоеда их; она более поражала обитателей севера, чем юга. Зубы, покрытые винным камнем, с остатками пищи, очевидно, не содержались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: воспаление надкостницы и разрастание челюсти попадаются нередко; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы уж можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью.
Другие болезни.
Язвы поражали как голову, так и другие части тела и вызывали даже расстройства лежащих под ними костей. На скелетах найдены также рак и костоеда костей, периостит, атрофия и кисты. Насекомые изобиловали в плохо содержащихся, грязных жилищах и заползали в уши, где вызывали страдания. В существовании доисторического сифилиса нет поводов сомневаться, хотя он был редок. На скелетах каменного века и позднейших находятся сифилитические поражения. Душевные болезни весьма часты у современных дикарей, и, если последних можно сравнивать с доисторическими людьми, то придется признать, что эти заболевания бывали нередко у первобытных. Гомер, описывающий события начала железного века, говорит о безумии, которым вдруг были поражены спутники Одиссея, и о душевном расстройстве под влиянием страсти. Существование атрофии черепа в каменном периоде указывает на доисторический идиотизм. О лихорадке и заразных болезнях есть намеки у Гомера и в Библии.
Развитие медицины у первобытных людей.
Наличие большого количества болезней в доисторические времена вынуждало людей обращаться к помощи медицины. Представление о природе болезни определяет лечение заболеваний. Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом «анимизм» или «фетишизм»: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Итак, болезнь происходит от заблудившейся и застрявшей в чужом теле души; чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Эту задачу и выполняет первобытный врач, употребляя заклинания и давая различные средства. Оттого в глубокой древности врач был вместе с тем и жрец и вступал в общение с невидимым миром.
Одновременно со жрецами существовали охотники и пастухи, которые, наблюдая окружающую природу, случайно делали наблюдения над лечебными свойствами некоторых предметов и применяли свои открытия к лечению болезней. Позже эти любители наблюдений превратились в философов и естествоиспытателей и отняли у жрецов искусство лечить. Жестокие нравы каменного века доказываются множеством прижизненных повреждений, находимых на скелетах. Большинство ран встречается на голове, что зависело от характера битв того времени; от стрел раны попадаются в различнейших частях тела.
Переломы костей встречаются нередко; исход заживления их свидетельствует о том, что доисторический хирург умел хорошо накладывать повязки; между переломами есть такие, при которых удовлетворительный результат возможен лишь при хорошем наложении повязки. Первые повязки накладывались, вероятно, из глины. Таким образом, доисторическая хирургия владела уже некоторыми способами лечения. Производились и очень важные операции — это доказывается скелетами, в которых на черепе есть следы прижизненного прободения (трепанации). Состояние черепов убеждает в том, что больные после подобных операций жили долго.
Медицина Древней Индии.
До недавнего времени существовало убеждение, будто Медицина получила начало и развитие в Греции. В действительности же, индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий. Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Давантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX в. до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями: из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в Х-IX вв. до н.э.: сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины.
Сначала медициной занимались исключительно брамины; однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия — к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды.
Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чем давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.
Особенно хорошо разработана в индийской медицине хирургия, называемая Шалия. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха: лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ.
Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и прочего.
Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.
Внутренних болезней описывается очень много вследствие того, что из каждого значительного припадка делается особенное заболевание. Подробно излагаются лихорадки, которых признается несколько видов; описываются также сыпные болезни, ревматизм, далее, нервные и душевные. При последних применялись ванны, развлечения и музыка.
Глаза подвергались часто заболеваниям. При лечении их давались как местные средства, так и действующие на все тело. Медицина в Индии в некоторых отношениях была выше развившихся после нее египетской и греческой медицины; некоторые отделы были даже более разработаны, чем в Европе в начале текущего столетия. Такие успехи тем более поразительны, что в Индии анатомия и физиология были почти не известны. Теоретические воззрения на болезнь были односторонни и скудны. Жизнью тела заправляют воздух, желчь и мокрота; из сочетания их происходят 7 веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости, костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка или излишка только что названных веществ; воздух вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.
Китай, Япония, Тибет.
Уже в 770—476 гг. до н. э. в Китае существовала книга «Нэй-Цзин» по медицине. Труды Гиппократа и других греческих учёных датируются более поздними периодами.(446—377 гг. до н. э.) Вопреки распространённому мнению, медицина Древнего Китая не была представлена исключительно неподкреплёнными фактами, основанными лишь на религии и мифах. Так, например, до нас дошли сведения о том, что уже в V веке до н. э. в Китае проводились хирургические операции с применением наркоза и соблюдением стерильности. В высших слоях общества была развита гигиена. Для предотвращения заражения гельминтами проводились общеизвестные процедуры. Например, мытьё рук перед приёмом пищи. В период Танской династии(618—907 гг. до н.э.) китайским врачам были известны инфекционные заболевания(к примеру, лепра). Больного и всех кто с ним контактировали, изолировали от остальных людей. Имеются сведения о том, что самые первые прививки от оспы были проведены в Китае ещё за тысячу лет до нашей эры. Инокуляция содержимого оспенных пустул здоровым людям с целью их защиты от острой формы заболевания распространилась затем и в другие страны (Индию, Японию, Турцию, Малую Азию, страны Европы). Но не всегда прививки были успешны. Имеются свидетельства и о начале течения острой формы заболевания, и даже о смертях. Традиционная китайская медицина была распространена во всех слоях населения. Она не всегда соответствовала достоверным научным фактам и часто была иррациональна и основана на мифах и религии.
В Японии медицина не была настолько самобытна и чаще японские врачеватели использовали китайскую медицину или некоторые её части.
Тибетская медицина корнями уходит в Индию. Именно оттуда пришли все медицинские знания на Тибет. Правда, до нас они дошли несколько изменёнными. Немало почерпнула медицина Тибета и от других древних цивилизаций. Из китайских источников были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, иглотерапии. Все эти знания были изложены в главном медицинском трактате Тибета «Чжуд-ши «. В Тибетской медицине не используются хирургические методы. Считается, что отдельный орган болеть не может. Болеет всё тело, так как оно неделимо. Тибетские врачи начинают лечение с приведения в равновесие нервной системы человека.
Египет.
В египетской медицине мы встречаем смесь самых диких, суеверных, доисторических воззрений со здравыми, строго проверенными наблюдениями и выводами. Всякому врачу предписано было следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписываются богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, богине Бупастис и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров; они принимали больных в храмах. Преподавание медицины производилось в особых школах.
Гигиена в Египте играла видную роль: были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (по другим − 3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела; в определенные промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов царей возводились особые курганы в виде пирамид. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в 3 видах, сообразно общественному положению умершего. Как анатомия, так и физиология почти совершенно отсутствуют в египетской медицине.
Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.
Египетские врачи достигли в лечении глазных болезней замечательного искусства; назначались лекарства и производились операции. Египетское малокровие составляет своеобразную болезнь, происхождение которой от паразитов объяснено лишь недавно; эта причина, однако, указана весьма точно ещё в папирусах.
Болезни кожи и особенно проказа встречались часто; проказа считалась заразительной, почему больные уединялись.
Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно; при переломах менялись повязки; язвы присыпались порошками или лечились мазями.
Акушерство было довольно разработано; множество приемов для ведения правильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны греческими врачами.
Греция.
В греческой мифологии Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался так же, как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида.
По преданию бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос.
От Асклепия считалось, что вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением, — асклепиады. Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте. Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов медицины.
Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю.
В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе.
Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя; из неё вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причём обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу.
Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали медицину с иной стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали её научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики.
Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Иккиз Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях.
Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицина изучалась с различных сторон. Значимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины. Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку.
Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил.
Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, посему патология Гиппократа и называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы. В связи с этим находится учение о так называемом nереварuвании (кокции) жидкостей: например, при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается жёлтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом «переваривание» и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин.
Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней. Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицины. Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.
Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:
1. труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после его смерти.
2. византийский энциклопедический словарь Суда X века.
3. произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.
Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.
Согласно легендам Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа:
Асклепий, Подалирий, Гипполох, Сострат, Дардан, Хризамис, Клеомиттад, Теодор, Сострат II, Теодор II, Сострат III, Небр, Гносидик, Гиппократ I, Гераклид, Гиппократ II «отец медицины».
Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязающей на происхождение от самого бога медицины.
Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.
Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета. У Гиппократа было два сына — Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.
В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ — потомственные врачи-асклепиады. Также он прошёл обучение у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.
Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте (по разным источникам от 83 до 104 лет) в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.
Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 гг. до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III в. до н. э. в Александрии.
Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб).
Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Им были проанализированы работы четырёх специалистов — Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми».
Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений:
Этика и деонтология:
Общая медицина:
7. О древней медицине (Л)
Теория медицины. Анатомия. Физиология. Патология: