Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9

АГРАРНЫЙ КРИЗИС в России в конце XIX в.

Кризис перепроизводства в сельском хозяйстве (главным образом в производстве зерна), приведший к затовариванию хлебом и убыточности сельского хозяйства.

В России за период с конца 1896 на ж. д. станциях скопилось более 28 тыс. вагонов с зерном, утратившим товарное движение до мая 1897. К 1897 цена на рожь в Центрально-черноземном районе упала с 1 руб. 20 коп. до 12–18 коп. за пуд. По причинам возникновения и характеру кризис представлял собой многоплановое явление, обусловленное рядом взаимосвязанных факторов и усугублением социально-экономических проблем России. К главным причинам А. к. относятся: особенности развития капиталистической экономики; влияние на российское с. х. мировых экономических процессов и, особенно, мирового аграрного кризиса; последствия отмены крепостного права, сложная демографическая и социальная ситуация, сложившаяся в аграрной сфере страны к концу XIX в.; специфика, присущая российскому крестьянству в сфере организации общества, ведения хозяйства и менталитета. Возникновению кризиса способствовали экономические процессы, происходившие по всему миру: активное освоение новых плодородных земель, свободных от рентных платежей, и рост с.-х. производства в ряде стран (Австралии, Аргентине, Канаде, США и др.); развитие новой техники и транспорта. Это привело к выбросу на европейский рынок массы дешевого зерна. Кроме того, аграрный кризис в России был усугублен кризисом 1882 и вызванными им мерами защиты производителей в Великобритании и Франции. В результате Россия потеряла важные рынки сбыта. Реформа 1861 дала толчок развитию крестьянского хозяйства, но поставила крестьянина в положение малоземелья, роста повинностей и растущей зависимости от аренды помещичьей земли, что сказалось отрицательно на устойчивости экономического положения. Кроме того, «несправедливый» раздел земель между помещиком и бывшими крепостными вызвал волну недовольства не только крестьянства, но и либерально настроенных кругов образованного общества. В результате в стране возобладали настроения необходимости «черного передела», что не способствовало интенсификации с.-х. производства. Тяжелая экономическая ситуация в с. х. в центральноевропейской части России была усугублена наложением крестьянского малоземелья на резкий прирост населения. Сохранение общиной организации консервировало неэффективные формы земледелия: трехполье, «выпаханность» почв и, как следствие, низкую урожайность. Выступая гарантом выживания, община уравнивала своих членов, перераспределяя землю в пользу новых едоков, что еще больше дробило наделы. С другой стороны, общинная помощь способствовала дополнительному росту населения. Устойчивость общины и сложность выхода из нее замедляли колонизацию малоосвоенных территорий и препятствовали возникновению самостоятельных хозяйств, готовых идти по пути интенсификации с. х. Исчерпанность натурального хозяйства требовала модернизации производства, но крестьян волновало не качество обработки, а количество земли, что выразилось в идее «черного передела». Но как показала практика первых десятилетий советского времени, экспроприация земель не только не привела к развитию с. х., но даже не остановила процесс дробления: средний размер посевной земли на «душу» в середине 1920-х составил 0,6 десятин. Выход из аграрного кризиса наметился к началу XX в., когда начали расти цены на хлеб. Преодолению кризиса способствовала как ситуация на мировом рынке (рост аренды на освоенных землях, сокращение участников, вовлеченных в мировую торговлю хлебом), так и внутри России (развитие с.-х. специализации, транспорта и инфраструктуры). Способствовали преодолению кризисных явлений промышленный подъем 1890-х и, отчасти, таможенная политика правительства.

Источник

Кризисные явления в сельском хозяйстве.

Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Смотреть фото Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Смотреть картинку Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Картинка про Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Фото Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9

Аграрная реформа, разработанная мартовским (1965 г.) Плену­ мом ЦК КПСС, была попыткой перевода сельского хозяйства на интенсивный путь развития. Намечены были меры по перераспреде­лению национального дохода в пользу аграрного сектора, решению социальных проблем села, внедрению хозрасчета, повышению заку­почных цен на сельскохозяйственную продукцию. Но при этом неиз­менным оставались производственные отношения и система управ­ления этой сферой народного хозяйства.

Попытки решить проблемы сельского хозяйства только за счет увеличения объема капитальных вложений не дали ожидаемого эф­фекта. Более половины из них, до 55% направлялись на сооружениедорогостоящих гигантских жвотноводческих комплексов, водохо­зяйственное строительство, приобретение сельхозтехники, вместо использования их на повышение плодородия земель, электрифика­цию, создание предприятий по хранению и переработке сельхозпро­дукции. Остаточный принцип господствовал и в социальной сфере обустройства аула и села. Такое пренебрежение к нуждам людей обернулось тем, что в 1987 г. более половины аульно-сельских насе­ленных пунктов не имели учреждений здравоохранения, почти поло­вина сельских больниц размещалась в неприспособленных помеще­ниях, каждая пятая больница не имела водопровода, канализации и пищеблоков.

Не оправдались надежды колхозов и совхозов улучшить свое положение за счет повышения закупочных цен на продаваемую государству сельхозпродукцию. Цены были увеличены примерно вдвое, а на промышленную продукцию для сельского хозяйства они поднялись в 2—5 раз. При этом цена на технику была оторвана от ее производительности. Монопольное право промышленных предпри­ятий устанавливать произвольные цены попирало ценовой паритет между промышленностью и сельским хозяйством. Предприятия вы­нуждали совхозы и колхозы брать ненужную им технику, которая чуть ли не сразу шла в ремонт. Аул и деревню буквально «грабили» предприятия Сельхозтехники, Сельхозхимии, мелиоративные и др. организации. Все это вело к росту себестоимости сельхозпродукции, сокращению размеров прибыли в сельском хозяйстве, снижению материальной заинтересованности сельских тружеников.

Предпринятые государством меры встретили поддержку кресть­янства и на первых порах оживили хозяйственную деятельность совхозов и колхозов. В конце 60-х- начале 70-х гг. улучшилось снаб­жение населения продовольствием, промышленности — сырьем. Од­нако ожидаемого перелома в развитии аграрной сферы не произош­ло. Многое из того, что первоначально декларировалось и планиро­валось, осталось нереализованным. В то время как потребности населения и промышленности в сельскохозяйственной продукции, сырье росли, темпы ее прироста из года в год снижались.

Неустойчивым было развитие зернового производства. При ста­билизации посевных площадей на уровне 25,5—25,1 млн. га урожай­ность зерновых имела тенденцию к снижению.

На протяжении трех пятилеток (1971—1985 гг.) несколько увели­чились валовое производство и государственные закупки хлопка, картофеля, овощей, но сократилось производство сахарной свеклы. Повышению урожайности и росту производства овощей и картофеля способствовало создание вокруг городов промышленных центров, специализированных государственных предприятий и совхозов пригородного типа, в которых концентрировалось производство этих культур. Здесь использовались прогрессивные методы и способы производства, повышающие урожайность, город оказывал селу эко­номическую и трудовую помощь.

Неравномерным было производство животноводческой продук­ции. Резкий скачок в увеличении производства молока в совхозах и колхозах произошел в девятой пятилетке (22%), в 1976—1980 гг. темпы прироста снизились до 8%, а в 1981—1985 гг. до 6%. В целом производство молока за 1971—1985 гг. возросло на 17,3%. Но этот прирост произошел исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовья коров, так как средний надой в общественном хозяй­стве за эти годы остался неизменным. После длительного застоя положение несколько изменилось в 1986—1989 гг., когда средний удой молока от одной коровы возрос до 2238 кг (12,3%).

В 1971—1985 гг. не было устойчивого роста производства мяса. Если в девятой пятилетке среднегодовые темпы прироста составляли 4,2%, то в 1976—1980 гг. они упали до 0,5% и несколько поднялись в 1981—1985 гг. (3%). Начиная с десятой пятилетки производство мяса в республике составляло более 1 млн. т. Примерно от одной четверти до одной пятой от общего производства мяса поставлялось в общесо­юзный фонд.

Наибольший темп прироста производства мяса был достигнут в птицеводстве, где среднегодовое производство продукции в 1989 г. в сравнении с 1970 г. возросло в 5 раз. Это стало результатом строитель­ства широкой сети государственных птицефабрик, перевода отрасти на промышленную технологию с централизованным кормообеспечением из государственных ресурсов.

Традиционной отраслью сельского хозяйства Казахстана явля­лось овцеводство. Поголовье овец до одиннадцатой пятилетки хотя и медленно, но возросло с 31,8 млн. в 1971 г. до 35,2 млн голов в 1981 г. В 1981—1985 гг. рост почти прекратился, а производство баранины в 1970—1985 гг. сократилось с 272 тыс. т до 220 тыс. т. или на 19%. Причина тому — существенное сокращение мясной продуктивности. Не случайно в 80-е гг. торговля в больших размерах стала реализовы-вать баранину ниже средней упитанности, т. н. «тощак». В этой отрасли накопилось немало проблем, сдерживающих ее развитие. Одной из них являлось культивируемое системой безразличие к тяжелому чабанскому труду, игнорирование трудовых навыков каза­хов в содержании скота, утрата прошедших испытания веками наро­дных производственных технологий.

В целом предпринятые государством меры по развитию сельского хозяйства оказались половинчатыми и мало что изменили в этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В стремлении унифициро­вать сельскохозяйственное производство центральные органы уп­равления мало учитывали интересы республики в разделении и всестороннем развитии труда, региональные потенциальные воз­можности и потребности. В условиях действия единого народнохо­зяйственного комплекса страны усиливалась зависимость республи­ки от центра.

Одной из причин бедственного положения сельского хозяйства являлась безраздельная власть над крестьянином административнойсистемы. Неоднократные решения о расширении хозяйственной са­мостоятельности колхозов и совхозов глушились этой системой. Райкомы партии, райисполкомы, сельскохозяйственные органы яв­лялись средством, позволяющим административным путем как-то компенсировать отсутствие в селе нормальных экономических отно­шений. Хозяйственная инициатива кадров парализовалась, ответ­ственность их за результаты хозяйствования снижалась, канцеляр­щина заменила конкретную организаторскую работу. Предприни­мавшиеся время от времени попытки радикально изменить систему управления сельским хозяйством оказывались бесплодными. Оче­редным таким шагом к ликвидации колхозной самостоятельности стало решение ЦК КПСС (1976 г.) о развитии в сельском хозяйстве специализации, кооперации и агропромышленной интеграции. На его основе происходило по существу насильственное соединение колхозов и совхозов в межхозяйственные и так называемые агропро­мышленные объединения. При создании этих объединений допуска­лись крупные просчеты.

У хозяйств-пайщиков отнимались финансовые и материальные ресурсы, а интересы их мало учитывались аппаратами межколхозных организаций.

Малорезультативными оказались и попытки радикального изме­нения системы управления сельским хозяйством через создание районных агропромышленных объединений (РАПО) на основе реше­ний майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. В состав РАПО наряду с совхозами и колхозами объединялись предприятия обслуживающих отраслей и пререрабатывающей промышленности. Как показала практика, такое объединение оказалось во многом формальным. РАПО не удалось развить интеграционные связи и преодолеть ведом­ственную разобщенность. Интеграторами нередко выступали обслу­живающие организации и перерабатывающие предприятия, которые присваивали себе прибыль, созданную в значительной степени уси­лиями хозяйств.

На рубеже 60-х—70-х гг. усилились административные методы управления аграрным сектором экономики вопреки концепции хо­зяйственной реформы 1965 г. Заметно стал сворачиваться процесс демократизации колхозного самоуправления, усилился контроль со стороны партийных, исполнительных и административных органов за финансово-хозяйственной деятельностью колхозов и совхозов.

Закупочные цены часто не покрывали себестоимость продукции, отсюда нарастало число убыточных хозяйств. Если в 1970 г. удельный вес убыточных хозяйств совхозов составлял 26%, а колхозов — 4%, то в 1985 г. убыточными были 53% совхозов и 49% колхозов. Прибыль в колхозах сократилась за этот период с 240,8 млн. до 83,4 млн. руб., совхозов с 597,4 млн. прибыли до 35,7 млн. руб. убытка. За исключени­ем производства птицы производство всех остальных продуктов жи­вотноводства было убыточным.

В условиях отчуждения труженика от средств производства и результатов труда, внеэкономического принуждения даже позитив­ные на первых порах меры, предпринимаемые государством, обраща­лись в свою противоположность. Так было, например, с введением в июле 1965 г. гарантированной денежной оплаты труда в колхозах. На первых порах это подняло заинтересованность сельских тружеников в результате своего труда. Однако в дальнейшем денежная оплата утратила характер эквивалента труда. В оплате возобладали уравни­тельные тенденции, платили за отдельные операции независимо от конечного результата. Единые государственные тарифы, коэффици­енты и нормативы, на которых строилась зарплата тружеников села, слабо учитывали разницу в условиях труда, сложность и многообра­зие работ, люди часто получали деньги за выход на работу, а не за результат работы. Оплата труда опережала рост его производитель­ности. Это вело к тому, что нередко фонд оплаты труда в колхозе был выше валового дохода.

Нельзя сказать, что общество равнодушно относилось к положе­нию в сельском хозяйстве. На местах велись поиски лучшей органи­зации производства, повышения его эффективности. Но они не только не находили поддержки, но порой и карались. Трагически закончилась попытка изменить организацию труда в производстве и управлять опираясь на экономические рычаги, для руководителя опытного хозяйства по производству травяной муки совхоза Акчи Куртинского района Алма-Атинской области И. Н. Худенко. Соци­альная сущноть его эксперимента, проведенного в конце 60-х — начале 70-х гг. в совхозе «Илийский» и в опытном хозяйстве, заклю­чалась в соединении функций производства и управления, и выпол­нения этих функций непосредственно крестьянином, преодолевая его отчужденность от результатов труда. Условия эксперимента были согласованы с союзными и республиканскими органами. На основе внедрения новых форм организации и управления производством производительность труда в опытном хозяйстве увеличилась в 6 раз, заработки втрое по сравнению с обычными совхозами. Оплата труда была поставлена в зависимость от конечного результата. Хозяйство построило поселок с полным набором инженерного оборудования. В несколько раз снизилась себестоимость производства, работники осознали себя полными хозяевами производства. Но вместо поддер­жки и развития эксперимента хозяйство решением Минсельхоза республики было ликвидировано якобы по причине убыточности. Над организаторами эксперимента была учинена форменная распра­ва. Партийное руководство республики поддержало чиновников Минсельхоза в ликвидации эксперимента. Его итоги могли оказать­ся заразительными для других, подрывали существующую систему. Они «кололи глаза», показывая истинное положение дел в системе сельского хозяйства республики.

Система жестоко расправилась с экспериментаторами. И. Худен­ко исключили из партии, обвинили в попытке хищения государствен­ных средств и судили. В тюрьме он скончался. Только в конце 80-х годов И. Н. Худенко был посмертно реабилитирован решением кол­легии Верховного суда Казахстана и названы поименно губители эксперимента.

В начале 80-х многострадальное сельское хозяйство, замученное бесконечным преобразованиями, укрупнениями, новыми видами уп­равления, экспериментами с технологией, с ценами, интеграцией и специализацией и т. д., находясь под жестким административным контролем, оказалось в кризисной ситуации. Попытки изменитьположение путем принятия новых решении не дали существенных результатов.

Выдвинутый в апреле 1985 г. ЦК КПСС курс на ускорение социаль­но-экономического развития страны, предполагавший изменения и в сельском хозяйстве, довольно быстро обнаружил свою несостоя­тельность. В агропромышленный сектор усилились капитальные вложения. Были повышены закупочные цены, списаны долги с кол­хозов и совхозов, проведены очередные «совершенствования» управ­ления агропромышленным комплексом. Но, несмотря на многочис­ленные решения о расширении самостоятельности хозяйств, на прак­тике сохранялись нажимные методы руководства, а возросший аппа­рат управления не пытался найти оптимальное сочетание централиз­ма и местной инициативы.

Неизменными оставались экономические отношения в сельском хозяйстве. Попытка изменить их путем введения арендных отноше­ний не удалась. Процесс перевода хозяйства на аренду приобрел характер очередной кампании и проводился административными методами. Арендные коллективы противопоставлялись другим фор­мам хозяйствования, создание их необоснованно форсировалось. Аренда не затронула глубинных экономических отношений, не изме­нила принципиально возможностей трудящихся и их коллективов в присвоении средств и результатов труда, создаваемого дохода и рас­поряжения им. Крестьянин по-прежнему не являлся ни собственни­ком средств производства, ни хозяином производимой им продукции. Не получила к 1990 г. широкого распространения система фермер­ских хозяйств и свободных кооперативов. С одной стороны, ее внед­рение тормозилось руководителями колхозов и совхозов и местными партийными органами, с другой — психологической инерцией работ­ников колхозов и совхозов. В итоге происходило дальнейшее падение аграрного производства.

Источник

Конспект урока по теме: Кризисные проявления в сельском хозяйстве 1970-1980 годах.

История Казахстана 9 класс

Дата проведения: 19 февраля

Тема урока: Кризисные проявления в сельском хозяйстве 1970-1980 годах.

Цель (обучения): Формирование представлений об особенностях развития экономики в условиях хозяйственной реформы середины 60-х годов, понимание причины кризисных явлений в сельком хозяйстве и в экономике в целом.

Цель (личностного развития): способствовать развитию умений учащихся проводить анализ, сравнивать, делать выводы, оценивать различные процессы.

Задачи: Создать условия для усвоения учащимися знаний о хозяйственной реформе середины 60-х гг. Причинах кризиса в сельском хозяйстве.

Отработать навыки парной и групповой работы. Способствовать развитию критического мышления через исследовательскую беседу.

Воспитание духа коллективизма, умения добиваться поставленной цели на основе сотрудничества.

А) Ученики знают особенности развития сельского хозяйства в условиях экономической реформы, умеют проводить самооценку своей деятельности в условиях групповой и парной работы.

В) Ученики понимают причины кризисных явлении в экономике, выделяют преимущества в хозяйственной реформе. Умеют публично выступать, вести диалог, интерпретировать информацию в иных видах.

С) Ученики аргументировано высказывают свою точку зрения по поводу хозяйственной реформы и причинах кризиса с/х. Оценивают значимость опыта Худенко в сельском хозяйстве. Умеют делать выводы, проводить самооценку своей деятельности при работе в паре и в группе.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Создание благоприятного психологического климата

Учитель организает психологический настрой на урок: Я рад видеть ваши лица, ваши улибки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я рабуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»!

Учащиеся слушают и повторяют за учителем

Формативное оценивание (похвала)

Оценивание для обучения

Проверка выполнения домашнего задания

Выявление одаренных и талантливых учащихся. Проверка усвоения материала прошлого урока.

Учитель организаует проверку домашенего задания

Учащиеся зачитывают короткое размышление (эссе) на тему «Положение в промышленности»

Формтативное оценивание (аплодисменты, оценивание в листе оценивания)

Обучение талантливых и одаренных учеников. Оценивание для обучения.

Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учениками собственных целей обучения

Учитель предлагает записать тему урока в тетрадях: «Кризисные проявления в сельском хозяйстве в 70-80-хгг.» Учитель выводит на доске понятие: «Сельское хозяйство». Предлагает ученикам «покапаться в памяти» и назвать ассоциации с этим понятием. Исходя из этих ассоциации как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

Ученики называют свои варианты ответов (записывают свои варианты ответов в тетрадях), в результате самостоятельно определяю цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Положение в с/х меры по его улучшению.

Причны неудачи реформы.

Формативное оценивание (похвала)

Использование ИКТ. Новые подходы в обуении: Обучение тому как учиться. Диалоговое обучение (исследовательская беседа). Критическое мышление («покапаемся в памяти»). ОдО.

Получение новой информации. Обсуждение результатов работы групп

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.

Формирование групп прием «Геометричекая фигура»

1. Задание. (в группе). Учитель организует работу учащихся на основе стратегии «Мозговой штурм»

1. Просмотрите данные рисунки по теме, изучите текстовый материал.

Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Смотреть фото Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Смотреть картинку Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Картинка про Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Фото Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9

2. Выделите главные идеи, рисунки, ключевые слова, которые будете использовать в концептуальной карте.

3. Разработайте концептуальную карту в вашем видении. Помните, что это опора для вашего рассказа и опора для слушателей. Все слова, рисунки, символы должны быть видны ребятам.

Составьте вопросы выского порядка по ромашке Блума

Ученики рассаживаются по группам, распределяют роли для работы в группе: спикер, лидер, секретарь, наблюдатель. Организауют работу по составлению концептуальной карты.

Группы презентуют концептуальную карту, задают вопросы, оценивают работу других групп.

Анализ, творческая перера

1. Задание Учитель организаует заполнение рефлективного дневника ученика

Рефлективный дневник ученика: Сегодня на уроке:

Работа с деревом успеха: Эмоциональное, социальное, познавательное.

Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Смотреть фото Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Смотреть картинку Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Картинка про Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9. Фото Чем были вызваны кризисные явления в сельском хозяйстве история 9

Ученики заполняют рефлективный дневник и определяют идеи, которые поддерживают и опровергают.

Обеспечение пониамния цели, содержания и способов выполенения домашенего задания. Проверка соответствующих записей.

Параграф 39-40 составить вопросы к тексту

Дети записывают домашнее задание в дневники

Источник

Кризисные явления в сельском хозяйстве

Чем дальше государство шло по репрессивному пути укрепления колхозного строя, чем больше обирало личные подсобные хозяйства, тем меньше сельскохозяйственной продукции получало от села. Налицо был кризис сельского хозяйства, организованного по социалистическому принципу, сопровождавшийся кризисом налоговой политики в относительном развивающемся частном секторе производства продовольствия — личном подсобном хозяйстве. К 1951 г. производство зерна составляло 82%, подсолнечника — 5%, льноволокна — 55%, картофеля — 77%, овощей — 69% от уровня 1940 г. Как минимум 2/5 колхозных дворов не имели коров.

Попытка разорвать порочный круг была предпринята летом 1950 г., когда колхозы попытались укрепить административными мерами, создав там послушную сельскую номенклатуру. Присланным из районов председателям кроме трудодней давали повышенные оклады, кредиты на строительство домов, налоговые льготы. Но и эта, последняя попытка административного управления деревней потерпела неудачу. Производительность сельского хозяйства падала, недовольство на селе росло. Сталинская аграрная политика себя полностью исчерпала.

Сфера распределения

В общественном мнении господствует устойчивый стереотип, что во время войны в распределении был полный порядок, поскольку существовали карточки. Значение этой меры следует оценивать адекватно — не преувеличивая, но и не преуменьшая. Карточки, бесспорно, выполняли важную функцию социальной защиты населения. Однако их действие распространялось только на работников промышленных предприятий и городских жителей, крестьяне никогда никакого гарантированного снабжения не имели. Так, в 1945—1946 гг. по карточкам обеспечивалось 57,6% населения, а в 1946—1947 гг. только 41,1%. Продукты по карточкам продавались по “пайковым” ценам, которые из-за неурожая 1946 г. были повышены в 2—2,5 раза. Кроме карточного обслуживания продолжала существовать сеть коммерческих магазинов, цены в которых для трудящихся были запредельными. Нормированное распределение неизбежно порождало злоупотребления, инициировало “черный рынок”, спекуляцию и торговлю “из-под полы”. В психологическом смысле карточная система для людей была неразрывно связана с войной, поэтому отказ от нее для многих был символом перехода к мирной жизни.

Отмена карточной системы была превращена в шумную пропагандистскую акцию “небывалых успехов колхозного строя”, в результате которых были получены гигантские урожаи и необходимость в карточках отпала сама собой. Реальная картина выглядела гораздо более буднично. После отмены карточек витрины, действительно, стали ломиться от изобилия продуктов — в свободной продаже появились икра, севрюга, колбасы и другие деликатесы, цены на которые были очень высокими. Переход к розничной торговле означал установление единых цен, которые резко повысились на все без исключения продукты питания. А это уже было серьезным ударом по уровню жизни населения. Так, при средней зарплате в городе около 500 руб. в месяц цена 1 кг пшеничного хлеба из муки 1-го сорта составляла от 6 руб. 20 коп. до 7 руб. 80 коп., сахар стоил от 13 руб. 50 коп. до 16 руб. 50 коп., сливочное масло от 62 руб. до 66 руб. за килограмм. Во избежание ажиотажа на дешевые товары была введена норма отпуска продуктов в одни руки, что означало фактический возврат к нормированному распределению в завуалированной форме.

Цены на промышленные товары на селе были выше, чем в городе. Так, женское шерстяное платье стоило 510 руб. в городе и 560 руб. на селе, цена пары мужских ботинок колебалась от 260 до 288 руб., а мужской костюм стоил в городе 1400 руб. (три средние зарплаты) и 1500 руб. на селе. Приведенные данные в целом позволяют говорить о том, что послевоенное “сталинское изобилие” было пропагандистским мифом.

Финансовая политика

Отмена карточек сопровождалась денежной реформой 1947 г., которая буквально обрушилась на миллионы советских граждан. Реформа была вызвана финансовым кризисом, возникшем в результате денежной эмиссии, проведенной во время войны. Избыточную денежную массу необходимо было ликвидировать. Государство мотивировало необходимость реформы потребностью “аннулировать денежные накопления у лиц, нажившихся в период войны на спекуляции и другими незаконными путями”. Обмен старых денег на новые проводился по курсу 1:10. Более льготные условия предполагались для обмена вкладов в сбербанке: вклады до 3 тыс. руб. не переоценивались (1:1), вклады до 10 тыс. переоценивались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. руб. выплачивались как 2:1. В результате реформы не было предъявлено около трети денежной массы, находившейся у населения. Такого количества дельцов “черного рынка” и спекулянтов в стране быть, конечно, не могло, граждане просто боялись заявлять о хранившихся дома накоплениях. Конфискационные последствия реформы на долгие годы стали шоком для общества.

Другим направлением укрепления рубля был его перевод на золотую основу, что позволяли запасы драгоценного металла, достигшие в 1948 г. 1,5 тыс. т. Аналогичная мера была реализована во время реформы Сокольникова в 1922 г., но с 1935 г. валютная стоимость рубля стала выражаться сначала во французских франках, а затем в долларах США. Долларовый эквивалент в условиях начавшейся “холодной войны” для руководства СССР был неприемлем, к тому же покупательная способность всех валют мира за годы войны существенно снизилась и не отличалась стабильностью.

Каждый год, начиная с 1 марта 1949 г., государство проводило снижение розничных цен на продукты массового спроса. Это событие, пожалуй, и по сей день является самым приятным воспоминанием людей старшего поколения. Не останавливаясь на эмоциональных аспектах этой меры, напомним ее механизм. Выше уже приводились некоторые данные о несоответствии цен, по которым государство закупало плановую сельхозпродукцию на селе, и розничными ценами, по которым оно реализовывало ее населению. После денежной реформы разрыв еще больше увеличился. При этом существенно снизилась покупательная способность населения в городах. Поэтому государство могло себе позволить несколько снизить цены, не оставаясь при этом в проигрыше, и реализовать при этом больше продуктов. Снижение же цен на колхозном рынке было вызвано необходимостью для крестьян платить денежный налог.

НАРОД И СТАЛИН

Армия и общество

Долгожданная весть о победе все-таки стала неожиданной. Слезы счастья были на глазах у миллионов людей. Закончились пять лет тяжелейшего труда и испытаний, зачастую на грани возможного. Для всех без исключения день 9 мая 1945 г. стал не только великим праздником, но и завершением целого этапа жизни. Именно к этому дню шли долгие военные годы фронтовики, с ним связывали свои надежды работавшие в тылу. День победы стал гранью между войной и миром, между горем потерь, страданиями и покоем. Желание просто пожить по-человечески было главным, определяющим настроением сразу после войны.

Война прошла через каждую советскую семью, оставив без отцов миллионы детей, сделав вдовами молодых женщин. Тяготы и лишения коснулись каждого, все общество находилось в постоянном движении: уезжали и возвращались из эвакуации, расставались надолго с родными и близкими, теряли или распродавали все нажитое до войны, чтобы как-то свести концы с концами, болели и голодали. Возвращение к мирной жизни не было легким для гражданского населения. Сразу же после освобождения началось восстановление жилого фонда, транспортной инфраструктуры и промышленных предприятий. Основная тяжесть этих работ пришлась на женщин, стариков, подростков и демобилизованных по ранению.

Пять фронтовых лет сильно изменили прошедших войну солдат. Смелость и инициативность, умение ориентироваться, самостоятельно мыслить и принимать решения в сложных ситуациях, которые на войне возникали постоянно, стали определяющими чертами характера вчерашних фронтовиков. Война стерла возрастные границы между ушедшими воевать седовласыми отцами семейств и вчерашними школьниками, превратив их в единое поколение. Именно на войне большинство из них почувствовало собственную необходимость, испытало личную ответственность за успех порученного дела и судьбы других людей, научилось отдавать и выполнять приказы.

На последнем этапе войны армия столкнулась с иной культурой, у солдат сформировались личные представления о неизвестной заграничной жизни. «Контраст между уровнем жизни в Европе и у нас, контраст, с которым столкнулись миллионы воевавших людей, был нравственным и психологическим ударом», — свидетельствует К.Симонов. После этого соприкосновения с иным укладом жизни фронтовики вольно или невольно смотрели другими глазами на то, что происходило дома.

Демобилизация

23 июня 1945 г. Верховный Совет утвердил закон о демобилизации, по которому из армии отзывались старшие 13 возрастов. Оставались воевать солдаты и офицеры, попавшие на японскую войну. Продолжали нести действительную военную службу молодые люди, ушедшие на фронт со школьной скамьи — им предстояло вернуться домой только в 1947—1948 гг. Для самых молодых фронтовиков 1923—1927 гг. рождения демобилизация проходила наиболее трудно — бывшие школьники возвращались с войны взрослыми людьми без профессии и образования.

17 июля 1945 г. в Москву на Белорусский вокзал прибыли первые эшелоны с демобилизованными, их с цветами встречали тысячи горожан. К 1947 г. демобилизация в основном завершилась, к мирной жизни вернулось 8,5 млн человек.

Город и деревня

Основные ресурсы государство вкладывало в восстановление городов. По специально разработанным генеральным планам заново отстраивались Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь. В ноябре 1945 г. было принято специальное решение о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Новгорода, Смоленска, Курска, Орла, Калинина, Великих Лук и других. Восстанавливались пострадавшие исторические памятники и сооружения. При проведении работ преимущественно использовался ручной труд, техника и механизация практически отсутствовали. Хотя к концу пятилетки было введено в строй 100 млн кв. м жилья, до решения жилищной проблемы было еще далеко. При восстановлении широко использовался труд заключенных и военнопленных. Строительство шло крайне неравномерно: существенно отличался внешний вид и качество домов, условия проживания; количество построенного жилья уменьшалось от центра к периферии. В Москве возводились помпезные «сталинские» дома, определившие облик отдельных районов на долгие годы. Апофеозом «приоритетного градостроения» стали высотные здания, которые начали строить с 1947 г. Исключительно дорогие, с небольшим количеством полезной площади они олицетворяли всемогущество власти, зримо доказывали незыблемость существующего строя. Такого рода «архитектурная агитация» обостряла социальную ситуацию в городах, где на первом месте стоял жилищный вопрос, а большинство населения, включая и жителей столицы, ютилось в полуподвалах и коммуналках.

В городах существовала довольно развитая по тем временам сеть магазинной торговли, которая состояла из государственных и коммерческих магазинов. Главным образом горожанам были доступны знаки послевоенного благосостояния — легковые автомобили «Москвич», «Победа», мотоциклы, телевизоры, радиоприемники, фотоаппараты. Однако в целом рост стоимости жизни значительно опережал уровень заработной платы. Только к 1951 г. удалось едва выйти на уровень 1940 г. по потреблению основных продуктов питания.

Разрыв между городом и деревней увеличивался. Средства на деревенское строительство практически не отпускались и все восстановительные работы велись из подсобных материалов методом «народной стройки». Так, если государство в 1946—1950 гг. построило 4345 школ, главным образом в городах, то колхозы в эти же годы ввели в эксплуатацию на свои средства почти в 4 раза больше. Убогое зрелище представляли дороги, практически непригодные в весеннее и осеннее время, бетонные дороги, не говоря уж об асфальтовых, попросту отсутствовали. Таким образом, восстановление деревень было пущено на самотек, проходило в основном за счет внутренних резервов. В сельские магазины почти не завозились потребительские товары, да и денег на их приобретение у колхозников не было. Новые цены, введенные после реформы 1947 г., для села официально были установлены на более высоком уровне, по сравнению с городом.

Вместе с тем миллионы горожан, пользуясь родственными связями, в период летних отпусков выезжали в сельскую местность, что превратилось в своего рода традицию. Рассказы горожан о том, как они работают и живут, были далеко не в пользу деревни, возбуждая у ее обитателей острое желание уехать в город.

Повседневная жизнь

Ожидания мирной жизни приходили в столкновение с послевоенным бытом. У большинства людей была нарушена прежняя семейная жизнь, надо было обзаводиться новым жильем. Отсутствие крыши над головой стало главной проблемой послевоенных лет. Теснота коммунальной жизни вела к появлению «очагов общения» во дворах, открывшихся «забегаловках» и закусочных, на танцплощадках и прочих «пятачках». Взрывной характер приобрела спортивная и околоспортивная жизнь. Тысячи людей устремлялись на стадионы, энергично болея за любимые футбольные команды «ЦДКА», «Динамо», «Спартак» и др.

Низкий уровень зарплаты сопровождался постоянным дефицитом продуктов питания, не говоря уж об одежде и обуви, которых остро не хватало. Известна совершенно необычная просьба нескольких секретарей обкомов Сибири не проводить в городах демонстрации 7 ноября 1946 г. из-за плохого обеспечения населения теплой одеждой. Телогрейки, армейские шинели и кирзовые сапоги стали выходить из обихода только в начале 1950-х гг. После отмены карточек в свободной продаже появились мебель и книги, которые большинству людей просто некуда было ставить, была преодолена острая нехватка обуви и одежды. Однако все это стоило дорого.

Вчерашние фронтовики постепенно вливались в гражданское общество. Этому, в частности, способствовала отмена последних привилегий — месячных выплат и ежегодного бесплатного проезда на поездах «за награды». Просто лишними оказались инвалиды. Каждый год они были должны проходить медкомиссию для подтверждения инвалидности, а скудной пенсии на жизнь не хватало. Нищенство калек в поездах, на рынках, на церковных папертях стало распространенным явлением конца 1940-х годов.

Более заметную роль в жизни людей стала играть церковь, государственная политика в отношении которой радикально изменилась в годы войны. На местах церковная жизнь стала активнее, даже по сравнению с военным временем, росло число церковных браков, увеличилось посещение церкви не только женщинами, но и мужчинами в возрасте 20—40 лет. Всплеск религиозного движения приобретал массовый характер. Люди искали отдушину, залечивали психологические раны войны.

Местом проведения досуга в городах стали кинотеатры, где шли «трофейные» и советские довоенные фильмы. Уставшие от войны люди от души радовались приключениям «веселых ребят», пиратов, ковбоев, влюблялись под «Девушку моей мечты». Необычайно популярен был фильм «Тарзан» с Джонни Вайсмюллером в главной роли. По всей стране, в рощах и парках, подражая Тарзану, мальчишки с дикими воплями и криками пытались перемещаться по деревьям, нанося немалый ущерб природе и получая ушибы и увечья. Стены и подъезды были расписаны таинственными «знаками Зорро». В библиотеках резко вырос спрос на приключенческую литературу и сказки. Своеобразной сказкой на экране стал фильм «Кубанские казаки», побивший все рекорды в послевоенном кинопрокате.

Была острая потребность в красоте и уюте, желание украсить убогий быт доступными средствами, которое находило выражение в широком распространении женского рукоделия. Почти все женщины шили, модой послевоенных лет стали вышивка и вязание. Салфетками и накидками были украшены комнаты в коммуналках и койки в общежитиях. Приметой послевоенной жизни стали привезенные из Германии предметы обихода, посуда и одежда. «Трофейные» вещи можно было купить на «черных рынках», которые постоянно возникали то здесь, то там. Спекуляция «из-под полы», позволявшая «достать» за бешеные деньги все что угодно, становилась постоянным явлением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *