Чем должна обеспечивать поездная радиосвязь
Чем должна обеспечивать поездная радиосвязь
НОРМЫ И ПРАВИЛА ОСНАЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА СРЕДСТВАМИ РАДИОСВЯЗИ И ПОМЕХОПОДАВЛЯЮЩИМИ УСТРОЙСТВАМИ
Norms and rules of railway rolling stock fitting out with radio communication facilities and interference suppression devices
Дата введения 2018-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИНМАШ») и Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТелеКом-Бизнес» (ООО «ТТК-Бизнес»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 марта 2017 г. N 97-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2017 г. N 606-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34076-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55814-2013
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2017 г. N 606-ст ГОСТ Р 55814-2013 отменен с 1 января 2018 г.
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав, техническое задание на создание и/или модернизацию которого утверждено после даты введения в действие настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.006 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля
ГОСТ 12.2.056 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности
ГОСТ 5862 Изоляторы и покрышки керамические на напряжение свыше 1000 В. Общие технические условия
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 10434 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования
ГОСТ 14777 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55055-2012.
ГОСТ 18238 Линии передачи сверхвысоких частот. Термины и определения
ГОСТ 20419 Материалы керамические электротехнические. Классификация и технические требования
ГОСТ 24375 Радиосвязь. Термины и определения
ГОСТ 30429-96 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со служебными радиоприемными устройствами гражданского назначения. Нормы и методы испытаний
ГОСТ 30804.4.3 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ 31565 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности
ГОСТ 33436.3-1 (IEC 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний
ГОСТ 33436.3-2 (IEC 62236-3-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-2. Железнодорожный подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний
ГОСТ 33436.4-2 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-2. Электромагнитная эмиссия и помехоустойчивость аппаратуры электросвязи. Требования и методы испытаний
ГОСТ 33889 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ 33973 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля
ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 14777, ГОСТ 18238, ГОСТ 24375, ГОСТ 33889, ГОСТ 34056, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 антенный кабель (фидер): Линия передачи высокочастотной энергии от радиостанции к антенне (антенно-согласующему устройству) и обратно.
3.1.2 вибратор: Элемент антенны, излучатель трубчатой или иной формы, выполненный из металла.
3.1.3 дополнительный пульт управления радиостанцией: Пульт управления, обеспечивающий выполнение основных функций по управлению радиостанцией, а именно: выбор рабочего диапазона, выбор корреспондента, посылка вызова, ведение переговоров и индикация включенного состояния.
3.1.4 основной пульт управления радиостанцией: Пульт управления, обеспечивающий выполнение всех функций по управлению, конфигурированию и тестированию радиостанции, предусмотренных нормативно-техническими документами.
3.1.5 помехоподавляющее устройство: Устройство, устанавливаемое на подвижном составе или входящее в состав электрооборудования, которое уменьшает величину тока радиопомех, протекающих по проводам контактной сети и по проводам внутреннего электрического монтажа железнодорожного подвижного состава.
3.1.6 радиостанция передачи данных: Радиостанция, предназначенная для обмена информацией между локомотивными и стационарными устройствами систем управления движением и мониторинга.
3.1.7 техническое обслуживание радиостанций: Комплекс технических мероприятий по поддержанию работоспособности и исправности эксплуатируемой аппаратуры радиосвязи.
3.1.8 полоса частот: Непрерывная область частот, заключенная между двумя пределами.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
4 Общие положения
4.1 Железнодорожный подвижной состав, эксплуатируемый на путях общего пользования, должен быть оборудован средствами железнодорожной радиосвязи, совместимыми с системами радиосвязи инфраструктуры по станциям и маршрутам обращения.
В Российской Федерации радиостанции должны работать в выделенных Государственной комиссией по радиочастотам для применения на сети железных дорог радиочастотных диапазонах.
Чем должна обеспечивать поездная радиосвязь
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г. № 259 «Об утверждении Свода правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью»»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5608), Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612, № 24, ст. 2601, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, № 11 (ч. 1), ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 18, ст. 2060, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18 (ч. 2), ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, № 6, ст. 652, № 11, ст. 1222, № 12, ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, ст. 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18 (ч. 4), ст. 2177), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Свод правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью».
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2014 г.
Министр | М.Ю. Соколов |
Свод правил
«Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью»
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г. № 259)
Дата введения 20__ г.
Предисловие
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на порядок ведения переговоров и использование средств поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ Р 54959-2012 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля
ГОСТ Р 55057-2012 Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения
ГОСТ Р 55056-2012 Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения.
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 53953, ГОСТ Р 55057-2012 «Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения», ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абонент поездной радиосвязи: Работник владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, использующий в соответствии со своей должностной инструкцией средства поездной радиосвязи для ведения служебных переговоров.
3.2 владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора*(1).
3.3 выделение полосы радиочастот: Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и/или ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.
3.4 высокоскоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростями свыше 200 км/ч.
3.5 государственная комиссия по радиочастотам; ГКРЧ: Межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи.
3.6 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи»*(2).
3.7 зона радиопокрытия: Территория, в пределах которой существует техническая возможность предоставления и использования услуг поездной радиосвязи, подтвержденная владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
3.8 инфраструктура железнодорожного транспорта: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, системы, устройства и оборудование.
3.9 использование радиочастот: Обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целей.
Примечание- Необходимость получения разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой определяют в соответствии с «Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» [5].
3.10 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
3.11 радиоэлектронные средства: РЭС: Технические средства, предназначенные для передачи и/или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и/или приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.
3.12 распределение полос радиочастот: Определение предназначения полос радиочастот посредством записей в «Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» [5], на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования.
3.13 средства поездной радиосвязи: РЭС, применяемые в поездной радиосвязи.
3.14 сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность средств железнодорожной радиосвязи и среды распространения радиоволн, предназначенная для связи между стационарными и подвижными абонентами, участвующими в выполнении технологических процессов, и (или) для передачи данных информационных и управляющих систем*(3).
3.15 система поездной радиосвязи; система ПРС: Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по станциям и переездам, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой*(4).
3.16 скоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростью от 141 до 200 км/ ч.
3.17 техническое обслуживание: Комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности средств поездной радиосвязи, других устройств и сооружений поездной радиосвязи при использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
3.18 уполномоченное подразделение: Подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, в сферу деятельности которого входит организация поездной радиосвязи.
3.19 эксплуатация радиоэлектронных средств: Целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.
4 Общие положения
4.2 Настоящие Правила предназначены для применения владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, пользующимися поездной радиосвязью.
Взаимодействие владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса определяется положениями Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1] и «О связи» [2].
4.3 Использование поездной радиосвязи при организации движения поездов, в том числе при неисправностях поездной радиосвязи, осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
4.4 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта организует поездную радиосвязь для работников владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса (абонентов поездной радиосвязи), определенных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
4.5 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3] может вносить изменения в перечень абонентов поездной радиосвязи при изменении технологии перевозочного процесса, при вводе в эксплуатацию новых технических средств.
4.6 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта предоставляет участникам железнодорожного перевозочного процесса право пользования поездной радиосвязью. Предоставление услуг связи осуществляется на основании соответствующих договоров между владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса на оказание услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи в соответствии с лицензией владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В отдельных случаях допускается самостоятельное получение перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса разрешений на использование выделенных владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта радиочастот и регистрация принадлежащих им РЭС. В этом случае владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта согласовывает заявку на получение разрешения на использование номиналов частот конкретным участником перевозочного процесса. Разрешения на использование радиочастот выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).[2]
4.7 Все РЭС, используемые в поездной радиосвязи владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, имеют позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения.
Позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения образовываются в соответствии с определенным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) порядком [4] на основании обращения владельца РЭС на получение свидетельства об образовании позывного сигнала и заключения экспертизы о возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС.
Позывные сигналы для РЭС, работающих в цифровых системах поездной радиосвязи, у которых формируются сигналы опознавания избирательного вызова, в том числе передаваемые автоматически, не образовываются.
Структура позывных сигналов для РЭС поездной радиосвязи железнодорожного транспорта, соответствующая порядку, определенному в [4], приведена в таблице 1.
4.8 На каждой железнодорожной линии (участке железной дороги) на железнодорожном подвижном составе применяют РЭС, используемые перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, совместимые с системой поездной радиосвязи владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.
4.9 Все участники перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, применяют РЭС (стационарные, возимые, носимые радиостанции и другие РЭС), имеющие подтверждение соответствия требований и параметров, установленных владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с ГОСТ Р 54959.
4.10 Все участники перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, применяют РЭС, прошедшие регистрацию в федеральных органах исполнительной власти в установленном порядке.
Свидетельство о регистрации РЭС является документом, разрешающим эксплуатацию радиостанций.
Регистрацию РЭС выполняют уполномоченные подразделения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса.
Свидетельства о регистрации РЭС хранят на правах документов строгой отчетности у ответственных за эксплуатацию РЭС, назначенных приказом по подразделению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса, на балансе которого находятся данные РЭС.
Копии свидетельств о регистрации РЭС, принадлежащих подразделениям, хранят в уполномоченных подразделениях владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса.
5 Порядок вызова и ведения переговоров по поездной радиосвязи
5.1 Порядок ведения переговоров по поездной радиосвязи определяет Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации [3].
5.2 С учетом особых случаев организации движения поездов (например, скоростные и высокоскоростные участки) владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта может разрабатывать и утверждать отдельные регламенты переговоров.
5.3 Абоненты поездной радиосвязи при ведении переговоров используют позывные РЭС в соответствии с 4.7.
5.4 Формы обращения при ведении переговоров и последовательность их передачи:
5.4.1 Вызов требуемого абонента поездной радиосвязи:
— «Дежурный по станции, название станции»;
— «Дежурный по железнодорожному переезду (посту охраны, посту безопасности объекта), название объекта (или указание его местоположения на перегоне или железнодорожной станции)»;
— «Дежурный по депо, название депо»;
— «Машинист поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), номер поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава)»;
— «Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда, номер поезда»;
5.4.2 Ответ вызываемого абонента поездной радиосвязи:
— «Поездной диспетчер, фамилия, слушаю»;
— «Дежурный по станции, название станции, фамилия, слушаю»;
— «Дежурный по депо, название депо, фамилия, слушаю»;
— «Дежурный по железнодорожному переезду (посту охраны, посту безопасности), название железнодорожного переезда (поста охраны, поста безопасности объекта) или указание его местоположения на перегоне или железнодорожной станции), фамилия, слушаю»;
— «Машинист поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), номер поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), слушаю»;
— «Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда, номер поезда, слушаю».
5.4.3 После получения ответа от вызываемого абонента поездной радиосвязи вызывающий абонент называет себя в соответствии с пунктом 5.4.1 и передает текст сообщения или запроса.
5.4.4 Порядок вызова и ведения переговоров определяется видом системы поездной радиосвязи, которая используется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
5.4.4.1 В аналоговых системах поездной радиосвязи абоненты поездной радиосвязи используют групповые вызовы абонентов. РЭС, работающие в аналоговых сетях поездной радиосвязи, обеспечивают посылку вызывных сигналов частотой 700 или 2100 Гц для вызова поездного диспетчера; 1400 Гц для вызова дежурных по железнодорожным станциям, железнодорожным переездам, постам охраны, постам безопасности, депо; 1000 Гц для вызова машинистов поездов, специального самоходного подвижного состава, начальников (механиков-бригадиров) пассажирских поездов. Прием вызывного сигнала переводит всю группу РЭС в режим приема.
5.4.4.2 В случае использования владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта цифровых систем поездной радиосвязи при вызове абонентов поездной радиосвязи используют как групповые, так и индивидуальные вызовы.
Порядок вызова абонентов поездной радиосвязи в цифровой системе радиосвязи определяется алгоритмом работы используемой системы.
При этом уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает контроль за включением РЭС абонентов поездной радиосвязи владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса в план нумерации цифровой системы поездной радиосвязи с назначением индивидуальных номеров РЭС и номеров групп, в которых эти РЭС работают.
5.4.5 В тех случаях, когда необходимо обратить внимание всех абонентов поездной радиосвязи, находящихся в зоне радиопокрытия вызывающей радиостанции, передают сообщение: «Внимание, внимание! Слушайте все».
На железнодорожных линиях, оснащенных аналоговыми системами поездной радиосвязи, сообщение передается последовательно поездному диспетчеру, дежурным по станции и машинистам поездов в соответствии с пунктом 5.4.4.1.
На железнодорожных линиях, оснащенных цифровыми системами радиосвязи, сообщение передается последовательно поездному диспетчеру, дежурным по станции и машинистам поездов с использованием групповых вызовов в соответствии с пунктом 5.4.4.2. При возможности нахождения на железнодорожной линии подвижного состава, не оснащенного РЭС цифровых систем поездной радиосвязи, машинистам поездов сообщение передается дополнительно с использованием аналоговых РЭС поездной радиосвязи в соответствии с пунктом 5.4.4.1.
Каждый, кто услышал данное сообщение, прекращает переговоры по поездной радиосвязи, внимательно выслушать сообщение, подтвердить факт приема информации в соответствии с пунктом 5.4.2, соблюдая установленный регламент переговоров, и при необходимости принять меры к обеспечению безопасности движения поездов или сохранности перевозимых грузов, установленные в [3].
6 Порядок использования средств поездной радиосвязи
6.1 Поездная радиосвязь организуется владельцем инфраструктуры в диапазонах радиочастот, выделенных решениями ГКРЧ для организации сетей железнодорожной радиосвязи.
Поездная радиосвязь может быть реализована и в других частотных диапазонах в соответствии с таблицей распределения полос частот, принятой постановлением Правительства Российской Федерации [5], и при условии получения установленным порядком решения ГКРЧ по выделению полос радиочастот для функционирования поездной радиосвязи.
6.2 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта при организации поездной радиосвязи использует РЭС, технические характеристики которых соответствуют ГОСТ Р 54959.
6.3 Все средства поездной радиосвязи обеспечивают круглосуточный режим работы.
6.4 Все РЭС, находящиеся в работе, постоянно включены. Стационарные и возимые радиостанции имеют контроль включенного состояния; носимые радиостанции имеют индикаторы разряда аккумуляторных батарей.
6.5 Все работники, пользующиеся средствами поездной радиосвязи, обязаны следить за их исправностью. О каждом случае нарушения исправного действия средств поездной радиосвязи необходимо предоставлять информацию сменному персоналу уполномоченного подразделения с регистрацией сообщения в документе установленной формы.
6.6 Каждый случай неисправности и выключения средств поездной радиосвязи во время производства работ рассматривается не позднее трехсуточного срока совместно руководителями подразделений, пользующихся поездной радиосвязью, и руководителем соответствующего уполномоченного подразделения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса. По результатам рассмотрения определяют мероприятия по устранению выявленных нарушений, назначают исполнителей и сроки выполнения работ. Контроль за выполнением работ осуществляет уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса в зависимости от принадлежности РЭС поездной радиосвязи.
6.7 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчик и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, формируют перечень должностей, допущенных к пользованию РЭС поездной радиосвязи.
6.8 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчик и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, обеспечивают документированную регистрацию переговоров, ведущихся по поездной радиосвязи, на всех участках железных дорог, определенных владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта [3].
6.9 При пользовании поездной радиосвязью запрещается:
— передавать сведения, не подлежащие передаче по радиоканалу открытым текстом; перечень сведений, не подлежащих передаче по радиоканалу открытым текстом, в зоне своей ответственности устанавливают владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью;
— применять в сообщениях произвольные шифры, коды и сокращения;
— передавать сообщения при занятом канале поездной радиосвязи (данное требование включают в инструкции по пользованию средствами радиосвязи аналоговых систем поездной радиосвязи), кроме ситуаций, угрожающих жизни людей, безопасности движения поездов или сохранности перевозимых грузов и определенных регламентом переговоров, утвержденным владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
— вести переговоры, не связанные непосредственно с технологией работы и обеспечением безопасности движения поездов;
— беспорядочно нажимать тангенту микротелефонной трубки, кнопки на пультах управления средствами поездной радиосвязи.
6.10 Порядок пользования средствами поездной радиосвязи (радиостанциями, пультами управления и др.) при установлении соединений, вызове и ведении переговоров определяется инструкциями, утверждаемыми владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиком и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, пользующимися поездной радиосвязью. Инструкции разрабатываются на основе технической документации на все средства поездной радиосвязи, используемые в подсистеме инфраструктуры «Железнодорожная электросвязь» на железнодорожной линии (участке железной дороги), на железнодорожном подвижном составе и при оснащении абонентов поездной радиосвязи носимыми радиостанциями.
6.11 Работники владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, проходят обязательное обучение, предусматривающее проверку знаний по пользованию средствами поездной радиосвязи, находящимися в их ведении. Порядок и сроки проведения обучения и проверки знаний определяются уполномоченным подразделением владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса.
7 Обеспечение функционирования поездной радиосвязи
7.1 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает зоны радиопокрытия для абонентов поездной радиосвязи в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
7.2 Параметры поездной радиосвязи, характеризующие зоны радиопокрытия, устанавливаются владельцем инфраструктуры в соответствии с ГОСТ Р 54959.
7.3 Уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта проводит контроль параметров поездной радиосвязи в соответствии с ГОСТ Р 54959.
Проверка поездной радиосвязи осуществляется путем контроля (измерения) параметров поездной радиосвязи с использованием следующих технических средств:
— единой системы мониторинга и администрирования сети технологической связи;
— вагонов-лабораторий радиосвязи и диагностических комплексов, оснащённых специальным оборудованием для контроля поездной радиосвязи;
— специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов.
Порядок и периодичность проверки работоспособности и контроля параметров поездной радиосвязи устанавливает владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с техническими характеристиками системы поездной радиосвязи на железнодорожной линии и технической документацией производителя средств поездной радиосвязи.
7.4 Перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса обеспечивают контроль принадлежащих им средств поездной радиосвязи на соответствие требованиям ГОСТ Р 54959. Порядок и периодичность проведения контроля параметров РЭС устанавливают перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса в соответствии с технической документацией производителя РЭС.
*(1) ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 76
*(2) ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 80
*(3) ГОСТ Р 53953-2010, статья 45
*(4) ГОСТ Р 53953-2010, статья 49
Библиография
[1] | Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ. | «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» |
---|---|---|
[2] | Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ | «О связи» |
[3] | приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286 | Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (Зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный № 19627) |
[4] | приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2012 г. № 4 | «Порядок образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения» (Зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный № 23641) |
[5] | постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1049-34 | «Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации» |
Обзор документа
Разработан Свод правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью».
Он распространяется на порядок ведения переговоров и использование средств поездной радиосвязи на ж/д транспорте.
Владелец инфраструктуры предоставляет участникам перевозочного процесса право пользования поездной радиосвязью. Услуги оказываются на основании договоров в соответствии с лицензией.
Урегулирован порядок вызова и ведения переговоров по поездной радиосвязи. Закреплена процедура применения спецсредств.