Чем было прервано формирование государственности древних удмуртов
455 лет со времени присоединения (1558) Удмуртии к России
С 1557 г. для удмуртского народа открылась новая страница его истории. В ходе присоединения было окончательно ликвидировано военно-политическое объединение южных удмуртов – Арская земля, сохранявшая свою относительную самостоятельность в составе Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Удмурты оказались включенными в систему развитых феодальных отношений, характерных для Русского государства. Почти была усечена патриархально-феодальная верхушка; на службу Русскому государству перешли очень немногие ее представители, и русское правительство использовало их лишь до полной ликвидации опасности реставрации Казанского ханства. К 1558 г. завершился длительный процесс политического и экономического присоединения всех групп удмуртского населения к Русскому государству.
Окончательное присоединение Удмуртии к России произошло в достаточно сложный момент истории, когда страна переживала экономический, а затем и политический кризис. Прогрессивные сдвиги в развитии производительных сил стали проявляться лишь со второй половины XVII в. К этому времени в основном затянулись и раны, нанесенные разорительными походами, карательными мероприятиями по подавлению восстаний. Начала постепенно восстанавливаться численность удмуртского населения. В результате передвижек, произошедших в ходе Казанской войны, когда уцелевшее арское население, оставив территорию Заказанья, передвинулось в лесные массивы Предкамья, ускорилась географическая консолидация удмуртов. Формирование единой этнической территории, укрепление экономических связей в рамках Российского государства способствовали формированию единой удмуртской народности. Под влиянием социально-экономических процессов, миграции населения происходило хозяйственное и культурное взаимодействие народов. Наблюдался прогресс в культуре земледелия, расширялся ассортимент возделываемых культур, развивалось огородничество. Несмотря на все усиливающийся гнет, на отсутствие элементарных экономических и политических прав в рамках Российского государства, процесс взаимодействия народов сыграл определенную роль в экономическом и культурном развитии края.
Современная Удмуртия, ее социально-экономическое и культурное положение немыслимо без России. В республике созданы крупные промышленные предприятия, сформировалась наука, получила развитие культура многонационального населения края, одержаны победы в лихие военные годы. Единство большой России и маленькой Удмуртии глубоко и тонко выразил русский поэт Удмуртии Олег Поскребышев в стихотворении «Цветок золотой – италмас»:
Поля, и луга, и тропинки,
И гулы, и звоны, и тишь.
Удмуртия, жаркой кровинкой
Ты в сердце России горишь.
Желанное сделалось близким
На веки веков – не на час.
Ты в ярком букете российском
Цветок золотой – италмас.
Все крепче, все выше страна.
Ты в силе могучей России –
Как в Волге большая волна.
К 400-летию вхождения Удмуртии в состав Российского государства (1958 г.) в г. Ижевске был установлен архитектурно-скульптурный ансамбль «Навеки с Россией». Ансамбль представляет собой раскрытую книгу. Между страницами – ажурный скульптурный рельеф из трех композиций, связанных по содержанию. Фигура кузнеца с молотом – «Труд». Воины на страже – «Мир». Венчают композицию фигуры двух женщин в национальных костюмах, символизирующих дружбу России и Удмуртии, – «Равенство». Автор монумента – народный художник Удмуртии А. Н. Бурганов (в соавторстве с архитектором Р. К. Топуридзе, инженером Е. Г. Бисноватым). Авторы со значением подошли и к выбору материала для памятника: он сделан с учетом традиций знаменитых ижевских оружейников – из стали и меди.
К празднованию 450-летия присоединения Удмуртии к России (2008 г.) монумент и площадь возле него отреставрировали, придав знаковому месту столицы республики современный облик.
Национальная история, дух предков обрели зримые образы в серии работ художника заслуженного деятеля искусств Удмуртии Валентина Леонидовича Белых «Удмурты дохристианского периода», «Эхо древних удмуртов». Обращение к исследованиям ученых-этнографов, археологическим открытиям на территории Удмуртии, удмуртской мифологии, творческое воображение художника помогли воссоздать картину быта и уклада удмуртов в средние века.
Удмурты — таинственный народ у реки Вятки
Удмурты представляют собой финно-угорский народ, большинство представителей которого проживает в Удмуртии. Поразительно, но даже сегодня эти племена остаются одними из самых малоизученных народностей России. Даже их название вызывает немало вопросов, ведь “мурт” на местном наречии — “человек”, а вот частица “уд” до сих пор не поддаётся точной расшифровке, порождая самые разные теории.
Яркость и богатство удмуртской культуры очаровывают путешественников, побывавших в их крае. Сами же удмурты считают, что одно из самых популярных и известных блюд, пельмени, принадлежит именно их кухне (на местном языке “пель нянь” — “ухо медведя”). Так ли это?
Споры можно вести бесконечно, а потому стоит познакомиться с более глобальным аспектом жизни удмуртов — их историей. Что же известно о прошлом этого народа? Какие племена можно считать родственными им?
Где жили удмурты?
Как показывают археологические исследования, удмурты наиболее близки по своим чертам к коми-пермякам, однако далеко не все учёные склонны считать их коренным народом Удмуртии. Как указывает И.Г.Широбоков в своей работе “Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв.”, предполагаемая родина удмуртского этноса может находиться на северо-западе Татарстана.
Нередко удмуртов называют вотяками, это же именование можно встретить в старинных источниках. В записях дьяка города Хлынова, Семёна Попова, указывается, что ещё до начала русской колонизации в районе Вятки появилось пять крупных поселений, что принадлежали вотякам, то есть удмуртам.
Это мнение подтверждается и профессором А.В.Эммаусским:
“В эпоху Древней Руси IX–XII веков бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов”.
Более того, считается, что название самой реке Вятке тоже дали удмурты.
Удмуртская семья
Название народа
Подавляющее большинство этнографов сходятся во мнении, что удмурты как народ появились после распада прапермского этноса, разделившегося на несколько родственных племён. Во внешности современных жителей Удмуртии ярко выражено влияние славянских и тюркских народов.
Точно сказать, когда зародился удмуртский народ, нельзя. Причина тому — отсутствие письменных источников, что могли бы раскрыть нам историю удмуртов до определённого времени. Поэтому жизнь их в древние времена так и остаётся загадкой.
Густав-Федор Христианович Паули «Зыряне и вотяки в традиционной одежде, 1862 г.»
Самые первые упоминания о племенах Удмуртии встречаются у древнегреческого историка Геродота, что называет их “будины” и “аримаспи”. Здесь явно заметно одно и древних названий народа — “ары” (означает “люди”). А вот вотяками удмуртов в XII веке прозвали русские, появившиеся на их землях и использовавшие для определения племён реку Вятку.
Развитие земель удмуртов
Арабские путешественники IX-XII веков дают более расширенную характеристику удмуртам. В их сочинениях значится, что это был высококультурный народ с развитым экономическим потенциалом. Основными занятиями людей были охота и ремёсла, благодаря которым активно развивалась торговля с соседними народностями.
С конца I тысячелетия нашей эры земли удмуртов находились под властью Волжской Булгарии. Через два века государство становится частью Золотой Орды, что приносит народу новые испытания. Удмурты вынуждены были терпеть притеснения и давление со стороны племён захватчиков. Итогом стало отступление народа в Прикамье.
В 1489 году Вятские земли входят в состав России, что становится новым витком развития истории удмуртского народа. После падения Казани вся территория современной Удмуртии попадает под власть русских.
Верхнечепецкие удмурты. Глазовский уезд. Начало XX века.
От славян удмуртский народ перенял немало особенностей деятельности, например, научился создавать новые орудия труда для обработки земли, разведению особых пород скота. Впервые у людей появилась традиционная русская печь в домах, что очень быстро “прижилась” в Удмуртии.
Русское влияние заметно даже в отдельных элементах традиционного удмуртского костюма, хотя в основе его сохранились старинные особенности (использование монет как украшений, народные орнаменты в вышивке).
Вотяки, 1870 год
Сложности и становление Удмуртии
Однако далеко не всегда удмурты положительно воспринимали власть русских. Периодически в регионе вспыхивали бунты, причиной которых являлось повышение налогов и насильственная христианизация.
Население южных земель Удмуртии активно приняло участие в восстании Емельяна Пугачёва. Народное сопротивление было подавлено, однако это не отразилось на постоянном развитии края удмуртов. В 1889 году на юге Удмуртии впервые появляются железные дороги.
В прошлом веке удмурты, как и многие другие народы России и соседних стран, познали горечь потерь в двух разрушительных кровопролитных войнах. Однако Удмуртия стала тем регионом, куда было эвакуировано более 20 предприятий.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны население региона сумело перевыполнить план. Немалый вклад в развитие транспортной системы Удмуртской АССР стал настоящий трудовой подвиг народа, строительство железной дороги Ижевск — Балезино.
Удмуртки д.Покровский-Урустамак, ныне Бавлинского района Татарстана. Снимок начала XX в.
Сегодня край удмуртов называется Удмуртской Республикой и представляет собой государство в составе Российской Федерации. Его население постепенно растёт, и в наше время составляет около 600 тысяч человек.
Удмурты — народ с богатой историей, где есть как яркие и радостные страницы, так и периоды упадка и скорби. С давних времён жители Удмуртии гордятся своими землями, стараются возродить старинные обычаи и хранят культурное наследие предков. Их труды не оказываются напрасными.
Сегодня интерес к малоизученным удмуртским верованиям, национальным особенностям заметно возрос. На мой взгляд, далеко не последнюю роль в этом сыграл вокальный коллектив “Бурановских бабушек”, получивших признание как в России, так и в странах Европы. Возможно, возрождение культуры Удмуртии поможет нам открыть новые тайны этого народа.
Удмурты: сплочённые Россией. Часть 1: Завсегдатаи Среднего Урала
Сформировавшись как этнос на Среднем Урале, удмурты успели побывать в составе Золотой Орды, Волжской Булгарии и Казанского ханства. Но только вхождение в состав Русского государства открыло перед ними возможности национальной консолидации. Александр Радищев, характеризуя удмуртов в середине XVIII веке, писал в «Дневнике путешествия из Сибири»: они «почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Уральские автохтоны
Удмурты – это не пришлое, а автохтонное, финно-угорское, оседлое население. Как этнос с собственным самосознанием, традициями и менталитетом, они сложились на территории Среднего Урала. Археологи связывают предков удмуртов с известной каждому студенту исторического факультета ананьинской культурой (I тыс. до н.э.). Дальше линия этногенеза проходит через пьяноборскую, поломскую, азелинскую к чепецкой культуре. Формирование этноса проходило в бассейне рек Вятка и Чепцы.
Первым письменным упоминанием об удмуртах считается свидетельство арабского путешественника и миссионера Абу-Хамида-ал-Гарнати, который побывал в Поволжье в первой половине XII века. В своих записях он сообщает, что рядом с булгарами есть область Арв, жители которой платят им дань/поземельный налог.
В русских летописях удмурты фигурируют впервые в контексте событий конца XV столетия. Иван III (1462 – 1505) в 1489 г. покорил Вятку, и к «роте» (присяге на верность) были приведены не только православные, но и удмурты, в соответствии с установившимся для языческого населения обычаем. Удмурты как нация неразрывно связаны со Средним Уралом.
Удмурты, а не вотяки
С тех пор и вплоть до ХХ века в русских источниках удмурты именуются «вотяками». Вотяками в Новое время обозначались в Российской империи инородцы финно-угорского происхождения, в том числе и удмурты. Это имя скоро обросло негативным ассоциативным рядом и зачастую употреблялось как синоним доверчивости, простоты, глупости и даже некультурности. Его употребление применительно к оригинальному и самобытному народу советские этнографы посчитали нежелательным. Татары же до недавнего времени в дореволюционный период называли удмуртов «ар».
И только этнографы ХХ столетия со свойственной советской науке обстоятельностью докопались до первооснов и вернули удмуртам исконного этнонима. В 1932 году Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую автономную область.
Что же касается оригинального этнонима «удмурт» то, среди всех версий о его происхождении заслуживает внимание, пожалуй, только одна. Согласно мнению Владимира Напольских и Сергея Белых, древнеудм. *odг-mort представляет собой целиком заимствование из какого-то иранского языка, означающее «человек окраины», «житель пограничья». Кстати, схожие композиты есть и в мордовских и марийских языках.
Средневековая борьба за выживание
На протяжении всей средневековой истории удмурты были вынуждены находить общий язык с разными силами. Сначала это была Золотая Орда и Волжская Булгария, а затем Русское государство и Казанское ханство. Не идя на прямой конфликт, удмурты научились лавировать между интересами евразийских гегемонов и сохраняли относительную свободу на протяжении всего Средневековья.
Предки удмуртов с конца I тысячелетия до н.э. находились под властью Волжской Булгарии. На рубеже Х–XI веков у удмуртов уже сложилась своеобразная иерархия. Знатными считались во главе с верховным вождем эксеем, далее следовали старейшины родов, а затем сотные князья.
В конце XII столетия на северо-востоке европейской части современной России появляется новое государственное образование – Вятская земля. Эта вечевая республика, скорее всего, была основана новгородцами, а удмурты частично входили в её состав. Остальная же часть удмуртов, активно взаимодействовала с Вятской землёй. Известно, что удмуртская знать имела своё влияние на вече в этой средневековой республике. Кстати, позднее удмуртская элита (татары их называли арские князья) имели определенное влияние на внутреннюю политику в Казанском ханстве.
В конце XIII – начале XIV века (несколько позже, чем древнерусские княжества) удмурты стали данниками Золотой Орды. Вначале ордынцы не особо интересовались населявшими лесистую местность Северного Закамья удмуртами, но позднее достаточно легко поставили их в зависимость.
После распада Золотой Орды удмурты были разделены между Вятской землёй и Казанским ханством. Именно под влиянием Казанского ханства была создана Арская даруга – административно-податная единица, управляющаяся удмуртскими князьями. А в Вятской земле, в Карино (15-20 км от устья реки Чепцы) в конце XIV столетия обосновались каринские мурзы, распространявшие свое влияние на часть удмуртского населения.
Примерно в это же время происходит тюркизация части удмуртской знати, тогда как остальное население во многом развивается в собственном лоне при минимальном влиянии прочих этнических компонентов. Всё это время удмурты продолжали платить ясак, а также выполнять многочисленные повинности тюркским соседям. Неудивительно, что в этот период ни территориально, ни административно удмурты не представляли собой единого целого. Фактически, северные удмурты входили в состав Вятской земли, а южные – в состав Казанского ханства.
Приволжская геополитическая ситуация того времени не способствовала укреплению национального самосознания, но формировала различия внутри этноса.
От хаоса к порядку и развитию
В 1489 году московское княжество присоединило Вятскую землю и создало плацдарм для покорения всего Поволжья. Именно тогда часть удмуртов, как уже отмечалось, приняла московское подданство.
До окончательного вхождения удмуртов в состав российского государства оставалось еще далеко. В XVI веке территория исторической Удмуртии многократно была ареной борьбы Казанского ханства и Московского царства. Уже после завоевания присоединения Казани на территории Удмуртии неоднократно вспыхивали восстания (1552-1557, 1582-1584), которые вели к людским потерям и хозяйственной разрухе.
После 1552 года аффилированная с Казанским ханством удмуртская знать мигрировала в лестные массивы Предкамья. Тем не менее, удмурты быстро, уже в 1558-м, откликнулась на призывы Москвы принять российское подданство. Перед удмуртами раскрылись широкие возможности для социально-экономического развития. Феодальная система хозяйствования и кратно возрастающие возможности для торговли позитивно сказались как на демографических, так и прочих социально-экономических показателях развития этноса.
Естественно, такой резкий переход от патриархального строя к развитому государству не мог не быть болезненным. Были и восстания, и попытки насильственной христианизации, но в целом уже применительно к середине ХVII века можно смело утверждать: удмурты стали частью российской государственности.
Вхождение удмуртов в состав российского государства не было простым, но открыло перед ними значительные горизонты.
Литература
Как удмурты воевали с марийцами, покорились новгородцам и защищали Казань
Из истории государственности народов коми и удмуртов. Период пермского распада. Часть 2
Колумнист «Реального времени» Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Цикл материалов украинского историка посвящен финно-угорским народам, взаимодействовавшим с тюрками и славянами в средние века. В прошлой статье он рассказал об истории народа коми, а сейчас — об удмуртском народе.
Откуда пошли удмурты
Если говорить об этнониме удмурт, то само название происходило от композита ud-mort, urt-murt, uk-mort. Вторая часть композита murt восходила к коми mort или к пермско-мордовскому merta. Merta, в свою очередь, восходило к арийскому mrta. Во всех случаях оно обозначало человек. Ud было древним самоназванием народа. Марийцы называли удмуртов odo(marij). К. Редеи считал, что самоназвание восходит к пермско-марийскому onte (побеги, сходы), а то, в свою, очередь к древнеиндийскому andha.
По мнению С. Белых, ode-mort это заимствование из одного из иранских anta-marta (житель пограничья, человек окраины). По мнению В. Напольских, первым летописным упоминанием об удмуртах был рассказ о походе Ивана III, где они упомянуты как «Вотяцкая земля». В летописях при упоминании событий XVI в. они упомянуты как вотяки, отяки и даже «черемиса зовомая отяки». Русское название удмуртов происходило от самоназвания группы удмуртов, живущих на Нижней Чепце, — ватка. Северные удмурты жили по реке Вятке. В XV в. они оказались под властью русских. Вторая группа удмуртов жила по притокам реки Кильмези, за что была прозвана Калмез. С. Белых считал, что этноним происходит не от названия реки, а от слова kilmez — остаток.
Финская междоусобица
В героических сказаниях о удмуртских батырах в южноудмуртском ареале упоминалось, что с удмуртами воевал народ пор. Так удмурты называли марийцев, а Поркар — это соответственно марийский город. В свое время марийцы вытеснили удмуртов с междуречья Ветлуги и Вятки в бассейн Вятки.
Племена марийцев продвигались в район Пижмы и Вятки. Сначала удмурты отступили к Вятке, а потом в ее левобережные притоки. Память о удмуртах в Марий Эл и на юго-западе Кировской области сохранилась в этнотопонимах одо. Марийцы упоминали о одо-лемах, живших в этом регионе до них. По удмуртским сказаниям в противостоянии марийцам большую роль сыграл батыр Ядыгар. Беженцы из рода Шудья бежали в район Кильмези, где жили их родственники — роды Бия, Вамъя, Кутья, Можг, Сьольта, Чунча, Юбера, Юсь. Шудья широко распространились по Южной и Центральной Удмуртии.
Отряд новгородцев вошел в устье Вятки, взял марийский городок Кокшаров и на его месте построил Котельнич. Л. Макаров предполагал, что это было Пижемское городище на реке Пижма.Фото dostoyanieplaneti.ru
Древнейшими родами удмуртов были роды Дурга, Дикъя, Жикъя, Какся, Можга, Омга, Пельга, Пурга, Салья, Сурья, Сюра, Тукля, Уча, Чабья, Чола, Шудья, Эгра, Юкья, которые сформировались в Южном Прикамье. В. Чураков отмечал, что к этногенезу пермян имели отношение также и именьковцы и буртасы. В. Напольских по лингвистическим данным предполагал первоначальное расселение пермян в Среднем (Сарапульском) Прикамье. В прапермском встречались иранизмы, так что первоначальная территория расселения была ближе к границе леса со степью. Общая лексика с уграми позволяет локализировать прародину пермян недалеко от исконных мест обитания манси. Также пермяне поддерживали контакты с именьковцами и венграми. По мнению В. Напольских территория расселения пермян находилась в Среднем Приуралье, между Сарапулом и Пермью. Наступление волжских булгар вынудило часть племен пермян переселиться, те же, кто покорился, стали предками удмуртов и бесермян. Однако разрыв пермского диалектного континиума состоялся не ранее XIV—XV вв.…
Под властью вечевой республики
В XII в. русские начали проникать на удмуртскую территорию. В 1174 г. новгородцы были на Каме, а в 1181 г. на Чусовой. Они взяли Болванский чудской городок. Второй отряд новгородцев вошел в устье Вятки, взял марийский городок Кокшаров и на его месте построил Котельнич. Л. Макаров предполагал, что это было Пижемское городище на реке Пижма. В XIV—XV вв. в районе бассейна реки Вятки сложилась вечевая республика с центром в Хлынове (Вятки). В устье реки Моломы возникло несколько русских поселений. Удмурты-ватка оказались в сфере влияния русских.
Северные удмурты также воевали с южными удмуртами на реке Чепце. Кальмезский род Тукоя переселился на Кильмезь, Валу, Уву. Наступая на Чепцу переселились удмурты-ватка родов Бигра, Дурга, Кушъя, Лекма, Поска, Побъя, Сянья, Чабья, Чипья. Героями ватка были батыры Донда, Идна, Гурья. В бассейне Чепцы находились города Дондыкар, Гурьякар, Весьякар, Зуйкар. Население в бассейне Чепцы было смешанным — частично ватка, частично калмез.
На Чепцу также во времена Стефана Пермского пришли коми, которые были представлены родами Чудна и Чудьза. Удмурты возглавлялись батырами и вождями племен и родов — эксеями. Предания помнят имена Донды, Бурсин Чуньыпи, Селты, Кужлю Бигра, Мадан, Тутой, Шудзя, Можга, Бия, Ядыгар, Ожмег. Старейшины и отважные воины назывались батырами. Предания сохранили память о том, что батыры могли передавать земли в наследство. Батыры жили в городищах — карах. Вокруг них организовывалась дружина, которая собирала с населения дань. Право собственности на предметы обозначала тамга. Таким же было общественное развитие и у соседей удмуртов — коми. Однако оно серьезно уступало славянам и тюркам.
Под булгарами и Ордой
Удмурты-кальмез платили харадж булгарам, а в их землях находились булгарские крепости. Земли удмуртов-калмез входили в состав Золотой Орды и вероятно они находились на положении схожем с мордвинами. В земли удмуртов приезжали баскаки, а также там находились отдельные поселения татар. Однако государственности, в отличие от коми, им не пришлось увидеть.
Мужской костюм Азелинской культуры. III—V вв. Нацмузей РТ. Фото Alexander V. Solomin / wikipedia.org
В свое время М. Атаманов высказал мнение о том, что арские князья — это удмурты, принявшие ислам. Однако это маловероятно. В. Чураков считает каринских арских князей татарами. Об этом же свидетельствует шеджере (генеалогия) этих князей. С. Белых усматривал в утверждениях об удмуртских князьях мифотворчество.
Арские князья как вассалы русских приняли участие в походе против Вятской республики в 1489 г., а еще раньше, в 1462 г., они получили земли на Вятке. Вместе с арскими князьями на Вятку пришли удмурты из родов Дурга, Сюра, Чабья и Чола. Также в славянские земли пришла часть бесермян. Таким образом, на север переселился род арских князей со своими поддаными.
Тюркское влияние
Касательно степени влияния тюрок на удмуртов можно сказать, что в удмуртский язык проникло множество тюркизмов. Кроме того, есть обособленый удмуртский субэтнос — бесермяне. Они язычники, но приняли как самоназвание тюркское обозначение мусульман. В языческих молитвах они использовали арабскую форму обращения к Аллаху, что свидетельствует об их длительных взаимоотношениях с булгарами. В русских документах бесермян часто называли «чуваша». Бесермяне вместе с кальмез и ватка на Чепце были поддаными арских татарских князей. Часть удмуртов, после того как русские взяли Казань, воевали против войск царских воевод во время Первой Черемисской войны в 1553—1557 гг.
Разбитые удмурты с вятской и южной и центральной части арской земли бежали в Башкирию, спасаясь от принудительной христианизации. Начиная от покорения русскими Вятки в 1489 г. и заканчивая падением Казанского ханства в 1552 г., большинство удмуртов было объединено в одном государстве.
Об удмуртах по письменным источникам известно крайне мало. По праву основной массив информации нам поставляет археология. Можно предположить, что в составе прапермской общности они дифференцировались в пракоми и праудмуртов. Первым упоминанием о удмуртах вероятно являются данные еврейско-хазарской переписки, где упомянут народ Арису. Ал-Гарнати несколько позже также упоминал о народе Арису (или Ар). Вероятно, эти этнонимы связаны с тюркским названием удмуртов — ar. Арской стороной назывались владения каринских татарских князей в Удмуртии. Третим по времени упоминанием являются сведения Юлиана о Пойдовии. Ю. Зеленеев отождествляет Пойдовию с землями удмуртов. В пользу этого же отождествления высказалися В. Чураков и В. Напольских. У удмуртов встречался формант одо.
Касательно этногенеза удмуртов, то, как и у коми, большое значение в формировании этнического облика сыграла ананьинская культура. На смену ананьинцам сформировалась пьяноборская культура, которая достигла сравнительно больших успехов в развитии. Пьяноборская культура занимала большой массив земель от реки Белой в Башкирии до вятско-ветлужского междуречья. В бассейне Вятки находили так называемые памятники худяковского типа. На их основе сформировалась азелинская культура III—VI вв. Поздний этап азелинской культуры называемый еще еманаевской культурой продлился до IX в. Южноудмуртские группы образовались на основе худяковско-аезлинских и еманаевско-кочергинских памятников. Североудмуртские группы сформировались на основе постананьинских памятников харино-ломоватовской культуры. Харинцы вероятно были полукочевыми угорскими группами, подчинившими местное пермское население, однако через несколько поколений они ассимилировались среди местного населения. Похожая судьба ждала и угров-саргатцев, пришедших в Прикамье в район распространения неволинской культуры. Неволинцев и поломцев большинство современных ученных относит к финно-пермским племенам. Также есть все основания относить к финно-пермским народам и носителей поломской культуры. Присутствие схожих черт в материальной культуре венгров и этих культур Прикамья позволяет говорить о контактах венгров на их волго-уральской прародине с финно-пермскими народами. В языке финно-пермских народов и венгров есть ряд общих черт.
Батыр Селта сражался с русскими, марийцами и татарами. Фото izdania.unatlib.ru
Когда коми и удмурты расстались
С. Белых отмечал, что удмуртов и коми русские не дифференциировали до XV в. А. Ситдиков указывал, что распад пермской общности состоялся в XV-XVI вв. И удмуртов и коми русские долгое время называли как Пермь. С. Белых считает, что распаду прапермской общности сопутствовал ряд причин. Начало русской колонизации в XI—XII вв. было причиной дифференциации прапермской языковой общности. В XI в. русские вошли во взаимодействие с пермянами, жившими в низовьях Вычегды, реках Лузе и Юге, по правым притокам Северной Двины. В XII в. на Выме и Вычегде появились древнерусские поселения и началось активное заимствование славянской лексики местным населением. Булгарские слова также заимствовались по диалектной цепочке, однако у коми присутствовали куда в меньшем объеме, чем славянизмы.
Герои эпоса коми Педор Кирон и Кирьян Варьян названы русским соколом и хранителем Русской земли. Пера изображен как богатырь, служащий русскому правителю. Отношение коми к русским позитивное, и нередко они отождествляли себя с русскими государствами, в то время как герои удмуртского эпоса сражаются с русскими. Идна погиб в сражении с русскими, а батыр Селта сражался с русскими, марийцами и татарами.
Огромную роль в разделении также сыграло принятие коми христианства, в то время как удмурты сохраняли язычество. Как русские оказывали мощное культурное влияние на коми, так татары оказывали влияние на удмуртов. Когда Стефан Пермский в последней четверти XIV в. прибыл в Пермь, то уже он различал ряд местных этносов, в частности, зырян (коми-зырян), гогуличей (вогулов, манси), татар. Население Прикамья оказалось вполне готовым к принятию новой религии — христианства. За Прикамье спорили Новгород и Москва. «Пермские месты устюжские» перешли под контроль Москвы около 1364 года. Православный миссионер Стефан дал коми, которых русские называли пермянами, алфавит, называемый анбуром. Это четко датировано в вычегодско-вымской летописи в 1384 г. На нем были написаны священные книги, а сам Стефан, вероятно, говорил среди своей паствы на языке коми.
Война против христианизации
Противником христианизации выступил Пам-сотник, однако в центральных землях он не получил значительной поддержки. Поддержку он получил у периферийных коми — пинежан и удорцев. В Усть-Выме, Искоре, Чердыни строились православные церкви. Стефан стал одним из многих епископов, которые приучили коми к монотеизму. В 1383 г. Стефан попросил в Москве епископа для коми. После этого в 1384 г. Стефан предпринял активные действия против язычества. Он уничтожал изображения пермских богов из дерева и камня. Он уничтожал их и в поселениях, и в лесах, и на границах, и на дорогах. В 1385 г., когда на коми напали новгородцы, Стефан с помощью устюжан отбил их нападение. В 1386 г. новгородцы опустошали территории вычегжан и устюжан, однако Стефан смог добиться заключения мира. В 1389 г. коми-язычники из Удоры и Пинеги напали на Яренск и опустошили местный монастырь. В 1392 г. Пам привел в Усть-Вым манси, которые остановились на Юруме около Асыкояга и отступили, услышав о устюжанах. Из сведений жития и летописи можно заключить, что Стефан пользовался поддержкой и уважением со стороны устюжан и большинства коми.
Стефан стал одним из многих епископов, которые приучили коми к монотеизму. Фото wikipedia.org
Самоназванием коми является komi mort — мужчина коми. Этноним komi восходит к прауральскому kome (человек, мужчина). Верхнее Прикамье называлось kommu. Kymi называлась река, удмуртское Kam обозначало большую реку, почему так и называлась Кама. Коми-зыряне называли коми-пермяков kommusa. Komi-mort также буквально значит «человек из Прикамья». До XVIII в. коми знали только по экзоэтнонимам и только после этнографических экспедиций Ф. Страленберга и Г. Миллера коми стали называть по самоназванию. Этнос коми возник на базисе нескольких археологических культур. Большую роль в формировании коми сыграли ананьинцы. После ананьинской культуры возникла гляденовская культура, а потом гляденовцев сменили носители родановской и вымской культур. В XII в. огромные площади Крайнего Севера оказались в зависимости от Новгорода. Коми жили на юге, по берегам Северной Двины, Пинеги, Выми, средней и нижней Вычегды. В земли коми проникали и люди владимиро-суздальских князей. Они основали Гледень и Устюг как форпосты. Связи же коми с булгарами и татарами были слабыми. В языках коми не больше 30 тюркских заимствований. Центром христианизации коми же стал Пырос (сейчас Котлас).
Стефан Пермский упоминал о зырянах. Вероятно славянская форма возникла от коми surja. К. Редеи считал этот этноним восходящим к сибирскому угорскому seran, обозначавшему коми и восходившему к иранскому zray-an (приморский житель). По мнению В. Напольских угорская форма названия происходила от русской формы зырянин. А. Туркин указывал, что относительно к этнониму зырянин было несколько гипотез. Этимологию этнонима он выводил от коми зырсины (вытеснить) или зырöдöмаяс (сдвинутые, вытесненные с прежних мест проживания). А. Шегрен предполагал этимологию от финнского syrjä (край), откуда syrjäläinen (живущий на краю). Л. Лашук предлагал коми этимологию — сьöр йöз (удм. сьоръёс), то есть сторонний народ, народ, живущий в стороне от нас. Ханты называли коми sərän, sərán, săran,sǡrán. У манси обозначение коми — sarän, удмуртское обозначение коми — sara kum, а у ненцев saran, sānnę̄r. А. Туркин отмечал, что в Никоновской летописи при описании похорон Стефана Пермского упоминался народ сырьяне. Возможно, эти сырьяне и есть Сурой поганый. Нужно отметить, что христианизация коми не была завершена Стефаном. В 1398 г. епископом стал Исакий, в 1418 г. — Герасим, в 1444 г. — Питирим. Все они проповедовали христианство и искореняли язычество. В 1462 году новый пермский епископ крестил Великую Пермь, то есть коми-зырян. Но даже при нем процесс не был закончен. Для верований коми-зырян и коми-пермяков куда более уместно говорить о двоеверии, хотя к концу XV — началу XVI в. они были христианизированы.
Две Перми на одну страну
В XV в. на территории расселения коми образовалось два государства — Пермь Великая и Пермь Вычегодская. Касательно происхождения князей в этих княжествах, то тут есть несколько точек зрения. По мнению сторонников местного происхождения князей (А. Дмитриев, А. Зимин, В. Голубев, О. Семенов, Е. Вершинин), они происходили от местных коми, возглавлявших сотни. Противниками этой точки зрения являются В. Оборин, Г. Чагин, Л. Макаров, считая, что они происходили от верейской линии Рюриковичей. В качестве главного аргумента использовались данные вычегодско-вымской летописи о том, что де князья происходят из Верейска.
Полемика относительно этого вопроса достаточно подробно разобрана в статье Е. Вершинина. Теория верейского происхождения князей несостоятельна еще и потому, что Михаил Андреевич, правящий Вереей и Белоозером, был близок к Василию II Темному и никуда не удалялся. Потомки же его никакого отношения к Перми не имели. Вымские и великопермские князья могли происходить из местной аристократии. Сами князья стали регулярно упоминаться в источниках с середины XV в. До того куда большую роль играли епископы. Князья носили имена Ермолай, Василий, Михаил, что несколько вводило в заблуждение исследователей, которые считали их русскими. Но люди из окружения князя, например, сотники носили вполне местные имена — Мичкин (зыр. Мича), Бурмот (зыр. Бур морт), Исур, Коч (зыр. Катша), Зыр (зыр. Зыран). В жаловальной грамоте 1485 г. Иван III наделил аристократию землями, официально урегулировав отношения с коми. Сотники первоначально играли роль жрецов, но в XV в. перешли к полностью светской власти. Сотники избирались народом среди храбрых батыров. Нужно отметить, что славянские имена не были чужды и прибалтийским финнам, несмотря на разницу в культурном отношении. С 1472 года фактически Пермь стала одним из уделов Русского государства, хотя династия Ермолаевичей еще несколько десятилетий была на престоле.
Карта севера России, включая Великую Пермь. Автор: Герхард Меркатор (Амстердам, 1595 год). Фото wikipedia.org
Трансформации на севере были зафиксированы и археологами. По мнению Л. Розенфельдт, Перми Вычегодской соответствовала ванвиздинская культура. Местное население жило в верхнем течении Мезени и верхнем и среднем течении Печоры. Мигрировали они в этот регион во второй трети I тыс. н. э. Поселения носителей ванвиздинской культуры не были укреплены и представляли из себя стоянки, которые не были укреплены. Они строили деревянные дома, охотились и рыбачили и принадлежали к балтийско-беломорскому типу европеоидной расы. Обычными для них были луки со стрелами, топоры, копья, которые также использовались и в быту. Л. Розенфельдт считает ванвиздинцев близкими к вепсам.
Поселения коми-пермяков находились на Каме, Вишере, Иньве, Ибве. Городища стояли на сравнительно небольшой площади с рвами и валами. Строились они на мысах и возвышенностях. Эпоха родановской культуры это героическая эпоха в истории коми. С ней связано появление героического эпоса о пермских богатырях — Кудым-Оше, Пере-богатыре и других. Достаточно большие поселения как Искор, Анюшкар, Родановское, Куласово, Рождественское, Кудымкар, Шудьякар. Через Предуралье и Прикамье проходили важные торговые пути. В составе родановской культуры было не менее семи племенных групп, что и не удивительно учитывая большое количество диалектов коми. Э. Савельева и В. Королев предположили, что в домонгольское время население в районе будущей Перми Вычегодской поддерживали контакты с волжскими булгарами. Коми поставляли меха. Путь на север шел с Волги на Каму с Камы — на ее притоки на Северную Кельтму и Нем или по альтернативному пути по Вятке и Сысоле. Через земли коми проходили новгородцы в походах на Югру.
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».