Чем больше оперативки тем лучше
Ставим точку в споре о выборе 16 или 32 Гб памяти в 2020 году
За последние месяцы вопрос о количестве памяти, которую нужно ставить в игровой ПК, обострился как никогда. Масла в огонь подлили новости о скором выходе DDR5. Так что же делать тем, кто собирает ПК именно сейчас? Какую память брать? Какого объема и какой частоты? И есть ли смысл ждать DDR5?
На все эти вопросы я постараюсь ответить в этом блоге.
реклама
Для начала, давайте пробежимся по блогам, которые вызвали самые ожесточенные дискуссии о количестве памяти. Это два блога (один,второй), вышедших из-под моего пера, и один блог от E1nher1.
Я прочитываю все ваши комментарии под своими блогами, но не всегда имею время ответить. Но не переживайте, я учитываю самые популярные «железки», упомянутые в комментариях, мотаю на ус полезные советы и принимаю конструктивную критику.
реклама
И вот, что я хочу сказать всем комментаторам и блогерам, делающим выбор оперативной памяти в 2020 году и подкрепляющих это аргументами более серьезными, чем «красивая и еще она светится».
Вы все правы и делаете правильный выбор!
реклама
Теперь объясню, почему я пришел к такому выводу. Дело в том, что у всех нас разный жизненный опыт, объем денежных средств, которые мы можем потратить на апгрейд. Разные планы на то, сколько будет служить нам ПК до апгрейда, разные задачи, которые мы решаем на ПК.
реклама
И кто же будет прав в споре о количестве памяти? Никто! Потому что этот вопрос не имеет однозначного решения и наши взгляды слишком субъективны.
Но это не значит, что пора перестать спорить. В споре рождается истина, а иногда комментарии важнее самой статьи и из них можно почерпнуть массу полезной информации.
И что же я предлагаю для того, чтобы поставить окончательную точку в вопросе 16 Гб vs 32 Гб?
Я предлагаю смоделировать несколько сценариев использования ПК и тип его пользователя. И вот в этих узких рамках спор о количестве и даже скорости работы ОЗУ будет конструктивен и полезен.
Вот такие сценарии пришли мне на ум, но вы можете добавить и новые.
Экономный геймер, много играющий и уверенно торгующий на вторичном рынке
Такому персонажу явно нужно 16 Гб быстрой (3000-3200 МГц+) памяти с перспективой продажи в любой момент или покупки еще 16 Гб за хорошую цену, если станет не хватать. Например, пары модулей KINGSTON HyperX FURY Black HX430C15FB3/8.
Геймер, который может позволить себе лишние траты и берет дорогое железо надолго и не любит б/у рынок
Я думаю, все видели подобных персонажей у нас на форуме. Они покупают дорогое предтоповое железо и спокойно, не дергаясь по пустякам, сидят на нем по нескольку лет.
Тут явно стоит брать 32 Гб быстрой (4000 МГц+) памяти, чтобы не беспокоиться об апгрейде года три, как минимум. Например, CRUCIAL Ballistix MAX RGB BLM2K16G40C18U4BL.
Пользователь ПК, использующий его в основном как мультимедийное устройство и иногда для нетребовательных игр
В этом случае переплата за лишнюю память и ее скорость будет не оправдана. Такому персонажу достаточно 16 Гб самой недорогой памяти начального уровня. Например, CRUCIAL CT8G4DFS824A.
Пользователь ПК, работающий на нем большую часть времени и получающий прибыль от вложения в его производительность
В этом случае память даст отличный за свои деньги прирост к скорости процессора. Многоядерные процессоры в наше время отлично реагируют на увеличение скорости памяти. Зачастую производительность растет даже быстрее, чем от прироста частоты самого процессора.
Эти модули заменили собой популярные CRUCIAL Ballistix AES, и их часто советуют на нашей конференции как самые лучшие модули по соотношению цена/производительность*разгон.
Геймер в трудной финансовой ситуации, ищущий возможность поэтапного апгрейда
Такие персонажи встречались мне несколько раз при сборке компьютеров на заказ. Бюджет иногда был настолько урезанным и жестким, что требовалось чтобы игры хотя бы кое-как запускались на первое время.
Я ставил в такие ПК 4 или 8Гб одной планкой, с перспективой апгрейда в ближайшее время до 8-16 Гб. Но многие так и сидели на 8 Гб в одноканальном режиме по нескольку лет, до следующего ПК.
Такому персонажу можно купить 8 Гб недорогой памяти, но нужно учитывать, что системы на AMD Ryzen очень зависимы от скорости памяти и можно получить «фризы» и «тормоза». Системы на Intel более легко перенесут одноканальный режим. Я бы взял в такую систему один модуль CRUCIAL CT8G4DFS8266.
ПК для офисной работы, интернета, набора текста
Такие ПК обычно используются со встроенной графикой, а значит двухканал желателен даже при минимальном объеме памяти. Поэтому в таком сценарии можно брать два модуля по 4 Гб недорогой памяти. Например, недорогие CRUCIAL Ballistix Sport LT BLS4G4D26BFSC.
Компьютерный перфекционист, покупающее только новое и актуальное железо
Потом еще год ждать нормализации цен. И еще годок, когда выйдут быстрые наборы DDR5 по приемлемой цене.
Ведь перфекционисты не хотят оказаться в ситуации, подобной той, в которой оказались покупатели первых комплектов DDR4 по заоблачной цене, малого объема и со смешными частотами в 2133 МГц.
Пишите в комментарии, а какие еще сценарии можете придумать вы? И какую память оптимально взять под них?
Объем или частота, сколько нужно оперативной памяти в 2020 году?
На что влияет объем и частота оперативной памяти, какая конфигурация выгоднее для игр, для приложений и одновременной работы и того и другого – самый распространенный вопрос пользователей. Сколько же памяти нужно для различных задач. Чаще всего мы прибегаем к покупке стандартного набора из пары модулей DIMM частотой от 2666 МГц и выше. Устанавливают их в свой ПК и в 2-3 случаях из 10 немного их разгоняют до 3200-3800 МГц. Энтузиасты сразу выбирают комплекты с частотами более 4000 МГц. Для платформы AM4 разумный предел разгона находится в диапазоне между 3600-4000 МГц. LGA1151 разгоняется проще и лучше, позволяя достичь частоты памяти свыше 4000 МГц.
Для нашего теста мы будем использовать 2 диаметрально противоположных по свойствам комплекта памяти HyperX.
HyperX Predator DDR4 HX430C15PB3K4/64
Комплект состоит из 4 модулей по 16 ГБ каждый. В сумме 64 ГБ памяти на частоте 3000 МГц с таймингами 15-17-17, и напряжении 1.35В. Набор весьма привлекательный по цене. Купить его можно за 22-23 тысячи рублей. Частота не высокая и легко достижимая для любой платформы и процессора. В профилях для разгона содержится 2 XMP и один стандартный JEDEC:
HyperX Predator DDR4 HX446C19PB3K2/16
Комплект состоит из 2 модулей по 8 ГБ каждый. В сумме 16 ГБ памяти на частоте 4600 МГц с таймингами 19-26-26, и напряжении 1.5В. Для работы такого комплекта на заявленной частоте вам понадобится хорошая материнская плата, процессор Intel и удача. Дело в том, что память спокойно разгоняется до 4 ГГц без видимых осложнений с подбором правильных напряжений. Дальнейший разгон будет сдерживаться возможностями BIOS, разводки DIMM, способностями контроллера памяти в процессоре! Не все процессоры могут держать частоту памяти выше 4…4,2ГГц даже с поднятием напряжений Vccio и Vsa. Цены начинаются от 31-32 тысяч рублей.
В профилях для разгона содержится 2 XMP и один стандартный JEDEC:
4,2 ГГц с оптимизированными первичными/вторичными и третичными таймингами в сумме дадут большую пропускную способность и меньше суммарную задержку. На это способны только хорошие комплекты памяти, позволяющие с понижением частоты снижать время отклика с таймингами. Для тестов использовался XMP Profile #2: с ручными настройками DDR4-4200 CL19-21-21 @1.35В, а более низкие тайминги в итоге оказали больше влияния на результаты.
Впрочем, именно этот комплект памяти был ограничен способностями платы ASUS Hero XI, и финальной частотой стало число 4300 МГц с заводскими таймингами. На платформе Z390/B550/X570 частоту в 4,6 ГГц можно достичь без особых затруднений.
Используя подготовленные производителем для разгона материнские платы, например, серия ASUS Apex или модифицированная Gene, данный комплект не только достигает заявленных характеристик, но и может выдавать 4600 МГц на гораздо более агрессивных таймингах.
Объем используемой памяти в играх
Для проверки возьмем несколько популярных и свежих игр и понаблюдаем, сколько же памяти они используют?
Как видите, за редким исключением все помещаются в стандартные 16 ГБ и беспокоиться о недостатке памяти не нужно. Возможно, что-то поменяется, если мы попробуем провести аналогичный эксперимент, но в системе с 16 ГБ памяти, а не 64 ГБ? И снова мы увидим похожие цифры. А ответ в таких случаях кроется в разработчиках, прекрасно понимающих «среднюю конфигурацию» игроков. Но учтите, что тест проводился в идеально «чистых» условиях, без лишних приложений. В реальной жизни пользователи привыкли все ярлыки держать на рабочем столе, а число запущенных приложений редко бывает меньше 5-10. Плюс открытые вкладки в браузере и вот уже 16 Гб быстро исчерпались. Поэтому пока 16 Гб бывает достаточно, но запас свободной памяти с каждым годом будет уменьшаться. Покупая новую систему, стоит уже смотреть в сторону 32 Гб — скоро это «станет нормой» (с). Значит ли это, что памяти никоим образом не влияет на игровую производительность?
Игры, разрешения и частота памяти
Для понимания происходящего обратимся к сухим фактам. Более половины игроков все еще используют FullHD разрешение мониторов. Большая часть сидит на 4-ядерных процессорах. Усредненный объем оперативной памяти находится в промежутке между 8 и 16 ГБ. Если вы хотите ощутить влияние памяти на количество кадров в играх, то придется постараться.
Есть прямая зависимость: производительность процессора/видеокарты от разрешения/качества в игре. Ограничимся самым популярным FullHD, в нем влияние видеокарты и процессора распределяется в равной степени. Чем мощнее видеокарту вы используете, тем сильнее проявляется зависимость от связки процессор/память.
Сколько кадров мы получим с высокочастотной памятью?
Нужно сразу пояснить, что максимальный и средний фремрейт из-за повышения частоты памяти меняются линейно и медленно. Наилучшая динамика наблюдается в регистре минимальных кадров в секунду. Там, при переходе со стандартных 2133-2400 МГц с распущенными таймингами на частоты 3600-4200 МГц и агрессивными таймингами повышается 1% мин. FPS. 1% мин. FPS – это один процент минимальных кадров и считается их среднее число. А насколько сильно он подрастает, зависит от игры. В более требовательных к графике играх ожидайте прибавки до 2-4%, в старых – до 15%. Естественно, максимальная польза от высокочастотной, настроенной памяти (тайминги первичные и вторичные) будет видна в низких разрешениях (FullHD) и с наиболее производительными процессорами и видеокартами.
Покупать ли дорогую память в ПК средней мощности?
Отбросим конфигурации с 6-12 ядерными процессорами, видеокартами Nvidia 20х0/Super, Radeon 5700/X и рассмотрим массовый сегмент игроков. Отбрасываем мы их потому, что большой объем видеопамяти видеокарт редко расходуется полностью. Поэтому в играх на топовых сборках ПК редко проявляется нехватка памяти. С другой стороны, именно для игр полезно устанавливать высокочастотную память, чтобы добавить совсем нелишние FPS. К массовому сегменту принято относить конфигурации с 4-ядерными процессорами и видеокартами уровня 1660 Super-GTX 2060 или Radeon 5600 (XT). Для них востребованным остается используемое разрешение FullHD. Переход от 2133-2400 МГц памяти на 3600-4200 МГц всегда сопровождается увеличением производительности в играх. Но она не столь выражена, как на более мощных конфигурациях. И снова мы возвращаемся к выбору игр для примера. Microsoft Flight Simulator (2020), Battlefield 1 (V) практически никак не отреагировали на память, в более «легкие» в плане графики отозвались 2-14% ростом минимального и среднего значения FPS. Не стоит забывать о принципах работы видеобуфера при нехватке Vmem. ОС создаст файл подкачки и выделит «виртуальное пространство» на HDD…со скоростью работы HDD. Рассматривать этот объем как полноценная замена памяти не стоит, ведь скорость обмена данными с ним очень низкая в сравнении с полноценной оперативной памятью. В результате для массовых конфигураций не стоит устанавливать DIMM совокупной емкостью менее 16 Гб, сейчас! А если вы параллельно с играми любите оставлять открытыми другие приложения, в том числе работающие в фоновом режиме и загружающие комплектующие, то пора смотреть в сторону 32 Гб.
Для «печатных машинок», заточенных для серфинга и просмотра видео/фото и 8 Гб бывает недостаточно. Постепенно сайты толстеют и потребляют все больше памяти и ресурсов. «Офисы» и другие прикладные программы также не стоят на месте, задействуют и видеокарту, и память. Относительно распространенный Lightroom с легкостью съест 8-12 Гб на средней папке с фотографиями.
Программы и память – все неоднозначно!
Лучшее применение большого объема памяти – это сервера. БД, бухгалтерские сервисы и т.п. потребляют уйму памяти, но на рынке присутствует масса комплектов для простых пользователей ПК. Минимальный объем актуальный на данный момент – 8 ГБ. Акцент постепенно сместился в сторону 16 ГБ и сейчас рекомендовать меньше просто опасно. Но что же с программами, неужели они, как и игры легко укладываются в типичные 16 ГБ?
Браузеры и интернет – растут быстрее всех! Всем нам известна вечная проблема раздувания в объемах интернет страниц с кучей рекламы и интерактивностью. Даже десяток окон в Google Chrome легко затормозит среднюю офисную машинку до состояния Spectrum’а. Не будем жаловаться на тенденции развития интернета и сайтов, а оценим, сколько влезет страниц в 16 ГБ систему…
Первая сотня страниц уместилась в 8 Гб и последующие 200 никак не превысили 12 ГБ включая работающие сервисы Windows 10. По мере закрывания страниц высвобождалась и память. Переключение между закладками происходило плавно и быстро. Так что 16 ГБ памяти хватает с избытком.
Соответственно в конфигурации с 64 Гб памяти ровно такое же поведение системы – быстрый отклик и гигабайты пустого пространства в памяти.
В популярном редакторе видео наличие 16 ГБ памяти сначала устраивает, но позже при работе операционная система начинает создавать файл подкачки и отзывчивость программы снижается: дольше применяются изменение в предпросмотре, интерфейс становится задумчивым. А представьте себе, что файл подкачки лежит не на быстром SSD, а на стандартном магнитном HDD! Постоянные подтормаживания растягиваются на неопределенное время!
В системе с 64 Гб памяти всегда остается запас, но Windows продолжает генерировать файл подкачки. Впрочем, сам Premiere чувствует себя прекрасно, как и его пользователь. А что на выходе? Работать комфортнее с 64 Гб памяти, но при рендере видео система с быстрой памятью и объемом в 16 ГБ сделала это быстрее на несколько минут. Вместо 1:05 мин мы получили готовое видео через 57 минут.
Проведем тест на выживаемость в Photoshop, открыв максимальное количество фотографий NEF, каждая размером 72-76 Мб, полученная с фотоаппарата Nikon D800. Сам по себе тест абсурден, т.к. не отражает реальную необходимость пользователей, но интересен своим результатом.
За 4 минуты 40 секунд открылось 150 фотографий и Photoshop их обработал. Нет ни зависаний, ни ошибок. А теперь по аналогии переходим к 16 Гб системе…
Через 4 минуты и 12 секунд программа автоматически закрылась, так как произошло следующее: как только израсходовалась пустая память в дело вступила система подкачки. Свап-файл постепенно рос, потом Windows попыталась сжать его и в результате закрылся Photoshop на 70 фотографии.
Компьютер — многозадачная система, если рассматривать каждый типичный процесс по отдельности, конечно, будет задействовано мало памяти. Попробуем открыть несколько фотографий, посмотреть и скачать архив с камер видеонаблюдения, а пока эти процессы происходят на заднем фоне, поработаем с нашими видео с телефона… Видно, что 16 Гб для этих задач УЖЕ не годятся. Какой бы частотой память не обладала, операционная система запихивает в 2 раза больше в свап-файл, который существенно тормозить отклик системы.
Спустя несколько минут сокращаем объем задач и запускаем игру. Фактически, все программы остаются в фоне и «архивируются» в свап-файл, не производя никаких вычислений внутри них. В играх все будет отлично с числом кадров. Стоит нам задействовать автоматический скрипт для пакетной обработки фото параллельно с игрой, и время выполнения задачи увеличивается в разы! 15 фото + игра на 16 Гб – 140-145 секунд. 15 фото + игра на 64 Гб – 90 секунд. А с ростом объема работ на заднем плане разница только будет увеличиваться.
В программах тестирования памяти разница между 3 ГГц и 4 ГГц не столь существенна и укладывается в несколько процентов. Тоже самое происходит и в 3DMark в тесте Time Spy (тест процессора, как наиболее зависимый результат от памяти).
Выводы
Что же важнее, объем или частота? Для игр – частота, при условии установленных не менее 16 Гб памяти в систему. А также не менее важно настроить у памяти и первичные и вторичные тайминги. В прикладных программах, а не синтетических бенчмарках, высокая частота памяти тоже оказывает свое влияние на результат. Сокращается время рендеринга, архивации и т.п., в любом программном обеспечении, где проявляется высокая зависимость от пропускной способности памяти. А для чего тогда нужен объем? Прежде всего, для комфортной работы с большими задачами. Это касается дизайнеров, монтажеров, редакторов. Особенно комфортно себя чувствуешь при работе с 4К видеоконтентом. Система практически не создает свап-файл для подкачки и редактор молниеносно отзывается на применение эффектов и фильтров. Наш тест с открытием более 100 NEF файлов средствами Photoshop скорее искусственный. Никто в здравом уме не будет открывать такое количество файлов в редакторе, но если возникнет необходимость, то 64 ГБ позволят это сделать. Поэтому, осмысленный подход к требуемому объему оперативной памяти – залог успеха.
Нетребовательные пользователи с минимальным числом вкладок, простые документы, просмотр фото/видео без редактуры – пока достаточно 8 Гб любой памяти на любой частоте.
Семь ошибок при выборе оперативной памяти для апгрейда старого ПК
Содержание
Содержание
Один из распространенных вариантов обновления для устаревшего компьютера — увеличение объема оперативной памяти. Даже бытовые программы, вроде браузера, с каждым годом потребляют все больше ОЗУ. Про современные игры и профессиональные приложения и говорить не приходится. Многие пользователи докупают оперативную память к уже существующей, совершая при этом много ошибок. Давайте разберем самые частые из них.
0. Мифы о несовместимости
Как вообще понять, что новая оперативная память будет совместима со старой? Достаточно выяснить поколение стандарта DDR, применяемое в вашей материнской плате. Для этого можно воспользоваться бесплатной программой CPU-Z.
Она покажет тип памяти (сейчас актуальны DDR3, DDR3L и DDR4). По артикулу, который указан в графе Part Number, можно подобрать такой же модуль, если он еще производится. Помимо этого, можно посмотреть режим работы (Dual — двухканальный или Single — одноканальный), рабочую частоту (DRAM Frequency умножаем на два) и тайминги. Переключаясь между слотами, узнаете объем каждого модуля и их количество. Более подробно об этих параметрах читайте в специализированном материале.
1. Свободные слоты
В большинстве материнских плат имеется два или четыре слота для ОЗУ. Если у вас недорогая модель и оба разъема заняты планками небольшого объема, то придется их заменить.
Собирая ПК с ограниченным бюджетом, лучше изначально приобрести один модуль большого объема (в современных реалиях, хотя бы на 8 Гб). Со временем, можно будет докупить второй и увеличить количество памяти до 16 Гб.
2. Параметры уже установленной памяти
Выбирая оперативку для апгрейда, стоит уточнить характеристики уже установленной. Если не смогли найти такую же, то подбирайте похожую по характеристикам. Нет смысла переплачивать за избыточную частоту и топовые тайминги, память все равно будет работать на параметрах более «слабого» модуля.
Столкнуться с несовместимостью планок на практике почти нереально. Любой модуль подходящего стандарта DDR скорее всего заработает. Проблемы были актуальны лишь в 2017 году для первого поколения процессоров Ryzen, когда некоторые планки работали, например, на частоте 2133 МГц вместо заявленных производителем 3000 МГц. Но и эти вопросы со временем решились обновлением BIOS материнских плат, сейчас у AMD все в порядке.
3. Покупка памяти разного объема
К примеру, у вас уже стоит одна планка памяти на 8 Гб и вы хотите докупить вторую объемом 16 Гб. Делать этого не стоит: в таком случае двухканальный режим работы будет распространяться только на 8 Гб каждого модуля. Вы немного потеряете в производительности: в играх это обычно в районе 5–10% прироста, а в специализированных программах разница может достигать 30%.Подробнее читайте здесь.
Чтобы двухканал работал «на полную мощность», лучше изначально покупать набор из двух идентичных планок.
Устанавливать их нужно в соответствующие слоты: обычно один и тот же канал памяти производители помечают одинаковым цветом.
4. Не учесть четность
Ошибка, обратная предыдущему пункту. Допустим, у вас четыре слота оперативки, а стоит всего одна планка и вы докупаете к ней комплект из двух модулей. В таком случае, первая планка будет работать в одноканальном режиме. Здесь лучше подобрать одиночный модуль того же объема, со схожими характеристиками.
5. Не учесть габариты
Зачастую бывает так, что производительный и мощный кулер для процессора перекрывает первый слот оперативной памяти.
Помимо этого, большинство планок сейчас комплектуют радиаторами.
Некоторые из них столь внушительного размера, что могут не влезть даже во второй слот ОЗУ. В характеристиках модулей всегда указывается высота — для некоторых моделей она может достигать 50 мм и более. Учитывайте этот момент заранее.
6. Ненужная подсветка
Для корпуса с глухой крышкой не стоит переплачивать за оперативку с подсветкой. Некоторые производители предлагают даже программируемые варианты, например системы ASUS Aura, GIGABYTE RGB Fusion или MSI Mystic Light. Если у вас нет материнской платы с поддержкой одной из этих технологий, то не стоит тратить лишние деньги на избыточную функцию.
7. Покупка ОЗУ под разгон, который не поддерживается материнской платой
Не стоит приобретать модули под разгон, а также высокочастотные, если материнская плата не сможет обеспечить их работу при заявленных характеристиках. По большей части это касается процессоров Intel: например, бюджетные решения с чипсетом H410 не поддерживают память частотой свыше 2666 МГц. Нет смысла покупать к ним популярную оперативку на 3200 МГц — выставить такую частоту в настройках BIOS попросту не удастся.
Для AMD разгон не запрещен, но также стоит учитывать его целесообразность. Например, покупая к бюджетной материнке на чипсете A320 модули на 2400 МГц, не стоит удивляться, что они не «заведутся» на 3200 МГц.
А если и смогут работать на такой частоте, то нестабильно и с повышением напряжения, из-за чего модули с большой вероятностью быстро выйдут из строя.