Чем болел пикассо психика
Карл-Густав Юнг о Пикассо
Впервые К.Г. Юнг затронул тему Пикассо в 1932 году.
«Как психиатор я чувствую себя почти виноватым в том, что оказался вовлечённым в шумиху вокруг Пикассо.
Я ничего не буду писать об «искусстве» Пикассо, а только о его психике.
Почти 20 лет я занимался вопросами психологии графического представления психических процессов. Основываясь на своём опыте, я могу уверить читателя, что психические проблемы Пикассо, в той мере, в какой они проявляются в его работах, в точности аналогичны проблемам моих пациентов.
Среди больных можно выделить две группы: невротиков и шизофреников. Первая группа рисует картины синтетического характера, с глубоким и отчётливым чувственным настроением. Когда же они абстрактны и вследствие этого лишены чувствнного элемента, они как минимум симметричны. Вторая группа, напротив, создаёт произведения, ментально выдающие их отстранённость от чувств. Они скорее представляют диссонанс чувств или же их полное отсутствие. С чисто формальной точки зрения, одной из характеристик является их фрагментарность. Произведения оставляют зрителя безучастным или волнуют его парадоксальностью, безчувственностью и гротескной неуверенностью. К этой группе принадлежит Пикассо.
Несмотря на явное различие между этими двумя группами, их продукция имеет одно общее: символическое содержание. Но невротик ищет смысл и чувства, ему соответствующие. Шизофреник же очень редко проявляет подобные склонности; скорее он выглядит жертвой этого скрытого смысла. Как если бы он сам был захвачен и поглощён им и распался на все элементы, которые невротик как минимумм пытается склеить вместе.»
В конце К.Г. Юнг осторожно заключает:
«Характеристика «шизофреник» в данном случае не диагностицирует психическое заболевание, а отсылает к определённой предрасположенности, на основе которой психические расстройства могут привести к развитию шизофрении.»
Как иллюстрацию к этому заключению, я выбрала портрет Доры Маар, созданный Пикассо в 1937 году.
Познакомился он с ней в августе 1936 года в Париже в кафе Le Deux Magots, где собирались сюрреалисты, абстракционисты и прочие представители художественного бомонжа.
По воспоминаниям, взгляды Пикассо и этой 29-летней женщины случайно встретились, её красота не смогла остаться незамеченной. В восхищении он пробормотал несколько слов на испанском. Оказалось, что прекрасная незнакомка хорошо знакома с языком Сервантаса. Пикассо пересел за её столик, они разговорились.
Дора Маар была фотографом, натурой импульсивной и удивительно яркой.
Вместе они прожили до 1944 года, но вы напрасно будите искать среди работ художника портрет, где она была бы изображена без искажения.
Дору Маар вытеснила Франсуаза Жило*. Опять же знакомство мэтра со своей будущей пассией произошло в ресторанчике «Лё Каталан». Франсуаза была молодой художницей, пришла в ресторанчик со своей подругой и актёром Аленом Кюни. Пикассо сидел с друзьями за соседнем столиком, рядом с ним находилась Дора Маар. Вот как её увидела Франсуаза:
«У неё было красивое овальное лицо.. Чёрные волосы были гладко зачёсаны назад. Я обратила внимание на её бронзово-зелёные глаза и тонкие руки с длинными, сужающимися к концу пальцами.»
А какие пальцы видим мы.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Мы были для него отбросами его искусства
Мечта: «Тысячи раз я думала, если бы мой дед не был гением. Я хотела жить в нормальной семье!»
Марина, внучка художника, рассказывает в своей книге о тех ужасах, через которые он заставил пройти всю семью.
цитаты из книги о Пикассо («El Mundo»):
«Я не раздумывая, употребляю некоторые сильные выражения, но я только рассказываю о своей жизни так, как ее пережила. Я никогда не хотела извлекать выгоду из разрушения имиджа своего деда, я только хотела дать доказательства нашей реальной семейной жизни и потому отважилась потревожить миф. Если бы мой дед не был гением, возможно, к нему отнеслись бы как к убийце и извращенцу».
Марина признается, что на протяжении многих лет она не могла смотреть на произведения Пикассо. «Они были связаны с моими воспоминаниями и членами нашей семьи, которые все время подвергали себя саморазрушению, находясь среди них. Они были символом моих детских страданий, поэтому я отрицала искусство вообще».
«Мы были для него отбросами его искусства, кроме того, он довел моего отца до состояния нищенства и рабства». Для Марины быть внучкою Пикассо было «настоящей мукой».
«Я ни в чем не упрекаю его. Он великий художник, хотя на уровне человеческих отношений, я не могу испытывать к нему никакого уважения».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Кто назначил Пабло Пикассо гением?
Я не зря задался этим вопросом. Пикассо гений или психически больной человек, из которого сотворили «гения».
Этой статье предшествует картинка, которую я скомпилировал из «Автопортрета» Пикассо (1966), и портретов его детей: годовалого Клода (1948) и трёхлетней Палоиы (1950). Интересно — о чём думает зритель, глядя на эти «шедевры» художника? Восхищается? Удивляется? Возмущается? Плюётся.
А посмотрите на малых детишек Пикассо. Скажите: разве может нормальный художник- отец изобразить своих детишек страшными уродцами и дебилами, потом выставить эти картины в галереях на всеобщее обозрение, а затем и продать картины. Самое страшное, что эти картины впоследствии повлияли на психику детей.
Клод, сын Пикассо. 1948.
Вас уверяю — это вовсе не урод,
А сын Пабло Пик’ассо, годовалый Клод.
Вам может показаться, что он с одной рукой?
А я вот, гранату разглядел в его руке другой.
Вам может показаться,- ножки только до колен у Клода.
(вот родила художнику, жена, урода. )
Вам может показаться. Но, впрочем, помолчу.
Вам портить впечатленье от картины не хочу.
Палома с целлулоидной рыбой (1950 год)
Так почему же Пабло Пикассо малевал мир таким уродливым и отталкивающим? Лично у меня — два ответа на этот вопрос.
Первый: Пабло Пикассо малевал мир, так, как он его видел,ощущал и воспринимал. А так воспринимать мир может только человек с тяжелым психическим заболеванием.
Втора версия: Пабло Пикассо откровенно издевался над окружающим его миром и над людьми, окружающими его. Эта версия подкрепляется характеристикой личности «великого и ужасного» Пикассо, данной его современниками:
Так кто же был Пабло Пикассо: сумасшедшим или мистификатором?
При жизни Пикассо, никто не считал его работы шедеврами, а самого художника — гениальным. Таких как он анти-реалистов (кубистов и сюрреалистов) было хоть пруд пруди. Но после своей смерти (1973) Пабло Пикассо неожиданно был «признан» гением. Газета The Times (в 2009) назвала Пикассо лучшим художником столетия. В десятке лучших не оказалось ни одного художника реалиста. С этим утверждением можно и нужно поспорить, а вот то, что Пикассо после смерти стал самым дорогим художником в мире — это факт. Рекорд установила его картина «Алжирские женщины», проданная в 2015 году за 179 миллионов долларов.
Допустим (всего лишь на мгновение), что Пабло Пикассо — «гениальный художник».
Но скажите мне: разве это необходимо, каждую «картину» «гения» объяснять зрителю? Трактовать замысел художника? Объяснять смысл картины. Ныне, на славе Пикассо кормятся десятки «умных», «глубокомыслящих», «далеко продвинутых» так называемых «искусствоведов», которые объясняют мне «невежде» смыл и содержание картин Пикассо.
Лично я предпочитаю любоваться и наслаждаться, например «Сосновой рощей»Ивана Шишкина. Без каких-либо объяснений, я вижу перед собой прекрасный уголок России, я ощущаю тепло летнего дня, я слышу звенящий голос соснового бора, я вдыхаю сладкий воздух, пропитанный запахом сосны. даже разбитая лесная дорога вызывает тёплое чувство чего-то родного, знакомого с самого детства.
Так кто же сделал имя художнику Пикассо? Только не он сам создал себе мировое имя! «Гением», его сделали те, кто намерен получить с этого свои огромные дивиденды. Это бизнесмены от искусства, политики и власть предержащие люди. Политики давно осознали, что людьми, массой, толпой гораздо легче управлять, если народ отречётся от традиционных многовековых человеческих ценностей и станет воспринимать новые «либеральные ценности», которые проповедуют мир, вывернутый на изнанку. И сегодня наш мир так вывернули на изнанку, что, пожалуй, дальше уже и некуда. Сегодня торжествует нетрадиционная сексуальная ориентация; однополые браки; трансвеститы; гендерная переориентация детей с малолетнего возраста. Боюсь, что уже в середине 21 века мы все столкнёмся с полным торжеством мира, вывернутого на изнанку.
Пабло Пикассо был ярким представителем и автором «мира наизнанку», и именно поэтому, политики провозгласили его «гением». А гений — должен быть примером для подражания! Людей, еще не потерявших рассудок и сохранивших традиционные человеческие ценности, ныне призывают восхищаться картинами Пабло Пикассо и принять новые «либеральные ценности» …. Только тогда люди смогут увидеть, сколь «прекрасен новый мир», который придумал Пабло Пикассо и который выстраивают современные политики. Одно «успокаивает»: людей, которым промыли мозги и убеди, что Пикассо гений, очень мало, примерно 1 миллион (менее одной тысячной населения Земли). Большинство слепо повторяет за «умниками», что Пикассо гений, ибо боится стать белой вороной в стае черных ворон.
Художники с шизофренией
Шизофрения – серьезное психическое заболевание, сопровождающееся бредом и галлюцинациями. Но среди людей, им страдающих, есть гении, и специалисты утверждают, что стать таковыми «помог» именно их недуг.
Грань между безумием и гениальностью очень условна. Благодаря необычному взгляду на жизнь и созданию собственных миров позволила ряду художников, которых сейчас мы называем великими, создать шедевры. При этом о наличии расстройства психики (шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, аутизма и др.) у некоторых из них специалисты по душевным болезням доказали лишь в наше время, детально изучив творчество известных мастеров кисти.
Александр Иванов
Посетители Третьяковской галереи надолго задерживаются у завораживающего полотна Александра Иванова (годы жизни 1806–1858 гг.) «Явление Христа народу» – единственной значимой в его творчестве. У психиатров он не наблюдался, но современники рассказали о странностях художника.
Прежде всего, Иванов время от времени запирался, не хотел никого видеть, питался только сваренными собственноручно крутыми яйцами и хлебом. Конечно, это могло быть и особенностями характера, нежеланием, чтобы ему мешали писать картины, и глубокой увлеченностью творчеством до такой степени, что не оставалось времени для нормального питания. Но также это очень напоминает бред и манию.
Исследователи обратили внимание на множество этюдов для «Явления» с изображением голых мальчиков. Количество таких рисунков явно превышает необходимое, хоть полотно действительно масштабное, со множеством персонажей. Психиатры, основываясь еще и на том, что у Иванова не было отношений с женщинами, предположили наличие латентного гомосексуализма.
Павел Федотов
Создатель русской бытовой жанровой живописи, внесший огромный вклад в развитие критического реализма, прожил всего 37 лет. Из-под его кисти вышли такие замечательные картины, знакомые нам с детства, как «Вдовушки», «Сватовства майора», «Игроки», «Анкор, еще анкор!». Сильное напряжение глаз и ума во время работы, а перед мольбертом он проводил по много часов, сказалось на его душевном здоровье.
Находясь в тяжелом материальном положении, Федотов ходил по улицам и раздавал прохожим деньги. Он мог зайти в любой дом и начать свататься, заказать для себя гроб, пропасть и т. п. Сильные головные сопровождались припадками, галлюцинацией и бредом.
В конце концов, Федотов попал в психиатрическую лечебницу. В то время душевные болезни лечили кнутом – им и били больного. В 1852 году, находясь в клинике, он заболел плевритом и умер.
Современные психиатры, основываясь на симптоматике, поставили художнику диагноз «шизофрения». Они полагают, что Федотов мог рассчитывать на ремиссию, которая позволила бы ему продолжать полноценно творить еще некоторое время, но соматическое заболевание не дало это сделать.
Микалоюс Чюрленис
Литовец Чюрленис родился в 1875 году и стал знаменитым при жизни, посвятив себя одновременно живописи и музыке. Будучи художником и композитором, в своих работах он объединял зрительное и слуховое восприятие, выражая его необычными красками и образами.
У Чюрлениса периодически возникали приступы шизофрении, которые вырывали его из обыденных рамок и позволяли воспроизводить собственный, ни на что не похожий, оригинальный мир, напоминающий сказку.
К своему психическому состоянию ни художник, ни его близкие, серьезно не относились и не принимали меры к лечению. Это привело к обострению заболевания, что потребовало госпитализации в частную психиатрическую клинику. Чюрленис пробыл там долгое время и умер в 1911 году.
Павел Филонов
Диагноз «шизотипическое расстройство» Павлу Филонову (1883 г.р.) был поставлен через много лет после его смерти от истощения в блокадном Ленинграде. Он создал аналитический метод – художественный стиль в живописи, который обосновывал теоретически, и даже имел учеников, обучая их своей манере. Психиатры утверждают, что именно шизофрения и стала основой появления этого направления.
Болезненное состояние психики Филонова, скорее всего, удавалось сглаживать его супруге. Она, будучи намного старше, окружила мужа материнской заботой, контролировала поведение, что гасило приступы болезни и не делало ее явной.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес
Чаще этого великого испанского художника называют коротко – Гойя, а его картины считаются бесспорными шедеврами. То, что он страдал многими заболеваниями, в том числе и психическими, тоже не вызывает сомнения.
Прежде всего, в юности Гойя (1746–1828 гг.) перенес заболевание ушей, приведшее к частичной глухоте. Потом у него был сифилис. Изучавшие его творчество специалисты говорят, что в своей работе художник постоянно использовал белую краску, которые назывались свинцовые белила, так как содержали свинец. Она вполне могла спровоцировать разные болезни, так как опасна для организма в целом и мозга в частности.
Тридцатилетний Гойя впал в продолжительную (10 лет) тяжелую депрессию, из-за которой почти ослеп и парализовался. Ему удалось постепенно нормализовать свое состояние, но через некоторое время приступ опять его настиг, приведя к полной глухоте.
Последние годы жизни гений провел во Франции, расписывая стены своего дома ужасными, устрашающими рисунками. На картине «Автопортрет с доктором Арьетой», которую он написал незадолго до кончины, видны размытые лица. Искусствоведы считают, что так он отобразил мучащие его кошмары.
По мнению современных медиков, Гойя страдал либо шизофренией, либо параноидальным расстройством, вызванными перенесенными за всю жизнь заболеваниями и губительным воздействием свинцовых белил.
Винсент Ван Гог
Этот гениальный французско–нидерладский художник оказал огромное влияние на живопись 20 века, постоянно совершенствовался в ней. Он написал 2100 картин с подсолнухами, кипарисами, характерными звездами и т. д., но был признан психически больным еще при жизни. Многим Ван Гог известен благодаря «Автопортрету с отрезанным ухом и трубкой», причем ухо он отрезал себе сам.
Родившийся в 1853 году художник много раз лежал в специализированных клиниках, где наблюдался врачами, оставившими подробные записи о его состоянии. Психиатры не сомневались в душевной нестабильности такого пациента, но расходились в диагнозах: они утверждали, что это эпилепсия, другие – шизофрения, третьи – биполярное расстройство или пограничное расстройство личности, четвертые – психоз на фоне отказа от алкоголя. Специалисты продолжают спорить об этом до сих пор, но настаивают, что непосредственно в момент приступов он творчеством не занимался.
В 1890 году Ван Гог покинул психиатрическую лечебницу, где добровольно находился целый год, и через два месяца застрелился при обострении душевной болезни. Произошло это возле Овер-сюр-Уаз, французской деревушки, где он поселился.
Художницы
Камилла Клодель (1864-1943 гг.) больше прославилась как скульптор и связью с гениальным Огюстом Роденом. Он был для женщины не только любовником, но и учителем, патроном. Клодель, получившая признание при жизни, создала великолепные графические картины и очень чувственные скульптурные работы «Вальс», Волна», «Эпоха зрелости».
В 1905 году она, после уничтожения в паранойе многих своих работ, попадает в психиатрическую клинику, где ей диагностируют шизофрению. Там она и умирает в 1943 году, при этом за все тридцать лет родственники ее не навестили.
Исследователи считают, что Камилла была не опасна, ее редкие вспышки гнева никому из близких не грозили. Даже врачи периодически просили забрать женщину домой, но на это семья не пошла. По таким фактам был сделан вывод: необходимости в изоляции не было, а таким образом от нее избавился брат-художник, который ревновал более талантливую сестру из-за ее успеха.
Современная художница, страдающая шизофренией – шведка Майя Мякила. Она живет в Стокгольме и пишет ужасающие психоделией картины. Кто видел ее жуткие работы, утверждает, что на них страшно смотреть, но Майя говорит, что она показывает правду.
Шизофреники ли Пикассо и Дали?
Манера творчества некоторых художников поражает необычностью и заставляет усомниться в их душевном здоровье.
К таковым можно отнести основоположника кубизма Пабло Пикассо и яркого представителя сюрреализма Сальвадора Дали. Их полотна настолько необычны и оригинальны, что кажутся плодом фантазии психически больного человека. Но никто не смеет называть их шизофрениками или приписать какое-либо сумасшествие.
Дали и Пикассо стали новаторами художественного искусства ХХ века, великолепными мастерами в полном рассудке. Эти удивительные личности просто были настолько талантливыми, что писали свои картины, находясь между реальностью и вымыслом. Именно такое пограничное состояние и позволило явить миру шедевры живописи.
Шизофреники рисуют
Сейчас психиатры просят пациентов, больных шизофренией, рисовать. На основании таких работ специалисты могут лучше понять, как автор видит мир, что испытывает, насколько тонкая у него грань между явью и «потусторонним».
Картины больных шизофренией, многие из которых очень художественно одарены, поражают буйством красок и неординарностью сюжета. Они похожи на отражение страшных снов и фильмов ужасов, пугающих и непонятных. Такие рисунки отражают внутреннее состояние пациентов, чего они боятся, их эмоции по отношению к враждебному им окружающему миру.
Специалисты по душевным болезням отмечают у художников-шизофреников любовь к симметрии, отсутствие масштаба и перспективы. Такие исполнители изображают все неправдоподобно, схематично, штрихами. Их идеи несовместимы, фантастическое и реальное перемешано. Пустых мест больные не оставляют, обязательно их заполняют, постоянно исправляют мелкие детали. Обычно картины так и остаются незаконченными.
На помощь психиатрам пришли художники-авангардисты, примитивисты, сюрреалисты, также нестандартные в своем творчестве. В 1945 году они ввели термин «грубое искусство» или «ар брют» для жанра, в котором исполнены картины шизофреников. Тогда же появились свои классики в этом направлении и музеи, в которых выставлялись их работы.
Несомненно, психическое заболевание оказывает огромное влияние на форму и содержание картин людей, страдающих шизофренией. Ряд таких работы действительно заслуживает внимания публики и искусствоведов.
Болезнь и выздоровление
Сабартес дает написанный «изнутри» отчет о нескольких неделях страданий, пережитых Пикассо во время ледяной зимы 1938 года, когда длительный приступ пояснично-крестцового радикулита, или ишиаса, заставил его лежать, неподвижно в постели, мучаясь от сильных болей. Сабартес описывает неугомонность Пикассо, его бессонные ночи, процессию разнообразных посетителей, которые все до единого знали некое верное средство для лечения напасти и, наконец, появление доктора, сумевшего продемонстрировать почти чудо и мгновенно исцелить своего капризного пациента путем прижигания нерва.
За несколько дней до злополучного приступа Пикассо написал два натюрморта. Они похожи по тематике, за исключением того, что первый содержит два источника света — свечу и своеобразную разновидность солнца, похожего на белый прямоугольник бумажного змея с бахромой из черных лучей. Все другие предметы в обоих полотнах совпадают: на столе, заполняющем собою нижнюю часть каждой из картин, лежат на открытой книге палитра и кисти, а рядом на маленьком постаменте установлена голова быка. В первой версии эта голова — черная, а в краске процарапаны линии, обозначающие ее глаза и рыло. Во втором варианте картины, сделанном неделей позже, голова быка выглядит так, словно с нее живьем содрали кожу. Беззащитные глаза животного напряженно глядят из серо-багровой массы якобы красной плоти, не в силах сопротивляться безжалостному воздействию потока резкого и жесткого света, который слишком силен и слишком универсален, чтобы исходить от свечи.
Пикассо быстро выздоровел после болезни и продолжал изображать людей и животных с неистовой яростью и частыми намеками на жестокость, как это имеет место в картине со свирепым котом, который тащит в пасти растерзанную и трепещущую птицу. Наполовину человеческое лицо (или морда?) кота с его хитрыми, бегающими глазками являет собой ужасающее зрелище расчетливой жистокости, производящее еще более мощное впечатление благодаря непосредственной, почти детской манере, в которой все это нарисовано.
Работа над этой картиной не мешала ему, однако, каждое утро купаться в море. Поскольку я тоже был тогда в Антибе, мы ежедневно встречались на пляже и обменивались мнениями по поводу политической ситуации. Капитуляция Барселоны и крах последних слабых надежд на республиканцев погрузил нас всех в сильную депрессию, которую в некоторой степени смягчил приезд Фина и Хавьера Вилато, двух племянников Пикассо. Молодые люди, перейдя Пиренеи вместе с побежденной армией республиканцев, недолго думая, сбежали из лагеря, где их интернировали французы. Радость парней от того, что им удалось найти дядю, да и те многочисленные проделки и шалости, что они вытворяли на пляже, демонстрируя неотразимо прекрасное настроение, помогали хотя бы временно рассеять сгущающийся мрак.
Пикассо оставался в нерешительности. Художника особенно раздражало, что его прервали как раз в тот момент, когда он начал яснее видеть, каким путем следует продвигать свою новую работу. В шутку он сказал нам, что им обязательно нужно устроить войну только для того, чтобы позлить его, когда он начал выходить на верный путь. По этому поводу очень верно сказал Сабартес: «Что Пикассо действительно пугало в войне, так это угроза его творчеству; мир оказывался совершенно обязательным для этого человека, который сам не мог жить без внутренней борьбы».
Вечером того дня, когда объявили о вторжении Гитлера в Польшу, я зашел в квартиру Пикассо. Новая картина о ночной ловле рыбы казалась законченной, но другие большие куски холста, прикрепленные к стенам, оставались нетронутыми. В центре готовой картины за двумя находившимися в лодке рыбаками, один из которых с отвратительной гримасой вперился в воду, а другой предпринимал неимоверные усилия, чтобы как-то закрепить их улов и не дать ему свалиться в море, наблюдали две девушки в пестрых платьях. Одна из них, ведя за руль свой велосипед вдоль причала, острым синим язычком лизала рожок с двойным мороженым, напоминая пчелу, пьющую нектар из цветка. Лампа, служившая приманкой для рыбы и выступавшая в качестве предательской замены солнца, двусмысленно висела на горизонте. На ее желтой поверхности Пикассо нарисовал красную спираль, свой давний символ источника пищи. Когда я выглянул из окон, башни дворца Гримальди 7 едва-едва выделялись на фоне неба, подкрашенные сумрачными синими, пурпурными и зелеными тонами, — точно так же, как они выглядели на картине Пикассо. С балкона можно было видеть старый город, уличные фонари которого были частично притушены в целях светомаскировки.
Угловатые формы выложенных из камня стен, освещавшихся со стороны уличных перекрестков, казались поразительно похожими на картины аналитического кубизма. Архитектура этих древних зданий, казалось, дорастала до того, чтобы стать похожей на указанные картины, — так же, как, по мнению многих, Гертруда Стайн дорастала до того, чтобы стать похожей на свой портрет кисти Пикассо.
Мы попрощались, взаимно утешая друг друга обещаниями поддерживать контакт, и я покинул Пикассо, который стал укладывать вещи. Он решил рискнуть и поехать назад в Париж на переполненном поезде, предоставив Марселю возвращаться на машине, загруженной запасом бензина, дорожными сундуками, коробками и картиной «Ночной лов рыбы в Антибе», скатанной в рулон, на заднем сиденье. Должно было пройти шесть лет, прежде чем Пикассо снова увидел Средиземное море.
Примечания
1. В беседе, проходившей в Канне между Пикассо и д-ром Бернхардом Гайзером (редактором catalogue raisonne [аннотированного каталога ] графического творчества Пикассо), д-р Гайзер поинтересовался, каким образом он мог бы получить доступ к тем или иным работам, чтобы их сфотографировать и сделать свой каталог полным. Пикассо с очаровательной беспечностью сказал: «Да как же это возможно, ведь все они в Париже, многие сложены, связаны и увезены в банк; даже здесь я испытываю трудности, когда надо что-то найти, а уж там никто не сможет этого сделать без меня!» И добавил: «Мне было бы легче сделать их все снова. Ведь как часто случалось, что кто-то приходил ко мне за рисунком, который я обещал для него сделать, и хотя он действительно был сделан, но я был не в состоянии найти его, так что во избежание проблем я вроде бы как выходил из комнаты разыскать его, а сам в это время быстро делал другой, который воспринимался ничуть не хуже».
2. Антиб — средиземноморский курорт и порт во Франции, близ Ниццы. — Прим. перев.
3. 22 июля 1939 г. Воллар погиб в результате аварии. — Прим. перев.
4. Городок на Лазурном берегу в нескольких десятках километров от Антиба и совсем рядом с Сен-Рафаэлем. — Прим. перев.
5. Действительно большого — 206 х 345 см. — Прим. перев.
6. Это было преддверием уже упоминавшейся т. н. «странной войны» между Францией и Англией, с одной стороны, и Германией — с другой. — Прим. перев.