Чем должен заниматься маркетолог
Для чего маркетологу должностная инструкция
Должностная инструкция используется работодателями в целях:
Маркетолог — специалист, осуществляющий анализ рынка и во многом определяющий перспективы роста бизнеса. Решение поставленных перед ним задач в большинстве случаев требует доступа к необходимой информации, а также активного взаимодействия с другими сотрудниками фирмы. Оба механизма могут быть регламентированы посредством должностной инструкции маркетолога.
Трудовая дисциплина также важный аспект работы маркетолога. Дело в том, что специалист данного профиля может иметь широкий круг полномочий (по представлению интересов фирмы в ходе взаимодействия с другими организациями, получению доступа к конфиденциальным данным и т. п.). Нарушения в рамках соответствующих направлений деятельности маркетолога недопустимы, а потому ответственность за них желательно закрепить в локальном правовом акте, которым может быть инструкция.
Изучим, какой может быть ее структура.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и скачайте образец трудового договора с маркетологом, составленного экспертом с учетом всех нюансов трудового законодательства.
Структура должностной инструкции специалиста по маркетингу
Как и большинство должностных инструкций для других позиций в штатном расписании российских фирм, типичная должностная инструкция маркетолога будет состоять из следующих основных разделов:
Рассмотрим, какие формулировки могут быть включены в каждый из них.
Ключевые формулировки инструкции
В разделе «Общие положения» должностной инструкции маркетолога может устанавливаться:
В разделе «Должностные обязанности» можно зафиксировать:
Что касается раздела о правах маркетолога, в нем можно отразить право работника:
В разделе об ответственности работника указывается:
Где скачать должностную инструкцию маркетолога
Загрузить должностную инструкцию маркетолога вы можете на нашем портале. Для скачивания доступен документ, соответствующий структуре, рассмотренной нами в статье.
Итоги
Деятельность маркетолога, как и любого другого специалиста, отвечающего за разработку стратегии продвижения бизнеса и рост продаж, предполагает строгую регламентацию решения задач в рамках трудовой функции. Данная регламентация может быть осуществлена и юридически закреплена посредством должностной инструкции.
Ознакомиться с образцами инструкций для других должностей вы можете в статьях:
Функции маркетолога в компании: 4 ключевых направления + 15 обязанностей
Кажется, что функции маркетолога в компании очевидны. Но что, если мы скажем, что в Сети сегодня так много трактовок и вариаций на этот счет, что иногда сложно понять обязанности специалиста. Бывает так, что человек данной профессии делает столько всего для компании, что анализу его деятельности можно посвятить целую статью.
Именно это мы и решили сделать. Далее 4 главных направления в работе грамотного маркетолога, список его задач и должностных обязанностей. Из нашего материала вы узнаете, почему сегодня бизнес без этой профессии не будет функционировать, и сможете улучшить собственное дело.
4 ключевых направления в работе маркетолога
Кто такой маркетолог и какие функции он выполняет в компании? Это специалист, задача которого сделать так, чтобы компания, исходя из своих возможностей, способна была полностью удовлетворить потребительские запросы. То есть именно маркетолог приводит покупателей в бизнес и одновременно помогает создать и представить максимально интересное предложение для рынка.
Главное для клиента — уверенность в том, что, делая некое приобретение, он платит не так уж много и при этом получает очень ценное благо. И человек охотно отдает деньги, если ситуация представляется ему именно такой. Вот этого и должен достичь маркетолог: воспринимаемую ценность предложения максимально высокой.
Направления в работе маркетолога
Практически это достигается с помощью определенных функциональных инструментов, которыми обычно пользуются маркетологи. Получать намеченные результаты тут можно, действуя по четырем определенным направлениям. Это:
Ваш Путь в IT начинается здесь
Каждое из этих направлений можно еще разбить на подпункты, но градация получится достаточно сложной, и она в принципе не нужна для понимания общих функций маркетолога в компании. Данные четыре сферы влияния профессионалы называют маркетинг-миксом. Разберем каждую из них подробнее:
Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.
Карьерная мастерская это:
Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!
Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:
Зарегистрироваться и получить подарки
Работа с представленным маркетинг-миксом входит в обязанности маркетолога в современной компании. Задач у него много. Все они разноплановые. Успешность их выполнения зависит не только от неких внутренних возможностей организации, но и от множества внешних факторов.
Основные функции маркетолога в компании
Таким образом, квалифицированный маркетолог должен иметь четкое представление о составляющих маркетинг-микса компании и уметь этими составляющими грамотно управлять. Начинать выстраивать успешную карьеру следует именно с этого. Функции маркетолога в компании следующие:
Каждая из названных функций маркетолога в производственной или торговой компании подразумевает выполнение целого ряда важных, регулярных мероприятий.
Список обязанностей маркетолога в компании кратко
Итак, в описаниях к вакансии маркетолога чаще всего перечисляются следующие обязанности:
Обязанности маркетолога в компании В2В
Список функций маркетолога в компании, работающей в сфере В2В, довольно широк. Впрочем, среди них можно выделить несколько основных. Во-первых, задача маркетолога здесь – заниматься формированием потребительского круга.
Это наиважнейшая его функция, потому что создавать круг потребителей вовсе не просто. Все маркетинговые усилия направляются на формирование у аудитории желания обладать продуктом. Чтобы такое желание возникло, нужен стимул. Именно его должен создать маркетолог, а затем передать тем, от кого вы ожидаете взаимодействия (то есть будущим покупателям).
Опробовать их эффективность следует на предварительно созданных образцах. Они отправляются потенциальным покупателям по выбранным каналам, после чего становится понятно, появляется ли у потребителя желание обладать товаром или услугой. Кроме того, важно в итоге дать клиенту именно такой продукт, который был описан в стимуле, иначе он останется недоволен и больше сотрудничать с вами не захочет.
Обязанности маркетолога в компании В2В
Во-вторых, функция маркетолога в производственной или торговой компании, работающей в сфере В2В, состоит еще и в том, чтобы скрыть того, кто отвечает за расход средств и в целом принимает серьезные решения. Речь идет не о собственных деньгах (как в В2С). Тратится капитал компании, а значит и степень ответственности гораздо выше.
Какие обязанности есть у маркетолога
Должностные обязанности маркетолога:
Чем занимается маркетолог
Специалист по маркетингу — это профессия. Ключевая для любой отрасли должностная обязанность при работе маркетологом — изучить рынок, потребителя и построить офлайн и онлайн-каналы продаж, устойчиво приносящие прибыль. Для достижения максимальных продаж специалист-маркетолог:
До 2016 года работодатели самостоятельно описывали штатные позиции, формулировали, что входит в обязанности маркетолога, давали наименование должностям и определяли квалификационные требования. ЕКСД использовали для тарификации должностей для специалистов и служащих. «Маркетолог» присутствует в справочнике как должность специалистов, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях. К работнику предъявляются следующие требования по уровню образования и квалификации:
Многие отрасли экономики, независимо от формы собственности, ведут большую работу по анализу рынка и продвижению своих товаров (работ и услуг). На настоящий момент действует большое число профстандартов, регулирующих труд маркетологов.
В качестве «универсального», содержащего детальную профессионально-квалификационную линейку специалиста-маркетолога в любой отрасли, четко прописанные должностные обязанности, работодатели используют стандарт 08.035 «Маркетолог». В описании каждой обобщенной трудовой функции — варианты названия должностей (название «маркетолог» не предлагается).
Квалификационные требования — от среднего профессионального до магистратуры. Например, для разработки и реализации маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга (функция 3.2) требования следующие:
Справка. С 2016 года действует правило: если требования к квалификации, необходимой для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами, работодатели обязаны пользоваться профессиональными стандартами ( ФЗ № 122 ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно и быстро составить должностную инструкцию. Используйте эти инструкции бесплатно.
Должностные обязанности работника
ЕКСД следующим образом формулирует трудовые функции и обязанности маркетолога как специалиста по продвижению любых продуктов на рынке. Приведенный перечень должностных обязанностей не содержит даже намека на современную digital-компоненту, использование современных интернет-технологий.
На основе профстандартов должностные обязанности маркетолога детализируются через трудовые функции и действия. Раздел ДИ имеет дополнительный блок с описанием первых.
Необходимые знания и умения перечисляются по каждой функции отдельно или в разделе ДИ «Общие положения». Степень детализации должностных обязанностей менеджера по маркетингу в инструкции работодатель определяет самостоятельно, руководствуясь требованиями компании. Многое зависит от размера, структуры и конструкции бизнес-процессов. На картинке раздел ЛНА, содержащий должностные обязанности маркетолога на предприятии по производству изделий для детей.
Права и ответственность
Переданные полномочия предполагают наделение специалиста необходимыми правами для их исполнения. Ответственность работник несет в соответствии с действующим законодательством. В ЛНА разделы имеют традиционную структуру. В заключительном приводятся реквизиты использованного при подготовке профстандарта и формулируется порядок ознакомления с ДИ.
Маркетолог-аналитик, выполняя должностные обязанности, имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности маркетолога-аналитика.
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию маркетолога-аналитика.
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
Маркетолог-аналитик несет ответственность за:
5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения в рамках исполнения своих обязанностей.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения маркетолог-аналитик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка — дисциплинарную, материальную, административную, гражданскую и уголовную.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области маркетинга детских товаров», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.12.2014 № 1176н, и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. ……… (другие заключительные положения).
Должностная инструкция маркетолога
Должностная инструкция маркетолога – документ, в котором подробно прописываются функции, которые входят в компетенцию этой категории сотрудников предприятий и организации. В инструкции также прописываются права, ответственность и условия работы маркетолога.
Образец должностной инструкции маркетолога
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция маркетолога
І. Общие положения
1.1. Данный документ регулирует перечень задач, входящих в компетенцию маркетолога, ответственность за различные проступки, инициативы, права и полномочия, а также условия работы и прочие параметры, сопутствующие его профессиональной деятельности.
1.2. Прием на работу и увольнение маркетолога происходит в порядке, определенном внутренними правилами организации и трудовым законодательством РФ и только после вынесения соответствующего приказа со стороны дирекции фирмы.
1.3. Маркетологом может быть человек, обладающий профильным высшим образованием и опытом работы по специальности один год.
1.4. Непосредственный начальник маркетолога — руководитель отдела маркетинга и внешних связей.
1.5. Во время отсутствия маркетолога на рабочем месте его должностные функции переходят сотруднику, определенному отдельным специальным распоряжением директора предприятия (исходя из рекомендации начальника структурного подразделения).
1.6. Маркетолог обязан владеть следующими знаниями:
1.7. В своей деятельности маркетолог обязан опираться на:
ІІ. Должностные обязанности маркетолога
2.1. В обязанности маркетолога входят следующие рабочие задачи:
ІІІ. Права
3.1. маркетолог наделяется следующими полномочиями и правами:
ІV. Ответственность
Обстоятельства и ситуации, которые могут привести к применению дисциплинарного наказания:
4.1. Неправильное, халатное ведение документации, в том числе умышленное внесение заведомо ложных или частично недостоверных сведений в отчетные и учетные документы;
4.2. Разглашение конфиденциальной информации и коммерческой тайны организации;
4.3. Уклонение от исполнения своих трудовых функций, или ненадлежащее их выполнение.
4.4. Нецелевой расход выделяемых на реализацию маркетинговых задач и мероприятий средств;
4.5. Систематическое нарушение правил трудового распорядка, режима работы и отдыха, субординации, норм по обеспечению пожарной и иных видов безопасности компании;
4.6. Пренебрежение к требованиям непосредственного начальства, а также несоблюдение приказов и распоряжений директора предприятия
4.7. Превышение должностных полномочий.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель отдела маркетинга
ООО «Поставки оптом»
Пищулин /Пищулин Р.Д./
«12» августа 2014 г.
С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Летягина Инна Игоревна
Маркетолог ООО «Поставки оптом»
Паспорт 9784 № 657483
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Летягина
«17» августа 2014 г.
Для чего нужна должностная инструкция маркетолога
Данный документ служит, если можно так выразится, руководством к действию для сотрудника. Он четко определяет границы, в рамках которых может работать маркетолог, а также подробно указывает на те нарушения и ошибки, которые лучше не допускать.
Примерно в той же степени инструкция необходима и работодателю – она позволяет руководству организации координировать деятельность сотрудников, а также оптимизировать производственные процессы.
Кто занимается разработкой документа
Обычно функция по созданию документа возлагается на руководителя структурного подразделения, начальника отдела кадров или юриста предприятия. В некоторых случаях эта обязанность переходит на секретаря или же инструкцию пишет директор организации.
Но, вне зависимости от того, кто этим занимается, важно, чтобы документ вписывался в рамки действующего трудового и гражданского права.
Основные правила создания инструкции
Официально разработанного, утвержденного на законодательном уровне, образца должностной инструкции не существует, поэтому компании вправе самостоятельно создавать форму документа, ориентируясь на свои потребности.
Стандартный, общепринятый вариант включает в себя минимум четыре раздела:
которые могут при необходимости дополняться и другими параграфами.
Распечатывается документ в одном экземпляре и обязательно подписывается начальником отдела (который обязан следить за исполнением трудовых обязанностей маркетолога), самим сотрудником (который таким образом свидетельствует о том, что согласен с вменяемыми ему функциями), а также руководителем предприятия.
Основные положения должностной инструкции маркетолога
Для начала вверху страницы, с правой стороны следует оставить несколько строк для визирования инструкции руководителем фирмы: здесь надо вписать его должность, наименование компании, фамилию, имя, отчество, а также оставить две строки для подписи (с расшифровкой) и указания даты. Чуть ниже посередине пишется название документа.
Общие положения
Далее идет основная часть инструкции и ее первый раздел «Общие положения». В него вписывается, к какой группе работников относится маркетолог, требуемая квалификация, уровень образования, необходимый опыт работы и стаж, а также порядок назначения и увольнения сотрудника и замещения его в период отсутствия на рабочем месте. Далее указывается непосредственный руководитель маркетолога (без указания конкретных фамилий).
Потом в этот же раздел вносится список законов, правил, внутренних документов и нормативных актов, с которыми должен быть знаком маркетолог, а также способы и принципы работы, которым он должен следовать.
Должностные обязанности маркетолога
Второй раздел «Должностные обязанности» описывает функционал маркетолога, а именно те обязанности, которые он должен исполнять, начиная от разработки стратегии продвижения товаров и услуг и заканчивая учетом и анализом проведенных мероприятий. К этой части документа следует относиться особенно внимательно, поскольку она может сделать документ доказательной базой в случае возникновения судебных разбирательств, причем как со стороны работника, так и со стороны работодателя.
Права, которыми наделён маркетолог
«Права» — это раздел, который наделяет маркетолога конкретными полномочиями, призванными повысить эффективность его труда. В частности, здесь указывается возможность принятия самостоятельных решений и проявления различных инициатив, разрешение на коммуникации с другими структурными подразделениями и руководством компании, а также право не исполнять свои рабочие обязанности при возникновении опасности для жизни или здоровья.
Ответственность маркетолога за провинности
В разделе «Ответственность» прописываются все ошибки, нарушения и провинности, за которые возможно дисциплинарное наказание. При разработке данного параграфа нужно строго опираться на нормы законодательства РФ, поскольку пренебрежение к ним чревато санкциями к самой организации.
В конце документ должен заверить сотрудник, в компетенцию которого входит контроль за исполнением должностных обязанностей маркетолога, а также лично маркетолог. В самую последнюю очередь инструкция передается на утверждение директору предприятия.
Интернет-маркетолог в 2021: кто он, чем занимается, сколько зарабатывает
Интернет-маркетолог продвигает товары и услуги бренда онлайн. Сегодня эта специальность особенно востребована, ведь 2020-й год заставил многие компании полностью или частично уйти в сеть. Но и в доковидные времена интернет-маркетинг активно развивался. Так, по данным HeadHunter, число вакансий с начала 2016 года до конца 2019-го выросло на 118%.
В нашей статье расскажем о зонах ответственности специалиста, необходимых знаниях и личных качествах, о том, как стать интернет-маркетологом, и сколько он зарабатывает.
Кто он такой
Цель маркетинга — развивать бизнес, увеличивать число продаж. Это комплексная работа. Специалисту необходимо быть одновременно физиком и лириком — уметь работать с цифрами, понимать психологию покупателей, решать творческие задачи (например, создавать вовлекающий контент). Если интернет-маркетолог руководит отделом, ему понадобятся и навыки управленца.
Какие качества помогут войти в профессию, расти в ней?
Аналитический склад ума. Пригодится на всех этапах работы: при изучении конкурентов, целевой аудитории, при составлении маркетингового плана, при анализе рекламных кампаний и т.д.
Интерес к новому и желание непрерывно учиться. Интернет-маркетинг — подвижная сфера, в которой то и дело появляются новые инструменты. Консервативным личностям может тяжело даваться регулярное отслеживание и внедрение трендов.
Творческий подход. Нельзя создать по шаблону маркетинговую стратегию или план публикаций на сайте компании. Профессия часто требует нестандартных решений, потому в ней можно и нужно проявлять креативность.
Внимательность и усидчивость. Интернет-маркетолог имеет дело с большими объемами информации, выполняет в том числе рутинную работу. Только въедливый пройдет этот путь без потерь (потерь нужных цифр для отчета, конечно).
Коммуникабельность. Как правило, специалист работает не один, он ставит ТЗ коллегам – дизайнерам, копирайтерам, программистам, общается с заказчиками (представителями компаний, на которые работает). Умение найти подход к разным людям точно пригодится.
Чем именно занимается эта разносторонняя личность?
Что делает интернет-маркетолог
Сегодня в описании вакансий можно встретить разнообразные требования. В первую очередь они отличаются набором инструментов, которыми владеет специалист. Одним компаниям важно, чтобы он сам писал тексты и делал баннеры для таргетированной рекламы, другим, чтоб умел находить иностранных инфлюенсеров (лидеров мнений) и заказывать у них рекламу, третьим нужен управленец, который будет ставить четкие техзадания команде и контролировать процессы.
В целом деятельность интернет-маркетолога можно разделить на три больших блока:
Подготовка маркетинговой стратегии.
Управление инструментами (SEO, SMM, настройка контекстной рекламы, работа с блогерами, создание имейл-рассылок и т.д.) — самостоятельное или руками подчиненных.
Рассмотрим подробнее каждый блок.
Стратегия
По данным MediaValet, маркетинговые команды, которые документируют стратегию, на 313% чаще приходят к успеху, чем те, кто этого не делает.
Стратегия содержит основные данные, необходимые для продвижения компании, например:
Описание текущего позиционирования бренда, точек контакта.
Анализ рынка, в том числе конкурентов, и формирование уникального торгового предложения.
SWOT-анализ: исследование сильных и слабых сторон компании, возможностей и внешних угроз.
Изучение целевой аудитории, составление Customer Journey Map.
Постановка целей и задач по S.M.A.R.T. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми, ограниченными во времени.
Создание маркетингового плана: конкретные инструменты и действия — как компания будет достигать поставленных целей.
Маркетинговая стратегия всегда основана на анализе информации, не допускает домыслов. Как правило, ее составляют на длительный срок, например, на пять лет. Вносят в документ правки по необходимости.
Инструменты
Небольшие компании, нанимающие соло маркетолога, ждут, что он будет мультиинструменталистом. Реальный специалист может работать лишь с несколькими каналами, например, заниматься SEO, настраивать контекстную рекламу, при этом не владеть SMM, в том числе таргетированной рекламой. Но понимать принцип работы главных инструментов он обязан.
Сайт. Если у бренда до сих пор не было сайта, интернет-маркетолог должен его создать (с помощью дизайнеров и программистов или сам, если он такой классный и многогранный). Сайт содержит описание товаров и услуг компании. На нем должны быть кнопки для целевых действий: регистрация, покупка, заявка и т.д. Задача сайта – превратить посетителей в покупателей.
SEO. Чтобы потенциальный клиент нашел сайт, поисковики должны выдавать его в первой двадцатке, а лучше в первой десятке. Для этого нужна оптимизация: подготовка качественных текстов с ключевыми словами, разработка удобной структуры сайта, в том числе мобильной версии, уменьшение времени загрузки страницы, грамотное оформление URL, заголовков, размещение ссылок на сайт на авторитетных площадках и т.д. Если все сделано верно, Google и Яндекс выведут страницу бренда на первые позиции.
Контекстная реклама. Позволяет охватить пользователей, которые искали в интернете товары/услуги, похожие на те, что предлагает компания. Специалист настраивает рекламу в Яндекс.Директ или Google Ads. После чего целевая аудитория видит объявление, например, в выдаче поисковиков, обычно в верхнем блоке (те самый сайты с пометкой «Реклама»).
SMM. Это маркетинг в социальных сетях. Он предполагает комплексную работу: от создания SMM-стратегии (почитайте, как ее подготовить) до настройки таргетированной рекламы. Также включает в себя оформление аккаунтов, подготовку и публикацию контента — текстового и визуального, общение с подписчиками, партнерские коммуникации, заказ рекламы у блогеров. SMM необходим не только для увеличения продаж, но и для формирования лояльности целевой аудитории. Направление развивается очень быстро. Профессиональные эсэмэмщики чувствуют тренды и не раздумывают о том, нужно ли в 2021 году зарегистрировать клиента в TikTok, они сделали это еще в 2019-м.
Контент-маркетинг. Специалист в этом направлении занимается продвижением бренда на нескольких площадках (на сайтах, в соцсетях, в СМИ) при помощи контента — текстов, иллюстраций, видео, аудиопрограмм для подкастов. SMM и SEO взаимосвязаны с контент-маркетингом, должны согласоваться с ним. А сам профи должен уметь планировать и создавать различные публикации.
Email-маркетинг. Да, в 2021-м он по-прежнему актуален. Но только в том случае, если содержание писем действительно полезно клиенту. Также в тренде интерактивность и адресность — обращение к конкретному читателю.
Вот основные инструменты, которыми пользуется универсальный маркетолог. Отметим, что узкий специалист может заниматься только контекстной рекламой или SMM. В таком случае он будет работать в команде, согласно стратегии, которую разрабатывает главный интернет-маркетолог.
Аналитика
Когда стратегия написана, а инструменты применены, приходит время собирать плоды — анализировать эффективность. Проверить посещаемость сайта и поведение пользователей на нем помогут Яндекс.Метрика и Google Analytics. Есть и другие ресурсы, но эти два — главные для веб-аналитики.
Результатом исследования должна стать оптимизация тех инструментов, которые пока работают хуже, чем предполагалось.
Сколько зарабатывает профессионал
Зарплата интернет-маркетолога зависит от его опыта, региона, компании, с которой он сотрудничает. Он может быть наемным специалистом в конкретной фирме, может работать в агентстве и вести сразу несколько проектов, может делать то же самое, будучи фрилансером. Интернет-маркетолог также способен открыть свой бизнес, преподавать, консультировать.
По данным Trud.com, в среднем интернет-маркетолог в России получает 48 329 рублей, 56 050 рублей — в Москве, 43 750 рублей — в Петербурге. При этом в июне 2020 года медианная зарплата по стране составляла 100 000 рублей.
На HeadHunter по состоянию на 22 апреля опубликовано 1 313 вакансий «Интернет-маркетолог». Из них 406 в Москве, 175 в Петербурге.
Количество предложений и заработная плата по ним:
759 вакансий с зарплатой от 45 000 руб.,
459 — от 75 000 руб.,
194 — от 105 000 руб.,
98 — от 135 000 руб.,
43 — от 165 000 руб.
Новичкам предлагают от 25 000 рублей.
Куда пойти учиться
Как стать специалистом в этой сфере? Помимо личных качеств, что мы перечисляли в начале статьи, понадобятся профильные знания. Их можно приобрести несколькими способами.
Поступить в вуз на факультет маркетинга или рекламы и связей с общественностью. Высшее образование даст теоретическую базу, которая пригодится при составлении стратегии. Но познакомиться с конкретными инструментами, научиться их применять вряд ли получится. Только учеба в вузе, увы, не сделает вас профессионалом.
Пройти краткосрочные курсы офлайн или онлайн, например, наш курс Комплексный интернет-маркетинг. Такие курсы дадут вам полное понимание, чем занимается Интернет-маркетолог в любой современной компании.
Заняться самообразованием. Сегодня много полезной информации можно найти в открытых источниках — подкасты, видеоблоги, литература к вашим услугам. Минус в том, что придется самостоятельно отделять зерна от плевел. В процессе сортировки можно наглотаться мифов и легенд, не связанных с реалиями профессии.
Устроиться на стажировку. Обычно этот путь выбирают студенты вузов, чтобы добыть недостающие практические знания. Но можно попробовать стать стажером без базовой подготовки. Некоторые маркетинговые агентства набирают новичков и под руководством опытных сотрудников дают им поработать с реальными клиентами. Задачи, скорее всего, будут маленькими, зато увидите кухню изнутри.
С чего бы вы ни начали, открывать для себя новое в профессии вы будете всегда. Регулярное обучение поможет добиться карьерного роста. В интернет-маркетинге он происходит довольно быстро — за пять лет из джуниора вы можете превратиться в руководителя отдела или как минимум в многорукого Шиву-маркетолога.