Чем больше читаешь тем быстрее
Есть ли предел скорости чтения и как его достичь
Автор фото, Thinkstock
Некоторые компании утверждают, что могут научить человека читать в пять раз быстрее обычного. Корреспондент BBC Future решил выяснить, с какой предельной скоростью мы способны усваивать печатную информацию, если исходить из наших нынешних знаний о мозге.
Насколько быстро вы читаете? Успеваете ли прочесть утреннюю газету еще до завтрака? Проверяете ли обновления в соцсетях за считанные минуты? Способны ли одолеть новую книгу за один присест? Большинство людей читает со скоростью около 200 слов в минуту, но в теории мы можем заставить мозг поглощать информацию быстрее.
Автор фото, Thinkstock
Скоростному чтению могут мешать разные отвлекающие факторы
Проверьте сами, как работает Spritz, и, возможно, вы согласитесь с утверждениями разработчиков. Однако Салли Эндрюс, профессор когнитивной психологии из Сиднейского университета в Австралии, заявляет, что со скорочтением не все так просто. В аналитической работе, опубликованной после того, как Spritz привлек внимание прессы, профессор Эндрюс пишет, что замедлять процесс чтения могут мыслительные усилия, затрачиваемые на понимание значения слов. Распознавание незнакомых и длинных слов требует больше времени.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Другие программы для скорочтения тоже обычно основаны на домысливании пропущенных фрагментов. В системе PhotoReading, например, читатель делает несколько «проходов» по книге, начиная с названий глав и усваивая все больше и больше деталей с каждым разом. Профессор Эндрюс считает, что пользователи подобных технологий в итоге прочитывают не совсем полную версию текста.
Эти методы работают для некоторых людей, но если постоянно наращивать скорость чтения, то провалы в восприятии фрагментов текста в итоге станут такими большими, что его смысл окончательно потеряется. По данным исследований, степень понимания прочитанного резко падает, когда человеческий мозг пытается обработать более 500 слов в минуту. Другими словами, отмечает Эндрюс, у скорочтения есть ограничения, заложенные в человеческой природе.
Автор фото, Thinkstock
Сколько у вас уходит времени на прочтение газеты?
Конечно, научиться быстрее отличать друг от друга различные объекты куда проще, чем научиться распознавать каждое слово. К тому же руководитель этого исследования Такэо Ватанабэ из Брауновского университета в Род-Айленде, США, говорит, что его группа пока не применяла эту технику в обучении, требующем понимания, а не только распознавания объектов. Однако, по его словам, метод «теоретически должен привести к ускорению процесса обучения без снижения уровня понимания материала».
Как научиться скорочтению: 6 работающих методов
Чтобы научиться читать быстро, необязательно покупать специальные курсы.
Мы говорим «я проглотил ее в один присест», когда рассказываем про интересную книгу, которую быстро прочитали. А вот нудные, но необходимые материалы приходится изучать часами.
Такие тексты мы просматриваем снова и снова, перебирая строки в поисках смысла. Но что, если не получается вникнуть в очень важный доклад, научную работу или учебник? Для таких случаев используют скорочтение. Делюсь, как освоить этот навык.
Что мешает быстро читать
В среднем человек читает со скоростью около 200 слов в минуту. Владеющий скорочтением — до 600 слов, а в некоторых случаях и до 1000. Чтобы достичь таких результатов, для начала нужно устранить основные причины медленного чтения, а потом освоить техники, которые помогут читать быстро.
Вот что нам мешает увеличить скорость чтения.
Регрессия. Если у человека не выработана система чтения, скорее всего, его глаза двигаются по тексту хаотично, постоянно возвращаются на несколько слов или строк назад. Это касается любых текстов — не только юридических документов, которые мы внимательно перечитываем, но и художественной литературы: мы возвращаемся, чтобы уловить детали и воссоздать картину событий.
Субвокализация — это мысленное проговаривание текста. Она помогает лучше усваивать информацию, но и требует много времени. Другое дело — быстрое считывание смысла слова по его визуальному образу.
Низкая концентрация внимания. Когда мы отвлекаемся на посторонние раздражители, то читать быстро не можем. На пути к «проглатыванию» смыслов потребуется навык поверхностного чтения: когда мы быстро находим ключевые слова, чтобы уловить суть, но в то же время концентрируем внимание только на этом и не отвлекаемся.
Вот какие упражениния научат читать эффективно и ловко.
Как победить выгорание
В школе нас учили читать строчки вслух, тем самым закладывая определенную модель чтения. В итоге мы усваиваем информацию с той же скоростью, с которой читаем вслух. Избавиться от такой привычки непросто.
Задача во время чтения — заблокировать участок мозга, который отвечает за произношение. Несмотря на то, что текст видят глаза, обрабатывает слова именно мозг, и от него зависит скорость усвоения информации.
Есть несколько способов избавиться от субвокализации.
Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Суть заключается в выстукивании во время чтения определенного ритма, который не соответствует ритму внутренней речи. Таким образом в коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации. Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.
Проговаривание вслух. Попробуйте проговаривать вслух частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится. Первое время воспринимать информацию на бумаге будет сложно. Может сложиться впечатление, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете. Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.
Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.
Это предложение повысит вашу концентрацию.
Юицартнецнок ушав тисывоп еинежолдерп отэ.
Это похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу. Еще одним плюсом метода является его доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.
Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.
Для тренировки посмотрите на число, находящиеся в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.
Такой способ позволит расширить границы внимания и научит воспринимать символы параллельно друг другу в противовес последовательному, сканирующему чтению.
Когда мы смотрим на страницу, зрение концентрируется в зоне ясного видения — центральной зоне сетчатки глаза. Работа с таблицей развивает параллельное, объемное восприятие. В обычном режиме мы читаем последовательно, слово за словом. Параллельное усвоение помогает фиксировать строки целиком.
Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.
Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.
Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.
Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.
Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.
Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.
Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.
Многие слышали про диагональное чтение еще со школы. Этот метод считается вершиной мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.
Читающий по диагонали видит в тексте не набор слов, а смысловые блоки, по которым скользит взгляд. Проскакивая по этим образам, он возвращается к строкам, бегло сканируя их в поисках ключевых слов.
Вот основные правила:
Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation — «быстрое последовательное визуальное предъявление». Специальные приложения размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает читать быстрее и лучше усваивать информацию.
Благодаря этому вы концентрируетесь на каждом слове отдельно, не перечитываете текст, не можете отмотать его назад и не успеваете проговорить про себя. Остается только усваивать информацию. Даже если вы не разовьете в себе скорочтение, то сможете при необходимости быстро «проглотить» порцию текста.
Интеллект и скорочтение
Знаете ли вы, что Наполеон мог прочесть 2 000 слов всего за минуту? Владимир Ильич Ленин за это же время читал 2 500 слов, а Максим Горький – почти 4 000 слов [М. Сю, 2016]. Удивительная способность, правда? На каждом углу пестрая реклама призывает отдать ребенка в школу скорочтения. Волей-неволей начинаешь задумываться о том, действительно ли это такой необходимый в современном мире навык.
Если вы заботитесь о развитии интеллекта своего чада или сами не прочь подтянуть умственные способности, то ответ очевиден. Скорочтение – это не просто техника, которая помогает увеличить скорость чтения, а особенная комплексная методика, которая запускает работу определенных участков головного мозга одновременно.
В чем же связь развития интеллекта и скорочтения? Как раз об этом поговорим в нашей статье. Поехали!
О чем, собственно, речь?
Скорочтение – это способность быстро воспринимать текстовую информацию при помощи особых способов чтения. Прежде чем продолжить нашу тему, давайте определимся, с какой скоростью читаете вы: возьмите любой текст на русском языке, засеките на секундомере минуту и прочитайте отрывок текста за отведенное время.
Сколько слов вы успели прочесть за 60 секунд? Вообще, считается, что обычная скорость чтения текста составляет 120-180 слов в минуту. Другие исследования показали, что эта норма достигает примерно 201 слово в минуту. Если речь идет о норме для учащихся начальных классов, то это от 80 до 158 слов в минуту. При скорочтении показатель вырастает в 3-4 раза и достигает 600 слов в минуту, а при применении определенных методик – до 1 000 слов в минуту [Б. Душков, А. Королев, Б. Смирнов, 2005].
Скорочтение появилось благодаря исследованиям Эмиля Жаваля, французского врача-офтальмолога. Он заметил, что во время чтения глаза совершают определенные движения и при этом делают небольшие остановки (фиксации) несколько раз, которые не зависят от знаков препинания. В 1894 году в печать вышли первые статьи о пользе скорочтения, и таким образом начал усиливаться интерес к этой способности.
В дальнейшем появились первые школы скорочтения и даже применялись специальные аппараты – тахистоскопы для увеличения скорости чтения, но эффект от них был кратковременным [Э. Маркс-Билл, 2013].
На самом деле, умение быстро читать – это не дар, данный с рождения. Скорость чтения зависит от наличия определенных навыков. Вот они:
О том, как развить эти навыки, мы поговорим в конце статьи. А если вам уже не терпится познакомиться с методикой быстрого чтения, загляните на наш курс «Скорочтение». Он, кстати, абсолютно бесплатный.
А читать вообще полезно?
Признавайтесь, вы прочитывали все книги из списка литературы, который вам давали на лето в школе? Первая мысль, когда получаешь этот впечатляющий своими объемами перечень, о том, как вообще это можно успеть прочитать всего за три месяца, а вторая – зачем именно сейчас, ведь еще вся жизнь впереди?
Конечно, здесь речь идет об интеллектуальном развитии и просвещении. Ученые доказали, что чем раньше ребенок научится читать, тем его умственные способности будут выше в дальнейшем. Исследователи Эдинбургского университета и Королевского колледжа Лондона провели эксперимент: они наблюдали за развитием однояйцовых близнецов в возрасте 7, 9, 10, 12 и 16 лет, которые росли в одинаковых условиях.
Выяснилось, что близнецы, читающие с раннего детства, имели лучшие результаты по интеллектуальным тестам, чем их идентичные братья. Проще говоря, чтение напрямую влияет на словарный запас, кругозор и другие умственные способности ребенка.
Вот что об этом говорит Стюард Ричи, ведущий автор исследования: «Чтение помогает обучить детей абстрактному мышлению, т.к. во время чтения они представляют себе других людей, предметы и места. Этот навык полезен в решении других вопросов, например, при сдаче теста на IQ. Кроме того, чтобы научиться лучше читать, нужно много практиковаться и концентрироваться на задаче, что тоже развивает интеллект» [D. McNamee, 2014].
Еще один эксперимент проводился с несколькими типами людей: со взрослыми людьми, которые с детства любили читать; с теми, кто начинал читать позже предыдущих, и с группой людей, которые не умеют читать вообще. Результаты МРТ головного мозга испытуемых показали, что те, кто читал с ранних лет, имели более развитую затылочную долю мозга, чем все остальные, а это значит, что они могут эффективнее других анализировать визуальную информацию.
Эта особенность способствует развитию творческих качеств, помогает планировать и принимать решения более осознанно. Также у данной группы людей были больше развиты теменные доли мозга, т.е. они лучше пишут и воспринимают прочитанную информацию [M. Szwed, P. Ventura, L. Querido, L. Cohen, S. Dehaene, 2011].
Еще одно исследование провели ученые из Университета Ливерпуля. Их объектом исследования стали студенты литературных факультетов. Благодаря измерению их когнитивной активности, было установлено, что у более начитанных и способных к анализу тестов наблюдалась повышенная активность мозга [N. O’Sullivan, P. Davis, J. Billington, V. Gonzalez-Diaz, R. Corcoran, 2015].
Станислас Деан, французский нейробиолог, наблюдал за реакцией мозга детей во время чтения (они читали, находясь прямо в аппарате МРТ). В итоге было замечено, что даже одно прочитанное слово запускает мозговую деятельность. Сначала мозг воспринимает буквы, как картинку или объект, а потом он подключает в работу визуальный код со знаниями о буквах. Получается, что человек сначала видит буквы, а потом уже воспринимает их значение.
Изначально у человека мозг не был «настроен» на чтение, это не дано природой. В процессе чтения через первичную зрительную кору проходит сигнал по веретенообразной извилине, которая ответственна за распознавание лиц. Эта же область мозга отвечает за хранилище знаний о языках [S. Dehaene, F. Pegado, L. Braga, P. Ventura, 2010].
Ученые Университета Эмори выяснили, что во время чтения у человека повышается активность в центральной борозде мозга. В этом отделе нейроны преобразовывают реальные ощущения и размышления. Проще говоря, читатель испытывает эмпатию к герою книги или событию, о котором прочитал, на уровне нейронных изменении, и эти ощущения способны сохраняться несколько дней подряд. Об этом свидетельствуют результаты МРТ участников эксперимента [Emory University, 2013].
А теперь давайте подытожим: чтение обогащает словарный запас, развивает речь, расширяет кругозор, улучшает память и концентрацию, развивает воображение и «тренирует» чувства. Особенно полезно скорочтение для детей: чем раньше ребенок научится читать, тем сильнее у него будет развит вербальный и невербальный интеллект. Все эти факты доказывают многочисленные исследования ученых.
Чтение для мозга подобно силовой нагрузке для мышц: регулярная правильная физическая нагрузка укрепляет мышцы, то же самое происходит и с мозгом человека. А что будет, если усилить тренировки, сделать их более частыми и качественными? Правильно — мышцы начнут расти еще быстрее. Такой же эффект оказывает скорочтение на развитие интеллекта, ведь оно позволяет получать в разы больше информации, чем при привычном темпе прочтения книги, и при этом активизирует работу многих участков головного мозга.
Несколько интересных фактов о скорочтении
При медленном чтении уровень понимания информации составляет 60%, при скорочтении – 80%. Получается, читая текст в обычной скорости, мы теряем 20% информации, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Во время обычного чтения глаз человека делает 12-16 остановок на одной строке, а при быстром – максимум 4 остановки, и этот факт еще раз доказывает, что скорочтение здорово тренирует концентрацию и внимание. При медленном чтении 1/6 часть времени уходит на регрессивные движения глаз, а, как мы уже знаем, устранение регрессии способствует улучшению памяти.
Наполеон Бонапарт в минуту прочитывал 2 000 слов. Оноре де Бальзак мог прочитать роман в 200 страниц за полчаса. Томас Эдисон читал сразу по несколько строк, запоминая текст страницами, благодаря сосредоточению. Вряд ли эти и другие выдающиеся личности обладали навыком быстрого чтения на генетическом уровне. Это результат кропотливого труда и работы над собой, а не врожденный талант [Ю. Жданович, 2019].
Некоторые техники скорочтения действуют по принципу Бритвы Оккама – философского утверждения, что для объяснения явления нужно привлекать минимум предположений. В процессе быстрого чтения читатель старается не тратить время и силы на то, что не обязательно брать во внимание, т.е. отбрасывает «воду» в тексте, исключает механизм проговаривания про себя и блокирует возвратное движение глаз. Проще говоря, при скорочтении происходит более глубокая взаимосвязь подсознания с мозгом в отличие от прочтения книги в привычном темпе.
Многие считают, что скорочтение – это просто чтение в ускоренном темпе, но на самом деле это более сложная интеллектуальная работа, чем может показаться на первый взгляд. Она помогает не просто быстро «поглощать» слова, но и формировать образы, раскладывать информацию. Навык скорочтения в прямом смысле слова способен повысить качество уровня жизни. Все логично: человек получает и обрабатывает в несколько раз больше информации, это увеличивает его плодотворность и, следовательно, повышает его ценность на рынке труда, как профессионала [А. Клименко, 2020].
Развеиваем мифы о скорочтении
Несмотря на наличие доступной информации, вокруг скорочтения до сих пор ходит много споров. Кто-то считает, что это занятие для избранных, а кто-то думает, что оно может и вовсе навредить.
Ирина Пермякова, автор проекта «Развивай Мегаинтеллект», чемпионка по скорочтению в школе Александры Рудамановой, выделяет несколько популярных мифов, которые мешают обучиться технике быстрого чтения:
И еще несколько важных моментов: если вас уверяют, что научиться быстро читать можно за несколько дней – это миф. За процесс обучения данному навыку отвечают определенные структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, которые сформировать за такой короткий промежуток времени невозможно.
Также не стоит надеяться, что, однажды освоив технику быстрого чтения, эта способность останется с вами навсегда. Любой навык требует регулярной тренировки, и скорочтение в том числе. Эффективнее будет прибегнуть к услугам тренера в этой области и пройти соответствующее обучение, ведь сейчас существует множество школ по скорочтению и развитию интеллекта.
Рекомендуем заглянуть к нам на онлайн-программу «Быстрое чтение», где вы научитесь качественно работать с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал.
Многие считают, что скорочтение заключается в способности читать по диагонали. Такое чтение – один из методов ускоренной работы с текстом. Чтобы его освоить, сначала нужно выполнить основные упражнения, которые тренируют концентрацию, внимание, работу глаз, память, фиксацию взгляда, умение правильно обрабатывать и анализировать большой объем информации, и только потом приступать к диагональному чтению. Как видите, это поэтапный процесс, который подразумевает последовательное развитие интеллектуальных способностей человека и приобретение полезных навыков [А. Полищук, 2021].
Немного практики
Итак, теперь, когда вы окончательно убедились, что скорочтение – это уникальный тренажер для мозга, который по силам каждому, предлагаем перейти от слов к практике. Конечно, курсы и школы по скорочтению помогут вам освоить определенные методики быстрее и эффективнее, чем при самостоятельном их изучении, но любое обучение должно обязательно подкрепляться практикой и полезной литературой. Рекомендуем вам следующие книги:
Юрий Жданович, автор книги «Книгоед. Курс скорочтения» описал поэтапную работу над скоростью чтения. Вот что он рекомендует делать, чтобы добиться максимального успеха в скорочтении:
Интересный метод, который подавляет внутреннее проговаривание текста, разработал Николай Иванович Жинкин, советский психолог и лингвист. Все просто: во время прочитывания текста простукивайте определенный ритм, который отличается от ритма вашей внутренней речи. Так в коре головного мозга вы запустите зону индуктивного торможения, т.е. рефлекс чтения про себя срабатывать не будет.
Многие упражнения для развития скорочтения настолько доступны и универсальны, что их можно выполнять по дороге на работу, в обеденный перерыв и в любую свободную минуту. Например, это: попробуйте читать слова наоборот. Это здорово тренирует концентрацию, ведь чтобы прочитать набор букв, понадобятся определенные усилия [В. Рипа, 2021].
Конечно, техник освоения навыка быстрого чтения очень много, все они направлены не просто на увеличение скорости чтения, а на развитие отдельных интеллектуальных способностей, тренировку определенных зон головного мозга, и при этом методики доступны абсолютно для каждого: не нужно быть гением, чтобы их освоить. Главное – терпение, усердие и понимание, для чего вы это делаете.
Резюме
Скорочтение – это суперспособность, которую может освоить абсолютно каждый. Этот навык будет полезен всем: тем, кто медленно читает, проговаривая каждое слово про себя по слогам; тем, кому необходимо изучить максимум информации за короткий срок. Скорочтение развивает интеллект, тренирует память, концентрацию, внимание, усидчивость, учит работать с большим объемом информации.
Конечно, есть уникальные случаи, когда техника быстрого чтения осваивается интуитивно, но это, скорее, исключение из правил. Чтобы научиться быстро читать, необходимо постоянно практиковаться и быть готовым к тому, что результат не придет сразу. Мы же знаем, что накачать пресс с одного посещения спортзала невозможно. То же самое и с освоением скорочтения: только понимание цели, зачем вам это нужно, и регулярные тренировки помогут прийти к требуемому результату. Как видите, никакого волшебства. Ваша волшебная палочка – это личное желание и усердие, и она в ваших руках.
Желаем удачи и просим поделиться с нами своим мнением:
Статьи для р о дителей
Определение скорочтения
Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.
Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.
Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации.
К вопросу о том, как развить скорость чтения, есть несколько подходов. Многие из них основаны на том, что данная скорость зависит от порядка считывания информации, а его можно перестроить. В школе детей учат читать по определенной схеме: сначала отдельные слоги, затем слова, которые складываются в предложения и, наконец, осмысленный тест.
Повзрослев, многие продолжают использовать тот же алгоритм: слово – предложение – текст. Но нашему мозгу доступен и более сложный порядок, который поможет сэкономить время. Давайте рассмотрим, как освоить скорочтение при помощи конкретных упражнений и техник.
Что считать быстрым чтением: стандарты и рекорды
Для первоклассника к концу учебного года нормальным результатом считается скорость чтения от 25 до 40 слов в минуту.
К окончанию 4 класса ребенок должен читать от 90 до 120 сл/мин и более.
В средних и старших классах технику чтения не проверяют, но считается, что подросток и взрослый человек в среднем читают около 180 сл/мин.
Высоким показателем можно назвать результат от 400 сл/мин. Обучение скорочтению помогает улучшить средние результаты в 2-3 раза и более.
Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.
Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.
Что мешает нам быстро читать
Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.
На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.
У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.
Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:
Методы и способы скорочтения
Мы рассмотрели основные факторы, которые мешают читать. Они же будут подсказкой к вопросу, как повысить скорость чтения без существенных потерь в понимании текста. Прочитать страницу быстро, но механически — совершенно бессмысленное занятие, и большинство методов скорочтения направлено на то, чтобы ребенок или взрослый сохраняли понимание материала на 50-75%.
Подавление субвокализации
Если ребенок приобрел привычку мысленно проговаривать текст, он будет читать про себя с той же скоростью, что и вслух. Один из эффективных способов избавиться от такого проговаривания — ритм Жинкина. Это короткая ритмичная композиция, которую создал психолог Н. Жинкин в ходе исследований внутренней речи.
Особенность ритма в том, что он не совпадает с мелодикой русского языка, обладающего переменным ударением. При выстукивании его рукой создается зона индуктивного торможения вокруг зоны Брока — области головного мозга, отвечающей за моторную речь.
Это, образно говоря, отключает речедвигательный канал и делает невозможным мысленное проговаривание текста. Мозг учится сенсорному восприятию — обработке информации, поступившей в виде зрительного образа, без проговаривания.
Эта техника быстрого чтения подходит для детей и взрослых. Не обязательно знать нотную грамоту, можно просто скачать ритм Жинкина, и ребенок легко освоит его за несколько минут. Но не переживайте: ребенку не придется все время постукивать пальцем или карандашом по столу. Достаточно около 20 часов практики, чтобы мозг перестроился и в дальнейшем воспринимал текст без проговаривания.
Развитие периферического зрения
Поле центрального зрения весьма ограничено, и это мешает воспринимать целиком не только страницу текста, но даже одну строку. Однако с этим можно бороться, тренируя периферическое зрение. Чтобы расширить «видимую зону» текста, используют клиновидные таблицы. Это еще одна техника скорочтения, полезная для детей и взрослых.
Как работать с таблицей: попросите ребенка прочитать боковые цифры, глядя только на центральный столбец. Нужно двигаться по таблице сверху вниз, удерживая взгляд в центре и стараясь не перебегать глазами направо и налево.
Тренажеры скорочтения для детей могут быть направлены на расширение поля зрения не только по горизонтали, но и по вертикали. Для того, чтобы увеличить угол обзора сверху и снизу, нужно двигаться глазами по следующей таблице и при этом удерживать взгляд на центральной строке.
Если с цифрами не возникает сложностей, переходите к слогам. Воспринимать одновременно по два символа с каждой стороны ребенку будет сложнее. Но поскольку слоги складываются в слова, здесь подключится способность мозга «достраивать» недостающую информацию.
Зачем это нужно: привычка использовать только центральное зрение приводит к тому, что ребенок читает текст по одному слову. Например, чтобы осознать смысл предложения «Весной трава зеленее», он должен вначале представить себе весну, затем прочитать о траве, а потом уже вызвать в памяти зеленый цвет.
В итоге для восприятия текста должны последовательно сменить друг друга три зрительных образа и скомпоноваться в один. Если ребенок сможет увидеть все предложение целиком, у него в голове сразу появится образ зеленой весенней травы, что значительно ускорит процесс.
Техника фоточтения
Этот способ чтения получил такое название за что, что читающий словно «фотографирует» страницу взглядом, стараясь уловить суть материала. Он подходит для ситуаций, когда нужно просмотреть большое количество текстов на знакомую тему в поисках нужной информации. Документы и научную литературу на слабо знакомые темы так читать не стоит — велик риск пропустить что-то важное.
Как использовать фоточтение:
В большинстве книг и статей доля важных фраз составляет до 20%. Сосредоточив на них внимание, можно не только развить навык скорочтения, но и научиться структурировать информацию.
Техника диагонального чтения
Именно этим методом часто пользуются те, кто самостоятельно понял, как научиться скорочтению. Считается, что с его помощью читали огромное количество литературы Теодор Рузвельт, Владимир Ленин, Джон Кеннеди. Диагональное чтение по сути похоже на фотографическое, но с использованием периферического зрения.
Как читать «по диагонали»:
Эта техника чтения, как и предыдущая, подходит в основном для текстов на знакомую тему. Вместе с тем, она слабо применима для детей, ведь ребенок вряд ли сможет уловить суть материала по отдельным фразам.
С какого возраста можно упражняться в скорочтении
Уроки быстрого чтения будут полезны только в том случае, если ребенок в принципе умеет хорошо читать. Поэтому специалисты не советуют начинать сразу с первого класса, когда важно освоить неторопливое и вдумчивое понимание текста. В это время лучше и вовсе не обращать внимания на скорость, позволяя ребенку двигаться в своем темпе.
Большинство упражнений для развития скорочтения предназначено для детей 9-10 лет. Некоторые педагоги и вовсе считают, что они могут заинтересовать ребенка только в подростковом возрасте, когда он понимает смысл таких занятий.
Но это не значит, что до 9 лет нужно отложить любые техники. С дошкольниками и первоклассниками можно заниматься развитием внимания, делать упражнения на расширение поля зрения, визуализировать прочитанное. Умение концентрироваться и образное мышление помогут ребенку быстро освоить новое, когда придет пора специальных упражнений по скорочтению.
Ключевые навыки для высокой скорости чтения
Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:
Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.
Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.
Упражнения для скорочтения: разминка
Помочь ребенку освоить быстрое чтение можно не только на специальных курсах, но и бесплатно — мы поделимся набором простых упражнений для скорочтения. Начнем с разминки, которая позволит расширить периферическое зрение и подготовит глаза к нагрузке.
Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» рекомендует следующее упражнение:
После такой разминки можно попробовать уже не просто различать буквы, а быстро читать текст по строке за раз.
Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.
Назови цвет
Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.
Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.
Чтение наоборот
Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево. Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению.
Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.
Таблицы Шульте
Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.
Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.
Заметки на полях
Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.
Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.
Онлайн-тренажеры для скорочтения
Научиться быстро «проглатывать» тексты без потери смысла помогут онлайн упражнения для скорочтения, которые несложно найти в сети. Одни из них универсальны, другие же позволяют тренироваться на разных уровнях сложности и отслеживать свой прогресс. Они удобны тем, что дают возможность оттачивать навыки взрослому или ребенку в самых разных ситуациях: в дороге, в школе на переменах или в очереди к врачу.
Делимся подборкой сайтов с бесплатными онлайн-тренажерами скорочтения для детей и взрослых:
Тексты для скорочтения
Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи.
Тексты для скорочтения бывают:
Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.
Вот парочка полезных ресурсов:
Упражнения для детей
В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.
1. «Следи за строкой»
Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.
2. «Пройди лабиринт»
Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.
3. Техника «Сбор урожая»
Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.
4. «Непослушная книжка»
В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.
5. «Отыщи слово»
Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.
Книги по скорочтению для детей
Делимся списком литературы, которая поможет самостоятельно освоить скорочтение или научить этому полезному навыку своего ребенка: