Чем была вызвана необходимость реформирования российской

4-5. Обновлённая Россия

◄ГДЗ по истории◄ ГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄

Вопросы к пунктам § 4-5. Обновлённая Россия

1) Но нельзя забывать и о том, что потребность в коренных переменах возникла ещё в XVII в. Конечно, война обрядила в военный мундир не только реформаторов, но и сами реформы. Однако направленность преобразований, их содержание и пределы определялись более глубинными процессами, происходившими в стране, обществе и государстве.

Петр стремился преодолеть экономическую и техническую отсталость России от Европы. Он шел по пути укрепления своей абсолютной власти и создания “регулярного” государства.

2) Северная война определяла ритм преобразований — сначала торопливый, даже хаотичный, затем, после Полтавы, более размеренный. Война продиктовала и логику реформ; каждая задача порождала новую, углубляя преобразования.

3. Официальной целью всех преобразовании провозглашалось достижение «общего блага». В понимании Петра I речь шла прежде всего об интересах государства. Все перемены призваны были приносить государственную пользу. Считалось, что лучше всего это можно сделать, если каждый человек независимо от своей сословной принадлежности будет приносить пользу государству.

1) Высшим государственным органом власти, подчинённым монарху, стал Сенат. Он заменил Боярскую думу. Пётр I учредил его в 1711 г., отправляясь в Прутский поход. Царь возложил на Сенат высшие административные функции, наделил его правом издавать указы. Значение Сената в управлении страной нашло своё выражение в его полном названии — Правительствующий сенат.

2) Петр стремился создать регулярное государство, где каждый орган работал четко, как винтик часового механизма. Весь этот государственный механизм должен был способствовать укреплению абсолютной власти монарха. Реформы политической системы при Петре – это окончательное установление абсолютизма.

Реформы государственного аппарата отчасти сделали управление более эффективным (13 коллегий заменили десятки приказов), управление стало коллегиальным, что по мнению царя должно было ограничить коррупцию.

3) В результате реформ Петра страна превратилась в абсолютную монархию, укрепилось государство, общество оказалось под контролем регулярного государства.

Основные изменения административной системы:

1) После смерти в 1700 г. патриарха Адриана царь не допустил выборов нового главы Церкви. В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, установивший контроль государства за землями и доходами монастырей.

В 1721 г. Пётр I упразднил патриаршество. Для управления Церковью был учреждён Святейший синод. В результате церковь была полностью поставлена под контроль государства.

2) Объявление императора высшим судьёй в духовных делах окончательно ставило Церковь в подчинённое положение. Была даже предпринята попытка ограничить тайну исповеди. Феофан Прокопбвич в1721 г. составил Духовный регламент, обосновывающий и оправдывающий зависимое положение Церкви от абсолютного монарха.

1. В чём были преимущества русской армии? 2. Почему России был необходим военно-морской флот? 3. В чём была суть военной реформы?

1. Почти однородная по национальному составу, русская армия уже вскоре после своего возникновения не уступала в выучке иностранным наёмным войскам. По силе же духа она превосходила многих. Во время войны со шведами русская пехота не уклонялась от страшного штыкового боя, в который избегали вступать солдаты-наёмники.

2. Будучи государственником, Пётр I хорошо понимал, сколь необходимо России иметь флот. Флот обеспечивал выход в моря и процветание торговли и экономики. Флот защищал Отечество, ставшее одним из лидеров Европы 18 в.

3. Военные реформы потребовали изменения принципов комплектования армии (рекрутская повинность), организации обучения офицерского корпуса, строительства заводов и мануфактур для обеспечения армии и флота. Внутренняя жизнь армии регулировалась специальными документами — в первую очередь Уставом воинским. Регулярное государство создало регулярную армию, сменившую дворянское ополчение.

1. Какие повинности в пользу государства несли податные сословия? Какие из них были новыми, появившимися при Петре I? 2.Почему была проведена налоговая реформа? Перечислите её результаты. 3. Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы?

1. В 1718 г. правительство начало налоговую реформу, заменив подворное обложение, введённое при царе Фёдоре Алексеевиче, подушной податью. С 1724 г. её должны были платить все лица мужского пола, принадлежавшие к тяглому сословию.

2. Петру I хронически не хватало средств на войну и реформы, и он вынужден был изыскивать их, вводя многочисленные новые налоги и повинности. Однако вечно множить подати было нельзя. Следовало коренным образом изменить систему налогообложения. Подушная подать введенная Петром постоянно увеличивалась.

В результате налоговой реформы увеличился и круг налогооблагаемых лиц. Теперь не только крепостные крестьяне, но и ранее свободные люди оказались прикреплены к месту жительства — месту уплаты подушной подати. (посадские люди и однодворцы — бывшие служилые люди с южных окраин, стрельцы, пушкари и др.).

3. Сначала учёт попытались провести на основе сказок — списков, которые представляли сами помещики. Но помещики скрыли огромное число крестьян. Властям пришлось организовать собственную перепись — провести ревизию (перепроверку) данных. Согласно новому порядку налогообложения, подушную подать должна была платить каждая попавшая в перепись «ревизская душа». Одновременно была введена паспортная система. Эта полицейская мера ещё сильнее прикрепила крестьянина к помещику — лишённый паспорта крепостной теперь не мог уйти без разрешения землевладельца даже на заработки.

1. В 1722 г. появилась Табель о рангах, согласно которой каждый дворянин по достижении 15-летнего возраста должен был быть определён на военную или гражданскую службу. Служба была разделена на 14 ступеней, по которым происходило движение вверх — от самого низшего, 14-го класса (прапорщик и коллежский регистратор), до самого высшего, 1-го класса (генерал-фельдмаршал и канцлер). Во внимание принимались исключительно личные качества и заслуги: способности, образованность, рвение, опыт.

2. В 1714 г. Пётр I подписал Указ о единонаследии, согласно которому поместья превращались в собственность их владельцев. Однако давнишняя мечта дворян о слиянии поместья и вотчины была воплощена в жизнь по-петровски: владелец имения получил право передавать земли лишь одному из наследников.

Царь последовательно защищал «государственные интересы», заботясь о том, чтобы имения не дробились, а крестьян, главных налогоплательщиков, не разоряли мелкие помещики. Указ преследовал интересы государства и помещиков.

3. Царь-реформатор пошёл на уничтожение древнего института холопства. Пётр I никак не мог смириться с тем, что тысячи холопов не приносят никакой «государственной пользы», не платят налогов. И царь включил их в число «ревизских душ».

1. Как были связаны между собой Северная война и необходимость
экономических реформ в России? 2. Какие основные отрасли промышленности успешно развивались при Петре I? Объясните почему. 3. Какую политику проводило государство по отношению к отечественной промышленности?

1. Война требовала вооружения армии и флота, необходимы были десятки суконных, железноделательных, оружейных, металлургических мануфактур (причем война шла со Швецией – традиционным поставщиком металла в Россию). Война стимулировала развитие промышленности в стране (построено при Петре 200 мануфактур), Появился новый промышленный район – Урал.

3. Торговая и промышленная политика царя строилась в духе меркантилизма — экономического учения о том, что государство должно заботиться о положительном торговом балансе страны. Одновременно принимались меры, которые должны были защитить российского производителя. Примером таких протекционистских мер стал Таможенный тариф 1724 г.: пошлины на экспорт были снижены, а тарифы на ввоз — увеличены. Так государство защищало отечественную промышленность от иностранных конкурентов.

Вопросы и задания к § 4-5. Обновлённая Россия

1. Подтвердите фактами, что необходимость проведения реформы системы управления зародилась ещё в XVII в. Почему в начале XVIII в. эта необходимость стала ещё острее?

Система управления была громоздкой, неповоротливой и малоэффективной, например многие приказы дублировали функции других приказов. Боярская Дума состояла из десятков бояр. Алексей Михайлович создал ближнюю тайную Думу. Федор Алексеевич сжег разрядные книги – источник местничества (занимание должности по родовитости). Кроме того, в 17 веке произошло множество бунтов поводом которых послужили казнокрадство и коррупция.

В начале 18 века необходимость реформирования системы управления обострилась в условиях Северной войны.

2. Какие из Петровских реформ вы считаете наиболее важными? Своё мнение обоснуйте.
3. Почему новая система управления оказалась эффективнее?

Снижено количество учреждений исполнительной власти (13 приказов вместо десятков коллегий). Табель о рангах позволял продвигаться по службе благодаря своим талантам, умениям и трудолюбию, а не знатности. Повысилось качество, профессионализм чиновников и офицеров.

4. Вспомните, какой была система управления государством при предшественниках Петра I. Используя схему на с. 36, сравните старую и новую системы. Какие плюсы и минусы имела новая система управления?

Старая система более проста: царь – патриарх – Боярская дума – Приказы. Новая система очень сложна и разветвлена. Но бюрократии хватало и там, и там. Функции органов управления Петра I раньше выполняли десятки приказов. Одним из плюсов новой системы является появление надзорного органа – прокуратуры.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
6.Поработайте с картой (с. 43).

1) Какие новые специализации районов и производства появились при Петре I? 2) В состав какой губернии начала XVIII в. входил ваш населённый пункт? Какой была специализация вашего района?

7. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Проведённые реформы — это обновление или модернизация?

А. Реформы в области управления и экономики не привели к кардинальному изменению системы управления, но ускорили процесс дальнейшего развития страны. Хотя некоторые реформы привели к значительным переменам, но в целом перехода от традиционного типа общества к новому не произошло, а значит, говорить о модернизации нельзя.

Модернизация – это переход от аграрного (традиционного) общества к индустриальному. Реформы начала 18 века, наоборот, препятствовали этому переходу.

Реформы Петра консервировали традиционную систему общественных отношений, придав ей европейский лоск. Введение рекрутской повинности и налоговая реформа укрепили систему крепостного права, в результате крепостничество просуществовало в стране еще почти двести лет, став основным тормозом модернизации. Основой развития промышленности было так же крепостное право.

Источник

§ 28. Эпоха преобразований в России в ХVIII в.

1. Чем была вызвана необходимость реформ в России? Какие из реформ Петра I вы считаете самыми важными?

Необходимость реформ в России в XVIII веке вызвана необходимостью устранения социально-экономической и культурной отсталости страны от западноевропейских развитых стран, продолжения Петром I политики отца (Алексея Михайловича Романова) и приобретения опыта во время Великого посольства царя в Европу.

Самыми важными реформами Петра I можно считать военную реформу, реформу системы государственного управления и строительство флота. Благодаря проведенным преобразованиям была провозглашена Российская империя, которая стала одной из самых могущественных держав Европы. С Россией стали считаться на международной арене.

2. Можно ли утверждать, что ход Северной войны во многом зависел от внутренних преобразований в России? Подтвердите вашу точку зрения примерами.

Ход Северной войны во многом зависел от внутренних преобразований в России. Для успешного ведения военных действий необходимы средства, поэтому Петр I изменил налоговую политику: повысил налоги для национальных и религиозных меньшинств, состоятельных людей. Было изменено налоговое обложение на крестьян: вместо подворной подати, население стало платить подушную подать. Все это повысило приток денежных средств.

Для контроля сбора средств была проведена административная реформа: создан Сенат, приказы заменялись коллегиями. В России было проведено административно-территориальное деление, было уничтожено самоуправление, так было легче во время войны контролировать население.

Успех войны зависит и от урожайности и наличия природных богатств в стране. В Российской империи стали строиться мануфактуры и открываться рудники.

Таким образом, проведенные Петром I реформы были связаны с военными действиями, их результаты во многом предопределили дальнейшее развитие государства.

3. Проанализируйте следующее высказывание российского историка В.О. Ключевского: «Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым». Какую оценку, на ваш взгляд, дает историк деятельности Петра I — положительную или отрицательную? Аргументируйте свою точку зрения.

В.О. Ключевский дает деятельности Петра I положительную оценку. Историк считает, что реформы, которые он проводил это его личное дело, так как он был самодержавный монарх. Петр I был любознательным и деятельным человеком. Для приобретения опыта модернизации он отправился в Европу. Но Ключевский осуждает методы, которыми император проводил реформы. Нововведения вводились насильственно, старые традиции стирались, насаждались новые, чуждые русскому народу. Историк называет реформы необходимыми, так как Россия отставала в развитии от европейских стран. Благодаря реформам Петра I страна получила выход в Балтийское море, был построен флот, а Россия стала империей, с которой считались и заключали торговые договоры развитые страны.

4. Назовите основные направления внешней политики российских правителей в XVIII в., цели России и результаты их достижения по каждому направлению.

— Северная война (1700-1721 гг.);

— Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.)

— Получить выход в Балтийское море;

— Увеличить территорию страны

— Получение выхода в Балтийское море;

— Включение в состав России Беларуси, Правобережной Украины и Литвы

— Ликвидация Крымского ханства (1783 г.);

— Подписание Георгиевского трактата (1783 г.);

— Начало вытеснения Турции с Балкан

— Увеличить территорию страны;

— Обезопасить южные границы России;

— Стремление установить контроль над черноморскими проливами

— Присоединены Крым, Причерноморье и Приазовье;

— Установление протекторат России над Грузией (1783 г.);

— Создание Черноморского флота (1783 г.)

— Первые поселения русских на Аляске, ее исследование;

— Создание торговой Российско-Американской компании для освоения Аляски (1799 г.)

5. Как изменились права и обязанности дворянства во время правления Екатерины II? Что изменилось в положении крестьян?

Дворяне во время правления Екатерины II получили новые привилегии. Она не ограничивала их права как господствующего сословия. Императрица дарила им государственные земли с крепостными крестьянами. Была подписана «Жалованная грамота дворянам», по которому они делились на 6 разрядов, имели равные права и могли участвовать в управлении делами государства.

Положение крестьян ухудшилось. Екатерина II усиливала крепостную зависимость крестьян от землевладельцев. Был принят закон, по которому крестьянам запрещалось жаловаться на своих хозяев. На присоединенных к Российской империи территориях также вводилось крепостное право. Поэтому в разных районах страны стали вспыхивать восстания крестьян.

6. В чем состояли сходства и различия процессов колонизации американских земель и Сибири?

Сходства:

— массовая миграция миллионов людей;
— прошли одинаковые этапы: пушной промысел, добыча полезных ископаемых, сельскохозяйственное освоение, затем — индустриализация и урбанизация;
— отрицательные последствия: истребление местного населения или его зависимость от колонизаторов, уничтожение животного и растительного мира.

Различия:

— результаты: американские земли были освоены к началу XX века; Сибирь осваивается до сих пор, она является в основном поставщиком сырья;
— состав мигрантов: в США — это свободные люди, которые отправились на Запад по собственной воле, чтобы стать независимыми землевладельцами, а также иммигранты из скандинавских стран, Германии, Центральной и Восточной Европы. В Сибирь бежали крестьяне от крепостничества, произвола государства, была также значительной принудительная миграция — ссылка;
— роль государства: Россия была инициатором освоения новых земель, а в США колонизацию осуществляли независимые частные лица.

Источник

В чем состояла необходимость проведения политических реформ? Какие из них были основными? В чем они изменили политический строй России?

Отмена крепостного права требовала изменений также в политической системе и духовной сфере жизни страны, адаптации их к но-вым условиям.

Наряду с подготовкой крестьянской реформы императором Александром II были созданы комиссии по подготовке проектов политических реформ и преобразований в сфере образования и средств массовой информации.

В 1863 г. была проведена университетская реформа, в основе которой лежала идея автономии университетов в составлении и реализации учебных планов, а также предоставления им хозяйственной и административной самостоятельности. Впервые преподаватели и студенты высшей школы получили право самим решать свои проблемы. Это привело к долговременным последствиям: заметно выросло качество образования, повысилась социальная активность студенчества.

В 1874 г. серьезные перемены были осуществлены в армии. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Значительно сокращены сроки воинской службы. Создана более современная система военно-учебных заведений, позволившая значительно повысить профессиональный уровень подготовки кадров для армии и флота. В результате армия стала более мобильной и боеспособной.

Однако реформы вызвали большое опасение у консервативных кругов, встревоженных масштабом и направленностью перемен. Они полагали, что начатое царем может привести к потрясениям для России, и стремились ограничить масштаб преобразований. Убийство царя-реформатора усилило их позиции и привело к откату от реформ.

Источник

Причины реформ Александра II

Вы будете перенаправлены на Автор24

Причины реформ Александра II – это основания, предпосылки реформирования страны во время правления Александра II.

Реформы Александра II проводились в период с 1860 по 1870-е гг., всего проведено было девять реформ в следующей последовательности.

Все перечисленные реформы смогли решить многие наболевшие проблемы страны, была расчищена дорога для становления капитализма, расширены границы гражданского общества и правового государства, но до конца преобразования доведены не были.

Предпосылки реформ

Главной предпосылкой для проведения реформ стало то, что Россия дольше других европейских стран оставалась феодальной, это сильно тормозило развитие страны, в особенности развитие ее экономики. К началу 19 века крепостное право окончательно изжило себя, страна погрязла в убытках, все это усугублялось напряженной обстановкой в стране, еще в конце 18 века противостояние между властью и крестьянами было весьма ощутимым, а к началу 19 века оно и вовсе достигло своего апогея, все это могло перерасти в очередное восстание или в революционное движение. Власть этого допустить не могла, поэтому государственную систему необходимо было менять.

Постепенно необходимость в ручном труде уходила на второй план, развивались технологии, открывались заводы, на которых не хватало рабочих. В это время домашние хозяйства перестали приносить хорошую прибыль, но крестьяне по-прежнему не могли покинуть помещиков, что вызывало бунты и недовольства. Помещики также оказались не в лучшем положении, крепостное хозяйство не приносило им денег, государство имело все меньше средсв, что отрицательно сказывалось на экономике страны.

Готовые работы на аналогичную тему

В период с 1859 по 1861 гг. крестьянские восстания вспыхивали уже по всей России и достигли своего апогея. Крымская война показала, что военная и экономическая система страны оставляют желать лучшего, тем самым усугубилось недоверие народа к власти и к государю. Страну необходимо было реформировать – это понимали и правительство, и народ.

Крымская война длилась три года, с 1853 по 1856, её еще называют Восточная война, – война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. Война была проиграна.

В 1855 году к власти приходит император Александр 2, который на одном из своих первых выступлений перед дворянами говорит о том, что необходимо как можно скорее упразднить крепостное право указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу с помощью революции, так начались великие реформы Александра II.

Причины реформ Александра II

Таким образом, главными причинами для проведения реформ стали:

Крестьянская реформа

Главной причиной крестьянской реформы стал кризис крепостной системы и последовавшие за этим народные волнения, особенно все это усилилось во время Крымской войны. Царская власть обратилась за помощью к крестьянам, в ополчение, крестьяне же расценивали это так, что своей службой они заслужат свою свободу от крепостного право, но их надежды не подтвердились. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Важную роль в отмене крепостной системы играла нравственная сторона и вопрос престижа страны среди других государств.

Земская и городская реформы

Причинами для проведения реформы послужила необходимость решения вопросов связанных со сбором налогов, утверждением бюджета. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали преобладание дворянства. Гласные из числа крестьян составляли меньшее число.

Городская реформа 1870 года – реформа, которая изменила ранее функционировавшие сословные городские управления городскими думами. Система выборов в городскую думу обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Владельцы крупных капиталов руководили коммунальным хозяйством городов, часто исходили лишь из своих собственных интересов и занимались развитием только центральных районов города, а окраинам практически внимания не уделяли.

Судебная реформа

Причины – сделать систему судопроизводства более открытой и усилить демократичность судебных процедур, прежняя система не отвечала потребностям капиталистического развития государства, все еще присутствовали отголоски крепостного права, для крестьян были отдельный суду, где применяли телесные наказания.

Судебный устав 1864 года ввел новую систему судебных учреждений, которая исходила из равенства перед судом и законом всех социальных групп. Судебные заседания теперь проходили с участием заинтересованных сторон и были открытыми, а отчёты о заседаниях печатали в газетах.

Военная реформа

Основной причиной для реформы стала проигранная Россией Крымская война, война наглядно показала насколько вся система была ветхой и нуждалась в реформировании. Целью военных реформ было сократить армию в мирное время и вместе с этим обеспечить возможности её увеличения во время военных действий.

Реформа образования

Причиной для проведения реформы послужила нехватка учебных заведений, как высших, так и средних. В ходе реформ 1860-х годов была увеличена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. В 1864 был разработан новый Школьный устав, согласно которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

К концу правления Александра II под давлением консерваторов такие реформы как судебная, земская были ограничены. Контрреформы, развёрнутые его преемником Александром III, затронули также положения крестьянской реформы и реформы городского самоуправления.

Источник

ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 2 (2) Александр I: начало правления Реформы М М Сперанского

Стр. 14. Вопрос в начале параграфа

Почему в начале ХIХ в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?

Необходимость проведения в стране реформ была вызвана пониманием Александром I и его круга «молодых друзей». Экономическое отставание Российской империи, которое было прямо связано с феодально-крепостнической системой, распространение идей Просвещения и либерализма, привели к осознанию всего негативного влияния существующих порядков.

Стр. 20. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?

Александр I был консервативен в душе, недоверчив, злопамятен. Он не показывал истинных чувств, Александр I был лицемерным царем. В него пытались впитать три разных идеи, которые сделали его характер противоречивым. На личность и характер Александра I значительный отпечаток нанесли обстоятельства, сопровождавшие его детство и юность. Воспитание наследника престола полностью контролировала Екатерина II, которая стремилась привить ему идеи Просвещения. Одним из воспитателей Александра I был швейцарский правовед Ф. Лагарп, приверженец идей либерализма, широко образованный человек. Он много говорил об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе введения конституции и управления страной на основе законов. От отца, Павла I, император унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость лавировать между дворами бабки и отца, очень разными по духу, также наложила отпечаток на характер Александра I. Новый император начала с реформ, однако со временем был вынужден свернуть реформы.

2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

Негласный комитет был собран для обсуждения проектов преобразований и проведения реформ в духе идей либерализма, а главным результатом должно было стать ограничение самодержавия. При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: отменены многие законы, принятые Павлом I и вызвавшие особое недовольство дворян, проведены реформы управления, образования и в отношении крестьян. Однако главную задачу – ограничить самодержавие – выполнить не удалось.

3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

Первые преобразования Александра I не были системными. Была проведена реформа образования, которая заложила основы единой системы образования в стране, была создана единая сеть учебных заведений. Указ о «вольных хлебопашцах» являлся важным документом, который практического применения фактически не имел. Важным являлся первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике, что должно было в будущем «показать пример всей России».

На мой взгляд, главным является реформа управления, в результате которой вместо коллегий были учреждены министерства. Это привело к централизованному управлению огромной страной.

4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

Чем была вызвана необходимость реформирования российской. Смотреть фото Чем была вызвана необходимость реформирования российской. Смотреть картинку Чем была вызвана необходимость реформирования российской. Картинка про Чем была вызвана необходимость реформирования российской. Фото Чем была вызвана необходимость реформирования российской

5. Почему проект Сперанского не был реализован?

Консервативные круги были настроены крайне негативно к реформам, считая, что это подорвет основы государства. Александр I понимал, что резкая критика Сперанского направлена в его собственный адрес. Александр стремился объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном, что сыграло также не последнюю роль, так как Сперанского даже обвиняли в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции. Александр помнил судьбу своего отца, поэтому выступил на стороне консерваторов.

Стр. 20. Изучаем документы.

1. Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему?

Официальным государственным документом является первый текст, так как это выдержка из указа Александра I от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах». В документе четко прописаны условия для освобождения крестьян.

2. Проанализируйте третий и четвертый документы. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?

Третий документ (из письма Александра I) указывает на желание и необходимость изменения старых феодальных порядков, что приведет к процветанию России.

Четвертый документ (из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича) показывает, что в обществе было понимание наступающих перемен, однако было выражено недовольство тем, что изменения приведут к недовольству высшего сословия. Таким образом, Александр I считал, что введение конституции пойдет на благо общества, тогда как Д. П. Рунич высказывает мысль о том, что это негативно скажется, так как высшее сословие не желало таких перемен и выступало яро против.

Стр. 21. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам… Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.

Нет, я не согласен с этим утверждением, так как управлять «по законам… Екатерины Великой» означало отмену законов, принятых при Павле I, которые шли в разрез с законами Екатерины II, а также возврат к реформированию Российской империи, что было при императрице Екатерине Великой.

2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?

Полномасштабные реформы проводились при Иване Грозном, которые оформили сословно-представительную монархию в России, был принят Стоглав, который регулировал церковные вопросы. Следующим крупным реформатором был Петр I. Результатом его реформ стало усиление российской государственности, превращение России в империю, либеральные реформы заложили основу для следующих поколений в области государственного управления, культуры, образования, науки, промышленности. Следующим крупным реформатором была Екатерина II, что привело к усилению российской государственности, привело к расцвету дворянского сословия.

При Александре I продолжались реформы в области государственного управления. Как и Екатерина II император Александр задумывался об отмене крепостного права в духе идей Просвещения и даже сделал некоторые шаги по реализации, что было принципиально новым. Важным является и стремление Александра I провести полное государственного преобразование вплоть до введения конституции. Однако эти планы реализованы не были.

3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Я считаю, что главными положениями реформ М. М. Сперанского являются введение управления государством на основе разделения властей, где законодательная власть принадлежала бы Государственной думе (таким образом, вводилась конституционная монархия), а также предоставление возможности перехода из третьего сословия во второе.

4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?

Это связано с распространением идей либерализма, в которых уделялось большое внимание введению конституции и управления страной на основе законов при участии выборных учреждений. Однако Сперанский не просто предлагал создание выборной Государственной думы, а целой системы органов самоуправления, которые начинались на уровне волости, а венчались уже собственной Государственной думой. Это позволяло ввести на всех уровнях самоуправление, что отвечало требованиям идей либерализма.

5. Ограничивалась ли по проекту реформ М. М. Сперанского власть императора? Аргументируйте свой ответ.

Планы М. М. Сперанского в полном объеме не могли быть осуществлены.

6. Предположите, что имели в виду противники преобразований М. М. Сперанского, когда заявляли, что его реформы подорвут основы государства.

Помещик, желая освободить своих крестьян, предлагает им условия, которые по обоюдному согласию признаются лучшими, может представить их при прошении через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения. Если дается согласие, то условия освобождения предъявляются в Гражданскую палату, где записываются у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Крестьянин должен соблюдать обязательства по договору, иначе возвращается с землей и семьей во владение помещику по-прежнему.

Сама процедура была крайне сложной, поэтому помещики не стремились заниматься этим. К тому же помещики отдавали свои земли, получая взамен лишь небольшую пошлину, на что они не соглашались.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Направления внешней политикиОсновные событияЦели РоссииРезультаты
Западное